СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.014:519.86 Ю.А. СКОРОБОГАТОВА
ББК 74.04 преподаватель Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕОРИИ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ
Раскрываются особенности реализации системного подхода в отношении образовательного учреждения и осуществления образовательного процесса. Целью применения теории нечетких множеств является управление сложными образовательными процессами в условиях неопределенности. Представлена методика, позволяющая оценить компоненты региональной ресурсной подсистемы с позиций нечеткой логики, привести их к одинаковой соразмерности и получить систематизированное заключение о состоянии и величине ресурсного потенциала образования в регионе в целом.
Ключевые слова: образовательное учреждение, теория нечетких множеств, выбор решений, экономика образования, нечеткая логика.
Многоаспектность поведения субъекта образования требует применения системного подхода к образовательному учреждению и образовательному процессу. Эффективным инструментарием для оперативного поиска и обоснования решений в условиях неопределенности сложных социально-экономических ситуаций становятся принципы выбора решений. В литературе описаны разные модификации моделей поиска решений, представленные в работах таких авторов, как Е. Козаков, Ф. Максудов, А. Мусаев, А. Шеломенцев и др.
Необходимость исследования проблем, связанных с получением числовых оценок влияния системы качественных социальных показателей на экономическую деятельность учреждений образования, актуальна для этого процесса в системе отношений «регион-муниципалитет», поскольку подобные оценки порой сложно выразить функционально через систему конкретных критериев. Решение такой задачи имеет большое прикладное значение.
Теория нечетких множеств и применяемые на ее основе базовые правила и
процедуры принятия решений в условиях неопределенности приобретают все большую актуальность1. Описание ситуации в экономике образования, установление и систематизация причинно-следственных связей макро- и микроситуаций и определение их приоритета позволят найти варианты выхода из сложной ситуации недофинансирования образовательной деятельности в региональной экономике.
Нечеткая ситуация характеризуется условиями, когда причины возникновения, приоритет и стратегия их устранения известны, но хотя бы по одному из единичных критериев нельзя получить количественную оценку. Информация по этим критериям имеет качественное (словесное) описание. Например, технологичность образования в одном образовательном учреждении хуже, чем в другом, рассматриваемая программа обучения в одном учреждении хуже, чем сопоставимая с ней, а метода и критериев для надежного их сопоставления нет. В процессах устранения подобных проблем при отсутствии числовых оценок может быть использован математический аппарат теории нечетких множеств.
© ЮА. Скоробогатова, 2009
Л. Заде ввел в оборот понятие размытого (нечеткого) множества, ставшего одной из перспективных и активно используемых концепций при создании процедур принятия решений в условиях неопределенности с применением таблиц принятия решений и нечетких алгоритмов2. Теория нечетких множеств — область математики, в которой вместо общепринятых количественных методов используется математический аппарат, оперирующий четырьмя новыми понятиями: лингвистическая переменная, нечеткое множество, нечеткие отношения, нечеткие алгоритмы.
К нечетким множествам при выборе и принятии решения относятся характеристики, описывающие условия и состояние бизнес-процессов по оказанию образовательных услуг, которые представлены в качественной форме, т.е. заданы с помощью нечисловой информации: <недостаточное финансирование^ <низкое качество учебников> и т.д. Модификатор — термин, входящий в определение значений лингвистических переменных (<не>, <очень>, <больше>, <меньше>, < достаточно >, < вполне >, < более или менее >).
Нечеткими отношениями, высказываниями называются условные предложения, в которых условие или следствие либо то и другое имеют нечеткий смысл. Например, если финансирование образовательного учреждения «недостаточно», то выпуск учеников с оценкой выше среднего балла «мал». Понятия «недостаточно», «мал» рассматриваются как элементы нечетко определенных множеств.
Нечеткие алгоритмы представляют собой упорядоченную последовательность инструкций, среди которых могут быть нечеткие рекомендации типа «при уменьшении финансирования, в случае недостатка численности учащихся при комплектовании классов можно увеличить недельную нагрузку педагогу». При наличии перечня причин, вызывающих сложную ситуацию, таблицы принятия решений (ТПР) являются средством, позволяющим алгоритмически задать действия и мероприятия, необходимые для оперативного устранения негативной ситуации при различных сочетаниях причин. ТПР определяют, какие условия должны быть
рассмотрены, прежде чем можно будет переходить к тому или иному действию, какие рекомендации надо осуществить для устранения ситуации, а также дают информацию для оценки эффективности принятого решения. Их достоинства, доступность для специалистов любой квалификации, простота модификации — таковы основные причины роста популярности метода3.
ТПР описывают четыре части, связанные с факторами, условиями, действиями и рекомендациями4: {Факторы} ^ {Условия} ^ {Действия} ^ {Обоснования, рекомендации}.
Традиционная таблица условий в ТПР состоит из двух частей: левая — описание ситуации в виде факторов (макро-, микроситуации); правая — сочетания нормальных условий бизнес-процессов (0 — отклонений нет) и условий, когда проявляются отклонения (1 — отклонения имеются). Первое проявление нечеткости состоит в неявном описании критериев — оценок ситуации, причин из-за невозможности их определить (сколько микроситуаций и какие именно повлияли на появление макроситуаций). Из-за случайного характера процессов неизвестно, какое истинное значение имеет каждая переменная в образовательном процессе, являющаяся причиной возникновения микроситуаций, в текущий момент времени.
Специалисты образовательного учреждения при отсутствии точных числовых оценок, кроме значений 0 (отклонений нет) или 1 (отклонения имеются), могут предложить и промежуточные значения, например «отклонений почти нет», «отклонения незначительные», «отклонения значительные» и т.д. В этом случае возникает нечеткость формулирования условий образовательной ситуации и для описания ее в таблице условий требуется применение нечетких переменных.
При выборе решения по управлению сложными процессами при управлении муниципальным образованием в условиях неопределенности приходится оперировать количественными оценками контролируемых и управляемых параметров, а также учитывать влияние неконтролируемых, а иногда и неуправляемых случайных и неслучайных возмущающих воздействий. При разработке решающих правил для подобной ситуации
вырабатывается стратегия устранения возмущений с учетом ее развития. Правила выбора эффективного решения по устранению причин его невыполнения формируются в зависимости от характера проявления в образовательном процессе нечеткости ситуации:
1. Правило нормы. Условие нормального протекания образовательного процесса —
где — выработка (часовая нагрузка) педагогического коллектива за день; — выработка /'-го педагога за день; п — число исполнителей.
Если ежедневное (еженедельное) выполнение этого условия обеспечивает стабилизацию выполнения общего задания, является нормой и не требует ситуационного управления, поскольку система стимулирования труда в коллективе предусматривает дополнительное премирование за перевыполнение всего задания, то педагоги стремятся перевыполнить дневные задания (при наличии таких обстоятельств), и с течением времени накапливается некоторый резерв Рб перевыполнения общего задания.
2. Правила распознавания ситуации и
формирования ограничений. Если возникает ситуация невыполнения выработки (дневной или недельной) хотя бы одним педагогом, появляется угроза невыполнения всего задания — угрожающая ситуация. Верхним пределом ее ограничения являются условия учебного процесса, когда объем недовыполнения нормы выработки одним или несколькими исполнителями равен резерву.
Ситуация становится критической (на грани срыва), когда объем недовыполнения нормы выработки ^А^ несколькими педагогами больше резерва, при этом возникает случайное невыполнение всего задания.
Ситуация критическая, когда все исполнители не выполняют задание по трудноустранимым причинам (некомплект контингента учащихся либо педагогов). В подобной ситуации возникает хроническое невыполнение нагрузки, которое является неслучайным.
В формализованном виде эти правила могут быть описаны в трех вариантах:
- угрожающая ситуация, если
/
где — недовыполнение нормы выработки /-м педагогом в ¡-й день; — недовыполнение задания всеми педагогами в ¡-й день. Необходимо осуществить поиск по дереву причин, усилить контроль;
- ситуация на грани срыва, если
Необходимо принимать решение о вмешательстве в учебный процесс, выполнять типовые рекомендации по ликвидации легкоустранимых причин по видам образовательной деятельности с учетом человеческого фактора;
- ситуация критическая, если < (общего задания). Необходимо вмешиваться в образовательный процесс, формировать множество критериев, принимать типовые и уникальные решения.
Применение этих правил определяет оценку ситуации с точки зрения необходимости вмешательства в процесс управления образовательной деятельностью.
3. Решающие правила выбора стратегии оперативного устранения ситуации формируются для ликвидации неприемлемых ситуаций в образовательном процессе. Оценивая альтернативы, определяют стратегию поиска, обоснования и выбора решения. Эффективная стратегия устранения негативного воздействия выявляется как по числовой, так и по нечисловой информации. В этом случае следует формализовать решающие правила.
На рисунке в качестве одного из примеров приведена номограмма для оценки альтернатив и выбора решения в ситуации невыполнения задания. Для ее построения использована функция принадлежности по лингвистической переменной <низкий>, так как в рассматриваемой ситуации, как правило, уровень перевыполнения, а следовательно, и Рб низкий. Номограмма выражает зависимость Рб, функции принадлежности и функции предпочтительности альтернатив (вмешательства и невмешательства в процесс управления). По наибольшей предпочтительности в зависимости от принимаемой субъективной вероятности и Рб выбирается решение о характере вмешательства в процесс. Для выбора решения используются таблицы условий и действий традиционного типа, но рекомендации о вмешательстве в процесс управления выдаются в виде нечеткого алгоритма.
Субъективная
вероятность
Номограмма оценки альтернатив в образовательном процессе
При возникновении ситуации невыполнения задания в любой у-й день недели, когда имеется накопительная числовая информация о выработке, стратегия поиска управляющих воздействий осуществляется в следующем порядке:
1. Если недовыполнение дневного задания не превышает перевыполнения Рб, сложившегося за отработанный период, то принимается решение не вмешиваться в ход образовательного процесса. Решающее правило выражается неравенством
.
2. Если недовыполнение дневного зада-
ния равно объему перевыполнения за отработанный период, т.е. , тогда следует
усилить контроль за очередным этапом учебного процесса, чтобы предотвратить развитие негативной ситуации, выявить по дереву причины нарушения. Если имеется уверенность, что до конца месяца ситуация не изменится, можно принять решение в процесс не вмешиваться.
3. Если недовыполнение задания больше
объема перевыполнения за сложившийся период ( ), то следует выявить педагогов,
не выполняющих норматив, осуществить поиск причин недовыполнения по соответствующему дереву и реализовать типовые рекомендации по их устранению.
Для этого проводится одновременный поиск причин недовыполнения задания по всем группам факторов и в соответствии с
выявленным приоритетом по каждой из них осуществляется переход к устранению выявленных макро- и микроситуаций.
4. Если обнаружены сверхнормативные потери времени, необходимо перейти к оперативному поиску и устранению их причин. Решается задача минимизации потерь.
5. Если обнаружены повышенные расходы ресурсов, следует перейти к решению задачи их минимизации при ограничениях на плановое задание.
6. Если выявлено большое отклонение от учебных программ, осуществляется переход к оперативному поиску причин ухудшения качества работы образовательного учреждения и устанавливается приоритет причин.
Анализ связей в образовательном процессе с учетом воздействия факторов внешней среды на результат управленческой деятельности позволяет оценить их влияние на школьников через экономические, социальные, педагогические и научные аспекты деятельности. Сам по себе продукт управленческой деятельности учреждения (качество подготовки ученика) имеет многокритериальную оценку, зависящую от социальных характеристик личности и синергетического эффекта, от многоцелевого управления.
Необходимость сокращения разрыва между потребностью в финансировании школы и ресурсами, выделяемыми регионом и муниципалитетом на образовательную деятельность, определяет целесообраз-
ность продолжения подобных исследований. Поскольку ресурсный потенциал образовательного учреждения (образовательного процесса, реализуемого на территории муниципалитета) представляет собой многофакторную и многокритериальную систему с качественными и количественными характеристиками, иерархическим их представлением, решение подобных задач, на наш взгляд, возможно реализовать с использованием моделей, построенных на основе теории нечетких множеств. Один из таких подходов и был рассмотрен в статье.
Примечания
1 Ситуация определяется наличием отклонений негативного характера по одному или нескольким комплексным критериям, оценивающим конечные результаты: отсев учащихся, качество образовательных услуг, выпуск учащихся и др. Макроситуация определяется наличием негативных отклонений по одному или нескольким возмущающим факторам (ресурсным, технологическим, организационно-трудовым, производственно-бытовым и др.), характери-
зующимся групповыми критериями. Микроситуация представлена наличием негативных отклонений по одному или нескольким единичным критериям внутри каждой группы факторов.
2 Заде Л. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений. М., 1974. С. 5-48.
3 Под таблицами принятия решений понимается средство компактного представления логических правил, используемых для выбора действий, которые следует выполнять в соответствии с условиями и порядком решения рассматриваемой ситуации. См.: Карповский Е.Я., Кулагина М.И. Принципы принятия многокритериальных управленческих решений в организации производства. М., 1985.
4 Факторы — любые возмущающие воздействия, приводящие к возникновению макро- и микроситуаций. Для оперативного выявления (распознавания) ситуации факторы-причины систематизируются в виде деревьев причин. Условия характеризуют ситуацию в разрезе и охватывают возможные сочетания факторов (причин макро- и микроситуаций). Действия — перечень того, что надо осуществить при каждом сочетании факторов (причин), чтобы выработать решающее правило для выдачи рекомендаций по устранению ситуации, включая алгоритмы расчетов для обоснования выбора решения по управлению производственным процессом.
УДК 373.1(571.53) В.Л. СМИРНОВ
ББК 74 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ДЕТЕРМИНАНТЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ШКОЛЬНОМ ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА*
С помощью социологических методов исследования проведено изучение проблем выбора стратегии профессионального образования выпускниками средних школ Иркутска. Установлены мотивы и факторы, влияющие на профессиональное самоопределение, выявлена зависимость принимаемых решений от материального уровня жизни семьи, от гендерных различий.
Ключевые слова: стратегии профессионального образования, профориентационная работа, школьники старших классов, Иркутск.
Обучение в школе является одним из важнейших этапов формирования человеческого капитала любого гражданина любой страны. А период завершения учебы становится определяющим как в отношении итоговой оценки полученных знаний, так и в
отношении выбора стратегии последующего профессионального образования.
Весной 2008 г. было проведено изучение проблемы выбора профессий выпускниками средних общеобразовательных учебных заведений Иркутска. Задачи работы заключались
* Автор выражает искреннюю благодарность доктору экономических наук, заслуженному профессору БГУЭП Н.М. Токарской за научно-методическую помощь в подготовке статьи.
© В.Л. Смирнов, 2009