ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ДИСЛИПИДЕМИЙ У РАБОТНИКОВ ВИТЕБСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО УЗЛА
МАРЧЕНКО А. А.
УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», санаторий-профилакторий Витебского отделения Белоруской
железной дороги
Резюме. Изучались показатели липидтранспортной системы (ЛТС) у 1627 железнодорожников. Профессиональные и социальные сравнения произведены в пяти группах: машинистов. рабочих. служащих. менеджеров и пенсионеров. Проатерогенные нарушения ЛТС максимально выражены у пенсионеров и в профессиональных группах: менеджеров и машинистов. менее значимые для рабочих и служащих. Гиперхолестеролемия и высокий уровень холестерола липопротеинов низкой плотности (ХС ЛПНП) характерны для менеджеров и пенсионеров. Содержание триациглицеролов в сыворотке крови также выше у менеджеров и пенсионеров.
Гипохолестеролемия наиболее часто встречается у машинистов. что может указывать на риск депрессивных психоэмоциональных расстройств и иммунодефицитных состояний. Гипоальфахолестеролемия чаще определяется у машинистов и менеджеров.
Ключевые слова: транспорт липидов. дислепидемия. атеросклероз. железнодорожники. холестерол.
Abstract. Indices of lipid transport system (LTS) were studied in 1627 railwaymen. Professional and social comparison was made in 5 groups: engine-drivers. workers. office employees. managers and pensioners. Proatherogenic dysfunctions of LTS are manifested at most in pensioners and in professional groups of managers and engine-drivers; they are less marked in workers and office employees.
Hypercholesterolemia and high cholesterol level of low density lipoproteins (LDLP CH) are characteristic of managers and pensioners. Blood serum triaceglycerol level is also higher in managers and pensioners.
Most often hypocholesterolemia occurs in engine-drivers; this may indicate the risk of depressive psychoemotional disorders and immunodeficient conditions. Hypoalphacholesterolemia is more often revealed in engine-drivers and managers.
Адрес для корреспонденции: Республика
Беларусь, 210026, г. Витебск, ул. Суворова, д. 41, кв. 26, д.тел. 23-31-51. - Марченко А. А.
Дислипидемия (ДЛП) является ведущим фактором патогенеза атеросклероза - морфологической основы эпидимиологически и социальнозначимой сердечно-сосудистой и церебро-васкулярной патологии [1.
2. 4. 9. 10. 11]. Изолированные ДЛП повышают риск ишемической болезни сердца в 2 - 4 раза [12. 13]. Изучение популяционных закономерностей эпидемиологии ДЛП мотивировало создание национальных программ по профилактике и лечению атеросклероза [14. 15. 16.]. В рекомендациях третьей Национальной программы по холестерину (National Cholesterol Education Program III - NCEP III) представлены более строгие критерии целевых уровней липидов и более широкий подход к оценке риска атеросклероза [17]. Железнодорожная медицина рассматривает проблему атеросклероза в аспекте профессионального здоровья железнодорожников с целью повышения надежности человеческого фактора для безопасности движения поездов [6]. В 1975 - 1986 гг. в Витебском государственном медицинском институте под руководством профессора О.Г. Довгялло уже проводилось изучение метаболических факторов риска ишемической болезни сердца среди железнодорожников [7]. В настоящей работе представлены данные обследования липидтранспортной системы (ЛТС) работников Витебского железнодорожного узла с целью современного анализа проблемы для выработки управленческих решений по организации медицинского обеспечения отрасли.
Материалы и методы
Под наблюдением на этапах восстановительной медицины стационар -поликлиника - санаторий-профилакторий на Витебском железнодорожном узле находилось 1627 человек с различной соматической патологией и практически здоровых лиц. В анализе учитывались следующие факторы:
1) Профессиональные. Среди обследованных пациентов различных профессий и социальных слоев условно выделяли пять групп: машинисты или члены локомотивных бригад (198 человек. средний возраст 43.90+0.50 лет). рабочие (531 человек. средний возраст 46.04+0.37 лет). служащие - инженернотехнический персонал. не наделенный управленческими полномочиями (500 человек. средний возраст 46.63+0.37 лет). менеджеры или работники управленческого звена (231 человек. средний возраст 49.27+0.50 лет) и пенсионеры. в том числе по причине инвалидности (167 человек. средний возраст 64.03+0.48 лет).
2) Возраст. Обследованные разделены на четыре группы: первая - до 40 лет (330 человек). вторая - от 41 до 50 лет (662 человека). третья - от 51 до 60 лет (466 человек). четвертая - старше 60 лет (169 человек).
3) Пол.
4) Семейное положение.
5) Факторы риска атеросклероза.
Методом опроса выяснялись сведения о наследственности. отягощенной злокачественным атеросклерозом у близких родственников и информированность о значении своих показателей липидтранспортной системы (ЛТС). Артериальное давление (АД) измерялось ртутным сфигмоманометром
двукратно с вычислением среднего арифметического значения. В определении факта артериальной гипертензии (АГ) руководствовались критериями Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) АД > 140 или 90 мм рт. ст. Проводились антропометрические исследования массы тела и роста с вычислением индекса Кетле: отношения массы тела (в килограммах) к росту (в
метрах). Нормальной массой тела считали £ 25кг/м2, избыточная масса тела 25
22
- 29 кг/м . ожирение >30 кг/м .
У всех лиц проведен скрининг ЛТС. состояние которой оценивали путем
определения в сыворотке крови уровня общего холестерола (ХС). холестерола
липопротеинов низкой плотности (ХС ЛПНП). холестерола липопротеинов
высокой плотности (ХС ЛПВП). триацилглицеролов (ТГ), индекса
атерогенности (ИА). Индекс атерогенности (ИА) рассчитывали по А.Н.
Климову [4]:
Кроме того. проводили фенотипирование дислипидемий (ДЛП) по D. Fredrickson [8].
Определялись также содержание глюкозы и активность гамма-глутамилтрансферазы (ГГТ). Использованы реагенты фирмы «Cormay Diana» (Польша-Беларусь). полуавтоматический анализатор «Cormay Multi». Показатели ЛТС оценивали в соответствии с общепринятыми критериями [5]. Диагнозы заболеваний определены в соответствии с общепризнанными критериями по Международной Классификации Болезней (МКБ 10) и зафиксированы в медицинской документации (история болезни. амбулаторная карта). С целью верификации диагноза по показаниям проводились ультразвуковое исследование щитовидной железы. почек. органов брюшной полости. сердца и сосудов; регистрация ЭКГ покоя в 12 общепринятых отведениях с последующей расшифровкой по Миннесотскому коду. велоэргометрическое исследование.
Весь цифровой материал вводился для хранения и обработки в таблицы Microsoft Excel и Statistica.
Результаты исследования
Изучение особенностей состояния ЛТС у работников отдельных железнодорожных профессий дало результаты. представленные в таблице 1 и 2.
Таблица 1
Содержание холестерола в сыворотке крови у железнодорожников
___________________________( x ± Sx )______________________________
социо- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА ХС, ммоль/л ХС ЛПВП, ммоль/л ХС ЛПНП, ммоль/л ИА, усл.ед.
Машинисты n=198 5.32 ± 0.08 1.24 ± 0.03 3.22 ± 0.07 3.80 ± 0.15
Рабочие n=531 5.35 ± 0.04 1.30 ± 0.02 3.27 ± 0.04 3.47 ± 0.061
Служащие n=500 5.41 ± 0.05 1.30 ± 0.021 3.37 ± 0.04 3.44 ± 0.061
социо- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА ХС, ммоль/л ХС ЛПВП, ммоль/л ХС ЛПНП, ммоль/л ИА, усл.ед.
Менеджеры п=231 Пенсионеры п=231 + -1 40 §00 1 5.5.1 00 1.19 ± 0.022.3 1.25 ± 0.03 3.51 ± 0.071.2 3.67 ± 0.091.2.3 4.11 ± 0.1223 4.08 ± 0.1523
Примечание: 1 - р < 0,05 по сравнению с машинистами, 2 — р < 0,05 по сравнению с рабочими,
3 - р < 0,05 по сравнению со служащими, 4 - р < 0,05 по сравнению с менеджерами.
Таблица 2
Содержание триацилглицеролов, глюкозы и активность ГГТ в _____сыворотке крови у железнодорожников ( X ± $£ ) ___________
социо- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА Т риацилглицеролы, ммоль/л Глюкоза, ммоль/л ГГТ, ед/л
Машинисты 1.78 ± 0.08 5.21 ± 0.13 37.96 ± 3.02 (п =111)
(п = 198) (п = 112)
Рабочие 1.67 ± 0.04 5.30 ± 0.08 39.30 ± 1.78 (п = 343)
(п =531) (п = 348)
1.60 ± 0.041 (п = 500) 5.20 ± 0.07 (п = 347) 33.30 ±
Служащие 1.782 (п = 341)
1.98 ± 0.0923 (п =231) 5.36 ± 0.13 (п = 176) 47.88 ±
Менеджеры 4.6523 (п = 168)
Пенсионеры 1.98 ± 0.0923 (п = 167) 5.54 ± 0.173 (п = 116) 34.61 ± 3.074 (п =111)
Примечание: 1 - р < 0.05 по сравнению с машинистами. 2 - р < 0.05 по сравнению с рабочими. 3 - р < 0.05 по сравнению со служащими. 4 - р < 0.05 по сравнению с менеджерами.
Уровни общего ХС выше нормы у железнодорожников всех групп: у машинистов (5,32±0,08 ммоль/л), рабочих (5,35±0,04 ммоль/л) и служащих (5,41±0,05 ммоль/л) между собой не отличались, достоверно выше у менеджеров (5,61±0,08 ммоль/л) и пенсионеров (5,86±0,10 ммоль/л).
Уровень ХС ЛПВП достоверно ниже в группах машинистов (1,24±0,03 ммоль/л) и менеджеров (1,19±0,02 ммоль/л) в сравнении со служащими (1,30±0,02 ммоль/л) и рабочими (1,30±0,02 ммоль/л). ХС ЛПНП значительно выше нормы (1,19±2,63 ммоль/л) во всех группах обследованных, с достоверно
более высокими показателями среди менеджеров (3,51±0,07 ммоль/л) и пенсионеров (3,67±0,09 ммоль/л) по сравнению с машинистами (3,22±0,07 ммоль/л) и рабочими (3,27±0,04 ммоль/л).
Анализ индекса атерогенности (ИА) демонстрирует близкие по значению показатели у рабочих (3,47±0,06) и служащих (3,44±0,06), более высокие показатели ИА у машинистов (3,80±0,15). Самые высокие показатели ИА выявлены у менеджеров (4,11±0,12) и пенсионеров (4,08±0,15). Во всех профессиональных и социальных группах популяции железнодорожников Витебска ИА был выше значений нормы (>3).
Уровень глюкозы в сыворотке крови у лиц разных железнодорожных профессий достоверных различий не имеет. Содержание ТГ в сыворотке крови ниже у служащих (1,60±0,04 ммоль/л) и рабочих (1,67±0,04 ммоль/л), на верхней границе нормы в группе машинистов (1,78±0,08 ммоль/л). Одинаково высокое содержание ТГ в сыворотке крови менеджеров и пенсионеров (1,98±0,09 ммоль/л).
Обращают внимание достоверно более высокие показатели ГГТ у менеджеров (47,88±465 ед/л).
Распространенность ДЛП (таблицы 3, 4, 5, 6) имеет свои особенности в различных социо-профессиональных группах популяции:
гиперхолестеролемия, в т.ч. высокой степени, характерна для менеджеров (65,36%) и пенсионеров (71,18%), что обусловлено, прежде всего, частотой повышения ХС ЛПНП (80,52% и 85,03%). Гипохолестеролемия наиболее часто встречается у машинистов (4,55%). Снижение уровня ХС ЛПВП чаще наблюдается у машинистов (30,81%) и менеджеров (30,30%). Повышение уровня ТГ чаще регистрировалось среди менеджеров (39,39%) и пенсионеров (41,92%).
Таблица 3
Распространенность дислипидемий у железнодорожников по уровню
общего холестерола (ХС) сыворотки крови, %
Социо- профессиональная группа ДЛП по уровню холестерола, %
гипо <3,65 ммоль/л норма 3,65 - 5,2 ммоль/л легкая 5,21 - 6,5 ммоль/л умеренная 6,51 - 7,8 ммоль/л высокая >7,81 ммоль/л
Машинисты 4,5 40,40 42,93 9,08 3,03
(п=198) п=9 п=80 п=85 п=18 п=6
Рабочие 1,88 44,44 42,75 7,90 3,01
(п=531) п=10 п=236 п=227 п=42 п=16
Служащие (п=500) 2,20 п=11 43,20 п=216 40,60 п=203 9,80 п=49 4,20 п=21
Менеджеры 1,73 32,90 48,48 11,69 5,19
(п=231) п=4 п=76 п=112 п=27 п=12
Пенсионеры 2,99 25,75 48,50 13,17 9,58
(п=167) п=5 п=43 п=81 п=22 п=16
Таблица 4
Распространенность дислипидемий у железнодорожников по уровню ________________________ХС ЛПНП, %_________________________________
Социо- профессиональная группа ДЛП по уровню ХС ЛПНП, %
гипо <1.9 ммоль/л норма 1.9 - 3.4 ммоль/л легкая 3.41 - 4.1 ммоль/л умеренная 4.11 - 4.9 ммоль/л высокая >4.9 ммоль/л
Машинисты 6.06 26.77 23.74 40.40 3.03
(п=198) п=12 п=53 п=47 п=80 п=6
Рабочие 3.77 18.08 36.91 39.74 1.51
(п=531) п=20 п=96 п=196 п=211 п=8
Служащие 3.80 16.80 33.80 41.20 4.40
(п=500) п=19 п=84 п=169 п=206 п=22
Менеджеры 4.33 15.15 31.17 42.42 6.93
(п=231) п=10 п=35 п=72 п=98 п=16
Пенсионеры 4.79 10.18 22.16 54.49 8.38
(п=167) п=8 п=17 п=37 п=91 п=14
Таблица 5
Распространенность дислипидемий у железнодорожников по уровню ________________________ХС ЛПВП, %_________________________________
Социо- профессиональная группа ДЛП по уровню ХС ЛГ [ВП, %
Гипо <0,9 ммоль/л норма 0,9 - 1,9 ммоль/л высокая >1,9 ммоль/л
Машинисты 30.81 61.62 7.58
8) 9 (п= п=61 п=122 п=15
Рабочие 23.16 70.24 6.59
(п=531) п=123 п=373 п=35
Служащие (п=500) 17.20 п=86 78.00 п=390 4.80 п=24
Менеджеры 30.30 66.67 3.03
(п=231) п=70 п=154 п=7
Пенсионеры 26.95 68.86 7.19
7) 6 (п= п=45 п=115 п=7
Таблица 6
Распространенность дислипидемий у железнодорожников по уровню _________________триацилглицеролов (ТГ), %_________________________
Профессия ДЛП по уровню ТГ, %
гипо <0.5 ммоль/л норма 0.5 - 1.72 ммоль/л легкая 1.73 - 2.3 ммоль/л умеренная 2.31 -5.69 ммоль/л высокая >5.7 ммоль/л
Машинисты 0.51 67.68 10.61 19.19 2.02
(п=198) п=1 п=134 п=21 п=38 п=4
Рабочие 1.32 66.85 11.49 19.59 0.75
(п=531) п=7 п=355 п=61 п=104 п=4
Служащие 1.40 70.20 12.80 15.00 0.60
(п=500) п=7 п=351 п=64 п=75 п=3
Менеджеры 1.30 59.31 13.85 23.38 2.16
(п=231) п=3 п=137 п=32 п=54 п=5
Пенсионеры 0.00 58.08 13.17 26.95 1.80
(п=167) п=0 п=97 п=22 п=45 п=3
Обсуждение
Полученные результаты свидетельствуют о значительной распространенности ДЛП среди обследованного контингента железнодорожников. Проатерогенные нарушения ЛТС максимально выражены в профессиональных группах менеджеров и машинистов. менее значимые у рабочих и служащих. Гиперхолестеролемия и высокий уровень холестерола липопротеинов низкой плотности (ХС ЛПНП) характерны для менеджеров и пенсионеров. Содержание триациглицеролов в сыворотке крови также выше у менеджеров и пенсионеров. У машинистов отмечены менее выраженные холестеролемия и ХС ЛПНП-емия наряду с более с более низким в сравнении с рабочими и служащими уровнем ХС ЛПВП. и соответственно более высокий показатель ИА. Г ипохолестеролемия наиболее часто встречается у машинистов. что может указывать на риск депрессивных психоэмоциональных расстройств и иммунодефицитных состояний. Гипоальфахолестеролемия чаще определяется у машинистов и менеджеров. Выявленная высокая активность ГГТ у менеджеров определяет вероятность вторичных ДЛП.
Среди различных профессиональных и социальных групп в популяции железнодорожников имеются свои эпидемиологические особенности по распространенности. выраженности и фенотипическим характеристикам ДЛП. Видится логичным исследование причинных факторов ДЛП у железнодорожников по профессиональному признаку с целью разработки оптимальных методов профилактики и маршрута реабилитации на этапах восстановительной медицины.
Выводы
1. Изучены показатели липидтранспортной системы (ЛТС) у 1627 железнодорожников. Проатерогенные нарушения ЛТС имеют значительную
распространенность в популяции витебских железнодорожников и максимально выражены у пенсионеров. а также в профессиональных группах: менеджеров и машинистов; менее значимые для рабочих и служащих.
2. Гиперхолестеролемия и высокий уровень холестерола липопротеинов низкой плотности характерны для менеджеров и пенсионеров. Содержание триациглицеролов в сыворотке крови также выше у менеджеров и пенсионеров. Гипохолестеролемия наиболее часто встречается у машинистов. что может указывать на риск депрессивных психоэмоциональных расстройств и иммунодефицитных состояний. Гипоальфахолестеролемия чаще определяется у машинистов и менеджеров.
Литература
1. Аронов Д. М. Лечение и профилактика атеросклероза. - М.: ТриадаХ. 2000. - 412 с.
2. Жданов В. С.. Вихерт А. М.. Стернби Н. Г. Эволюция и патология атеросклероза у человека. - М.: Триада-Х. 2002. - 143 с.
3. Воробьева Е. Н.. Варшавский Б. Я.. Тушев А. Н. и др. Взаимосвязь различных факторов риска развития ишемической болезни сердца // Вестник РАМН. - 2001. -- №2. - С. 31 - 34.
4. Климов А. Н.. Никульчева Н. Г. Обмен липидов и липопротеидов и его нарушения. - СПб.. 1999.
5. Чиркин А. А.. Доценко Э. А.. Юпатов Г. И. Липидный обмен. - М.: 2003. - 122 с.
6. Цфасман А.З. Кардиология / Серия «Железнодорожная медицина».
- М.: 1998. - 286 с.
7. Довгялло О. Г.. Федоренко Н. М. Ишемическая болезнь сердца: ранняя диагностика и безлекарственная профилактика в поликлинических условиях. - Мн.: 1986. - 112 с.
8. Fredrickson D. S.. Levy K. I. // The Metabolic Basis of Inherited Diseases / Eds J. B. Wyngaarden et al. - New York. 1972. - P. 546 - 614.
9. Mitropoulos K. A. // Curr. Opin. Lipidol. - 1994. Vol. 5. - P. 227 - 235.
10. Saxena U.. Goldberg I. J. // Curr. Opin. Lipidol. - 1994. Vol. 5. - P. 316
- 322.
11. Aufenanger J. Lipoproteins. - Boehringer Mannheim GmbH: 1995. -
88p.
12. The Expert Panel: Report of the National Cholesterol education Program expert panel on detection evaluation and treatment of high blood cholesterol in adults // Arch. Intern. Med. - 1988. Vol. 32. -P. 609 - 631.
13. Naito H. K. Coronary artery disease and disorders of lipid metabolism // Clinical chemistry. Theory. analysis. correlation / Ed. Raplan L. A. et al. - Mosby -Year Book Inc.: 1996. - 520 p.
14. National programmes for the prevention of coronary heart and noncomunicable diseases // World Health Report. - 1995. - Geneva. 1995. - P. 54 -55.
15. National Cholesterol education Program. Report of the Expert Panel on detection. evaluation and treatment of high blood cholesterol in adults // Arch. Intern. Med. - 1988. Vol. 148. - P. 36 - 69.
16. Summary of the second report of the National Cholesterol Education Program (NCEP) Expert Panel on Detection. Evaluation. and Treatment of High Blood Cholesterol in Adults (Adult Treatment Panel 2). JAMA. - 1993. Vol. 269. -P.3015 - 3023.
17. Executive summary of the Third Report of the National Cholesterol Education Program (NCEP) Expert Panel on Detection. Evaluation. and Treatment of High Blood Cholesterol in Adults (Adult Treatment Panel 3). JAMA. - 2001. Vol. 285. - P. 2486 - 2497.