70
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 378:37.034
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
СТУДЕНТОВ
А. В. Дубровская
старший преподаватель кафедры методики начального образования УО МГПУ им. И. П. Шамякина
В статье изложены результаты исследования проблемы формирования нравственной культуры студентов. Проведена оценка эффективности педагогического проекта. А также обозначены цели и ценности преобразуемой деятельности с позиции культурологического и деятельностного подходов.
Введение
Проблема нравственного становления культуры человека является актуальной и значимой, так как она играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Особенно проблема актуальна для будущего педагога, так как субъектом воспитательно -образовательного процесса является учитель. В ходе педагогической деятельности с детьми он обеспечивает восхождение к культуре, воссоздает уровень культурной жизни и вместе с детьми проживает контекст этой жизни. Поэтому формирование нравственной культуры педагога -это приоритетная задача образования как подсистемы культуры.
Для оценки эффективности дисциплины «Формирование нравственной культуры личности» был проведен педагогический эксперимент, который включал в себя этапы: констатирующий и формирующий. Система оценочных критериев предназначенных для оценки эффективности педагогического проекта: новизна идеи, его актуальность, концептуальность, разработанность, системность, управляемость и эффективность.
Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, основной целью которого являлась оценка сформированности нравственности студентов педагогического вуза.
Достижение обозначенной цели включало в себя:
1) ранжирование нравственных качеств, которыми должен обладать современный
учитель;
2) оценка студентами воспитательной направленности дисциплин, спецкурсов и семинаров, оказывающих влияние на формирование нравственных качеств педагога;
3) определение факторов, влияющих на нравственный выбор в поведении учителя;
4) выявление форм внеаудиторной воспитательной работы, способствующих формированию нравственной культуры учителя;
5) определение степени включенности студентов в общественно-полезную деятельность;
6) выявление досуговых предпочтений респондентов;
7) оценивание уровня речевой культуры современного педагога.
В констатирующем эксперименте принимало участие 24 человека, проходящие обучение в Учреждении образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина», не имеющих стажа практической работы (95,8%), в возрасте от 17 до 25 лет.
По результатам констатирующего этапа эксперимента, при обработке данных в ходе анкетирования, были выделены респондентами такие нравственные качества, которыми должен обладать современный учитель, как: доброта (33,4%), сострадание (33,4%), справедливость (33,4%), честность (30,0%), гуманизм (30,0%), отзывчивость (13,4%), ответственность (3,3%). В качестве наименее востребованных выступают: оптимизм, объективность, дисциплинированность, честность и воспитанность (таблица 1).
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
71
Таблица 1 - Осведомленность испытуемых о нравственных принципах и качествах, % [1]
До эксперимента После эксперимента
Честность 30,0 40,0
Не убей 13,3 33,3
Доброта, человечность 33,4 30,0
Не укради 13,3 26,7
Любовь 6,7 26,7
Патриотизм 10 13,3
Не прелюбодействуй 6,7 13,3
Сострадание, сопереживание 33,4 10,0
Справедливость 33,4 10,0
Открытость 6,7 10,0
Понимание 6,7 10,0
Помогай 3,3 10,0
Не клевещи 3,3 10,0
Уважение 20,0 6,7
Отзывчивость 13,4 6,7
Не завидуй 13,3 6,7
Совесть 6,7 6,7
Дисциплинированность 3,3 6,7
Ответственность 3,3 6,7
Гуманизм 30,0 3,3
Золотое правило 3,3 3,3
Порядочность 3,3 3,3
Свобода 3,3 3,3
Тактичность 0 3,3
Честь и достоинство 0 3,3
Быть полезным обществу 6,7 0
Не суди и не судим будешь 3,3 0
Счастье 3,3 0
72
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
В ходе констатирующего этапа эксперимента выявлено влияние на формирование нравственных качеств педагога изучаемых дисциплин. Наибольшее влияние на формирование нравственных качеств педагога оказывает: педагогика, психология, этика, эстетика и культура речи (рисунок 1). Наименьшее - медицина, литература, история, музыка.
Медицина ____| 4,5
Литература 4,5 История Музыка
Воспит. работа с млад. Классами История педагогики Русский и белорусский языки ИЗО Философия Введение в специальность Культура речи Эстетика Этика Психология Педагогика
9.1
9.1
9.1
13.6
13.6
13.6 □ 18,2 ZD 22,7
36,4
63,6 □ 68,2 ZZI 72,7
I 77,3
п
9П
4П
fit!
8П
1 ПО
Рисунок 1 - Оценка респондентами дисциплин, оказывающих влияние на формирование нравственных качеств педагога, %
Как видим, проблему нравственной культуры учителя затрагивают только некоторые дисциплины: развитие речи учащихся, этика, эстетика и культура речи. Выставки, театры, встречи с интересными людьми, развлекательные формы в вузе в недостаточной степени способствуют формированию нравственной культуры учителя.
Результаты исследования свидетельствуют о недостаточном уровне воспитательных действий по формированию нравственной культуры учителя. Во время обучения в вузе студенты вовлекаются в различные формы общественно -полезной деятельности, прежде всего, участвуют в акциях милосердия, которые, по мнению респондентов, в немалой степени способствуют формированию нравственной культуры. Менее востребованы: изучение
истории культуры, традиций родного края, помощь школьным и дошкольным учреждениям в проведении массовых мероприятий, участие в акциях охраны и зашиты окружающей среды и др. (рисунок 2).
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
73
Рисунок 2 - Формы общественно-полезной деятельности, в которые вовлекаются студенты вузов, %
Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать вывод, что существующая система нравственного воспитания студентов педагогического вуза является явно недостаточной и не дает возможности сформировать «истинно» нравственного человека. Так, на вопрос «От чего зависит нравственный выбор в поведении учителя?» респонденты отметили три наиболее значимые фактора: уровень общей культуры, традиции семейного воспитания и уровень образованности (рисунок 3).
Рисунок 3 - Ранжирование факторов, оказывающих влияние на нравственный выбор учителя
Существующая в педагогическом вузе система нравственного воспитания не дает возможности сформировать полноценную нравственную культуру будущего учителя,
74
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
что свидетельствует о необходимости разработки специального курса, посвященного проблеме. Разработанный автором курс «Формирование нравственной культуры личности» и предназначен для того, чтобы решать задачу «выращивания» индивидуальной нравственной позиции, системы ценностей каждого студента.
Для оценки эффективности разработанного спецкурса был проведен формирующий этап педагогического эксперимента.
Цель формирующего этапа эксперимента: определение эффективности дисциплины «Формирование нравственной культуры личности».
Основная гипотеза, подлежащая верификации в процессе эксперимента: экспериментальная переменная (спецкурс) обладает существенной силой влияния, которое выражается в том, что в процессе освоения содержания спецкурса в деятельностном и культурологическом подходе формируется новый, более высокий уровень нравственной культуры студентов [2], [3].
В качестве генеральной совокупности исследования выступали студенты факультета дошкольного и начального образования УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина». Для достижения цели данного исследования целесообразно использовать стратифицированную выборку. Данный метод строится на основе предварительного выделения в генеральной совокупности однородных частей, типических групп, называемых стратами. В каждой страте производится случайный отбор единиц наблюдения, как правило, пропорционально их доле в генеральной совокупности. Для определения объема выборки использовали формулу:
где n - объем выборочной совокупности;
N - объем генеральной совокупности;
А - предельная ошибка выборки; t - коэффициент доверия; p, q - выборочные доли.
Расчеты показывают, что объем выборочной совокупности составляет 90 человек. Эта выборка репрезентативна с 95% вероятности.
Данные экспериментального исследования обрабатывались с использованием программы SPSS, предназначенной для анализа статистической информации.
Для того, чтобы принять либо отвергнуть выборочные данные, необходимо дать оценку их надежности, т. е. степени доверия к выборке. Для этого необходимо вычислить среднюю и предельную ошибку выборки.
Для определения средней ошибки выборки используем формулу:
где М - средняя ошибка выборки;
дд - генеральная средняя и дисперсия; n - объем выборочной совокупности;
N - объем генеральной совокупности.
Статистические расчеты показывают, что данная величина равна 0,02 или 2% при уровне значимости (а), равном 0,05.
Предельная ошибка выборки рассчитывается по формуле:
n =
N ■ t2 p ■ q
N ■A2 +12 ■ p ■ q
А = t М,
t - коэффициент доверия;
М - средняя ошибка выборки
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
75
Подставляя данные, получаем: А = 0,01 или 1%.
Таким образом, мы можем утверждать, что выборка репрезентативна с вероятностью 95%.
В качестве основного метода исследования использовалось анкетирование, как способ получения первичной информации, основанный на обращении к совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. При составлении инструментария использовались разные типы вопросов: альтернативные, при ответе на которые предполагается только один вариант, и выборочные (несколько вариантов ответа); вопросы-диалоги, когда респонденту предлагается выбрать одно из противоположных высказываний; шкальные вопросы, когда опрашиваемые отмечают интенсивность какого-либо явления или мнения. Для проверки достоверности данных использовались контрольные вопросы.
Осуществив пилотажное исследование в двух студенческих группах на 1-ом и 4-ом курсах факультета дошкольного и начального образования педагогического университета, мы пришли к выводу, что разработанный инструментарий:
1) обеспечивает получение искомой информации;
2) дает достоверную информацию;
3) дает устойчивые данные, то есть данные, воспроизводимые при повторении исследования в аналогичных условиях.
В формирующем этапе эксперимента эксперименте участвовала одна группа (30 человек), названная контрольной, и две экспериментальные группы (60 человек) 5 курса. В качестве зависимой переменной (экспериментальным фактором) выступал экспериментальный учебный курс «Формирование нравственной культуры личности». Кроме того, в описываемом процессе участвовали как мужчины, так и женщины, при численном преимуществе представителей женского пола. Таким образом, по значимым социально-демографическим характеристикам контрольная и экспериментальные группы являются однородными, что свидетельствует о правильности построения экспериментальной ситуации. Следовательно, мы можем утверждать, что именно зависимая переменная повлияла на изменение уровня нравственной культуры студентов.
В данном исследовании определялись следующие уровни сформированности компонентов нравственной культуры личности:
1) когнитивный, включающий: знание нравственных принципов (норм морали); факторы, оказывающие то или иное влияние на нравственную сторону поступков; уровень представлений о «золотом правиле» нравственности;
2) эмоционально-чуственный: наиболее волнующие респондентов проблемы нравственного характера; представленность референтной по отношению к респондентам группы, то есть той, чьё мнение и оценка является наиболее важной; ранжирование качеств, которые ценятся испытуемыми больше всего;
3) деятельностный, проявляющийся в реальном поведении респондентов. Речь идет, прежде всего, о том, каким нравственным принципом человек руководствуется в жизни и во взаимоотношениях с другими людьми; оценка необходимости быть добрым по отношению к другим людям. Помимо обозначенного, респондентам предлагалась прожективная ситуация отрицательного поступка со стороны другого человека и ответных действий на нее опрашиваемого [2].
Проследим в первую очередь динамику изменения когнитивного компонента до и после эксперимента, то есть до и после прослушивания дисциплины. По данным проведенного исследования произошли значимые изменеия в осведомленности студентов о нравственных принципах. Для определения статистической значимости использовался коэффициент корреляции Бравэ-Пирсона, который вычисляется по формуле:
Z(x - X)(уг - у)
r =
i= 1
где (x, у) - варианты (наблюдавшиеся значения признаков x и у); n - объем выборки (сумма всех частот).
76
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Итак, из наиболее известных норм морали до эксперимента выделены: доброта, сострадание, справедливость, честность, гуманизм и уважение (таблица 1)
После проведения эксперимента иерархия «популярных» принципов несколько изменилась. Первые ранговые места занимают теперь: честность, «не убей», доброта, «не укради» и любовь. Иными словами, студенты стали более осведомленными о духовно-нравственных нормах.
Одним из индикаторов информированности студентов служил вопрос «Слышали ли Вы о «золотом правиле» нравственности?». По результатам ответов наблюдается статистически значимая динамика. Так, до эксперимента об этом правиле слышали только 36,7%, после прослушивания спецкурса, - таких 80% (рисунок 4).
Да Нет
Рисунок 4 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Слышали ли Вы о «золотом правиле» нравственности?», %
Кроме этого, респондентам предлагалось также сформулировать его. По результатам оказалось, что в процессе эксперимента значительно увеличился процент тех, кто смог написать его, и уменьшилось число тех, кто не дал никакого ответа на данный вопрос (рисунок 5).
До эксперимента
После
эксперимента
30,0
63,3
0 10 20 30 40 50 60 70
□ Назвали правило
□ Не ответили
Рисунок 5 - Количество респондентов, сформулировавших «золотое правило» нравственности, %
В этом аспекте нас интересовала также оценка факторов, тем или иным образом оказывающих влияние на нравственную сторону поступков. Так, опрошенные среди значимых
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
77
выделяют такие факторы, как: свои собственные принципы, личный пример родителей и общественное мнение (что подумают обо мне другие люди). Однако после эксперимента значительно повысилась оценка таких факторов, как: система учебной (до эксперимента 46,7% респондентов считали его незначимым) и воспитательной (до эксперимента 53,3% отметили вариант «не влияет») работы в вузе, а также личный пример преподавателя (36,7% не прослушавших дисциплину считали этот фактор скорее незначимым). Испытуемые после эксперимента в значительно более высокой степени оценивают данные характеристики (рисунок 6).
о
ю
о
о
Q.
0)
5 >s
S 0) О- ц
С 0)
-В се I О Т Q.
Q.
0)
I
0)
ш
I—
о
0)
з-
ю
о
О) (В (В Ф
^ I о. со
m Я Ф-Я-£
¥ Э'різ §■
О m 5 *g
ГО I- °
О. (В СО
(В л 0) О)
оГф
© ф
О
л
Cl
m О-(Br=^
Q.C
в:
О
LQ
х 5 о (В S- (В ю со 3 5 ев
(В ^ (D Q-і: Q-l! _
1 gg О
О Ю 0)
в:
о
в:
0) ^ ™ 3 mg
ш Л о ц О
* Q. (В с 1 ’S (D -В С X
- I
Р- ^
О. 0) 0) Ю
1 ? о. >> 1= о
о.
ч
Рисунок 6 - Факторы, оказывающие влияние на нравственную сторону поступков
(после эксперимента), %
Итак, по результатам проведенного исследования мы констатируем серьезные позитивные сдвиги в когнитивном компоненте нравственной культуры студентов, о чем свидетельствует более высокий после эксперимента уровень информированности и осведомленности о нравственных нормах, ценностях, а также факторах, оказывающих влияние на поступки людей.
С точки зрения эмоционально-чувственного компонента нас интересуют проблемы, которые волнуют испытуемых до и после эксперимента. До эксперимента испытуемых беспокоят в первую очередь такие проблемы, как (в порядке убывания): любви и семейного счастья, роста преступности и наркомании среди молодежи, культуры поведения, негуманного отношения к природе и человеческого достоинства. После эксперимента ситуация изменилась. В частности, значительно в большей степени студенты задумываются о смысле жизни, сущности добра и зла (рисунок 7). То есть обеспокоенность нравственными проблемами начинает носить более глубинный, отрефлексированный характер, что является предпосылкой формирования нравственной позиции субъекта.
78
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Проблема любви и семейного счастья
Проблема роста преступности и наркомании среди молодежи
Проблема культуры поведения Проблема негуманного отношения к природе
66,7
—163.3 Н66,7
160
■ 63,3
80
53,3
Проблема человеческого достоинства
Проблема нравственных конфликтов в группе, обществе
40
46,7 ] 46,7
Проблема смысла жизни Проблема сущности добра и зла Патриотизм и преданность Родине
40
J20
110
□ 13,3
40
т
□ После эксперимента
□ До эксперимента
----г-----г----г----г
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Рисунок 7 - Обеспокоенность проблемами нравственного характера, %
Большое значение при формировании нравственной культуры, как уже отмечалось, имеет референтное окружение человека, поскольку именно значимые «другие» оказывают существенное влияние на поступки людей. По результатам исследования, для всех опрошенных наиболее важными являются мнения и оценки любимого человека, затем - родителей и друзей. Примером высоких моральных качеств для респондентов как до, так и после эксперимента являются родители. Иными словами, важную роль в формировании нравственной культуры личности играет именно семейное воспитание.
Вывод
1. Содержание дисциплины «Формирование нравственной культуры личности», осваиваемое в деятельностном и культурологическом подходах, способствует развитию ценностного отношения выпускников педвуза к нормам морали и нравственности, укрепляется установка студентов на осуществление и позитивное преобразование педагогической деятельности, а также на самоформирование.
2. В процессе обучения формируется адекватное современной образовательной парадигме представление о сущности, целях нравственной деятельности.
3. Формируется сознание и мышление, а вместе с ним - способность к рефлексии и коммуникации. Самооценка участников эксперимента в процентном соотношении свидетельствует
о достоверности данного высокого уровня.
Литература
1. Зосимовский, А. В. Критерии нравственной воспитанности / А. В. Зосимовский // Педагогика. -1992. - № 11-12. - С. 22-26.
2. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Кульневич. - М. : Народное образование, 2000. - 272 с.
3. Лазарев, В. С. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования / В. С. Лазарев // Изв. Российской Академии Образования. - 2000. - № 2. - С. 15-24.
Summary
The problem of moral formation of a person's culture is relevant and meaningful, as it plays an important role in the lives of every individual and society as a whole. The article presents the results of study of the problem of formation of moral culture students. The effectiveness of the pedagogical project is assessed. The aims and values of the transformed activities from the position of cultural and cultural and activity approach are outlined.
Поступила в редакцию 11.12.12.