традицонные свадебные обряды и быт женщин. Это помогает познать индивидуальные художественные приёмы каждого художника при исполнении произведений.
Видные представители живописной школы Туркменистана увековечили образы мастеров, внёсших большой вклад в ювелирном искусстве. В картинах Айхана Хаджиева, Ниязмурада Доводова, Амана Амангельдиева, Чары Амангельдиева, Гульназ Розыгуловой, Гульджемал Мырадовой реалистично переданы образ великого мыслителя и поэта Махтумкули Фраги, портреты народных мастеров и ювелиров ХХ-ХХ1 веков.
В произведении Ярлы Байрамова «Портрет керамистки» (2002 г.), написанный в стиле модерн, изображён портрет народного художника Туркменистана, мастера современной керамики Марал Атаевой, а в работе Бегенча Беркелиева «Гончар» (2014 г.) реалистично передан образ заслуженного деятеля искусств Туркменистана, гончара города Куняургенч Бахтияра Ходжаниязова в момент создания нового произведения.
В картинах «Кошмоваляние» (1985 г.) и «В селе Бугдайлы» (1985 г.) Николая Червякова, а также в триптихе народного художника Туркменистана Овезмухаммета Мамметнурова «Мастера» (2018 г.) поэтично запечатлён процесс изготовления кошм и женский труд.
В истории живописи Туркменистана отражается жизнь и облик ковровщиц, вышивальщиц, ткачих, ювелиров, гончаров, что доказывает, что ремесленники и художники, занимающиеся декоративно-прикладным искусством и ремёслами, передают из поколения в поколение наши национальные ценности и продолжают принцип наставничества. Большинство образцов портретов и тематических работ, созданных на тему рукоделия, хранятся в Музее изобразительных искусств Туркменистана, позволяя публике наблюдать экономические и жизненные условия того времени, мысли и чувства художников и своеобразие художественных направлений.
Замечательные картины, вошедшие в золотую сокровищницу туркменского изобразительного искусства, никогда не потеряют своей ценности. Нет сомнения, что мастера, продолжающие традиции прикладного искусства с древнейших времен, вдохновят живописцев на создание новых произведений.
Список использованной литературы:
1. Ракитин В. И. Искусство видеть. - М.: Знание, 1973.
2. Tйrkmenistanyn §ekiNendiп§ we ата!у^а§ат sungaty / £ара tayyarlan N. Yag§ymyradow. - A§gabat: Тйгктеп d6wlet ne§iryat gullugy, 2011.
3. Тйгктеп ke§desNik sungaty. - А.: Тйгктеп d6wlet ne§iryat gullugy, 2022.
© Балтаева Дж. О., Шукурова М. Ш., 2024
УДК 5527
Овезова А. К.
Преподаватель Туркменской Государственной школы культуры и
искусства (Туркменистан), Магтымгулыева Г.К.
Музыковед, преподаватель кафедры «История музыки» Туркменской национальной
консерватории им. М. Кулиевой(Туркменистан)
МОНОЛОГИ МАХТУМКУЛИ В ЗВУКОВОМ ПРОЧТЕНИИ КОМПОЗИТОРА СЕЛЬБИ НИЯЗОВОЙ
Аннотация
Стихотворное наследие великого поэта, гуманиста и мыслителя Махтумкули Фраги на протяжении
трех столетий волнуют и вдохновляют творческих людей на создание произведений во всех областях искусства. География творений на тему Махтумкули Фраги с каждым годом расширяется. В статье рассматривается произведение молодого автора-композитора Сельби Ниязовой «Монологи», написанные в разные годы. Опираясь в своем сочинении на истоки национальной камерно-вокальной музыки, являющейся лидирующей среди жанров связанных с творчеством Махтумкули, профессионально и очень гармонично соединяет народное и современное. Сочинения композитора С. Ниязовой написанные на оригинальный текст придают музыке особую значимость и аутентичность.
Ключевые слова:
«Монологи» С. Ниязовой, стихи Махтумкули, народная музыка, камерно-вокальный жанр.
В современной музыкальной культуре во всем мире приобретает большое значение, помимо накопления, тенденция к все более интенсивному обновлению и пополнению произведений связанных с именем Махтумкули.
Неоспоримо, что наследие Махтумкули ярче всего выражено именно в камерно-вокальном жанре, который, как известно всегда был творческой лабораторией для композиторов.
На протяжении 3 веков стихи поэта-мыслителя вдохновляют туркменских музыкантов на создание новых песен и мелодий. Современную трактовку на стихи Махтумкули воплотила в своем произведении
- С.Ниязова. В результате детального разбора монологов С.Ниязовой выделяются маркирующие признаки жанра с неизбежными новаторскими находками композитора на интонационном, формообразующем, концептуальном уровнях. 3 монолога С.Ниязовой объеденены в один единный цикл
- "Aglar halymga ", "Da§lar bile" "Reygan eyledi" (созданы в разные годы - 2009, 2013, 2014 гг.).
В «Монологах» - образ художника представлен в виде личности, наполненной трагическими сожалениями о несовершенстве мира, чему способствует опора на ламентозные, малосекундовые интонации, инструментально-конструктивный тематизм. Сочинение С. Ниязовой органично дополняет палитру жанровых модификаций «Монологов» как вокальной миниатюры в контексте поисков отечественных композиторов постромантизма XXI века. Можно констатировать сохранение характерных для исторических разновидностей монолога топоса и модуса с внедрением в них особенностей экспериментов в области отечественного камерно-вокального исполнительства. Так на пересечении смысловых полей жанра монолога возникает рецепция отклик, открывающая новые горизонты его развития. Ответственность которую взяла на себя композитор, по мнению исследователей в данной области, говорит о положительном эффекте сочинения. Т.к. это произведение является достойным продоложением воплощения поэтического наследия Махтумкули туркменскими композиторами.
Как извесно неоромантическое искусство, проникая в тончайшие процессы психики стремится воссоздавать как бы "крупный план" личности, для чего избирается монолог как характеристика мыслительного процесса героя, смены его эмоциональных состояний и как универсальная форма познания человеком мира. На концептуально драматургическом уровне монолог связан с темой "Художник-Творец-Мир", интерспективное познание творцом самого себя превращается в экзистенциальное постижение законов мира сквозь призму субъективного «Я». В определенную философско-лирическую сферу вводят малосекундовые, ламентозные интонации в фортепианном вступлении к первому монологу «Aglar halymga». Звучащий во вступлении вокализ солиста это первая кульминация. Она словно прелюдия ко всему монологу. Монолог по форме трехчастен, с контрастной серединой. В моментах, где необходима экспрессия, волна чувств и драма, то вокалист дублирует инструментальное сопровождение, чем и подчеркиваются смысловые, ключевые, узловые моменты стихотворного текста. Изменяющийся метроритмический рисунок окрашивает в национальный колорит серединный раздел, гармоническая вертикаль становится все более насыщенной и логически оправданной, и подчеркивает тональные опоры. Амбивалентность образных трансформаций тяготеет то
в сторону мажора, то элегического минора. Следующий раздел - пульсирующий «нерв» поэта, здесь философско-лирическая сфера динамизируется за счет вовлечения энергичных basso ostinato в басу.
Следующий монолог "Dallar bile" является центром цикла, и несет определенную смысловую нагрузку. По форме очень раздроблен, можно выделить 4 части, которые подчинены стихотворному тексту. В заключении каждой строфы стабильно исполняется пассаж вокалиста вверх на открытое «А». Обилие малосекундовых сочетаний словно диссонанс отношений героя и Вселенной, в данном случае с природой. В словах героя ведется диалог с горами, птицами, деревьями. Срединный раздел перекликается со вступительным разделом из первого монолога, т.е. во время звучания инструментального проигрыша вокалист исполняет вокализ. Малосекундовые интонации словно «мономотив», даже модуляция построена на м2, т.е. a-moll - b-moll. Завершается монолог речитацией вокалиста не находящего себе успокоения, надежды и опоры в этом бренном мире.
Заключительный монолог «Reygan eyledi» один из трагичных и утопичных образов цикла из поэзии Махтумкули мастерски воплощенных в «Монологах» С.Ниязовой. Данный монолог продолжает ведущую линию всего цикла, размышляя над философскими вопросами, герой ведет диалог с самим собой, констатирует факты. Он их описывает и сожалеет о случившемся, наверняка выбор именно этого стихотворения как завершающего цикла несет в себе определенную семантическую нагрузку. Фортепианное сопровождение - «сухие», отрывистые, ненасыщенные аккорды обладающие ярким национальным колоритом, и метрическим рисунком. Общее настроение монолога сменяется в срединном разделе subbito p, здесь, как и в предыдущих монологах, звучание вокализа вводит слушаетеля в атмосферу раздумий героя, его несбыточных надежд и грез. Вокализ звучит на фоне изменненого, элегического инструментального сопровождения, появляется логически оправданная мелодическая линия. Длится эта идилия не долго, вновь звучат волнения и страдания в партии солиста, подтверждая весь трагизм обстоятельств монолог завершается кульминацией на g второй октавы.
По словам автора Монологи еще будут добавляться к общему циклу, тем самым завершится общий замысел от прочтения стихотворений Махтумкули Фраги.
Драматургии монологов С. Ниязовой абсолютно чужда сфера исторической тематики и эпической образности. Она воспринимает и запечатлевает жизнь в движении, в реально существующих противоречиях, характеры людей - в их столкновении с миром и постоянном его совершенствовании. Истоки ведут к народной музыке, объясняется это тем, что, бесконечная любовь автора к народному музыкальному творчеству воспитывает ее как композитора. Но понятие народного для С. Ниязовой заключается в его органичном синтезе, сплаве элементов современных тенденций музыкального мира и народной песни в исполнении бахши. Песенность, мелодизм и природная гармоничность в произведениях С. Ниязовой исходит из опоры на стилистические черты народной песни и инструментального жанра, бытового фольклора, народных игр.
©Овезова А.К., Магтымгулыева Г.К., 2024