Г.С. Корыт ова,
доктор психологических наук, доцент, Восточно-Сибирская государственная академия образования
О.А Черкасова,
Восточ но-Сибирская государственная академия образования
ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С КУРСАНТАМИ
ВОЕННОГО ВУЗА
THE RESEARCHING QUALITIES OF TECHNICAL DISCIPLINES TEACHER, WHICH GIVES EFFECTIVE PEDAGOGICAL INTERACTION WITH STUDENTS MILITARY UNIVERSITY
В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин, влияющих на эффективность педагогического взаимодействия с курсантами военного вуза.
The article describes the results of empirical research of necessary personal and professional-significant qualities of technical discipline teacher’s, which influence on pedagogical interaction efficiency between teacher and cadets of military high school.
Реформирование Вооруженных Сил России характеризуется значительным усилением внимания к проблеме эффективного процесса обучения курсантов. Современные Вооруженные Силы Российской Федерации оснащены сложным вооружением и техникой, их умелая эксплуатация и применение требуют от будущих офицеров качественной военно-технической подготовки, при этом основной вклад в военно-техническую подготовку курсантов вносят преподаватели технических дисциплин вузов Министерства обороны [2]. Это требует нового подхода к обучению и воспитанию курсантов, основанного на глубоком социальнопсихологическом анализе и новых технологиях психолого-педагогического сопровождения процесса обучения. За последние годы психолого-педагогическая наука, практика обучения и воспитания личного состава обогатилась новым содержанием. Поэтому в условиях реформирования Вооружённых Сил всё больше внимания уделяется качественному совершенствованию образовательного процесса. Повышаются требования к личностным и профессиональным качествам преподавателя.
Требования, предъявляемые к преподавателям высшей школы, обозначенные Концепцией модернизации образования, обязывают их к работе по постоянному развитию и построению себя как субъекта профессиональной деятельности [3]. В связи с
чем возрастает значимость личностных и профессиональных качеств преподавателей. Преподавателям технических дисциплин военного вуза, управляя учебновоспитательным и научно-педагогическим процессом, необходимо обладать такими качествами, которые будут способствовать эффективному педагогическому взаимодействию с обучающимися, что влияет на повышение уровня успеваемости и успешное решение педагогических задач. Это значит, что преподавателю необходимо не только иметь специальные знания и владеть методикой обучения, но и обладать хорошо сформированными коммуникативными и социально-перцептивными умениями, эмпатией, рефлексией. В.А. Крутецкий выделял в структуре профессионально значимых качеств личности педагога специальные способности. К ним относятся абстрактное мышление и пространственное представление, необходимые для организации продуктивного взаимодействия с обучающимися
[4].
Анализ накопленного опыта, результаты проведенного экспертного опроса преподавате-лей и анкетирования курсантов показывают, что
сформирован значительный фонд знаний по проблеме организации педагогического взаимодей-ствия, но разработка данного вопроса при изучении технических дисциплин в системе военного образования еще недостаточна. Для этого была создана эмпирическая программа исследования личностных профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин, влияю -щих на эффективность педагогического взаимо-
действия с курсантами. Программа отражает исследовательский характер подобранных методик и соответствует задачам исследования [1].
В программе рассматриваются профессионально значимые качества преподавателей: эмпатия, рефлексия, абстрактное мышление, пространственное воображение, коммуникативные умения, необходимые для организации продуктивного взаимодействия с курсантами (рис. 1).
Эмпириче ская пр огр амма ис следов ания
ем ны ачи тн на сн О ” К профессионально ше качества Межли отнс е стны ия § э
Тест И.М. Юсупова «Эмпатия»
Опросник «16 5* т е а
Опросник Т. Лири «Диагностика межличностных отношений»
Тест «^Т» Р. Амтхауэра (VII и VIII субтесты)
Рис. 1. Эмпирическая программа исследования
Основной задачей эмпирической программы являются исследования личностных профессионально значимых качеств преподавателей и межличностных отношений. Личностные особенности преподавателя являются предпосылками для развития профессионально значимых качеств — эмпатии (чувствительность, отзывчивость, до -верчивость), коммуникативности (общитель -
ность, сдержанность), рефлексии (склонность к
самоанализу, чувство вины, адекватность самооценки), пространственного воображения (мечтательность).
Сравнительный анализ методик, направлен -ных на выявление личностных профессиональных качеств преподавателя и структуры межличностных отношений, подтверждает, что пред -ставленные методики взаимосвязанны и допол-няют друг друга (табл. 1).
Таблица 1
Взаимосвязь личностных профессиональных качеств и используемых для их выявления методик
№ Личностные профес сиональные каче ства преподав ателя Используемые методики выявления личностных профессиональных качеств преподавателя и межличностного взаимодействия с обучающимися
1 Эмпатия Тест И.М. Юсупова «Эмпатия»
Опросник «16 РГ» Кэттелла Чувствительность, мягкосердечность (шкала I)
Опросник Т. Лири. Отзывчивость (8-й октант)
Опросник «16 РГ» Кэттелла. Доверчивость (шкала Ь)
Опросник Т .Лири. Доверчивость (6-й октант)
Опросник 16 РГ Кэттелла. Склонность к чувству вины (шкала О)
Опросник « 16 PF» Р.Кэттелла. Адекватность самооценки (шкала MD)
Опросник «16 PF» Р.Кэттелла. Общительность (шкала А)
Опросник «16 PF» Р.Кэттелла. Сдержанность (шкала F)
2. Коммуникативно с ть Опросник «16 PF» Р. Кэттелла. Общительность (шкала А)
Опросник «16 PF» Р. Кэттелла. Сдержанность (шкала F)
3 Рефлексия Опросник «16 PF» Р. Кэттелла. Склонность к чувству вины (шкала О)
Опросник «16 PF» Р. Кэттелла. Адекватность самооценки (шкала MD)
4 Абстрактное мышление Опросник «16 PF» Р.Кэттелла (шкала В)
Тест Р. Амтхауэра (II и III субтесты)
5 Пространственное воображение Тест Р. Амтхауэра (VII и VIII субтесты)
Опросник «16 PF» Кэттелла. Мечтательность (шкала M)
Анализ результатов тестирования осуществ-лялся в системе обработки данных <^ТАТК-ТГСА» с использованием описательной стати -стики для определения среднеквадратического отклонения данных опроса а, среднего значения
О и корреляционного анализа.
Для изучения личностных особенностей преподавателей, способствующих эффективному взаимодействию, использовался опросник «16 РГ» («Шестнадцать личностных факторов») Рэймонда Кэттелла, где исследовались характерные для них личностные особенности. Результаты проведенного тестового опроса представлены в таблице 2.
Полученные результаты показали, что существуют некоторые общие личностные особенности, характерные для всех преподавателей. По ряду параметров (шкал) отмечены высокие пока -затели: общительность (А), абстрактное мышле -ние (В), сдержанность (Г) — и низкие показатели получены по следующим параметрам: рефлексия (О, МБ), эмпатия (I, Ь), (отклонения в пределах от 1,3 до 2,2). Результаты проведенного тестирования позволяют обратить внимание на развитие качеств преподавателя.
С целью определения уровня развития эмпатии использов алась методика И .М. Ю супова (табл. 3).
По результатам определения уровня развития эмпатии у преподавателей можно сделать заключение, что средний уровень развития эмпатии у них проявляется к детям, родителям, старикам, героям. Уровень эмпатии ниже среднего проявляется к незнакомым людям и низкий уровень — к животным. Среднее значение составляет 5,687 (норма среднего показателя от 5 до 12). Данные результаты невысокие, что подтверждает необходимость развития этого качества у преподавателей.
Для определения уровня структуры интеллекта применялся тест «КТ» Р. Амтхауэра (табл. 4). Полученные результаты близки к средним значениям: «общие черты» — 12,28, «аналогии» — 11,87, «выбор фигур» — 11,74, а задание с кубиками — 6,43(ниже среднего). Отсюда очевидна необходимость развития пространственного представления и абстрактного мышления у преподавателей техни-че ских дисциплин.
С целью изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, так -же исследования представлений преподавателей о самих себе и выявления типа отношений к лю -дям в самооценке и взаимооценке был применен опросник Т. Лири «Диагностика межличност-ных отношений» (табл. 5).
Т аблица 2
Результаты математической обработки данных опросника «16 PF» Р.Кэттелла
№ Названия факторов (шкал) Психологическая интерпретация факторов Среднее Значение (О) Отклонения (S)
1 MD Адекватность самооценки 3,937 2,22
2 А Общительность 8,812 2,19
3 B Интеллект (абстрактное, мышление) 8,625 2,52
4 C Эмоциональная устойчивость 5,812 2,97
5 E Доминантно сть 5,500 1,96
6 F Сдержанность 9,000 2,03
7 G Высокая совестливость. 7,375 2,33
8 H Смелость 5,312 1,27
9 I Чувствительность, мягкосердечность 4,187 2,22
10 L Доверчивость 6,43 2,18
11 М М ечтательно сть 5,687 2,62
12 N Прямолинейность 5,375 2,13
13 О Склонность к чувству вины 6,812 3,03
14 01 Радикализм 8,125 2,09
15 д2 Самостоятельность 7,500 3,13
16 дз Высокий самоконтроль 5,312 2,70
17 04 Напряженность 6,500 2,01
Таблица 3
Результаты математической обработки данных диагностики уровня развития эмпатии
Номер Шкала (название) Среднее значение ( О ) Отклонения (О)
I Эмпатия к родителям 5,430 2,330
II Эмпатия к животным 2,979 1,726
III Эмпатия к старикам 6,603 2,569
IV Эмпатия к детям 8,684 2,946
V Эмпатия к героям 5,859 2,420
VI Эмпатия к незнакомым людям 4,572 2,138
Итого: 5,687
Т аблица 4
Результаты математической обработки данных теста «КТ»
№ Субтесты Мин. значение Макс. значение Среднее значение( О) Отклонения (О)
1 Общие черты 3,0 17,0 12,28 3,46
2 Аналогии 4,0 18,0 11,87 3,94
3 Выбор фигур 3,0 1,0 11,74 3,8
4 Задание с кубиками Результаты 2,0 математической межличностн 11,0 ибработки данных ых отношений 6,43 диагностики 1,86 Таблица 5
№ Субтесты Мин. значение Макс. значение Среднее значение( О) Отклонения (О)
1 Доминантно сть 1,0 11,0 5,53 2,70
2 Уверенность в себе 2,0 8,0 4,97 2,14
3 Требовательность 2,0 9,00 5,15 2,07
4 Скептицизм 0 9,00 2,61 1,82
5 Подчиняемость 2,0 10,0 3,92 2,03
6 Доверчивость 0 8,0 3,66 1,73
7 Добросердечие 1,0 10,0 6,15 2,27
8 Отзывчивость 0 9,0 5,10 2,42
9 Итого 4,63 2,14
Анализ результатов проведенного тестирования педагогов с использованием методики Т. Лири показывает, что преобладают средние зна -чения по всем октантам (показателям). Рассмат -ривая результаты психологической диагностики по всем субтестам, можно утверждать, что у испытуемых преобладают следующие стили и структура межличностных отношений: доминантность, уверенность в себе, скептицизм, под -чиняемость, требовательность, доверчивость, добросердечие, отзывчивость. Среднее значение всех показателей субтестов — 4,63, это является подтверждением того, что преобладающий тип отношения преподавателей к обучающимся находится на среднем уровне развития (табл. 5).
В результате проведенного тестирования можно констатировать, что разные типы межличностных отношений у испытуемых находятся на одинаковом уровне, отмечается незначитель-ное преобладание следующих типов: добросердечность, доминантность, требовательность и отзывчивость. Среднее значение показателей межличностных отношений — 4,63, отклонения небольшие — 2,14.
Проведя корреляционный анализ показателей шкал опросников «16 РГ» Р. Кэттелла и «Диагностики межличностных отношений» Т. Лири, можно отметить наличие прямых корреляцион -ных связей между эмоциональной устойчивостью и эгоистичностью (0,320), эмоциональной устойчивостью и агрессивностью (0,414), а также отрицательной корреляции между следующими
личностными качествами: высокой совестливо -стью, нормативностью поведения и подозри-тельностью (-0,416); высокой совестливостью, нормативностью поведения и подчиняемостью (-
0,348); напряженностью и альтруизмом (-0,320) (табл. 6).
Проводя корреляционный анализ результа-тов теста «Эмпатия» и «Диагностики межличностных отношений», можно отметить наличие корреляции между авторитарностью и эмпатией к детям (0,350); агрессивностью и эмпатией к незнакомым людям (0,416); зависимостью и эмпатией к героям (0,318) (табл. 7).
Корелляционный анализ данных по тестам «Эмпатия» и «Диагностика межличностных от -ношений», показывает наличие связи между ав -торитарностью и выбором фигур (0,365); эгоистичностью и выбором фигур (0.347); агрессивностью и выбором фигур (0.354) (табл. 8).
Личностные профессиональные качества преподавателей были оценены с помощью различных методов. Результаты сопоставимы, что подтверждает достоверность используемых методов . Показатели, оценивающие личностные профессиональные качества преподавателей тех -нических дисциплин соответствуют среднему уровню и ниже среднего. Поэтому преподав ате -лям необходимо развивать свои личностные профессиональные качества с учетом современных требований и возможностей.
Т аблица 6
Коэффициенты корреляции результатов опросников « 16 РГ»
Р. Кэттелла и «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири
№ <С <и М Й <С Й 8 Е “ « о £ О <ц О <3 & * О Ё Межличностные отношения
л 6н о о * & ё ср о <Й л Ен о О * 8* ё £Р о <Й л Ен о О * & Ё р О <Й
1 А 0,094 1 А 0,094 1 А 0,094 1
2 В 0,214 2 В 0,214 2 В 0,214 2
3 С 0,207 3 С 0,207 3 С 0,207 3
4 Е 0,0934 4 Е 0,0934 4 Е 0,0934 4
5 Г 0,179 5 Г 0,179 5 Г 0,179 5
6 а 0,191 6 а 0,191 6 а 0,191 6
7 н -0,275 7 н -0,275 7 н -0,275 7
8 I 0,262 8 I 0,262 8 I 0,262 8
9 L -0,024 9 L -0,024 9 L -0,024 9
10 М 0,218 10 М 0,218 10 М 0,218 10
11 N 0,091 11 N 0,091 11 N 0,091 11
12 О -0,017 12 О -0,017 12 О -0,017 12
13 01 -0,093 13 01 -0,093 13 01 -0,093 13
14 02 0,110 14 02 0,110 14 02 0,110 14
15 03 -0,019 15 03 -0,019 15 03 -0,019 15
16 04 -0,042 16 04 -0,042 16 04 -0,042 16
17 МБ -0,104 17 МБ -0,104 17 МБ -0,104 17
Т аблица 7
Коэффициенты корреляции результатов тестов «Эмпатия»» и «Диагностика межличностных отношений»
№ Межличностные Эмпатия
отношения к родителям к животным к старикам к детям к героям к незнакомым
1 Авторитарны ш 0,039 0,173 0,119 0,350 0,219 0,238
2 Эгоистичны ш -0,247 0,015 0,183 0,042 -0,076 0,146
3 Агрессивны ш -0,178 0,112 0,240 0,307 0,114 0,416
4 Подозрительный -0,127 -0,099 -0,215 -0,060 0,088 -0,138
5 Подчиняемы ш 0,066 -0,065 -0,157 0,129 0,178 0,016
6 Зависимы ш 0,181 -0,119 -0,259 0,245 0,318 0,062
7 Дружелюбны ш 0,007 -0,011 -0,097 0,156 0,255 0,264
8 Альтруистиче ский -0,010 0,054 0,035 0,141 0,295 -0,032
Таблица 8
Коэффициенты корреляции результатов по тесту Р. Амтхауэра и «Диагностики межличностных отношений» Т. Лири
№ М ежлично стные отношения Структура интеллекта (Тест Р. Амтхауэра)
I. Определение общих черт II. Аналогии III. Выбор фигур IV. Задание с кубиками
1 Авторитарныш 0,268 0,130 0,365 0,073
2 Эгоистичны ш 0,276 0,294 0,347 0,109
3 Агрессивны ш 0,212 0,174 0,354 0,083
4 Подозрительный 0,062 0,229 0,029 0,292
5 Подчиняемы ш 0,085 -0,018 -0,038 0,052
6 Зависимы ш 0,022 0,014 0,040 0,017
7 Дружелюбны ш 0,010 0,175 0,120 0,240
8 Альтруистиче ский 0,145 0,131 0,152 0,100
Таким образом, результаты проведенного исследования позволили обнаружить наличие корреляционных связей между личностными профессионально значимыми качествами и межличностными отношениями преподавателя с курсантами. Проведенный анализ подтверждает значимость личностных профессиональных качеств преподавателей технических дисциплин, влияющих на эф -фективность педагогического взаимодействия с обучающимися военного вуза.
зования на период до 2010 года: Приказ от 11.02.2002 г. № 393 [Электронный ресурс]. ЦКЪ: Ьйр: // www. «Си .пШЬ/шо/Ш а/с1_02/393.html. (12.04.2010).
4. Крутецкий В.А. Психология. — М:. Просвещение, 1986. — 336 с.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2008. — 688 с.
2. Г ерасимов В.Н. Педагогика высшей военной школы: учебник. — М., 2001. — 173 с.
3. О Концепции модернизации российского обра-