Научная статья на тему 'Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов'

Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1520
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / EMOTIONS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / АКАДЕМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ACADEMIC DEVELOPMENT / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ / FUNCTIONS OF CULTURE / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Безбородова Л. А., Безбородова М. А.

Авторы рассмотрели феномен эмоционального интеллекта как фактора академического развития студентов в части основных характеристик коммуникативного взаимодействия. Эмоциональный интеллект представлен комплексно как сочетание следующих компонентов: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, эмоциональная самомотивация, эмпатия и распознавание эмоций окружающих в процессе коммуникативного взаимодействия. Авторы показали функции педагогической культуры преподавателя и его технологий по формированию эмоционального интеллекта как целостного динамичного построения, создающего основу для оптимистичной осведомленности, понимания и контроля собственных эмоций и эмоций окружающих. Результаты работы представляют интерес для педагогов и психологов, занимающихся проблемами формирования у студентов личностных качеств, в том числе и эмоционального интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional intelligence as an important factor of communicative interaction between a teacher and students

The authors have considered the phenomenon of emotional intelligence as a factor of academic development of students in terms of the main characteristics of communicative interaction. Emotional intelligence is comprehensively presented as a combination of the following components: emotional awareness, emotional management, emotional self-motivation, empathy, and recognition of the emotions of others in the process of communicative interaction. The authors have shown the functions of a teacher’s pedagogical culture and his technology used to form emotional intelligence as an integral dynamic construct which creates the basis for optimistic awareness, understanding, and control of one’s own emotions and the emotions of others. The results of the work are of interest for teachers and psychologists who deal with the problems of the formation of personal qualities in the students, including the emotional intelligence.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов»

1УДК 159.9 ББК 88.4

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ

Л. А. Безбородова, М. А. Безбородова

Аннотация. Авторы рассмотрели феномен эмоционального интеллекта как фактора академического развития студентов в части основных характеристик коммуникативного взаимодействия. Эмоциональный интеллект представлен комплексно как сочетание следующих компонентов: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, эмоциональная самомотивация, эмпатия и распознавание эмоций окружающих в процессе коммуникативного взаимодействия. Авторы показали функции педагогической культуры преподавателя и его технологий по формированию эмоционального интеллекта как целостного динамичного построения, создающего основу для оптимистичной осведомленности, понимания и контроля собственных эмоций и эмоций окружающих. Результаты работы представляют интерес для педагогов и психологов, занимающихся проблемами формирования у студентов личностных качеств, в том числе и эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: эмоции, образование, эмоциональный интеллект, академическое развитие, студенты, функции культуры, технология.

EMOTIONAL INTELLIGENCE AS AN IMPORTANT FACTOR OF COMMUNICATIVE INTERACTION BETWEEN A TEACHER AND STUDENTS

L. A. Bezborodova, M. A. Bezborodova

Abstract. The authors have considered the phenomenon of emotional intelligence as a factor of academic development of students in terms of the main characteristics of communicative interaction. Emotional intelligence is comprehensively presented as a combination of the following components: emotional awareness, emotional management, emotional self-motivation, empathy, and recognition of the emotions of others in the process of communicative interaction. The authors have shown the functions of a teacher's pedagogical culture and his technology used to form emotional intelligence as an integral dynamic construct which creates the basis for optimistic awareness, understanding, and control of one's own emotions and the emotions of others. The results of the work are of interest for teachers and psychologists who deal with the problems of the formation of personal qualities in the students, including the emotional intelligence.

Keywords: emotions, education, emotional intelligence, academic development, students, functions of culture, technology.

Актуальность работы определяется целью высшего образования, которая заключается в подготовке профессионально и социально успешного выпускника. Интерес к исследованию эмоционального интеллекта и его влияния на академическую успеваемость студентов неуклонно растет. Среди многих факторов, из-за которых обучающиеся испытывают затруднения в обучении и даже бросают его, можно выделить следующее: негативные эмоции, возникающие в процессе обучения, напряженные отношения с преподавателями и однокурсниками, а также трудности, обусловленные необходимостью адаптации к новым условиям.

Эмоциональные компетенции непосредственно связаны с академическим и социальным развитием студентов. При наличии эмоциональных компетенций им проще учиться и эффективно выстраивать межличностные отношения. Кроме того, студенты с более высоким коэффициентом эмоционального развития добиваются лучших академических результатов. Возникающие в процессе социального взаимодействия проблемы быстрее и успешнее решают те люди, которые способны контролировать собственные эмоции, анализировать чувства других, а также сопереживать и оказывать поддержку. Такие люди часто демонстрируют более высокий уровень самосознания и способность генерировать инновационные идеи. Вот почему формирование эмоционального интеллекта можно небезосновательно считать одним из ключевых факторов, способствующих успешному обучению человека и, в частности, полноценному развитию всего общества в целом.

Иностранные исследователи эмоционального интеллекта предлагали различные определения для этого явления. Сам термин был впервые употреблен в 1990 г. (Соловей, 1990). Его авторы, П. Соловей и Дж. Майер (1999), рассматривают эмоциональный интеллект как способность человека контролировать собственные чувства и чувства окружающих, распознавать их и использовать полученную информацию для контроля своего мышления и своих действий [1].

В современной России проблемами эмоционального интеллекта занимаются следующие ученые: И. Н. Андреева (2009), Е. С. Иванова

(2013), И. Н. Манойлова (2008), М. И. Шнайдер (2016). И. Н. Андреева считает, что эмоциональный интеллект определяется как способность понимать личностные отношения, представленные в эмоциях [2; 3]. Е. С. Иванова в структуре эмоционального интеллекта выделяет эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие [4].

Зарубежные и отечественные исследователи эмоционального интеллекта позволяют сделать однозначный вывод о наличии положительной корреляции между эмоциональным интеллектом человека и его академической успеваемостью. Они характеризуют эмоциональный интеллект как интегральный динамичный феномен, обеспечивающий оптимистичную осведомленность, понимание и контроль собственных эмоций и эмоций других людей, а также влияющий на успех социокультурного взаимодействия.

Вокруг эмоций и чувств человека сконцентрировано огромное количество разнообразных мифов. Связано это с тем, что люди плохо представляют себе их разнообразие и важность. Чтобы научиться понимать друг друга, необходимо разобраться, какие виды эмоций существуют, и узнать их характеристики. Кроме того, нужно научиться отличать подлинные чувства от простой показухи.

Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать все происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырех основных компонентов:

• Эмоциональный тон - это реагирование в форме переживания, которое задает состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.

• Эмоции - это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.

• Чувство - это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.

• Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на

объект, а от эмоции - большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определенными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе.

Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т. д.

Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:

• Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.

• Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.

• Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т. д.

• Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.

Восприятие эмоций включает способность определять и распознавать эмоции, выраженные определенным поведением, мимикой, интонацией голоса, жестами. Эффективное использование эмоций содействует формированию и развитию различных когнитивных (познавательных) способностей. Человек с развитым эмоциональным интеллектом сможет эффективно использовать свое настроение для максимально успешного решения стоящих перед ним задач. Кроме того, эмоциональный интеллект подразумевает способность понимать язык эмоций и различать оттенки чувств. Очень важно, что эмоциональный интеллект проявляется в умении контролировать в первую очередь собственные эмоции, а также эмоции окружающих.

Мы опирались на точку зрения Д. В. Люсина (2004), который подчеркивает, что неправильно рассматривать эмоциональный интеллект как исключительно когнитивную способность

по аналогии с пространственным или вербальным интеллектом [5]. Можно небезосновательно предположить, что способность понимать эмоции и управлять ими тесно связана с общей ориентацией индивида на эмоциональную сферу (то есть с интересом к внутреннему миру людей, в том числе к своему собственному внутреннему миру), а также со склонностью к психологическому анализу поведения и с пониманием ценностей, приписываемых эмоциональным переживаниям. Вследствие этого эмоциональный интеллект может быть представлен как феномен, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой - с личностными характеристиками человека [5].

Опираясь на это, мы используем четыре части эмоционального интеллекта, ориентированные не только на когнитивную составляющую, но и на личностные характеристики:

• когнитивный компонент - способность понимать эмоциональную информацию, осознанное восприятие языка эмоций, эмоциональная осведомленность;

• эмоционально-оценочный компонент -способность понимать язык эмоций, наличие положительных эмоций в составе эмоционально-оценочных ориентаций личности: ценности - цели, ценности - качества, ценности - отношения, эмпатия;

• коммуникативный компонент - прогнозирование эмоциональной окраски коммуникативных ситуаций, уровень креативности в рамках эмоционального и коммуникативного контроля, речевое искусство, распознавание эмоций окружающих в процессе коммуникативного взаимодействия [6];

• компонент, связанный с эмоциональной активностью, - способность использовать эмоции для достижения своих целей, эмоциональная самомотивация, способность контролировать свои эмоции.

В процессе формирования эмоционального интеллекта необходимо применять специальные технологии, которые обеспечивают целостность эмоциональных и рационально-логических процессов познания. Для решения этой задачи подходят педагогические технологии, основными отличительными чертами которых являются персонализация, творческий

характер деятельности и стремление постичь природу эмоциональной выразительности личности. Эти технологии формируют мотива-ционное и ценностное отношение студентов к содержанию образовательного процесса.

Эмоциональное восприятие материала способствует фиксации внимания и поддержанию интереса. Обучающиеся испытывают чувство расслабленности, свободы, эмпатии к собеседнику, у них формируется способность превращать знания в персональный опыт, развивается позитивное творческое состояние, появляется ощущение здоровья и вдохновения. При этом учитывается целостность личности, включая формирование жизненных ценностей, межкультурную и коммуникативную компетентность, творческую и личностную самореализацию, внутреннюю свободу и ответственность.

Искусство как особая форма культуры определяет не только художественные законы и индивидуальные психологические особенности творческой личности, но и их соответствие социально-культурным тенденциям эпохи как ориентиру для формирования контекстуальных связей личности с обществом и художественной культурой в целом [7].

Содержание технологий формируется исходя из необходимости решения следующих задач:

• раскрытие универсальных возможностей искусства с точки зрения развития, познания и информирования; разработка способов применения этих возможностей в рамках учебно-воспитательного процесса; подготовка и реализация программ индивидуальной социально-культурной адаптации, способствующих полноценному эмоциональному и интеллектуальному развитию студентов;

• оказание педагогическим работникам поддержки в формировании принципов взаимопомощи, толерантности, щедрости, ответственности и уверенности в себе, а также в обретении или развитии ими способности активно взаимодействовать, не нарушая прав и свобод другого человека;

• обучение применению позитивных стратегий адаптации личности в культуре и обществе.

Развитие технологий базируется на следующих принципах: 1) приоритет жизни, здоровья, общечеловеческих ценностей; 2) отношение к

образованию как к эмоциональному и интеллектуальному процессу, направленному на диалог и сотрудничество его участников.

Функции педагогической культуры:

• культурообразующая - ориентация на куль-турообразующие дискурсы в диалоге культур;

• художественная и коммуникативная -инициирование полилога и диалога в рамках коммуникативного взаимодействия, речевой артистизм;

• эстетическая - актуализация эстетической позиции и самоактуализация эмоционально-творческого отношения; формирование художественного и эстетического вкуса у студентов;

• креативно-герменевтическая - целенаправленная работа по обеспечению интеллектуальной и творческой наполненности профессиональной деятельности;

• интерпретационная - обеспечение эмоциональной и логической интерпретации массива информации, поступающей в процессе коммуникации;

• защитная - гуманное отношение к произведениям искусства, родному языку и языку культуры.

Эффективное применение технологии определяется выполнением следующих функций:

1. Мотивационная функция осуществляется во время подготовки к занятиям и в ходе самих занятий. На этом этапе формируется высокая когнитивная мотивация к обучению, позволяющая связать фактическое обретение знания с его эмоциональным восприятием [8].

2. Мобилизационная функция осуществляется на этапе ожидания предстоящего общения, когда происходит снятие напряжения и устанавливается позитивная эмоциональная доминанта.

3. Функция привлечения: привлекательная самопрезентация определяет выразительные проявления личностей преподавателя и студентов, а также их коммуникативную духовность.

4. Функция толерантности: эмоциональная эмпатия облегчает взаимодействие между преподавателем и студентами, способствует проявлению толерантности к чужой культуре, уважения к иным мнениям и убеждениям.

5. Функция стимулирования: формирование творческого настроя и стимулирование

творческой активности преподавателя и студентов в их единстве.

6. Эмоционально-энергетическая функция речи раскрывается в единстве манеры поведения и произношения. Экспрессивная энергетика речи определяется эмоциональным биополем, которое обеспечивает выразительность приводимых аргументов.

7. Синтетическая функция: преподаватель, демонстрируя все богатство своих личностных проявлений, свою оригинальность и неравнодушное отношение к обучающимся, обеспечивает эффективность эмоционального и творческого коммуникативного взаимодействия и создает атмосферу совместного творчества, эмоциональной и логической кореф-лексии.

Успешность формирования коммуникативной составляющей эмоционального интеллекта обеспечивается комплексом коммуникативных эффектов: эффект визуального образа и первых фраз, воображение и дискуссия.

Эффект визуального образа обусловлен впечатлениями от внешнего вида говорящего. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения и доброжелательность - все это оказывает положительное эмоциональное воздействие.

Эффект первых фраз призван закрепить или скорректировать первое впечатление. Главный критерий эффективности воздействия первых фраз - наличие в них интересной информации.

Эффект передачи информации - один из действенных методов риторики, направленный на удержание внимания аудитории. Он основан на рациональном распределении в речи эмоциональных мыслей и аргументов.

Цель эффекта дискуссии - поставить перед студентами интересную проблему, «вовлечь» их в обмен мнениями и обеспечить умелое управление обсуждением. Данный эффект помогает преподавателю создать два образа: образ сотрудничества и образ интервьюирования.

Эффект воображения - это активизация интеллектуальной активности студентов с помощью эмоционального вызова для их воображения. Обучающиеся должны представить свои гипотезы, предположения, фантазии и мечты.

Резюме.

1. Исследования зарубежных и отечественных ученых, посвященных проблемам эмоционального интеллекта, указывают на наличие положительной корреляции между эмоциональным интеллектом и академической успеваемостью студентов.

2. Детальное исследование эмоционального интеллекта позволило прояснить эту научную концепцию и охарактеризовать эмоциональный интеллект как интегральный динамичный феномен, обеспечивающий оптимистичную осведомленность, понимание и контроль собственных эмоций и эмоций других людей, а также влияющий на успех коммуникативного взаимодействия.

3. Разработаны технологии, способствующие повышению эффективности формирования эмоционального интеллекта путем обеспечения целостности эмоциональных и рационально-логических процессов познания.

В дальнейшем планируется изучить технологии на основе синтеза двух областей научных знаний (искусство и педагогика), участвующих в формировании эмоционального интеллекта, компоненты которого ориентированы не только на когнитивные, но и на личностные характеристики студентов. Для этого применяются следующие направления в искусстве: живопись, музыка и вокал, движение и танец, театр, литература, прикладное искусство.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Mayer J. D., Solovey P. What is Emotional Intelligence? // Emotional development and emotional Intelligence / P. Solovey, D. Sluyter (Eds.). - New York: Harper Collins, 1997. -P. 3-31.

2. Андреева И. Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. - 2008.- № 5. - С. 83-95.

3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопр. психологии. - 2006. - № 3. - С. 78-86.

4. Иванова Е. С. Дистанционный интернет-тренажер - новейший способ развития эмоционального интеллекта // Пед. образование в России. - 2013. - № 4. - С. 93-97.

5. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный

интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. -С.29-36.

6. Безбородова М. А., Безбородова Л. А. Музыкальный фольклор - средство развития коммуникативно-речевой активности младших школьников при изучении английского языка // Школа будущего. - 2014. - № 1. - С. 135-140.

7. Безбородова М. А., Безбородова Л. А. Актуальные проблемы школьного музыкального образования // Вестн. Академии права и управления. - 2017. - № 1 (46). - С. 162-166.

8. Безбородова М. А. Мотивация в обучении английскому языку // Молодой ученый. -2009. - № 8. - С. 156-160.

REFERENCES

1. Mayer J. D., Solovey P. What is Emotional Intelligence? In: Solovey P., Sluyter D. (Eds.) Emotional development and emotional Intelligence. New York: Harper Collins, 1997. Pp. 3-31.

2. Andreeva I. N. O stanovlenii ponyatiya "emot-sionalnyy intellekt". Vopr. psikhologii. 2008, No. 5, pp. 83-95.

3. Andreeva I. N. Emotsionalnyy intellekt: issle-dovaniya fenomena. Vopr. psikhologii. 2006, No. 3, pp. 78-86.

4. Ivanova E. S. Distantsionnyy internet-trenazher - noveyshiy sposob razvitiya emotsionalnogo intellekta. Ped. obrazovanie v Rossii. 2013, No. 4, pp. 93-97.

5. Lyusin D. V. Sovremennye predstavleniya ob emotsionalnom intellekte. In: Lyusin D. V., Us-hakov D. V. (Eds.) Sotsialnyy intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya. Moscow: Izd-vo „Institut psikhologii RAN", 2004. Pp. 29-36.

6. Bezborodova M. A., Bezborodova L. A. Muzy-kalnyy folklor - sredstvo razvitiya kommunika-tivno-rechevoy aktivnosti mladshikh shkolni-kov pri izuchenii angliyskogo yazyka. Shkola budushchego. 2014, No. 1, pp. 135-140.

7. Bezborodova M. A., Bezborodova L. A. Aktua-lnye problemy shkolnogo muzykalnogo obrazo-vaniya. Vestn. Akademii prava i upravleniya. 2017, No. 1 (46), pp. 162-166.

8. Bezborodova M. A. Motivatsiya v obuchenii angliyskomu yazyku. Molodoy uchenyy. 2009, No. 8, pp. 156-160.

Безбородова Людмила Александровна, доктор педагогических наук, профессор, профессор Кафедры теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета e-mail: purity2002@mail.ru

Bezborodova Lyudmila A., ScD in Education, Professor, Theory and Practice of Primary Education Department, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University e-mail: purity2002@mail.ru

Безбородова Мария Александровна, кандидат психологических наук, доцент Кафедры теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета e-mail: bezborodova.ma@mail.ru

Bezborodova Maria A., PhD in Psychology, Associate Professor, Theory and Practice of Primary Education Department, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University e-mail: bezborodova.ma@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.