УДК 37.015.3
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
© Ольга Александровна ЧЕРКАСОВА
Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, 4 научно-исследовательская лаборатория, младший научный сотрудник, e-mail: [email protected]
Качество преподавания в военном вузе в значительной мере зависит от личностных профессиональных качеств преподавателя и его психологической подготовки, которая должна включать в себя умения, обеспечивающие эффективное протекание процесса взаимодействия с обучающимися. В статье представлены результаты апробации программы развития личностных профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин, способствующих эффективному педагогическому взаимодействию с курсантами военного вуза.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие; совместная деятельность; взаимопонимание, личностные профессионально значимые качества; преподаватель технических дисциплин; эмпирическая программа исследования.
Система военного образования в настоящее время переживает сложный этап реформирования. В вузах обновляются учебные планы и программы, идет поиск новых подходов и технологий осуществления учебно-воспитательного процесса, предъявляются высокие требования к педагогической деятельности преподавательского состава. В подготовке инженера приоритет должен отводиться техническим дисциплинам, которые отличаются сложностью учебного материала. При их преподавании необходимо учитывать множество факторов, исключением не является учет личностных профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин [1].
Качество преподавания в военном вузе, как отмечают А.В. Барабанщиков и В.Н. Герасимов, в значительной мере зависит от личности преподавателя, его личностных и профессионально значимых качеств, которые должны включать в себя умения, обеспечивающие эффективное протекание процесса взаимодействия с обучающимися. Это значит, что преподавателю технических дисциплин, работающему с курсантами, необходимо иметь не только специальные знания и владеть методикой обучения, но и обладать хорошо сформированными коммуникативными и социально-перцептивными умениями, эмпатией, рефлексией, необходимыми для организации продуктивного взаимодействия с обучающимися [1, 2]. В структуре
профессионально значимых качеств личности педагога В. А. Крутецкий выделяет (имея в виду своеобразную эталонную модель учителя) специальные способности (качества), к ним относятся: абстрактное мышление, пространственное воображение и т. д. [3].
Анализ теории и практики современного образования показывает, что накоплен значительный фонд знаний по проблеме организации педагогического взаимодействия, в то время как данный вопрос при изучении технических дисциплин в системе военного образования недостаточно разработан в психологической и педагогической науках, а также практической деятельности военных вузов. Преподавателями технических дисциплин военного вуза назначаются, отмечает А.П. Зверяев, как правило, офицеры, проходившие службу на инженерных должностях. Они отличаются, с одной стороны, наличием глубоких профессиональных знаний в области преподаваемых учебных дисциплин, с другой - недостаточной педагогической компетентностью [4], в т. ч. нуждаются в развитии профессионально значимых качеств и эффективного их применения.
Исходя из этого была сформулирована одна из задач исследования, которая заключалась в составлении и оценке эффективности программы развития личностных профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин, способствую-
щих эффективному педагогическому взаимодействию с обучающимися военного вуза.
С помощью разработанной эмпирической программы исследования личностных профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин [5], включающей в себя анкетирование курсантов, опрос преподавателей, методики, направленные на определение уровня развития качеств преподавателя, исследованы качества преподавателей факультета летательных аппаратов Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж). До начала проведения эксперимента организованы две группы преподавателей: экспериментальная и контрольная по 15 человек в каждой. С участниками обеих групп проведены методики исследования личностных профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин: методика «Диагностика
уровня эмпатии» (И.М. Юсупова); методика «КОС-2» (В.В. Синявского, Б.А. Федоришина); «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности» - модифицированный вариант Н.П. Фетискина; «Тест структуры интеллекта» (IST), разработанный Р. Амт-хауэром; методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири).
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что уровень развития качеств преподавателей соответствует среднему и ниже среднего, это не может удовлетворять современным требованиям [5]. Таким образом, можно сделать вывод, что существует потребность в повышении уровня развития личностных профессиональных качеств преподавателей. На следующем этапе была составлена программа развития этих качеств и апробирована с участниками экспериментальной группы. Цель данной программы заключается в том, чтобы с помощью активных методов психологии развивать личностные профессионально значимые
качества (эмпатию, коммуникативность, рефлексию, перцептивность, абстрактное мышление и пространственное воображение) преподавателя технических дисциплин, что будет способствовать эффективному педагогическому взаимодействию с обучающимися. Важным условием достижения эффективности обучения курсантов является учет психологических закономерностей процесса обучения, предполагающий психологически правильное взаимодействие обучающих и обучающихся, преодоление объективных трудностей в ходе усвоения знаний, умений и навыков профессиональной деятельности. Основными методами работы программы являются: психогимнастические упражнения, групповая дискуссия, методы саморегуляции, межличностная обратная связь, анкетирование, организационно-деятельностная игра.
В заключение тренинга проведены повторные методики диагностики личностных профессионально значимых качеств преподавателя. Для обработки результатов применялось программное обеспечение «8ТЛТ18Т1СЛ-7», определялось среднее значение О и среднеквадратическое отклонение о данных опроса.
Сравнивая результаты проведенных методик исследования личностных профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин до и после реализации программы с экспериментальной группой, можно отметить положительную динамику по всем показателям. Значительно повысился уровень развития эмпатии, до тренинга среднее значение составляло 8,06, после проведения тренинга - 12,66. В контрольной группе значимых изменений определяемого качества не выявлено. Среднеквадратическое отклонение незначительное, колеблется от 0,78 до 1,18. Результаты математико-статистической обработки отражены в табл. 1.
Таблица 1
Среднее значение уровня развития эмпатии
Название шкалы ( О ) до тренинга а ( О ) после тренинга а
Показатели выявления эмпатии
Экспериментальная группа (ЭГ)
Эмпатия 8,06 0,98 12,66 0,88
Контрольная группа (КГ)
Эмпатия 8,13 1,18 8,40 0,78
Результаты проведенной психодиагностики с использованием методики КОС-2 до и после реализации программы с экспериментальной и контрольной группами показывают положительную динамику в развитии коммуникативных склонностей в экспериментальной группе, до тренинга среднее значение составляло 0,65, после - 0,91, остальные результаты остались без особых изменений. Среднеквадратическое отклонение незначительное от 0,64 до 1,21 (табл. 2).
Сравнивая результаты среднего значения уровня развития рефлексии до и после реализации программы с экспериментальной группой, можно отметить положительную динамику: до проведения программы значение равно 122,80, а после - 145,53. Результаты проведенной методики в контрольной группе без изменений. Среднеквадратическое отклонение незначительное от 2,05 до 2,78. Результаты математико-статистической обработки отражены в табл. 3.
Соотношение средних показателей рефлексии у преподавателей экспериментальной и контрольной групп свидетельствует о более выраженных признаках повышения уровня рефлексии у преподавателей, участвующих в программе развития личностных профессионально значимых качеств.
Значительно повысился уровень развития перцептивности у преподавателей экспериментальной группы по признакам взаимо-познания (от 18,53 до 24,13) и взаимопонимания (от 19,20 до 25,33). В контрольной группе значимых изменений не произошло. Значение среднеквадратического отклонения в среднем составляет от 0,58 до 1,18 (табл. 4).
Соотношение средних показателей уровня развития абстрактного мышления и пространственного воображения у преподавателей экспериментальной группы свидетельствует о более выраженных признаках повышения пространственного воображения при выполнении субтестов «задание с кубиками» (среднее значение показателей до проведения программы эксперимента составляло 6,73, после - 12,06) и «выбор фигур» (среднее значение показателей изменилось от 11,73 до 16,80).
Изменение уровня развития абстрактного мышления в контрольной группе не существенное, а в экспериментальной группе при тенденции повышения средних показателей пространственного воображения значимых изменений показателей абстрактного мышления не произошло. Среднеквадратическое отклонение результатов от 0,68 до 1,13 (табл. 5).
Таблица 2
Среднее значение уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей
Показатели выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)
Название шкалы ( о ) до тренинга а ( О ) после тренинга а
Экспериментальная группа (ЭГ)
Коммуникативные склонности 0,65 1,08 0,91 1,15
Организаторские склонности 0,68 1,13 0,70 0,87
Контрольная группа (КГ)
Коммуникативные склонности 0,64 1,16 0,65 1,21
Организаторские склонности 0,68 1,05 0,69 1,13
Таблица 3
Среднее значение уровня развития рефлексии
Показатели выявления рефлексии
Название шкалы ( О ) до тренинга а ( о ) после тренинга а
Экспериментальная группа (ЭГ)
Рефлексия 122,80 2,05 145,53 2,20
Контрольная группа (КГ)
Рефлексия 123,00 2,78 124,50 2,30
Таблица 4
Среднее значение уровня развития перцептивной компетентности
Показатели выявления перцептивно-интерактивной компетентности
Название шкалы ( о ) до тренинга а ( о ) после тренинга а
Экспериментальная группа (ЭГ)
Взаимопознание 18,53 1,18 24,13 0,96
Взаимопонимание 19,20 0,98 25,33 0,89
Взаимовлияние 17,73 0,65 17,93 1,14
Социальная автономность 19,80 096 19,93 1,10
Социальная адаптивность 17,13 0,58 17,33 0,75
Социальная активность 19,13 0,99 19,46 1,03
Контрольная группа (КГ)
Взаимопознание 18,93 0,88 18,96 1,17
Взаимопонимание 19,73 1,20 19,93 1,14
Взаимовлияние 17,26 0,85 17,60 0,78
Социальная автономность 19,60 1,14 19,73 1,16
Социальная адаптивность 17,06 0,79 17.33 0,86
Социальная активность 19,06 0,91 19.20 1,10
Таблица 5
Среднее значение уровня развития перцептивной компетентности
Показатели выявления интеллекта (КТ) Р. Амтхауэра
Название шкалы
( о ) до тренинга
( о ) после тренинга
Абстрактное мышление
Экспериментальная группа (ЭГ)
Общие черты 12,06 1,13 12,13 1,06
Аналогии 11,73 0,84 12,06 0,78
Контрольная группа (КГ)
Общие черты 12,06 0,68 12,13 0,97
Аналогии 11,73 0,98 11,80 1,11
Пространственное воображение
Экспериментальная группа (ЭГ)
Выбор фигур 11,73 0,80 16,80 0,78
Задание с кубиками 6,73 1,16 12,06 0,95
Контрольная группа (КГ)
Выбор фигур 11,66 0,96 11,86 1,12
Задание с кубиками 6,80 1,13 7,06 0,83
а
а
В ходе эксперимента рассматривалась зависимость выраженности показателей личностных профессиональных качеств от эффективности разработанной программы эксперимента. В соответствии с процедурой однофакторного дисперсионного анализа ЛКОУЛ по Р. Фишеру сопоставлялись показатели личностных профессионально значимых качеств двух групп преподавателей (экспериментальной и контрольной) до проведения программы развития и после. Проведение дисперсионного анализа реализовано с помощью программы 8ТЛТКТ1СЛ-7. результаты отражены в табл. 6.
Из табл. 6 видно, что статистически значимые изменения в экспериментальной
группе произошли по параметрам развития эмпатии, коммуникативности, рефлексии, перцептивности (взаимопознания, взаимопонимания), абстрактного мышления и пространственного воображения. Соотношение средних показателей по результатам проведенных методик свидетельствует о более выраженных признаках после проведения программы развития личностных профессионально значимых качеств преподавателя. Табличное значение ¥крит. при уровне значимости р = 0,05 для некоторых характеристик имеет цифровое выражение равное 4,20, при р = 0,01, значение ¥крит. равно 7,64.
Таблица 6
Результаты однофакторного дисперсионного анализа личностно профессионально значимых качеств преподавателя
№ Название методик (шкал) ЭГ КГ
FHiÄ I F„ FHiÄ 1 F„
I Показатели диагностики уровня эмпатии
1. Эмпатия | 10,51 | 7,64 | 1,12 | 7,64
II Показатели выявления уровня коммуникативных и организаторских склонностей
1. Коммуникативные склонности 23,17 7,64 0,88 7,64
2. Организаторские склонности 0,51 7,64 0,35 7,64
III Показатели диагностики уровня рефлексии
1. Рефлексия | 25,16 | 7,64 | 0,43 | 7,64
IV Показатели выявления уровня перцептивно-интерактивной компетентности
1. Взаимопознание 57,03 7,64 1,73 4,20
2. Взаимопонимание 63,84 7,64 1,75 4,20
3. Взаимовлияние 0,12 4,20 0,71 4,20
4. Социальная автономность 0,03 4,20 0,60 4,20
5. Социальная адаптивность 0,14 4,20 0,49 4,20
6. Социальная активность 0,06 4,20 0,11 4,20
Показатели выявления уровня интеллекта (Абстрактное мышление)
1. Общие черты 5,65 4,20 0, 32 4,20
2. Аналогии 0, 08 4,20 0,29 4,20
Б. (Пространственное воображение)
1. Выбор фигур 34,04 7,64 0,75 4,20
2. Задание с кубиками 0,14 4,20 2,03 4,20
Значение ¥набл, полученное в результате процедуры однофакторного дисперсионного анализа, показателей уровня развития эмпатии в экспериментальной группе имеет цифровое выражение равное 10,51. Влияние фактора достоверно, р < 0,01.
Сопоставляя уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей до проведения программы эксперимента и после, можно отметить, что табличное значение Б-распределения Фишера при р < 0,01 соответствует цифровому выражению равному 7,64. Значение Бнабл в экспериментальной группе равно 23,17.
Соотношение показателей уровня развития рефлексии свидетельствует о более выраженных признаках у преподавателей экспериментальной группы. Как видно из табл. 6, в экспериментальной группе наибольший уровень достоверности различий до и после проведения программы. Табличное значение Бкрит. при р < 0,01 имеет цифровое выражение равное 7,64. Значение Бнабл, полученное в результате процедуры однофакторного дисперсионного анализа равно 25,16. В контрольной группе значимых изменений не выявлено.
Рассматривая перцептивность, отмечено достоверное изменение качеств «взаимопонимание» и «взаимопознание» в экспериментальной группе. Табличное значение FKpum при p < 0,01 имеет соответственно цифровое выражение равное 4,20 и 7,64. Табличное значение FHa6j экспериментальной группы в диаде «взаимопонимание» и «взаимопознание» имеет показатели равные 57,04 и 63,84 соответственно. В контрольной группе при незначительном повышении уровня развития перцептивности все же значимых изменений не произошло.
Значение FHCl6n.., полученное в результате процедуры однофакторного дисперсионного анализа абстрактного мышления субтестом «общие черты», составляет 5,65 при p < 0,05; в результате оценки пространственного воображения субтестом «выбор фигур» составило 34,04, при p < 0,01. Остальные показатели в экспериментальной и контрольной группах достоверно не изменились. Соотношение суммарных результатов субтестов (абстрактное мышление и пространственное воображение) теста IST Р. Амтхауэра в обеих группах до проведения программы развития личностных профессиональных качеств пре-
подавателя и после программы позволяет отметить статистически верное влияние.
Таким образом, проведенный дисперсионный анализ показал статистически значимые изменения до и после реализации программы, поскольку Рнабл. > Ркрит., при р < 0,05 и р < 0,01. Результаты эмпирического исследования доказывают возможность использования разработанной программы развития личностных профессионально значимых качеств (эмпатии, рефлексии, коммуникативности, перцептивности, абстрактного мышления и пространственного воображения) преподавателя технических дисциплин. Проведенный анализ позволил выявить достоверное преимущество результатов в экспериментальной группе по сравнению с аналогичными в контрольной.
Апробация программы развития личностных профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин показала эффективность и необходимость ее внедрения в практику.
1. Барабанщиков А.В. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы / под ред. А.В. Барабанщикова. М., 1998.
2. Герасимов В.Н. Педагогика высшей военной школы / под ред. В.Н. Герасимова. М., 2001.
3. КрутецкийМ.Г. Психология. М., 1986.
4. Зверяев А.П. Профессиональное становление начинающих преподавателей военно-технических дисциплин высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.
5. Корытова Г.С., Черкасова О.А. Исследование качеств преподавателя технических дисциплин, способствующих эффективному педагогическому взаимодействию с курсантами военного вуза // Вестник Воронежского института МВД. Воронеж, 2011. № 4. С. 176-183.
Поступила в редакцию 26.03.2012 г.
UDC 37.015.3
EVALUATING OF EFFECTIVENESS OF PERSONAL DEVELOPMENT PROGRAMS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF TECHNICAL DISCIPLINES TEACHER
Olga Aleksandrovna CHERKASOVA, Military Aviation Engineering University, Voronezh, Russian Federation, 4th Scientific Research Laboratory, Junior Scientific Worker, e-mail: [email protected]
The quality of teaching in the military high school depends on personal professional qualities of the teacher and his psychological training, which should include the skills to provide effective interaction with the students. The article describes the necessary personal and professional significant qualities of technical discipline teacher, which gives effective pedagogical interaction between teacher and cadets of military engineering high school.
Key words: pedagogical interaction; joint activity; mutual understanding; personal professional quality; technical discipline teacher; empirical research program.