Научная статья на тему 'ОТОБРАЖЕНИЕ ТЕМЫ РУКОДЕЛИЯ В ЖИВОПИСИ ТУРКМЕНИСТАНА'

ОТОБРАЖЕНИЕ ТЕМЫ РУКОДЕЛИЯ В ЖИВОПИСИ ТУРКМЕНИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Туркменское искусство / живопись / портрет / бытовой жанр / образ / ремесло / декоративно-прикладное искусство / Turkmen art / painting / portrait / genre art / image / craft / decorative-applied art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Балтаева Дж О., Шукурова М. Ш.

В данной статье проводится искусствоведческий анализ картин туркменских живописцев XX–XXI веков, отображающих рукодельный труд. При изучении живописных полотен определяется их идейно-художественное содержание, способность художника раскрыть идею произведения. Рассмотрены вопросы стилистических особенностей в творчестве живописцев Туркменистана. Отмечено, что туркменские художники стремятся расширить и углубить содержание композиций, изображающих ремесленников и художников-прикладников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISPLAYING THE THEME OF HANDCRAFTS IN THE PAINTING OF TURKMENISTAN

This article provides an art historical analysis of paintings by Turkmen painters of the XX–XXI centuries, depicting handicraft work. When studying paintings, their ideological and artistic content and the artist’s ability to reveal the idea of the work are determined. It is noted that Turkmen artists strive to expand and deepen the content of compositions depicting artisans and applied artists

Текст научной работы на тему «ОТОБРАЖЕНИЕ ТЕМЫ РУКОДЕЛИЯ В ЖИВОПИСИ ТУРКМЕНИСТАНА»

master's student at Harbin Conservatory of Music, once conducted a systematic study on the development of Liuqin opera in Yongcheng City, Henan Province.

After Lahun air developed into a modern Liuqin opera, it was mainly distributed in the vast areas of the four provinces of Jiangsu, Shandong, Henan and Anhui. Its history has been more than 200 years.In the entire process of evolution and development, it has integrated local folk music and drama music from neighboring regions, and gradually formed its own complete singing system, which is rich in content and colorful, with high-pitched and gorgeous singing. References:

1. Kong Peipei. From pulling the soul cavity to Liuqin opera [D]. Beijing: Chinese Academy of Arts, 2007.

2. Liu Chang. Research on Music of Yongcheng Liuqin Opera [D]. Harbin: Harbin Conservatory of Music, 2022.

© Yao Wei, 2024

УДК 7

Балтаева Дж. О.

преподаватель Государственной академии художеств Туркменистана

г. Ашхабад, Туркменистан Шукурова М. Ш.

студентка Государственной академии художеств Туркменистана

г. Ашхабад, Туркменистан

ОТОБРАЖЕНИЕ ТЕМЫ РУКОДЕЛИЯ В ЖИВОПИСИ ТУРКМЕНИСТАНА

Аннотация

В данной статье проводится искусствоведческий анализ картин туркменских живописцев XX-XXI веков, отображающих рукодельный труд. При изучении живописных полотен определяется их идейно-художественное содержание, способность художника раскрыть идею произведения. Рассмотрены вопросы стилистических особенностей в творчестве живописцев Туркменистана. Отмечено, что туркменские художники стремятся расширить и углубить содержание композиций, изображающих ремесленников и художников-прикладников.

Ключевые слова

Туркменское искусство, живопись, портрет, бытовой жанр, образ, ремесло, декоративно-прикладное искусство.

Baltayeva J. O.

teacher of the State Academy of Arts of Turkmenistan

Ashgabat, Turkmenistan Shukurova M.Sh.

fourth year student of State Academy of Arts of Turkmenistan

Ashgabat, Turkmenistan

DISPLAYING THE THEME OF HANDCRAFTS IN THE PAINTING OF TURKMENISTAN

Abstract

This article provides an art historical analysis of paintings by Turkmen painters of the XX-XXI centuries,

depicting handicraft work. When studying paintings, their ideological and artistic content and the artist's ability to reveal the idea of the work are determined. It is noted that Turkmen artists strive to expand and deepen the content of compositions depicting artisans and applied artists.

Keywords

Turkmen art, painting, portrait, genre art, image, craft, decorative-applied art.

Корни художественной культуры туркменского народа уходят в глубокую древность. В наши дни туркменское изобразительное искусство стремительно развивается и является одним из главных источников духовного мировоззрения туркменского народа. Туркменское изобразительное искусство также как и другие виды культуры - ковроткачество, ювелирное, керамическое искусство, резьба и роспись по дереву, художественная вышивка - неразрывно связано с национальной историей, уходит корнями в глубину веков [2, с. 24].

За годы независимости богатое культурное наследие туркменского народа, берущее свое начало с древнейших времен, было тщательно изучено и сохранено. В Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО вошли «Туркменское национальное искусство ковроделия» (2019 г.), «Искусство туркменской вышивки» (2022 г.), «Шелководство и традиционное производство шёлка для ткачества» (2022 г.) и «Ахалтекинское коневодческое искусство и традиции украшения коней» (2023 г.).

Туркменский народ имеет богатое культурное наследие. Он включает в себя примеры таких искусств, как ковроткачество, ручная вышивка, ювелирные изделия и архитектура. Наши предки с давних времен занимались такими ремеслами, как ткачество ковров, паласов, шёлковых тканей, кошмовалянием, вышивкой, вязанием носков, изготовление различных видов изделий из пряжи, которые являются неотьемлемой частью национального наследия [3, с. 15].

Творчество художников-прикладников и ремесленников - национальное достояние, совершенствовавшееся на протяжении тысячелетий. Туркменские женщины, создающие эти культурные ценности, тонко чувствуют красоту и гармонию, что свидетельствует об их таланте, творческом мышлении и высоком художественном вкусе. Это ярко отражается в эстетическом и историко-художественном смысле узоров, их цветовой гамме, тонкости исполнения. Рукотворные узоры вобрали в себя прекрасные очертания цветов и растений, древние верования, мечты и чаяния о благополучии, духовно-нравственные ценности и вехи истории туркменского народа.

В зависимости от своих целей, склада характера и мировоззрения, общей художественной ситуации, художник определяет жанр своей работы, то есть её направленность, ракурс подачи и раскрытия чувст и мысли [1, с. 12]. Туркменские живописцы мастерски учитывают эти требования и создают прекрасные полотна.

В портретах туркменских ковровщиц выдающихся художников Бяшима Нурали, Айхана Хаджиева, Якуба Аннанурова, Евгении Адамовой, Веры Гыллыевой и молодой художницы Огулсурай Розыгулиевой запечатлены духовный мир и облик известных мастеров ХХ века в соответствии особенностей разных художественных стилей. Персонажи произведений изображают не только женщин, которые ткут ковры дома, но и тружениц, работавших на ковровых фабриках страны, а также студентов, изучающих художественное ткачество. Произведения Рувима Мазеля, Ольги Мизгирёвой, Амана Амангельдиева, Иззата Клычева, Дурды Байрамова, Айхана Хаджиева, Какаджана Оразнепесова, Реджепберды Мухаммедова, Аннадурды Алмаммедова, Гурбангельды Мередова, Махым Атаковой, изображающие повседневную жизнь ковровщиц в жанровой живописи Туркменистана, выполнены в стиле миниатюры, авангарда, соцреализма, импрессионизма, реализма.

Образ женщин, занимающихся искусством туркменской вышивки и ткачества, запечатлённые в картинах Юлии Данешвар, Якуба Аннанурова, Иззата Клычева, Какаджана Оразнепесова, Огулгельды Маммедовой, Гунчи Мырадовой, Гылыча Татова, Шемшат Мамедовой, отражают философские взгляды,

традицонные свадебные обряды и быт женщин. Это помогает познать индивидуальные художественные приёмы каждого художника при исполнении произведений.

Видные представители живописной школы Туркменистана увековечили образы мастеров, внёсших большой вклад в ювелирном искусстве. В картинах Айхана Хаджиева, Ниязмурада Доводова, Амана Амангельдиева, Чары Амангельдиева, Гульназ Розыгуловой, Гульджемал Мырадовой реалистично переданы образ великого мыслителя и поэта Махтумкули Фраги, портреты народных мастеров и ювелиров ХХ-ХХ1 веков.

В произведении Ярлы Байрамова «Портрет керамистки» (2002 г.), написанный в стиле модерн, изображён портрет народного художника Туркменистана, мастера современной керамики Марал Атаевой, а в работе Бегенча Беркелиева «Гончар» (2014 г.) реалистично передан образ заслуженного деятеля искусств Туркменистана, гончара города Куняургенч Бахтияра Ходжаниязова в момент создания нового произведения.

В картинах «Кошмоваляние» (1985 г.) и «В селе Бугдайлы» (1985 г.) Николая Червякова, а также в триптихе народного художника Туркменистана Овезмухаммета Мамметнурова «Мастера» (2018 г.) поэтично запечатлён процесс изготовления кошм и женский труд.

В истории живописи Туркменистана отражается жизнь и облик ковровщиц, вышивальщиц, ткачих, ювелиров, гончаров, что доказывает, что ремесленники и художники, занимающиеся декоративно-прикладным искусством и ремёслами, передают из поколения в поколение наши национальные ценности и продолжают принцип наставничества. Большинство образцов портретов и тематических работ, созданных на тему рукоделия, хранятся в Музее изобразительных искусств Туркменистана, позволяя публике наблюдать экономические и жизненные условия того времени, мысли и чувства художников и своеобразие художественных направлений.

Замечательные картины, вошедшие в золотую сокровищницу туркменского изобразительного искусства, никогда не потеряют своей ценности. Нет сомнения, что мастера, продолжающие традиции прикладного искусства с древнейших времен, вдохновят живописцев на создание новых произведений.

Список использованной литературы:

1. Ракитин В. И. Искусство видеть. - М.: Знание, 1973.

2. Tйrkmenistanyn §ekiNendiп§ we ата!у^а§ат sungaty / £ара tayyarlan N. Yag§ymyradow. - A§gabat: Тйгктеп d6wlet ne§iryat gullugy, 2011.

3. Тйгктеп ke§desNik sungaty. - А.: Тйгктеп d6wlet ne§iryat gullugy, 2022.

© Балтаева Дж. О., Шукурова М. Ш., 2024

УДК 5527

Овезова А. К.

Преподаватель Туркменской Государственной школы культуры и

искусства (Туркменистан), Магтымгулыева Г.К.

Музыковед, преподаватель кафедры «История музыки» Туркменской национальной

консерватории им. М. Кулиевой(Туркменистан)

МОНОЛОГИ МАХТУМКУЛИ В ЗВУКОВОМ ПРОЧТЕНИИ КОМПОЗИТОРА СЕЛЬБИ НИЯЗОВОЙ

Аннотация

Стихотворное наследие великого поэта, гуманиста и мыслителя Махтумкули Фраги на протяжении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.