УДК 332.012.23
экономическое содержание жилищно-коммунального комплекса в условиях его реформирования
и. р. чанышев,
аспирант кафедры экономики недвижимости E-mail: [email protected] Российский государственный торгово-экономический университет
В условиях проведения жилищно-коммунальной реформы в России, начавшейся в 1990-х гг., проблема поиска новых направлений регулирования данной сферы экономики вызывает необходимость ее рассмотрения в свете различных подходов. Целью настоящей статьи является оценка экономического содержания структуры жилищно-коммунального хозяйства в дореформенный период и ее трансформация к настоящему времени.
В работе с помощью эконометрических методов проанализирован ход реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Установлено, что на данном этапе проведения реформы ЖКХ одной из ключевых задач, требующей учета различных факторов, является определение экономического содержания термина «жилищно-коммунальный комплекс». В ходе сравнительного анализа понятий, принятых в Единой системе классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации, сделан вывод о том, что в настоящее время термин «жилищно-коммунальное хозяйство» не соответствует экономическим реалиям, так как не описывает всей совокупности взаимоотношений в данной сфере. В связи с этим в качестве объекта изучения в настоящей статье предложено понятие «жилищно-коммунальный комплекс».
Изучение программных документов, регламентирующих проведение жилищно-коммунальной реформы, позволило выделить ее этапы и рассмотреть с точки зрения системного и кластерного подходов характерные черты жилищно-коммунального комплекса. Сделан вывод о том, что на современном этапе развития экономики жилищно-коммунальный комплекс представляет собой синтез форм организации производства товаров (работ, услуг), возникающих в результате различных вариантов коопе-
рации всех участников юридических, экономических и социальных отношений в данном комплексе.
Ключевые слова: жилищно-коммунальный комплекс, кластер, экономическая система, системный подход, реформа
Современная история российского жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) началась с перехода от государственной системы управления к негосударственной форме обслуживания многоквартирных домов. При этом основным регламентирующим законом стал принятый в 2004 г. и вступивший в силу 01.03.2005 Жилищный кодекс РФ, посредством которого была создана нормативно-правовая база реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства, основанная на привлечении коммерческих структур для предоставления услуг по управлению многоквартирными домами. Для реализации положений Конституции Российской Федерации в дополнение к Гражданскому и Жилищному кодексам РФ приняты подзаконные акты, конкретизирующие и регламентирующие правовые отношения в различных отраслях жилищно-коммунального комплекса. Вместе с тем в нормативно-законодательных актах, регулирующих правоотношения в указанной сфере, а также в научной литературе, периодических изданиях, прессе и в обиходе используются следующие термины: «жилищно-коммунальное хозяйство», «жилищно-коммунальный комплекс» и «жилищно-коммунальная сфера». При этом приведенные понятия употребляются, в зависимости от ситуации, как различные по
значению, так и тождественные. При этом в отечественной литературе термин «жилищно-коммунальный комплекс» пока еще не получил общепризнанного определения и имеет дискуссионный характер.
Взаимосвязь различных видов экономической деятельности предприятий приобретает особое значение при решении проблем территориального управления, требующих комплексного и системного подхода к функционированию и развитию технологически и организационно взаимодействующих предприятий, организаций и населения. Именно поэтому в качестве объекта исследования автором выделен жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), понятие более широкое и глубокое по сравнению с ЖКХ, являющимся его составной частью.
Повсеместно используемый термин «жилищно-коммунальное хозяйство» сформировался в начале советского периода развития нашей страны, однако ни в то время, ни на современном этапе он не имеет единого общепринятого определения и законодательно не закреплен. В англоязычных странах для данного комплекса отраслей используется понятие public utility, которое в переводе на русский язык означает «предприятия коммунального хозяйства».
В середине 1970-х гг. в СССР был разработан Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), явившийся составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой в автоматизированных системах управления народным хозяйством. При помощи ОКОНХ изучалась структура народного хозяйства, складывающаяся в процессе расширенного социалистического воспроизводства, характеризовался уровень развития производительных сил социалистического общества, степень развития общественного разделения труда. Данный классификатор был призван обеспечить группирование предприятий и организаций по отраслям в целях обеспечения научного анализа межотраслевых связей и пропорций в развитии народного хозяйства, сопоставимости показателей при анализе экономической эффективности общественного производства и роста производительности общественного труда, а также для увязки плановых и отчетных показателей, характеризующих развитие экономики и культуры страны.
Внутри крупных направлений народного хозяйства, складывающихся на основе общественного разделения труда, выделялись менее масштабные отрасли, которые представляли собой совокупность предприятий, производящих однородную
продукцию, или совокупность учреждений, организаций, связанных с выполнением определенных общественных функций. Классификационной единицей отрасли признавалось состоящее на самостоятельном балансе предприятие, учреждение или организация. Каждое отдельное предприятие (организация), в зависимости от характера основного вида деятельности, могло быть отнесено к какой-либо одной отрасли народного хозяйства.
С 2003 г. ОКОНХ упразднен, а вместо него утвержден Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Новый классификатор предназначен для систематизации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них. При этом в ОКВЭД взято за основу, что экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Собственно экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
Идея ОКВЭД состоит в создании единой классификационной схемы для описания предприятий по видам их экономической деятельности и конечным результатам в части производимой продукции и предоставляемых услуг. Такая схема в наибольшей степени отвечает задачам управления экономикой в условиях рынка, в то время как отрасли народного хозяйства, как организационные структуры, формировались исходя из одного основного вида деятельности, осуществляемого предприятиями, что с переходом к рыночным формам хозяйствования уже не соответствовало новым экономическим реалиям.
В соответствии с ОКОНХ жилищно-коммунальное хозяйство входило в перечень отраслей народного хозяйства страны и относилось к его непроизводственной сфере. При этом предприятия и организации данной отрасли могли принадлежать к трем основным подотраслям: «жилищному хозяйству», «коммунальному хозяйству» и «непроизводственным видам бытового обслуживания населения» (рис. 1).
В настоящее время некоторые виды деятельности, ранее относившиеся к категории «Жилищно-коммунальное хозяйство», в ОКВЭД классифи-
Рис. 1. Структура отраслей жилищно-коммунального хозяйства согласно ОКОНХ
цированы как «Строительство», «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг». Вместе с тем с 01.01.1994 продолжает действовать Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), объектами классификации которого являются услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами - индивидуальными предпринимателями, использующими различные формы и методы обслуживания. При этом в ОКУН определен перечень жилищно-коммунальных услуг, что свидетельствует о целостности данного комплекса услуг.
Начиная с 1 января 2015 г. в Российской Федерации будут действовать два согласованных между собой классификатора: обновленный ОКВЭД и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. Указанные классификаторы введены в действие 01.02.2014 с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014 Они заменят собой действующие в настоящее время и подлежащие отмене с 01.01.2015:
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93;
- Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКДП) ОК 034-2007 (КПЕС 2002);
- Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) ОК 002-93;
- Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93.
Данные изменения должны позитивно отразиться на ведении и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической сфере, в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности и налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов.
Приказом Минфина России1 предусмотрены правила отнесения расходов всех уровней бюджет-
1 Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». URL: http://consultant. ru/document/cons doc LAW 168997.
ной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов. Так, раздел 0500 Федерального бюджета «Жилищно-коммунальное хозяйство» аккумулирует расходы на обеспечение деятельности и поддержание жилищно-коммунальной отрасли экономики, а именно:
• по подразделу 0501 «Жилищное хозяйство» подлежат отражению расходы на управление услугами в области жилищного хозяйства, строительство и реконструкцию жилищного фонда, предоставление субсидий жилищным организациям для улучшения состояния и содержания жилого фонда. При этом расходы на разработку строительных стандартов, контроля за их соблюдением отражаются по подразделу 0401 «Общеэкономические вопросы»;
• по подразделу 0502 «Коммунал ьное хозяйство » подлежат отражению расходы, связанные с вопросами коммунального развития, предоставлением субсидий организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, расходы по организации и функционированию предприятий утилизации и переработки бытовых отходов, а также расходы на другие мероприятия в области коммунального хозяйства;
• по подразделу 0503 «Благоустройство» подлежат отражению расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (включая расходы на освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, за исключением расходов на осуществление дорожной деятельности). Кроме того, по данному подразделу подлежат отражению расходы по организации и содержанию мест захоронения (кладбищ), мест захоронения бытовых отходов, а также другие расходы по благоустройству в границах муниципальных образований;
• по подразделу 0504 «Прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства» подлежат отражению расходы
на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области жилищного и коммунального хозяйства;
• по подразделу 0505 «Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства» подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, учреждений, осуществляющих руководство и управление в области жилищно-коммунального хозяйства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области жилищно-коммунального хозяйства, оказание услуг в установленной сфере деятельности, а также расходы на реализацию мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предоставление субсидий юридическим лицам в указанной сфере и расходы на вопросы жилищно-коммунального хозяйства, не отнесенные к другим подразделам данного раздела.
Таким образом, экономическое содержание расходов, предусмотренных в бюджетной системе на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, и перечень видов экономической деятельности в ОКВЭД выходят за рамки используемого в соответствии с ОКОНХ понимания жилищно-коммунального хозяйства как отрасли. Это определяет актуальность необходимости проведения дальнейших теоретических исследований по вопросу определения экономического содержания и взаимосвязи терминов «жилищно-коммунальный комплекс» и «жилищно-коммунальное хозяйство».
Отличительной чертой советского хозяйственного периода является рассмотрение ЖКХ в качестве комплекса, представляющего собой отрасль народного хозяйства страны, и существование различных управленческих структур ЖКХ, прежде всего на государственном уровне. Однако ЖКХ, по сути, «формирует жизненную среду человека-комфортность жилища, микрорайона, города, т.е. осуществляет функции жизнеобеспечения территорий» [6]. Именно поэтому в результате системных политических и экономических преобразований в России в современных условиях экономико-производственное взаимодействие предприятий в жилищно-коммунальной сфере, организаций и государства выходит за рамки понятия жилищно-коммунального хозяйства, и представляет собой взаимодействие
участников жилищно-коммунального комплекса с различными видами экономической деятельности (рис. 2).
В настоящее время удовлетворение потребностей населения в предоставлении качественных жилищно-коммунальных услуг связано не только с эффективным управлением и обслуживанием жилищного фонда, но и со строительством нового
жилья с применением инновационных экономичных технологий за счет государственных и частных источников финансирования. Именно поэтому инновационное развитие жилищного сектора имеет важное значение. Оно объективно приводит к повышению роли технического регулирования и, следовательно, к поиску источников финансирования в строительстве, в связи с чем неизбежным стал процесс интеграции
Жилищно-коммунальный комплекс*
Деятельность в области информации и связи в части:
• деятельности в сфере теле-
коммуникаций;
• разработки компьютерного
программного обеспечения, консультационных услуг в данной области и других сопутствующих услуг;
• деятельностивобластиин-
формационных технологий (раздел J)
Образование, кроме общего
начального и основного
образования (раздел Р)
Деятельность в области
здравоохранения и соци-
альных услуг в части:
• деятельности по уходу с
обеспечением прожи-
вания;
— • предоставления соци-
альных услуг без обес-
печения проживания
(предусматривает вре-
менное размещение)
Предоставление прочих
видов услуг в части:
• деятельности общест-
венных организации;
• ремонта компьютеров,
предметов личного по-
требления и хозяйст-
венно-бытового назна-
чения;
• деятельности по пре-
доставлению прочих
персональных услуг
(раздел S)
* Разделы указаны согласно ОК 029-2014 (КДЕС. Ред. 2).
Примечание. Составлено автором по данным ОК 029-2014 (КДЕС. Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 №№ 14-ст) и ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
Рис. 2. Структура видов экономической деятельности жилищно-коммунального комплекса
различных производств. Последнее привело, в частности, к формированию межотраслевого инвестиционно-строительного комплекса, обеспечивающего основные потребности строительной отрасли - от разработки проектов до ввода в эксплуатацию законченных зданий и сооружений.
Комплекс мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий граждан, начатый государством в 1990-е гг., затронул различные отрасли экономики России и сформировал новые отношения как внутри этих отраслей, так и между ними. Это позволяет говорить о начале проведения реформирования жилищно-коммунального хозяйства, а в настоящее время - о реформировании жилищно-коммунального комплекса [7]. Можно выделить несколько этапов реформирования ЖКК, определяемых принятием соответствующих федеральных законов и других законодательных актов (табл. 1).
Учитывая приведенные особенности жилищно-коммунального комплекса, традиционно принято рассматривать ЖКК как экономическую систему.
Таблица 1
Этапы реформирования жилищно-коммунального комплекса в России
Это, в первую очередь, объясняется тем, что термин «межотраслевой хозяйственный комплекс» тесно связан с понятием «система». Общим для них является то, что основой любой системы, как и комплекса, является совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов, частей, свойств). В различных формулировках эта совокупность характеризуется упорядоченностью и различными интегративными качествами [5]. По своей сущности экономическая система представляет собой совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе вследствие сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственных механизмов. Межотраслевой хозяйственный комплекс, по мнению некоторых исследователей, представляет собой систему, формирующуюся на основе ранее существующих предприятий и производств, интегрированных в единое целое по определенному признаку. В отличие от иных форм интеграции, например конгломерата, предприятия и производства в комплексе связаны между собой устойчивыми связями так, что «выпадение из сочетания каких-либо компонентов и нарушение каких-либо связей понижает эффективность комплекса в целом» [1]. С точки зрения системного подхода, жилищно-коммунальный комплекс экономики является своего рода экономическим интегратором: он выполняет консолидирующую функцию для регионов и территорий той или иной страны.
Содержание жилищно-коммунального сектора экономики определяется также и тем, что он способствует тесному экономическому сотрудничеству регионов и централизации их деятельности, интеграции регионов в единое экономическое пространство. В настоящее время активно анонсируются проекты, в которых участвуют инвестиции не только со стороны государства, но и частного бизнеса. Системный подход определяет не только консолидирующий, но и комплексный характер ЖКК как экономической системы. Данная особенность подчеркивает сложный характер всей совокупности экономических задач и процессов, которые реализуются в данном секторе экономики.
Как отмечалось ранее, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, направления жилищного и коммунального хозяйства наиболее целостно характеризуются отдельной группой отраслей. Вместе с тем в структуру ЖКК входят и виды деятельности, входящие в категорию «Управление и строительство». По своей сути управление и проведение строительных работ -это не просто «обслуживание» и руководство
Этап Период Содержание этапа
I 1991-1995 гг. Формирование рынка жилья и различных форм собственности на него, определение социальных, экономических и юридических основ преобразования отношений собственности на жилище
II 1996-2000 гг. Определение основ управления, эксплуатации и контроля в ЖКК. Расширение прав органов исполнительной власти субъектов РФ, формирование социальной политики в сфере ЖКХ
III 2000-2010 гг. Развитие финансово-кредитных институтов в ЖКХ, внедрение ресурсосберегающих технологий, перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения, утверждение основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии
IV С 2011 г по настоящее время Развитие финансовых инструментов регулирования ЖКК: ипотечного кредитования, налоговых преференций и льгот, порядка финансирования капитального ремонта жилищного фонда. Определение порядка осуществления контроля в отрасли посредством введения положения о жилищном надзоре
жилищным фондом, а именно способ получения полной информации о состоянии и перспективах воспроизводства и создания жилищного фонда в стране. Отсюда - стратегическая значимость данной отрасли ЖКК для безопасности страны.
Принимая ЖКК как экономическую систему, важно рассмотреть не только специфические черты, но и особенности ее институциональной структуры. Эти особенности определяются разнообразием видов организаций, которые задействованы в работе данного комплекса экономики. Наиболее значимыми здесь являются строительные компании, крупнейшие из которых в жилищно-коммунальном комплексе являются вертикально интегрированными организациями. Это означает, что они прямо или опосредованно присутствуют на всех этапах функционирования ЖКК. Вместе с крупными сосуществуют и частично интегрированные компании среднего размера. Кроме того, имеются малые организации, которые действуют на отдельных фазах технологического процесса. Следует отметить, что современные компании в жилищно-коммунальном комплексе отличаются широким спектром различных видов деятельности, охватывают целые регионы, в их основе лежат разнообразные схемы внутренней организации.
Следующие участники ЖКК - управляющие компании и саморегулируемые организации (СРО), причем в данном сегменте наблюдается тенденция к росту независимых фирм. Особую роль в функционировании ЖКК играет участие государства - одного из основных субъектов экономической жизни жилищно-коммунального комплекса как экономической системы. Причиной этого является не только кризисное состояние отрасли, которое влияет на общественное благосостояние, но и, прежде всего, обеспечение контроля за соблюдением основополагающих норм и правил, а также принуждение к их исполнению. Кроме того, государственными учреждениями разрабатываются энергетические программы и политика в этой области, осуществляется управление данным межотраслевым комплексом экономики [3]. Стоит также заметить, что вхождение государственных учреждений в структуру ЖКК в качестве участника происходит как косвенно, посредством специальных нормативных актов, так и непосредственно, когда действия рыночных структур признаются недостаточно эффективными для обеспечения приоритетных национальных интересов.
Особое место в ЖКК занимает косвенное участие государства, которое в общем виде включает в себя:
• специфические формы регулирования (лицензионную систему, регулирование отдельных, как правило монопольных, видов деятельности);
• общие формы участия (налоговую политику, регулирование цен, регулирование в области научно-технической политики).
Со временем появились иные методы, позволяющие подробно рассмотреть различные аспекты экономических систем. Одним из таких методов стал кластерный анализ [4, 8, 10]. С появлением нового подхода к исследованию межотраслевых комплексов возникли предпосылки рассматривать жилищно-коммунальный комплекс экономики как межотраслевое кластерное образование, в котором акцент делается в основном на территориальную близость производств и экономическую интеграцию предприятий [2]. Это можно объяснить тем, что, во-первых, в современных условиях в рамках жилищно-коммунального комплекса реализуются процессы интеграции и кооперации экономических ресурсов его участников при преимущественном сохранении статуса юридических лиц организаций, входящих в его структуру. Характерной особенностью ЖКК является достаточно широкий спектр деятельности входящих в него хозяйствующих структур, что, в свою очередь, порождает трудности при учете и оценке результатов функционирования как комплекса в целом, так и его участников в отдельности. Во-вторых, жилищно-коммунальный комплекс не является инвестиционным проектом в традиционном понимании. Это скорее экономико-правовая структура со специфическим организационно-хозяйственным механизмом, функционирующая на определенной территории. Классифицируя жилищно-коммунальный комплекс по различным критериям, можно увидеть, что он является:
- по принадлежности к отрасли и району - территориально-отраслевым;
- по принципу интернационализации - национальным;
- по количеству участников - крупным;
- по инновационному характеру - использующим новые технологии для выпуска традиционных товаров (работ, услуг);
- по степени аффилированности - объединением зависимых участников;
- по жизненному циклу - основным (настоящим);
- по степени участия государства - смешанным.
Появление сетевой экономики привело к эволюции современных экономических систем и дало толчок развитию нерыночных механизмов регулиро-
вания и сетевых организационных структур. В этом случае возникает своего рода безотраслевая экономика, основанная преимущественно на горизонтальных связях и кластерах. «Созданием лучших коммуникаций, чем это может сделать рынок, сетевые формы организации облегчают лучшую координацию перед лицом изменений, значимость которых не может быть полностью передана или понята через ценовые сигналы. В это же время, поскольку границы сетевых форм организации обычно более легко управляемы, чем границы иерархий, более легкими являются модификации композиции сетевых организаций как ответная реакция на эти изменения» [9].
Вместе с тем жилищное и коммунальное хозяйства, как составляющие отраслевого комплекса ЖКК, имеют свои особенности, связанные с различием в выполняемых функциях по удовлетворению потребностей населения (табл. 2).
Таким образом, можно сделать вывод, что отраслевые отличия влияют на основные характеристики
Сравнительная характ
рынка жилищных и коммунальных услуг. В связи с этим, по мнению, ЖКК все же нельзя назвать кластером в традиционном понимании, поскольку он имеет черты территориально-производственного комплекса. Главным отличием между этими формами организации производства является слабая конкуренция или ее отсутствие в некоторых сферах ЖКК. Несмотря на то, что пространственные кластеры обладают общими чертами, при рассмотрении жилищно-коммунального комплекса можно выделить коренные различия как в теоретических построениях, так и в формах организации производства (табл. 3).
На основании изложенного, можно сделать вывод, что на современном этапе развития экономики жилищно-коммунальный комплекс представляет собой синтез определенных форм организации производства товаров (работ, услуг), возникающих в результате различных вариантов кооперации всех участников юридических, экономических и социальных отношений в ЖКК.
Таблица 2
(истика отраслей ЖКК
Область применения Жилищное хозяйство Коммунальное хозяйство
Сфера рынка услуг Жилищный фонд Жилищный фонд, административные и производственные здания города
Производство услуг Высокая материало- и трудоемкость производства услуг Преобладание материальных затрат и ФОТ Высокая фондо- и энергоемкость производства услуг. Преобладание энергозатрат и амортизационных отчислений
Основные производственные фонды Преобладание пассивной части ОПФ (средства труда, обеспечивающие эксплуатацию жилищного фонда) Преобладание активной части ОПФ (сетевое хозяйство и генерирующие мощности)
Тарифное регулирование Тарифы определяются собственниками жилых помещений Тарифы устанавливаются РЭК и органами местного самоуправления
Таблица 3
Основные черты ЖКК как кластера и территориально-производственного комплекса
Критерий сравнения Региональный (локальный) кластер Территориально-производственный комплекс
Условия образования форм организации производства Рыночная экономика. Основная цель деятельности -прибыль, получаемая за счет конкурентных преимуществ на рынке (строительство, рынок жилья) Монополия в коммунальной сфере
Государственное участие Косвенное Прямое
Генезис Географически близко расположенные предприятия создаются в условиях рынка на базе модернизации имеющихся исторически сложившихся производств и осуществляют различные виды деятельности, связанные технологическим процессом в одной или нескольких отраслях Решение о создании принимается государством исходя из наличия материально-сырьевых ресурсов (освоение новых территорий). Вертикально интегрированная структура
Местоположение Развитые территории. В пределах агломераций может образовываться несколько кластеров с разной специализацией Районы нового освоения с низкой плотностью населения
Стратегия развития экономики Strategy of economic advancement - 28 -
Окончание табл. 3
Критерий сравнения Региональный (локальный) кластер Территориально-производственный комплекс
Профиль компаний и управление Доминирование малых и средних предприятий (производство товаров и оказание услуг). Наличие научно-образовательных учреждений, СРО Крупные вертикально интегрированные организации, управление из единого центра (ОАО «Россети», ОАО «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГид-ро» и т.д.). Высокая доля (более 50%) государства в уставном капитале
Структура Горизонтальная и вертикальная структуры. Предприятия как одной, так и смежных отраслей (контрагенты) Вертикальная структура. Крупные предприятия, вокруг которых создаются организации среднего и малого бизнеса как обслуживающие фирмы
Отрасли специализации Высокотехнологичные отрасли в промышленности и сфере услуг, а также традиционные секторы производства товаров (работ, услуг), ориентированные на потребителя Отрасли жилищного строительства, коммунального хозяйства, ориентированные в большей степени на интересы производителя
Информационное пространство Обмен информацией между участниками, значительная роль внешних источников информации Низкая активность информационных потоков
Роль человеческого капитала Высокий процент квалифицированных кадров. В средних и малых предприятиях работник выполняет функции менеджера и исполнителя, т.е. имеет место совмещение должностей Трудовые ресурсы являются фактором производства, преобладание рабочих профессий
Список литературы
1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. 295 с.
2. Кондратьева М.Н., Баландина Е.В., Глу-хова С.А. и др. Актуальные проблемы развития социально-экономических систем в современных условиях. Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2012. 131 с.
3. Кракашова О.А. Концепция «компромиссной» эффективности функционирования субъектов экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе // Финансы и бизнес. 2011. № 2. С. 139.
4. Рехтина И.В., Шунина О.А. Экономические и правовые предпосылки формирования региональных кластеров на территории Российской Федерации // Юридический мир. 2012. № 10. С. 34-39.
5. Тамбовцев В.Л., ТихомировА.А. Организация управления комплексными программами (проблемы теории и моделирования). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 177 с.
6. Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / под ред. Р.Ж. Сиражди
7. Чернышов Л.Н. Реформа ЖКХ - что же сделано на самом деле. URL: http://abok.ru/for_spec/ articles.php?nid=1625.
8. Marshall A. Principles of Economics. London: Macmillan and Co., Ltd. 1920.
9. Podolny J.M., Page K.L. Network Forms of Organization //Annual Review of Sociology. 1998. J№ 24. Р. 57-76.
10. Toledano J. A propos des filrnres industrielles // Revue d'Economie Industrielle. 1978. Vol. 6. P. 4.
National interests: priorities and security Strategy of economic advancement
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
THE ECONOMIC CONTENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES COMPLEX IN TERMS OF ITS REFORM
Il'shat R. CHANYSHEV
Abstract
Importance In the context of the Russian housing and communal services complex's reform that began in the 90s of the last century, the problem of finding
new areas of regulation in this sector of the Russian economy necessitates its consideration under the prism of different approaches.
Objectives The purpose of this article is to examine
the economic content of the housing and communal services structure in the pre-reform period and its transformation so far.
Methods In this paper, using econometric methods, I have analyzed the progress of housing and communal services reform. I established that at this stage of the housing and communal services reform, one of the key tasks that require accounting for various factors is the study of the different views on the economic substance of the term of housing-and-municipal complex. In the course of comparative analysis of the notions, which are adopted in the Uniform system of classification and coding of technical, economic and social information of the Russian Federation, I came to a conclusion that at present time, the term of housing and utilities does not match the economic realities, since it does not describe the totality of relationships in this area. In this connection, I propose a concept of housing and public utilities as the object of study in this paper. Results The study of policy documents governing the conduct of housing and communal reform, allowed to allocate its stages and to consider the salient features of housing and communal services from the point of view of the system-wide and cluster approaches. Conclusions and Relevance I came to a conclusion that at the present stage of economic development, a housing and communal complex represents a synthesis of forms of organization of goods production (works, services), which emerge in the result of the various options of cooperation of all participants in the legal, economic and social relations in this particular complex.
Keywords: housing and communal complex, cluster, economic system, system-wide approach, reform
References
1. Afanas'ev V.G. Chelovek v upravlenii obsh-chestvom [People in management of society]. Moscow, Politizdat Publ., 1977, 295 p.
2. Kondrat'eva M.N., Balandina E.V., Gluk-hova S.A. et al. Aktual 'nye problemy razvitiya sotsial '-no-ekonomicheskikh sistem v sovremennykh uslovi-
yakh [Topical issues of socio-economic systems under modern conditions]. Ulyanovsk, USTU Publ., 2012, 131 p.
3. Krakashova O.A. Kontseptsiya "kompromiss-noi" effektivnosti funktsionirovaniya sub"ektov eko-nomicheskikh otnoshenii v zhilishchno-kommunal'nom komplekse [The concept of the compromise effectiveness of functioning of the subjects of economic relations in housing and public utilities]. Finansy i biznes -Finance and business, 2011, no. 2, p. 139.
4. Rekhtina I.V., Shunina O.A. Ekonomicheskie i pravovye predposylki formirovaniya regional'nykh klasterov na territorii Rossiiskoi Federatsii [Economic and legal prerequisites for the regional clusters formation in the Russian Federation territory]. Yuridicheskii mir - Legal world, 2012, no. 10, pp. 34-39.
5. Tambovtsev V.L., Tikhomirov A.A. Organi-zatsiya upravleniya kompleksnymi programmami (problemy teorii i modelirovaniya) [Organization of integrated programs management (problems of theory and modeling)]. Moscow, MSU Publ., 1982, 177 p.
6. Upravlenie v gorodskom khozyaistve: uchebnoe posobie [Management of municipal economy: a textbook]. Moscow, KnoRus Publ., 2009, 352 p.
7. Chernyshov L.N. Reforma ZhKKh - chto zhe sdelano na samom dele [The housing and communal services reform: what was actually done?]. Available at: http://abok.ru/for_spec/articles.php?nid=1625. (In Russ.)
8. Marshall A. Principles of Economics. London, Macmillan and Co., Ltd., 1920.
9. Podolny J.M., Page K.L. Network Forms of Organization. Annual Review of Sociology, 1998, no. 24, pp. 57-76.
10. Toledano J. A propos des filières industrielles. Revue d'Economie Industrielle, 1978, vol. 6, p. 4.
Il'shat R. CHANYSHEV
Russian State University of Trade and Economics, Moscow, Russian Federation [email protected]