Банковское дело
УДК 336.74
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ ДЕНЕЖНОЙ ЭМИССИИ ЦЕНТРАЛЬНЫМИ БАНКАМИ
А. Н. СУХАРЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного, административного и таможенного права E-mail: [email protected] Тверской государственный университет
В статье раскрыты причины и механизмы денежной эмиссии, проводимой центральными банками. Рассмотрены количественные параметры денежной эмиссии в зависимости от целей, которые преследуют денежные власти.
Ключевые слова: деньги, денежная эмиссия, денежная база, инфляция, таргетирование, центральный банк.
В экономической науке и практике не существует четкого определения денежной эмиссии, что связано вообще с расплывчатостью самого понятия «деньги», которые принято рассматривать как совокупность денежных агрегатов. Банк России методологически выделяет несколько показателей, которые могут характеризовать понятие «деньги центрального банка».
К таким показателям относятся:
1) наличные деньги в обращении вне банковской системы (денежный агрегат МО);
2) денежная база (в узком определении) — сумма наличных денег в обращении (с учетом их остатков в кассах кредитных организаций) и обязательных резервов;
3) денежная база (в широком определении) — денежная база (в узком определении), увеличенная
на сумму корреспондентских счетов и депозитов, открытых кредитными организациями в Банке России, а также на величину выпущенных Банком России облигаций, находящихся у кредитных организаций.
Изменение всех этих показателей в той или иной степени можно обозначить как денежную эмиссию, так как все они (в конечном счете) могут быть использованы для осуществления расчетов и проведения платежей.
По состоянию на 01.01.2013 в России величина наличных денег в обращении вне банковской системы составляла 6 430,1 млрд руб., денежная база (в узком определении) — 8 093,3 млрд руб., а денежная база (в широком определении) — 9 852,8 млрд руб. [6].
Рассмотрим основные подходы, которые могут реализовывать центральные банки при определении количественных параметров денежной эмиссии.
Первый подход основывается на использовании монетаристского правила. В соответствии с этим правилом темпы предложения денег должны быть равны темпам роста реального ВВП. Это для центрального банка служит ориентиром для расчета количественных параметров денежной эмиссии [4]. Согласно этому правилу темпы прироста денег
центрального банка (в большинстве стран мира) должны находиться в диапазоне от 3 до 5 % в год.
Второй подход основывается на ориентации на таргетирование инфляции. Таргетирование инфляции — это действия денежных властей по достижению целевого показателя по уровню инфляции. Прирост величины денежной базы центрального банка должен быть рассчитан исходя из необходимости достижения тех или иных темпов инфляции [16]. Ориентация на более низкие темпы инфляции (вплоть до нулевого уровня, что означало бы поддержание постоянного уровня цен) вызвала бы снижение деловой активности в экономике, и, в итоге, падение темпов роста ВВП. Принятие в качестве ориентира более высоких темпов инфляции могло бы вызвать процесс лавинообразного усиления инфляции, которая не только бы не способствовала экономическому росту, но, наоборот, препятствовала ему (вследствие скачкообразного роста цен на отдельные товары) и способствовала общей деформации товарно-денежных отношений [2; 3]. Выбор денежными властями «оптимальной» величины инфляции в качестве одной из целей денежно-кредитной политики носит сложный характер и зависит от темпов ее изменения в предшествующие годы с учетом прогнозируемых особенностей будущего года.
Эффект немонетарной инфляции не позволяет осуществлять таргетирование нулевой инфляции, так как в этом случае она будет недостижима из-за влияния денежной массы на объем национального производства [1]. Более низкие объемы денежной эмиссии создадут и более низкий объем платежей за товары и услуги по сравнению с суммой их цен. В итоге часть произведенной продукции окажется нереализованной, что приведет к сокращению реального ВВП. Сокращение реального ВВП (или снижение темпов роста реального ВВП) наступит быстрее, чем возникнет нулевая инфляция.
Изменение денежной базы в соответствии с ориентацией на таргетирование инфляции на основании известного уравнения обмена (Фишера) [15] представлено далее:
Ш = PQ, где М — количество денег;
V — скорость денежного обращения; Р — уровень цен;
Q — количество товаров и услуг, реализующихся в экономике с использованием денег. При определенном допущении Q можно принять равным ВВП и предполагать, что темпы изме-
нения стоимости товаров и услуг, которые реализуются в экономике страны с использованием денег в краткосрочном периоде, равны темпам изменения ВВП. Тогда индекс темпов прироста денежной базы ЛМ можно представить следующим образом:
ЛМ = ЛР ■ ЛQ/ЛV, где ЛР — индекс изменения уровня цен; ЛQ — индекс изменения ВВП; ЛV — индекс изменения скорости денежного обращения.
Рассмотрим это на примере. Пусть таргетируемая инфляция составляет 6 % за год, темпы роста экономики — 5,5 %, также планируется снижение скорости денежного обращения (на основе анализа динамики за предшествующие годы) на 2 %. Тогда индексы инфляции, изменения реального ВВП и скорости денежного обращения составят 1,06, 1,055 и 0,98 соответственно. Индекс денежной базы будет равен 1,141, т. е. (1,06 х 1,055/0,98). Это означает, что центральному банку необходимо в предстоящем году увеличить количество денежной массы в обращении на 14,1 %. Допустим, что при ее объеме на начало прогнозируемого года, равном 7 200 млрд руб., на начало следующего за ним года она должна составить 8 215 млрд руб., что соответствует количественным параметрам денежной эмиссии в 1 025 млрд руб. Такой объем денежной эмиссии при прогнозируемом ВВП и скорости денежного обращения должен сочетаться с таргетируемой инфляцией в 6 % за год.
При достаточно малых процентных изменениях параметров уравнения обмена (до пределов 5—7 % каждый) количественные параметры денежной эмиссии центрального банка можно представить следующим образом:
ЛМ = ЛР + ЛQ — ЛV. (1)
Это уравнение является приближенной записью более точного уравнения изменения денежной базы, представленного ранее. На основании уравнения (1) можно наблюдать, что процент изменения денежной массы представляет собой не что иное, как сумму темпов инфляции и изменения ВВП. Это уравнение свидетельствует о том, что прирост денежной массы центрального банка должен происходить вследствие: во-первых, необходимости обеспечения прироста реального ВВП; во-вторых, изменения (сокращения или увеличения) скорости обращения денег; в-третьих, роста общего уровня цен.
В настоящее время Банк России, по сути, определяет количественные параметры денежной
эмиссии на основе подхода, близкого к таргетиро-ванию инфляции. В свою очередь количественные параметры денежной эмиссии служат основой для прогноза направления использования средств, полученных от эмиссии денег (направить в международные резервы или во внутренние активы) (см. таблицу).
Объем использованных ресурсов от денежной эмиссии для увеличения международных резервов или увеличения внутренних активов зависит от курсовой политикой Банка России. Так, например, по оценке Банка России, за 2013 г. денежная база (в узком определении) должна увеличиться на 641 млрд руб. При этом прирост чистых внутренних активов должен составить 1 237 млрд руб. (эти активы будут сформированы как за счет использования средств, полученных от денежной эмиссии, так и за счет сокращения вложений в международные резервы (сокращение международных резервов должно составить 579 млрд руб.).
Третий подход основывается на необходимости финансирования бюджетных расходов. В настоящее время в большинстве стран мира денежный «станок» отделен от национальных правительств, что выражается в независимости центрального банка от правительства. Это приводит к невозможности финансирования бюджетных расходов за счет выпуска денег. Однако центральные банки обладают возможностью приобретения государственных ценных бумаг, средства от которых используются
для финансирования дефицита бюджета. Методологически такой способ финансирования бюджетных расходов предполагает формирование дефицита бюджета и рост государственного долга, который хотя бы теоретически требует своего погашения в будущем. Центральный банк может использовать эмиссию денег в целях получения ресурсов для обеспечения реализации правительством государственных долговых обязательств. В этом случае потребность в государственных заимствованиях может стать главным фактором денежной эмиссии.
В целях снижения бремени государственного долга центральный банк может приобретать государственные долговые обязательства по цене не только ниже рыночной, но и ниже уровня инфляции. Это приведет к обесценению ранее выпущенных государственных долговых обязательств, снижению реальной нагрузки по обслуживанию государственного долга и в некоторой степени к оздоровлению государственных финансов.
С точки зрения экономической сущности покупка центральным банком государственных долговых обязательств по такой внерыночной цене представляет собой процесс передачи сеньоража (дохода, получаемого от эмиссии денег) от центрального банка правительству [8; 9]. При этом, чем больше будут масштабы денежной эмиссии, тем больше будет величина получаемого сеньоража, а также его роль и значение как источника финансового обеспечения бюджетных расходов [7; 11].
Прогноз показателей денежной программы Банка России на 2014 г., млрд руб.
Показатель На 01.01.2013 (факт) На 01.01.2014 (оценка)
Денежная база (узкое определение) В том числе: 7 959,7 8 601
— наличные деньги в обращении (вне Банка России) — обязательные резервы 7 667,7 292,0 8 242 360
Чистые международные резервы (млрд долл.) 15 766,7 (519,1) 15 171 (500)
Чистые внутренние активы В том числе: —7 807,0 —6 570
— чистый кредит расширенному правительству: чистый кредит федеральному правительству остатки средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в ЦБ РФ —6 311,9 —4 587,9 —1 724,0 —6 420 —4 846 —1 574
— чистый кредит банкам: валовой кредит банкам корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности 1 497,7 3 257,3 —1 759,5 2 921 4 300 —1 379
Прочие чистые неклассифицируемые активы —2 992,8 —3 071
Источник: [5].
Четвертый подход основывается на необходимости проведения курсовой политики и увеличения золотовалютных (международных) резервов центрального банка. Масштабы денежной эмиссии могут зависеть от политики центрального банка по поддержанию стабильности обменного курса национальной валюты.
Так, например, в 2002—2003 гг. Банк России, сдерживая рубль от укрепления (в противном случае произошло бы снижение конкурентоспособности российских товаров), приобретал иностранную валюту, поступающую все в возрастающих количествах в условиях роста цен на нефть и газ [10]. Источником для приобретения иностранной валюты была денежная эмиссия. Другой стороной этого процесса явился рост золотовалютных (международных) резервов Банка России. В дальнейшем (с 2004 г.) был создан неэмиссионный механизм приобретения Банком России иностранной валюты, включающий Стабилизационный фонд РФ, а затем Резервный фонд и Фонд национального благосостояния РФ [12 — 14].
Пятый подход основывается на необходимости аккумулирования финансовых ресурсов в целях кредитования национальной экономики. Центральный банк может использовать эмиссию денег в качестве источника формирования финансовых ресурсов для кредитования национальной экономики. В этом случае потребность в кредитных ресурсах будет определять масштабы денежной эмиссии. Макроэкономически это приведет к росту доли сбережения в ВВП и ускорению темпов роста экономики.
Шестой подход основывается на необходимости покрытия убытков и отрицательного капитала центрального банка или получения требуемого дохода и/или прибыли. Центральный банк, выполняя свои общественные функции, должен делать это преимущественно безубыточно (или, по крайней мере в течение нескольких лет, его сальдированный финансовый результат должен быть положительным). Также центральный банк должен не допускать получения на своем балансе отрицательного собственного капитала (несмотря на то, что даже при отрицательном капитале он может неограниченно долго сохранять свою платежеспособность). Однако не всегда центральному банку удается проводить эффективную денежно-кредитную политику, получая при этом прибыль и сохраняя положительное значение собственного капитала. Заметим, что методологически выпуск
денег центральным банком не приводит к покрытию его убытков или увеличению собственного капитала, но это приводит к увеличению сеньоража, что внешне проявляется в росте величины прибыли и собственного капитала центрального банка [7].
Подытоживая изложенное, можно сделать вывод о том, что не существует единых подходов и единообразного понимания по вопросу о количественных параметрах денежной эмиссии. В зависимости от выбранной экономической политики и необходимости решения тех или иных задач, стоящих перед государством, центральный банк может реализовывать различные подходы при определении прироста выпускаемых денег в обращение. В практике многих стран мира в качестве доминирующего подхода в определении объема денежной эмиссии в настоящее время выступает подход, основанный на необходимости таргетиро-вания инфляции (как источник покрытия дефицита бюджета денежная эмиссия в настоящее время практически не рассматривается). Можно полагать, что такая доминирующая парадигма может смениться качественно иным подходом, необходимость которого будет обусловлена процессом все большего замещения наличных денег электронными средствами обращения.
Список литературы
1. Вайшнурс А. А. Мировой опыт управления инфляцией // Финансы и кредит. 2007. № 10. С. 63—69.
2. Голанд М. Влияние политики Центрального банка на инфляцию, экономический рост и уровень благосостояния населения РФ // Вестник Института экономики РАН. 2009. № 2. С. 215—227.
3. Дмитриева О., Ушаков Д. Инфляция спроса и инфляция предложения: причины и формы распространения // Вопросы экономики. 2011. № 3. С. 40—52.
4. Моисеев С. Р. Взлет и падение монетаризма // Вопросы экономики. 2002. № 9. С. 92—104.
5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов: проект / Банк России. — М., 2013. 32 с.
6. Официальный сайт Банка России. URL: http://www. cbr. ru.
7. Смирнова О. В. О влиянии денежно-кредитной политики на величину прибыли Банка России // Финансы и кредит. 2012. № 42. С. 13—18.
8. Смирнова О. В. Сеньораж и формирование прибыли центрального банка: теоретико-экономический аспект // Финансы и кредит. 2013. № 1. С. 22—28.
9. Смирнова О. В. Сеньораж: механизмы формирования и методы расчета // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 40. С. 24—29.
10. Сухарев А. Н. Государственные сбережения и международные резервные активы: экономическая сущность, взаимосвязь и различие // Экономические науки. 2009. № 4. С. 352—355.
11. Сухарев А. Н. Механизм образования прибыли центральных банков // Финансы и кредит. 2011. № 23. С. 15—21.
12. Сухарев А. Н. Стабилизационный финансовый механизм современных государств: теория,
практика и перспективы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 11. С. 40—46.
13. Сухарев А. Н. Финансовая устойчивость и платежеспособность государства // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 31. С. 8—15.
14. Сухарев А. Н. Фискально-бюджетная и денежно-кредитная политика в контексте антициклического регулирования национальной экономики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 7. С. 55—61.
15. Фишер И. Покупательная сила денег. М.: Дело. 2001. 320 с.
16. Чаркин А. В. Мировой опыт инфляционного таргетирования // Финансовый журнал. 2012. № 1. С. 115—128.
Banking
ABOUT DETERMINATION OF QUANTITATIVE PARAMETERS OF MONETARY EMISSION BY CENTRAL BANKS
Aleksandr N. SUKHAREV
Abstract
The article considers the reasons and mechanisms of the monetary emission carried out by central banks. The author presents quantitative parameters of monetary emission depending on the purposes which pursue the monetary authorities.
Keywords: money, monetary issue, monetary base, inflation, targeting, central bank
References
1. Vaishnurs A.A. Mirovoi opyt upravleniia infli-atsiei [World experience of management by inflation].
Finansy i kredit — Finance and credit, 2007, no. 10, pp. 63—69.
2. Goland M. Vliianie politiki Tsentral'nogo banka na infliatsiiu, ekonomicheskii rost i uroven' blagosos-toianiia naseleniia RF [Influence of policy of the Central bank on inflation, economic growth and welfare of the population of the Russian Federation]. Vestnik Instituta ekonomiki RAN — Messenger of Institute of economy of the Russian Academy of Sciences, 2009, no. 2, pp. 215—227.
3. Dmitrieva O., Ushakov D. Infliatsiia sprosa i infliatsiia predlozheniia: prichiny i formy rasprostrane-
niia [Inflation of demand and inflation of offer: reasons and distribution forms]. Voprosy ekonomiki — Issues of economy, 2011, no. 3, pp. 40—52.
4. Moiseev S. R. Vzlet i padenie monetarizma [The Rise and Fall of Monetarism]. Voprosy ekonomiki — Issues of economy, 2002, no. 9, pp. 92—104.
5. The main directions of uniform state monetary policy for 2014 and 2015 and 2016: project. Bank of Russia. Moscow, 2013. 32 p.
6. The official site of Bank of Russia. Available at: http://www.cbr.ru. (In Russ.)
7. Smirnova O. V. O vliianii denezhno-kreditnoi politiki na velichinu pribyli Banka Rossii [About influence of monetary policy on the size of profit of Bank of Russia]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2012, no. 42, pp. 13—18.
8. Smirnova O. V. Sen'orazh i formirovanie pribyli tsentral'nogo banka: teoretiko-ekonomicheskii aspekt [Seigniorage and formation of profit of the central bank: theoretic-economic aspect]. Finansy i kredit—Finance and credit, 2013, no. 1, pp. 22—28.
9. Smirnova O. V. Sen'orazh: mekhanizmy formirovaniia i metody rascheta [Seigniorage: mechanisms of formation and calculation methods]. Finansovaia analitika: problemy i resheniia — Fi-
nancial analytics: problems and decisions, 2012, no. 40, pp. 24—29.
10. Sukharev A. N. Gosudarstvennye sberezheniia i mezhdunarodnye rezervnye aktivy: ekonomicheskaia sushchnost', vzaimosviaz' i razlichie [State savings and international reserve assets: economic essence, interrelation and distinction]. Ekonomicheskie nauki — Economic sciences, 2009, no. 4, pp. 352—355.
11. Sukharev A.N. Mekhanizm obrazovaniia pribyli tsentral'nykh bankov [Mekhanizm of formation of profit of central banks]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2011, no. 23, pp. 15—21.
12. Sukharev A. N. Stabilizatsionnyi finansovyi mekhanizm sovremennykh gosudarstv: teoriia, praktika i perspektivy [Stabilization financial mechanism of the modern states: theory, practice and prospects]. Finansovaia analitika: problemy i resheniia — Financial analytics: problems and decisions, 2010, no. 11, pp. 40—46.
13. Sukharev A. N. Finansovaia ustoichivost' i platezhesposobnost' gosudarstva [Financial stability
and solvency of the state]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2010, no. 31, pp. 8—15.
14. Sukharev A. N. Fiskal'no-biudzhetnaia i den-ezhno-kreditnaia politika v kontekste antitsiklicheskogo regulirovaniia natsional'noi ekonomiki [Fiscal and budgetary and monetary policy in context of counter-cyclical regulation of the national economy]. Finansovaia analitika: problemy i resheniia — Financial analytics: problems and decisions, 2010, no. 7, pp. 55—61.
15. Fisher I. Pokupatel'naia sila deneg [Purchase power of money]. Moscow, Delo Publ., 2001, 320 p.
16. Charkin A. V. Mirovoi opyt infliatsionnogo targetirovaniia [World experience of inflationary targeting] . Finansovyi zhurnal—Financial magazine, 2012, no. 1, pp. 115—128.
Aleksandr N. SUKHAREV
Tver State University, Tver, Russian Federation [email protected]