Научная статья на тему 'Оценка эффективности программы социально-экономического развития региона'

Оценка эффективности программы социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1764
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / РЕЗУЛЬТАТ И ИНДИКАТОР РАЗВИТИЯ / ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина И. Е., Хоменко И. В.

Статья посвящена формированию механизма оценки эффективности программы социально-экономического развития региона с использованием интегрированного индикатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никулина И. Е., Хоменко И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности программы социально-экономического развития региона»

8 (143) - 2010

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕГИОНА

И. Е. НИКУЛИНА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента

E-mail: [email protected] Томский политехнический университет

И. В. ХОМЕНКО, кандидат экономических наук,директор Агентства развития Томской области E-mail: [email protected]

Рассматривается формирование механизма оценки эффективности программы социально-экономического развития региона с использованием интегрированного индикатора.

Ключевые слова: оценка программы, социально-экономическое развитие, регион, результат и индикатор развития, этап проведения оценки, индикатор достижения целей программы.

Руководители и исполнители программы социально-экономического развития региона (далее — программа) в процессе ее реализации задаются рядом вопросов: «Насколько объективна информация о достижении запланированных результатов программы, представленная в отчетах?», «Как повлияло выполнение различных мероприятий на достижение стратегической цели?», «Эффективно ли используются выделяемые на реализацию программы средства?», «Каковы конкретные результаты отдельных мероприятий и проектов программы на данный момент?» и др.

Для того чтобы получить на них ответы, проводится оценка хода выполнения или результатов программы.

В определении оценки нет единого подхода. При этом существует несколько определений этой оценки (еуаМюп). Толковый словарь С. И. Ожегова иН.Ю. Шведовой дает следующее: «Оценка — мне-

ние о ценности, уровне или значении кого-либо или чего-либо». Используя цель оценки, Кэрол Вайс [10] дает свое определение: «Цель оценки — измерение результатов программы и сопоставление их с задачами, которые эта программа должна решить... это одно из средств содействия последующему принятию решения относительно программы... а также улучшения процесса разработки программ в будущем».

Чаще специалисты по вопросам оценки употребляют термин «оценка» в словарном значении. Майкл Скривен [И], которого некоторые называют философом оценки, придерживается следующего подхода: «Оценка есть только то, что она есть, и не более — а именно, определение достоинства или ценности. Ато, для чего она используется, — это уже совсем другое дело. Плохое — это плохое. Хорошее — это хорошее. Задача же эксперта по оценке в том и состоит, чтобы определить — что есть что».

В связи с отсутствием единого определения, чтобы избежать трудностей с различными трактовками, Европейская комиссия предлагает использовать пять важнейших свойств оценки:

• аналитичность — базироваться на известных методах проведения исследований;

• систематичность (systematic), предусматривающая точное планирование и последовательное применение выбранных методов исследования;

• надежность — это означает, что разные эксперты по оценке, получив одни и те же данные, используя одинаковые методы для их анализа, должны придти к одинаковым заключениям;

• ориентированность на результат, т. е. должны оцениваться важные результаты программы, такие как действенность, эффективность, уместность;

• полезность заказчику, т. е. обеспечивать полезную информацию для принятия решений. Принято выделять промежуточную и завершающую оценки. Промежуточная оценка проводится на стадии реализации программы. Очень часто ее называют оценкой, формирующей представление о программе или диагностической. Оценки, проводимые и устанавливаемые ближе к окончанию программы, нередко называются завершающими — «обобщающими оценками».

Обычно выделяют три группы факторов, которые определяли проведение оценки программы:

1) повышение ответственности и подотчетности;

2) дальнейшее развитие программы;

3) исследовательская работа и получение новых знаний.

Прежде чем проводить оценку результатов любой программы, необходимо определиться с используемой для ее оценивания моделью. Речь идет о формализованном представлении программы как набора элементов (этапов) с определенными взаимосвязями.

Реализацию программы можно представить в виде следующей цепочки (рис. 1).

Такая модель носит название «модель итогов программы» (program outcome model). Каждое из звеньев вышеприведенной цепочки может быть охарактеризовано набором измеримых величин или индикаторов. Под «индикатором» мы будем понимать набор значений какой-либо переменной в зависимости от времени (и/или места). Значения индикаторов могут служить для количественной оценки результатов проекта или хода его реализации. При выборе индикаторов следует придерживаться следующих принципов:

• используемая переменная должна отражать цель, которой служит индикатор;

• переменная должна иметь четкое определение;

• значения переменной должны быть надежными, т.е. одинаковые измерения, проведенные

разными людьми, должны давать одинаковые значения;

• измерение значений должно быть определено с достаточной четкостью;

• измерение значений не должно составлять слишком большую трудность, т. е. стоимость получения информации с требуемой регулярностью не должна превышать пользу от применения индикатора;

• значения должны быть действительны в течение разумного периода времени, т. е. как минимум не терять своей актуальности за время сбора и доставки информации потребителю. Индикаторы разрабатываются применительно

к тем задачам, на решение которых направлена программа, и делают результаты программы «измеряемыми». Разработка индикаторов может оказаться весьма непростой задачей, требующей существенного времени и участия экспертов. Индикаторы формируются экспертами с учетом замысла и целей программы.

На первом этапе подготовки к оценке программы определялись следующие позиции:

• цель оценки программы;

• потребители оценки программы;

• планы использования ее выводов и рекомендаций: является ли оценка направленной на принятие решения, т. е. сыграют ли ее выводы определенную роль в том, чтобы помочь спонсору принять конкретное решение;

• ожидания относительно той роли, которую заинтересованные стороны сыграют в процессе проведения оценки программы;

• четкая формулировка целей и задач программы;

• установленный заказчиком (заинтересованной стороной) перечень вопросов, на которые должна дать ответ оценка программы, по степени их важности;

• существует ли система мониторинга программы, т. е. механизм постоянного сбора данных, который поможет ответить на вопросы в ходе оценки;

• сроки проведения оценки программы.

Рис. 1. Модель итогов программы социально-экономического развития

региона

Как используются средства? Достигается ли с помощью затраченных средств цель проекта?

Государственные структуры

Некоммерческие объединения

Повышение эффективности исполнения мероприятий программы и, как следствие, эффективности использования инвестированных средств

Рис. 2. Целевые аудитории результатов оценки программы социально-экономического

развития региона

метода есть свои пути повышения качества.

Исследование опыта построения прогнозно-аналитических систем позволило выявить зависимости ключевых показателей развития мезоэко-номических систем и построить схему факторных взаимосвязей индикаторов достижения целей социально-экономического развития региона, изложенных в программе (рис. 3).

Направление стрелок к показателю «Объем ВРП и темпы его роста» отображает зависимости в формуле

Проведение оценки состоит из следующих этапов:

1) постановка цели оценки программы;

2) определение задания на проведение оценки программы;

3) определение задания на проведение оценки программы;

4) планирование оценки, определение методов и инструментов для сбора информации;

5) сбор информации о ходе реализации;

6) анализ информации о ходе реализации программы;

7) подготовка отчета.

Отчет по оценке должен иметь понятную и удобную структуру. В ходе оценки осуществления программы у экспертов могут появиться некоторые соображения или выводы, которые, прежде чем вставить в отчет, необходимо проговорить с заказчиком (руководителем программы). Оценка программы необходима двум основным группам целевой аудитории: донорам и исполнителям проектов и мероприятия программы (рис. 2).

Для проведения оценки используются следующие методы: наблюдение, изучение документации, анкетирование и интервьюирование. Для каждого

производства ВРП. Оценка производства в рыночных ценах определяется следующим образом:

ОЯР = УЛ + УБ + УБ + (Тр - Бр), где ОЯР — оценка ВРП в рыночных ценах;

УА — объем валовой добавленной стоимости по отраслям в основных ценах; УВ, УБ — добавленная стоимость соответственно услуг регионального и федерального бюджетов; в ЖКХ; в секторе домохозяйств; (Тр — — сальдо налогов и субсидий на продукты.

Объем валовой добавленной стоимости по каждой из отраслей рыночного сектора (промышленность, сельское хозяйство, строительство, прочие отрасли по производству товаров, транспорт связь, торговля, сфера услуг) рассчитывается по формуле:

УА = Р0Х- Р1М1 - Р2М2 -РЪМЪ - Р4М4 -- РЖ - РЖ - РЖ,

5 5 6 6 7 7'

где Р0 — индекс цен на продукцию отрасли в анализируемом году по отношению к базисному году; X— объем выпуска в основных ценах базисного года;

Мх, М2, Мъ, М4, М5, М6, М7 — затраты соответственно топлива (без газа) на производство,

газа, энергии, на железнодорожный транспорт, на другие виды транспорта, импортного сырья и материалов, материалов и сырья за вычетом названных выше элементов;

Р0... Р7 — соответствующие им индексы цен.

Построенная схема дополняет число целевых программных индикаторов такими существенными показателями производства ВРП, как «Объем нерыночных услуг (финансируются за счет госбюджета)» и «Разность между доходами регионального бюджета и субсидиями», обведенными штриховой линией. Необходимость введения этих показателей обосновывается зависимостями, отраженными формулой производства ВРП. Кроме того, эти показатели относятся к инструментам региональной политики.

Направление стрелок от показателя «Объем ВРП и темпы его роста» отображает зависимости в формулах распределения ВРП и его использования на потребление и накопление. Исходным пунктом расчетов распределения ВРП является его величина в основных ценах, определенная в счете

производства. Уравнение первичного распределения ВРП в основных ценах:

ОЯР = W + 5 +15 + (Тх - Д) + Я + А + Ж, где Ж— фонд оплаты труда; £ — начисления на зарплату; /^—доходы самостоятельно занятых в денежном и натуральном выражении; Тх — другие налоги на производство (различные начисления, входящие в себестоимость продукции);

Бх — другие субсидии на производство; Я — прибыль от реализации;

Рис. 3. Взаимосвязь индикаторов достижения целей программы социально-экономического развития региона

А—амортизация (реально начисленная в сумме с расчетной); 1Я — капитальный ремонт. При определении показателей использования ВРП на потребление и накопление нахождение общего объема валового накопления в используемом ВРП происходит по формуле:

I = ОЯР - С - О + (Е - и1) + (Е2 - и2), где С — объем фактического конечного потребления населения;

О — объем коллективных услуг за счет регионального и федерального бюджетов;

(Е — и1) — сальдо экспорта—импорта (в рублях);

(Е2 — и~2) — сальдо ввоза—вывоза в другие регионы России.

Необходимо отметить, что влияние факторов, отображенных на схеме, на ВРП не может быть определено расчетным путем, поскольку не учитывается (не исключается) промежуточное потребление, поэтому здесь целесообразно применение регрессионных моделей, описывающих неявные (неформализованные) зависимости между показателями.

Инструменты региональной политики, направленной на обеспечение роста производства и потребления, отражаются следующими показателями:

Внешнеторговый оборот. Считается, что возможности экспорта региона в значительной степени зависят от активности и конкретных действий региональных властей. Воздействие на показатель на региональном уровне возможно посредством государственного регулирования внешнеторговых операций, стимулирования процесса импортоза-мещения, переключения части экспортных поставок производственных ресурсов на обслуживание внутриэкономического оборота [10]. Здесь можно учитывать соотношение темпов роста цен на экспортируемую продукцию региональных производителей и соответствующих темпов роста цен в российской модели. Смысл данной переменной — показать относительное опережение динамики качества экспортной продукции. Переменная связана с идеей улучшения пропорций обмена и имеет отношение к проблеме качества экономического роста.

Объем инвестиций. Воздействие на объем инвестиций в региональной политике производится посредством регулирования налогов в части их распределения на федеральную и региональную части, а также перечислений из федерального бюджета в рамках федеральной политики формирования и распределения фонда финансовой поддержки регионов; распределения соответствующих государственных расходов; воздействия на уровень и соотношение доходов, потребления и сбережений населения региона; привлечения федерального финансирования инвестиционных программ [1]. Дополнительным направлением является стимулирование возврата вывезенного из региона капитала, что является потенциальным ресурсом для инвестиций в региональную экономику при соответствующем инвестиционном климате.

Рост собираемости налогов. Показатель также теоретически входит в компетенцию региональной

политики и является одним из факторов производства ВРП.

Объем денежных доходов населения. Помимо косвенного воздействия на данный показатель, которое оказывает улучшение социально-экономического положения региона, непосредственное влияние на фактор возможно посредством уменьшения теневых доходов населения. Легализация неучитываемых доходов населения означает легализацию доходов соответствующего бизнеса. Тем самым увеличивается налогооблагаемая база региона. Кроме того, предполагается, что целенаправленная экономическая политика региональных властей, согласованная с действиями федеральных ведомств, может обеспечить снижение масштабов нелегального вывоза капитала.

Эти инструменты в целом согласовываются с указанными в программе рычагами экономического (финансового) воздействия, за исключением воздействия на объем денежных доходов населения. Попытаемся оценить способность инструментов региональной политики повлиять на достижение стратегических целей. Для этого отобразим на основе ранее рассмотренной схемы взаимосвязь индикаторов целей и индикаторов выполнения задач программы. Выполнение стратегических задач окажет влияние на большинство целевых индикаторов программы. Проблема состоит в возможности оценки (как количественной, так и качественной), способной отразить степень выполнения определенной задачи. Так, выполнение задачи «Обеспечение равных условий деятельности для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и территориальной принадлежности» практически невозможно оценить с использованием выбранных основных индикаторов. И хотя их перечень небольшой, вывод о невозможности оценки степени выполнения задачи можно сделать уверенно, так как четко выделены оцениваемые сферы социально-экономического положения региона.

Поскольку нас в большей степени интересует количественная оценка эффективности выполнения программы, а мероприятия в конечном счете направлены на изменение показателей, необходимо перейти к оценке взаимосвязей индикаторов достижения целей с индикаторами приоритетных направлений. Это позволит:

• выявить потенциал осуществляемого воздействия надостижение целей;

• определить целевые индикаторы направлений, являющиеся инструментами региональной

политики, и индикаторы — результаты экономической политики (рис. 4). Для каждого из приоритетных направлений были построены схемы взаимосвязей целевых индикаторов направлений и индикаторов достижения целей программы. Пример схемы для направления «Жилищно-коммунальное хозяйство» представлен втабл. 1.

Частичное затемнение серым цветом означает возможность влияния программных мероприятий на целевые индикаторы направлений. В качестве оценочных для инструментов региональной политики можно принять данные целевые индикаторы, способные оказать непосредственное влияние на

Задачи ПСЭР

главные индикаторы достижения целей программы («Объем ВРП и темпы его роста», а также «Объем ВРП на душу населения»), а при построении прогнозной аналитической модели программно-целевого управления социально-экономического развития региона эти показатели должны быть включены в модель в качестве эндогенных параметров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечень оценочных показателей для оценки динамики и эффективности программных мероприятий можно представить в трех уровнях:

1) индикаторыдостижения целей программы;

2) целевые индикаторы направлений;

3) целевые индикаторы мероприятий.

Цели ПСЭР

Индикаторы достижения целей ПСЭР

6. Внешнеторговый оборот и темпы его роста

7, Оборот розничной торговли

■ Разность между доходами регионального бюджета и субсидиями

13, Денежные расходы и сбережения населения

3, Решение на этой основе социальных проблем области и проблем ее социального развития (среднесрочных и долгосрочных), включающих повышение уровня квалификации, доходов и уровня занятости ее населения

8. Ввод в действие общей площади жилых домов

8, Реформирование жилищно-коммунального хозяйства области и системы его финансирования

9. Реформирование системы предоставления бюджетных услуг: Обеспечение равнодоступности бюджетных услуг для населения, обеспечение их качества, развитие альтернативной сферы социальных услуг

11. Среднегодовая численность, занятых в экономике

15, Уровень занятости населения

-|16. Численность безработных

10. Эффективное регулирование миграционных I процессов, оптимизация размещения производительных сил и трудовых ресурсов

1, Создание условий и благоприятной среды для ускоренного развития экономики области

2, Модернизация и структурная перестройка экономики области в направлениях, обеспечивающих ее конкурентоспособность, за счет максимально полного

использования внутренних ресурсов и внутреннего потенциала области, . межрегионального и общероссийского территориального разделения труда, возможностей международного экономического сотрудничества

1. Обеспечение равных условий деятельности для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и территориальной принадлежности

2. Развитие инвестиционной привлекательности региона, интенсивное привлечение средств и ресурсов из внешних источников

3. Объем производства промышленной продукции и темпы его роста_

4. Объем услуг, производимых в регионе и темпы его роста

1. Объем ВРП и темпы

его роста

3, Переход к экономическому росту на интенсивной основе: за счет структурной перестройки и диверсификации экономики, модернизации промышленного производства и перехода к отраслям, дающим большую добавочную стоимость

4. Ускоренное развитие инновационного сектора экономики, отраслей «новой экономики», сферы услуг - то есть, тех отраслей, которые способны обеспечитьпе реход от и спол ьзо ва н ия сырьевых ресурсов к использованию ресурсов И нтел л ектуап ьн ых

9, Грузооборот всех видов транспорта

■ Объем нерыночных услуг (финансируются за счет го^кщжета^____________

5. Создание условий для экономического и социального развития муниципальных образований (изменение в напогово-бвджетной политике, системе межбюджетных отношений, реализация программ развития муниципальных образований)

6, Введение в действие механизмов сглаживания межтерриториапьных и межотраслевых диспропорций по показателям бюджетной обеспеченности, уровню занятости и уровню доходов населения

7. Развитие инфраструктуры и системы внешних связей области, ликвидация последствий ее транспортной изолированности

2. Объем ВРП на душу населения

5. Инвестиции в основной капитал

14. Среднемесячная реально начисленная заработная плата

10, Сальдированный финансовый результат в экономике

I

12. Денежные доходы населения

Рис. 4. Взаимосвязь индикаторов достижения целей и задач программы социально-экономического развития региона

Таблица 1

Взаимосвязь индикаторов направлений и индикаторов достижения целей программы социально-экономического развития региона (на примере Томской области)

Целевые индикаторы направлений Непосредственно влияют на индикаторы достижения целей ПСЭР — инструменты региональной политики

I. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА Труд и трудовые отношения

10. Начисленная средняя заработная плата (без выплат социального характера), включая малое предпринимательство 12. Денежные доходы населения. 1. Объем ВРП и темпы его роста

Занятость населения

1. Численность занятых, тыс. чел. 14. Среднемесячная реально начисленная заработная плата. 12. Денежные доходы населения. 1. Объем ВРП и темпы его роста

Общее, начальное и среднее профессиональное образование

15. Объемдоходов отдополнительныхобразовательных услуг. 30. Доходы, полученные от производственной деятельности УЗ НПО и спо 10. Сальдированный финансовыйрезультатв экономике. 1. Объем ВРП и темпы его роста

Здравоохранение, культура, физкультура, социальная поддержка, молодежная политика, экологическая политика, общественная безопасность

Состав отслеживаемых индикаторов не позволяет говорить о непосредственном влиянии на инструменты региональной политики

Жилищно-коммунальное хозяйство

6. Капитально отремонтировано жилья за год, тыс. м2 4. Объем услуг, производимых в регионе и темпы его роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста

7. Общая сумма субсидий населению на оплату жилья и коммунальныхуслуцтыс. руб. 8. Затраты предприятий ЖКО по оказанию жилищно-коммунальных услуг, возмещенных за счет бюджетов всех уровней, средств предприятий, организаций, тыс. руб. — Разность между доходами регионального бюджета и субсидиями 1. Объем ВРП и темпы его роста.

11. Объем инвестиций в ЖКХ, тыс. руб. 5. Инвестиции в основной капитал. 1. Объем ВРП и темпы его роста

Жилищное строительство и строительный комплекс

8. Отремонтировано жилья за год, тыс. м2 13. Объем проектно-изыскательскихработ, млн руб. 4. Объем услуг, производимых в регионе и темпы его роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста

9. Ввод в действие объектов социально-культурного строительства, мест, в том числе в сельской местности. 12. Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, млн руб. 3. Объем производства промышленной продукции и темпы его роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста

14. Инвестиции в основной капитал, тыс. руб. 5. Инвестиции в основной капитал. 1. Объем ВРП и темпы его роста

II. СОЗДАНИЕ УСЛОВИИ, БЛАГОПРИЯТНЫХДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОИДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ Транспорт

1. Грузооборот, тыс. т-км (по видам транспорта). 9. Грузооборот всех видов транспорта. 1. Объем ВРП и темпы его роста

2. Пассажирооборот, тыс. пасс.-км (по видам транспорта) 4. Объем услуг, производимых в регионе и темпы его роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста

Финансовая инфраструктура

8.0бъем привлеченных средств за счет целевых областных облигационных займов. — Разность между доходами регионального бюджета и субсидиями. 1. Объем ВРП и темпы его роста

5. Объем инвестиций банковского сектора в основные фонды, тыс. руб. 7. Объем инвестиций в экономику области за счет привлеченных средств (акции, облигации), руб. 11. Объем инвестиций страховых компаний в основной капитал, тыс. руб. 5. Инвестиции в основной капитал. 1. Объем ВРП и темпы его роста

Продолжение табл. 1

Целевые индикаторы направлений Непосредственно влияют на индикаторы достижения целей ПСЭР — инструменты региональной политики

Связь, телекоммуникация и информатизация

Состав отслеживаемых индикаторов не позволяет говорить о непосредственном влиянии на инструменты региональной политики

Инфраструктура и механизмы повышения деловой активности

1. Объем инвестиций в основной капитал, в том числе: по объектам производственного назначения; по объектам непроизводственного назначения; промышленность, энергетика, топливная; промышленность; нефтедобывающая промышленность; газовая промышленность; транспорт, связь; строительство; жилищно-коммунальное хозяйство 5. Инвестиции в основной капитал. 1. Объем ВРП и темпы его роста

3. Количество консалтинговых фирм, маркетинговых исследований, консультаций по вопросам коммерческой деятельности, финансов и управлений — Разность между доходами регионального бюджета и субсидиями. 1. Объем ВРП и темпы его роста

III. содействие структурной перестройке экономики региона Промышленная политика

1. Объем производства промышленной продукции, млн руб. 3. Объем производства промышленной продукции и темпы его роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста

7. Ввоз в регион и вывоз продукции в другие регионы 6. Внешнеторговый оборот и темпы его роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста

6. Сальдированный финансовый результат, млн руб. 10. Сальдированный финансовый результат в экономике. 1. Объем ВРП и темпы его роста

Развитие нефтегазодобывающей и горнодобывающей промышленности

2. Объем инвестиций в основной капитал — топливная промышленность, в том числе нефтедобывающая промышленность,тыс. руб., нефтеперерабатывающая промышленность, газовая промышленность 5. Инвестиции в основной капитал. 1. Объем ВРП и темпы его роста

6. Объем промышленной продукции отрасли, в руб. 3. Объем производства промышленной продукции и темпы ее роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста

7. Платежи за пользование недрами, тыс. руб. 8. Налог на добычу полезных ископаемых, тыс. руб. Разность между доходами регионального бюджета и субсидиями. 1. Объем ВРП и темпы его роста

Электротеплоэнергетика

2. Объем произведенной продукции, млн руб. 3. Объем производства промышленной продукции и темпы его роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста

5. Объем привлечённыхинвестиций,тыс. руб. 5. Инвестиции в основной капитал. 1. Объем ВРП и темпы его роста

Инновации

7. Объем отгруженной инновационной продукции (включая продукцию, подвергшуюся технологическим изменениям в течение последних трех лет или вновь внедренная), млн руб., в том числе за пределы РФ (в СНГ и страны дальнего зарубежья) 6. Внешнеторговый оборот и темпы его роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста

Развитие институтов высшего образования

1. Экспортуслугв области образования, млнруб. 6. Внешнеторговый оборот и темпы его роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста

Лесопромышленный комплекс

1. Объем промышленной продукции, млн руб. 3. Объем производства промышленной продукции и темпы его роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста

5. Объем экспорта продукции ЛПК 6. Внешнеторговый оборот и темпы его роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста

Продолжение табл. 1

Целевые индикаторы направлений Непосредственно влияют на индикаторы достижения целей ПСЭР — инструменты региональной политики

7. Объем поступлений в областной и местные бюджеты от предприятий ЛПК — Разность между доходами регионального бюджета и субсидиями. 1. Объем ВРП и темпы его роста

8. Объем инвестиций в основной капиталЛПК,тыс. руб. 5. Инвестиции в основной капитал. 1. Объем ВРП и темпы его роста

Агропромышленный комплекс

1. Продукция сельского хозяйства, в том числе растениеводство и животноводство по категориям хозяйств, млн руб. 3. Объем производства промышленной продукции и темпы его роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста

3. Объем инвестиций в основной капиталАПК,тыс. руб. 5. Инвестиции в основной капитал. 1. Объем ВРП и темпы его роста

Малое предпринимательство

2. Объем продукции, произведенной малыми предприятиями, млн руб. 3. Объем производства промышленной продукции и темпы его роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Объем налоговых поступлений в бюджет от МП, тыс. руб. Разность между доходами регионального бюджета и субсидиями. 1. Объем ВРП и темпы его роста

7. Объем платных услуг населению, млн руб. 4. Объем услуг, производимых в регионе и темпы его роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста

IV. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

1. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной или федеральной собственности, тыс. руб. 2. Дивиденды по акциям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, тыс. руб. 3. Доходы от арендных платежей за земли городов и поселков, тыс. руб. 4. Проценты, полученные отпредоставления бюджетных кредитов (ссуд) внутри страны, тыс. руб. 5. Платежи от государственных и муниципальных организаций, в том числе перечисление части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, тыс. руб. 6. Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей, тыс. руб. 7. Доходы от приватизации государственного имущества, тыс. руб. — Разность между доходами регионального бюджета и субсидиями. 1. Объем ВРП и темпы его роста

13. Объем инвестиций, вложенных в крупные и средние предприятия за счет государственного бюджета 5. Инвестиции в основной капитал. 1. Объем ВРП и темпы его роста

16. Объем чистой нераспределенной прибыли хозяйственных товариществ и обществ 10. Сальдированный финансовыйрезультатв экономике. 1. Объем ВРП и темпы его роста

17. Средний уровень заработной платы 12. Денежные доходы населения. 1. Объем ВРП и темпы его роста

V. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

1. Объем налоговых поступлений в областной бюджет. 8. Доходы областного и местных бюджетов, в том числе налоговые доходы. 10. Объем расходов на государственные заказы — Разность между доходами регионального бюджета и субсидиями. 1. Объем ВРП и темпы его роста

4. Объем исполненных гарантированных государством бюджетных услуг населению Объем нерыночных услуг (финансируются за счет госбюджета). 1. Объем ВРП и темпы его роста

VI. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ Формирование привлекательного инвестиционного имиджа Томской области

Окончание табл. 1

Целевые индикаторы направлений Непосредственно влияют на индикаторы достижения целей ПСЭР — инструменты региональной политики

1. Объем иностранныхинвестиций: прямых, портфельных, в том числе взносы в уставный капитал, кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий, торговые кредиты, прочие виды кредитов 5. Инвестиции в основной капитал. 1. Объем ВРП и темпы его роста

3. Предприятия с иностранными инвестициями: количество, численность занятых на предприятиях; объем выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг 3. Объем производства промышленной продукции и темпы ее роста. 4. Объем услуг, производимых в регионе и темпы его роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста

Создание благоприятных условий для экспорта

1. Объем экспортатоваров (всего; товарная структура общая, со странами вне СНГ, со странами СНГ; экспорт отдельных видов товаров всего и по странам СНГ). 2. Объем экспорта международныхуслуг со странами дальнего зарубежья и государствами СНГ (в целом по области и по видам международныхуслуг). 4. Ввоз продукции в Томскую область из других регионов и стран и вывоз продукции из Томской области в другие регионы и страны 6. Внешнеторговый оборот и темпы его роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста

Повышение эффективности международных и межрегиональных связей

8. Количество предприятий по отраслям экономики с участием иностранного капитала, численность занятых на таких предприятиях, объем выпуска продукции, выполнения работ, оказания услуг 3. Объем производства промышленной продукции и темпы его роста. 4. Объем услуг, производимых в регионе и темпы его роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста.

9. Экспорт/ импортуслуг в области образования. 10. Экспорт/ импортуслуг в области исследований и разработок. 11. Экспорт/ импорт услуг в области здравоохранения 6. Внешнеторговый оборот и темпы его роста. 1. Объем ВРП и темпы его роста

Индикаторы вышестоящих уровней не являются агрегирующими для индикаторов нижестоящих уровней. Между индикаторами разных уровней не существует обязательных функциональных, явно выраженных с помощью формул зависимостей, поэтому комплексная оценка должна проводиться отдельно для каждого уровня. Преимуществом такого подхода является возможность оценки эффективности как отдельных мероприятий, так и их совокупности внутри какого-либо направления, а также эффективности выполнения задач и достижения главных целей программы. Недостаток проявляется в большом числе несвязанных оценок, определение которых часто представляет большую трудность, поскольку многие индикаторы не могут быть оценены количественно (когда возможна только качественная оценка, особенно для индикаторов мероприятий) и для характеристики динамики их изменения необходимо использование методов экспертных оценок.

Одним из исходных положений при построении оценок эффективности реализации программы, применимых на региональном уровне управления, является необходимость, с одной стороны, анализа содержания и конкретных направлений действий

исполнительной власти в экономической сфере, с другой — получения минимального числа количественных оценок результативности тех или иных мер фактически проводимой политики. В табл. 2 даны комплексные интегральные оценки на основе методики нормирования показателей и суммирования полученных индексов с учетом их весовых оценок.

Можно выделить следующие этапы построения комплексных оценок эффективности мероприятий, направлений и достижения целей программы с использованием целевых индикаторов различных уровней.

1. Определение количественных показателей эффективности отдельных мероприятий, направлений, достижения целей в конкретные моменты времени.

Если индикатор выражен количественно, то показатель принимает его значение, а если качественно — показатель определяется экспертным путем по принятой шкале, например, по 10-балльной.

2.0пределение индексов показателей. Для определения индекса /-го показателя анализируется множество его значений (х) за предшествующий период, включая текущий момент. Далее производится нормирование путем выбора из множества наибольшего (хтах) или наименьшего (хтЬ)

<3 -а

Сводный индекс привлекательности жизни ГЛ СЛ о Г--ГЛ чо ГЛ сч ГЛ оо ио сл сч сл о Г--ГЛ о чо сл сч сч оо чо ио чо СЛ оо

'В и 5 ■ ^ 3 ^ § ® (3 ||| П ей = □ « ^ ¿5■ а «а Р о сч СЛ

3 о я 1 э 1 ГЛ ГЛ ио ГЛ ГЛ оо оо чо оо сл ГЛ ГЛ оо СЛ СЛ ГЛ ГЛ СЛ Г-- оо СЛ ио чо ио ГЛ ЧГ

* = ё II & 1 1 ^ У 5 и 5 « Я Я 3 £ о СЛ чо ГЛ ГЛ о ГЛ о ГЛ сч ГЛ сч о сл ГЛ ГЛ чо ГЛ сч ГЛ о ГЛ о о оо о ио СЛ сл

* в! 1 щ § Ев а Э я « ^ ■5 а Ь" н Я * § В Я и ио чо о о сл ио ГЛ о оо ио ио о о о ио о о чо о ГЛ о сч о Г-- ГЛ о ио ГЛ о чо

1 н 3 § о 5 <2 а В (в 5 о « Я о и о & 8 х а " " о н я я « 2 « я ® ¡3 & ч 5 3 а ю ¡а =5 Н к ° в Ч!3 чо о чо ио оо сч сл сл ио чо о ио Г-- о ■чТ

* о э к ЕЯ 1 о я х з * 3 2 В ш й о я § 13 3 £ О & Л « о ч а о м сл сч о ГЛ СЛ оо ГЛ ГЛ ио сч ГЛ СЛ сл ГЛ СЛ ГЛ сч о сч о СЛ сч

N в* чо сч чо сч сч ГЛ ио СЛ оо СЛ чо чо ГЛ сл ГЛ сч сл о чо ио ГЛ ГЛ сл ГЛ

^ а — * я 3 8 з 1 й я Е- з а К 8 » р и ио чо сч Г-- оо чо сч ГЛ ГЛ чо ГЛ сч чо ГЛ ГЛ чо оо ГЛ сч ио о ио ио сч СЛ оо ГЛ чо ио сч оо о сч

и 3 ± I & 2 £ чо чо о о чо чо о СЛ сч ГЛ сч сл чо ио оо сч оо сч ГЛ чо СЛ о сч оо сч о чо сч сч ГЛ оо ио

о Сй 1 X о и »353 я о и я И Й & И К § 3 сл ГЛ сч ГЛ СЛ о ГЛ Г--ГЛ сл сч сч СЛ оо СЛ сч сл чо оо сч чо сл

■ Й о ® ^ ¡я я Я о 5 5 « * Э я 4 % § 1 3 В ¡3 о о л Й л о Я К а ГЛ оо о ГЛ о о чо ГЛ о Г-- о о сч ГЛ ГЛ о ^г ГЛ Г--сл о чо Г-- чо Г--ГЛ

и РЧ § * § Й ^ ^ Й О м § * ^ К £ ^ л ^ Еч а оо ГЛ сл чо сч ГЛ сч чо чо » сл чо чо СЛ оо сч сч оо сч чо сч сл о чо » ГЛ сл ГЛ сч

Район к м о И о & с« о м о % к м о И о я к 3 к м о & св № св м « о о т о я « & я СО о о св ^ я И о и ф Рн CJ И о м к я И о * о CJ И о ЕЗ св к ч о CJ я к о ЕЗ о И к о И о я св № ч о Б о л 5 ю св 6 св с к м о « св § о И & о с о И о о £ и Рн « о и £ X о 2 ё к м о § CJ я к св к м о & св ^ о

значения (в зависимости от того, большее или меньшее количественное значение соответствует его лучшему экономическому смыслу) и деления текущего значения на наилучшее в первом случае и наилучшего значения на текущее во втором. Здесь не предусмотрен расчет индекса для показателей с установленным нормативом, так как они не использованы в числе индикаторов Программы.

3. Индекс г'-го показателя рассчитывается по формуле:

X хтп

X и =-— ИЛИ X и = ——,

хи хи

г = 1, т, и = 1, п, где ху — нормированное значение (индекс) /-го оценочного показателя нау'-й момент времени; х. — количественное зна-

V

чение /-го оценочного показателя нау-й момент времени;

т — количество оценочных показателей для ком-к плексной оценки;

К '

^ п — количество оценочных моментов времени за » анализируемый период. | При изменении анализи-^ руемого периода необходимо производить пересчет всех индексов.

4. Проставление весовых

й X =к к

£ К

Ц коэффициентов показателей.

Ц Экспертным путем опреде-

* ляются коэффициенты зна-

Ц чимости (веса) оцениваемых

Е^ показателей в общей вели-

§ чине интегрального показа-

я й а

теля, к. — вес /-го оценочного

| показателя в общей величине

& интегрального показателя.

^ 5. Расчет интегральных

й показателей эффективности

мероприятий, направлений и

8 достижения целей программы м

12 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ГПбОриЯ 11 Практик?!

(табл. 3). На основании полученных индексов для каждого из оценочных показателей за анализируемый период рассчитывается общий индекс величины интегральных показателей эффективности:

Е(кх х)

т

Показатель Вес Индекс

-

Показатель 1 * ни Гн л 12 - X ? 1п

Показатель 2 к, - - - -

Показатель г к. 1 - - Л11 У -

Показатель т к т Xй, т\. ^т 2 - х н тп

Интегральный показатель эффективности мероприятий, направлений, достижения целей ПСЭР ТО 1Р2 1Рп

Интегральный показатель достижения цели 1 — Щ Щ — 1Р1п

Интегральный показатель достижения цели g — щ 1Р* — 1Рп

где 1Р — общий индекс величины интегрального показателя нау'-й момент времени. Предложенная методика позволяет сопоставлять эффективность мероприятий, направлений и достижения целей программы в разные моменты времени, а также определять различные комплексные оценки степени достижения целей, устанавливаемых программой. Для расчета частных комплексных оценок из всего множества оценочных показателей выбираются те, которые свидетельствуют о степени достижения частных целей, например, создания условий и благоприятной среды для ускоренного развития экономики области и т. д.

В практическом плане следует учитывать, что основным недостатком данной методики является большое количество экспертных оценок, способных вносить некоторый субъективизм в результат оценки программы. В данном случае особое внимание стоит обращать на подбор наиболее квалифицированных и объективных экспертов.

Анализ известных прогнозных экономических моделей, сформулированные требования к модели и методические подходы к комплексной оценке

Таблица 3

Расчет интегрального показателя эффективности мероприятий, направлений, достижения целей программы

Рис. 5. Прогнозно-аналитическая система социально-экономического развития региона

эффективности мероприятий программы позволяют построить схему реализации прогнозно-аналитической системы социально-экономического развития региона (рис. 5).

Схема представляет собой последовательность этапов прогнозирования индикаторов для выбора вариантов управленческих воздействий в программно-целевом управлении региональным развитием.

В рамках поставленной задачи могут быть проведены проверочные расчеты по методике комплексной оценки индикаторов развития региона. Главная трудность работы — выявление факторных зависимостей индикаторов различных уровней для настройки регрессионной модели, отражающей взаимосвязь результативности запланированных мероприятий и достижения целей программы. Без этого невозможно прогнозирование поведения

1=1

региональной системы. После того, как факторные зависимости обозначены, необходимо переходить к построению уравнений регрессии.

При построении системы уравнений, используемой в качестве прогнозной модели региональной системы, принципиальным является вопрос о методологии прогнозирования экзогенных параметров. Опыт моделирования, изложенный в исследованных научных работах, свидетельствует, что их прогнозирование производится экспертами на основе трендовых моделей. Сценарий траектории экзогенных параметров на определенный интервал прогнозирования (параметры эконометрических зависимостей) определяется на основе существующей макроэкономической и региональной статистики. Для анализа одномерных или многомерных регрессионных зависимостей параметров можно воспользоваться надстройкой «Пакет анализа» — «analysis Toolpak» широко распространенной программы Microsoft Excel, содержащей встроенные функции статистического анализа.

Занесение, хранение и анализ информации о тенденциях изменения индикаторов программы также целесообразно производить в таблицах Microsoft Excel, так как эта прикладная программа позволяет легко описывать и видеть все формализованные взаимосвязи между показателями и является стандартным инструментом анализа статистической информации. Индикаторы группируются по приоритетным направлениям и образуют соответствующие подсистемы. Для выполнения обозначенных этапов построения прогнозной системы необходимо разработать регламент занесения текущей информации о состоянии эндогенных и экзогенных параметров. При разработке автоматизированной системы необходимо учитывать требования действующих нормативныхдокументов [4—8].

Список литературы

1. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование: курс лекций. М.: Педагогическое общество России, 2002. 392 с.

2. Бялковская В. С. Программно-целевые методы в развитии промышленности: региональный аспект. М.: Экономика, 1983. 213 с.

3. ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначения документов при создании автоматизированных систем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.

5. ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.

6. ГОСТ 34.603-92 Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем.

7. Оценка муниципальных программ // Г. Ю. Ветров, Д. В. Визгалов, М.В. Пинегина, Н.И. Шевырова. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. 88 с.

8. РД 50-34.698-90 «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов».

9. Райзберг Б. А., Лобко А. Г. Программно-целевое планирование и управление. М.: ИНФРА-М, 2002. 428 с.

10. Суворов Н. В., Суворов А. В., Борисов В. Н. Экономический рост, межотраслевые пропорции и приоритеты развития реального сектора в среднесрочной перспективе // Проблемы прогнозирования. 2002. № 4.

11. Scriven Michael. The Logic of Evaluation. Inverness, CA: Edgepress, 1980. P. 19.

12. Weiss Carol. Evaluation Research: Methods for Assessing Program Effectiveness. Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1972. P. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.