Научная статья на тему 'Государственный долг Республики Беларусь'

Государственный долг Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
590
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гутор Е. Н., Окрут К. С.

Государственный долг представляет собой задолженность, накопившуюся у правительства в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов. Основной возникновения государственного долга является бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC DEBT OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Public debt is the debt, accumulated by the government as a result of borrowing money to fund the preceding fiscal deficits. The main occurrence of public debt, budget deficit, which represents the excess of the expenses from the budget over its income.

Текст научной работы на тему «Государственный долг Республики Беларусь»

Научные стремления,4 (8)’13

УДК 336.27

Е.Н. Гутор, К.С. Окрут

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный экономический университет»

На современном этапе развития человечества в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Высокий уровень государственного долга характерен для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только Республики Беларусь, но и других стран.

Основной возникновения государственного долга является непосредственно бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие.

Так государственный долг Республики Беларусь на 1 сентября 2013 года составил 143,5 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2013 года на 14,7 трлн. рублей, или на 11,4%.

Увеличение государственного долга в 2013 году в основном обусловлено ростом внешней государственной задолженности. Внешний государственный долг по состоянию на 1 сентября 2013 года составил 12,4 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 371,7 млн. долларов США, или на 3,1% (с учетом курсовых разниц).

Внутренний государственный долг по состоянию на 1 сентября 2013 года составил 32,2 трлн. рублей, увеличившись с начала года на 6,3 трлн. рублей, или на 24,5% (с учетом курсовых разниц).

Увеличение внутреннего государственного долга в 2013 году обусловлено размещением валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц в размере 725,3 млн. долларов США, или 6,3 трлн. рублей, и снижением официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США [1].

Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по управлению им. Управление госдолгом Республики Беларусь осуществляется Правительством страны. Управление внешним государственным долгом осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь», указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об

утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и Законом о бюджете Республики Беларусь.

143

Научные стремления,4 (8)’13

Управление государственным долгом представляет собой непрерывный, сознательный, поэтапный процесс формирования и распределения средств государственного долга, а также его обслуживания.

I этап: планирование государственных обязательств на текущий период и выбор основных инструментов привлечения ресурсов.

II этап: привлечение финансовых ресурсов как путем эмиссии и размещения государственных ценных бумаг, так и получение внешних кредитов.

III этап: обслуживание государственного долга - погашение основных сумм долговых обязательств и уплата процентов. Источники погашения этих расходов: средства государственного бюджета; золотовалютные резервы страны; ресурсы, полученные от реализации объектов государственной собственности; дополнительная эмиссия займов и внешние кредиты. Кроме этого, в управлении госдолгом могут использоваться такие меры, как:

1. Конверсия займов (изменение первоначальных условий государственных займов, выражающихся в понижении процента, изменении срока действия и способа погашения займа, объединения облигаций разных займов и т.д.) [2].

2. Государство, заинтересованное в получении займов на длительные сроки, достигает этого за счет консолидации государственного долга, т.е. увеличение либо уменьшение срока действия государственных займов.

3. Унификация госзаймов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обменивается на облигации нового займа.

4.Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства [3].

5.В отличие от отсрочки под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему госдолгу).

В последние два десятилетия широкое распространение на мировом финансовом рынке получила тенденция к превращению отношений между кредиторами и должниками в оборотоспособное имущество. Эта тенденция получила название секьюритизация. Превращая обычные обязательства должника к кредитору в ценные бумаги, секъюритизация дает этим обязательствам повышенную оборотоспособность, помещает их в готовую инфраструктуру фондового рынка и в конечном итоге делает финансовые отношения более мобильными.

IV этап: текущий и последующий контроль за соблюдением

законодательства в части формирования и рационального распределения государственного долга, а также постоянный мониторинг расходования средств централизованного фонда [4].

Таким образом, для предотвращения негативных явлений, вызванных влиянием государственного долга, органам государственной власти Республики

144

Научные стремления,4 (8)’13

Беларусь необходимо проводить разумную политику в области управления государственным долгом, повышая эффективность использования привлеченных и отдачу предоставляемых ресурсов, совершенствуя механизмы управления государственным долгом, используя собственный опыт и опыт развитых стран.

Список литературных источников:

1. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/public_debt/pressreleases/bl9db6dd075cacc9.html

2. Раков А. Государственный долг и макроэкономическая стабилизация (на примере Республики Беларусь)// Белорусский банковский бюллетень, 2000 №44.С.27-38.

3. Грицюк Т.В. Управление государственным долгом //Дайджест-финансы,2004г№ 10.С.25 -35.

4. Финансы и финансовый рынок/ О.А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О.А. Пузанкевич. - Минск: БГЭУ, 2010. - 313 с.

K.N. Hutor, K.S. Okrut

PUBLIC DEBT OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The Belarus State Economic University Summary

Public debt is the debt, accumulated by the government as a result of borrowing money to fund the preceding fiscal deficits. The main occurrence of public debt, budget deficit, which represents the excess of the expenses from the budget over its income.

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.