ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
101
УДК 376.7
Н. С. Шаринец
Магистр педагогических наук,
аспирант кафедры основ специальной педагогики и психологии факультета специального образования,
БГПУ им. М. Танка, г. Минск, Республика Беларусь Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры основ специальной педагогики и психологии БГПУ им. М. Танка
Т. В. Варенова
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ грамотности У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Статья посвящена проблеме формирования функциональной грамотности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Раскрыто содержание диагностического, аналитикостратегического, коррекционно-развивающего, оценочного этапов коррекционно-педагогической работы по формированию функциональной грамотности. Реализация задач каждого этапа может эффективно осуществляться на основе функционального подхода, который является одним из новых концептуальных ориентиров развития содержания специального образования. Выявлена эффективность методики коррекционно-педагогической работы по формированию функциональной грамотности у учащихся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью на основе использования разработанного диагностического инструментария и обучающего модуля при создании особых организационных условий.
Ключевые слова: функциональная грамотность, учащиеся с интеллектуальной
недостаточностью, этапы коррекционно-педагогической работы, функциональный подход.
Введение
Объективной исторической закономерностью в XXI веке является повышение требований к грамотности и образованности человека, что связано с рядом социально-экономических и научно-технических факторов. Современному человеку всё чаще требуются умения читать, писать и считать не только традиционным способом, но и с помощью принципиально новых средств (монитор и клавиатура ПК, смартфон, калькулятор и др.), а также умение сочетать источники информации и различные по форме представления виды информации (текстовую, числовую, графическую, звуковую и виодеоинформацию). Умения использовать (посредством чтения, письма, счёта) различную информацию в разных видах деятельности в бытовых, социальных и профессиональных ситуациях являются основой функциональной грамотности. «Функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общности и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общества» [1].
Объём информации, определяющий функциональную грамотность (ФГ) индивида, постоянно расширяется, при этом сокращаются сроки, необходимые для адаптации индивида к новым условиям жизни. Это обстоятельство, прежде всего, негативно влияет на формирование функциональной грамотности лиц с особенностями психофизического развития. В связи с этим актуальность проблемы формирования функциональной грамотности у лиц с интеллектуальной недостаточностью всё более возрастает.
Функциональную грамотность исследователи (И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, П. И. Фролова) рассматривают в качестве основы для дальнейшего развития компетенций: наличие определенного уровня функциональной грамотности обусловливает образовательный базис развивающейся компетентности [2], [3], [4].
© Шаринец Н. С., 2015
102
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности, оперируя текстовой, числовой и графической информацией, определяется в данном исследовании как сущность функциональной грамотности лиц с интеллектуальной недостаточностью. Определены основные структурные компоненты (индикаторы) ФГ лиц с легкой степенью интеллектуальной недостаточности: информационно-коммуникационная грамотность, финансово-экономическая грамотность, грамотность при решении бытовых проблем, общественно-правовая грамотность. Каждый из индикаторов включает в себя систему эмпирических показателей сформированности ФГ (умений). Выделено 15 групп умений.
Коррекционно-педагогическая работа по формированию функциональной грамотности у лиц с интеллектуальной недостаточностью строится на основе использования личностноориентированного, деятельностного, социокультурного, компетентностного и функционального подходов к построению процесса обучения [5].
Наиболее эффективно реализация задач коррекционно-развивающей работы по формированию функциональной грамотности может осуществляться на основе функционального подхода, который является одним из новых концептуальных ориентиров развития содержания специального образования и заключается в формировании комплекса жизненных умений, необходимых для самостоятельного функционирования в социуме.
Структурными компонентами данного подхода являются:
1. Функциональные области - сферы повседневной деятельности человека (режимные моменты, связанные с самообслуживанием, социальное взаимодействие, коммуникация, досуг и пр.).
2. Уровни функционирования человека:
• функционирование на уровне организма человека: функции органов и систем организма;
• функционирование человека, отраженное в деятельности: способность выполнять действия (деятельность);
• функционирование человека в социальном окружении: способность участвовать в социальном взаимодействии.
3. Функциональные умения - конкретные действия, которые ежедневно осуществляются в различных функциональных областях для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
4. Функциональные ограничения - трудности субъекта в выполнении действий и сохранении активности в ряде функциональных областей.
5. Функциональный статус - «портрет умелости» личности, который отражает уровень развития ее функциональных умений в различных областях.
Согласно «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков», ребёнку в результате обследования выставляется функциональный диагноз и строится социальный прогноз [6].
Функциональный диагноз представляет собой комплексную характеристику индивидуальных особенностей психосоциального развития, включающую в себя: оценку проявления нарушений, оценку сформированности основных социальных навыков (поведенческих, коммуникативных, учебно-познавательных).
Социальный прогноз представляет собой оценку возможной степени самостоятельности ребенка в повседневной жизнедеятельности (в самообслуживании, быту, коммуникации и т. д.), перспектив его профессиональной подготовки, трудоустройства или трудовой занятости, а также вовлечения в творческую деятельность, спорт, досуг. Социальный прогноз - это осознанный результат, на который призваны работать семья и система образования [7, 41-42].
Указанные подходы явились основой разработки стратегии формирующего эксперимента.
Цель формирующего эксперимента - обеспечить формирование эмпирических показателей сформированности ФГ (умений) у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью на основе использования методики коррекционно-педагогической работы по формированию функциональной грамотности.
В процессе реализации цели решались задачи: повышение правильности выполнения практических заданий; формирование и закрепление операций, характеризующих полноту и точность овладения умениями; развитие самостоятельности; обучение учащихся применению усвоенных способов деятельности в аналогичных и новых ситуациях.
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
103
Результаты исследования и их обсуждение
Методика коррекционно-педагогической работы по формированию функциональной грамотности у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью включает:
1. Диагностику эмпирических показателей сформированности ФГ (умений) с использованием диагностического инструментария «Изучение функциональной грамотности».
2. Анализ полученных результатов диагностики путём составления индивидуального профиля сформированности ФГ по каждому из четырёх индикаторов и разработку «Индивидуальной программы формирования функциональной грамотности».
3. Коррекционно-развивающую работу по формированию умений ФГ с использованием дидактических материалов обучающего модуля «Формирование функциональной грамотности».
4. Оценку эффективности коррекционно-развивающей работы с использованием диагностического инструментария «Изучение функциональной грамотности» и критериев оценки результативности работы.
В соответствии с концептуальной моделью коррекционно-педагогическая работа по формированию ФГ у лиц с интеллектуальной недостаточностью включает следующие этапы: диагностический, аналитико-стратегический, коррекционно-развивающий, оценочный [5].
На диагностическом этапе коррекционно-педагогической работы по формированию ФГ в рамках констатирующего эксперимента посредством использования диагностического инструментария «Изучение функциональной грамотности», состоящего из четырёх серий оценочных мероприятий, было выявлено состояние умений в области функциональной грамотности у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью.
В проведенном сентябре - декабре 2013 года констатирующем эксперименте приняли участие 77 испытуемых в возрасте 16-18 лет, обучающихся в 9-10 классах (по программе 1-го отделения вспомогательной школы десятого года обучения). Эксперимент проводился на базе 18 государственных учреждений образования: «Вспомогательная школа-интернат №11 г. Минска», «Вспомогательная школа-интернат №7 г. Минска», «Ельская вспомогательная школа-интернат», «Средняя школа №8 г. Калинковичи», «Средняя школа №2 г. Калинковичи», «Средняя школа №6 г. Калинковичи», сельские средние и базовые школы Калинковичского района (населённых пунктов Озаричи, Берёзовка, Бобровичи, Горбовичи, Дудичи, Липово, М. Автюки, Б. Автюки, Хомичи, Шиичи, Якимовичи) и Моисеевская базовая школа Мозырского района Гомельской области. Рабочие (экспертные) группы состояли из 25 педагогов и родителей (законных представителей) каждого учащегося - 68 человек.
Выявлено, что 2,6% учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеют высокий уровень сформированности функциональной грамотности (от 61% до 100% от максимальной суммы баллов), около трети (29,9% испытуемых) - базовый уровень (от 31% до 60% от максимальной суммы баллов), более половины (51,9% испытуемых) - формальный уровень, - это до 30% от максимальной суммы баллов, и 15,6% учащихся имеют низкий (критический) уровень сформированности функциональной грамотности.
На основе следующих критериев оценки эмпирических показателей сформированности ФГ (умений) были оценены: полнота сформированности умений (по количеству выполненных действий либо данных ответов в структуре задания); точность сформированности умений (по отсутствию либо наличию ошибок (грамматических, вычислительных)); самостоятельность сформированности умений (по характеру выполнения задания без помощи либо с помощью педагога); уровни сформированности умений; типичные ошибки при выполнении практических заданий. Все эти данные были внесены в протоколы констатирующего эксперимента для каждого учащегося для количественной и качественной оценки.
Аналитико-стратегический этап коррекционно-педагогической работы по формированию ФГ проводился с декабря 2013 года по февраль 2014 года и включал деятельность педагога по анализу результатов, полученных на диагностическом этапе и определению стратегии и тактики коррекционно-развивающей работы по формированию ФГ у учащихся.
Из числа участников констатирующего эксперимента были сформированы экспериментальная группа (ЭГ), в которую вошли обучающиеся во вспомогательной школе-интернате для детей-сирот; обучающиеся во вспомогательной школе-интернате, имеющие семью; обучающиеся в условиях образовательной интеграции - в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания - всего 26 человек, и контрольная группа (КГ), в которую вошли обучающиеся во вспомогательной школе-интернате, имеющие семью, - всего 11 человек.
104
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Далее были определены учебные возможности и пути продвижения в рамках учебного задания для каждого участника ЭГ. На основе данных о количестве баллов по каждому заданию составлены индивидуальные профили сформированности ФГ по каждому из индикаторов, что позволило наглядно и детально представить особенности формирования рассматриваемых умений. Фактически, был определён функциональный статус каждого учащегося в области функциональной грамотности.
На основе анализа содержания образования по учебным предметам V-X классов первого отделения вспомогательной школы и с учётом выявленных у участников ЭГ количественных и качественных характеристик сформированности ФГ разработан обучающий модуль «Формирование функциональной грамотности». Данный модуль включает следующие дидактические материалы:
1. Письменные задания «Я грамотный» для индивидуальной и подгрупповой работы. Содержат структурированные в виде таблиц и схем для заполнения задания по написанию заявления о приеме на работу, заполнению бланка заявления на выдачу паспорта и др. с возможностью многократного повторения.
2. Тестовые обучающие программы (ТОП) для индивидуальной и подгрупповой работы: ТОП 1 (анкета, расписание занятий, календарь, часы, расписания движения транспорта, расписания приёма врачей, расписание работы учреждения, телепрограмма, афиша, прогноз погоды, телефонный справочник), ТОП 2 (англоязычные надписи, символы и пиктограммы, указатели, дорожные знаки), ТОП 3 (этикетки, ценники, сроки годности, деньги, курсы валют, цена и стоимость покупки), ТОП 4 (расчет стоимости нескольких покупок, сравнение цен и стоимости товаров и услуг, диаграммы (на примере изменения цен), планирование покупок, меню). ТОП содержат Flash-тесты, созданные с помощью инструмента iSpring QuizMaker. В тестах использованы фото-, аудио-, видеоматериалы, различные типы заданий (на единственный и множественный выбор, соответствие и другие), предусмотрена возможность для учащегося возврата к нужному заданию, прохождения собственного маршрута теста с максимальной пользой.
3. Игры (для работы в парах и в группах). Содержат игровые задания и сценарии игр «Полезные деньги», «Регистратура», «Справочное бюро», «Отдел кадров», «Магазин», «Аптека».
Для родителей (законных представителей) учащихся были разработаны памятки «Мой грамотный ребёнок» по разделам «Устные и письменные инструкции», «Телефон», «Здоровье», «Передвижение снаружи и внутри дома», «Деньги», «Ведение бюджета».
Для каждого участника ЭГ разработана «Индивидуальная программа формирования функциональной грамотности», которая включала три основных раздела: задачи коррекционно -развивающей работы по формированию ФГ, ожидаемые результаты и перечень дидактических материалов из обучающего модуля «Формирование функциональной грамотности». Таким образом, составлен социальный прогноз учащегося в области функциональной грамотности.
На коррекционно-развивающем этапе, который проводился с февраля по май 2014 года на базе 5 учреждений образования г. Минска и г. Калинковичи, реализация индивидуальных программ обеспечивалась в учебном процессе: в ходе уроков по учебным предметам «Русский язык», «Беларуская мова», «Математика», «Трудовое обучение», «Социально-бытовая ориентировка», «Элементы компьютерной грамоты», «География», «Биология», на факультативных занятиях по «Основам безопасности жизнедеятельности», на коррекционных занятиях.
Учителям-предметникам и учителям-дефектологам были предложены «Индивидуальная программа формирования функциональной грамотности» и обучающий модуль «Формирование функциональной грамотности» для отбора и включения его содержания в структуру учебного процесса с учетом возможностей каждого участника ЭГ, всего класса и самого учителя. Была подчеркнута необходимость обеспечения усвоения умения на определённом уровне путем предоставления возможности ученику повторно проработать, но на новом качественном уровне (самостоятельно, с помощью учителя или консультанта - сверстника) те разделы задания, которые остались не усвоены им. Предусматривалось проведение текущего диагностирования эмпирических показателей сформированности ФГ (умений) как в ходе выполнения ТОП, так и с использованием диагностического инструментария «Изучение функциональной грамотности», что позволяло выявить текущие трудности учеников, скорректировать дальнейшую работу в классе и преодолеть трудности. Кроме этого, косвенно осуществлялась оптимизация самооценки подростков, так как успешность выполнения заданий повышалась.
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
105
Таким образом, на данном этапе происходило накопление опыта работы по методике и определение динамики изменений эмпирических показателей сформированности ФГ (умений) на основе включения учащихся в практическую деятельность, выполнения заданий в рамках обучающего модуля «Формирование функциональной грамотности».
Организационными условиями коррекционно-развивающей работы по формированию функциональной грамотности в ходе проведения эксперимента выступили:
• обучение на основе установления субъект-субъектных отношений учителя и обучаемых (создание благоприятного психологического климата при проведении занятий, сотрудничество в режиме интерактивной технологии: работа в парах, тройках, деловые игры);
• применение новых форм оценивания учебных достижений учащихся (оценка функциональной грамотности с помощью: ситуационных заданий, тестовых компьютерных заданий, созданных в программных средах MS Power Point; iSpring QuizMaker);
• последовательное применение педагогом различных видов помощи;
• использование поэтапного формирования умений;
• снятие жесткого ограничения по времени при выполнении заданий.
Оценочный этап проведён в мае 2014 года и включал диагностическую работу. Посредством использования диагностического инструментария «Изучение функциональной грамотности» исследовано состояние умений в области функциональной грамотности у участников экспериментальной группы и у участников контрольной группы, обучение которых осуществлялось без применения обучающего модуля «Формирование функциональной грамотности».
Эффективность методики коррекционно-педагогической работы по формированию функциональной грамотности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на основе использования обучающего модуля «Формирование функциональной грамотности» оценивалась с помощью сравнительного анализа полученных данных внутри экспериментальной и контрольной групп. Математический анализ проводился с использованием непараметрических методов статистики - критерия знаков G.
Для того, чтобы доказать эффективность проведённого коррекционно-педагогического воздействия, необходимо выявить статистически значимую тенденцию к увеличению в смещении (сдвиге) показателя ФГ - кумулятивного индекса Сі. Сдвигом является разность между значениями измеряемого параметра до и после проведения формирующего эксперимента.
Во всех случаях полученные значения G^. находятся в зоне значимости G^ = 0 ^эмп<0 для 1% уровня (p<0,01); G^^ для 5% уровня (p<0,05)). Сдвиг в значениях индекса Ci выявлен статистически достоверно. Таким образом, выявлена положительная динамика в овладении умениями, определёнными в структуре функциональной грамотности, следовательно, в количественном плане методика оказалась эффективной.
Статистически подтвердилась и положительная динамика в значениях измеряемых параметров до и после проведения формирующего эксперимента по следующим компонентам функциональной грамотности: ICi - индекса информационно-коммуникационной грамотности; Di - индекса грамотности при решении бытовых проблем; FEi - индекса финансовоэкономической грамотности.
Результаты изучения сформированности функциональной грамотности у участников экспериментальной группы доказывают наличие позитивных изменений в овладении умениями в области функциональной грамотности (таблица 1).
Анализ результатов проведенного формирующего эксперимента подтвердил положительные изменения и в соотношении уровней сформированности ФГ у учащихся, прошедших экспериментальное обучение. В таблице 2 представлен сравнительный анализ изменений в соотношении уровней сформированности ФГ у участников ЭГ.
106
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Таблица 1. - Результаты изучения сформированное™ функциональной грамотности в зависимости от значений индекса Сі у участников ЭГ
№ Значение Значение Сдвиг № Значение Значение Сдвиг
участ- индекса Сі индекса Сі в участ- индекса Сі индекса Сі в значе-
ника до после значе- ника до после ниях
ЭГ эксперимен- эксперимен- ниях ЭГ эксперимен- эксперимен- индекса
тального тального индекса тального тального Сі
обучения обучения Сі обучения обучения
1 2,5 3,8 0,7 14 4,8 5,8 1
2 5,7 6 0,3 15 2,8 6 3,2
3 5,2 5,8 0,6 16 2,4 5,9 3,5
4 5,2 5,5 0,3 17 2,3 5,8 3,5
5 5,8 6 0,2 18 5,1 6,1 1
6 5,8 6,2 0,4 19 2,5 6,1 3,6
7 5,1 6 0,9 20 5 6 1
8 5 5,5 0,5 21 5 5,9 0,9
9 5,4 6,3 0,9 22 2,4 5,6 1,2
10 4 4,8 0,8 23 2,5 5,8 3,3
11 4,6 5,4 0,8 24 5,1 5,6 0,5
12 4,8 5,4 0,6 25 2,6 5,7 3,1
13 5,1 6,1 1 26 4,9 6,1 1,2
Таблица 2. - Изменения в соотношении уровней сформированности ФГ у участников ЭГ
Уровни сформированности функциональной грамотности Количество учащихся (%) до экспериментального обучения Количество учащихся (%) после экспериментального обучения
базовый 53,8 96,2
формальный 46,2 3,8
На рисунке представлена динамика изменений в соотношении уровней сформированности ФГ у участников ЭГ до и после экспериментального обучения в процессе формирующего эксперимента (ФЭ).
100
80
60
40
20
0
до ФЭ после ФЭ
■ базовый § формальный
Рисунок - Изменения в соотношении уровней сформированности ФГ у участников ЭГ
Значения кумулятивного индекса Сі у участников КГ до и после проведения формирующего эксперимента в ЭГ представлены в таблице 3.
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
107
Таблица 3. - Результаты изучения сформированное™ функциональной грамотности в зависимости от значений индекса Сі у участников КГ
№ участни ка КГ Значение индекса СІ до экспериментального обучения в ЭГ Значение индекса СІ после экспериментального обучения в ЭГ Сдвиг в значениях индекса СІ
1 4,2 4,1 -0,1
2 4,8 4,8 0
3 4,9 4,9 0
4 2,2 2,2 0
5 4,8 4,8 0
6 4,7 5 0,3
7 3,5 3,5 0
8 2,2 2,9 0,7
9 1,8 1,7 -0,1
10 4,2 3,9 -0,3
11 4,7 4,6 -0,1
Статистический анализ показал, что достоверных сдвигов в значениях индекса Сі у участников КГ не обнаружено. Соотношение уровней сформированности функциональной грамотности у участников контрольной группы до и после обучения в экспериментальной группе не изменилось.
Качественный анализ результатов обучения позволяет сделать вывод о том, что у учащихся, прошедших обучение, повысился интерес к выполнению практических заданий, требующих использования информации, представленной в разном виде, увеличилось стремление к получению положительного результата на основе самостоятельного выполнения этих заданий. Применение обучающего модуля «Формирование функциональной грамотности» обеспечивало привлекательность процесса обучения, что в итоге способствовало повышению мотивации учащихся к деятельности, овладению умениями использования в повседневной жизни текстовой, числовой, графической информации и переносу сформированных умений на аналогичную и новую ситуацию.
Выводы
1. Функциональная грамотность формируется у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе целенаправленной систематической коррекционно-развивающей работы, основанной на реализации личностно-ориентированного, деятельностного, социокультурного, компетентностного и функционального подходов к построению процесса обучения. При этом функциональный подход является одним из наиболее эффективных новых концептуальных ориентиров развития содержания специального образования.
2. Коррекционно-педагогическая работа по формированию ФГ у лиц с интеллектуальной недостаточностью включает следующие этапы: диагностический, аналитико-стратегический, коррекционно-развивающий, оценочный. На диагностическом этапе выявляется состояние эмпирических показателей (умений) функциональной грамотности у учащихся; на аналитико-стратегическом - на основе анализа данных диагностики составляется индивидуальный профиль сформированности функциональной грамотности, что позволяет определить функциональный диагноз каждого учащегося и выстроить социальный прогноз в области функциональной грамотности, который затем отражается в «Индивидуальной программе формирования функциональной грамотности». На коррекционно-развивающем этапе осуществляется реализация индивидуальных программ в учебном процессе, на оценочном этапе вновь исследуется состояние умений учащихся в области функциональной грамотности, оценивается изменение функционального статуса и улучшение социального прогноза. Фактически, улучшение социального прогноза для лиц с интеллектуальной недостаточностью и есть конечная цель данной коррекционно-педагогической работы.
108
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
3. В результате экспериментальной работы статистически достоверно подтвердилась эффективность методики коррекционно-педагогической работы по формированию функциональной грамотности у учащихся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью на основе использования диагностического инструментария «Изучение функциональной грамотности» и обучающего модуля «Формирование функциональной грамотности». Число учащихся, обладающих базовым уровнем сформированности функциональной грамотности, возросло с 53,8% до 96,2%. Статистически подтвердилась и положительная динамика в значениях измеряемых параметров до и после проведения формирующего эксперимента по компонентам функциональной грамотности.
Следует подчеркнуть, что положительная динамика изменения показателей функциональной грамотности отмечена при реализации всех элементов методики и создании необходимых организационных условий.
4. Совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию функциональной грамотности лиц с интеллектуальной недостаточностью предполагает повышение уровня их жизненной компетенции и улучшение социального прогноза.
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кальней, В. А. Технологическая грамотность выпускника школы / В. А. Кальней, Д. А. Махотин [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа : http://comp-mgpu.ru/magazine/index.php7art. - Дата доступа :
19.05.2013.
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006-2013. - Режим доступа : http://www.eidos.ru/. - Дата доступа : 19.05.2013.
3. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. -2005. - № 5. - С. 3-13.
4. Фролова, П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебнопознавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / П. И. Фролова - M., 2008.
5. Шаринец, Н. С. Теоретические основы формирования функциональной грамотности лиц с интеллектуальной недостаточностью / Н. С. Шаринец // Весн. Мазыр. дзярж. пед. ун-та імя І. П. Шамякіна. -Мозырь, 2014. - №1 (42). - С. 103-110.
6. Казьмин, А. М. Прикладное значение Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков (краткий обзор литературы) / А. М. Казьмин, Г. А. Перминова, А. И. Чугунова // Клиническая и специальная психология [Электронный ресурс]. - 2014. -Т. 3. - №2. - Режим доступа : http://psyjoumals.ru/psyclin/2014/n2/Kazmin_et_al.shtml. - Дата доступа :
04.05.2014.
7. Варенова, Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями : учеб.-метод. пособие / Т. В. Варенова. - Москва : Форум, 2012. - 270 с.
Поступила в редакцию 30.04.15 E-mail: [email protected]
N. S. Sharinets
STAGES OF CORRECTIONAL AND PEDAGOGIC WORK IN FORMATION
OF FUNCTIONAL LITERACY AMONG INTELLECTUALLY DISABLED PUPILS
The article considers the problem of formation of the functional literacy concerning intellectually disabled pupils. It explains the meaning of diagnostic, analytical and strategic, correctional and developing, as well as evaluation stages of correctional and pedagogic work in formation of functional literacy. The realization of tasks of each stage can effectively be on the basis of functional approach which is one of new conceptual reference points of development of special education. Effectiveness of correctional and pedagogic work methods in people with mild intellectual disability based on the use of diagnostic instruments and training module with creation of specific organization conditions is identified.
Key words: functional literacy, intellectually disabled pupils, stages of correctional and pedagogic work, functional approach.