REFERENCES
1. Conception of new teaching materials on National history [Kontseptsiya Novogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po Otechestvennoy istorii]. Rossiyskoe voenno-istoricheskoe obsh-chestvo (Russian Military Historical Society). Available at: http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/ kontsieptsiia-novogho-uchiebno-mietodichiesko gho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii (accessed 30.04.2014).
2. Maslou A. Motivatsiya i lichnost (Motivation and personality). Saint-Petersburg: Piter, 2012.
3. Kheizinga I. Osen Srednevekovya (Fall of the Middle Ages). Saint-Petersburg: Izd-vo Ivana Lim-bakha, 2013.
4. Shkuratov V. A. Istoricheskaya psikhologiya (Historical psychology). Rostov-on-Don, 1994.
5. Buldakov V. P. Krasnaya smuta. Priroda i posled-stviya revolyutsionnogo nasiliya. (Red strife. Character and consequences of revolutionary violence). Moscow, 2010.
УДК 373.3 ББК 74.200.554
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ СЕМЕЙНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF FAMILY PHYSICAL TRAINING PROGRAMS ON INDICATORS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS BY YOUNGER PUPILS
Т. К. Ким
В статье представлены результаты использования в условиях образовательных учреждений различного типа программ семейного физического воспитания, как необходимого условия повышения эффективности физического воспитания детей и подростков и обеспечения качественного взаимодействия школы и семьи. Действенность программ оценивалась по показателям физического развития и физической подготовленности младших школьников, участвовавших в опытно-экспериментальной работе. Полученный фактический материал позволяет констатировать прирост тестовых показателей по всем оцениваемым параметрам у учащихся экспериментальных групп на статистически достоверном уровне и достижение ими нормативных показателей уровня развития физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей по сравнению с их сверстниками из контрольных групп. Также полученные результаты указывают на равномерный прирост отдельных морфометрических параметров, позволяющих судить о положительных приспособительных изменениях со стороны отдельных систем организма младших школьников.
T. K. Kim
The article deals with the results of using various types of programs of family physical training in the context of educational institutions as a necessary condition for increasing the efficiency of children's and teenagers' physical training and for providing high-quality interaction of school and family. Effectiveness of programs was estimated on indicators of physical development and physical fitness of younger pupils that participated in developmental and experimental work. The received factual material allows stating the growth of test indicators on all estimated parameters by pupils of experimental groups at the statistically-valid level and their achieving statutory indicators on the level of development of physical qualities as well as of the moving abilities connected with them in comparison with their contemporaries from control groups. In addition, the obtained results indicate a uniform gain of the separate morphometric parameters, allowing to judge about positive adaptive changes from separate systems of younger pupils' organism.
Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, младшие школьники, семейное физическое воспитание.
Keywords: health, physical development, physical fitness, younger pupils, family physical training.
Результаты многолетних изысканий специалистов (Т. Г. Авдеева, Л. В. Виноградова, 2009) фиксируют устойчивую тенденцию ухудшения показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности детей, подростков и учащейся молодежи. В перечне основных причин исследователи выделяют:
- низкую эффективность физического воспитания подрастающего контингента в условиях образовательных учреждений различного типа;
- самоустранение семьи, как первого и важного института образования и социализации ребенка, от реализации воспитательной функции, в том числе физического воспитания;
- низкую компетентность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни ребенка [1-8].
В связи с этим ведущая роль в нивелировании выше-отмеченных проблем принадлежит научным изысканиям, раскрывающим эффективные механизмы оздоровления подрастающего поколения на основе использования ценностного потенциала физической культуры при тесном сотрудничестве педагогов и родителей.
Замысел нашего исследования предусматривал разработку, обоснование и практическую реализацию в условиях образовательных учреждений различного типа программ семейного физического воспитания. Экспериментальные программы «Спортивная семья», «Вместе с семьей» и аналогичные направлены на оптимизацию семейного компонента физического воспитания и позволяют:
- повысить показатели физического развития, физического подготовленности и работоспособности занимающихся (детей и родителей);
- сформировать у родителей необходимый фонд знаний, умений, навыков для организации и проведения занятий физическими упражнениями, спортом и разнообразными формами двигательной активности в условиях семейного быта;
- укрепить детско-родительские отношения, сформировать семейные ценности и спортивные традиции;
- обеспечить конструктивное взаимодействие педагогов и родителей и т. п. [9-10].
Следует отметить, что занятия в семейных группах создают уникальные возможности для формирования и дальнейшего совершенствования физкультурно-педаго-гической компетентности родителей. Включаясь совместно с ребенком в физкультурную деятельность, родитель:
- проявляет интерес, предельно погружается в круг увлечений ребенка и вырабатывает потребность уделять больше времени и сил воспитанию ребенка;
- сопереживает, выстраивает эмоционально близкие отношения, старается глубже осознать мысли и чувства своего ребенка;
- минимизирует риск появления отстраненности и непонимания внутри семейного социума;
- создает условия для проведения содержательного семейного досуга [1-8].
Еще одним положительным фактором совместной
двигательно-активной деятельности становится незаурядное положение, в котором пребывает родитель, особенно в группах детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда он выступает в роли и обучающего и обучающегося одновременно. Родитель учится под наблюдением и руководством педагога-профессионала взаимодействовать с ребенком, общаться с ним. Он не только получает физкультурные знания, но и имеет возможность сразу же применить их на практике, корректировать свои действия по ходу занятия, оперативно консультироваться с педагогом в случае возникновения проблем. Полученные знания и практические навыки переносятся в ситуацию семейного быта и способствуют гармонизации внутрисемейных отношений, дают возможность выстраивать общие требования к ребенку со стороны педагогов и родителей, создавать для ребенка единую образовательную среду семьи и школы.
Небольшие по своему составу образовательные группы дают возможность наиболее полно реализовать индивидуальный подход не только по отношению к ребенку, но и к родителю. Как правило, педагог становится помощником семьи, находясь в курсе всех ее дел, являясь советчиком в разрешении педагогически сложных ситуаций.
Немаловажным фактором является и то, что организация спортивных секций и кружков при образовательных учреждениях для занятий в семейных группах позволяет преодолеть бессистемный эпизодический характер работы с семьей со стороны педагогического коллектива образовательного учреждения.
Апробирование программ семейного физического воспитания и организация опытно-экспериментальной работы по их реализации предусматривали решение следующих взаимосвязанных задач:
- проверить действенность используемой программы семейного физического воспитания в ее слагаемых и адекватность возможностям исследуемого контингента;
- уточнить эффекты внедрения экспериментальной программы и ее модификаций при проведении занятий в семейных группах по показателям физического развития, физической подготовленности, состояния здоровья и т. д.;
- детализировать представления о правилах и способах их использования в разновозрастных группах детей и взрослых [10].
Опытно-экспериментальная работа по апробации программ «Спортивная семья», «Вместе с семьей» проводилась с сентября 2012 по май 2013 гг. на базах образовательных учреждений - ГБОУ ЦО «Самбо-70» г. Москва (директор И. А. Бойченко), ГБОУ ЦО «Чертаново» г. Москва (директор Ш. Я. Сабитов) и МБОУ «Табагинская средняя общеобразовательная школа» городского округа г. Якутск (директор З. С. Житушкина), где были сформированы экспериментальные и контрольные группы (ЭГ и КГ) из детей 9-10 лет, причисленных по состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности к I и II медицинским группам и занимавшихся физическими упражнениями в «основной» и «подготовительной» группах.
Анализ исследовательских данных на статистическую нормальность распределения не обнаружила ярко выраженной асимметрии и эксцесса. Сравнение полученных первичных данных (сентябрь 2012 г.), характеризующих уровень физической подготовленности учащихся ЭГ и КГ свидетельствуют об отсутствии статистически значимых различий в проявлении оцениваемых показателей (р > 0,05).
Экспериментальные программы имели свои особенности, которые определялись возможностями образовательного учреждения, интересами детей, запросами родителей и строились на основе использования разнообразных средств: гимнастических и легкоатлетических упражнений, подвижных и спортивных игр, лыжной подготовки, дыхательной гимнастики, элементов йоги, спортивных единоборств и т. д. Программа реализовывалась в течение учебного года (с сентября по июнь) и помимо урочных форм занятий включала обязательные внеурочные формы занятий, используемые в условиях семейного быта - утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и паузы, занятия тренировочного типа в семейных группах, физкультурно-оздоровительные и спортивно-досуговые мероприятия.
Диагностические мероприятия проводились нами до и после каждого этапа работы с семьей и позволили отслеживать динамику интереса родителей к проводимым мероприятиям и степень удовлетворенности ими, очертить круг наиболее актуальных проблем семейного воспитания. Подобная работа позволила также определить, те изменения и дополнения, которые необходимо учесть при дальнейшем конструировании программ сотрудничества с семьей. Выявление насущных интересов родителей в совокупности позволило придать данным мероприятиям конкретную направленность, адресовать их определенным категориям семей и в целом повысить эффективность работы с семьей.
Занятия в ЭГ и КГ проводились 3 раза в неделю по 45 мин в первой половине дня, согласно «Комплексной программе по физической культуре для I—XI классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2005).
В ЭГ использовалась программа, опробованная на этапе предварительного эксперимента, которая реализо-вывалась во внеурочное время в форме занятий общей физической подготовкой совместно с родителями, в течение 35 недель. Вариативный компонент программы дополнялся заданиями, которые учащиеся осваивали на уроках и в последующем выполняли в качестве домашних заданий. Также учащиеся ЭГ вели дневники самоконтро-
Таблица 1
Динамика отдельных показателей физической подготовленности учащихся экспериментальной и контрольной групп по итогам основного педагогического эксперимента, сентябрь 2012 г. (1) - май 2013 г. (2), п = 86
Тесты (единицы измерения) Группы: ЭГ (п = 48) КГ (п = 38) Период эксперимента х о Ь Р
1. Бег 30 м с высокого старта (с) ЭГ 1 6,83 0,147 3,94 < 0,01
2 6,18 0,114
КГ 1 6,71 0,054 2,92 < 0,05
2 6,46 0,112
2. Прыжок в длину с места толчком двух (см) ЭГ 1 137,7 7,34 4,12 < 0,01
2 154,8 7,22
КГ 1 136,8 7,53 1,41 > 0,05
2 141,4 7,53
3. Наклон вперед из положения сидя (см) ЭГ 1 4,5 0,79 6,14 < 0,01
2 12,9 1,31
КГ 1 4,8 0,27 1,88 > 0,05
2 5,5 1,19
4. Бег шестиминутный (м) ЭГ 1 852,8 13,24 6,48 < 0,01
2 993,3 32,32
КГ 1 865,5 9,86 1,84 > 0,05
2 899,2 24,67
5. Поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз) ЭГ 1 19,6 1,14 4,88 < 0,01
2 27,9 1,92
КГ 1 19,2 0,94 3,64 < 0,05
2 23,8 1,45
6. Бег «челночный» 3 х 10 м (с) ЭГ 1 10,47 0,193 4,32 < 0,05
2 9,49 0,129
КГ 1 10,34 0,178 1,21 > 0,05
2 9,89 0,201
60
50
40
10
49,6
11,4
12,7
9,2
5,4 п
29,5
19,7
14,2
3,7
9,5
4,0
№ теста
□ Контрольная группа □ Экспериментальная группа
Выполненные тесты: 1 - Бег 30 м с высокого старта; 2 - Прыжок в длину
с места толчком двух; 3 - Наклон туловища из положения сидя; 4 - Бег шестиминутный; 5 - Поднимание туловища из положения лежа; 6 - Бег «челночный» 3 х 10 м. Рис. 1. Динамика показателей физических качеств и двигательных способностей (в % к исходным) учащихся экспериментальной (п = 48) и контрольной (п = 38) групп, по результатам педагогического эксперимента сентябрь 2012 г. - май 2013 г.
ля, в которых, кроме прочего, фиксировали упражнения, выполненные ими дома (перечень упражнений и их содержание, количество повторений, частота сердечных сокращений (ЧСС) и т. п.). Эти дневники впоследствии подвергались тщательному анализу педагогом совместно с родителями в процессе консультаций, родительских собраний и т. д.
Учащиеся КГ занимались в соответствии с традиционно действующими подходами, характерными для современной практики физического воспитания в школах и выдержанными в пределах общих очертаний вышеупомянутой программы.
За период эксперимента у школьников ЭГ и КГ произошли заметные изменения в показателях физической подготовленности. Как наглядно представлено в табл. 1, у младших школьников ЭГ отмечено статистически значимое (р < 0,05) улучшение динамики показателей физической подготовленности и скорости прироста показателей, отражающих уровень развития физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей, относительно их сверстников из КГ, что объясняется внедрением экспериментальной программы семейного физического воспитания, которая содержала, кроме прочих, задачу направленного воспитания физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей индивида.
Следующим критерием эффективности использования в процессе физического воспитания младших школьников экспериментальной программы служит достижение нормативных показателей по параметрам развития двигательных качеств учащихся, включенных в опытно-экспериментальную работу, так как содержание про-
граммного материала подбиралось с учетом воздействия на двигательные способности, которые попадали в разряд «отстающих». В итоге большая часть учащихся ЭГ существенно превзошла тестовые показатели, зафиксированные ранее.
Перед внедрением экспериментальной программы в образовательный процесс учащиеся ЭГ и КГ имели приблизительно равное разделение по уровням физической подготовленности. По итогам опытно-экспериментальной работы порядок распределения по группам учащихся претерпел значительные изменения. В результате в КГ оказалось гораздо больше учащихся, чем в ЭГ, показавших низкие результаты и не уложившихся в зачетные требования по отдельным тестам («Прыжок в длину с места толчком двух», «Бег 30 м с высокого старта»). Аналогичная картина отмечается и в проявлении подвижности поясничного отдела позвоночного столба (тест «Наклон туловища из положения сидя»).
При оценке качества «выносливость» практически все учащиеся ЭГ уложились в нормативные требования программы по дисциплине «Физическая культура», в то время как половина учащихся из КГ не выполнили нормативных требований. Также каждый второй ученик из КГ не сумел достичь даже средних показателей в тесте «Поднимание туловища из положения лежа».
Сведения, отображенные на рис. 1 и аналитические данные итоговых контрольных срезов наглядно демонстрируют, что значительная часть детей ЭГ превзошла количественные показатели и повысила уровень физической подготовленности по оцениваемым параметрам до соответствующих нормативов программы.
Фактические данные, зафиксированные при тестировании и наглядно воспроизведенные на рис. 2, позволяют утверждать, что учащиеся ЭГ к завершению педагогического эксперимента лишь в 13,3% тестовых показателей расположились на «низком уровне», в то время как до внедрения экспериментальной программы этот показатель находился на уровне 46,6%. В КГ подобный сдвиг проявился незначительно - от 47,7 к 40,0% («низкий» уровень). Половина учащихся ЭГ при выполнении контрольных нормативов продемонстрировала высокие показатели относительно исходных данных. В КГ количество детей, показавших высокие исходные показатели, к завершающему периоду опытно-экспериментальной работы практически осталось на прежнем уровне. Число показателей «среднего» уровня развития двигательных способностей на 10,0% выше у учеников ЭГ (рис. 2).
Таким образом, некоторые итоги основного этапа опытно-экспериментальной работы в части физической
30
20
0
подготовленности школьников позволяют заключить, что динамика параметров, скорость прироста и соответствие тестовым показателям программы более выражены на статистически значимом уровне у учащихся ЭГ. Отчетливо проявляется разница между результатами школьников ЭГ и КГ в динамике скоростно-силовых способностей и гибкости. Как отмечает ряд авторов, младший школьный возраст является чувствительным периодом для направленного воздействия на отдельные физические качества. Высокие темпы прироста наблюдаются в показателях гибкости, скоростно-силовых качеств, двигательно-координационных способностей детей, что соответствует сведениям, содержащимся в специальной литературе [11-13].
В процессе экспериментального исследования нами оценивались также отдельные антропометрические и морфометрические показатели. Первичное их измерение показало отсутствие статистически значимых различий в длине тела, массе тела, обхвате грудной клетки и иным параметрам между учащимися КГ и ЭГ (р > 0,05) (табл. 2).
Анализ зарегистрированных показателей повторных антропометрических обследований, выполненных в мае 2013 г., указывает, что габаритные размеры детского контингента также постепенно увеличиваются, что закономерно в этом возрасте, в то же время заметим, различными темпами. За время опытно-экспериментальной работы отмечен равномерный прирост длины и массы тела испытуемых, что согласуется с мнением специалистов о среднегодовом увеличении обследуемых показателей, хотя статистически значимых различий выявлено не было (р > 0,05) [11-12].
По завершении опытно-экспериментальной работы в ЭГ отмечены статистически значимые улучшения (р < 0,05) некоторых морфометрических показателей: жизненной емкости легких (ЖЕЛ), времени восстановления ЧСС после пробы со стандартной нагрузкой, кистевой динамометрии (табл. 2).
Рис. 2. Соотношение обобщенных исходных и конечных показателей уровней физической подготовленности учащихся экспериментальной (п = 48) и контрольной (п = 38) групп, сентябрь 2012 г. - май 2013 г.
Исследование предусматривало также оценку уровня «физического здоровья» детей на основе процедуры расчета соответствующих индексов [14-15]. Так, анализ уровня «физического здоровья» учащихся ЭГ показал повышение данного параметра на 3,4 балла, в то время как у ребят из КГ всего лишь на 1,2, что связано, по нашему мнению, именно с оптимизаций физического воспитания ребенка как в образовательном учреждении, так и в условиях семейного быта.
О произошедших положительных приспособительных изменениях со стороны сердечно-сосудистой системы на предъявляемые функциональные требования указывают данные пробы со стандартной нагрузкой. Показатели ЧСС у учащихся ЭГ уменьшились как в состоянии покоя, так и при выполнении тестового задания.
При оценке влияния целенаправленных физических нагрузок на функционирование сердечно-сосудистой системы испытуемых установлено, что у учащихся КГ зафиксировано небольшое изменение ЧСС в тестовых пока-
1 max
зателях за исследуемый период. Напротив, у учащихся ЭГ выявлено значительное снижение ЧСС после выполне-
max
ния тестового задания. Зафиксировано также, что период восстановления ЧСС на строго дозируемую работу у учащихся ЭГ сократился по усредненным показателям до 1,5-2 мин, а у их сверстников из КГ осталось практически на том же уровне (2,5-3 мин).
Подчеркнем информационно-диагностические возможности экспериментальной программы, которая позволила в доступной форме ознакомить с важными сведениями всех субъектов образовательно-воспитательного процесса. Тщательно отобранная информация дает возможность сформировать наиболее полное представление об уровне физической подготовленности не только у педагогов и родителей, но и у детей, а также обоснованно убедить их в необходимости внедрения избранной программы для совершенствования процесса физического воспитания подрастающего поколения.
Проведение комплексного обследования семей также показало высокую информативность и возможность изучить семью как среду, в которой происходит воспитание ребенка, с позиции каждого из ее членов, вскрыть степень их воздействия на воспитательный потенциал семьи, определить уровень педагогической культуры значимых для ребенка взрослых. Полученная информация позволила отчетливее выстроить стратегию работы с каждой семьей. Существенным в данном вопросе оказался и момент повышения потребностей родителей в понимании собственного педагогического воздействия на ребенка.
Таблица 2
Динамика некоторых показателей физического развития школьников экспериментальных и контрольных групп, в результате педагогического эксперимента, сентябрь 2012 г. (1) - май 2013 г. (2), п = 86
Показатели (единицы измерения) Группы: ЭГ - п = 48 КГ - п = 38 Период эксперимента х о Ь Р
1. Длина тела (см) ЭГ 1 132,5 1,47 1,82 > 0,05
2 134,4 1,32
КГ 1 132,6 1,35 1,58 > 0,05
2 134,7 1,82
2. Масса тела (кг) ЭГ 1 28,9 1,26 1,22 > 0,05
2 31,8 1,45
КГ 1 29,4 0,77 1,41 > 0,05
2 32,3 1,21
3. Окружность грудной клетки (см) ЭГ 1 61,8 1,17 3,74 < 0,05
2 64,2 1,24
КГ 1 62,1 1,07 2,44 > 0,05
2 63,3 1,14
4. Динамометрия правой кисти (кг) ЭГ 1 13,1 0,57 4,48 < 0,05
2 17,5 0,52
КГ 1 12,9 0,59 1,56 > 0,05
2 14,9 0,48
5. ЖЕЛ (мл) ЭГ 1 1730,4 67,54 6,72 < 0,05
2 1920,6 74,13
КГ 1 1770,2 49,15 1,97 > 0,05
2 1820,3 53,62
6. ЧСС в покое (уд/мин) ЭГ 1 79,4 1,53 1,32 > 0,05
2 77,1 1,47
КГ 1 80,2 1,65 1,48 > 0,05
2 79,1 1,09
7. Функциональная проба со стандартной нагрузкой (у.е.) ЭГ 1 73,4 1,99 5,22 < 0,05
2 58,5 2,08
КГ 1 71,8 2,12 1,97 > 0,05
2 67,8 3,02
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.07) / Шадринск. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 2005. 193 с.
2. Артамонов А. А. Физическое воспитание детей и подростков 11—16 лет из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.04) / ВНИИФК. М., 2009. 24 с.
3. Атаев А. К. Теория и практика физического воспитания детей в семье: автореф. дис. ... д-ра пед. наук (13.00.04) / Узбек. гос. ин-т физ. культуры. Бухара, 1983. 40 с.
4. Белый К. И. Преемственность методики закаливания детей 3—4 лет в семье и дошкольном учреждении: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.04) / Белорус. гос. ин-т физ. культуры. Минск, 1992. 24 с.
5. Демиденко А. М. Организационно-методические аспекты физического воспитания детей раннего
возраста на основе их взаимодействия с родителями: дис. ... канд. пед. наук (13.00.04) / С.-Петерб. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. СПб., 2003. 155 с.
6. Джумаев З. Взаимодействие школы и семьи как фактора формирования у школьников интереса к физической культуре: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.04) / Туркмен. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. М., 1984. 24 с.
7. Казак О. В. Оптимизация двигательной активности дошкольников в условиях семейного воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.04) / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2005. 24 с.
8. Физкультура для всей семьи / Т. В. Козлова, Т. А. Рябухина. М.: Физкультура и спорт, 1988. 463 с.
9. Из детства — в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4—7 лет / [Т. Н. Доронова и др.]. 4-е изд. М.: Просвещение, 2005. 143 с.
10. Ким Т. К. Физическое воспитание в семье: учеб.-метод. пособие для студентов высш. учеб. заве-
дений, обуч. по направлению 033100 «Физическая культура». М.: НУ ОАОУ, 2008. 208 с.
11. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Педагогика. 1968. 232 с.
12. Гужаловский А. А. Физическое воспитание школьников в семье: материалы в помощь лектору. Минск: Знание, 1975. 18 с.
13. Муравов И. В. Физическая культура и активный отдых в разные возрастные периоды. Киев: Здоров'я, 1973. 131 с.
14. Апанасенко Л. Г. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. СПб.: Петрополис, 1992. 123 с.
15. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: Физкультура и спорт, 1998. 96 с.
REFERENCES
1. Andreeva N. A. Vzaimodeystvie DOU i semyi v formirovanii osnov zdorovogo obraza zhizni u de-tey doshkolnogo vozrasta (Interaction between children's educational establishments and family at forming basis of healthy living by pre-school-age children). Shadrinsk. gos. ped. in-t. Ekaterinburg, 2005. 193 p.
2. Artamonov A. A. Fizicheskoe vospitanie detey i podrostkov 11—16 let iz neblagopoluchnykh semey v usloviyakh sotsialno-reabilitatsionnogo tsentra (Physical education of children and teenagers of 11-16 years from difficult families under conditions of socially rehabilitating center). VNIIFK. Moscow, 2009. 24 p.
3. Ataev A. K. Teoriya i praktika fizicheskogo vospi-taniya detey v semye (Theory and practice of children's physical education in family). Uzbek. gos. in-t fiz. kultury. Bukhara, 1983. 40 p.
4. Belyy K. I. Preemstvennost metodiki zakalivaniya detey 3—4 let v semye i doshkolnom uchrezhdenii (Continuity of methods of developing resistance to the cold by children of 3-4 years in family and at preschool institutions). Belorus. gos. in-t fiz. kultury. Minsk, 1992. 24 p.
5. Demidenko A. M. Organizatsionno-metodicheskie aspekty fizicheskogo vospitaniya detey rannego voz-rasta na osnove ikh vzaimodeystviya s roditelyami (Organizational and methodical aspects of infants' physical education on the basis of their interaction with the parents). S.-Peterb. nauch.-issled. in-t fiz. kultury. Saint-Petersburg, 2003. 155 p.
6. Dzhumaev Z. Vzaimodeystvie shkoly i semyi kak faktora formirovaniya u Shkolnikov interesa k fizicheskoy kulture (Interaction between school and family as a factor of forming the interest to physical culture by pupils). Turkmen. gos. ped. in-t im. V. I. Lenina. Moscow, 1984. 24 p.
7. Kazak O. V. Optimizatsiya dvigatelnoy aktivnosti doshkolnikov v usloviyakh semeynogo vospitaniya (Optimization of physical activity by preschool children in terms of family education). Krasnoyar. gos. ped. un-t im. V. P. Astafyeva. Krasnoyarsk, 2005. 24 p.
8. Kozlova T. V., Ryabukhina T. A. Fizkultura dlya vsey semyi (Physical culture for the whole family). Moscow: Fizkultura i sport, 1988. 463 p.
9. Doronova T. N. etc. Iz detstva — v otrochestvo: programma dlya roditeley i vospitateley po formiro-vaniyu zdorovya i razvitiya detey 4— 7let, 4-e izd. (From childhood to adolescence: a program for parents and educators on forming health and development of children of 4-7 years, 4th edition). Moscow: Prosveshchenie, 2005. 143 p.
10. Kim T. K. Fizicheskoe vospitanie v semye: ucheb.-metod. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zave-deniy, obuch. po napravleniyu 033100 «Fiziches-kaya kultura» (Physical education in family: study guide for students of higher education institutions with the specialization in 033100 "Physical culture"). Moscow: NU OAOU, 2008. 208 p.
11. Antropova M. V. Rabotosposobnost uchashchikh-sya i ee dinamika v protsesse uchebnoy i trudovoy deyatelnosti (Pupils' working capacity and its dynamics in the process of educational and work activity). Moscow: Pedagogika. 1968. 232 p.
12. Guzhalovskiy A. A. Fizicheskoe vospitanie shkol-nikov v semye: materialy v pomoshch lektoru (Physical education in family: materials for the teacher). Minsk: Znanie, 1975. 18 p.
13. Muravov I. V. Fizicheskaya kultura i aktivnyy ot-dykh v raznye vozrastnye periody (Physical culture and outdoor activity at different ages). Kiev: Zdorov'ja, 1973. 131 p.
14. Apanasenko L. G. Evolyutsiya bioenergetiki i zdorovya cheloveka (Development of human bioener-getics and health). Saint-Petersburg: Petropolis, 1992. 123 p.
15. Lyakh V. I. Testy v fizicheskom vospitanii shkol-nikov (Tests in pupils' physical education). Moscow: Fizkultura i sport, 1998. 96 p.