Научная статья на тему 'Реорганизация государственных учреждений путем присоединения, необходимые мероприятия и отражение в бухгалтерском учете'

Реорганизация государственных учреждений путем присоединения, необходимые мероприятия и отражение в бухгалтерском учете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5299
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селезнева Г. А.

Вопрос о проведении реорганизационных мероприятий, последовательности их проведения и правильности отражения реорганизации в учете длительное время остается одним из наиболее проблемных вопросов в бюджетном учете. Очень часто понятие реорганизации путают с ликвидацией учреждения. Самым главным отличием этих двух мероприятий является наличие правопреемственности. При реорганизации юридического лица предусмотрена правопреемственность по всем активам и обязательствам (ч. 1 ГК РФ ст. 58). Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ч. 1 ГК РФ ст. 61). Реорганизация может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ч. 1 ГК РФ ст. 57). Одним из распространенных видов реорганизации является реорганизация путем присоединения к одному учреждению другого или нескольких учреждений. Автор рассматривает основные мероприятия, проводимые в процессе реорганизации в форме присоединения и нормативные документы, их регламентирующие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реорганизация государственных учреждений путем присоединения, необходимые мероприятия и отражение в бухгалтерском учете»

Всё для бухгалтера

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПУТЕМ ПРИСОЕДИНЕНИЯ,

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Г. А. СЕЛЕЗНЕВА, заместитель главного бухгалтера по методологии, организационной и контролъно-ревизионнойработе Томского государственного университета

Вопрос о проведении реорганизационных мероприятий, последовательности их проведения и о правильности отражения реорганизации в учете длительное время остается одним из наиболее проблемных вопросов в бюджетном учете. Очень часто понятие реорганизации путают с ликвидацией учреждения. Самым главным различием этих двух мероприятий является наличие правопреемственности. При реорганизации юридического лица предусмотрена правопреемственность по всем активам и обязательствам (ч. 1 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) ст. 58). Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ч. 1 ГК РФ ст. 61). Реорганизация может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ч. 1 ГК РФ ст. 57).

Одним из распространенных видов реорганизации является реорганизация путем присоединения к одному учреждения одного или нескольких учреждений. В своей статье я рассматриваю основные мероприятия, проводимые в процессе реорганизации в форме присоединения и нормативные документы, ихрегламентирующие.

Своим постановлением от 10.02.2004 № 71 Правительство РФ определяет, что решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством РФ на основании проектов, подготовленных федеральными органами исполнительной

власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). После принятия решения о реорганизации Правительство РФ издает распоряжение о реорганизации федеральных учреждений путем присоединения к нему других федеральных учреждений. На основании данного распоряжения федеральный орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), издает приказ по своему ведомству о проводимой реорганизации с указанием присоединяемых федеральных учреждений, сроков проведения реорганизации, а также назначает председателей комиссий по реорганизации.

После доведения приказа о реорганизации федеральное государственное учреждение обязано создать комиссию по реорганизации, разработать план мероприятий по проведению реорганизации, а также сроки проведения данных мероприятий.

В плане мероприятий, по мнению автора, может быть выделено три этапа:

• подготовительный,

• непосредственно мероприятия по передаче имущества и обязательств,

• заключительные мероприятия.

Во время подготовительного этапа необходимо произвести следующие мероприятия.

1. Направить налоговому органу по месту нахождения организации (в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц)

сообщение о реорганизации юридического лица с указанием формы реорганизации. Сообщение заполняется по форме С-09-4, утвержденной приказом ФНС России от 17.01.2008 № ММ-3-09/11@. Сообщение о реорганизации должно быть направлено в налоговый орган в течение трех дней со дня принятия решения о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, подп. 4 п. 2ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ)). К сообщению прикладывается копия приказа о реорганизации органа исполнительной власти, принявшего решение о реорганизации. Данное сообщение должно быть направлено в налоговые органы каждым из реорганизуемых юридических лиц.

2. Осуществить публикацию в «Вестнике государственной регистрации» о реорганизации юридического лица и присоединяемых к нему учреждений. Данную публикацию должно дать каждое из реорганизуемых юридических лиц. Публикация делается дважды с периодичностью один раз в месяц, это требование предусмотрено в абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ. Без данной публикации документы на исключение из единого государственного реестра юридических лиц не принимаются. Представитель заявителя, представляющий бланк-заявку на публикацию, должен иметь доверенность на представление данной публикации и сопроводительное письмо. Сведения, необходимые для осуществления данной публикации, можно найти на сайте «Вестника государственной регистрации» по адресу: http://www. vestnik-gosreg. га. На этом сайте размещен порядок приема сообщений для публикаций, перечень необходимых документов и адреса региональных представителей.

3. Направить уведомление о предстоящей реорганизации во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Для данного уведомления специальная форма не утверждена, оно делается в простой письменной форме, на бланке учреждения в двух экземплярах, один экземпляр с отметкой фонда о получении остается в учреждении.

4. Направить уведомление кредиторам, атакже постоянным контрагентам, с которыми заключены долгосрочные договоры о предстоящей реорганизации, в простой письменной форме. Уведомление кредиторов и постоянных контрагентов необходимо сделать в первую очередь для сообщения об изменении информации об учреждении, в том числе об изменении платежных реквизитов. На основании данных бухгалтерского учета составляется список кредиторов присоединяемого учреждения на день принятия решения о реорганизации. В список кре-

диторов включаются кредиторы по следующим кодам счетов бюджетного учета: 020500000,020800000, 030200000, 030300000,030401000-030403000.

Подготовить сообщение о реорганизации, публикацию и письма во внебюджетные фонды можно одновременно, в течение одного дня.

5. Провести инвентаризацию имущества в каждом из реорганизуемых юридических лиц, инвентаризацию расчетов по налогам и сборам и прочим платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами по доходам и с поставщиками и подрядчиками. Инвентаризация проводится в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Об инвентаризации в связи с реорганизацией в присоединяемом учреждении руководителем издается приказ. В случае наличия расхождения между результатами инвентаризации и данными бухгалтерского учета в бухгалтерский учет должны быть внесены соответствующие исправления. На данном этапе рекомендуется со всеми контрагентами по доходам и с поставщиками и подрядчиками подписать акты сверок, во избежание возможных недоразумений. В ходе проведения инвентаризации дебиторской задолженности присоединяемое учреждение должно провести работу по выявлению и списанию безнадежных долгов. При исчислении срока исковой давности следует учитывать, что общий срок исковой давности установлен в три года (ст. 196 ГК РФ). Кроме того, при исчислении срока исковой давности следует учитывать положения ст. 200 и 203 ГК РФ. В процессе инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности в обязательном порядке выявляется взаимная задолженность учреждений, участвующих в реорганизации.

Все исправления в учет в случае обнаружения отклонений фактического наличия активов и обязательств от учетных данныхдолжны быть внесены до составления передаточного акта. Особое внимание хочу обратить на инвентаризацию объектов недвижимости. Необходимо проверить не только фактическое наличие самих объектов, но и наличие правильно оформленных правоустанавливающих документов на сами объекты недвижимости и на земельные участки, на которых они расположены — свидетельств о государственной регистрации, технических паспортов, кадастровых планов и т. д. Во время проведения инвентаризации рекомендуется составить специальную опись для объектов, не пригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, с указанием времени ввода

в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ), а также опись объектов, по которым недооформлены правоустанавливающие документы, с указанием недостающихдокументов.

6. Уведомить сотрудников присоединяемых учреждений о предстоящей реорганизации, в письменной форме, не позднее, чем задва месяца (ст. 74 ТК РФ) до момента изменений существенных условий договора.

Все мероприятия подготовительного этапа, за исключением инвентаризации, как правило, осуществляются юридическим отделом учреждения.

Второй этап — это передача имущества, прочих активов, включая нематериальные, прав и обязательств учреждению-правопреемнику. Во время этого этапа передаются не только имущество, денежные средства и задолженности, но и осуществляется перевод сотрудников присоединяемых учреждений в учреждение-правопреемник, передаются архивы реорганизуемых учреждений. Этот этап, пожалуй, самый сложный и с точки зрения определения последовательности действий, и с точки зрения согласования документов. Лучше всего данный этап приурочить к дате составления промежуточной отчетности: 1 апреля, 1 июля текущего финансового года.

На данном этапе необходимо произвести следующие операции и составить следующие документы:

1. Составить передаточные акты на недвижимое имущество, движимое имущество в виде реестров, с указанием инвентарных номеров, года ввода в эксплуатацию, первоначальной (балансовой) стоимости, суммы начисленной амортизации и остаточной стоимости. Для недвижимого имущества указывается адрес (месторасположение). Передаточный акт на объекты недвижимости должен быть согласован с территориальным управлением государственной собственностью или иным исполнительным органом, полномочным вести реестр государственного имущества.

2. Составить перечень земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости с указанием правоустанавливающих документов о землепользовании.

3. Составить перечень объектов интеллектуальной собственности, в том числе тех, на которые охранные документы находятся на стадии оформления или отсутствуют.

4. Составить передаточную смету доходов и расходов федерального бюджета в разрезе предметных статей в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, утвержденных бюджетному учреждению на текущий финансовый период.

5. Составить и подписать передаточный акт, на основании которого юридическое лицо, к которому производится присоединение, становится правопреемником по всем правам и обязательствам присоединяемого учреждения, в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые третьими лицами. По данному акту передаются основные средства, нематериальные активы, денежные средства, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, прочие активы и обязательства, права на объекты интеллектуальной собственности, находящиеся на хранении и подлежащие хранению подлинники документов, а также работники, принятые в порядке реорганизации. К данному акту прилагаются передаточные акты движимого и недвижимого имущества, передаточные сметы, передаточный баланс, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности по счетам учета, опись передаваемых объектов интеллектуальной собственности, опись передаваемых подлинников документов, список сотрудников, принимаемых в порядке реорганизации, с указанием занимаемой должности, ставок и разряда по ETC. Передаточный акт с приложениями к нему подписывается руководителями и главными бухгалтерами реорганизуемых учреждений, прошивается, пронумеровывается, скрепляется печатью и представляется на утверждение соответствующему органу государственной власти или местного самоуправления, создавшему учреждение. Передаточные акты с приложениями к ним составляются как минимум в 6 экземплярах. Вместе с передаточными актами (общими) должны быть составлены, подписаны и согласованы у главного распорядителя бюджетных средств акты приема-передачи недвижимого имущества и транспортных средств на каждый инвентарный объект учета. Данные акты необходимы для переоформления свидетельств о собственности на недвижимое имущество и перерегистрации транспортных средств в ГИБДД. Акты приема-передачи объектов учета составляются в 5 экземплярах — по одному для каждой из сторон, осуществляющих прием-передачу, один для территориального управления государственной собственностью, один для управления имуществом органа государственной власти, еще один экземпляр необходимо будет представить в органы ГИБДД или орган, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию сделок с недвижимостью.

Необходимо отметить, что баланс по форме 0503230, предусмотренный приказом Минфина России как разделительный (ликвидационный) баланс, в случае реорганизации в форме присоединения и слияния применять совершенно бессмысленно.

При реорганизации в форме присоединения и слияния необходимо утвердить вступительный баланс, который будет представлять собой построчную сумму входящих остатков на начало текущего периода. Форму 0503230 в случае слияния и присоединения можно порекомендовать как форму промежуточной отчетности для учреждений, деятельность которых в результате реорганизации как самостоятельных юридических лиц прекращается. Передаточный баланс в случае слияния и присоединения должен выглядеть несколько иным образом.

По своему опыту проведения реорганизации могу сказать, что лучше всего сделать не менее 10 экземпляров передаточного акта. Передаточный акт с прилагаемыми к нему документами представляется главному распорядителю бюджетных средств для его утверждения, если реорганизация проводится в рамках одного ГРБС и двум главным распорядителям, если реорганизуемые учреждения подведомственны разным ГРБС.

После утверждения передаточного акта начинается третий, заключительный, этап присоединения.

Заключительный этап включает в себя следующие мероприятия:

1. Исключение присоединяемых юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц. В федеральную налоговую службу, в отдел, занимающийся ведением Единого государственного реестра юридических лиц, представляется следующий комплект документов — передаточный акт (прошитый, пронумерованный, заверенный руководителем учреждения), утвержденный органом исполнительной власти (ГРБС), заявление о прекращении деятельности присоединенной некоммерческой организации (форма № РН 0009 утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212), копия приказа о реорганизации, копия бланка-заявки публикации в «Вестнике государственной регистрации» с отметкой о принятии публикации о реорганизации, копии уведомлений внебюджетных фондов с отметкой о получении, заверенные печатью учреждения, письмо в произвольной форме на бланке учреждения со сведениями о правопреемстве. Копия Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц направляется главному распорядителю бюджетных средств.

2. Составление передаточной сметы, в случае если до момента исключения из ЕГРЮЛ присоединенного учреждения была корректировка утвержденных лимитов бюджетных обязательств. На основании передаточной сметы и сведений об исключении присоединенных учреждений из ЕГРЮЛ, ГРБС направляет в органы, осуществляющие кассовое

обслуживание бюджета, уведомление о бюджетных ассигнованиях (лимитах бюджетных обязательств) из федерального бюджета на текущий финансовый год с минусом на присоединенные учреждения, с плюсом на учреждение-правопреемник.

3. Передача кассовых расходов по бюджетным средствам и средствам по приносящей доход деятельности по акту формы КФД 0531728, доведенной приказом Минфина России от 30.09.2008 № 104н (Приложение № 7).

4. Закрыть расчетные и валютные счета в банке и других кредитных организациях, если такие были открыты, остатки средств перечислить на счета учреждения-правопреемника. В связи с тем, что расчеты в иностранной валюте между организациями, находящимися на территории Российской Федерации, запрещены, банки конвертируют средства в иностранной валюте и перечисляют на лицевой счет учреждения в казначействе в рублях, на основании представленного в банк платежного поручения. Для закрытия валютного счета необходимо составить заявление о закрытии счета и направить в банк письмо в произвольной форме с уведомлением о реорганизации и перечислении средств на счет учреждения-правопреемника. К письму должна прилагаться копия приказа федерального органа исполнительной власти о реорганизации путем присоединения.

5. Издать приказ о закрытии лицевых счетов, открытых для учета средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в органах, осуществляющих кассовое исполнение бюджета.

6. Составить передаточные акты кассового дохода и расхода по лицевому счету с начала года. Акты составляются по форме, предусмотренной для отчета об исполнении бюджета получателя средств бюджета форма 0503127 по ОКУД с пометкой «передаточная». Данная форма подписывается руководителем и главным бухгалтером передающего учреждения, учреждения-правопреемника, а также согласовывается с руководителем и главным бухгалтером отделений федерального казначейства, в которых открыты лицевые счета учреждений. Данные акты составляются как минимум в шести экземплярах — по одному для каждого из учреждений, по одному в отделения федерального казначейства, по месту нахождения лицевых счетов, один как приложение к передаточному акту в вышестоящую организацию и один как приложение к передаточному акту, представляемому в ФНС для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Остатки денежных средств на лицевом счете перечисляются на лицевой счет учреждения-правопреемника.

7. Издать приказ о сотрудниках присоединяемых учреждений с указанием даты, с которой они являются сотрудниками учреждения, к которому происходит присоединение. Передать по акту личные карточки формы Т-2 и трудовые книжки, а также лицевые карточки работников по учету заработной платы.

8. Составление итоговой бюджетной отчетности на дату исключения из единого государственного реестра юридических лиц присоединенных учреждений. Отчетность составляется в объеме форм годовой отчетности с подробной расшифровкой показателей дебиторской и кредиторской задолженности, а также с полной информацией о результатах проведенной инвентаризации.

9. Составление итоговой налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц, персонифицированному учету по взносам в Пенсионный фонд РФ, отчетов в Фонд социального страхования, итоговых расчетов по налогам и сборам в бюджет.

10. Доведение информации об исключении из ЕГРЮЛ присоединенных учреждений до внебюджетных фондов, закрытие лицевых счетов по налогам и сборам присоединенных учреждений с одновременным переносом остатков на лицевой счет учреждения-правопреемника.

Следует отметить, что основным документом о порядке отражения в бухгалтерском учете проводимой реорганизации, в том числе в форме присоединения одного юридического лица к другому, является приказ Министерства финансов РФ от 20.05.2003 № 44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций». Данный приказ (по тексту самого приказа) на бюджетные учреждения не распространяется. Тем не менее другого документа нормативного характера, за исключением нескольких писем Министерства финансов РФ, регламентирующего отражение в учете реорганизации в форме присоединения, в настоящий момент не существует. Сам приказ не содержит норм, противоречащих нормативно-правовым актам, регламентирующих ведение бюджетного учета и, на мой взгляд, может быть принят за основу, с уточнениями, внесенными письмом Минфина России от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176.

В соответствии с данными документами, составление передаточного акта рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемой организацией. На мой взгляд, более целесообразно

составлять передаточный акт на дату составления промежуточной отчетности — на 1 апреля или на 1 июля текущего финансового года. Это связано с тем, что процедура реорганизации в учреждениях бюджетной сферы несколько более трудоемка, требует оформления большего количества документов, чем при реорганизации юридических лиц другой формы собственности. Большой объем составляемых документов связан в первую очередь с передачей лимитов бюджетных обязательств, который осуществляется Министерством финансов РФ на основании данных, представленных главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находятся реорганизуемые учреждения, и передачей имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, с согласованием в управлении государственной собственностью. И если передача лимитов через органы Федерального казначейства Министерством финансов РФ осуществляется оперативно, то управление имущества согласовывает любые документы по движению нефинансовых активов учреждения в срок от 30 до 90 дней. Промежуточная и итоговая отчетность составляется присоединяемыми учреждениями в объеме, предусмотренном для представления годовой отчетности. В состав годовой отчетности бюджетополучателей включаются следующие формы.

• Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130).

• Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).

• Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, админист-раторадоходов бюджета (ф. 0503127).

• Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетныхсредств (ф. 0503137).

• Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121).

• Пояснительная записка (ф. 0503160).

• Порядок составления и представления отчетности бюджетными учреждениями регламентируется приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н.

Отчеты ф. 0503127, ф. 0503137 и Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя

бюджетных средств (ф. 0503178) составляются дважды:

• первый раз — на дату составления передаточного акта, по произведенному кассовому расходу, чтобы подтвердить размер кассового расхода, и остаткам денежных средств на счетах, в том числе валютных;

• передаточные, датой передачи кассового расхода за период с 1 января текущего финансового года до даты закрытия лицевого счета. На основании данных передаточных актов кассовый расход передается из присоединяемого учреждения в учреждение-правопреемник. Передача осуществляется путем простого сложения. По выписке присоединяемого учреждения проводятся операции на суммарный кассовый расход со знаком «минус», по выписке правопреемника — со знаком «плюс».

Основную проблему составляет отражение в учете операций по передаче данных балансов присоединяемых учреждений. До даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяющегося учреждения все операции, связанные с его текущей деятельностью, отражаются в бюджетном учете присоединяющегося учреждения. Датой исключения из ЕГРЮЛ присоединенного учреждения необходимо изменить входящие остатки на начало года и обороты по всем счетам бюджетного учета. Согласно нормативно-правовым документам данная передача должна осуществляться путем простого добавления остатков на начало года по реорганизуемым учреждениям и их суммарных оборотов по счетам на основании данных передаточных балансов и главной книги, без составления бухгалтерских проводок. На практике же редко кто из учреждений ведет ручной учет. При машинной обработке данных для внесения остатков и оборотов по передаваемым учреждениям целесообразнее всего использовать вспомогательные счета типа 00.00, суммарный оборот по которым после полной передачи остатков по дебету и кредиту должен быть равен нулю. При переносе остатков и оборотов присоединяемого учреждения не должны включаться числовые показатели, отражающие взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность между реорганизуемыми учреждениями. Остатки по счетам взаимной дебиторской задолженности и обязательств, оставшиеся на момент проведения реорганизации, необходимо перенести на счет 30404000 «Внутренние расчеты»:

Дт 30404510 Кт 20619660 (поавансам, перечисленным в счет поставки оборудования)

Дт 30404510 Кт 20503660 (по задолженностям по оказанным услугам)

Дт 30209830 Кт 30404610 (по обязательствам по оказанным услугам).

При формировании заключительных оборотов на отчетную дату 31. 12.2009 остатки по счетам внутренних расчетов будут перенесены на счет 40103000.

В некоторых случаях присоединяемые учреждения включаются в состав правопреемника с выделением в отдельное обособленное структурное подразделение с открытием лицевого счета в органах, организующих кассовое исполнение бюджетов, и наделением имуществом, которое ранее числилось на балансе присоединенного государственного учреждения. Такие передачи должны быть оформлены накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств формы 0306032 ОКУД, этой же формой можно пользоваться для передачи материальных запасов. При таком выделении присоединенного учреждения на обособленный баланс возникают определенные сложности методологического характера. Дело в том, что имущество в таком случае может быть передано в созданное структурное подразделение, остатки денежных средств перечислены на его лицевой счет, а обороты по кассовому расходу останутся на лицевом счете учреждения-правопреемника. В такой ситуации, на мой взгляд, более всего целесообразно использовать счет 30404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств». Тогда оформление операции по передаче кассового расхода нужно отразить в корреспонденции со счетом 30404000:

Переданы кассовые расходы по бюджетному счету:

по суммам на расходы по оплате труда Дт 30405211 Кт 30404211;

по суммам по начислению на оплату труда Дт 30405213 Кт 30404213;

по суммам, перечисленным на приобретение ОС Дт 30405310 Кт 30404310.

Аналогично передается кассовый расход по внебюджетному счету:

по суммам на расходы по оплате труда Дт 20101510 Кт 30404211;

по суммам по начислению на оплату труда Дт 20101510 Кт 30404213;

по суммам, перечисленным на приобретение ОС Дт 20101510 Кт 30404310.

Суммы остатков денежных средств, перечисленных на лицевой счет по учету средств от приносящей доход деятельности, а также обороты по кассовому доходу отразить на счете расчетов с дебиторами по доходам:

Дт 20101510 Кт20503660, при этом лучше завести отдельный вид аналитического учета — обороты по реорганизуемым НИИ. Таким образом, сумма кассового расхода по счету 30404000 по передаче кассового расхода будет равна сумме переданных остатков и оборотов по счету 20503000 с аналитикой по видам контрагентов. Обороты по переданному имуществу в обособленное подразделение, а также дебиторскую и кредиторскую задолженности отразить в корреспонденции: Дт 30404000 Кт 10104310 Дт 30219730 Кт 30404000 в головном учреждении и обратными проводками в обособленном структурном подразделении. При составлении консолидированного отчета в целом по учреждению данные обороты должны быть тщательно выверены и исключены из сводной отчетности.

В связи с тем, что по хозяйственным договорам, заключенным до принятия решения о реорганизации, очень часто платежи продолжают поступать на лицевые счета учреждений, которые уже закрыты, учреждения казначейства по письму перечисляют денежные средства на лицевой счет учреждения правопреемника. Данные суммы зачисляются

на счет и отражаются проводкой Дт 20101510 Кт 20503660. При составлении консолидированного баланса остатки этих денежных средств должны быть также тщательно выверены и исключены из сводной отчетности, для того чтобы избежать «за-двоения» оборотов и остатков по счету 20503000.

При составлении пояснительной записки к годовому балансу учреждение-правопреемник отражает изменение валюты баланса, связанной с реорганизацией, в форме 0503173 по ОКУД «Сведения об изменении остатков валюты баланса».

В данной статье мной не преследовалась цель описать все юридические тонкости оформления документов по реорганизации, указаны лишь документы, влекущие за собой необходимость отразить этапы реорганизации в бюджетном учете, составить необходимые формы отчетности и сделать бухгалтерские записи. Кроме перечисленных выше процедур, должны быть внесены изменения в устав и предприняты действия по сокращению штатов и приведению их в соответствие с новым статусом учреждения (к примеру, не может быть двух главных бухгалтеров, двух начальников отдела кадров и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.