Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ДОЛГОВОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ'

ОЦЕНКА ДОЛГОВОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕФИЦИТ / КРЕДИТОР / ЗАЕМЩИК / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА / СОВОКУПНАЯ ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ВНУТРЕННЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиновьева И. С., Бунина Е. И.

В статье рассматриваются проблемы внешней задолженности Российской Федерации, задачи и способы ее решения. Также приведены статистические данные долгов России по которым можно оценить как изменялся долг за несколько лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ДОЛГОВОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ»

3. Муниципальная программа « Развитие молодежной политики в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2014- 2016 годы» [Электронный ресурс]: (ред. 13 дек.2013г.) // СПС «Консультант плюс».

4. Официальный сайт Комитета по молодежной политике Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан http: //www.j uniorufa.ru/

Зиновьева И.С., к.э.н.

доцент

кафедра экономики и финансов

Бунина Е.И. студент 2го курса экономический факультет ФГБОУ ВПО «Воронежская государственнаялесотехническая академия»

Россия, г. Воронеж ОЦЕНКА ДОЛГОВОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ

В статье рассматриваются проблемы внешней задолженности Российской Федерации, задачи и способы ее решения. Также приведены статистические данные долгов России по которым можно оценить как изменялся долг за несколько лет.

Ключевые слова: государственный кредит, государственный дефицит, кредитор, заемщик, дебиторская задолженность, долговая политика, совокупная внешняя задолженность, внутренняя задолженность.

Важным средством увеличения финансовых возможностей государства выступает государственный кредит, который является вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Ни для кого не секрет, что всё мировое сообщество берёт в долг. Берёт для нужд собственного государства, для покрытия государственного дефицита, для финансирования каких-либо социальных программ и т.д. Рациональное использование иностранных займов, кредитов способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Одни, страны, являются одновременно и кредиторами, и заемщиками, другие - чистым должником. Но в большинстве стран уже сложилась долговая экономическая зависимость.

Россия является крупным должником и кредитором. В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ выступать в качестве активного кредитора. Однако в 70-х - 80-х годах СССР играл важную роль, как одно из ведущих государств-кредиторов.

После распада СССР внешний долг России сильно возрастал и достиг своего максимума после кризиса 1998 года (146,4 % от ВВП страны). Российская Федерация взяла на себя все обязательства по обслуживанию внешних долгов СССР в обмен на право владения всеми активами, в

частности, на право получения дебиторской задолженности. Однако советскими должниками являлись, как правило, беднейшие страны, которые требуют списания основной части долга (до 80%). После 2000 года происходило быстрое снижение долга. В 2008 году внешний долг составлял всего 5% ВВП страны [2]. Согласно статистике Центробанка России за период с 1 апреля 2012г. по 1 апреля 2013г. совокупная внешняя задолженность РФ возросла на 23.8%.Нельзя полноценно оценивать долговую ситуацию в России без учета корпоративной задолженности. Внешняя корпоративная задолженность на 1 января 2012 г. составила 494 млрд. долл., что почти в 16 раз больше, чем в начале 2001 г. (31 млрд. долл.) [5]. Существует ряд причин неэффективности внешних заимствований РФ. Во-первых, большинство внешних госзаймов используется для погашения госдолгов, после этого образуется долговая пирамида, которая не только не способствует экономическому росту страны, но и усиливает проблему роста внешней задолженности. Во-вторых, государственные и корпоративные займы не направляются на инновационное развитие и повышение конкурентоспособности на мировом рынке. Также неидеальна и система управления внешним госдолгом. В нашей стране отсутствует целостная политика в отношении внешних госзаймов, в настоящий момент еще не создана база данных государственных долговых обязательств, а положения, регулирующие деятельность государства и других субъектов в области внешнего долга существуют лишь в виде документов. Для снижения темпов роста внешней государственной задолженности, нужно постараться изменить стратегию, необходимо уменьшить новые займы. Но это не возможно без привлечения новых источников финансовых ресурсов. Например, новым источником для государства могут стать внутренние займы у предпринимателей частного сектора и у населения. Да, есть вероятность, что это приведет к росту внутренней задолженности, но это позволит удержать денежные средства внутри страны. Также для урегулирования внешней задолженности, возможным лучшим способом, является конверсия долга, т.е. обмен внешнего долга на национальные активы. С одной стороны, это ослабит внешнее долговое бремя, а с другой стороны, привлечет иностранный капитал с целью обеспечения экономического роста и структурной перестройки экономики.

Для того, чтобы повысить эффективность внешних займов, необходимо совершенствовать систему управления внешним госдолгом. Необходимо наличие долговременной стратегии, ориентированной на обеспечение устойчивого развития экономики и единой системы управления внешним долгом страны [1]. Эффективная система управления госдолгом должна включать более значимый набор инструментов (операции по конверсии (обмену) долга на инвестиции, товары, ценные бумаги, другие финансовые активы и др.). Для этого необходимо разработать нормативные акты по проведению вышеуказанных операций. По данным Министерства

финансов на 1 апреля 2014г. [3], государственный долг РФ составил 54 млрд. 881,5млн. долларов (если перевести на евро, то получится 39 млрд. 928 млн. евро) (табл. 1).

Таблица 1 - Структура государственного внешнего долга на 2014 год

[4]

Категория долга на 1 января на 1 февраля на 1 марта на 1 апреля

Млн. долларов США Млн. долларов США Млн. долларов США Млн. долларов США

Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ. 55794,2 55750,9 55666,9 54881,5

Задолженность перед официальными кредиторами-членами Парижского клуба. 156,9 161,4 161,5 119,5

Задолженность перед официальными кредиторами-не членами Парижского клуба. 1026,2 1026,2 1026,2 1026,2

Задолженность перед бывшими странами СЭВ 951,0 948,1 951,9 942,2

Коммерческая задолженность бывшего СССР 22,4 22,3 22,5 22,6

Задолженность перед международными финансовыми организациями 1565,3 1527,7 1512,8 1411,3

Задолженность по внешним облигационным займам 40667,8 40660,7 40663,9 40031,6

Задолженность по ОВГВЗ 5,5 5,5 5,5 5,5

Таким образом, Российской Федерации в области долговой политики является решение следующих основных задач:

1. Разработка прогноза связанного со структурой долга, учитывая при этом степень рисков;

2. Создание системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, что позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в данной сфере.

3. Более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и т.д.

Не зависимо от конъюнктуры рынков капитала и макроэкономических сценариев, государственная долговая политика должна быть направлена на осуществление Российской Федерацией заимствований в тех объемах, которые необходимы для решения социально-экономических задач. Долговая политика будет должна быть направлена на повышение кредитного рейтинга нашей страны и обеспечение ее безусловной платежеспособности.

Так, например, известно, что глава Минфина Украины предложил вернуться к обсуждению выплаты Украине долга от России в 15 млрд. долларов, о котором Владимир Путин и Виктор Янукович договаривались до смены власти. Украинские власти предложили списать этот долг, тем самым, этими деньгами расплатиться по долгам за газ. В конце января 2013 года Владимир Путин заявил, что Россия не откажется от договоренности о предоставлении Украине этого кредита и о снижении цены на газ. К настоящему моменту эта ситуация сильно изменилась. Цена на газ для Украины повышена и Россия требует отдать «газовые миллиарды» или хотя бы начать их отдавать.

Также известно то, что текущем году Россия не планирует входить на рынок внешних заимствований. Причиной этого явилась неблагоприятная конъюнктура. Ранее Россия планировала взять в долг за рубежом приблизительно 7 миллиардов долларов. Кроме этого, планируют вдвое сократить объем внутренних займов. А так же перечислить около 100 миллиардов рублей в Резервный фонд. Кроме этого всего было заявлено о профиците бюджета в 2014 году. Основанием для этого развития, по мнению экспертов, являются хорошие цены на нефть и газ [3].

Процесс формирования, обслуживания и погашения внешнего долга страны оказывают существенное воздействие на развитие страны в целом. На развитие государственных финансов, денежную массу, процентных ставок и других макроэкономических параметров. Но наиболее важным критерием, по мнению экспертов, является доверие кредитора к проводимой в стране экономической политике, что существенно важно в современных условиях.

Использованные источники:

1. Гриценко,А.Н. Государственный внешний долг и макроэкономическая динамика.[Текст] / А.Н.Гриценко // Проблемы современной экономики.-2012.- №1.- С.78

2. Красавина, Л.Н. Долговая политика: мировой опыт и российская практика [Текст] / Л.Н. Красавина // Деньги и кредит.-2011.- №8

3. Официальный сайт Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.minfin.ru/ Загл. с экрана.

4. Официальный сайт Государственного Комитета Статистики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ Загл. с экрана.

5. Официальный сайт Центрального Банка России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.cbr.ru/ Загл. с экрана.

Зиозетдинова А.Б.

Гарифуллина А.Ф., к.п.н.

доцент

Башкирский государственный аграрный университет

РФ, г. Уфа

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РФ

Оценка эффективности управления в организации помогает выявить сильные и слабые стороны, приводит ли деятельность к достижению запланированных результатов и какие изменения необходимо внести в процесс функционирование организации, чтобы сделать её более эффективной.

Деятельность органов местного самоуправления должна способствовать удовлетворению потребностей населения во всех сферах деятельности. Недостаточная эффективность решения важных вопросов местного значения и использование не в полной мере организационно-управленческого потенциала могут вызвать недовольство населения [1]. Необходимо часто исследовать социально-экономические ситуации в муниципальном образовании, а также изучить общественное мнение, потребности населения и степень их удовлетворенности, своевременно и оперативно реагировать на обращения граждан [2].

Насколько эффективно работает органы местного самоуправления можно рассмотреть на примере Администрации Дюртюлинского района Республики Башкортостан. Был проведен опрос населения данного района таблица 1. Для проведения этого опроса были представлены следующие критерии оценки:

1.Деятельность Администрации в сфере здравоохранения;

2. Транспортные услуги;

3. ЖКХ;

4. Образование;

5. Охрана окружающей среды;

6. Культурно-массовые мероприятия.

Перечисленные критерии отражают, насколько качественно и эффективно реализует свои функции данная Администрация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.