Научная статья на тему 'Современные отраслевые проблемы тарифообразования услуг жилищнокоммунального хозяйства России'

Современные отраслевые проблемы тарифообразования услуг жилищнокоммунального хозяйства России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1224
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ УСЛУГА / ТАРИФ / ТАРИФООБРАЗОВАНИЕ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ТРУД / HOUSING AND COMMUNAL ECONOMY / HOUSING AND COMMUNAL SERVICE / TARIFF / TARIFF MAKING / PRIME COST / TARIFF POLICY / WAGES / LABOUR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерябина Елена Владимировна

Статья посвящена современным отраслевым проблемам тарифообразования в условиях развития рыночных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства России. Рассмотрены проблемы тарифного регулирования на жилищно-коммунальные услуги отрасли, определены основные причины повышения стоимости тарифов жилищно-эксплуатационного хозяйства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern industry problems of tariff making for housing and communal services in Russia

The article deals with modern sectors problems of tariff making the in the context of development of market relations in the sphere of housing and communal services of Russia The author analyzes the problems of price regulation for the housing and communal services of the sector, finds the main reasons of the increase of tariff for housing and communal services in Russia.

Текст научной работы на тему «Современные отраслевые проблемы тарифообразования услуг жилищнокоммунального хозяйства России»

Экономика и финансы

УДК 338.465+65.031/.038+332.872.4

СОВРЕМЕННЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАРИФООБРАЗОВАНИЯ УСЛУГ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

Е.В. Дерябина

Статья посвящена современным отраслевым проблемам тарифообразования в условиях развития рыночных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства России. Рассмотрены проблемы тарифного регулирования на жилищно-коммунальные услуги отрасли, определены основные причины повышения стоимости тарифов жилищно-эксплуатационного хозяйства России.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальная услуга, тариф, тарифообразование, себестоимость, тарифная политика, заработная плата, труд.

В числе разнообразных потребностей человека жилищно-коммунальная услуга, как экономическая категория, выражает отношение между людьми по поводу производства, распределения и потребления специфических (в форме услуг) благ, относящихся к сфере личного потребления. Это полный цикл работ, обеспечивающий конечный результат - реализацию услуги непосредственно потребителю, - включающий техническое обслуживание инженерных систем, конструктивных элементов и ремонт жилых зданий, в том числе выполнение заявок на неотложно-аварийные работы. При этом для потребителя услуг неважно, выполняются ли работы по производству и реализации услуг одним предприятием или поручаются генеральным подрядчиком другим предприятиям и частным фирмам. Перепоручение выполнения работ субподрядчикам обусловлено многими факторами, основным из которых является себестоимость работ, которая, в свою очередь, оказывает

непосредственное влияние на установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Тарифное регулирование должно стимулировать предприятия ЖКХ к снижению материально-финансовых издержек, повышению качества оказываемых услуг, способствовать привлечению инвестиций в предприятия ЖКХ. Поэтому возникает необходимость рассмотрения формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Исследования развития материального производства и разделения труда в сфере жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) показали, что эволюция этих процессов привела к разнообразию видов ЖКУ и изменила их классификацию в современных экономических условиях. В настоящее время услуги жилищно-коммунального хозяйства классифицируются по 4 основным признакам, представленным в таблице. Классификация ЖКУ базируется на Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, по которым в на-

Классификация жилищно-коммунальных услуг

Классификационные признаки Жилищно-коммунальные услуги

1. По характеру субъекта производства и объекта потребления услуги - Нематериальные (услуги дворников, уборщиков и др.); - материальные (ремонт мест общего пользования, санитарнотехнического оборудования, средств связи и др.)

2. По функциональному содержанию оказываемой услуги - Личные (содержание и текущий ремонт квартир); - услуги, создающие новые товары (строительство жилья по индивидуальным заказам населения); - услуги, восстанавливающие потребительские свойства бывших в употреблении товаров (ремонт жилищ, сантехники и др.); - интеллектуальные услуги (например, реклама)

3. По отношению к общественным фондам потребления - Платные, оплачиваемые потребителем услуги; - бесплатные, оказываемые за счёт бюджетных средств

4. По форме потребления - Индивидуальные (жильё); - коллективные (водопровод, канализация, места общего пользования и др.)

Экономика и финансы

стоящее время определяется перечень работ по эксплуатации жилого фонда, в состав которого включены жилищно-коммунальные услуги по содержанию объектов жилого фонда, их техническому обслуживанию и текущему ремонту.

Экономическое содержание жилищно-коммунальных услуг обуславливает многоаспектный подход к решению проблемы формирования и развития рыночных отношений в сфере ЖКХ, реализуемый в целях:

1) повышения уровня обеспеченности потребителя жилищно-коммунальными услугами;

2) рациональной дифференциации количественного и качественного уровня оказания жилищно-коммунальных услуг различных социальнодемографических групп населения;

3) создания в жилых массивах необходимой социальной и инженерной инфраструктуры.

Для более успешной работы отрасли необходимо повышение эффективности работы жилищно-коммунальных предприятий, снижение затрат, повышение собираемости платежей, увеличение прозрачности бизнеса, внедрение современных технологий. Надёжное функционирование жилищной и коммунальной отраслей экономики жизненно важно, поэтому при реформировании ЖКХ требуется ответственный подход к выявлению, формулированию и решению имеющихся внутрипроизводственных проблем, влияющих на ценообразование услуг отрасли.

Сложившаяся сегодня практика формирования тарифов ЖКХ - от полученных затрат (на основе суммы расходов предприятия) - не создает заинтересованности предприятий в снижении затрат на производство работ и оказание услуг.

В российской экономике отрасли жилищно-коммунального хозяйства предоставляют услуги населению по регулируемым ценам и тарифам, рассчитанным по специальным методикам и утверждённым соответствующими органами власти.

Формирование тарифной политики в ЖКХ России осуществляется Правительством РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти - Федеральной службой по тарифам РФ, Минрегионразвития, Минпромэнерго, Минэкономразвития и другими, а также региональными и муниципальными органами исполнительной власти в области тарифного регулирования - Региональными энергетическими комиссиями, региональными и муниципальными комитетами, департаментами, службами по регулированию цен и тарифов.

В ходе реформирования ЖКХ тарифная политика в отрасли была ориентирована на поэтапное доведение тарифов для потребителей услуг до величины экономически обоснованных тарифов.

Основанием тарифного регулирования в ЖКХ служит Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и ряде подзаконных актов. Вышедший в 2007 году Закон РФ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйст-

ва» существенно повлиял на тарифобразование услуг ЖКХ и установил правовые и организационные основы предоставления из федерального бюджета финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на реформирование ЖКХ, проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда [5].

Кроме того, в соответствии с этим законом определён срок перехода к реальным ценам и тарифам до 2011 года. Именно это обстоятельство способствовало ежегодному повышению цен и тарифов на услуги ЖКХ в среднем по России на 15-17% [4].

В последние годы в экспертном сообществе активно обсуждается задача изменения методики тарифного регулирования. Отмечается, что действующий метод расчёта тарифов на основе фактических затрат не стимулирует предприятия к более эффективной деятельности. Кроме того, зачастую принимаемые тарифные решения не отражают фактического положения дел в коммунальном и жилищно-эксплуатационном хозяйстве, уровень потерь в сетях, реальные потребности в ремонте, реконструкции, модернизации. Политика искусственного сдерживания тарифов на услуги ЖКХ при неуклонном росте цен на энергоносители (мазут и уголь) ежегодно приводит к существенным убыткам предприятий коммунального сектора. К недостаткам существующей системы относят также краткосрочный период тарифного регулирования.

Одним из последних документов федерального уровня, касающихся тарифного регулирования в ЖКХ, является вышедшее в свет в 2008 г. постановление Правительства РФ «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», которое предусматривает детальный подход к регулируемым тарифам на холодную воду; горячую воду; водоотведение; очистку сточных вод; утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов [3].

Государственное регулирование тарифов в настоящее время оказывает сдерживающую функцию на услуги ЖКХ, однако, несмотря на это даже экономически обоснованные тарифы подвержены влиянию ряда факторов внешней и внутренней среды, что приводит к ежегодному повышению стоимости предоставляемых услуг населению. Первопричиной ежегодного изменения цен и тарифов в сторону увеличения на жилищно-коммунальные услуги является уровень инфляции. Её наличие присуще любой рыночной экономике, она присуща даже самым развитым странам. Присутствие естественного уровня инфляции 1,5— 3,5 % неизбежно и не подвержено административному влиянию, однако повышение среднегодового уровня инфляции приводит к неизбежному повышению уровня тарифов. Если в каком-то году средний уровень инфляции составил 11—12 %, сле-

Дерябина Е.В.

Современные отраслевые проблемы тарифообразования ________услуг жилищно-коммунального хозяйства России

довательно, в следующем году уровень тарифов повысится как минимум на 10 %.

Другой немаловажной внешней причиной повышения стоимости тарифов являются инвестиционные и производственные программы в организацию жилшцно-эксплуатационного хозяйства России. Нормальное его развитие зависит от финансирования модернизации и совершенствования внутридомового инженерного оборудования, инженерных систем, коммуникаций и внедрения новых технологий. Целым рядом нормативных актов Минэкономразвития РФ регулируется разработка, согласование, утверждение и реализация инвестиционных и производственных программ, направленных на эти цели. При этом определённая часть финансовых средств на выполнение этих программ входит в состав тарифов на услуги ЖКХ, вызывая их увеличение.

Немаловажное влияние на повышение тарифов жилищных услуг оказывают и внутренние факторы, среди которых выделяются основные затраты, способствующие повышению себестоимости услуг. В современных экономических условиях основными элементами затрат, составляющих тарифы на жилищные услуги, являются амортизация основных фондов, затраты на материалы, электрическую энергию, трудовые ресурсы, специальный инвентарь и одежду. Но наибольший удельный вес в себестоимости жилищно-эксплуатационных услуг занимают покупные материальные и трудовые ресурсы. Структура этих затрат различна относительно отдельных статей-услуг. Так, в статье-услуге «текущий ремонт» расходы по заработной плате с отчислениями составляют 46 %, материальные ресурсы - более 55 %. В статье-услуге «содержание жилья» расходы на электроэнергию достигают 20 %, почти столько же материальные ресурсы, заработная плата с отчислениями равна 35 % [1].

Цены на жилищно-коммунальные услуги, как и на всё остальное, связаны с общими экономическими процессами в стране. Поэтому регулирование тарифов возможно посредством снижения уровня износа основных фондов до 30^35 % (как известно, сегодня этот показатель превышает 50 %). Для уменьшения уровня износа необходимо увеличивать объёмы вложений средств в модернизацию, что и является одним из приоритетов программы реформирования жилшцно-коммуналь-ного хозяйства, реализуемой в России.

Что касается оплаты работ, то она в настоящее время, как и прежде, производится по укрупнённым нормам обслуживания (по «валовым показателям»), как правило, с завышением реальных затрат труда, материалов и других ресурсов.

Основой сметного расчёта до сих пор являются нормативные показатели - нормы и расценки за ремонтные и эксплуатационные работы, оставшиеся от прежней системы хозяйствования.

Сметные расчёты производятся по общепринятой схеме. Прямые затраты складываются из расходов на основную заработную плату рабочих, расходов по эксплуатации машин и механизмов,

расходов материалов, т. е. тех элементов, которые прямо зависят и пропорционально растут с увеличением объёмов работ и услуг.

Накладные расходы, в отличие от прямых затрат, нормируются косвенно, пропорционально выбранной базе исчисления. Чаще всего ею выступает фонд оплаты труда в составе прямых затрат.

Нормы накладных расходов отражают реальные условия производства работ и оказания услуг по содержанию жилищного фонда и определяются расчётно-аналитическим способом с учётом действующих норм и нормативных документов.

Особенности затрат находят своё проявление в калькуляции себестоимости жилищно-эксплуатационных услуг. Эти затраты реально регулируются и устанавливаются по договору между заказчиком и подрядчиком.

Использование существующей нормативной базы для определения потребности каждого конкретного предприятия и территории в целом жилищно-эксплуатационных услуг в финансовых ресурсах не стимулирует производителей услуг к снижению издержек. В этих условиях возрастает роль нормативов-индикаторов, представляющих собой набор показателей, отражающих взаимосвязь затрат с объективными и достаточно легко оцениваемыми факторами, с помощью которых можно судить о ресурсной эффективности деятельности жилищно-эксплуатационных организаций, изменении финансово-экономических и социальных характеристик [2].

Вследствие роста тарифов и, в лучшем случае, при тех же потребительских свойствах, качество жилищно-коммунальных услуг как соотношение «ценность к цене» ухудшается. Потребительские свойства оказываемых услуг (надёжность, экологическая безопасность и устойчивость городской инфраструктуры) можно повысить лишь с помощью инвестиций на реновацию. Рост тарифов снижает удовлетворённость жителей, а также не решает проблему сокращения бюджетных расходов.

На современном этапе развития жилищного хозяйства эксплуатация и содержание жилья являются одной из прогрессирующих отраслей по статьям расходов, поэтому одной из первоочередных задач реформирования ЖКХ является переход к рыночному порядку определения стоимости эксплуатации и содержания жилых зданий на основе введения соответствующих обоснованных нормативов на отдельные виды работ и базирующихся на себестоимости работ [2]. Такой подход позволяет:

- определить необходимые прямые затраты;

- определить накладные расходы и сметную прибыль в целом;

- обосновать затраты по выдаваемым подрядчику заказам;

- перейти к оплате за физически выполненные работы и операции по эксплуатации и содержанию жилищного фонда в соответствии с заказом жилищных организаций (службой заказчика) и фактическим объёмом финансирования.

Экономика и финансы

Однако не следует забывать, что до сих пор при определении затрат используются нормативы трудовых, материальных и финансовых затрат, доставшиеся нам от прежней системы, которые неадекватны новым условиям хозяйствования.

При установлении тарифов на жилищные и коммунальные услуги нередко возникают ситуации, когда определённые затраты не включаются в себестоимость. К примеру, введение системы приборного учёта услуг сопровождается обслуживанием приборов и узлов учёта потребления услуг, однако эти затраты не включены в действующие тарифы.

По-нашему мнению, в стоимость жилищно-коммунальных услуг, помимо стандартных затрат, предусмотренных методикой определения себестоимости, также должны включаться затраты на предоставление услуг управляющей компании, однако они должны быть оговорены с собственником жилья. В связи с этим необходимо разработать на местном и региональном уровнях методические рекомендации по развитию системы договорных отношений между собственником жилищного фонда, управляющей организацией, подрядными и ресурсоснабжающими предприятиями.

По проведённым исследованиям можно сделать вывод, что сложившаяся в современных экономических условиях практика формирования тарифов ЖКХ - от полученных затрат (на основе суммы расходов предприятия) не создаёт заинтересованности предприятий отрасли в снижении затрат на производство работ и оказание услуг. Именно по этой причине тарифное регулирование на всех уровнях должно способствовать стимулированию предприятий ЖКХ к снижению материальнофинансовых издержек, повышению качества оказываемых услуг, привлечению инвестиций в предприятия жилищного и коммунального комплексов.

Для более успешной работы отрасли необходимо повышение эффективности работы жилищ-но-коммунальных предприятий, снижение затрат, повышение собираемости платежей, увеличение прозрачности бизнеса, внедрение современных технологий.

Мы считаем, что для обеспечения эффективной работы предприятий жилищно-коммунальной отрасли на предприятиях ЖКХ должны создаваться механизмы экономического стимулирования по выявлению резервов снижения себестоимости услуг, которые будут выступать в качестве элемента

процедуры тарифного регулирования. С этой целью предприятиям необходимо на основе перманентного мониторинга самостоятельно выявлять заведомо нерациональные затраты на предоставление жилищно-эксплуатационных услуг. В частности, при принятии решения об установлении тарифов должны использоваться результаты комплексных обследований жилищно-эксплуатационных предприятий, включая проведение независимых экспертиз и аудитов (за счёт бюджетных средств).

Процесс формирования тарифа на коммунальные и жилищные услуги должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платёжеспособным спросом потребителей.

Надёжное функционирование жилищно-комму-нального сектора экономики жизненно важно, поэтому при реформировании ЖКХ требуется ответственный подход к выявлению, формулированию и решению имеющихся внутрипроизводственных проблем, одной из которых является оплата труда.

Литература

1. Дерябина, Е.В. Организация оплаты труда рабочих по ремонту и обслуживанию сложного внутридомового оборудования жилищного фонда на жилищно-эксплуатационных предприятиях / Е.В. Дерябина. — Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2009. - 204 с.

2. Дроздова, Н.Н. Изменение организации оплаты труда на предприятиях ЖКХ в свете нового жилищного законодательства / Н.Н. Дроздова. -Режим доступа: http://yaratiso.ru/index.php7option

5. Постановление Правительства РФ «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» от 14.07.2008, № 520 [Электронный ресурс]: «КонсультантПлюс».

4. Таран, С.А. Экономический механизм инновационно - инвестиционной деятельности в ЖКХ региона / С.А. Таран, И.В. Таран. - Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2007. - 188 с.

5. Федеральный закон «О фонде содействия реформированию ЖКХ» от 13.05.2008, № 69 [Электронный ресурс]: Ин-т «Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ»: http://www.fondgkh.ru (дата обращения: 1.12.2009).

Поступила в редакцию 5 мая 2010 г.

Дерябина Елена Владимировна. Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), г. Томск. Область научных интересов - исследование социально-экономических проблем организации, нормирования и количественной оценки эффективности труда.

Elena Vladimirovna Deryabina. Candidate of Science (Economics), an Associate Professor at the Economy Department of Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Tomsk. Research interests: study of social and economic problems of the organization, measuring and quantitative assessment of the efficiency of labour.

Контактный тел. 8(3822) 41-39-39. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.