УДК 373.103.71
ВЛИЯНИЕ ОБЪЕМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ, ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Аспирант М. А. Бутко,
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калининград. Контактная информация для переписки: 236001, Россия, г. Калининград, ул. А. Невского, д. 14; e-mail: [email protected]
Среди управляемых факторов, влияющих на заболеваемость детей, немаловажную роль играет двигательная активность, которая обеспечивает их нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний. Результаты анализа научно-методических публикаций свидетельствуют о недостаточном объеме двигательной активности у детей младшего школьного возраста, что приводит к развитию гиподинамии, снижению уровня их здоровья, неполноценному развитию. При всём многообразии организационных форм и средств оптимизации двигательного поведения необходимо обеспечивать соответствие уровня и характера двигательной активности возрастным, половым, типологическим, индивидуальным особенностям развивающегося организма, его функциональным возможностям и состоянию здоровья.
Поэтому данная проблема требует дальнейшего изучения в аспекте определения взаимосвязи объема двигательной активности школьников с их показателями физической подготовленности, психическими процессами и морфофункциональными показателями.
в данной работе представлены основные сведения о состоянии двигательной активности детей младшего школьного возраста в современной общеобразовательной школе. в статье рассматриваются аспекты объема двигательной активности детей младшего школьного возраста и зависящие от него показатели развития. Определено влияние объема двигательной активности на физическую подготовленность, психические процессы и мор-фофункциональные показатели.
в статье анализируется структура двигательной активности учащихся общеобразовательной школы, которая влияет на здоровье современных школьников. На основании полученных результатов выявлено, что анализ двигательной активности детей необходимо проводить совместно с изучением показателей их физической подготовленности, психическими процессами и мор-фофункциональными показателями. Доказана значимость роли объёма двигательной активности в формировании культуры здоровья.
Ключевые слова: двигательная активность; физическая подготовленность; психические процессы и морфофункциональные показатели.
введение. В последнее время тема дефицита двигательной активности приобретает всё большую актуальность. Это относится и к детям младшего школьного возраста. Широко известно, что современные школьники, в своём большинстве, имеют невысокий уровень здоровья, недостаточно физически и умственно развиты [2, 4]. Всё чаще встаёт тема «чумы XXI века» - гиподинамии, вследствие которой дети страдают от таких проблем, как избыточный вес, развитие хронических заболеваний, отклонения в физическом и функциональном развитии, снижение умственной работоспособности, пониженная самооценка, а также недостаточное социальное взаимодействие [3, 7, 9]. Многочисленные исследования подтверждают, что все вышеописанные проблемы напрямую связаны с уровнем двигательной активности детей, которая играет незаменимую роль в жизни каждого человека. Человек, а особенно ребёнок, не может существовать без движения. С помощью движения ребёнок познаёт мир, формирует свои
ощущения, восприятие, ориентировку, пространственно-временные шкалы, эмоционально-волевую сферу [6]. Именно в младшем возрасте происходит закладка уровня здоровья, развитие основных функций и систем организма, и двигательная активность играет в этом основополагающую роль [5, 8].
Наши предварительные исследования подтвердили необходимость дальнейшего тщательного изучения двигательной активности детей младшего школьного возраста в современном социальном развитии общества.
Методы и организация исследования. Для оценки двигательной активности детей использовался метод шагометрии. С помощью предложенного метода объем двигательной активности выражается общим числом суточных локомоций. В течение двух месяцев были собраны данные об объёме двигательной активности шестидесяти школьников первых классов.
В целях определения влияния двигательной активности детей младшего школьного возраста на уровень их физической подготовленности, морфофункциональ-ные показатели и психические процессы использовался метод полярных групп. Было отобрано 25% детей с самой высокой двигательной активностью и 25% детей с самой низкой двигательной активностью. Таким образом, сформированы 2 группы по 15 человек: первая группа с низким объемом двигательной активности и вторая группа с высоким объемом двигательной активности. Исходя из среднего значения, в группе с низкой двигательной активностью количество локомоций в сутки составило 7 328,86; в группе с высокой двигательной активностью - 14 477,64 (табл. 1).
Таблица 1
Суточный объем двигательной активности детей младшего школьного возраста по методу полярных групп
Группы п Суточный уровень двигательной активности (шаги) (М ± m)
Группа с низким объемом ДА 15 7 328,86 ±196,51
Группа с высоким объемом ДА 15 14 477,64 ±602,42
Одновременно у школьников первой и второй группы была произведена оценка уровня физической подготовленности, физической работоспособности, морфофункциональных показателей, психических процессов.
Для оценки физической подготовленности использовались «президентские тесты», состоящие из 6 заданий: прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа в положение сидя, вис на перекладине, отжимание в упоре лёжа, наклон туловища вперёд, бег на 30 метров. Указанные тесты, на наш взгляд, дают
более полную оценку уровня физической подготовленности ребёнка.
В исследовании физического развития детей младшего школьного возраста использовались следующие морфофункциональные показатели: масса тела (кг); длина тела (см), индекс Кетле (у. е.), жизненный индекс (жизненная емкость легких/масса тела, у. е.), силовой индекс (сила кисти/вес тела х100, у. е.), индекс Робинсона (ЧСС х САД/100, у. е.). В данном исследовании изучался уровень физической работоспособности детей с целью определения развития их сердечно-сосудистой системы. Физическая работоспособность определялась с помощью функциональных проб, которые предполагают снятие показателей кардиореспираторной системы после дозированной физической нагрузки. Для определения физической работоспособности в проводимом исследовании использовались две пробы: Гарвардский степ-тест (у. е.) и проба Руфье (у. е.). Для интерпретации полученных результатов в обоих тестах высчитывались индексы, исходя из изменения пульса в восстановительном периоде. Полагаем, что данные тесты наиболее чётко отражают уровень функционального состояния организма, ведь чем быстрее протекают в нём восстановительные процессы, тем выше показатели выносливости организма в целом.
В целях исследования психических процессов ребенка, а точнее произвольного внимания, темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, нами использовались тест - кольца Ландольта и прыжковый тест. Суть Прыжкового теста состоит в следующем: на полу чертится квадрат с цифрами от 1 до 9 в хаотичном порядке, ребёнок по команде экспериментатора должен перепрыгивать с цифры на цифру в возрастающем порядке. чем меньше времени потратит ребёнок на выполнение данного задания, тем выше оценка показателей. Данный тест рассчитан не только на внимание и скорость оценки цифровых показателей, но и на знание цифр, способность детей считать и находить их.
Результаты. В последующей работе мы сравнили вышеописанные показатели между 1-ой группой (с высокой двигательной активностью) и 2-ой группой (с низкой двигательной активностью). Это позволило нам отследить влияние объемов двигательной активности на показатели физической подготовленности, физической работоспособности, психических процессов и на морфофункциональные свойства организации. Обратимся к каждому показателю в отдельности.
Сравнение полученных в исследовании данных 1-ой и 2-ой группы по физической подготовленности отражено в таблице 2.
Из таблицы 2 видно, что достоверные различия (Р<0,05) произошли по показателям: бег на 30 метров, поднимание туловища, вис на перекладине, отжимание в упоре лёжа, тогда как по показателям прыжок в длину с места и наклон туловища вперёд достоверных различий не выявлено (Р>0,05). Полагаем, что такие качества, как гибкость и скоростно-силовые способности необходимо развивать специальными упражнениями.
Рассмотрим разницу морфофункциональных показателей развития в первой и второй группах (табл. 3).
В показателях ЖЕЛ, жизненного индекса, силового индекса, индекса Робинсона видны достоверные различия (Р<0,05). Дети с высокой ДА обладают более высокими результатами развития и деятельности ССС и дыхательной систем, чем дети с низкой ДА. Достоверных различий не выявлено (Р>0,05) по показателям: вес, рост, индекс Кетле. Предполагаем, что эти показатели в большей мере зависят от генетической предрасположенности, чем от уровня двигательной активности.
Данные таблицы 4 свидетельствуют, что закономерности, наблюдаемые при анализе показателей физической подготовленности и морфофункционального развития, проявляются и на уровне физической работоспособности испытуемых.
Видны достоверные различия (Р < 0,05) по индексам Руфье и Гарвардского степ-теста между группой с низкой двигательной активностью и группой с высокой двигательной активностью. В группе с низким объемом двигательной активности индексы пробы Руфье и Гарвардского степ-теста составили 9 и 51,5 условных единиц, тогда как в группе с высоким объемом ДА они составили 6,24 и 56,62 условной единицы.
Таблица 5 отражает, что достоверных различий в тесте «кольца Ландольта» не выявлено (Р>0,05), обе группы набрали по 0,5 условной единицы.
Полагаем, что это можно объяснить тем, что дети с низкой ДА больше заняты учебной деятельностью, следовательно, могли вполне успешно пройти этот тест.
Тем не менее, достоверные различия (Р < 0,05) видны в прыжковом тесте. Дети с высокой ДА прошли его
Таблица 2
Достоверность различий показателей физической подготовленности между детьми младшего школьного возраста (с низким и высоким объемом двигательной активности)
Показатели физической подготовленности
(М ± т)
поднимание
Группы п бег туловища из положения сгибание и разгибание наклон туловища вис на согнутых руках на перекладине (с) прыжок в длину с места (см)
30 м лежа в рук в упоре вперёд, стоя
(с) положение лежа на скамейке
сидя (кол.раз) (см)
(кол. раз)
Группа с низким объемом ДА 15 7,02 14,13 9,40 5,00 6,06 118,8
±0,14 ±0,83 ±1,2 ±1,29 ±1,3 ±6,32
Группа с высоким объемом ДА 15 6,06 17,53 16,73 5,46 10,93 122,13
±0,13 ±1,38 ±2,49 ±1,82 ±1,77 ±5,35
Р Р<0,05 Р < 0,05 Р < 0,05 Р>0,05 Р < 0,05 Р>0,05
Морфофункциональные показатели (М ± т)
Группы п вес (кг) рост (см) индекс Кетле (усл. ед.) ЖЕЛ (мл ) жизненный индекс (усл. ед.) силовой индекс (усл. ед.) Индекс Робинсона (усл. ед.)
Группа с низким 15 28,00 125,00 16,83 1520,00 55,32 0,27 99,27
объемом ±0,96 ±1,20 ±0,76 ±48,00 ±2,76 ±0,02 ±6,01
ДА
Группа с высоким 15 26,20 127,00 15,59 1653,00 63,36 0,35 84,43
объемом ±0,65 ±1,00 ±0,53 ±33,61 ±1,73 ±0,01 ±1,60
ДА
Р >0,05 >0,05 >0,05 < 0,05 <0,05 < 0,05 < 0,05
Таблица 3
Достоверность различий морфофункциональных показателей между детьми младшего школьного возраста с низким и высоким обьемом двигательной активности
Таблица 4
Достоверность различий показателей физической работоспособности между детьми младшего школьного возраста с низким и высоким уровнем двигательной активности
Группы п Показатели физической работоспособности (М ± m)
проба Руфье (усл. ед.) Гарвардский степ-тест (усл. ед.)
Группа с низким объемом ДА 15 9,00 ±0,83 51,50 ±1,94
Группа с высоким объемом ДА 15 6,24 ±0,57 56,62 ±1,35
Р <0,05 < 0,05
Таблица 5
Достоверность различий показателей психических процессов между детьми младшего школьного возраста с низким и высоким уровнем двигательной активности
Группы п Показатели психических процессов (М ± m)
тест «кольца Ландольта» (усл. ед.) прыжковый тест (с)
Группа с низким объемом ДА 15 0,52 ±0,04 23,26 ±2,37
Группа с высоким объемом ДА 15 0,50 ±0,05 18,13 ±0,49
Р >0,05 < 0,05
за 18 секунд (среднее значение), тогда как дети с низкой ДА прошли его за 23 секунды (среднее значение).
Заключение. Достоверные различия между группами с высокой и низкой двигательной активностью определены практически во всех исследуемых показателях, что подтверждает выдвинутую гипотезу. В группе с высоким объемом двигательной активности исследуемые показатели развития оказались значительно выше, чем в группе с низким объемом двигательной активности.
Полученная информация подтверждает, что объем двигательной активности ребенка напрямую влияет на показатели его развития. Это свидетельствует, в первую очередь, о том, что двигательная активность является определяющим фактором полноценного физического, функционального и психического развития детей младшего школьного возраста. Именно достаточный, оптимальный объем двигательной активности способствует росту физической подготовленности, морфофункциональных показателей, развитию психических процессов младших школьников.
Проведённое нами исследование позволяет сделать вывод о том, что изучение объема двигательной активности школьников должно проходить совместно с изучением их физической подготовленности, мор-фофункциональных показателей, а также психических процессов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль, Т. А. Родионова. - 3-е изд. - М.: Академия, 2005. — 240 с.
2. Волосникова, Г. В. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе: Ребенок XXI века от рождения до школы / Т. В. Волосникова. - М.: Школьная пресса, 2005. - 290 с.
3. Жмулин, А. В. Оптимизация двигательной активности учащихся младших классов в системе школьного физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Александр Владимирович Жмулин. - М., 2008. - 189 с.
4. Киселёв, П. А. Справочник учителя физической культуры / П. А. Киселёв, С. Б. Киселёва. - Волгоград: Учитель, 2011. - 251 с.
5. Лотоненко, А. В. Физическая культура и здоровье: монография / А. В. Лотоненко, Г. Р. Гостев, С. Р. Гостева, О. А. Григорьев. - М.: Еврошкола, 2008. - 450 с.
6. Начинская, С. В. Двигательная активность младших школьников / С. В. Начинская, А. В. Жмулин // Научные труды Московского педагогического государственного университета. — М.: Прометей, 2006. -С. 530-532.
7. Павлова, С. Н. Двигательная активность младших школьников / С. Н. Павлова // Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/520788/ Дата обращения 15 января 2014
8. Пеганов, Ю. А. Начальная школа. Физическая культура: двигательные действия и навыки, за здоровую осанку, подвижные игры и эстафеты, спорт и семья: кн. для учителя / Ю. А. Пеганов. - М.: Первое сентября, 2005. - 271 с.
9. Усатов, А. Н. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения двигательной активности студенческой молодежи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Александр Николаевич Усатов. - Белгород, 2010. - 160 с.
EFFECT OF PHYSICAL ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN ON THEIR PHYSICAL FITNESS, MENTAL PROCESSES AND MORPHOFUNCTIONAL PARAMETERS
Butko M. , Postgraduate student, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. Contact information for correspondence: 236001, Russia. Кaliningrad city, 14 Nevskogo Str., e-mail: [email protected]
Among the controllable factors affecting the disease incidence of children, an important role is played by physical activity that promotes normal growth and development and helps to prevent diseases. The results of the analysis of the scientific and methodical publications indicate insufficient motor activity in children of primary school age, which leads to the development of physical inactivity; reduce their health, defective development. Despite the variety of organizational forms and means of motor behaviour optimization, it is necessary to ensure conformity of the level and nature of the motor activity with age, sex, typological and individual characteristics of the developing organism, its functional capabilities and the state of health.
Therefore, this issue requires further study to determine the relationship in terms of the volume of their physical fitness, mental processes and morphofunctional parameters.
This article provides basic information on state of physical activity of children in modern secondary school. This article discusses aspects of the scope of physical activity for children of primary school age, and its best performance of their development. The effect of the volume of motor activity on physical fitness, physical and functional development, mental and physical performance has been defined.
Keywords: physical activity, physical fitness, mental processes and morphofunctional parameters.
References:
1. Vainbaym Y. A., Koval V.I., Rodionova T.A. Gigiena fizicheskogo vospitaniia i sporta [Health Physical Education and Sport]. Moscow, Akademiia, 2005, 240p. (in Russian)
2. Volosnikova, G.V. Fizicheskaia kul'tura v sem'e, DOU i nachal'noi shkole: Rebenok XXI veka ot rozhdeniia-do shkoly [Physical education in the family, preschool and elementary school: A child of the XXI century, from birth to school]. Moscow, The school press, 2005. 290 p. (in Russian)
3. Zhmulin A.V. Optimization of locomotor activity in lower grades in school physical education. Candidate's thesis. Moscow, 2008, 189 p. (in Russian)
4. Kiselev P.A., Kiseleva S.B., Spravochnik uchitelia fiziches-koi kul'tury [Handbook of Physical Education Teachers]. Volgograd, Teacher', 2011, 251 p. (in Russian)
5. Lotonenko A.B., Gostev G.R., Gosteva S.R, Grigor'ev O.A. Fizicheskaia kul'tura izdorov'e [Physical culture and health]. Moscow, Euroschool, 2008, 450 p. (in Russian)
6. Nachinskaia S.V., Zhmulin A.V. Motor activity of younger students. Nauchnye trudy Moskovskogo Pedagogichesk-ogo Gosudarstvennogo Universiteta. [Scientific papers of the Moscow State Pedagogical University]. Moscow, 2006, pp. 530-532. (in Russian)
7. Pavlova S.N. The motor activity of younger schoolboys. Festival' pedagogicheskikh idei [Festival pedagogical ideas], Available at: http://festival.1september.ru/ar-ticles/520788/ (Accessed 15 January 2014) (in Russian)
8. Peganov, Iu.A., Nachal'naia shkola. Fizicheskaia kul'tura: dvigatel'nye deistviia i navyki, za zdorovuiu osanku, pod-vizhnye igry i estafety, sport i sem'ia: kn. dlia uchitelia [Elementary School. Physical activity: physical actions and skills for healthy posture, outdoor games and relay races, sports and family: a book for teachers]. Moscow, 1 September , 2005, 271 p. (in Russian)
9. Usatov A.N. Self physical exercise as a means of increasing the motor activity of students. Candidate's thesis. Belgorod, 2010, 160 p. (in Russian)