8 (368) - 2015
Учет и отчетность бюджетных учреждений
ОТРАЖЕНИЕ В БЮДЖЕТНОМ УЧЕТЕ
ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРИСОЕДИНЕНИЕМ УЧРЕЖДЕНИЯ К ДРУГОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
О. В. ЛЕВИНА, М. Ю. МИЛЛИАРД, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ
В целях повышения эффективности бюджетных учреждений и функционирования бюджетной системы в целом допускается присоединение одного бюджетного учреждения к другому, в том числе имеющих одного учредителя.
В статье рассмотрены порядок присоединения бюджетных учреждений, а также порядок отражения в бюджетном учете операций, связанных с присоединением учреждения к другому учреждению (дебиторская и кредиторская задолженность, остатки на лицевом счете.
Ключевые слова: бюджетное учреждение, реорганизация, присоединение, приносящая доход деятельность, обязательное медицинское страхование, государственные задания, дебиторская и кредиторская задолженность, бюджетная система, учредитель, Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Гэажданский кодекс Российской Федерации
В целях повышения эффективности бюджетных учреждений и функционирования бюджетной системы в целом допускается присоединение одного бюджетного учреждения к другому, в том числе имеющих одного учредителя.
Реорганизация бюджетных учреждений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 N° 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ).
Присоединяющееся бюджетное учреждение считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации (п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 16 Закона № 7-ФЗ). Рассмотрим практический пример.
Пример. В настоящее время бюджетное учреждение находится в состоянии реорганизации (присоединения к другому бюджетному учреждению). Оба учреждения имеют одного учредителя. Остатки средств на счете складываются из остатков субсидии:
1) на выполнение государственного задания («4»);
2) по приносящей доход деятельности («2»);
3) по обязательному медицинскому страхованию («7»).
В ходе реорганизации государственные задания учреждений не корректировались.
Как отразить в бюджетном учете операции, связанные с присоединением учреждения к другому учреждению (дебиторскую и кредиторскую задолженность, остатки на лицевом счете)?
В соответствии с п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании передаточного акта к присоединяющему юридическому лицу
переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
При этом передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отметим, что, по общему правилу, до составления передаточного акта орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, завершает расчеты с дебиторами и кредиторами, а также передачу материальных ценностей. По незаконченным расчетам с дебиторами и кредиторами учредителем принимается отдельное решение о списании дебиторской или кредиторской задолженности в установленном законодательством порядке. Остальные расчеты подлежат передаче учреждению-правопреемнику.
Порядок оформления передаточного акта, а также состав лиц, ответственных за его оформление, утверждаются локальными правовыми актами учреждения. Передаточный акт подписывается учреждением-правопреемником и реорганизуемым учреждением. Учреждение-правопреемник принимает активы и обязательства, кассовые и фактические расходы реорганизованного учреждения на основании передаточного акта и отражает их на дату окончания реорганизации в Главной книге и регистрах бухгалтерского учета, а также в бухгалтерской отчетности с начала года (смотрите письмо Минфина России от 22.08.2013 № 03-01-11/34511).
Отметим, что положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н), и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению», не определен детальный порядок бухгалтерского учета операций при реорганизации бюджетных учреждений. Учредитель вправе утвердить такой порядок своим распорядительным документом.
Отметим, что поправками в Инструкцию № 157н, вносимыми приказом Минфина России от
29.08.2014 № 89н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»», предусмотрено расширение области применения сч. 30406 «Расчеты с прочими кредиторами». Изменениями, в частности, предусмотрено использование данного счета для отражения сумм при принятии к учету нефинансовых и финансовых активов, расчетов по обязательствам, финансового результата по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации, в том числе путем присоединения.
Соответственно, расчеты по передаче имущества и обязательств в рассматриваемой ситуации могут быть организованы с применением сч. 30406000 «Расчеты с прочими кредиторами».
В бухгалтерском учете передающей стороны при этом могут быть оформлены следующие записи:
1) Д-т сч. 030406830 К-т сч. 0205(206) 00660 —
передана дебиторская задолженность присоединяемого учреждения;
2) Д-т сч. 0302(303) 00830 К-т сч. 030406730 — передана кредиторская задолженность присоединяемого учреждения.
В свою очередь принимающая сторона (учреждение-правопреемник) оформит в бухгалтерском учете обратные записи.
Передача остатков на лицевых счетах. При осуществлении реорганизации соответствующие лицевые счета бюджетного учреждения, открытые в органах Федерального казначейства, подлежат закрытию в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 № 24н (далее — Порядок № 24н).
Согласно п. 108 Порядка № 24н в случае закрытия лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса в связи с реорганизацией (ликвидацией) клиента передача показателей, отраженных на закрываемом лицевом счете, осуществляется на основании акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого организации, бюджетному (автономному) учреждению, по форме
согласно приложению 49 к Порядку № 24н (форма 0531961), представленного в орган Федерального казначейства по месту обслуживания учреждения.
Орган Федерального казначейства осуществляет проверку показателей, отраженных в акте приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого организации, бюджетному (автономному) учреждению (форма 0531961), на соответствие показателям, отраженным на лицевом счете для учета операций неучастника бюджетного процесса, а также реквизитов, предусмотренных к заполнению при представлении акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого организации, бюджетному (автономному) учреждению, в соответствии с п. 133 Порядка № 24н.
Не позднее пяти рабочих дней после передачи в установленном порядке в течение текущего финансового года показателей, отраженных на лицевом счете учреждения, осуществляется его закрытие (п. 109 Порядка № 24н).
При наличии на закрываемом лицевом счете показателей, не переданных до конца текущего финансового года, закрытие лицевого счета осуществляется не позднее 5 рабочих дней после завершения текущего финансового года на основании заявления на закрытие лицевого счета, оформленного уполномоченным руководителем органа Федерального казначейства работником.
При наличии на закрываемом лицевом счете для учета операций неучастника бюджетного процесса остатка денежных средств клиент представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания вместе с заявлением на закрытие лицевого счета в установленном порядке расчетный документ на перечисление остатка денежных средств по назначению (п. 110 Порядка № 24н).
Согласно письму Минфина России от 10.08.2012 № 02-03-09/3124, Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-454 перечисление неиспользованных остатков средств учреждения на вновь открываемые ему лицевые счета либо на лицевой счет принимающего учреждения осуществляется на основании представленного учреждением в орган Федерального казначейства платежного (расчетного) документа. В рамках одного и того же счета по учету средств учреждений перечисление осуществляется без направления платежных документов в учреждение Центрального банка Российской Федерации, в котором открыт счет управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.
Перечисление в этом случае возможно отразить следующими проводками:
— в учете передающей стороны:
Д-т сч. 030406830 К-т сч. 020111610 — отражено перечисление средств по каждому виду деятельности учреждению-правопреемнику;
— в учете принимающей стороны:
Д-т сч. 020111510 К-т сч. 030406730 — отражено поступление средств по каждому виду деятельности в учете учреждения-правопреемника.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
3. О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»: приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н.
4. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
5. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
6. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.
7. Письмо Минфина России от 22.08.2013 № 0301-11/34511.
8. Письмо Минфина России от 10.08.2012 № 02-03-09/3124, Федерального казначейства № 427.4-05/5.1-454.
9. Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства: утвержден приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 № 24н.