ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
49
УДК 378:371.13:371.26
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
С. А. Куртась
аспирант кафедры общей и социальной педагогики и психологии
Г луховского национального педагогического университета имени А. Довженко
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор А. И. Курок
Статья посвящена актуальной проблеме магистерской подготовки будущих преподавателей высших учебных заведений к осуществлению ими оценочной деятельности; раскрывает сущность и значимость оценочной компетентности; обосновывает необходимость разработки и внедрения в учебный процесс магистрантов модели формирования оценочной компетентности будущих преподавателей; даёт характеристику особенностям её составляющих компонентов.
Введение
Современное высшее профессиональное образование призвано обеспечить высшие учебные заведения квалифицированными специалистами, которые смогут эффективно осуществлять педагогически-консультирующую, коррекционно-диагностическую и, в частности, оценочную деятельность. Обеспечение последней возможно лишь при условии создания соответствующей подготовки будущих преподавателей и формирования у них оценочной компетентности, наличие которой позволит эффективно и качественно в будущем оценивать учебные достижения учащихся.
Следует отметить, что, несмотря на существующий интерес учёных к проблеме формирования оценочной компетентности будущих преподавателей, она, к сожалению, сегодня остаётся недостаточно изученной в теории и практике. Однако некоторые её аспекты отражены в трудах таких отечественных учёных, как Ж. Ахмадиева, Б. Аксёнов, М. Калугина, А. Криворучко, Г. Лысак, А. Сытникова, В. Фомина и др.
Обобщая взгляды указанных учёных относительно сущности оценочной компетентности будущего преподавателя, мы рассматриваем её как «состояние, характеризующееся наличием приобретенной личностью совокупности знаний, умений, навыков и личного опыта, которые позволяют ей быть эффективной в реализации процесса оценки знаний студентов; способностью использовать рациональные способы оценки, правильно и объективно оценивать знания; умением осуществлять контроль и оценку с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов» [1, 10].
Исходя из этого, считаем, что для формирования оценочной компетентности будущих преподавателей целесообразно построить соответствующую дидактическую модель.
Результаты исследования и их обсуждение
Разработке модели формирования оценочной компетентности магистрантов предшествовал анализ взглядов учёных касательно сущности понятия «модель», который, в свою очередь, показал, что они неоднозначны и отличаются. Так, по мнению В. Штофа, модель представляет собой «концептуальный инструмент, аналог определенного фрагмента социальной действительности, который служит для хранения и расширения знаний о свойствах и структуре процессов, ориентированных на управление ими» [2, 19]. Л. Калапуша придерживается мнения, что «модель является абстракцией относительно оригинала и синтезирует в себе основные свойства различных предметов и явлений» [3, 55]. А. Зязюн трактует модель как «искусственно созданный образец в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобным изучаемому объекту, отражает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами данного объекта» [4, 209].
В нашем исследовании мы придерживаемся мнения, что модель является преимущественно описательной характеристикой, которая содержит требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам тех, на кого направлена её цель.
50
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Созданная нами модель формирования оценочной компетентности будущего преподавателя в процессе магистерской подготовки представляет собой совокупность блоков, связей и зависимостей между ними. К блокам предложенной нами модели (рисунок) относим: целевой (содержит конкретную цель, содержание, педагогические условия, подходы, принципы, средства и компонентные составляющие процесса формирования оценочной компетентности; организационно-содержательный (включает этапы реализации процесса формирования оценочной компетентности); результативно-оценочный (составляют критерии, показатели и уровни сформированное™ оценочной компетентности будущего преподавателя высшей школы, а также конкретный результат).
йЧ в I
о й
-м а
н О ■ё из
< ы
к о о и
4-
ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТОСТИ
Аналитический Мотив ационный Содержательный
Организационно-деятельностный
Оценочно-результативный
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТОСТИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
W----^
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Мотивационно- Когнитивный Деятельностный
ценностный
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ:
низкий, средний, высокий
РЕЗУЛЬТАТ: сформированность оценочной компетентности будущего преподавателя
Рисунок — Модель формирования оценочной компетентности будущего преподавателя высшей школы в процессе магистерской подготовки
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
51
Цель модели предполагает формирование оценочной компетентности будущего преподавателя высшей школы в процессе магистерской подготовки. Её реализация в учебном процессе высшего учебного заведения обеспечит дальнейшее успешное осуществление будущими преподавателями оценочной деятельности и создаст для них условия конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
При определении содержания модели мы руководствовались данными тестового опроса, проведенного на констатирующем этапе педагогического эксперимента, о наличии мотивации, знаний и умений магистрантов, связанных с оценочной деятельностью. Поэтому основной акцент в дальнейшем был сделан на формировании у магистрантов оценочных способностей, овладении ими методологией оценивания учебных достижений, что, в свою очередь, позволило сформировать у них оценочную мотивацию, определенную педагогическую направленность, оценочную позицию в будущей преподавательской деятельности.
Основными педагогическими условиями формирования оценочной компетентности будущего преподавателя высшей школы нами определены: усиление мотивации будущих преподавателей к профессиональному росту в области оценивания учебных достижений; определение и обоснование подходов к формированию у будущих преподавателей высшей школы оценочной компетентности; реализация принципов обучения в контексте формирования оценочной компетентности будущего преподавателя; овладение в процессе магистерской подготовки современными оценочными методами и технологиями; системный мониторинг состояния готовности магистрантов к осуществлению оценочной деятельности; разработка и реализация модели и дидактико-методического комплекса процесса формирования оценочной компетентности.
Определение педагогических условий позволило конкретизировать входящие в модель подходы и принципы обучения, которые наиболее эффективно способствуют формированию оценочной компетентности магистрантов.
Подходами к формированию оценочной компетентности магистрантов считаем:
1) компетентностный: трактуется как метод моделирования результатов обучения, преимущественно позволяющий сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана; как метод предусматривает решение задач, связанных с поэтапным его формированием. Направлен на формирование опыта для осуществления оценочной деятельности, использования технологий и комплексов оценивания; формирование профессионально значимых личностных качеств в оценке результатов обучения; предполагает не усвоение магистрантами отдельных друг от друга знаний, умений, навыков оценочной деятельности, способностей и готовности к оценке результатов обучения, а овладение ими в комплексе;
2) деятельностный: позволяет определить базисные содержательные и методологические основания образования; осуществить поэтапное формирование умений, опыта оценивания результатов профессионального образования в процессе выполнения учебно-профессионального, научно-исследовательского, образовательно-проектировочного, организационно-технологического видов деятельности; трактуется как создание условий для активной позиции субъекта деятельности, благодаря чему будет происходить сознательное, прочное усвоение им определенного опыта;
3) системный: рассматривается как комплексный всесторонний анализ социальных объектов и явлений - единое целое с учетом всех взаимосвязей объектов, их свойств и наложенных ограничений; является методом научного познания и предусматривает выделение системы, структуры, элементов с учетом такого конечного результата, которому подчинено функционирование системы; позволяет представить процесс формирования оценочной компетентности комплексно, во взаимосвязи компонентов; позволяет систематически и целенаправленно планировать умственную и практическую деятельность, выбирать методы, формы, способы познания и управления системными явлениями и процессами в сфере оценочной деятельности в новых условиях, даёт возможность представить систему формирования оценочной компетентности будущих преподавателей высшей школы в совокупности подсистем, включающих в себя цели, содержание, деятельность, анализ и корректировку результатов;
4) акмеологический: обеспечивает усиление профессиональной мотивации, стимулирование творческого потенциала, выявление и использование личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности педагога; направлен на совершенствование и коррекцию
52
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
профессиональной деятельности, обеспечивает управление индивидуально-профессиональным развитием будущего преподавателя, ориентирует его на постоянное самосовершенствование и способность к самореализации, саморегуляции и самоорганизации; способствует развитию личности педагога через органическое единство процессов профессионального воспитания, социализации, а также самовоспитания и саморазвития.
Как показало наше исследование, успешной подготовке будущего преподавателя к оцениванию знаний студентов также способствует комплекс дидактических принципов обучения, а именно: научности, систематичности и системности, последовательности, сознательности, активности и самостоятельности, наглядности, основательности, связи обучения с практической деятельностью, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, диалогичности, компенсаторности, многоуровневости, прогнозируемости, плановости, объективности, открытости и прозрачности, экономичности, тематичности, учёта индивидуальных возможностей студентов, единства требований и т.д.
Важными составляющими разработанной нами модели выступают компонентные составляющие оценочной компетентности будущего преподавателя высшей школы: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный.
Согласно организационно-содержательному блоку модели, к этапам реализации процесса формирования оценочной компетентности будущего преподавателя высшей школы отнесены: аналитический, мотивационный, содержательный, организационно-деятельностный, оценочнорезультативный.
Охарактеризуем определенные этапы, учитывая цели, содержание деятельности, условия успешности и ожидаемые результаты каждого из них.
I. Аналитический этап: 1) цель: обоснование методики формирования оценочной
компетентности магистрантов - будущих преподавателей высшей школы; 2) содержание деятельности: анализ требований к уровню формирования оценочной компетентности будущих преподавателей высшей школы, определение системы оценочных знаний и умений; прогнозирование результатов оценочной деятельности; 3) условия успешности: прогностический характер учебного процесса в магистратуре высшего ученого заведения; учёт влияния оценочных технологий на требования к уровню оценочной компетентности будущих преподавателей высшей школы; комплексное планирование задач обучения и развития магистрантов; 4) ожидаемые результаты: профессионально-ориентированные задачи оценочного характера; требования
к уровню оценочной компетентности будущих преподавателей высшей школы.
II. Мотивационный этап: 1) цель: формирование устойчивого интереса к оценочной деятельности в процессе магистерской подготовки (изучение специальных дисциплин); осознание её значения в познавательной и преподавательской деятельности; 2) содержание деятельности: анализ программного материала для оценивания учебных достижений, выявления его познавательно-мотивационного потенциала, разработка методических приёмов его использования в учебном процессе; 3) условия успешности: субъект-субъектное взаимодействие в учебном процессе; положительный опыт собственной оценочной деятельности преподавателя; 4) ожидаемые результаты: проблемные задачи для оценивания знаний; интересные сюжеты из истории оценивания; сведения об истории появления первых оценок.
III. Содержательный этап: 1) цель: определение содержания формирования оценочной компетентности магистрантов в процессе магистерской подготовки; 2) содержание деятельности: анализ и отбор содержания программного и дополнительного материала для оценивания; подбор и разработка задач оценочного характера, разработка оценочных заданий для самостоятельной работы; разработка тестовых заданий для выявления динамики формирования оценочной компетентности магистрантов в процессе магистерской подготовки; 3) условия успешности: определение эффективной структуры учебного материала и последовательности его усвоения для формирования оценочной компетентности; 4) ожидаемые результаты: индивидуальная научноисследовательская работа магистрантов по оценочной проблематике.
IV. Организационно-деятельностный этап: 1) цель: разработка и апробация форм и методов формирования оценочной компетентности магистрантов в процессе магистерской подготовки; 2) содержание деятельности: организация учебного познания оценивания, создание индивидуальных оценочных задач различной степени сложности, формирование оценочных умений магистрантов; 3) условия успешности: расширение права свободного выбора видов
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
53
оценивания учебных достижений; апробация различных форм и методов оценивания; положительный опыт оценочной деятельности магистрантов на практике; 4) ожидаемые результаты: дидактико-методический комплекс формирования оценочной компетентности магистрантов; научно обоснованные формы и методы привлечения магистрантов к оцениванию учебных достижений; методические рекомендации по мотивации и стимулированию будущих преподавателей к участию в оценочной деятельности.
V. Оценочно-результативный этап: 1) цель: оценка уровня сформированное™ оценочной компетентности магистрантов - будущих преподавателей высшей школы; 2) содержание деятельности: выявление динамики уровней сформированности оценочной компетентности магистрантов в процессе магистерской подготовки; выявления факторов, определяющих положительную динамику уровней сформированности оценочной компетентности магистрантов; выявление причин и условий, затрудняющих формирование оценочной компетентности будущих преподавателей; разработка перспективных направлений по изучению условий формирования оценочной компетентности магистрантов в процессе магистерской подготовки; 3) условия успешности: наличие оценочного инструментария, учёт особенностей индивидуального
оценочного опыта магистрантов; 4) ожидаемые результаты: методика оценки полученных результатов; рекомендации по совершенствованию модели формирования оценочной компетентности магистрантов в процессе магистерской подготовки.
Отдельно отметим, что оценивание сформированности оценочной компетентности будущего преподавателя высшей школы, согласно модели, предусматривает определение соответствующих критериев и показателей, а именно: мотивационно-ценностного (интерес к преподавательской и, в частности, оценочной деятельности, желание работать в высшем учебном заведении); когнитивного (владение профессионально-значимыми (оценочными) знаниями); деятельностного (владение современными оценочными методиками и технологиями).
Сформированность оценочной компетентности будущего преподавателя определяется согласно низкого, среднего и высокого уровней.
Реализация нашей модели формирования оценочной компетентности будущего преподавателя высшей школы в процессе магистерской подготовки осуществляется при условии внедрения в учебный процесс магистрантов соответствующего дидактико-методического комплекса - учебного специального курса «Подготовка будущего преподавателя к оценочной деятельности» и учебного пособия «Оценочная компетентность будущего преподавателя высшей школы».
Особенность данного комплекса состоит в том, что учебный специальный курс «Подготовка будущего преподавателя к оценочной деятельности» своей целью ставит раскрытие сущности оценочной компетентности будущего преподавателя высшего учебного заведения, определение её структуры; обоснование значения оценочной деятельности для будущего преподавателя в процессе магистерской подготовки. Его основными задачами является ознакомление будущих преподавателей с понятием оценочной компетентности и её структурой; раскрытие значения оценочной деятельности для будущего преподавателя в процессе магистерской подготовки; привлечение магистрантами к практическому использованию в преподавательской деятельности современных систем и методов оценивания уровня учебных достижений студентов; формирование оценочных знаний, умений и навыков будущих преподавателей, а также приобретение соответствующего практического опыта.
Результатом изучения магистрантами специальной учебной дисциплины должны стать знания относительно понятия «профессиональная компетентность» и «оценочная компетентность будущего преподавателя»; структуры оценочной компетентности будущего преподавателя высшего ученого заведения; современных систем и методов оценивания уровня знаний студентов и их места в формировании оценочной компетентности будущего преподавателя. Магистранты должны уметь: владеть методологией оценочной деятельности; наблюдать и анализировать, выдвигать гипотезы; обобщать и предвидеть последствия собственной оценочной деятельности; применять полученные теоретические знания и практические навыки не только при выполнении оценочных мероприятий в области образования, но и использовать их в различных сферах общественной жизни.
Специальный учебный курс рассчитан на 36 часов, из которых 10 часов - лекционные занятия, 8 часов - семинарские занятия, 12 часов - самостоятельная работа, 6 часов -
54
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
индивидуальные занятия. Разработанный нами спецкурс структурно делится на три содержательных модуля и предусматривает выполнение магистрантом индивидуального научноисследовательского задания, а также контрольных тестовых заданий для проверки и закрепления знаний относительно приобретенных оценочных навыков и умений.
Содержание учебного пособия «Оценочная компетентность преподавателя высшей школы» состоит из трех разделов, в которых отражены теоретический и практический опыт оценочной деятельности современного преподавателя высшей школы. Кроме того, в нем размещены тестовые задания для проверки состояния сформированности оценочной компетентности будущих преподавателей, терминологический словарь и список научных источников по исследуемой проблематике.
Выводы
Подводя итоги, следует отметить:
- подготовка будущего преподавателя высшей школы к оценочной деятельности является сегодня одной из приоритетных задач высшего профессионального образования, и готовность будущего преподавателя высшей школы к оцениванию учебных достижений понимаем как приобретение определенного уровня оценочной компетентности;
- предложенная к рассмотрению авторская модель является инструментом формирования оценочной компетентности будущих преподавателей высшей школы, совокупностью взаимосвязанных компонентов, каждый из которых направлен на достижение конкретной цели - формирование оценочной компетентности будущего преподавателя высшей школы;
- эффективность модели зависит от соблюдения определённых педагогических условий и реализации всех этапов процесса формирования оценочной компетентности;
- модель является открытой, постоянно развивается и, при необходимости, может быть дополнена новыми компонентами.
Литература
1. Куртась, С. А. Оценочная компетентность преподавателя высшей школы : [учебное пособие] / Сергей Куртась. - Сумы : РИО : СОИППО, 2012. - 100 с.
2. Штоф, В. А. Моделирование и философия / В. А. Штоф. - М.-Л. : Наука, 1966. - 302 с.
3. Калапуша, Л. Научно-исследовательские и дидактические функции метода моделирования / Л. Калапуша // Педагогический поиск : научный журнал. - 2005. - № 2(46). - С. 55-57.
4. Зязюн, И. А. Мировоззренческие приоритеты педагогики / И. А. Зязюн // Современные информационные технологии и инновационные методики обучения в подготовке специалистов : методология, теория, опыт, проблемы : сборник научных трудов : в 2 ч. - Киев - Винница : ДОО Винница, 2002. - Ч. 1. - С. 209.
Summary
Article is devoted to an actual problem of master preparation of future teachers of higher educational institutions to implementation of evaluated activity by them; reveals essence and the importance of evaluated competence; proves need of development and deployment in educational process of undergraduates of model of formation of evaluated competence of future teachers; gives the characteristic to features of its constituent components.
Поступила в редакцию 15.05.13