Региональная экономика
УДК 332.83(470)+332.13(470)
ББК У9(2)44+У9(2)-96
ОТРАСЛЬ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Е.В. Дерябина
Статья посвящена актуальному вопросу определения места отрасли жилищно-коммунального хозяйства в системе современной экономики России. Рассмотрены сущность и взаимосвязь понятий «социальной сферы» и «непроизводственной сферы» в сложившихся экономических условиях. В статье автором предпринята попытка определить место жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в социальной сфере экономики как специфической подсистемы общественного воспроизводства.
Ключевые слова: непроизводственная сфера, социальная сфера, экономические отношения, классификация отраслей, жилищно-коммунальное хозяйство, воспроизводственный процесс, экономическая деятельность.
Непроизводственная сфера, являясь составной частью народно-хозяйственного комплекса, представляет почти третью часть современной экономики и относится к сфере услуг. Следовательно, она является элементом системы экономических отношений и подчиняется действующим в обществе экономическим законам.
Происходящие в стране инновационные процессы в технике и технологии, социальной жизни еще более актуализируют необходимость комплексного решения социально-экономических проблем. Резко усиливается взаимовлияние экономических и социально-политических процессов не только на воспроизводственные процессы в экономике, но и на социальное развитие общества в целом, и в полном объеме проявляется всесторонняя взаимосвязь экономики и духовной жизни людей. Поэтому вопросы социально-экономического развития приобретают ключевое значение при рассмотрении любых сторон жизни общества во всех сферах деятельности и значительно возрастает необходимость учета человеческого фактора в воспроизводственном процессе.
В России вопросы взаимосвязи и взаимовлияния экономических и социальных факторов всегда были предметом пристального внимания общества. Особое место среди них занимает «социальная сфера» со своими проблемами развития, которую многие ученые рассматривают идентично понятию непроизводственной сферы. Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению процесса функционирования непроизводственной сферы экономики, необходимо проанализировать сущность и взаимосвязь понятий «социальная сфера» и «непроизводственная сфера» поскольку, по нашему мнению, эти понятия неоднозначны.
Экономическая категория «социальная сфера» в качестве инструмента анализа экономических процессов в обществе была официально признана советской наукой в 1927 году. В журнале «Плановое хозяйство» русские ученые в области политэкономии и социологии Вайсберг Р. и Петров А. в ходе дискуссии рассмотрели ряд аргументов в пользу определения труда в сфере услуг непроизводительным. По мнению Вайсберга Р., существенное различие между общественным и материально отделимым от человека продуктом труда и услугой в том, что выполненная услуга в итоге оказывается «моментально погибшей», то есть одну и ту же услугу нельзя использовать дважды [1]. По утверждению Петрова А., услуги, поскольку они служат удовлетворению потребностей в форме деятельности, не представляют собой стоимости. Компромиссным мнением Вайсберга Р. и Петрова А. было определено, что отрасли, где главным содержанием труда является не создание материальных благ, а обслуживание жизнедеятельности общества, образуют непроизводственную, то есть социальную сферу экономики [1,2].
В настоящее время во многих научных работах рассматривается проблематика понятия, структуры и развития социальной сферы. Объединяет все эти работы одно: до сих пор не определены четкие границы исследований в этой области, дифференциация исходных понятий (социальная сфера, социальный комплекс, социальная инфраструктура и т. д.), не сложилось и общего мнения об экономическом содержании и определении социальной сферы.
По мнению Куракова Л.П. и Викторова В.Н., емкое понятие социальной сферы фактически сводится к совокупности отраслей социальнокультурного комплекса, что является достаточно распространенным явлением. В ряде случаев об-
ласть социальной сферы неправомерно сужают до определенной «совокупности всех услуг и работ, осуществляемых объектами социальной инфраструктуры», либо представляют социальную сферу как некий «территориально-отраслевой комплекс, складывающийся из социальной инфраструктуры и сферы социального обслуживания» [4].
Тишин Е.В. считает, что при определении сущности категории «социальная сфера» необходимо учитывать, что «ключевой целью социального развития страны является рост качества жизни людей», а «развитие социальной сферы, с одной стороны, направлено на повышение социального качества человеческого потенциала, а с другой -на обеспечение необходимой для нормального хода экономических процессов социальной стабильности в обществе» [10]. Таким образом, понятие социальной сферы рассматривается, с одной стороны, через систему общественных отношений, с другой, - через экономическое взаимодействие в обществе. Характерной чертой экономических отношений в социальной сфере является удовлетворение общественных потребностей как материальных, так социальных и духовных, в основу удовлетворения которых заложено потребление конкретных услуг. Таким образом, социальная сфера образует третичный сектор экономики -сектор услуг.
В целях уточнения определения понятия «социальная сфера» целесообразно рассмотреть ее структуру, то есть многообразие отраслей и подотраслей, входящих в ее состав. В период плановой экономики социальная сфера России по своему составу была близка к непроизводственной сфере, однако не равнозначна ей.
В СССР Центральное статистическое управление (ЦСУ) и Госплан относили к непроизводственной сфере жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения; пассажирский транспорт; связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения); здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение; просвещение; культуру; искусство; науку и научное обслуживание; управление; общественные организации.
В соответствии с действовавшей до конца 80-х годов прошлого столетия классификацией Госкомстата СССР сфера материального производства включала 12 групп укрупненных отраслей, а непроизводственная (социальная) сфера - две группы (рис. 1). Все отрасли народного хозяйства разделялись на межотраслевые группы на основе научно-обоснованных признаков классификации отраслей общественного воспроизводства.
В отличие от сферы материального производства непроизводственная сфера объединяет отрасли, в которых полезная деятельность людей проявляется в виде услуг, обеспечивающих обслуживание процессов жизнедеятельности общества. Поскольку в то время считалось, что непроизвод-
ственная сфера представляет собой сферу экономики, непосредственно не связанную с созданием материального продукта, то в нее не были включены некоторые отрасли, такие как общественное питание и торговля, поскольку считалось, что в этих отраслях материальный продукт либо создается, либо доводится до потребителя.
В научной литературе существует несколько точек зрения относительно классификации социальной сферы. По мнению советского экономиста Правдина Д.И., социальную сферу определяют пять групп:
1) распределение и обмен (торговля, заготовки, государственное страхование, кредитование, материально-техническое снабжение);
2) потребительские услуги (бытовое и жилищно-коммунальное хозяйство, общественное питание);
3) охрана здоровья населения;
4) формы общественного сознания (просвещение, наука, культура);
5) управление и охрана общественного порядка (органы управления, обороны, МВД, общественные организации) [1].
Известный российский философ и социолог Семенов B.C. выделяет четыре сферы общественного производства:
1) материальное производство;
2) духовное производство и здравоохранение;
3) обслуживание (торговли и общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, культурно-просветительные учреждения);
4) сферу управления [1].
В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) выделял 23 отрасли народного хозяйства. С точки зрения характера общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода отрасли народного хозяйства к непроизводственной сфере, в соответствии с действующим (ОКОНХ) до 2003 года, были отнесены 9 отраслей народного хозяйства: жилищное и коммунальное хозяйство, здравоохранение, физкультура и спорт, наука, финансы и кредит, страхование, пенсионное обеспечение, управление и общественные объединения. Общероссийский классификатор фактически не отличался от ранее действовавшего классификатора Госкомстата СССР. Однако в его состав не были включены такие сферы деятельности, как розничная торговля, пассажирский транспорт, общественное питание, связь, которые в настоящее время оказывают рыночные услуги населению.
В условиях перехода к рыночным отношениям хозяйствования произошедшие структурные изменения затронули не только материальную, но и социальную сферу. Существенное воздействие на классификацию отраслей социальной сферы
. ;
Отрасли непроизводственной сферы
Ш
Отрасли, услуги которых удовлетворяют социально-экономические потребности общества
Отрасли, услуги которых удовлетворяют культурно-бытовые потребности общества и социальные потребности населения
- Геология и разведка недр; - Жилищно-коммунальное
- водное хозяйство (кроме видов, хозяйство;
которые отнесены к материальному - бытовое обслуживание;
производству); - народное образование;
- управление, наука и научное - пассажирский транспорт и связь
обслуживание; (обслуживающие
- общественные организации непроизводственную сферу);
- кредитование; - здравоохранение;
- государственное страхование. - физическая культура;
- социальное страхование
у V
Рис. 1. Классификации отраслей непроизводственной сферы
оказала информационная интеграция России в мировое сообщество, что вызвало пересмотр целого ряда классификаций, ориентированных на перспективы развития национальной экономики. Все хозяйствующие единицы были сгруппированы в соответствии с типами экономического поведения по секторам экономики (организации по производству товаров и услуг, государственные (муниципальные) учреждения, домашние хозяйства и общественные организации) [8, 9].
Кроме того, коренным отличием структуры социальной сферы советского периода от переходного периода является то, что многие услуги стали платными, что способствовало расширению представления о социальной сфере по обслуживанию населения и привело к тому, что большинство экономических субъектов стали предоставлять различные услуги населению на коммерческой основе.
В процессе разгосударствления социальной сферы часть организаций таких отраслей как бытовое обслуживание, туризм, гостиничное, жилищное и коммунальное хозяйство и некоторые другие перешли в частную форму собственности, что послужило образованию большого количества абсолютно новых предпринимательских структур, которые были отнесены к социальной сфере экономики России. В связи с этим состав структуры социальной сферы, утвержденной в 1992 году Общероссийской классификацией видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), изменился. Из его состава были исключены такие виды деятельности, как наука, государственное управление и финансы. В это же время социальная сфера обновляется за счет возникновения новых видов деятельности, таких как индустрия туризма, средства массовой информации, информационные
технологии, консалтинг, природоохранная деятельность, рекламная деятельность, а также отраслей, предоставляющих услуги материального характера (пассажирский транспорт, коммунальное хозяйство, жилищное строительство), имеющих вещественную форму блага.
Соединение непроизводственной сферы с отраслями, предоставляющими рыночные услуги, дает наиболее полное представление о составе сферы по обслуживанию населения. Однако возникают сложности по выделению социальной сферы по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) в связи с тем, что значительная часть видов деятельности предоставляет услуги не только населению, но и производителям (производственные услуги). При этом к социальной сфере относятся следующие виды деятельности, оказывающие рыночные и нерыночные услуги населению: электро-, газо- и водоснабжение; оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования (в части розничной торговли и ремонтных работ по заказам населения); гостиницы и рестораны; транспорт, складское хозяйство и связь в части обслуживания населения; финансовое посредничество в части страхования населения и пенсионного обеспечения; государственное управление и оборона, обязательное социальное страхование; образование; здравоохранение и социальные услуги; предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг; ведение частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием. Одновременно с этим перечнем отраслей, входящих в состав социальной сферы, существует и более узкое понятие, ограниченное деятельностью по социальному
обеспечению и социальной защите определенных слоев населения.
В 2003 году ОКДП сменился новым Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), разработанным в соответствии с Федеральной целевой программой «Реформирование статистики в 1997-2000 годах», предусматривающей создание «системы взаимоувязанных общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции и услуг». Объектами новой классификации являются виды экономической деятельности субъектов хозяйственной деятельности (хозяйствующих субъектов) с однопрофильной и многопрофильной деятельностью, характеризующихся различной степенью хозяйственной обособленности, мерой самостоятельности.
Таким образом, современный ОКВЭД максимально приблизился по своему составу к Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (МСОК; ШС), в которой все виды экономической деятельности разделены на 10 отраслей, каждая из которых выделяет виды подотраслей, входящих в ее структуру (см. таблицу).
Согласно МСОК социальную сферу экономики определяют с шестой по десятую отрасли, сгруппированные по видам деятельности. Современным подходом к выделению социальной сферы следует считать Общероссийский классификатор видов деятельности, продукции и услуг, утвержденный в 1994 году. В основу этой классификации было положено понятие вида деятельности или чистой отрасли, то есть однородного технологического процесса по оказанию социальной услуги.
В соответствии с этим классификатором к социальной сфере относятся следующие виды деятельности:
- оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и бытовых приборов;
- гостиничный и ресторанный бизнес;
- транспортное, складское хозяйство и связь;
- финансовое посредничество - страховое, пенсионное обеспечение, кроме обязательного социального страхования;
-государственное управление и социальные услуги;
- образование;
- здравоохранение;
- деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;
- деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;
-деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.
В данную классификацию состава социальной сферы впервые были включены производственные виды бытовых услуг, которые ранее относились к производственному сектору. В качестве самостоятельного вида деятельности были выделены услуги гостиниц и ресторанов. В качестве самостоятельных видов деятельности неизменными остались такие социальные отрасли как образование, здравоохранение, культура и искусство [7].
В соответствии с международной практикой в ОКВЭД не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, органи-зационно-правовая форма и ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов, не делается различий между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности. Из состава нового классификатора ряд отраслей непроизводственного характера были перепрофилированы в другие виды экономической деятельности, в число этих отраслей попали «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Непроизводственные виды бытового обслуживания населения». Виды деятельности, которые ранее входили
Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической
деятельности (МСОК; 1в1С)
Порядковый номер отрасли Наименование отрасли Количество видов подотраслей в отрасли
Первая Горнодобывающая промышленность 16
Вторая Обрабатывающая промышленность 116
Третья Сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство 16
Четвертая Электротехника, газовое и водное хозяйство 8
Пятая Строительство 3
Шестая Оптовая и розничная торговля, складское хозяйство, гостиницы и рестораны 11
Седьмая Финансы, страхование, операции с недвижимым имуществом, коммерческие услуги 20
Восьмая Транспорт, складское хозяйство, связь 20
Девятая Коммунальное, общественное и личное обслуживание 49
Десятая Виды деятельности, не определенные достаточно точно 1
в состав этих отраслей, перераспределились между другими отраслями народного хозяйства.
Итак, по проведенным исследованиям можно констатировать следующее: во-первых, достаточно неопределенно просматривается разграничение видов экономической деятельности по отраслевой принадлежности, поэтому сложно проследить, где какой круг отраслей, единых по своему функциональному назначению, включает социальная сфера; во-вторых, отнесение к социальной сфере вспомогательных и дополнительных отраслей производства затрудняет разграничение основного производства и его инфраструктуры, так как из этих определений трудно понять, что подразумевается под вспомогательными и дополнительными отраслями; в-третьих, по мнению профессора Кочетова А.Н., отсутствие разграничения понятий «социальная сфера», «сфера услуг», «сфера обслуживания населения», «непроизводственная сфера» не позволяет достаточно конкретно определить сущность социальной сферы.
По нашему мнению, между понятиями «социальная сфера» и «непроизводственная сфера» существуют следующие различия.
Во-первых, содержание социальной сферы позиционируется шире, чем понятие «непроизводственная сфера». Несмотря на то, что в состав социальной сферы в настоящее время не входят некоторые отрасли, относящиеся к «непроизводственной сфере» и не участвующие в формировании фонда личного потребления (наука и научное обслуживание, государственный аппарат, вооруженные силы и т, п.), «социальная сфера» включает некоторые отрасли материального производства, выполняющие в общественном воспроизводственном процессе одновременно две функции: участие в производстве национального дохода и оказание различных услуг населению (продолжение процесса производства в торговле, производственные услуги бытового обслуживания и др.).
Во-вторых, социальная сфера определяет условия всестороннего развития личности и участвует в воспроизводственном процессе как фактор воспроизводства рабочей силы.
В-третьих, к мнению профессора Ж.Т. То-щенко о том, что «социальная сфера охватывает интересы классов и социальных групп, наций и народностей, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга» можно добавить, что в некоторых ее отраслях происходят процессы по созданию материальных благ, а также производству духовных благ и услуг. Учитывая это можно утверждать, что непроизводственная сфера постепенно утрачивает свое назначение ввиду ее плавного «вхождения» в состав социальной сферы.
Отрасли, входящие в непроизводственную сферу, принимают непосредственное или опосредованное участие и общественном воспроизводстве, выступают условием создания валового внутреннего продукта. В некоторых ее отраслях про-
должается процесс материального производства, а живой труд, затрачиваемый здесь, увеличивает стоимость валового внутреннего продукта, хотя и не изменяет материально-вещественную форму потребительной стоимости [3].
Анализ многочисленных определений сущности социальной сферы, опубликованных в печати, позволяет сделать вывод о том, что она представляет совокупность отраслей, подотраслей экономики и видов деятельности,' функциональное назначение которых выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения.
По нашему мнению, социальная сфера представляет совокупность различных видов и функций социально-экономической деятельности общества для обеспечения жизнедеятельности, охраны здоровья, обеспечения и улучшения жилищнобытовых условий, образования, интеллектуального, социального и культурного совершенствования, материальное обеспечение и социальные гарантии. Социальная сфера - это совокупность и специфичность государственной, управленческой, научной, учебной, трудовой и хозяйственной деятельности, предметом которой является человек со своими материальными, духовными и физическими потребностями.
Подобная трактовка социальной сферы позволяет определить ее важнейшие функции, к числу которых можно отнести следующие:
- собственно социальная функция (функция поддержания и развития человеческой общности). В социальной сфере, в рамках социального пространства, происходит удовлетворение прямых жизненных потребностей и их взаимодействие;
- экономическая функция (в рамках данной сферы происходит распределение и потребление жизненных средств);
- функция социализации (социальное пространство представляется ареалом взаимодействия личности и общества, передачи исторического опыта, традиций и т. д.);
- коммуникативная функция (социальное пространство есть то поле, где в процессе взаимодействия личности и общества осуществляется передача информации и энергии);
- гуманистическая функция (социальная сфера обеспечивает человеку условия для нормальной жизнедеятельности, достойного образа и качества жизни);
- воспитательная функция (социальная среда в целом определяет характер поведения индивида в обществе);
- гедонистическая функция (функционирование социальной сферы, гармоничное существование или разбалансированность социального пространства в значительной мере обусловлены степенью удовлетворенности условиями жизнедеятельности) [5, 6].
Согласно предлагаемому определению, с позиции структурно-функционального подхода, в состав социальной сферы включаются:
1) социальная инфраструктура (пассивная часть основных фондов, закрепленная территориально, формирующая в своей пространственноорганизованной совокупности среду жизнедеятельности населения);
2) совокупность предприятий, учреждений и организаций различных отраслей социальной сферы;
3) производимые в данной сфере продукты (услуги образования, здравоохранения, бытового обслуживания населения и т. д.);
4) органы и институты управления социальной сферой;
5) механизмы и нормативная база регулирования социального поведения населения.
Учитывая все вышесказанное, необходимо определить место жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в социальной сфере экономики, которое, по нашему мнению, является одним из ее важнейших объектов со своей сложной отраслевой системой хозяйствующих субъектов.
Ряд отраслей социальной сферы народного хозяйства объединяются понятием «жилищно-коммунальное хозяйство», взаимосвязь этих отраслей образуют своеобразную структуру. Виды деятельности и их содержание позволяют дифференцировать их по группам отраслей. Структуру ЖКХ можно представить в виде схемы (рис. 2).
Теоретически отрасль ЖКХ, как часть социальной сферы экономики, отражает два важных направления: с одной стороны, отрасль жилищного хозяйства, обеспечивающая материальную сторону (объекты жилого фонда) и отрасль коммунального хозяйства, обеспечивающая условия для проживания в этих объектах. В реальной жизни эти два отраслевых направления взаимосвязаны, но одновременно имеют свою специфику.
Отрасль жилищного хозяйства представляет область социальной сферы, включающую строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление, содержание и ремонт жилищного фонда.
Коммунальное хозяйство как отрасль социальной сферы обеспечивает оснащение жилья различными коммуникациями (водо- и теплоснабжение, канализация, подъездные пути и т. д.).
Ввиду того, что деятельность этих отраслей непосредственно направлена на повышение удовлетворения насущных потребностей, работоспособность, здоровье человека и отношение его к существующей в стране системе управления, т. е. все основания рассматривать эти отрасли непосредственно в комплексе. Если же разграничить деятельность ЖКХ по направлениям, то жилищное хозяйство предоставляет населению жилую площадь и гостиницы, а коммунальное хозяйство включает предприятия, снабжающие население водой, теплом, газом, электричеством, а также обеспечивающие чистоту и порядок.
Отрасль ЖКХ играет особую роль в жизни общества. Сегодня трудно назвать другую какую-то отрасль нашей экономики, которая вызывала бы столько споров и суждений, ввиду того, что она является одним из крупнейших сегментов российской экономики и ее состояние служит тем индикатором, по которому оценивается реформирование экономики России.
Литература
1. Дерябина, Е.В. Региональные особенности реформирования жилищно-коммунального комплекса на современном этапе (на примере Томской
Отрасли, связанные Отрасли, обеспечивающие Отрасли, связанные
с функционированием развитие инфраструктуры с удовлетворением
жилого объекта | 1 жилого района потребностей населения в области быта
- Эксплуатация жилищного фонда;
- водоснабжение,
- водоотведение и очистка сточных вод;
- теплоснабжение;
- электроснабжение;
- газоснабжение
- Летняя и зимняя и уборка улиц;
- озеленение населенных
пунктов;
- дорожное строительство (ремонт дорог, мостов,
набережных,
берегоукрепительные
работы);
- вывоз отходов
- Гостиничные услуги; - банно-прачечное
хозяйство;
- ритуальные услуги;
- бюро технической инвентаризации
Рис. 2. Структура отраслей жилищно-коммунального хозяйства
области) / Е.В. Дерябина. - Екатеринбург-Ижевск: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2006. - 61 с.
2. Дерябина, Е.В. Организация оплаты труда рабочих по ремонту и обслуживанию сложного внутридомового оборудования жилищного фонда на жилищно-эксплуатационных предприятиях / Е.В. Дерябина. - Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2009. - 204 с.
3. Крылов, В.А. Формирование и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг / В.А, Крылов, А.Г. Мокроносов. - Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 2005. -307 с.
4. Кураков, Л.П. Роль и значение социальной сферы в региональном развитии / Л.П. Кураков, В.К Викторов // Основы экономической теории. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1997. - Кн. 2.
5. Ларионов, А.Н. Проблемы взаимодействия государства и частного сектора в условиях реформирования ЖКХ [Электронный ресурс] / А.Н. Ларионов, И.В. Малкова: Ин-т: Проблемы современной экономики. — № 2(22). - Режим доступа:
www.m-economy.ru/author.php?аШИогМ=672 (дата обращения: 19.02.2010)
6. Мамченко, О.П. Рыночные механизмы функционирования и развития ЖКХ / О.П. Мамченко, М. А. Ханжина. - Барнаул: Аз Бука, 2008. —152 с.
7. Реформа ЖКХ, или теперь мы будем жить по-новому / Е.А. Каменева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 348 с.
8. Румянцева, Е. Некоторые индикаторы развития ЖКХ России / Е. Румянцева. - Режим доступа: ИИр://уа.чШеуаа. пагос/. ги/р1ри/9_4_03. Ыт
9. Тишуков, Ю.В. Потребитель и рынок услуг ЖКХ/Ю.В. Тишуков // Серия: Права потребителя, 2007. - 192 с.
10. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований / под общ. ред. Е.В. Тишина. - М.: Муниципальная власть, 2001. -294 с.
11. Чернышов, Л.Н. Формирование рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Проблемы, перспективы. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2006. -256 с.
Поступила в редакцию 15 мая 2010 г.
Дерябина Елена Владимировна. Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), г. Томск. Область научных интересов - исследование социально-экономических проблем организации, нормирования и количественной оценки эффективности труда.
Deryabina Elena Vladimirovna. Candidate of economic sciences, Associate Professor of the Economics Department of Tomsk State University of Control Systems and Radio Electronics in Tomsk. Research interests: study of social and economic problems of organization, standardization and quantitative assessment of labor effectiveness.
Контактный тел.: 8(3822) 41-39-39. E-mail: [email protected]