№ 5 (57) МАЙ 2015
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
В.В. Неволина, канд. психол. наук, доцент, кафедра общей психологии, Оренбургский государственный медицинский университет, г. Оренбург, Россия, nevolina-v@yandex.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
В статье представлены основные подходы к изучению эмоционального интеллекта. Особое внимание автор уделяет проявлениям эмоционального интеллекта в учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза. С помощью диагностической методики Н. Холла были изучены общий уровень эмоционального интеллекта студентов, а также его структурные компоненты: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия и распознавание эмоций других людей. Полученные в ходе эмпирического исследования данные свидетельствуют, что студенты медицинского вуза имеют потенциал для развития эмоционального интеллекта и внутреннюю мотивацию. При наличии знаний об эмоциональной сфере, об эмоциях и чувствах студентам сложнее дается практическое их проявление. Поэтому на основе имеющихся у студентов знаний и внутренней мотивации важно развивать и все остальные структурные компоненты эмоционального интеллекта. В юношеском возрасте эмоциональная и интеллектуальная сферы личности пластичны и сенситивны, поэтому развитию эмоционального интеллекта будут способствовать тренинго-вые занятия, дискуссионные методы работы, игровые упражнения, направленные на развитие способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, навыков практического самопознания, управления эмоциональным поведением. Результаты авторского исследования подтверждают необходимость развития эмоционального интеллекта студентов медицинского вуза в процессе их профессиональной подготовки.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, эмоциональный отклик, распознавание эмоций других людей, студенты медицинского вуза.
Проблема эмоционального интеллекта студентов вызывает интерес исследователей, педагогов, психологов, что обусловлено ростом социальных ожиданий по отношению к образовательным учреждениям. Система высшего образования призвана содействовать развитию способностей студентов в духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном отношении. Особое значение проблема развития эмоционального интеллекта приобретает в процессе подготовки студентов медицинских вузов, так как способность к пониманию эмоциональных состояний других людей, умение
сопереживать и понимать эмоциональные состояния как больных, так и здоровых людей являются важными показателями профессионализма специалиста-медика. Поэтому задачей медицинского вуза является создание не только оптимальных учебных условий, но и условий для эмоционального взаимодействия студентов в социокультурной среде вуза, способствующих развитию эмоционального интеллекта будущих медицинских работников.
Специалисты в области психологии интеллекта Э. Торндайк, Ч. Спирмен, Д. Век-слер, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк отмечали, что
люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, то есть действовать в человеческих отношениях разумным образом.
В отечественной =
психологии идея единства аффекта и интеллекта отражена в трудах Л. С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Единство аффекта и интеллекта, по мнению Л.С. Выготского, обнаруживается во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, а также в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта1. С.Л. Рубинштейн, развивая идеи Л.С. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального2.
Американские психологи П. Сэл овей и Дж. Мейер рассматривают эмоциональный интеллект как подструктуру социального интеллекта, которая включает способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий. Ученые выделили четыре компонента эмоционального интеллекта: способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать эмоции; способность иметь доступ к чувствам и вызывать их, чтобы повысить эффективность мышления; способность к пониманию эмоций, эмоциональному познанию; способность к осознанной регуляции эмоций, управлению эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального раз-вития3. Д.В. Люсин определяет эмоциональный интеллект как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими, которая связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, то есть с интересом к внутреннему миру людей, склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям4.
Следовательно, эмоциональный интеллект представляет собой совокупность эмо-
Способность к пониманию эмоциональных состояний других людей, умение сопереживать и понимать эмоциональные
состояния как больных, так и здоровых людей являются важными показателями профессионализма специалиста-медика.
ционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны. Люди = с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, что обеспечивает им более высокую эффективность в общении, они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими5.
Изучение эмоционального интеллекта студентов медицинского вуза особенно важно, так как данные показатели отражают не только характеристики личности, но и являются своеобразным индикатором для развития профессионально важных качеств будущих специалистов. Развитие эмоционального интеллекта как совокупности эмоциональных и социальных способностей открывает новые возможности для более эффективного взаимодействия в общении. Эмоциональный интеллект является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми, в том числе между врачами и пациентами, способствует восприятию и пониманию людьми друг друга, эмоциональных состояний и переживаний.
Проведенное автором исследование направлено на изучение эмоционального интеллекта у студентов медицинского вуза. Базой для исследования послужил Оренбургский государственный медицинский университет. Выборку исследования составили 120 студентов лечебного, стоматологического и фармацевтического факультетов и факультета клинической психологии. В ходе проведения исследования использован тест эмоционального интеллекта Н. Холла. Данная методика предназначена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Методика построена на общетеоретических представлениях об эмоциональном интеллекте как о личностной характеристике, позволяю-
№ 5 (57) МАЙ 2015
т
щей распознавать свои эмоции, управлять ими, распознавать чувства в каждой конкретной ситуации и т. д.
С помощью данной методики был определен общий уровень эмоционального интеллекта студентов медицинского вуза, а также такие его структурные компоненты, как эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия и распознавание эмоций других людей.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что для студентов характерен средний уровень эмоционального интеллекта (68%). 12% испытуемых показали высокий уровень и 20% — низкий его уровень. Полученные данные свидетельствуют о том, что испытуемые в целом хорошо понимают себя и других в эмоциональном плане, ощущают психологическое благополучие, позитивно относятся к себе, успешно управляют своими эмоциями с помощью определенных волевых усилий. Полученный результат характеризует испытуемых как индивидов, склонных придавать большое значение собственной эмоциональной сфере, своим чувствам и переживаниям, склонных анализировать их и действовать на основе анализа. Все это свидетельствует о том, что у испытуемых есть потенциал для развития своего эмоциональ-
ного интеллекта на этапе обучения в вузе, поэтому важна целенаправленная работа по его развитию.
В юношеском возрасте эмоциональная и интеллектуальная сферы личности пластичны и сенситивны, поэтому развитию эмоционального интеллекта будут способствовать тренинговые занятия, направленные на развитие способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, навыков практического самопознания, управления эмоциональным поведением. Использование во время аудиторных занятий дискуссионных методов работы и упражнений, направленных на снятие напряженности, установление положительного эмоционального контакта с группой, развитие конкретных навыков и способностей также будет способствовать развитию учебной активности и эмоционального интеллекта студентов.
Далее рассмотрим уровни развития каждого структурного компонента эмоционального интеллекта.
Наиболее развит у студентов такой структурный компонент эмоционального интеллекта, как самомотивация. У студентов наблюдается внутренняя мотивация к управлению своими эмоциями, к самоконтролю, настойчивости в достижении поставленных целей; они придают значимость
своим эмоциональным состояниям, испы- нального интеллекта, но и внутренней го-
тывают необходимость развивать данное товности, мотивации к изменению данного качество у себя, чтобы в случае надобности качества у себя.
войти в нужное эмоциональное состояние, Однако при наличии знаний об эмо-
вызвать определенные эмоции.
Средний уровень развития имеет эмоциональная осведомленность испытуемых, что свидетельствует о наличии определенных знаний, необходимых для понимания и распознавания эмоций как собственных, так и у других людей. Студенты способны различать эмоции, анализировать их, наблюдать за их изменениями, понимать их и учитывать при принятии решений. Испытуемым важно осознавать свои позитивные и негативные эмоции, анализировать их и понимать.
Средний уровень развития имеет также такой структурный компонент эмоционального интеллекта, как эмпатия, отражающая способность чувствовать и определять эмоциональные состояния окружающих, сопереживать другому человеку. Студенты чувствительны к эмоциональным состояниям и потребностям других, стремятся распознавать и понимать чувства и эмоции других людей, настраиваться на их эмоции, хотя и не всегда это получается или получается при самоконтроле.
Заниженный уровень развития имеет умение распознавать эмоции других людей. Студенты испытывают сложности в правильном понимании эмоций и чувств других людей и различении эмоциональных состояний, не всегда могут адекватно на них реагировать, эффективно влиять на эмоциональные состояния других.
Итак, полученные результаты позволяют отметить, что для студентов характерен средний уровень эмоционального интеллекта, это свидетельствует о наличии у испытуемых потенциала для его развития. Наиболее развит такой структурный компонент эмоционального интеллекта, как самомотивация, что свидетельствует о наличии не только потенциала для развития эмоцио-
Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, что обеспечивает им более высокую эффективность в общении, они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
циональной сфере, об эмоциях и чувствах студентам сложнее дается практическое применение этих знаний: им сложно различить и понять эмоции окружающих, сложно адекватно реагировать на их эмоциональные состояния и контролировать свои чувства и эмоции. Поэтому на основе имеющихся у студентов знаний и внутренней мотивации важно развивать у них все остальные структурные компоненты эмоционального интеллекта.
Таким образом, эмоциональный интеллект представляет собой способность понимать отношение личности, репрезентируемое в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза; совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на эффективность общения. Всё вышесказанное подтверждает необходимость развития эмоционального интеллекта студентов медицинского вуза в процессе их профессиональной подготовки. V
Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб., 2002 720 с.
3. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 170—180.
4. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.
5. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83-95.
Моц^мдй9П1ц ДИСКУССИЯ 4
° / IVIMKI ¿iU IO журнал научных публикаций »
INVESTIGATION OF STRUCTURAL COMPONENTS OF MEDICAL STUDENTS' EMOTIONAL INTELLIGENCE
V.V. Nevolina, Candidate of psychology, Docent, The department of common psychology,
Orenburg State Medical University, Orenburg, Russia, nevolina-v@yandex.ru
This article presents the main approaches to investigation of emotional intelligence. The special attention is paid for emotional intelligence in educational and professional activity of medical students. With a help of diagnostic method of N. Hall the medical students' emotional intelligence has been researched, as well as its structural components: emotional awareness, personal emotions' management, self-motivation, empathy and recognition of other people's emotions. The results of this empiric method show that medical students have a potential and inner motivation for development of emotional intelligence. Having knowledge about emotional sphere, emotions and feelings, students can hardly use them. That is why on the base of students' knowledge and inner motivation the development of other structural components of emotional intelligence is important. In teen-age emotional and intellectual spheres are ductile and sensitive, that is why the development of emotional intelligence can be promoted by training courses, discuss work methods, game trainings, aimed at development of ability to understand personal and others' emotions, skills of practice self-knowledge, management of emotional behavior. The author's investigation proves the necessity of medical students' emotional intelligence development in the process of their professional training.
Key words: emotional intelligence, emotional awareness, managing emotions, self-motivation, empathy, emotional response, recognition of emotions of others, students of medical school.
References
1. Vygotskii L.S. Pedagogicheskaia psikhologiia [Pedagogical psychology ]. Moscow, Pedagogika Publ., 1991. 480 p.
2. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General psychology]. St. Petersburg, 2002 720 p.
3. Degtiarev A.V. «Emotsional'nyi intellekt»: stanovlenie poniatiia v psikhologii ["Emotional intelligence": the formation of concepts in psychology]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie — Psychological science and education, 2012, no. 2, pp. 170-180.
4. Liusin D.V. Sovremennye predstavleniia ob emotsional'nom intellekte // Sotsial'nyi intellekt: Teo-riia, izmerenie, issledovaniia [Modern views on emotional intelligence, Social intelligence: Theory, measurement, research]. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2004. 176 p.
5. Andreeva I.N. O stanovlenii poniatiia «emotsional'nyi intellekt» [About the formation of the concept of "emotional intelligence"]. Voprosy psikhologii — Questions of psychology, 2008, no. 5, pp. 83-95.