ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ АТЕРОСКЛЕРОЗА У
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ
МАРЧЕНКО А.А.
УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский
университет»,
санаторий-профилакторий Витебского отделения Белоруской железной
дороги
Резюме. Результатом реализации программы метаболического оздоровления среди работников железнодорожного транспорта на основе мониторинга липидтранспортной системы (ЛТС) в 2000 - 2003 годах стало поступательное снижение заболеваемости атеросклерозом с временной утратой трудоспособности в популяции железнодорожников Витебска на 8.5% случаев и 30.4% дней нетрудоспособности. Годовой экономический эффект составил 77.7 млн. рублей. Прогноз годового экономического эффекта по отрасли определен в 1. 340 млн. рублей. Экономическая эффективность программы равна 1:34. Трудопотери от заболеваемости инфарктом миокарда среди витебских железнодорожников за период 1999 - 2004 гг. снижены в 3.5 раза случаев на 100 работающих и в 4.0 раза дней на 100 работающих. что отражает повышение надежности человеческого фактора в обеспечении безопасности движения поездов.
Ключевые слова: железнодорожники. атеросклероз. заболеваемость с временной утратой трудоспособности. дислипидемия. холестерол. экономический эффект.
Abstract. Realization of the Railwaymen Sanation Program on the basis of lipid transport (LT) monitoring in 2000-2003 resulted in a progressive decrease of atherosclerosis morbidity with temporal loss validity in the population of Vitebsk railwaymen; it made up 8.5% cases and 30.4% days of temporal invalidity. Annual economic effect was 77.7 million rubles. Annual economic benefit in the industry is forecast at 1.340 million rubles. Economic efficiency of the program in 1 : 34. As for latour losses due to myocardial infarction in Vitebsk railwaymen in 1999-2004. there was a 3.5-time decrease of the member of cases per 100 employees and a 4-time decrease of the member of days per 100 employees. which reflects the increase of reliability of human factor in guaranteeing railway traffic safety.
Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210026, г. Витебск, ул. Суворова, д. 41, кв. 26, д.тел. 23-31-51. - Марченко А.А
Атерогенная патология определяет профессиональный прогноз, уровень заболеваемости и смертности, а также риск возникновения пароксизмальных состояний и внезапной смерти в популяции железнодорожников. Снижение риска сердечно- сосудистых и церебро-васкулярных заболеваний рассматривается в аспекте обеспечения профессионального здоровья железнодорожников и безопасности движения поездов.
Профессиональная деятельность работников железнодорожного транспорта сопряжена с факторами, напрямую или опосредованно влияющими на атерогенез: психо-эмоциональным напряжением, гиподинамией, сменным режимом работы, электро-магнитными излучениями, вибрацией и т.д. За 1998—2001 гг. на сети железных дорог Российской Федерации зарегистрировано 43 случая внезапной сердечной смерти у машинистов локомотивов [1, 2, 3]. Среди причин заболеваемости с временной утратой трудоспособности в популяции железнодорожников отдельных регионов России болезни системы кровообращения занимают 4-е место после заболеваний органов дыхания, болезней костно-мышечной системы и травм: 7,3 % всех случаев и 9,3 % потерянных дней нетрудоспособности [4].
В структуре общей заболеваемости среди железнодорожников Республики Беларусь болезни системы кровообращения в 2004 году составили 12,3% с ростом на 17,8% по сравнению с 2003 годом. Среди причин смерти в популяции железнодорожников болезни системы кровообращения составляют 64,1% и занимают 1-е место.
Мониторинг образа жизни у лиц железнодорожных профессий требует измерения маркеров факторов риска на принципах доказательной медицины. Выявление нарушений метаболизма липидов свидетельствует о развитии патологического процесса и может служить в качестве раннего диагностического теста.
Программа профилактики атеросклероза среди железнодорожников предусматривает:
- Анализ факторов риска сердечно - сосудистых заболеваний с учетом специфики ряда железнодорожных профессий;
- Анализ заболеваемости на предприятиях Белорусской железной дороги и разработку комплексных мероприятий по ее предупреждению;
- Формирование контингента групп риска по половым, возрастным, генетическим и профессиональным признакам с целью исследования состояния липидтранспортной системы (ЛТС);
- Выполнение комплексных обследований сотрудников железнодорожных предприятий;
- Обоснование алгоритма разработки методов доклинической диагностики;
- Построение «биохимических» портретов;
- Выявление причинной связи дислипидемии (ДЛП) с состоянием органов и систем организма (первичные, вторичные);
- Определение типа ДЛП и степени выраженности нарушений;
- Разработку лечебных мероприятий. маршрута и индивидуальной программы реабилитации ДЛП на поликлиническом. стационарном. санаторном этапах;
- Оценку уровня распространенности ДЛП в популяции железнодорожников;
- Исследование индивидуальной динамики риска;
- Определение индивидуального и популяционного медицинского прогноза;
- Формирование базы данных;
- Обеспечение преемственности между этапами реабилитации: поликлиника - стационар - санаторий-профилакторий железнодорожников.
Метаболическое оздоровление включает немедикаментозные методы. основанные на устранении или снижении влияния факторов риска через модификацию образа жизни и повышение адаптивных способностей организма: рациональная психотерапия. аутогенная тренировка. диетотерапия. физиотерапия. лечебная физкультура. иглорефлексотерапия и фитотерапия. По показаниям проводятся медикаментозная липидкорригирующая терапия и плазмаферез ЛПНП.
В результате реализации профилактической программы медицинской реабилитации лиц с выявленными нарушениями ЛТС и метаболического оздоровления на основе мониторинга ЛТС (2000 - 2003 годы) совокупная заболеваемость атеросклерозом с временной утратой трудоспособности (ВУТ) (18. 19. 20. 22. 23. 24 строки Формы 16 ВН) среди работников Витебского железнодорожного узла поступательно снижена на 8.5% случаев и 30.4% дней нетрудоспособности. За этот период временная нетрудоспособность по причинам заболеваемости атеросклерозом на Белорусской железной дороге возросла 11.0% случаев. оставаясь на прежнем уровне в днях (табл. 1; 2). В 2003 достигнутый уровень временной нетрудоспособности среди витебских железнодорожников вследствие заболеваемости атеросклерозом ниже. чем в целом на Белорусской железной дороге на 29.1% случаев (на 100 работающих) и на 30.1% дней (на 100 работающих).
Таблица 1
Совокупная заболеваемость атеросклерозом с временной утратой трудоспособности (ВУТ) /случаев на 100 работающих/ ___________(строки 18, 19, 20, 22, 23, 24 Формы №16 ВН)_________
Предприятия Годы
2000 2001 2002 2003
Витебский железнодорожный узел 1.17 п=7034 1.14 п=6820 1.10 п=6732 1.10 п=6788
Белорусская железная дорога 1.27 п=119 361 1.31 п=116 522 1.39 п=116 807 1.41 п=117 893
Таблица 2
Совокупная заболеваемость атеросклерозом с временной утратой трудоспособности (ВУТ) /дней на 100 работающих/ ___________(строки 18, 19, 20, 22, 23, 24 Формы №16 ВН)_________
Предприятия Годы
2000 2001 2002 2003
Витебский железнодорожный узел 30.3 п=7034 25.8 п=6820 25.7 п=6732 21.1 п=6788
Белорусская железная дорога 31.2 п=119 361 30.1 п=116 522 30.5 п=116 807 30.2 п=117 893
Примечание:
Строки Формы 16 ВН (Утверждена Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь №223 от 12.07.1999 г.)
19. Острый инфаркт миокарда;
20. Стенокардия;
21. Другие формы ишемической болезни сердца;
22. Мозговые инсульты;
23. Прочие цереброваскулярные заболевания;
24. Болезни периферических артерий, артериол и капилляров; п - количество работающих на предприятиях.
Социально-экономическая эффективность профилактических программ выражается в уменьшении затрат на медицинское обслуживание, опосредованном экономическом эффекте за счет уменьшения затрат на выплату пособий из фонда социальной защиты населения, снижения летальности, уменьшения инвалидности, а также стоимостью «непроизведенной» промышленной продукции [5].
Ущерб от заболеваемости с временной утратой трудоспособности (У) состоит из стоимости «непроизведенной» продукции (Н); средств, израсходованных на оплату больничных листов работающим (С); средств, затраченных на лечение больных (Л) и определяется по формуле:
У = Н + С + Л.
«Непроизведенная» промышленная продукция (Н) определяется по формуле:
Н = В х Прд,
где В - средняя выработка одного работающего в день за определенный период;
Прд - число потерянных рабочих дней вследствие заболеваемости.
Средства, израсходованные на оплату больничных листов, определяются по формуле:
С = Б х Прд,
где Б - средняя оплата больничного листа одного работающего, руб.;
Прд - число потерянных дней вследствие заболеваемости.
Лечение работающих в период нетрудоспособности вследствие атерогенной патологии осуществляется в стационаре. Средства, затраченные на лечение стационарных больных (Л), определяются по формуле:
Л = К х Д,
где К - средняя стоимость койко-дня в стационаре, руб.;
Д - число дней пребывания больных в стационаре [6].
В 2003 году Транспортное республиканское унитарное предприятие «Витебское отделение Белорусской железной дороги получило доход в размере 167 117,5 миллионов рублей при численности коллектива 8737 человек. В среднем в результате труда каждого работника получен годовой доход 19 128 тысяч рублей (рабочих дней - 253) или 75 605 рублей в день. Таким образом, при уровне заболеваемости атеросклерозом с ВУТ 2000 года ущерб от «непроизведенной» продукции на предприятии составил бы в 2003 году 161 341,1 тысяч рублей или 2 820 671,3 тысяч рублей на Белорусской железной дороге. Результатом снижения атерогенной заболеваемости на Витебском железнодорожном узле (702 дня ВН - 32,9%) можно считать получение дополнительного дохода за 2003 год в сумме 53 074,7 тысяч рублей, соответственно в отрасли (32,9% -- 12 274 дня ВН) при аналогичных мероприятиях увеличение дохода составило бы 927 975,8 тысяч рублей.
Выплата из фонда социальной защиты железнодорожникам (Б) составила в 2003 году 11 578 рублей на каждый день нетрудоспособности. Экономия по выплатам пособий в 2003 году составила 8 127,8 тысяч рублей с возможным эффектом в отрасли 122 414,2 тысяч рублей.
Лечение сердечно-сосудистой патологии в период обострения с нетрудоспособностью проводится в стационаре. Стоимость 1 койко-дня кардиологического больного в стационаре в 2003 году составляла 26, 857 тысяч рублей. Полученная экономия средств на лечение больных с атерогенной патологией в результате снижения заболеваемости в больнице станции Витебск за 2003 год определяется из расчета:
702 дня х 26, 857 = 18 853,6 тысяч рублей.
Соответственная экономия в стационарах ведомства составила бы:
12 274 дня х 26, 857 = 329 642,8 тысяч рублей.
Затраты на проведение обследования витебских железнодорожников группы риска в 2003 году в липидной клинике составили: 412 человек х 5,7 тысяч рублей = 2 348,4 тысяч рублей или 2,9% от экономии.
Экономический эффект липидкорригирующей профилактической программы среди работников предприятий станции Витебск только в 2003 году составил: 53 074,7 + 8 127,8 + 18 853,6 - 2348,4 = 80 056,1 - 2348,4 = 77 707,7 тысяч рублей.
Прогноз на экономический эффект по отрасли: 927 975,8 + 122 412,2 + 329 642,8 - 40 020,8 = 1 380 030,8 - 40 020,8 = 1 340 010 тысяч рублей в год.
Трудопотери от заболеваемости инфарктом миокарда среди витебских железнодорожников за период 1999 - 2004 гг. снижены в 3,5 раза случаев на 100 работающих и в 4,0 раза дней на 100 работающих, что отражает повышение
надежности человеческого фактора в обеспечении безопасности движения поездов (табл. 3; 4).
Таблица 3
Заболеваемость инфарктом миокарда с временной утратой трудоспособности (ВУТ) за 5 лет (случаев на 100 работающих), 19 строка
Формы №16 ВН
Железнодорожный узел Год За 5 лет 20002004гг.
1999 2000 2001 2002 2003 2004
Минск (п=24 075) 0,16 0,08 0,08 0,09 0,11 0,52
Барановичи (п=11 071) 0,08 0,06 0,09 0,07 0,10 0,40
Брест (п=15 351) 0,14 0,12 0,10 0,07 0,06 0,49
Гомель (п=14 107) 0,12 0,12 0,12 0,09 0,10 0,55
Могилев (п=6 455) 0,08 0,12 0,06 0,04 0,10 0,40
Витебск (п=6 732) 0,14 0,07 0,09 0,06 0,06 0,04 0,32
Всего по Белорусской железной дороге (п=116807) 0,10 0,09 0,10 0,08 0,10 0,47
Примечание: п - численность работающих на предприятиях Белорусской железной дороги (2002 г.).
Таблица 4
Заболеваемость инфарктом миокарда с временной утратой трудоспособности (ВУТ) за 5 лет (дней на 100 работающих), 19 строка
Формы №16 ВН
Железнодорожный узел Год За 5 лет 20002004гг.
1999 2000 2001 2002 2003 2004
Витебск (п=6 732) 12,5 5,5 6,6 3,6 2,6 3,1 21,4
Всего по Белорусской железной дороге (п=116807) 6,9 6,2 5,9 5,4 6,4 30,8
Примечание: п - численность работающих на предприятиях Белорусской железной дороги (2002 г.).
Значительное снижение заболеваемости с ВУТ инфарктом миокарда свидетельствует о повышении надежности человеческого фактора в обеспечении безопасности движения поездов.
Не учтен экономический эффект, полученный как результат снижения инвалидности и смертности от сосудистой патологии, так как эти исходы наступают, как правило, вследствие декомпенсации с многолетним лагом.
Выводы
1. Расчет демонстрирует высокую экономическую эффективность липидкорригирующей программы профилактики атеросклероза в организованной популяции железнодорожников (1: 34).
2. Социальная значимость настоящей профилактической технологии определяется также повышением надежности человеческого фактора в обеспечении безопасности движения поездов.
Литература
1. Цфасман А. З. Кардиология / Серия «Железнодорожная медицина». -М.:1998. - 286 с.
2. Атьков О. Ю., Цфасман А. З., Явися А. М. Вопросы внезапной смерти у машинистов и пути ее профилактики. // Железнодорожная медицина. - 2003. -
- № 5. - С.3 - 18.
3. Атьков О. Ю. Медицинское обеспечение безопасности движения поездов - современное состояние вопроса. // Железнодорожная медицина. -2004. -- № 6-7. - С. 15 - 19.
4. Саляхов Р. И. Здоровье работников железнодорожного транспорта (медико-социальные и управленческие аспекты). Автореферат диссертации канд. мед. наук. - Казань. 2000. - 23 с.
5. Косинец А.Н., Глушанко В.С., Плиш А.В. Оценка экономической
эффективности новых медицинских технологий как маркетинговая основа здравоохранения. // Управление системой охраны здоровья населения и отраслью здравоохранения в Республике Беларусь. (Материалы
республиканской научно-практической конференции, посвященной 100-летию И. А. Инсарова.) Минск, 2003. -- С. 102 - 106.
6. Кучерин Н.А. Экономические аспекты заболеваемости и
производительности труда. Л.,«Медицина». С. 17 - 18.