Научная статья на тему 'К вопросу о внешнем долге России'

К вопросу о внешнем долге России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
519
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешний долг / внешние займы / государственный долг

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попенко Е. В.

В статье рассматриваются вопросы внешнего долга России: понятие, история, структура. Проанализирована величина внешнего долга РФ в сравнении с другими развитыми странами мира. Приведены причины стремительного его погашения в настоящее время. Обозначены позитивные и негативные аспекты внешнего заимствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о внешнем долге России»

5. Петкович З., Йованович Р., Драгич З. Стратегия развития бизнеса в Евразии: проблемы 21 века // Евразийское пространство: экономика, управление, институты развития. - 2015. - № 1 (2). - С. 69-72.

6. Богетич С., Лекич С. Сербско-российское экономическое сотрудничество - препятствия и проблемы // Евразийское пространство: экономика, управление, институты развития. - 2015. - № 1 (2). - С. 73-77.

К ВОПРОСУ О ВНЕШНЕМ ДОЛГЕ РОССИИ

© Попенко Е.В.1

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

В статье рассматриваются вопросы внешнего долга России: понятие, история, структура. Проанализирована величина внешнего долга РФ в сравнении с другими развитыми странами мира. Приведены причины стремительного его погашения в настоящее время. Обозначены позитивные и негативные аспекты внешнего заимствования.

Ключевые слова внешний долг, внешние займы, государственный долг.

Как сказал Гюго: «Долг - начало рабства». Казалось бы, логично избавляться от долгов, тем более, государственных. Как говорится, занимают чиновники, а отдают простые граждане. Но так ли всё однозначно?

Согласно Бюджетному кодексу, внешний долг России - это обязательства РФ в иностранной валюте. Иначе - это общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия дефицита бюджета, включая невыплаченные проценты. Может выражаться либо в национальной валюте, либо в долларах США. Чаще принято отражать внешний долг в процентах к ВВП [1].

Внешние займы РФ, как и любой кредит, предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности. При принятии бюджета на очередной финансовый год определяется верхний предел долга, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы. Ежегодно разрабатывается Программа государственных внешних заимствований с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема долга. Отдельно прописываются займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. Правительство РФ имеет право на осуществление заимствований не включенных

1 Магистрант кафедры Финансов, денежного обращения и кредита Высшей школы экономики и менеджмента.

в Программу в случае реструктуризации внешнего долга РФ с целью снижения расходов на его обслуживание [4].

Первый кредит был взят Екатериной II в 1769 году у голландцев. И с тех пор, в течение 150 лет, Россия охотно кредитовалась у других стран (США, Японии, Франции, Бельгии, Германии), заняв около 15 млрд.рублей на военные расходы, развитие тяжелой промышленности, строительство железных дорог. К 1913 году долг составил 38 млн. рублей, которые советское правительство, придя к власти, отказалось признать.

Вплоть до перестройки Советский союз предпочитал в долги не влезать. Это можно объяснить необходимостью самообеспеченности экономики, что исторически оправдало себя в полной мере во время Великой отечественной войны, выигранной при минимальной поддержке со стороны западных союзников. А также при послевоенном восстановлении нашей страны. Внешний долг к 1984 году составлял менее 1 % ВВП. В период с 1984 по 1991 гг. он начал расти в среднем на 8 млрд.долл. в год и составил, к моменту распада Союза, 3,6 % от ВВП.

После развала СССР в 1991 году из всех союзных республик только России оказалась посильна выплата общих задолженностей. Был подписан договор о правопреемстве долгов и активов СССР. На Россию приходилось 61,34 % заемных средств, на Украину - 16,37 %. Долги других бывших республик были значительно меньше [5].

В 1992-1994 годах при содействии Парижского клуба появился «нулевой вариант». Россия принимала обязательства по всем долгам СССР, в обмен на отказ бывших республик от доли в активах и возможность быть кредитором для стран-должников Союза. Украина, несмотря на существенную долговую долю, которую погасила за нее Российская Федерация, договор так и не признала.

В 1999-2001 гг. ежегодно Россия тратила 18-20 млрд. долл., что сопоставимо с доходной частью бюджета, так как обязательства по долгам СССР наслоились на займы, полученные после 1 января 1992 г. Максимума показатель внешнего долга достиг в 1998 году (146,4 % от ВВП).

Самым активным периодом погашения долгов для России стали 20042008 годы, в период высоких цен на нефть. В 2000 году внешний долг составлял 158 млрд. долл., в 2004 году - 121 млрд. долл., а к 2008 году -45 млрд. долл. В 2006 г. был погашен долг перед Парижским клубом кредиторов. Кроме оплаты основного долга, Внешэкономбанк внес средства в счет досрочного погашения.

С 2010 до 2014 года отмечался рост внешнего долга России (733 млрд. долл.) Но досрочное погашение дало ощутимые результаты в 2014 году -долг сократился на 180 млрд. долл. Положительную роль в снижении внешнего долга России сыграл тот факт, что в национальной валюте было номинировано порядка 20 % всей задолженности, объём внешнего долга был переоценен с учётом значительного повышения курса доллара.

По данным Министерства финансов РФ, на март 2016 года, внешний долг имеет следующую структуру:

1. Государственный сектор - 54,27 млрд. долл. (или 9,6 %). В том числе из них долг СССР - 2,1 %, новый российский долг - 77,5 %, долг Центрального банка РФ - 20,4 %.

2. Частный сектор - 509,04 млрд. долл. (или 90,4 %). В том числе из них коммерческие банки - 30,3 %, частный капитал - 69,7 % [2].

При том, что основная часть внешнего долга России относится к частному капиталу, государство является гарантом финансовой деятельности субъектов, в частности, коммерческих банков.

Внешний государственный долг (на март 2016 года) выглядит следующим образом: еврооблигационные займы - 72,2 %, предоставление гарантий РФ в иностранной валюте - 22,2 %, странам, не вошедшим в Парижский клуб - 1,6 %, странам - бывшим членам Совета экономической взаимопомощи - 1,6 %, международным финансовым организациям - 2,1 %, странам - участникам Парижского клуба - 0,1 % [2].

Более 70 % долга составляет задолженность по облигациям внешнего займа. Последний срок погашения по ним - 2043 год, а максимальные выплаты запланированы на 2030 год - 12624,8 млн. долл. [2].

Внешний долг России (в процентах от ВВП) достаточно низкий, что оценивается как положительный фактор. Большинство экспертов говорят о том, что внешние задолженности дестабилизируют финансовую обстановку в стране и в мире в целом, предлагая искать пути их сокращения с одновременным снижением темпов роста.

Однако, оценив характеристику госдолгов других стран, видим следующую картину: на первом месте - Япония (более 200 % к ВВП), далее - Италия, США, Канада, Германия, Франция, Великобритания. Возникает резонный вопрос: верно ли мы интерпретируем величину госдолга, ведь для стран с высоким уровнем экономического развития он имеет положительную динамику, увеличиваясь из года в год. При этом меньше всего берут в долг с целью перекрытия дефицита бюджета государства, находящиеся на стадии активного развития. Есть также мнение, что, чем больше государственный долг в стране, тем больше в ее политике процветают такие понятия, как демократия и либерализм.

Если рассматривать задолженность не как процент к ВВП, а в денежном эквиваленте, то лидер, безусловно, США. В абсолютных цифрах у Америки госдолг более 18 трлн.долл., и каждую секунду он увеличивается на несколько тыс.долл. Второе место - у Японии (10,5 трлн. долл.). Далее следует Китай - 5,5 трлн. На эти три страны приходится около 60 % от общего мирового долга. При этом именно России, которая имеет минимальную задолженность (около 0,1 % мировой), сегодня получить ссуду на международном рынке практически невозможно.

Некоторые аналитики предрекают Америке дефолт. На самом деле, он может произойти только в случае, если государство не сможет взять новых кредитов на покрытие старых. Вероятность этого минимальна: экономика Америки стремительно растет, а гособлигации США являются самыми популярными бумагами у инвесторов во всем мире. Лидеры по объемам запасов в гособлигациях США - Китай и Япония (более чем на 1,2 трлн. долл.). У России - 13 место (108 млрд. долл.). Россия в настоящее время продает облигации США (около 22 % от нашего объема), но делает это с целью поддержки собственного курса рубля.

При огромной задолженности других стран, внешний долг России за последние два года уменьшился более чем на 200 млрд. долл. Эксперты называют это сокращение самым стремительным за всю историю современной России. В чем причина активного погашения задолженности?

Почти 90 % внешнего долга - это долги коммерческих организаций, банков и предприятий, которые активно набирали дешёвые западные кредиты. Теперь эти возможности, в связи с санкциями, резко сократились, поэтому и долги уменьшаются - старые выплачиваются, а новые не увеличиваются, так как взять в долг - это право, а гасить - обязанность.

Немаловажно и то, что в структуре долгов США и Японии, наибольший удельный вес приходится на внутренние заимствования (в США 70 %, в Японии - 90 %). В нашей стране почти не развивается российский бизнес. И если РФ не воспользуется в полной мере текущим моментом, не создаст условия и инструменты для функционирования рынка инвестиций, велика вероятность, что как только санкции отменят, российский бизнес снова начнет привлекать займы из-за рубежа и наращивать внешний долг. Соответственно, российские проблемы - это не величина долга, а структурные проблемы в экономике.

Россия, кроме того, что занимала средства, всегда выступала и в качестве кредитора. Минфин утверждает, что давать в долг другим странам Россия в настоящее время не намерена. Потому как в нынешней ситуации выдача новых кредитов связана с повышенными рисками, в первую очередь, неисполнения этих обязательств в будущем.

Тем не менее, за последние два десятилетия наша страна списала (полностью или частично) своим должникам более 140 млрд. долл.: 31,7 млрд. долл. Кубе; 21,5 млрд. долл. Ираку; 11,1 млрд. долл. Монголии; 11 млрд. долл. Афганистану; 10 млрд. долл. КНДР; 9,8 млрд. долл. Сирии; 9,53 млрд. долл. Вьетнаму и т.д.

Почему Россия, имея долги перед другими странами, не требует возврата средств у собственных должников? Официальная причина - в их низкой платежеспособности. Речь идет в основном о кредитах, выданных СССР. Кредитовались, прежде всего, союзники и партнеры, особенно экономически отсталые. Наиболее крупные должники - Куба, Ливия, Ангола, КНДР. А

также многие страны СНГ (в первую очередь Украина), которые не всегда полностью расплачиваются за российский экспорт товаров и услуг.

При этом, некоторые аналитики утверждают, что у ряда стран, которым списывается или реструктуризируется долг, в пору самим занимать, ведь часть из них является нефтедобывающими, а часть превосходит нас по показателям роста ВВП. Или, как минимум, следовало бы оставить вопрос о прощении следующим поколениям [3].

На данный момент наиболее весомый внешний долг у России перед США и Евросоюзом. Планируется, что в 2016 году выплаты составят 125,3 млрд. долл. Практически все бюджетные средства уйдут на его погашение.

Так стоит ли брать заемные средства? Внешний долг России имеет как негативные, так и позитивные стороны.

К негативным аспектам можно отнести: тяжесть обслуживания внешнего долга; появление экономической и политической зависимости от кредиторов; увеличение финансовых рисков экономического кризиса; существенное влияние на рейтинг страны на международном кредитном рынке величины долга и просроченной задолженности; последствия неэффективного использования заемных средств; снижение доходов в связи с текущими большими выплатами по внешним долгам и, как следствие, сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых отчислений и т.д.

Однако, есть и позитивные стороны, главные из которых увеличение финансовых ресурсов страны и использование зарубежных источников для национального экономического роста. Тому есть примеры: половина российских железных дорог построена именно на заемные деньги.

Баланс соблюсти сложно. Но важно использовать заемные средства настолько эффективно, чтобы не возникали трудности как с погашением и обслуживанием долга, так и с зависимостью от стран-кредиторов. Для этого заемные средства должны рассматриваться как инвестиции, а не способ временного поддержания российского бюджета.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016).

2. Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - 2009-2016. - Режим доступа: http://info.minfin.ru.

3. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах [Электронный ресурс]. - 2008-2016. - Режим доступа: http://refru.ru.

4. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 360 а

5. Орлова Е.Р. Иностранные инвестиции в России: учебное пособие / Е.Р. Орлова, О.М. Зарянкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2009. -204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.