Научная статья на тему 'Отношение родителей к физической культуре, здоровому образу жизни и физическому воспитанию детей'

Отношение родителей к физической культуре, здоровому образу жизни и физическому воспитанию детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2728
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PARENTS / PHYSICAL CULTURE / HEALTHY LIFESTYLE / PUPILS / PHYSICAL EDUCATION / РОДИТЕЛИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лигута Владимир Филиппович

По результатам социологического опроса родителей школьников Дальнего Востока России определено их отношение к физкультурно-спортивной деятельности, здоровому образу жизни, процессу физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Описана значимость их жизненной позиции по отношению к физической культуре как основе воспитания здорового ребенка. Выявлены факторы, побуждающие родителей к занятиям физической культурой и спортом, формы физкультурно-оздоровительной деятельности, средства, используемые для сохранения здоровья, а также их роль в физическом воспитании своих детей. Установлено пассивное отношение большинства родителей к двигательной активности и физическому воспитанию детей. Сделаны выводы по результатам анкетирования и намечены пути решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лигута Владимир Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTS’ RELATION TO PHYSICAL CULTURE, HEALTHY LIFESTYLE AND PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN

The article describes significance of parents’ life position in relation to physical culture as a basis for the upbringing of a healthy child. According to the results of a sociological survey of parents of school-aged children living in the Russian Far East was determined their relation to physical culture and sports activity, healthy lifestyle and the process of pupils’ training. Determines the factors motivating parents to physical culture and sport, forms of training and recreational activity, means used for health maintenance as well as parents’ role in physical education of their children. Establishes passive relation of most parents to physical activity and physical education of their children. The results of the survey allowed to make the conclusions and to plan the ways of solving problems.

Текст научной работы на тему «Отношение родителей к физической культуре, здоровому образу жизни и физическому воспитанию детей»

УДК 371:796.011.3-055.52

В. Ф. Лигута

ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

И ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

По результатам социологического опроса родителей школьников Дальнего Востока России определено их отношение к физкультурно-спортивной деятельности, здоровому образу жизни, процессу физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Описана значимость их жизненной позиции по отношению к физической культуре как основе воспитания здорового ребенка. Выявлены факторы, побуждающие родителей к занятиям физической культурой и спортом, формы физкультурно-оздоровительной деятельности, средства, используемые для сохранения здоровья, а также их роль в физическом воспитании своих детей. Установлено пассивное отношение большинства родителей к двигательной активности и физическому воспитанию детей. Сделаны выводы по результатам анкетирования и намечены пути решения проблем.

Ключевые слова: родители, физическая культура, здоровый образ жизни, школьники, физическое воспитание.

В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры и спорта как универсальной составляющей здорового образа жизни человека. Основополагающей задачей государственной политики Российской Федерации является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре. Необходимость формирования у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни закреплена в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [1] и Указе Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне"» (ГТО) [2].

Несмотря на то, что в последние годы у нас в стране наблюдается положительная динамика основных показателей развития физической культуры и спорта, они не соответствуют общему уровню социально-экономических преобразований в нашем государстве. Одной из важных проблем является недостаточное привлечение населения, в том числе детей и подростков, к регулярным занятиям физической культурой и спортом [3].

Первичные и наиболее фундаментальные основы физического воспитания и здорового образа жизни ребенка закладываются в семье. В свое время П. Ф. Лесгафт писал: «Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его существовании» [4].

Семейное воспитание было и остается основой воспитания ребенка, в котором прежде всего необ-

ходимо отметить важность жизненной позиции родителей в понимании роли физической культуры для его развития. Родители играют кардинальную роль в создании фундамента физического, психического и нравственного здоровья своего ребенка, в организации здорового образа жизни, досуга и отдыха, развитии и совершенствовании физической, психической, интеллектуальной и функциональной подготовленности, предлагают модель поведения, позволяющую жить в гармонии с природными законами [5, 6].

Значительную роль в формировании и сохранении здоровья детей имеет взаимодействие семьи и общеобразовательных организаций, которое выступает макросоциальным институтом, обеспечивающим решение данной задачи. Именно родители совместно со школой должны вырабатывать у учащихся привычки к регулярным, обязательным занятиям физическими упражнениями и здоровому образу жизни, формировать осознанные ценностно-ориентированные установки на здоровье, здо-ровьесбережение, приобретение знаний и умений, методик по оздоровлению и укреплению организма. Реализация данных задач может быть только на основе полисубъективного подхода, который предусматривает в образовательном процессе взаимодействие педагогов, детей и их родителей в освоении культуры здорового образа жизни, совместную деятельность с детьми по проведению физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий [7-10]. Результатом такого взаимодействия должно быть формирование здорового ребенка, так как в Законе Российской Федерации «Об образовании» указано, что здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования [11].

Эффективность физического воспитания детей во многом зависит от того, занимаются ли сами родители физкультурой и спортом и придерживаются здорового образа жизни. Родительский пример

следует рассматривать как специфическую форму передачи социального опыта старшего поколения младшему. Личный пример родителей, уровень осознания ценности здоровья для себя и своего ребенка, их осведомленность в вопросах организации здорового образа жизни обеспечивают включение всех членов семьи в процесс саморазвития и самосохранения [12].

Проблема приобщения родителей к физическому воспитанию детей является существенным компонентом формирования здорового образа жизни. Их личный пример, желание заниматься физическими упражнениями, стремление к совместным физкультурным занятиям, которые являлись бы составной частью структуры внутреннего пространства семьи, - это и есть то необходимое условие, которое может обеспечить достижение ожидаемого воспитательного эффекта [13].

В связи с этим актуальным является изучение мнения и отношения родителей к физкультурно-спортивной деятельности, здоровому образу жизни и определение их роли в физическом воспитании своих детей.

С этой целью с помощью специально разработанной анкеты были опрошены родители (810 человек, из них 386 мужчин и 424 женщины), имеющие детей школьного возраста и проживающие на Дальнем Востоке (Приморском, Камчатском и Хабаровском краях, Магаданской, Амурской, Сахалинской областях, Республике Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Чукотском и Корякском автономных округах).

Число родителей в возрасте от 26 до 37 лет составило 45,7 % (19,6 % мужчин и 26,1 % женщин), от 38-50 лет - 54,3 % (24,1 % мужчин и 30,2 % женщин).

Данные о социальном статусе и уровне образования респондентов указаны в табл. 1.

Таблица 1

Распределение респондентов по социальному статусу и уровню образования

Выявлена низкая двигательная активность родителей. Среди всех респондентов только 28,9 % занимаются физической культурой и спортом (9,5 % мужчин и 19,4 % женщин). Однако в школьные годы физкультурно-спортивной деятельностью активно занимались 71,9 % участников анкетирования (88,7 % мужчин и 64,9 % женщин).

Важными факторами, побуждающими родителей к занятиям физическими упражнениями, являются: поддержание и укрепление здоровья; улучшение своих физических данных (оптимизация веса, фигуры), улучшение настроения и общего самочувствия; снятие усталости, активизация своей деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Факторы, побуждающие родителей к занятиям

физической культурой и спортом, %

Варианты ответов Количество ответивших Всего

Мужчины Женщины

Поддержание и укрепление здоровья 58,8 36,9 42,0

Улучшение фигуры, оптимизация своего веса, похудение 7,1 31,1 23,9

Улучшение настроения, самочувствия 15,4 23,6 21,1

Снятие усталости, активизация своей деятельности 14,3 15,4 15,1

Укрепление своих волевых способностей 4,9 5,1 5,1

Общение и возможность быть среди единомышленников 4,4 4,2 4,3

Совершенствование физических способностей 3,8 4,0 3,9

Достижение высоких спортивных результатов 2,2 0,7 1,1

Основными причинами, которые препятствуют активным занятиям физической культурой, по мнению участников анкетирования, являются: недостаток свободного времени; лень, пассивное отношение; усталость на работе (табл. 3).

Таблица 3

Причины, препятствующие активным занятиям физической культурой и спортом, %

Респонденты Социальный статус Уровень образования

Служащие Рабочие Пред-при-нима-тели Высшее Среднее

специальное общее

Мужчины абс. 386 145 204 37 125 165 96

%* 47,7 17,9 25,2 4,6 15,4 20,4 11,9

Женщины абс. 424 223 183 18 139 216 69

% 52,3 27,5 22,6 2,2 17,2 26,6 8,5

Всего абс. 810 368 387 55 264 381 165

% 100 45,4 47,8 6,8 32,6 47,0 20,4

* От общей выборки.

Варианты ответов Количество ответивших Всего

Мужчины Женщины

Недостаток свободного времени 64,5 39,9 46,8

Лень, хотя вижу пользу от занятий 14,2 23,3 20,6

Сильная усталость после работы 10,1 16,5 14,6

Отсутствие желания и интереса 4,1 10,3 8,5

Отсутствие секций по интересующему виду спорта 2,4 6,5 5,3

Практически никогда не занимаются физической культурой и спортом 35,5 % респондентов (21,1 % мужчин и 41,5 % женщин), занимаются 1-3 раза в неделю - 19,9 % (21,7% мужчин и 19,1% женщин), 1-3 раза в месяц - 16,4 % (33,3 % мужчин и 9,4 % женщин), несколько раз в году - 12,9 % (9,4 % мужчин и 14,3 % женщин) и только каждый день занимаются физической культурой и спортом 9,0 % опрошенных (10,8 % мужчин и 8,3 % женщин).

К основным формам своей двигательной активности участники опроса относят: физический труд дома и на даче, лыжные прогулки, пешие прогулки, рыбалку и охоту, плавание, туристические походы, спортивные и подвижные игры, аэробику (шейпинг), оздоровительный бег, утреннюю гимнастику, упражнения на тренажерах, занятия в спортивных секциях, занятия лечебной физической культурой (табл. 4).

Таблица 4

Формы двигательной активности родителей, %

Количество

Варианты ответов ответивших Всего

Мужчины Женщины

Физический труд дома и на даче 21,0 34,3 30,3

Лыжные прогулки 31,3 15,4 20,2

Пешие прогулки 12,1 20,6 18,0

Рыбалка и охота 32,4 7,2 14,8

Плавание 11,0 15,2 13,3

Туристические походы 14,3 12,9 13,3

Спортивные и подвижные игры 22,0 9,1 13,0

Аэробика (шейпинг) 1,1 15,9 11,5

Оздоровительный бег 7,7 9,1 8,7

Утренняя гимнастика 5,5 8,9 7,9

Занятие на тренажерах 1,1 7,3 5,4

Занятия в спортивных секциях 4,9 5,4 5,2

Занятия лечебной физической культурой 0,5 4,2 3,1

Наиболее значимыми факторами, влияющими на сохранение и укрепление здоровья человека, участниками анкетирования отмечены следующие: нормальный психологический климат в семье и на работе, рациональное питание, систематические занятия физическими упражнениями, отказ от курения, отказ от злоупотребления алкоголем, соблюдение личной гигиены, закаливание (табл. 5).

Из общего числа опрошенных родителей не курят 49,6 % (25,3 % мужчин и 59,1 % женщин), курят каждый день - 25,7 % (35,3 % мужчин и 21,9 % женщин), курят, но не каждый день - 11,3 % (26,5 % мужчин и 8,1 % женщин), бросили курить - 13,4 % (26,5 % мужчин и 8,1 % женщин).

Совсем не употребляют спиртные напитки -11,8 % (13,3 % мужчин и 11,1 % женщин), употре-

бляют по праздникам - 72,4 % (57,8 % мужчин и 78,8 % женщин), 1 раз в неделю - 10,9 % (21,7 % мужчин и 6,3 % женщин), 2-3 раза в неделю -4,7 % (6,7 % мужчин и 3,9 % женщин), ежедневно - 0,2 %.

Таблица 5 Основные факторы, влияющие на сохранение

и укрепление здоровья, %о

Количество

Варианты ответов ответивших Всего

Мужчины Женщины

Нормальный психологический климат в семье и на работе 42,3 54,0 50,5

Рациональное питание 35,2 55,8 49,7

Систематические занятия 50,5 37,6 41,5

физическими упражнениями

Отказ от курения 42,3 39,5 40,3

Отказ от злоупотребления алкоголя 36,3 29,0 35,4

Соблюдение личной гигиены 15,9 29,2 25,2

Закаливание 19,8 26,4 24,4

Никогда не делают утреннюю гимнастику 54,5 % опрошенных (44,3 % мужчин и 58,9% женщин), выполняют иногда - 38 % (49,4 % мужчин и 33,0 % женщин), делают систематически - 7,5 % (6,3 % мужчин и 8,1 % женщин).

Из числа средств, наиболее часто используемых для сохранения здоровья, названы следующие: работа на даче и по дому, посещение бани, парной, сауны, активный отдых, занятия физической культурой, применение лекарственных препаратов, применение разгрузочных дней, голодания, использование закаливающих процедур, соблюдение режима дня, использование массажа, профилактические посещения врачей, использование нетрадиционных методов лечения (табл. 6).

Таблица 6

Средства, наиболее часто используемые

для сохранения здоровья, %о

Варианты ответов Количество ответивших Всего

Мужчины Женщины

Работа на даче и дома 44,5 50,2 48,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Посещение бани, парной, сауны 24,7 26,9 26,2

Активный отдых, занятия физической культурой 29,1 17,8 21,1

Применение лекарственных средств 5,5 15,9 12,8

Применение разгрузочных дней, голодание 2,2 12,6 9,5

Использование закаливающих процедур 11,0 7,7 8,7

Соблюдение режима дня 6,0 9,3 8,4

Использование массажа 3,3 8,4 6,9

Профилактическое посещение врачей 3,8 4,2 4,1

Использование нетрадиционных методов лечения 1,1 4,4 3,4

Основными источниками знаний о здоровом образе жизни для родителей являются: передачи по телевидению и радио, статьи в периодической печати, личный опыт, сведения из специальной литературы, опыт друзей и знакомых, советы врачей, информация, полученная от школьных учителей (табл. 7).

Таблица 7

Распределение ответов об источниках информа-

ционных знаний о здоровом образе жизни, %о

Количество

Варианты ответов ответивших Всего

Мужчины Женщины

Телевидение и радио 56,0 52,3 53,4

Периодическая печать 41,2 48,6 46,4

Интернет 37,9 45,9 41,9

Личный опыт 34,1 36,2 35,6

Специальная литература 15,4 27,1 23,6

Опыт друзей и знакомых 13,7 17,8 16,6

Совет врачей 8,2 11,9 10,8

Информация, полученная от учителей и преподавателей 5,5 6,3 6,1

В ходе социологического опроса большое внимание было уделено оценке родителями состояния здоровья своих детей, их физической активности.

Так 49,8 % респондентов (60,1 % мужчин и 45,9 % женщин) оценивают состояние здоровья своего ребенка как «хорошее»; 46,9 % (38,0 % мужчин и 50,4 % женщин) как «среднее» и 3,3 % (1,8 % мужчин и 3,8 % женщин) - как «плохое».

При этом, по мнению 61,7 % родителей (69,8 % мужчин и 58,1% женщин), у их детей отсутствуют недостатки в физическом развитии, 26,4 % (21,4 % мужчин и 28,7 % женщин) признают это и 11,9 % (8,8 % мужчин и 13,2 % женщин) затрудняются ответить на этот вопрос.

По результатам ответов в 48,0 % случаев дети занимаются физической культурой только в рамках школьной программы, 44,0 % - занимаются организованно спортом и физической культурой помимо уроков в школе и 8 % - занимаются дополнительно самостоятельно. Из числа учащихся, занимающихся дополнительно физическими упражнениями, 82,0 % посещают спортивные секции, 3,6 % - группы здоровья и 13,5 % - платные секции.

В большей степени на формирование двигательной активности детей, по мнению 35,1 % респондентов (40,1 % мужчин и 32,9 % женщин), влияют родители; 35,6 % (20,3 % мужчин и 42,1 % женщин) считают, что учитель физической культуры; 12,3 % (37,0 % мужчин и 25,2 % женщин) -тренер спортивной секции; 10,0 % (9,9 % мужчин и 10,0 % женщин) - друзья и близкие; 2,5 % (2,7 % мужчин и 2,3 % женщин) - средства массовой информации. 4,3 % родителей (2,2 % мужчин и 5,1 % женщин) считают, что двигательная активность их детей формируется без внешнего влияния.

Для достаточной двигательной активности ученику вне школьных занятий необходимо заниматься физической культурой и спортом 2-3 раза в неделю считают 41,5 % респондентов (41,8 % мужчин и 19,4 % женщин), больше 3 раз в неделю -23,0 % (31,3 % мужчин и 19,4 % женщин), один раз - 28,0 % (1,6 % мужчин и 3,3 % женщин), каждый день - 29,9 % (22,5 % мужчин и 19,4 % женщин), можно вообще не заниматься - 2,8 % (2,7 % мужчин и 2,8 % женщин).

По мнению родителей, на уроках физической культуры в школе необходимо уделять больше внимания развитию физических качеств школьников, подвижным играм, оздоровительным физическим упражнениям, специальным видам спорта, преподаванию основ здорового образа жизни, введению занятий ритмической гимнастикой для девочек и в меньшей степени выполнению контрольных нормативов (табл. 8).

Таблица 8

Распределение ответов родителей на вопрос «Чему необходимо уделять больше внимания на уроках физической культуры в школе», %о

Варианты ответов Количество ответивших Всего

Мужчины Женщины

Развитие физических качеств 26,4 38,6 34,9

Подвижные игры 40,1 31,3 34,0

Оздоровительным физическим упражнениям 19,8 38,6 33,0

Специальные виды спорта 38,5 27,1 30,5

Преподавание основ ЗОЖ, обучение практическим жизненно важным навыкам 22,0 28,5 26,6

Введение занятий ритмической гимнастикой для девочек и атлетической гимнастики для мальчиков 17,6 24,3 22,3

В меньшей степени выполнение контрольных нормативов 4,4 10,0 8,4

Анализ анкетного опроса показал, что постоянно интересуются успеваемостью своих детей по физической культуре 62,5 % родителей (60,0 % мужчин и 63,6 % женщин), интересуются только при получении плохих оценок школьников - 22,9 % (26,9 % мужчин и 21,1 % женщин), не интересуются вовсе 5,8 % (4,6 % мужчин и 6,3 % женщин), не видят в этом смысла 8,9 % (8,6 % мужчин и 9,0% женщин). При этом значительная часть родителей -33,3 % (39,6 % мужчин и 30,6 % женщин) - предлагают увеличить количество уроков физической культуры в неделю, увеличить интенсивность физических нагрузок и повысить требования к учащимся предлагают 7,4 % участников опроса (9,9 % мужчин и 6,3 % женщин), ввести в программу уро-

ков физкультуры виды спорта по желанию детей -

18.0 % (16,5 % мужчин и 18,7 % женщин).

Противоположное мнение о переводе уроков

физической культуры в школе в разряд необязательных высказали 6,7 % респондентов (9,3 % мужчин и 5,6 % женщин), снизить физические нагрузки предлагают 3,6 % родителей (6,0 % мужчин и 2,6 % женщин), снизить требования к учащимся при выполнении контрольных нормативов - 8,7 % (3,8 % мужчин и 10,7 % женщин), совсем отменить контрольные нормативы - 10,2 % (3,3 % мужчин и

13.1 % женщин).

Из общего числа участников анкетирования 19,8 % (17,6 % мужчин и 20,8 % женщин) предлагают проводить уроки физической культуры отдельно для мальчиков и девочек и 27,9 % респондентов (22,0 % мужчин и 30,4 % женщин) предлагают ввести в программу по физической культуре теоретический и практический курс по здоровому образу жизни.

В соответствии с полученными ответами 25,0 % учащихся средних школ по болезни пропускают до 5 учебных дней в течение года, 24,0 % - болеют до 10 дней, 14,9 % - до 20 дней, 10,1 % - до 30 дней, 2,5 % школьников по причине болезни пропускают более одного месяца учебных занятий. Только

23.2 % учащихся не болеют в течение учебного года. Регулярно выполняют утреннюю гимнастику 6,9 % учащихся, иногда - 44,0 % и практически никогда - 48,1 %.

В ряде научных работ [14-16] показано, что основной формой обучения двигательной деятельности в семье является совместная физкультурная деятельность родителей и детей, в которой личный пример родителей является основой.

В этой связи при проведении социологического опроса было уделено большое внимание совместным занятиям родителей и детей физической культурой. Именно деятельность такого рода в большей степени способствует формированию осознанного подхода к формированию собственного здоровья и определяет уровень физкультурной образованности родителей.

Полученные данные свидетельствуют о пассивном отношении большинства родителей к физическому воспитанию и образованию детей, отсутствии у них системы регулярных совместных занятий физической культурой.

Из числа всех участников опроса физической культурой и активным отдыхом вместе со своим ребенком занимаются регулярно 20,3 % родителей (21,8 % мужчин и 19,7 % женщин), иногда - 52,8 % (61,5 % мужчин и 49,2 % женщин), никогда - 26,9 % (16,8 % мужчин и 31,1 % женщин). Выяснилось, что родители, активно занимающиеся различными видами физкультурно-оздоровительной деятельности (63,6 % выполняют оздоровительные пробежки; 54,5 % занимаются дома в спортивном уголке, регулярно тренируются 45,4 % и т. п.), более активно вовлекают своих детей в систематические занятия физическими упражнениями, более осознанно подходят к вопросу двигательного режима своих детей как компонента здорового образа жизни, проявляя наибольшую активность и заинтересованность в организации совместных занятий физической культурой и спортом.

Среди основных причин, препятствующих активному вовлечению родителей в процесс физического воспитания своих детей, респонденты отметили: недостаток времени - 52,5 % (56,6 % мужчин и 50,7 % женщин), финансовые трудности - 11,5 % (11,5 % мужчин и 11,4 % женщин), недостаток личной силы воли - 8,2 % (1,6 % мужчин и 11 % женщин), недостаток знаний и умений, необходимых для физического воспитания своего ребенка, - 6,1 % (3,3 % мужчин и 7,2 % женщин). Кроме этого можно утверждать, что у самих родителей не сформирована внутренняя потребность в двигательной активности, отсутствие у них интереса к регулярной физической нагрузке.

Таким образом, анализ специальных литературных источников свидетельствует, что проблемы мотивированного семейного физического воспитания подрастающего поколения в современных социокультурных условиях приобретают большую значимость. Решение этой задачи возможно при условии повышения физкультурно-педагогической грамотности родителей, формирования у них личной ответственности за здоровье и физическое воспитание детей, объединения усилий родителей, направленных на привлечение школьников к активным физкультурно-оздоровительным мероприятиям в семье, и образовательно-воспитательного процесса школы, создания интеграции социальных институтов в единое физкультурно-образователь-ное пространство.

Список литературы

1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р // Собр. законодательства Российской Федерации. 2009. № 33. Ст. 4110.

2. Сборник нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / Министерство спорта Российской Федерации. М., 2015. 218 с.

3. Социологический мониторинг: фактор планирования физической культуры и спорта на муниципальном уровне / под общ. ред. проф. В. Ф. Лигуты. Хабаровск: Дальневосточный юрид. ин-т МВД РФ, 2011. 230 с.

4. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение // Избр. Педагогические сочинения / сост. И. Н. Решетень. М.: Педагогика, 1991. 176 с.

5. Жигинас Н. В., Семке В. Я. Психическое здоровье семьи. Томск. Изд-во ТГПУ, 2013. 272 с.

6. Жигинас Н. В. Психическое здоровье подростков как социальная задача общества // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 11 (164). С. 100-103.

7. Вахитова Г. Х., Поздеева С. И. Теория и практика здоровьесбережения в современной начальной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 12 (140). С. 194-196.

8. Ревякина В. И. Оздоровительный подход к организации физической культуры в школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 127-130.

9. Устинова Г. Н. Взаимодействие семьи и школы в вопросах сохранения здоровья школьников // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4 (8). С. 76-80.

10. Костюкова Т. А., Грибоедова Т. П. Семья и школа: готовность к социально-образовательному партнерству // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2008. Вып. 3 (77). С. 47-50.

11. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I), ст. 7598.

12. Решетнева Г. А. Физическое здоровье детей Хабаровского края на пороге нового тысячелетия. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2003. 126 с.

13. Кокорина Е. П. Здоровье - основная жизненная ценность // Мир психологии. 2000. № 1. С. 75-84.

14. Лигута В. Ф. Роль семьи в системе физического воспитания и оздоровления детей школьного возраста // Проблемы физкультурного образования, подготовки спортсменов, внедрения физической культуры и спорта в повседневную жизнь молодежи: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. С. 135-137.

15. Ким Т. К. Исходные предпосылки реализации специфических функций физической культуры в условиях семейного быта // Теория и практика физической культуры. 2009. № 9. С. 58-62.

16. Ягодин В. В. Семейное физическое воспитание как народная традиция // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 3. С. 54-57.

Лигута В. Ф., кандидат педагогических наук, профессор. Дальневосточный юридический институт МВД России.

Пер. Казарменный, 15, Хабаровск, Россия, 680020. E-mail: [email protected].

Материал поступил в редакцию 29.06.2016.

V F. Liguta

PARENTS' RELATION TO PHYSICAL CULTURE, HEALTHY LIFESTYLE AND PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN

The article describes significance of parents' life position in relation to physical culture as a basis for the upbringing of a healthy child. According to the results of a sociological survey of parents of school-aged children living in the Russian Far East was determined their relation to physical culture and sports activity, healthy lifestyle and the process of pupils' training. Determines the factors motivating parents to physical culture and sport, forms of training and recreational activity, means used for health maintenance as well as parents' role in physical education of their children. Establishes passive relation of most parents to physical activity and physical education of their children. The results of the survey allowed to make the conclusions and to plan the ways of solving problems.

Key words: parents, physical culture, healthy lifestyle, pupils, physical education.

References

1. Strategiya razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda: utv. Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 7 avgusta 2009 g. № 1101-r [Strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period till 2020: it is approved by the Order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 no. 1101-r]. Sobraniye Zakonodatel'stva Rossiiskoy Federatsii [Russian Federation Code]. 2009, no. 33, article 4110 (in Russian).

2. Sbornik normativno-pravovykh aktov, reguliruyushchikh voprosy vnedreniya Vserossiyskogo fizkul'tumo-sportivnogo kompleksa "Gotov k trudu i oborone" [The collection of the regulatory legal acts regulating questions of implementation of the All-Russian sports complex "Ready to Work and Defense"]. Moscow, Ministerstvo sporta Rossiyskoy Federatsii Publ., 2015, 218 p. (in Russian).

3. Liguta V. F. Sotsiologicheskiy monitoring: faktor planirovaniya fizicheskoy kul'tury i sporta na munitsipal'nom urovne [Sociological monitoring: a factor of planning of physical culture and sport at the municipal level]. Khabarovsk, Dal'nevostochnyy yuridicheskiy institut MVD RF Publ., 2011. 230 p. (in Russian).

4. Lesgaft P. F. Semeynoye vospitaniye rebenka i ego znacheniye: izbr. pedagogicheskiye sochineniya [Family education of the child and its value: chosen pedagogical compositions]. Moscow, Pedagogika Publ., 1991. 176 p. (in Russian).

5. Zhiginas N. V., Semke V. Ya. Psikhicheskoye zdorov'e sem'i[Mental health of a family]. Tomsk, TGPU Publ., 2013. 272 p. (in Russian).

6. Zhiginas N. V. Psikhicheskoye zdorov'e podrostkov kak sotsial'naya zadacha obshchestva [Mental health of teenagers as social task of society]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPUBulletin, 2015, no. 11 (164), pp. 100-103 (in Russian).

7. Vakhitova G. Kh., Pozdeeva S. I. Teoriya i praktika zdorov'esberezheniya v sovremennoy nachal'noy shkole [Theory and practice of a health-saving in modern primary school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 12 (140), pp. 194-196 (in Russian).

8. Revyakina V. I. Ozdorovitel'nyy podkhod k organizatsii fizicheskoy kul'tury v shkole [Health approach to the organization of physical training in schools]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no. 1 (142), pp. 127-130 (in Russian).

9. Ustinova G. N. Vzaimodeystviye sem'i i shkoly v voprosakh sokhraneniya zdorov'ya shkol'nikov [Interaction of family and school in questions of preservation of health of school students]. Zdorov'esberegayushcheye obrazovaniye - Health Saving Education, 2010, no. 4 (8), pp. 76-80 (in Russian).

10. Kostyukova T. A., Griboedova T. P. Sem'ya i shkola: gotovnost' k sotsial'no-obrazovatel'nomu partnerstvu [Family and school: readiness for social educational partnership]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2008, no. 3 (77), pp. 47-50 (in Russian).

11. Zakon RF "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii": ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ [The RF law "About education in the Russian Federation" from 29 December, 2012 no. 273-FZ]. Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 31 dekabrya 2012 g. № 53 (chast' I) st. 7598 [Assembly of the Russian Federation Government from 31 December, 2012, no. 53 (Part I), art. 7598 (in Russian).

12. Reshetneva G. A. Fizicheskoye zdorov'e detey Khabarovskogo kraya na poroge novogo tysyacheletiya [Physical health of children of Khabarovsk region on the dawn of the new millennium: monograph]. Khabarovsk, DVGAFK Publ., 2003. 126 p. (in Russian).

13. Kokorina E. P. Zdorov'e - osnovnaya zhiznennaya tsennost' [Health - the main vital value]. Mir psikhologii- The World of Pshycology, 2000, no. 1, pp. 75-84 (in Russian).

14. Liguta V. F. Rol' semm'i v sisteme fizicheskogo vospitaniya i ozdorovleniya detey shkol'nogo vozrasta [Family role in the system of physical training and health improvement of school age children]. Problemy fizkul'turnogo obrazovaniya, podgotovki sportsmenov, vnedreniya fizicheskoy kul'tury i sporta v povsednevnuyu zhizn' molodezhi": materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Problems of sports education, training of athletes, introductions of physical culture and sport in everyday life of the youth. Materials of the International Scientific and Practical Conference]. Blagoveshchensk, BGPU Publ., 2009, pp. 135-137 (in Russian).

15. Kim T. K. Iskhodnye predposylki realizatsii spetsificheskikh funktsiy fizicheskoy kul'tury v usloviyakh semeynogo byta [Initial prerequisites of realization of specific functions of physical culture in the conditions of family life]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2009, no. 9, pp. 58-62 (in Russian).

16. Yagodin V. V. Semeynoye fizicheskoye vospitaniye kak narodnaya traditsiya [Family physical training as national tradition]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka - Physical Culture: Upbringing, Education and Training, 2004, no. 3, pp. 54-57 (in Russian).

Liguta V. F.

The Far Eastern Law Institute of the MIA of Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Per. Kazarmenny, 15, Khabarovsk, Russia, 680020.

E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.