Научная статья на тему 'Организационно-функциональная модель первичной профилактики неинфекционных заболеваний у железнодорожников'

Организационно-функциональная модель первичной профилактики неинфекционных заболеваний у железнодорожников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
494
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТНИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / СИСТЕМА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Куделькина Н. А., Щетинин А. Н.

В статье излагаются разрабатываемые авторами методологические и методические подходы к реформированию недостаточно эффективной в новых социально-экономических условиях существующей системы здравоохранения на железнодорожном транспорте путем создания организационно-функциональной модели первичной профилактики неинфекционных заболеваний для укрепления профессионального здоровья железнодорожников, прежде всего ведущих профессий железнодорожного транспорта работников локомотивных бригад, на основе предупредительного регулярного и постоянного применения комплекса оздоровительных технологий, формируемого с учетом производственно-профессиональных условий труда, особенностей индивидуального здоровья работников и образа жизни, структуры заболеваемости. Полученные результаты проведенной профилактической работы в рамках новой функционально-структурной организации амбулаторно-поликлинического звена отраслевой системы здравоохранения показали достоверное улучшение здоровья и качества жизни работников железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Куделькина Н. А., Щетинин А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-functional model of primary prevention of non-communicable diseases and improving professional half in railway workers for effective medical support of safe train moving

The methodical and methodological approaches being developed by the authors of the paper are aimed at reforming the not very effective existing model of railway health system under the new economic conditions. This is to be achieved by establishing the system of primary prevention to strengthen and preserve professional health of railway workers, first of all, of those engaged in key railway jobs, such as members of locomotive brigades. The system is to be based upon regular and permanent preventive complex use of health restoring techniques which are being developed taking into account occupational labour conditions, peculiarities of individual health, life style and morbidity structure. The results obtained during the prevention work within the frame of a new structural organization of outpatient and polyclinic departments in the railway health system have shown significant improvement in health and life quality of railway workers.

Текст научной работы на тему «Организационно-функциональная модель первичной профилактики неинфекционных заболеваний у железнодорожников»

УДК 616.1/.4-084-082:656.21

Н.А. Куделькина, А.Н. Щетинин

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

ГУ НИИ терапии СО РАМН, Новосибирск

В статье излагаются разрабатываемые авторами методологические и методические подходы к реформированию недостаточно эффективной в новых социально-экономических условиях существующей системы здравоохранения на железнодорожном транспорте путем создания организационно-функциональной модели первичной профилактики неинфекционных заболеваний для укрепления профессионального здоровья железнодорожников, прежде всего ведущих профессий железнодорожного транспорта — работников локомотивных бригад, на основе предупредительного регулярного и постоянного применения комплекса оздоровительных технологий, формируемого с учетом производственно-профессиональных условий труда, особенностей индивидуального здоровья работников и образа жизни, структуры заболеваемости. Полученные результаты проведенной профилактической работы в рамках новой функционально-структурной организации амбулаторно-поликлинического звена отраслевой системы здравоохранения показали достоверное улучшение здоровья и качества жизни работников железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: работники железнодорожного транспорта, система первичной профилактики, оздоровительные технологии, качество жизни

В последние годы наблюдается отрицательная динамика состояния здоровья трудоспособного населения России [6, 7] вследствие ряда причин: появления новых профессиональных рисков в условиях научно-технического прогресса, интенсификации производства, изменения психофизиологических режимов труда и т.д. [9]. В связи со значительным сокращением численности трудоспособного населения из-за дисквалификации по состоянию здоровья (только на железнодорожном транспорте России из состава ведущих водительских профессий в связи с утратой профессиональной пригодности по заболеваемости ежегодно выбывает более 5500 человек) [1] принципиальное значение в развитии здравоохранения приобретает проблема охраны здоровья работающего населения на принципах первичной профилактики неинфекционных заболеваний (охраны «здоровья здоровых») [5]. Однако сложность происходящего реформирования во многом продолжает определяться традиционной установкой на приоритет «лечебно-диагностического», а не профилактического «восстановительно-оздоровительного» принципа организации обеспечения профессионального здоровья железнодорожников, в связи с чем эффективность отраслевого здравоохранения продолжает неуклонно снижаться [2].

В соответствии с новым подходом к лидирующей роли человека на производстве [3], ук-

репление и сохранение здоровья работающего населения страны должно быть стратегической целью при проведении социальных и экономических реформ и критерием их эффективности. Мы предлагаем рассматривать происходящий процесс как переход от «человекопотребления» к этапу, сущность которого раскрывается предлагаемым нами термином «человекосбереже-ние». Нарастающие негативные тенденции в состоянии здоровья организованного (трудового) населения, в частности работников железнодорожного транспорта [4], в условиях реформирования отраслевой системы здравоохранения определяют в качестве основной задачи организационно-методическую оптимизацию стратегии превентивного обеспечения профессионального здоровья на принципах первичной профилактики неинфекционных заболеваний для эффективного медицинского обеспечения безопасности движения поездов [10].

Цель исследования: разработать и обосновать организационно-функциональную модель первичной профилактики неинфекционных заболеваний на основе комплексного социальногигиенического подхода к обеспечению здоровья работников железнодорожного транспорта с учетом производственно-профессионального риска в период социально-экономических реформ.

Материал и методы исследования

Материалом для создания модели первичной профилактики неинфекционных заболеваний с формированием комплекса оздоровительных технологий послужили результаты проведенного одномоментного выборочного эпидемиологического исследования распространенности и выявления основных неинфекционных заболеваний (НИЗ) и их факторов риска (ФР), согласно стандартным критериям ВОЗ (1996, 1999 гг.), на большой (10677 человек) организованной группе железнодорожников Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД), явившиеся необходимым условием для разработки и внедрения системы оздоровительных технологий первичной профилактики НИЗ среди локомотивных бригад (851 человек) на базе оздоровительного центра локомотивного депо ст. Новосибирск ЗСЖД в сравнении с локомотивными бригадами (791 человек) локомотивного депо ст. Инская ЗСЖД (контрольная группа) с равнозначным возрастно-половым составом. Статистическая обработка данных проводилась с применением прикладных программ SPSS V10.0.

Результаты и их обсуждение

Для повышения эффективности обеспечения профессионального здоровья железнодорожников нами была концептуально разработана программная схема-алгоритм первичной профилактики неинфекционных заболеваний, основанная на модифицированной схеме гигиенической профилактики неинфекционных заболеваний [8] и внедренная с 2000 г. на базе оздоровительного центра локомотивного депо ст. Новосибирск ЗСЖД.

Представленная программная схема показала, что для разработки организационно-функциональной модели необходима логическая последовательность определенных действий — алгоритм первичной профилактики неинфекционных заболеваний, определяющий:

1. Выбор объекта профилактического исследования, в качестве которого были взяты «практически здоровые» работники железнодорожного транспорта, участвовавшие в проводимой профилактической (оздоровительной) работе.

2. Определение предмета изучаемого объекта, в качестве которого были рассмотрены:

2.1. Прогностические оценки риска развития неинфекционных заболеваний. Данный внешний параметр является динамичным, развитие его идет в сторону ухудшения, в связи с чем он представляется приоритетным для разрабатываемой «модели».

2.2. Характерные условия профессиональной деятельности трудовых коллективов железнодо-

рожников. Данный внешний параметр является в большей степени «константой», так как условия профессиональной деятельности в силу разных (преимущественно технико-экономических) причин достаточно продолжительное время остаются неизменными и практически выведены за пределы воздействия разрабатываемой «модели».

2.3. Качество жизни работающих железнодорожников, которое зависит не только от состояния здоровья, стабильной работы и уровня материального благополучия, но и от социальных возможностей — от перспективы иметь комфортное жилье, от спокойствия за свою безопасность, будущее своих детей, от надежности государственных социальных гарантий и т.д.

3. Создание регулирующей модели профилактического вмешательства, включающей следующие элементы:

3.1. Оценка состояния здоровья работающих с учетом выявления факторов риска.

3.2. Формирование оздоровительных технологий первичной профилактики неинфекционных заболеваний для конкретного работника.

3.3. Социально-гигиенический мониторинг состояния здоровья железнодорожников в процессе реализации профилактической программы.

3.4. Заключительная оценка эффективности внедрения организационно-функциональной модели первичной профилактики неинфекционных заболеваний на основе комплексной оценки состояния здоровья трудовых коллективов железнодорожников.

Разработанные методические профилактические подходы к оценке и укреплению здоровья работающего населения на принципах рискометрии (оценки риска информационно-прогностических патологических синдромов НИЗ) позволили создать организационно-функциональную модель первичной профилактики неинфекционных заболеваний на новых методических принципах в виде новой функционально-организационной структуры поэтапного обеспечения «здоровья здоровых» в амбулаторно-поликлиническом звене системы здравоохранения на железнодорожном транспорте (Рис. 1). Представляемая нами модель организационно включает три раздела: методическое обеспечение, структуру и функции, алгоритм деятельности.

В рамках I раздела нами были определены организационно-методические принципы реализации «модели» первичной профилактики: базисный принцип приоритетности первичной профилактики НИЗ, направленный на усиление профилактической направленности существующих организационных форм отраслевого здравоохранения (периодических и предрейсовых

Методическое обеспечение * ^ Структура и функции ^ V Алгоритм деятельности

V

1. Программная схема алгоритма «модели» 2. Принципы реализации «модели»: 2.1. Базисный принцип приоритетности первичной профилактики НИЗ, 2.2. Принцип непрерывности обесгечения «здоровья здоровых», 2.3. Принцип целенаправленности формирования оздоровительных технологий с учетом основных индикаторов здоровья, 2.4. Принцип функциональности в организации обеспечения «модели» первичной профилактики. Новое звено превентивной диагностики и первичной профилактики НИЗ 1. Интегральная оценка уровня здоровья железнодорожника, 2. Составление индивидуального «профессиональнопрофилактического маршрута», 3. Реализация профилактической программы на основе оздоровительных технологий первичной профилактики в оздоровительном центре локомотивного депо ст. Новосибирск, 4. Оценка эффективности профилактической работы на основе периодического социальногигиенического мониторинга по программе КСИОУЗ, 5. Представление конечного результата оздоровления на ВЭК в качестве дополнительной информации о состоянии здоровья работника.

Функциональная структура Функциональные характеристики

1. Оздоровительный центр локомотивного депо ст. Новосибирск, 2. Загородный профилакторий Новосибирского отделения ЗСЖД, 3. Поликлиническое отделение профилактики, 4. Лабораторная и функциональная медицинская служба ДКБ, 5. Цеховая медицинская служба (цеховой врач и здравпункт), 6. Вычислительный (информативно компьютерный) центр ДКБ, 7. Инженерноврачебные бригады локомотивного депо ст. Новосибирск 1. Выполнение дополнительных видов профилактической деятельности, 2. Преемственность в работе структурных элементов «модели» 3. Взаимодействие на всех этапах профилактического процесса, 4. Достижение положительного конечного результата укрепления здоровья трудовых коллективов железнодорожников

І І і 1

Укрепление здоровья «практически здорового» работника

Рис.1. Организационно-функциональная модель первичной профилактики неинфекционных заболеваний в системе здравоохранения на железнодорожном транспорте

медицинских осмотров, врачебно-экспертных комиссий); принцип целенаправленности формирования оздоровительных технологий первичной профилактики с учетом профессионально значимых функций, основных профессиональных вредностей, основных классов заболеваний с временной утратой трудоспособности (ВУТ), уровнем индивидуального здоровья; принцип непрерывности обеспечения «здоровья здоровых», реализуемый регулярным превентивным применением оздоровительных технологий; принцип функциональности в организации обеспечения системы первичной профилактики, позволяющей новой организационной структуре гибко маневрировать силами и средствами оздоровительных технологий для оперативного решения меняющихся профилактических задач.

В рамках II раздела на основании изложенных принципов нами предложена и внедрена новая функциональная структура обеспечения системы первичной профилактики в системе амбулаторно-поликлинического звена (на примере ЗСЖД), включающая: оздоровительный центр локомотивного депо ст.Новосибирск, загородный санаторий-профилакторий Новосибирского отделения ЗСЖД, отделение профилактики дорожной поликлиники №2, лабораторную и функциональную медицинскую службу, представленную отделением функциональной диагностики, клинической и иммунологической лабораториями Дорожной клинической больницы (ДКБ), цехо-

вую медицинскую службу (цеховой врач и здравпункт), вычислительный (информативно-компьютерный) центр ДКБ, инженерно-врачебные бригады локомотивного депо. Функциональная перестройка работы перечисленных подразделений была направлена на приоритетное развитие «оздоровительно-профилактической» деятельности при осуществлении «лечебно-диагностической» работы.

В рамках III раздела разработан алгоритм деятельности модели первичной профилактики, состоящей из ряда этапов: интегральная оценка уровня здоровья железнодорожника, составление индивидуального «профессионально-профилактического маршрута», реализация профилактической программы на основе оздоровительных технологий первичной профилактики в оздоровительном центре локомотивного депо ст. Новосибирск, оценка эффективности профилактической работы по программе КСИОУЗ на основе периодического социально-гигиенического мониторинга, представление конечного результата оздоровления на ВЭК в качестве дополнительной информации о состоянии здоровья работника.

В основе разработанной модели лежит предложенный авторами новый инструмент первичной профилактики неинфекционных заболеваний (заявка на изобретение № 20003113280 от 22.04.03 г.) в виде способа «упреждающего» регулярного профилактического воздействия оздоровительных технологий для восстановления пси-

хофизиологических резервов здоровья здорового работника, снижающихся в процессе трудовой деятельности.

В результате внедрения разработанной организационно-функциональной модели первичной профилактики неинфекционных заболеваний на базе созданного в 2000 г. «оздоровительного центра» локомотивного депо ст. Новосибирск были получены определенные положительные результаты в сравнении с 1999 г. Так, отмечено снижение уровня ЗВУТ (р<0,05) по количеству случаев (на 25,7%) и дней (на 16,8%) нетрудоспособности на 100 работающих, в том числе по гипертонической болезни (снижение соответственно на 33,4 и 28%), язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки (на 40,6 и 19%), остеохондрозу позвоночника (снижение на 10,6%), заболеваниям органов дыхания (сокращение дней нетрудоспособности в среднем с 10,9 до 9,7) вследствие эффективного использования восстановительных технологий. Особенно важным явился тот факт, что в наблюдаемой группе машинистов локомотивов «индекс здоровья» [1] составил 65% при 51% в 1999 г. Регулярное использование комплекса оздоровительных технологий в 2000 г. практически здоровыми работниками локомотивных бригад ст. Новосибирск, взятых нами в качестве основной группы объектов внедрения, обусловило существенную разницу положительной динамики по сравнению с локомотивными бригадами локомотивного депо ст. Инская, взятыми нами в качестве контрольной группы исследования, не имеющими аналогичного оздоровительного центра: достоверное снижение дней и случаев временной нетрудоспособности на 100 работающих, в частности, по болезням органов дыхания (соответственно на 43,4 и 18,1%), в том числе по острым респираторным инфекциям верхних дыхательных путей (соответственно на 45,7 и 49,6%), по болезням системы кровообращения (соответственно на 33,3 и 32,8%), в том числе характеризующиеся повышенным артериальным давлением (соответственно на 13,8 и 39,3%). Производственные коллективы сравниваемых локомотивных депо характеризовались одинаковыми условиями трудовой деятельности (машинисты и помощники машинистов локомотивов), половой принадлежностью (мужчины), статистически сопоставимой численностью (кадровой стабильностью в течение рассматриваемого периода — одного года) и возрастными характеристиками производственно-профессиональных групп (по критерию Стьюдента, не получили достоверных различий в сравниваемых группах — р>0,05). Причем исходный (до создания в 1999 г. оздоровительного центра в локомотивном депо ст. Новосибирск)

уровень заболеваемости (в случаях и днях нетрудоспособности на 100 работающих) локомотивных бригад депо ст. Новосибирск был выше, чем в депо ст. Инская: болезни системы кровообращения (соответственно 8,6 — 174,1 и 3,55 — 69,1), в том числе с повышенным артериальным давлением (соответственно 5,7 — 97,4 и 4,4 — 57,8), болезни органов дыхания (соответственно 41,4

— 419,5 и 44,6 — 460,2) , в том числе острые респираторные инфекции (соответственно 35,0 — 325,6 и 35,4 — 317,4).

Следовательно, принципиально новое применение оздоровительных технологий первичной профилактики неинфекционных заболеваний у «практически здоровых» железнодорожников на базе локомотивного депо ст. Новосибирск повысило исходно неудовлетворительные показатели здоровья данной группы работников. Положительные результаты проведенной в 2000 г. среди работников локомотивного депо ст. Новосибирск оздоровительной работы обусловили повышение личной мотивации к обеспечению своего здоровья. Так, в 2001 г. по сравнению с 2000 г. из общего числа работников (п=841) количество регулярно посещающих оздоровительные технологии увеличилось на 32,7% (с 602 до 798 человек).

Для оценки эффективности внедрения оздоровительных технологий первичной профилактики заболеваний и сохранения профессионального здоровья локомотивных бригад ст. Новосибирск ЗСЖД нами изучались следующие показатели оценки здоровья машинистов локомотивов и их помощников: определение удельного веса групп здоровья по классификации В.А. Кудрина (1996) [2], первичный выход на инвалидность и показатели профессиональной непригодности по состоянию здоровья (Таблицы 1,2,3).

Таблица 1 Удельный вес (в %) групп здоровья среди локомотивных бригад ст. Новосибирск до (1998 г.) и после (1999-2002 гг.) внедрения оздоровительных технологий первичной профилактики заболеваний на предприятии

Группы здоровья До внедрения 1998 г. После внедрения 1999-2002 гг.

Группа 1 (здоровые) 51 56,0 *

Группа II (практически здоровые) 9,7 11,3 *

Группа III стадия (компенсации заболеваний) 34,5 29,9 **

Группа !У (стадия субкомпенсации заболеваний) 4,8 2,8 *

Примечание: 1)Классификация групп здоровья водителей локомотивов по В.А. Кудрину (1996); * р <0,05; ** р<0,01

Представленные данные свидетельствуют о достоверном возрастании удельного веса I и II групп здоровья и снижении удельного веса III и IV групп здоровья, сокращении в 1,4 раза частоты случаев первичного выхода на инвалидность (на 1000 работников) и снижении показателя утраты профессиональной пригодности по состоянию здоровья среди локомотивных бригад, что, на наш взгляд, является следствием эффективности внедрения разработанной системы оздоровительных технологий первичной профилактики основных ХНИЗ в организованном коллективе локомотивного депо ст. Новосибирск. Подтверждением этому также служат статистически достоверные данные результатов профилактической работы в сравниваемых локомотивных депо ст. Новосибирск и Инская ЗСЖД за последующее время проведения оздоровительной работы до 2003 г. (Таблицы 4, 5, 6, 7), показываю-

щие явную положительную динамику снижения уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности у железнодорожников локомотивного депо ст. Новосибирск в процессе реализации разработанной профилактической программы по сравнению с состоянием здоровья железнодорожников ст. Инская ЗСЖД.

Эффективность организационно-функциональной модели первичной профилактики неинфекционных заболеваний у работников локомотивных бригад ст. Новосибирск на основе комплекса оздоровительных технологий нами была оценена с помощью современных стандартизованных критериев качества жизни с использованием стандартного вопросника MOS SF-36 (Medical Outcomes Study, США, 1992 г.), характеризующего физический и психологический компоненты здоровья по 8 шкалам. Количественная оценка каждой шкалы выражается в баллах от 0 до 100, причем более высокому качеству жизни соответствует большее количество баллов. Результаты проведенного добровольного анонимного исследования выявили достоверное личностное улучшение качества жизни железнодорожников после года участия в профилактической программе первичной профилактики (Таблица 8).

Проанализировав разницу уровней заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ) (в днях на 100 работающих) коллективов локомотивных депо ст. Новосибирск и Инская, мы рассчитали эффективность экономии по фонду заработной платы железнодорожников ст. Новосибирск в связи со снижением ЗВУТ на данном предприятии путем умножения средней заработанной платы железнодорожника за календарный день на количество сохраненных дней трудоспособности. Средняя зарплата работника локомотивного депо за календарный день со-

Таблица 2

Частота первичного выхода на инвалидность (на 1000работающих) среди работников локомотивных бригад локомотивного депо ст. Новосибирск (1998 г. и 1999-2002 гг.)

Классы болезней Первичная инвалидность

1998 г. 1999-2002 гг.

Болезни системы кровообращения 2,8 2,2

Злокачественные новообразования 1,3 0,8

Болезни костно-мышечной системы 1,4 1,2

Болезни уха и сосцевидного отростка 0,4 0,0

Болезни нервной системы 0,8 0,7

Последствия травм и отравлений 0,9 0,8

По всем классам болезней 7,6 5,7

Таблица 3

Показатели профессиональной непригодности работников локомотивнъх бригад локомотивного депо ст. Новосибирск (на 1000 осмотреннъх) до и после внедрения оздоровительнъх технологий первичной

профилактики *

Причины профессиональной непригодности Среднегодовые показатели утраты профессиональной пригодности кадровых «старослужащих» водителей локомотивов в случаях на 1000 осмотренных

1998 г. — до внедрения 1999-2002 гг. — после внедрения

Болезни сердечно-сосудистой системы 2,8 2,2

Аномалии рефракции 1,3 1,0

Нервные и психические болезни 3,0 2,8

Болезни органов дыхания 0,4 0,3

Болезни органов пищеварения 0,5 0,3

Хирургические болезни 0,8 0,7

Болезни уха, горла, носа 0,5 0,4

Прочие болезни 1,4 1,3

Итого: (на 1000 осмотренных) 10,7 9,0

Примечание: * Номенклатура классов и отдельных заболеваний приведена в соответствии с обозначениями, принятыми в руководящих документах и приказах МПС России

БЮЛЛЕТЕНЬ СО РАМН, №4 (122), 2006 г. 129

Динамика заболеваемости с ВУТв случаях на 100работающих по основным классам заболеваний у машинистов локомотивного депо ст. Новосибирск (1998-2002гг.)

Причина нетрудоспособности Шифр по МКБХ Годы. Число случаев.

1998 1999 2000 2001 2002

Абс на 100 Абс на 100 Абс на 100 Абс На 100 Абс на 100

Новообразования С000-0489 14 1,73 5** 0,58 2** 0,24 12** 1,45 ^** 0,48

Болезни нервной системы С000-С999 5,30 3 0,35 2* 0,24 18 2,17 15** 1,79*

Болезни системы кровообращения 1000-1999 у *** 8,75 *** 5.95 39 4.58 57 6,88 75 8,97

Болезни органов дыхания ^00^989 341* 42,05 161 18,79 294 34,55 326*** 39,37 318** 38,04

Болезни органов пищеварения К000-К929 7^** 9,62 60 7.00 70 8,23 72 8,70 50 5,98

Болезни кожи И)00-Ь999 33 4,07 20 2,33 27** 3,17 29 3,50 33 3,95

Болезни костно-мышечной и соединительной ткани М000-М999 120** 14,79 65 7,58 96 11,28 105** 12,68 77** 9,21

Всего по заболеваниям 881 108,63 474** 55,31 672 78,97 788 95.17 722** 86,36

Примечание: Достоверность различий между локомотивным депо ст. Новосибирск и ст. Инская по нозологиям в случаях * — р<0,05, ** -р<0,01, *** -р<0,001; ВУТ — временная утрата трудоспособности

Таблица 5

Динамика заболеваемости с ВУТ в днях по основным классам заболеваний у машинистов локомотивного депо ст. Новосибирск (1998-2002гг.)

Причина нетрудоспособности Шифр по МКБХ Годы. Число дней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1998 1999 2000 2001 2002

Абс на 100 Абс на 100 Абс на 100 Абс на 100 Абс на 100

Новообразования С000-0489 366** 45,13 61** 7,12 19** 2,23 522 63,04 48** 5,74

Болезни нервной системы С000-С999 д04*** 111,47 00*** 7,70 74 8,70 194 23,43 385*** 46,05

Болезни системы кровообращения 1000-1999 1419*** 174,97 883*** 103,03 696** 81,79 968*** 116,91 1443*** 172,61

Болезни органов дыхания ^00^989 3473*** 428,23 1858* 216,80 4415*** 518,8 3367*** 406,64 3429*** 410,17

Болезни органов пищеварения К000-К929 1594*** 196,55 1102*** 128,59 1202 141,2 1322*** 159,66 886 105,98

Болезни кожи 1.000-1.999 565 69,67 243*** 28,35 393*** 46,18 525*** 63,41 475*** 56,82

Болезни костно-мышечной и соединительной ткани М000-М999 2884 365,61 960*** 112,02 1753*** 205,9 1841*** 222,34 1483*** 133,39

Болезни мочеполовой системы Ш00-№99 241 29,72 144*** 16,80 180*** 21,15 226 27,29 359*** 42,94

Всего по заболеваниям 15029 1853,1 7433 867,3 11368 1335,8 12376 1494,7 13026 1558,1

Примечание: Достоверность различий между локомотивным депо ст. Новосибирски ст. Инская по нозологиям в днях * —р<0,05, ** —р<0,01, *** — р<0,001; ВУТ — временная утрата

Куделъкина Н.А. Организационно-функциональная модель первичной профилактики неинфекционных заболеваний у железнодорожников/с. 124-131

130 БЮЛЛЕТЕНЬ СО РАМН, №4 (122), 2006 г.

Динамика заболеваемости с ВУТв случаях по основным классам заболеваний у машинистов локомотивного депо ст. Инская (1998-2002 гг.)

Причина нетрудоспособности Шифр по МКБХ Годы. Число случаев.

1998 1999 2000 2001 2002

Абс на 100 Абс на 100 Абс на 100 Абс на 100 Абс на 100

Новообразования С000-0489 - - 2 0,28 5 0,66 7 0,92 5 0,55

Болезни нервной системы С000-С999 ^ *** 1,50 4 0,56 4 0,53 23 3,01 29 3,18

Болезни системы кровообращения 1000-1999 50*** 6,84 22*** 4,65 50 6,58 101 13,20 111 12,16

Болезни органов дыхания ^00^989 326* 44,60 377 53,17 464 61,05 395*** 51,63 486** 53,23

Болезни органов пищеварения К000-К929 124** 16,96 99 13,96 104 13,68 83 10,85 86 9,42

Болезни кожи І.000-І.999 43 5,88 43 6,06 86** 11,32 62 8,10 66 7,23

Болезни костно-мышечной и соединительной ткани М000-М999 186** 25.44 161 22,71 176 23,16 216** 28,24 196** 21,47

Всего по заболеваниям 972 132,97 955 134,70 1132 148,9 1157 151,24 1262 138,23

Примечание: Достоверность различий между локомотивным депо ст. Новосибирски ст. Инская по нозологиям в случаях * —р<0,05, ** —р<0,01, *** —р<0,001; ВУТ — временная утрата трудоспособности

Таблица 7

Динамика заболеваемости с ВУТ в днях по основным классам заболеваний у машинистов локомотивного депо ст. Инская (1998-2002гг.)

Причина нетрудоспособности Шифр по МКБХ Годы. Число дней

1998 1999 2000 2001 2002

Абс на 100 Абс на 100 Абс на 100 Абс на 100 Абс на 100

Новообразования С000-0489 - - 132 18,62 247 32,50 78 10,20 227 24,86

Болезни нервной системы С000-С999 26,54 7,62 135 17,76 280 36,60 344*** 37,68

Болезни системы кровообращения 1000-1999 1007*** 137,76 806*** 113,68 926** 121,8 1888*** 246,80 2563*** 280,72

Болезни органов дыхания ^00^989 3364*** 460,19 3867*** 545,42 4816*** 633,7 4218*** 551,37 4824*** 528,27

Болезни органов пищеварения К000-К929 2499*** 341,86 1464*** 206,49 1894 249,2 1300*** 169,93 1330 145,67

Болезни кожи 1.000-1.999 729 99,73 730*** 102,96 1263*** 166,2 1005*** 131,37 1105*** 121,03

Болезни костно-мышечной и соединительной ткани М000-М999 3406 465,94 2111*** 382,37 3004*** 395,3 3468*** 453,33 3225*** 353,23

Всего по заболеваниям 17601 2407,8 14584** 2057,0 17565** 2311,2 18396** 2404,7 19331** 2128,2

Примечание: Достоверность различий между локомотивным депо ст. Новосибирск и ст. Инская по нозологиям в днях * —р<0,05, ** —р<0,01, *** — р<0,001; ВУТ — временная утрата трудоспособности

Куделъкина Н.А. Организационно-функциональная модель первичной профилактики неинфекционных заболеваний у железнодорожников /с. 124-131

Таблица 8

Эффективность первичной профилактики по показателям качества жизни у работников локомотивнъх бригад локомотивного депо ст. Новосибирск ЗСЖД

Шкала Январь 2004 (n-100) Ноябрь 2004 (n-100)

ФФ 79,9±11,7 93,7±5,6***

РФФ 32,3±34,3 76,3±25,7***

Б 45,9±25,2 83,5±19,2***

ОЗ 45,1±24,2 71,9±14,69***

Ж 58,6±20,5 85,7±11,4***

СФ 50,5±24,7 87,8±15,0***

РЭФ 39,7±40,1 90,0±19,8***

ПЗ 60,7±19,8 86,3±9,6***

Примечание: ФФ- физическое функционирование, РФФ — ролевое физическое функционирование Б — боль, Ж — жизнеспособность, СФ — социальное функционирование, РЭФ — ролевое эмоциональное функционирование, ПЗ — психическое здоровье, *** — р<0,001

ставила 451,3 рубля, а количество сохраненных дней трудоспособности в локомотивном депо ст. Новосибирск составило 8425. Экономия средств по фонду заработной платы данного предприятия только за 2002 г. (год завершения внедрения оздоровительных технологий) в связи со снижением заболеваемости с временной утратой трудоспособности (в случаях и днях) составила 3802203 рублей.

Заключение

Таким образом, разработанная организационно-функциональная модель первичной профилактики неинфекционных заболеваний в определенной мере отражает объективную необходимость в реформировании системы здравоохранения на железнодорожном транспорте в сторону большей профилактической направленности. Представленное исследование отражает определенный социальный заказ, диктуемый современными потребностями общества в области профилактической медицины, которая, по мнению руководства Российской Академии медицинских наук, составляет сущность утвержденного Президентом и Правительством РФ национального проекта по отечественному здравоохранению.

ORGANIZATIONAL-FUNCTIONAL MODEL OF PRIMARY PREVENTION OF NON-COMMUNICABLE DISEASES AND IMPROVING PROFESSIONAL HALF IN RAILWAY WORKERS FOR EFFECTIVE MEDICAL SUPPORT OF SAFE TRAIN MOVING Kudelkina N.A., Shetinin A.N.

The methodical and methodological approaches being developed by the authors of the paper are aimed at reforming the not very effective existing model of railway health system under the new economic conditions. This is to be achieved by establish-

ing the system of primary prevention to strengthen and preserve professional health of railway workers, first of all, of those engaged in key railway jobs, such as members of locomotive brigades. The system is to be based upon regular and permanent preventive complex use of health restoring techniques which are being developed taking into account occupational labour conditions, peculiarities of individual health, life style and morbidity structure. The results obtained during the prevention work within the frame of a new structural organization of outpatient and polyclinic departments in the railway health system have shown significant improvement in health and life quality of railway workers.

Литература

1. Капцов В.А. Производственно-профессиональный риск железнодорожников / В.А. Капцов, А.П. Мезенцев, В.Б. Панкова. — Москва, 2002. — С. 206-207.

2. Комаров Ю.М. Маркет в современном здравоохранении: действительность и возможность / Ю.М. Комаров Ю.М. // Здравоохранение на железнодорожном транспорте государств-участников СНГ на современном этапе: теория и парктика: Сб. научн.-практ. работ.

— М., 2004. — Т.1. — С. 54-71.

3. Концепция Президентской программы «Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг.».

— М., 2003.

4. Куделькина Н.А. Хронические неинфекционные заболевания у железнодорожников: их распространенность и выявление на основе мобильного многопрофильного диагностического центра (поезда): Автореф. дисс. ... д-ра мед. наук / Н.А. Куделькина. — Новосибирск, 1997. — 47с.

5. Куделькина Н.А. Стратегия профилактики в реформируемой системе здравоохранения железнодорожного транспорта — ключевой фактор сохранения профессионального здоровья железнодорожников / Куделькина Н.А., Щетинин А.Н., Фомичева М.Л. — Новосибирск, 2003. — 413 с.

6. Кучеренко В.З. Проблемы профилактики в условиях реформ здравоохранения / В.З. Кучеренко, Л.Е. Сырцова // Здравоохранение РФ. — 1996. — №1. — С. 42-46.

7. Значение сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний для здоровья населения России / Р.Г. Оганов, Г.Я. Масленников, С.А. Шальнова и др. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2002. — №2. — С. 3-7.

8. Трофимович Е.М. Гигиена населения / Е.М. Трофимович //Консилиум. — 2000. — С. 6-9.

9. Чернов Е.Д. От теории катастроф к современной теории безопасности / Е.Д. Чернов, В.С. Молчанов, В.А. Фесенко // Проблемы безопасности жизнедеятельности на железных дорогах и в транспортном строительстве: Сб. научн. работ. — Новосибирск, 2003. — С. 4-12.

10. Капцов В.А. Производственно-профессиональный риск железнодорожников / В.А. Капцов, А.П. Мезенцев, В.Б. Панкова. — М., 2002. — С. 206-207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.