Научная статья на тему 'Технология организации эффективного взаимодействия преподавателей и студентов в вузе'

Технология организации эффективного взаимодействия преподавателей и студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2300
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНАЯ ПАРАДИГМА / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старцев М. В.

В статье рассматриваются аспекты взаимодействия преподавателей и студентов вуза в контексте субъект-субъектной парадигмы образования, обосновывается значимость взаимодействия преподавателей и студентов для их профессионального и личностного развития, описывается технология обучения основам организации эффективного взаимодействия (этапы, цели, модули, задания и упражнения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старцев М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология организации эффективного взаимодействия преподавателей и студентов в вузе»

УДК 378.14

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ1

М. В. Старцев

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. е-mail: [email protected]

В статье рассматриваются аспекты взаимодействия преподавателей и студентов вуза в контексте субъект-субъектной парадигмы образования, обосновывается значимость взаимодействия преподавателей и студентов для их профессионального и личностного развития, описывается технология обучения основам организации эффективного взаимодействия (этапы, цели, модули, задания и упражнения).

Ключевые слова: взаимодействие, преподаватель, студент, субъект-субъектная парадигма, технология обучения, личностное и профессиональное развитие.

Последние несколько лет система образования в России претерпевает серьезные изменения. Произошел переход на двухуровневую систему высшего образования, как следствие появились и появляются новые учебные программы, изменяется соотношение часов аудиторной и самостоятельной работы студентов. Также намечается тенденция к сокращению количества высших учебных заведений, что, очевидно, будет приводить к укрупнению функционирующих вузов при общем сокращении преподавательских кадров. В учебном процессе вузов все шире получают распространение информационнокоммуникационные технологии. Однако, несмотря на происходящие в высшей школе изменения, суть процесса обучения, тем не менее, остается прежней: студент постигает знания, приобретает умения и навыки в непосредственном контакте с педагогом (дистанционные формы обучения, хотя и стали набирать больший вес в процессе обучения, все же пока носят факультативный характер).

Все модернизационные процессы в системе образования в конечном итоге были направлены и направляются на повышение качества образования. Еще в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечалось, что образование не обеспечивало выпускникам должного уровня подготовки в соответствии с образовательными стандартами. Сроки реализации данной концепции уже в прошлом, а о повышении качества образования как

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 11-36-00207а1

о свершившемся факте по-прежнему говорить не приходится.

На наш взгляд, для решения этой проблемы необходим не только пересмотр содержания обучения студентов, адаптация вузовской системы обучения к современным условиям, но и изменения в характере взаимодействия преподавателей и студентов и соответственно в методах и формах обучения и общения.

Качество образовательного процесса в вузе неразрывно связано и во многом определяется эффективностью взаимодействия педагога и студентов. От этого зависят уровень подготовки будущих специалистов, успешность их профессиональной деятельности, а также успешность профессиональной самореализации педагога высшей школы. Поэтому всесторонняя теоретическая и практическая разработка проблемы повышения эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе имеет особую значимость.

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в вузе мы рассматриваем как процесс проявления индивидуальных способов действий и общения преподавателя и студентов, направленных друг на друга, определяемых их функционально-ролевыми и личностными позициями, следствием которых являются взаимные изменения в деятельности, общении, отношениях участников педагогического процесса, а также их личностное развитие. Целью такого взаимодействия является личностное и профессиональное развитие всех участников этого процесса. Как и любой целенаправленный процесс,

взаимодействие преподавателей и студентов должно быть управляемо (специально организовано) и быть диагностируемо, т.е. иметь критерии и соответствующие методы оценки.

Поднимая вопрос диагностики взаимодействия преподавателей и студентов вузов, отметим, что в наших предшествующих работах обосновывалась целесообразность применения системно-квалиметрического подхода к оценке данного педагогического явления [1]. Также на основе системно-квалиметрического подхода нами был разработан инструментарий оценки взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе [2, 3]. Данный инструментарий включает в себя модель взаимодействия субъектов, критериальную базу оценки, описание уровней сформированности взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе.

В соответствии с принципами системно-квалиметрического подхода нами была разработана модель взаимодействия субъектов. Она строится в многомерном пространстве профессионально-личностных качеств, ценностей и способностей субъектов [4, 5]. В качестве базисных компонентов этого пространства выступают деятельность, общение и взаимоотношения. Мы выделили следующие стадии общения: формально-ролевое, ситуативно-ролевое, учебно-деловое и профессионально-личностное; деятельности:

организуемая, побуждаемая, регулируемая и совместная; взаимоотношений: взаимопо-

знание, взаимопонимание, взаимосодейст-вие, взаиморазвитие.

Исходя из системного понимания процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе, мы выделили следующие критерии, на основе которых происходит суждение об уровне развития взаимодействия: степень развития общения; согласованность учебно-профессиональной деятельности; степень развития взаимоотношений субъектов. Данные критерии соответствуют осям нашей модели: общение, деятельность и

взаимоотношения. Выделенные критерии раскрываются через совокупность соответствующих показателей-стадий модели [6].

В соответствии с выделенными критериями и показателями, а также на основе данных экспериментальной работы нами были определены следующие уровни сформи-

рованности взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе: индифферентное, стандартизированное, активизирующее, конструктивное, развивающее взаимодействие. Каждый уровень имеет количественное выражение и качественное описание.

Экспериментальная работа показала, что почти три четверти студентов и две трети педагогов находятся на первых двух уровнях развития взаимодействия - индифферентном и стандартизированном. Эти уровни отличает полное отсутствие организационных форм творческой деятельности и групповых форм работы студентов. Проявления инициативы в среде студентов очень редки, да и не приветствуются педагогом, как следствие низкая активность в студенческих группах. Студенты на данном уровне взаимодействия находятся в роли пассивного «приемника» знаний и экзаменуемого, для которого преподаватель является источником информации и контролером. Взаимопонимание между студентами и педагогом находится на низком уровне. Общение, как правило, носит монологичный характер.

Среди причин подобного положения дел можно назвать отсутствие знаний у участников образовательного процесса (прежде всего педагогов) о том, как может еще протекать этот процесс, а также отсутствие изначальной установки на значимость таких компонентов взаимодействия, как общение и взаимоотношения.

Результаты экспериментальной работы позволяют утверждать, что повышение эффективности взаимодействия преподавателей и студентов возможно в рамках специально организованного обучения.

Мы выделили следующие последовательно реализуемые этапы технологии обучения основам организации эффективного взаимодействия: аналитико-рефлексивный,

конструктивно-регулирующий, контрольнокоррекционный.

Аналитико-рефлексивный этап. Цель -выбор экспериментальных и контрольных групп, диагностика, развитие рефлексивных умений субъектов, стимуляция их мотивационной установки на учебно-профессиональную деятельность, определение желаемого уровня взаимодействия, актуализация субъ-ект-субъектного взаимодействия преподавателя и студентов.

В экспериментальных группах проводится диагностика уровня сформированности взаимодействия. Диагностика осуществляется как специальным образом (анкетирование, тестирование, рефлепрактические методы, собеседование, наблюдение и т.п.), так и на конкретном тематическом материале: во

время обзорного знакомства с общей проблемой или конкретной темой занятия (в рамках развития определенных профессионально-личностных качеств), в форме игрового моделирования, анализа конкретных ситуаций и др.

Целью применяемых методик является как получение информации об исследуемом феномене, так и создание «базы данных» способов рефлексии для участников исследования (преимущественно преподавателей) с тем, чтобы они могли по мере необходимости самостоятельно получать личностнозначимую информацию для саморегуляции характера взаимодействия.

Конструктивно-регулирующий этап. Цель - стимулирование механизмов межу-ровневых переходов процесса взаимодействия, составление субъектами программы коррекции и развития взаимодействия, повышение степени теоретической и практической готовности субъектов к реализации субъект-субъектного взаимодействия, осуществление взаимодействия в профессиональной и учебной деятельности.

На занятиях студенты и преподаватели знакомятся с сутью процесса субъект-субъектного взаимодействия, с особенностями его реализации, специфическими формами и методами работы, согласуя эту информацию с собственным опытом. На данном этапе технологии акцент делается на знакомстве преподавателей и студентов с разнообразными методами и педагогическими приемами развития профессионально-личностных качеств (значимых для процесса взаимодействия), с творческими и рефлексивными развивающими упражнениями, тренингами, ролевыми играми и т.п. Роль педагога, реализующего технологию, заключается в создании профессионально-значимых ситуаций (способствующих критическому осмыслению ситуации, выявлению причинно-следственных связей), помощи в применении способов и приемов самообразовательной дея-

тельности, корректировке деятельности, общения и взаимоотношений с другими субъектами, инициировании творческой активности субъектов.

Контрольно-коррекционный этап. Цель -оценка и самооценка реализации технологии взаимодействия, анализ результатов формирующего эксперимента, актуализация нового витка развития профессионально-личностных качеств, значимых для осуществления эффективного взаимодействия субъектов.

Этап подразумевает определение местоположения субъектов в пространстве взаимодействия, оценку уровня выраженности соответствующих качеств и способностей, выявление степени личностного и профессионального приращения, качественную и количественную характеристику показателей взаимодействия; анализ трудностей в совершенствовании определенных качеств личности и механизмов их преодоления; коллективное обсуждение произошедших во взаимодействии изменений.

Таким образом, контрольно-коррекционный этап устанавливает наличие и уровень развития личностных и профессиональных качеств и способностей субъектов, их соответствие требованиям субъект-субъектного взаимодействия, помогает осмыслить весь процесс педагогического взаимодействия в целостном виде, выполняя диагностирующую, координирующую и прогностическую функции для нового витка развития процесса взаимодействия. Сделанные выводы, полученная оценка достигнутых результатов позволяют внести коррективы в последующую самостоятельную профессиональную и учебную деятельность преподавателей и студентов.

Организационным ядром формирующей стадии технологии является разработанный нами и реализованный в рамках учебных планов и программ повышения квалификации преподавателей вузов спецкурс «Основы эффективного взаимодействия преподавателей и студентов в вузе». Он включает в себя лекционный курс, семинарско-практические занятия и самостоятельные творческие задания. Спецкурс построен на интегративно-модульной основе. Модули соответствуют осям модели взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе и отражают сферы, оказывающие существенное влияние на степень

эффективности процесса взаимодействия: взаимоотношения, культура общения, учебная и профессиональная деятельность.

Модуль взаимоотношений включает в себя задания и упражнения, направленные на диагностику и развитие самопознания личности субъектов, развитие их рефлексивных умений, открытости, эмпатии, доброжелательности, способствует созданию уважительных отношений между ними. Задача данного модуля - изменить систему взаимоотношений преподавателя и студентов, пробудить интерес к личности друг друга, способствовать созданию благоприятного эмоционального климата [7].

Задачей упражнений и тестов на самопознание являлось осознание субъектами собственной уникальности, развитие способности позитивного принятия себя и других, обнаружение факторов, препятствующих личностному развитию («Доброе дело», «Мои достоинства и недостатки», «Портрет», «Подарок», «Идеал» и др.). Установлению взаимопонимания между участниками образовательного процесса способствует комплекс упражнений, связанных с эмпатийными способностями субъектов («Копирование движений», «Скала и пропасть», «Заколдованный круг» и др.). На занятиях, как правило, присутствует благоприятная эмоциональная обстановка, что способствует большей открытости участников.

Модуль культуры общения направлен на развитие вербальных способностей, культуры речи и общения субъектов взаимодействия. Также модуль ориентирован на изменение системы преподавания, поскольку невысокая культура общения нередко определяется особенностями образовательного процесса (монологичность, догматичность, нетерпимость).

Практически все упражнения технологии решают задачу повышения культуры речи и общения участников технологии. Студенты на каждом занятии неоднократно выступают перед аудиторией, комментируют свои домашние работы, выполняя аудиторные задания, отвечая на вопросы и задавая их, участвуя в дискуссиях, диспутах, мини-защитах и т.д. Развитию диалоговой позиции между преподавателем и студентами способствуют упражнения на воображение («Для чего это может потребоваться»), на скорость и логику

мышления («Перелет фраз»), на логику вербального изложения («Рассказ-цепочка»). Особое место мы отводили дидактическим и ролевым играм в специально созданных профессиональных ситуациях, в которых в наибольшей степени проявляются инициатива, активность и творчество.

Упражнения этого модуля способствуют установлению диалоговой позиции между преподавателем и студентами, повышению эмоциональной включенности в образовательный процесс, развитию эрудиции, терпимости и тактичности.

Назначение модуля учебной и профессиональной деятельности заключается в развитии положительной мотивации субъектов к учебной и профессиональной деятельности, формировании и развитии организационных способностей, помощи по овладению субъектами приемами и методами учебной и профессиональной деятельности, созданию общего поля взаимодействия преподавателя и студентов, а также развитию самокритики и объективности.

Особое значение на практических занятиях технологии имеет ознакомление субъектов с приемами научного мышления, формирование умений анализировать факты, кратко излагать основные мысли, доказывать, защищать и отстаивать свою точку зрения, культурно вести профессиональнограмотную дискуссию. Решение этих задач наиболее полноценно становится возможным при создании творчески развивающей среды, которая характеризуется наличием ситуаций общего поиска, стимулированием и поощрением самостоятельных подходов и оригинальных предложений, многовариантностью решений, отсутствием жестких правил.

Конкретным примером может служить прием защиты диссертации на профессионально-значимые или шуточно-отвлеченные (для развития гибкости и оригинальности мышления) темы. В рамках технологии студенты, аспиранты и преподаватели знакомятся с нестандартными задачами, с особенностями их постановки и решения. Для создания общего поля взаимодействия преподаватель и студенты участвуют в проекте по совместной разработке лекций. Данный метод включения студентов в совместную работу с преподавателем знакомит с трудом

преподавателя вуза, дает возможность приобрести навыки работы с литературой, развивает аналитические, вербальные, организаторские способности, способствует росту взаимоуважения преподавателя и студентов, а также самоуважению студентов.

В этом модуле технологии происходит формирование умений и навыков, характеризующих культуру деятельности: культура слушания, чтения, конспектирования, планирования работы, владение приемами творческой переработки информации.

Структурная и содержательная целостность разработанной технологии взаимодействия обеспечивается применением принципов системно-квалиметрического подхода, рассматривающих данное явление в единстве и диалектической взаимосвязи составляющих компонентов, использованием модели взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе, системностью критериев и показателей, применением квалиметрическо-го инструментария, а также использованием гибких и разнообразных форм и методов взаимодействия субъектов.

Список литературы

1. Шаршов И.А., Старцев М.В., Королева А.В. Системно-квалиметрический подход к исследованию и оценке педагогических процессов и явлений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Вып. 11 (103). С. 110-116.

2. Старцев М.В., Шаршов И.А. Педагогические условия повышения эффективности взаимодействия преподавателей и студентов вуза // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 11.

3. Шаршов И.А., Старцев М.В. Оценка взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе на основе системно-квалиметриче-ского подхода. Тамбов, 2009.

4. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2005.

5. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Пространственное моделирование взаимодействия преподавателей и студентов в вузе // Fractal simulation. Тамбов, 2011. Вып. 2. С. 39-51.

6. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Специфика моделирования взаимодействия преподавателей и студентов в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012. Т. 17. Вып. 3. С. 1054-1058.

7. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Личность и стиль деятельности преподавателя глазами студентов // Образование и общество. Орел, 2004. № 6 (29). С. 37-47.

References

1. Sharshov I.A., Starcev M.V., Koroleva A.V. Sistemno-kvalimetricheskij podhod k issledova-niju i ocenke pedagogicheskih processov i javle-nij // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2011. Vyp. 11 (103). S. 110-116.

2. Starcev M.V., Sharshov I.A. Pedagogicheskie us-lovija povyshenija effektivnosti vzaimodejstvija prepodavatelej i studentov vuza // Social'no-ekonomicheskie javlenija i processy. 2012. № 11.

3. Sharshov I.A., Starcev M.V. Ocenka vzaimodejstvija sub#ektov obrazovatel'nogo processa v vuze na osnove sistemno-kvalimetricheskogo podhoda. Tambov, 2009.

4. Sharshov I.A. Professional'no-tvorcheskoe samo-razvitie sub#ektov obrazovatel'nogo processa v vuze: dis. ... d-ra ped. nauk. Belgorod, 2005.

5. Sharshov I.A., Makarova L.N. Prostranstvennoe modelirovanie vzaimodejstvija prepodavatelej i studentov v vuze // Fractal simulation. Tambov, 2011. Vyp. 2. S. 39-51.

6. Sharshov I.A., Makarova L.N. Specifika modeli-rovanija vzaimodejstvija prepodavatelej i studentov v vuze // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Estestvennye i tehnicheskie nauki. 2012. T. 17. Vyp. 3. S. 1054-1058.

7. Makarova L.N., Sharshov I.A. Lichnost' i stil' dejatel'nosti prepodavatelja glazami studentov // Obrazovanie i obshhestvo. Orel, 2004. № 6 (29).

S. 37-47.

TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF EFFECTIVE COOPERATION OF PROFESSORS AND STUDENTS IN UNIVERSITY

M.V. Startsev Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: [email protected]

The article considers aspects of cooperation of professors and students of university in the context of subject-subjective paradigm of education. It is grounded significance of cooperation of professors and students for their professional and personal development. It is also described the technology of teaching fundamentals of organization of effective cooperation (stages, objectives, modules, tasks and exercises).

Key words: cooperation, professor, student, subject-subjective paradigm, technology of teaching, personal and professional development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.