Научная статья на тему 'Отображение способов формирования профессиональной компетенции будущих специалистов в научных исследованиях'

Отображение способов формирования профессиональной компетенции будущих специалистов в научных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PEDAGOGICAL COMPETENCE / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ACADEMIC PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабуров Хайруллс Мирзоевич, Кадирова Гавхар Абдушукуровна

В статье рассматриваются некоторые способы и пути формирования профессиональной компетентности будущих специалистов экономической отрасли и их отображение в научных работах исследователей педагогики и психологии. Анализ рассматриваемой проблемы осуществлен с опорой на научные работы представителей таджикской народной педагогики, зарубежных педагогов и психологов. На основе изучения научных источников устанавливается, что профессиональная компетентность, являясь результатом приобретения умений и навыков, профессионального и жизненного опыта, специальных знаний, способствует всестороннему развитию личности. Авторы исследований, определяя виды компетентности, такие как интеллектуальная компетентность, коммуникативная компетентность, педагогическая компетентность, профессиональная компетентность, научно обосновывают сущность каждой из них. Другая часть статьи посвящена анализу профессиональных качеств специалиста и в ней рассматриваются такие качества, как наблюдательность, хорошая память, терпимость, самоконтроль, дисциплинированность, решительность и т.п. Подчеркиваются роль и вклад Правительства Республики Таджикистан, в особенности Лидера нации, Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в деле всестороннего развития различных отраслей республики, в частности, в поддержке подрастающего поколения, его интеллектуального и физического развития. В завершение авторы обосновывают свою точку зрения относительно необходимых качеств и уровня профессиональной компетентности будущих специалистов экономической отрасли в условиях вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of Methods of Professional Competence Formation of Future Specialists in Scientific Researches

The article dwells on certain ways and methods targeted at professional competence formation of future specialists in the sphere ofeconomics and their reflection in scientific researches of both pedagogy and psychology The analysis dealing with the considered problem is realized being proceeded from scientific works of Tajikpublicpedagogy representatives and foreign pedagogues and scholars in psychology. Designing on the premises of the study of scientific resources, the authors ascertain that professional competence being the result of obtained experience and skils, professional and life experience, specific knowledge, corresponds to comprehensive development of individual. Another section of the article is devoted to the analysis beset with professional qualities of specialists and here there are examined such qualities as ability for observana, good memory tolerance, self-control, discipline, resolution and others. The authors stress in particular, the role and contribution of the president of the Republic of Tajikistan, Leader of the nation, Emomali Rahmon the cause of comprehensive development of various branches of the republic, especially in supporting of young generation, their intellectual and physical development as well. In a nutshell, the authors substantiate their own view related to important qualities and the level of professional competence of future specialists in economic sphere under the high school conditions.

Текст научной работы на тему «Отображение способов формирования профессиональной компетенции будущих специалистов в научных исследованиях»

УДК 371 ББК 74.00

Х. М. САБУРОВ Г. А. КАДИРОВА

ОТОБРАЖЕНИЕ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В педагогической науке знания являются частью педагогического процесса обучения, они приобретаются при тесном взаимодействии преподавателя и студента и направлены на усвоение научных понятий и методов научного познания.

Общеизвестно, что «знания - результат познания объективного мира, а именно коллективный опыт человечества, взятый в обобщённой форме» (7, 86). В других психолого-педагогических исследованиях отмечается, что «формирование умений - процесс овладения студентами действий на основе приобретённых знаний» (5, 104).

Процесс абстрагирования, по словам древнего мыслителя Авиценны, «начинается с непосредственного ощущения конкретных вещей, через различение материи и формы предмета и формирования его конкретного чувственного понятия, идёт к созданию общих, универсальных категорий и понятий, выражающих самые существенные связи, свойства и отношения действительности» (10, 201). Такое понимание проблемы с незначительными изменениями излагается во всех его основных произведениях. Также он отмечал, что «формирование идеи и понятия вещей осуществляются на основе запечатлённых в разуме образов предметов. Но идеи и понятия, формируемые воображением, не носят ещё всеобщий, универсальный характер, а являются конкретно-чувственными. Высшая форма абстракции и абстрагирования доступна лишь человеческому мышлению, которое формирует универсальные, всеобщие понятия и категории на основе конкретных идей и понятий предметов» (2, 38).

Профессиональная деятельность требует длительного периода обучения, а именно теоретического и практического. Профессионализм - особое свойство человека, подразумевающее систематическое, эффективное и надёжное выполнение сложной (профессиональной) деятельности на высоком уровне.

Педагогическая деятельность преподавателя-профессионала, как правило, отвечает объективным требованиям учебного заведения и государственным стандартам, утверждённым министерствами и ведомствами.

Профессионализм преподавателя определяется достижением высоких производственных показателей, особенностями его мотивации, системой ценностных ориентаций и устремлений, смыслом труда для конкретной личности. В свою очередь, считает Д.К. Афанасова, «профессиональная компетентность является результатом развития личности, её образованности и воспитанности» (3).

В Толковом словаре русского языка и Словаре русских синонимов и сходных по смыслу выражений понятие «компетентность» трактуется как «осведомленность, авторитетность» (1 8), «авторитет, достоинство» (1 ). Понятие «компетентный» в своём деле (от лат. competents - соответствующий, способный) означает «осведомлённый, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе» (1 8).

Компетенция - обозначение образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника вуза к реальному владению методами, средствами деятельности, обладанию такой формой сочетания знаний и умений, которая позволит достичь поставленной цели (14).

Начальное профессиональное образование осуществляется в рамках единых государственных образовательных стандартов начального профессионального образования, утверждаемых Правительством Республики Таджикистан.

Профессиональные образовательные программы начального профессионального образования могут осваиваться студентами очно, заочно и дистанционно. Допускается сочетание различных форм получения начального профессионального образования и профессиональной переподготовки.

Государственные образовательные учреждения начального профессионального образования создаются, реорганизуются и упраздняются Правительством Республики Таджикистан, уполномоченным им органом в порядке запроса по согласованию с местными

исполнительными органами государственной власти в соответствии с законодательством Республики Таджикистан (Закон РТ от 03.07.12 г., № 868) [8].

Начальное профессиональное образование студенты получают в образовательных учреждениях начального профессионального образования или в других образовательных учреждениях: колледжах и лицеях. (Закон РТ от 30.07.07 г., № 334).

В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с выдвинутыми стандартами.

Существует несколько подходов к описанию компетенций. Первый подход называют «функциональным», поскольку он основан на описании задач и ожидаемых результатов, а второй - «личностным», ибо в фокусе находятся качества человека, обеспечивающие успех в работе (4).

Российский учёный А.В. Хуторской, анализируя профессиональную деятельность экономистов, резюмирует, что в содержание профессиональной компетентности экономиста необходимо включить важнейшую составляющую - общенаучную компетенцию, обеспечивающую фундаментальность экономической подготовки и позволяющую решать профессиональные компетентности средствами учебно-познавательной активности [19].

В научной литературе выделяются следующие типы компетентностей:

1. Интеллектуальная компетентность - особый тип организации знаний и умений, способствующий оперативности в анализе ситуаций, а также обеспечивающий возможность принятия эффективных решений;

2. Социально-психологическая компетентность - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений;

3. Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия;

4. Педагогическая компетентность - пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся;

5. Профессиональная компетентность - совокупность специальной, социальной, методической компетенций;

Наиболее перспективным, по нашему мнению, является подход Л.П. Пачикова, выделяющий профессиональную компетентность как один из основных приоритетов в новых экономических условиях. Говоря о видах профессиональной компетентности, в исследованиях под компетентностью понимают индивидуальную характеристику степени соответствия человека требованиям профессии (15, 202).

Несомненно, важнейшими составляющими профессиональной деятельности человека являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств. В педагогической науке к профессионально важным качествам относят также и способности.

Таким образом, профессиональные качества - психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Они многофункциональны, и, вместе с тем, каждая профессия имеет свой набор этих качеств (6).

Выделяют следующие профессионально важные качества:

- наблюдательность;

- образную, двигательную и другие виды памяти;

- техническое мышление;

- пространственное воображение;

- внимательность;

- эмоциональную устойчивость;

- решительность;

- выносливость;

- пластичность;

- настойчивость;

- целеустремлённость;

- дисциплинированность;

- самоконтроль и др.

Учитывая вышесказанное нужно отметить, что профессиональная компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умение применять знания на практике, при решении задач профессионального рода деятельности. Поэтому необходимо раскрыть составляющие элементы понятия «компетенция», а именно «знания, умения и навыки» (ЗУН), в основном в применении знаний на практике. Сказанное более девятисот лет тому назад высказывание «искать знания - значит искать возвышения над сверстниками своими, а отказываться от совершенства и добродетели - признак удовлетворённости неизменяемым положением» не утратили своей актуальности и в наше время (11).

Модернизация образования - приоритетная сфера социальной политики Правительства Республики Таджикистан, которая использует все необходимые ресурсы, уделяя при этом первостепенное внимание развитию естественно-технических наук. Принимаются необходимые меры по повышению уровня и качества обучения, расширяются рамки внедрения информационно-коммуникационных технологий, в том числе мировой сети Интернета в системе обучения, особое внимание уделяется эффективной деятельности педагогов и совершенствованию их профессиональных навыков.

С целью выполнения Государственной программы «Национальной стратегии развития» в сфере образования продолжаются реформы и вводятся инновации. Средние общеобразовательные учреждения республики полностью переведены на подушное финансирование, отрегулирована деятельность финансовой системы.

Соответственно, Министерствам финансов, образования и науки необходимо принять меры для поэтапного перевода на подушное финансирование дошкольной, начальной, средней и высшей профессиональной ступеней обучения. Следует отметить, что в 2017 году на развитие сферы образования выделено 3 млрд. 350 млн. сомони, что на 10% больше по сравнению с 2015 годом, и в 13 раз больше по сравнению с предыдущими годами.

Правительством страны принята «Государственная программа выявления и развития талантов на 2015-2020 годы», в соответствии с которой во всех областях, городах и районах Республики Таджикистан открываются специальные Центры развития талантов и творческого развития индивидуальных способностей детей.

По поручению Президента Республики Таджикистан, Лидера нации, Основоположника мира и национального единства Эмомали Рахмона в городе Душанбе впервые в структуре Академии наук создана Малая академия наук, деятельность которой направлена на интеллектуальное развитие подрастающего поколения. Министерство образования и науки обязалось представить Правительству страны государственную программу создания подобных центров во всех областях.

Данный путь предоставит большие возможности для развития потенциала и привлечения подрастающего поколения к современному качественному образованию.

Завершена реализация «Программы компьютеризации в Республике Таджикистан на 2010-2015 годы», выполненная в масштабах страны на 106%.

Наряду с этим, ответственные лица сферы образования обязуются принять меры для разработки и представления Правительству страны «Концепции непрерывного обучения на 2016-2022 г.г.», а также создания благоприятных условий для реализации данной программы.

Руководителям министерств образования и науки, экономического развития и торговли, а также ректорам высших учебных заведений поручено в течение четырёх лет решить проблему полного обеспечения общеобразовательных учреждений учителями точных наук, информационных технологий и иностранных языков: русского и английского. Совершенствовать проведение курсов повышения квалификации и переподготовки учителей, Правительству страны ежегодно представлять отчёты о результатах работы. Ныне из 170 тыс. студентов страны 50 тыс. обучаются педагогическим профессиям и более 10 тыс. -медицинским специальностям. Однако, несмотря на приведённые статистические данные, сегодня в медицинских учреждениях наблюдается нехватка около 6 тыс. врачей, 8 тыс.100 специалистов среднего медицинского персонала, годовая потребность в педагогических кадрах составляет 3600 человек.

Такие данные, несомненно, настораживают, ибо будущее страны во многом зависит от деятельности педагога и развития науки и образования. Следует помнить, что только грамотная нация может воспитать просвещённое, образованное поколение и подготовить достойных кадров современности, продвигаться вперёд и обрести своё достойное место в цивилизованном обществе (1 6).

Овладение знаниями и навыками выступает в качестве важных, но подчинённых этой цели задач. Ведь умение нередко определяется психологами и педагогами как знание в действии, нужное для работы не само по себе, а как основа умения.

Важным аспектом экономического образования является расширенное, социализированное понимание экономики, развивающееся во взаимосвязи, как с производственной, так и непроизводственной сферами деятельности человека.

Профессиональное образование является одной из сфер социальной деятельности и зависит от многочисленных условий и факторов, в том числе экономических. Различные перемены в экономике страны предъявляют свои требования и к образованию, выдвигаются особые требования к качественному экономическому образованию. Важным аспектом феноменизации экономического образования является расширенное, социализированное понимание экономики, развивающееся во взаимосвязи, как с производственной, так и непроизводственной сферами деятельности человека.

Конечный результат деятельности, выбор способа достижения цели напрямую зависят от степени сформированности у будущего специалиста убеждений, мотивов, разумных потребностей, экономических знаний, умений и навыков, компетентностей и компетенций, которые успешно реализуются в дальнейшей профессиональной деятельности. Следовательно, формирование базисных компонентов экономической компетентности и экономического мышления должно стать объектом целенаправленной работы в профессиональном образовании.

Развитие экономического мышления - один из важных элементов процесса профессиональной подготовки и переподготовки в системе экономического образования. При формировании содержания образования следует отбирать знания и умения, профессионально значимые личностные качества специалиста, развиваемые у него в процессе подготовки. Существенное влияние на развитие экономического мышления специалиста оказывает не только процесс обучения, его программное содержание, но и интеллектуально-творческая и самообразовательная деятельность.

Достижение определённого уровня сформированности экономического мышления у специалиста предполагает инициативу в труде для достижения собственных материальных интересов, предприимчивость, высокую ответственность, творческий поиск путей, ведущих к наилучшему решению экономической задачи, хозяйственному результату при наименьших затратах.

Важной чертой современного экономического мышления является реалистичность. Её сущность проявляется, прежде всего, в умении специалиста действенно и результативно применять теоретические знания в конкретной деятельности, опираясь на них, правильно оценивать разнообразные хозяйственные ситуации и своевременно принимать единственно верные решения (1 7).

Например, для бухгалтера важно обладать такими умениями и навыками, как общение с клиентами, способность правильно вести отчётную документацию, производить перечисления денежных средств, строгое соблюдение должностных инструкций, работа с материальными ценностями и т.д.

Важны профессиональные компетентности экономиста, а именно, знания основ бухгалтерского учёта, видов основных хозяйственных средств, должностных инструкций и нормативных документов, основных документов, связанных с товарно-денежными операциями, структуры хозяйственной деятельности учреждения, основ работы на вычислительной технике. Это значит, что важно реализовать полученные знания на практике, то есть «обобщение - процесс идеальный, и его продукт - тоже, обобщённые результаты деятельности общества - научные знания» (13). Поскольку научные знания имеют предметную структуру, освоение обобщённых результатов - освоение знаний по основным отраслям экономических наук.

К примеру, менеджер должен обладать следующими интеллектуальными профессиональными качествами, как широкий кругозор (компетентность, информированность), готовность к обучению, освоению новых знаний, приёмов и способов работы; высокий интеллект, обеспечивающий восприятие и анализ разнообразной информации, систематизацией и её обобщением, быстрым схватыванием содержания документов, распоряжений, чёткая формулировка цели деятельности; прогноз развития ситуации; оценка последствий своих решений; построение логической системы доказательств; организация деятельности других людей; умение прогнозировать элементы новизны и творчества в деятельности других людей; продуцирование новых идей,

системность, аналитичность мышления, его гибкость и пластичность. Кроме этого её должен знать нормативно-правовые документы: трудовое законодательство, положения, уставы, инструкции, технику ведения коммерческих переговоров, организацию производства, кредитование и банковское дело, маркетинг и т.д.

Проблема применения теоретических знаний на практике всегда была актуальной для педагогической науки и её исследованию посвящено много трудов, которые внесли значительный вклад в совершенствование содержания и методов обучения (12).

Однако в силу указанных выше причин на протяжении долгого времени применение знаний «на практике» рассматривалось как выполнение тренировочных упражнений, решение задач, выполнение лабораторных работ по данному учебному предмету. К примеру, экономист изучает математику, методы математического анализа, основы экономической теории, общественные науки, статистику, финансы и кредит, основы банковской деятельности и другие.

Во многих исследованиях в теоретических аспектах проблема применения знаний рассматривалась в основном так, что в процессе решения задач, в том числе практических, студент должен проанализировать условия, которые в ней даны, в явном виде, и выделить (усмотреть) те скрытые условия, опора на которые и приводит к решению задачи.

Состояние проблемы исследования о применении теоретических знаний студентов в процесс практической деятельности с целью формирования профессиональной компетентности требует дальнейшего изучения. Для этого необходимо внедрять в процесс обучения инновационные формы и методы, совершенствовать систему знаний студентов-экономистов таким образом, чтобы они нашли применение теоретических знаний в трудовой деятельности.

Мы считаем, что это должно реализовываться двояким образом: с одной стороны, важно совершенствовать содержание обучения на основе экономического состояния Республики Таджикистан и методов преподавания, с другой стороны, необходимо создать условия для активного применения студентами знаний основ математических наук, экономических теорий в производственной практике.

Следовательно, «знания - навыки - умения» тесно взаимосвязаны, умения играют главную роль в решении задач подготовки молодёжи к экономической деятельности. Это обусловлено взаимосвязанностью всех этих структурных компонентов, именно будущей трудовой деятельности к содержанию и структуре умений и от них - к знаниям и навыкам, а также к компетентным решениям задач на практике (9).

Наиболее актуальными в данном аспекте, как мы считаем, являются две проблемы:

1. Совершенствование системы знаний студентов, обеспечивающей условия формирования профессиональной компетентности будущих экономистов. Наиболее перспективными в данном направлении являются следующие аспекты:

- совершенствование соотношения и взаимосвязи чувственных и рассудочных, теоретических знаний, лежащих в основе формирования профессиональной компетентности студентов;

- совершенствование системы знаний о деятельности (активное направление), способах деятельности;

- поиск путей, повышающих уровень обобщения знаний о действиях;

2. Устранение формализма в знаниях студентов путём активного применения имеющихся знаний для решения практических задач особое внимание следует уделить практической деятельности студентов, учитывая сложившуюся рыночную экономику страны.

Следующей проблемой процесса формирования профессиональной компетентности будущих экономистов является совершенствование системы экономических знаний. Во многих научных исследованиях по вопросам применения теоретических знаний в практической деятельности подчеркивается, что формирование фундаментальных знаний у студентов происходит в разрыве от практической деятельности. При этом указывается, что обучение необходимо строить так, чтобы перед студентами в различных ситуациях ставились проблемы, носящие практический характер. Учитывая вышесказанное, следует отметить, что для качественной подготовки будущих специалистов к экономической деятельности, в первую очередь - в сфере материального производства, необходима иная методологическая позиция: важно определить, какими видами деятельности должен овладеть студент к завершению обучения в вузе, а затем решить, какая система знаний ему необходима, чтобы реализовать эту задачу.

К примеру, заканчивая вуз, бакалавр-экономист должен успешно овладеть следующими способностями и качествами:

- интеллектуальная способность;

- логическая и математическая память;

- концентрация внимания;

- умение работать над большими объёмами информации [9, с. 292].

Как известно, формирование умений студентов осуществляется на основе знаний разных категорий и уровней обобщения в различных сочетаниях. К примеру, бухгалтер должен знать статистику, финансы, кредит, технологию конкретной области организации, методику составления отчётности, нормативно-правовые документы.

Определение таких оптимальных сочетаний знаний - одна из важных задач методики профессионального обучения. Следует отметить, что в исследованиях по совершенствованию учебного процесса данная задача сформулирована по-разному, ибо существуют разновидности профессионального образования. Содержание обучения на экономических факультетах тесно взаимосвязано с состоянием экономики Республики Таджикистан, изучается передовой опыт агропромышленности. При изучении курса «Основы экономических наук» следует определить недостающие компоненты для получения совершенной системы знаний. В таких группах студентов, где формирование практических умений полностью опирается на теоретические знания: по математике, методам математического анализа, основам экономической теории, общественным наукам, статистике, финансам, кредитам, основам банковской деятельности - данный процесс протекает наиболее успешно.

Не включена в учебный план «Методика преподавания экономических наук» на непедагогических факультетах. Как известно, данный курс призван обеспечить высокий теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и доходчивость изложения материала. Следует отметить, что методика преподавания неразрывно связана с содержанием изучаемой науки и её методологией.

Следовательно, представляется целесообразным выделить различные уровни классификации знаний, которые определяют профессиональную компетентность будущих экономистов. Данные уровневые классификации, рассматриваются нами, как определённые дидактические исследования поизучаемой проблеме.

В этих целях проанализируем классификации по следующим основаниям:

- по делению знаний на знания об объекте действия и о действиях с объектом;

- по уровням обобщения;

- по составу разнообразия изучаемых объектов действия и условий деятельности;

- по уровню усвоения знаний студентами.

Необходимо ещё отметить, что для выполнения различных действий студенты непосредственно опираются на полученные знания, формируемые на основе знаний об объекте действия.

Подробно изучив данную проблему, резюмируем, что фундаментальные знания студентов, определяющие формирование профессиональной компетентности будущих экономистов средствами учебно-познавательной активности по уровням усвоения можно понимать в двух аспектах:

- во-первых, как результат обучения, т. е. как меру качества проведения занятий преподавателем, руководителем производственного обучения, как результат изучения учебного предмета;

- во-вторых, как заранее установленную меру глубины, подробности изучения того или иного учебного материала, закладываемую в программу учебного процесса, в содержание обучения, т. е. учебное пособие и т. д. Привлекает особое внимание второй аспект. Под уровнями усвоения знаний умений и навыков студентов следует понимать, естественно, не только и не столько меру запоминания, сколько меру возможностей применения полученных знаний студентами в их дальнейшей практической деятельности.

Общеизвестно, что фундаментальные, или общенаучные знания зиждутся на математике, общественно-экономических дисциплинах. В современных условиях целесообразно усиление проблемного аспекта изучения дисциплин на основе применения современных научных подходов, методов анализа, синтеза, прогнозирования, оптимизации, конкретно-экономического, а не описательного стиля обучения. В данных условиях повышается значимость качественных учебников, которыми славилась отечественная система образования.

Сегодня, к сожалению, недостаточно плодотворно ведётся работа в данном направлении, в малом количестве разработаны учебно-методические пособия, направленные на повышение экономических знаний студентов и формирование их профессиональных компетентностей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абрамов Н.О. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / Н.О. Абрамов. - М.: Русские словари, 1999. - 431 с.

2. Абу Али ибн Сина. Избранные произведения. Т.1. - Душанбе: Ирфон, 1980. - С.40.

3. Афанасова, Д.К. Особенности формирования профессиональной компетентности экономиста / Д.К. Афанасова // Среднее профессиональное образование. - 2008. - N° 9. - С. 57-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ахметшина, Ф.А. Воспитание профессионально устойчивых качеств личности менеджера в системе непрерывного экономического образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ф.А. Ахметшина. -Казань, 2002. - 209 с.

5. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М., 2001. - 560с.

6. Воропаева, Л.В. Воспитание экономически компетентного специалиста в условиях профилизации образования: дис. канд. пед. наук:13.00.01/ Л.В. Воропаева - Ставрополь, 2006.- 164 с.

7. Данилов, М. А. Процесс обучения в советской школе / М.А. Данилов. - М.: Учпедгиз, 1960. - 299 с.

8. Закон Республики Таджикистан «О начальном профессиональном образовании». Действующий закон. Дата принятия: 05.03.2003 г, одобрен Маджлиси милли 07.04.2003г. [электронный ресурс].avesta.tj/wp-content/uploads/2016/07/o_nachalnom_profobrazovanii.docx(дата обращения:24.05.2018г.)

9. Кадирова, Г.А. Проблема формирования профессиональной компетентности будущего экономиста.// «Учёные записки» Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова, № 4 (45), 2015-с. 291-295с.

10. Кадирова, Г.А. Профессиональная компетентность будущего экономиста как фактор экономического роста в условиях трансформационной экономики Республики Таджикистан // Сборник статей научной республиканской конференции 27 ноября 2014года - Худжанд: изд. Ношир, 2015-стр.200-205.

11. Кобуснома. - Душанбе: «Адиб»1990. - 145 с.

12. Лернер, И.Я. Проблемное обучение. / И.Я. Лернер // -М.: Знание, 1974.64 с.

13. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М., 1984.

14. Огарев, Е.Н. Компетентность образования социальный аспект /Е.Н.Огарев. -М.: РАО ИОВ.1995.-234С.

15. Пачикова, Л. П. Развитие социально-педагогической функции вуза в изменяющихся экономических условиях: дис____д-ра пед. наук:13.00.01 / Л.П. Пачикова - М.: 2008. - 394 с.

16. Послание Президента Республики Таджикистан, Лидера нации Эмомали Рахмона к Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Душанбе 20 января 2016 г.// Паём ва рисолати созандаи он. - Худжанд: «Нури маърифат»,2017.-516с.

17. Старикова, Л.Д., Нуриддинова, М. Перспективы экономического образования школьников и студентов. //Ученые записки Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова, № 14, 2009. - С. 126-131.

18. Толковый словарь русского языка, под.ред. Д.Н. Ушакова,- М.: 2002.

19. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. -Изд. дом Питер, 2001. 531 с.

REFERENCES:

1. Abramov, N.O. Dictionary of Russian Synonyms and similar expressions / N.O. Abramov - М.: Russian Dictionaries, 1999. - 431p.

2. Abu Ali ibn Sina. Selected Works. P.1. - Dushanbe: Irfon, 1980. - P.40.

3. Afanasova, D.K. Peculiarities of forming Economist's professional competence / D.K.Afanaseva // Secondary Professional Education. - 2008. - № 9. - P. 57-58.

4. Akhmetishina, F.A. Formation of Stable Professional Qualities of Manager in the system of economical perpetuity education: Dis. ... cand. ped. science: 13.00.01 / F.A.Akhmatishina. - Kasan, 2002. - 209 p.

5. Babanskiy, U. K. Selected Pedagogical Works. / U. K. Babanskiy . - М., 2001. - 560p.

6. Voropaeva, L.V. Formation of economical competent specialist in the condition of specialysing education: Dis. ... cand. ped. science:13.00.01/ L.V. Voropaeva - Stavropol, 2006.- 164 p.

7. Danilov, M.A. The process of Education in soviet school / M.A. Danilov. - М.: Uchpedgiz, 1960. - 299 p.

8. The Law of Republic of Tajikistan «About Primary professional Education». Active Law. Data of assumption: 05.03.2003, approved by Majlisi Milli 07.04.2003. [electronic resource].avesta.tj/wp-content/uploads/2016/07/o_nachalnom_profobrazovanii.docx (data of reference:24.05.2018)

9. Kadirova, G.A. The problem of professional competent formation of future economists. // Scientific letters. Khujand State University named after academician B.Gafurov, N° 4 (45), 2015-. 291-295p.

10. Kadirova, G.A. Professional competence of future economist as a factor of economic development in condition of transformational economy // Collection of scientific articles of republican conference of 27th November, 2014 - Khujand: Noshir, 2015-p.200-205.

11. Kobusnoma. - Dushanbe: «Adib»1990. - 145 p.

12. Lener, I.Y. Problematic Education. / I.Y. Lener // М.: Znanie, 1974.64 p.

13. Lomov, B.F. Metodological and theoretical problems of Psycology / B.F Lomov. - М., 1984.

14. Ogarev, E.N. Competence of Education as a social /E.N. Ogarev.. М.: РАО TOB.1995.-234p.

15. Pachikova, L.P. The development of social-pedagogical function of institutes in changing economic: dis. ... doc. ped. science:13.00.01 / L.P. Pachikova - М.: 2008. - 394 p.

16. The Message of President of the Republic of Tajikistan, Leader of the Nation Emomali Rahmon to Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan. Dushanbe 20 January 2016.// The Massage and its formational function. -Khujand: «Nuri ma"rifat^>,2017.-516p.

17. Staricova, L.D. Nuriddinova M. Perspectives of economic education of pupils and students. // Scientific letters. Khujand State University named after academician B.Gafurov, № 14, 2009. - P. 126-131.

18. Essential dictionary of Russian Language. editor. D.N.Ushakova, М.: 2002.

19. Khutorskiy, A.V. Contemporary Dadactic / A.V. Khutorskiy. Piter, 2001. 531 p.

Инъикоси роххои ташаккули салохцятнокии касбии мутахассисони оянда дар пажухишхри илми

Вожахрои калиди: салоциятноки, мутахассис, барномаи таълимй, фаъолияти касби, салоциятнокии касби, салоциятнокии педагоги, сифати тацсилот,дониши ицтисоди

Дар мацола баъзе роццои ташаккулёбии салоциятнокии касбии мутахассисони ояндаи соцаи ицтисоди ва инъикоси он дар тадцицотцои илмии олимони соцацои педагогика ва психология мавриди барраси ва омузиш царор дода шудааст.

Дар тацлили муаммои пешгузошташуда, аз осори илмии намояндагони педагогикаи мардумии халци тоцик, педагог ва психологони хорици кишвар истифода карда шудааст.

Бо такя ба сарчашмацои илми муайян карда шудааст, ки салоциятнокии касби натицаи аз бар намудани мацорат, малака, тацрибаи касбию зиндаги, донишцои тахассуси ба цисоб меравад, ки шахсиятро цаматарафа рушд медицад. Хамчунин аз тарафи муаллифон намудцои зерини салоциятноки аз цабили салоциятнокии ацли, салоциятнокии коммуникативи, салоциятнокии педагоги, салоциятнокии касби муайян карда туда, моцияти цар кадоми онцо аз нигоци илми асоснок карда шудааст.

Кисмати дигари мацола ба тацлили сифатцои касбии мутахассис бахшида шуда, зиёда аз дац намуди он баён карда шудааст: мушоцидакори, хотираи мустацкам, пуртоцати, худназорати, боинтизоми, решительность ва гайра.

Бо истифода аз цуццатцои меъёрию цуцуци сацми Хукумати Цумцурии Тоцикистон ва алалхусус Президенти Цумцурии Тоцикистон, Пешвои миллат муцтарам Эмомали Рацмон дар цодаи рушди цаматарафаи соцацои мухталифи кишвар, аз цумла, дастгирии насли наврас ва инкишофи ацлию цисмонии онцо бомаврид баён карда шудааст.

Дар охир цицати омода намудани мутахассисони ояндаи соцаи ицтисоди дар шароити макотиби оли дорои кадом сифат ва салоциятнокии касби будани онцо асоснок карда шудааст.

Отображение способов формирования профессиональной компетенции будушцх специалистов в научных исследованиях

Ключевые слова: компетентность, специалист, учебная программа, профессиональная

деятельность, педагогическая компетентность, качество образования В статье рассматриваются некоторые способы и пути формирования профессиональной компетентности будущих специалистов экономической отрасли и их отображение в научных работах исследователей педагогики и психологии.

Анализ рассматриваемой проблемы осуществлен с опорой на научные работы представителей таджикской народной педагогики, зарубежных педагогов и психологов.

На основе изучения научных источников устанавливается, что профессиональная компетентность, являясь результатом приобретения умений и навыков, профессионального и жизненного опыта, специальных знаний, способствует всестороннему развитию личности. Авторы

исследований, определяя виды компетентности, такие как интеллектуальная компетентность, коммуникативная компетентность, педагогическая компетентность, профессиональная компетентность, научно обосновывают сущность каждой из них.

Другая часть статьи посвящена анализу профессиональных качеств специалиста и в ней рассматриваются такие качества, как наблюдательность, хорошая память, терпимость, самоконтроль, дисциплинированность, решительность и т.п.

Подчеркиваются роль и вклад Правительства Республики Таджикистан, в особенности Лидера нации, Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в деле всестороннего развития различных отраслей республики, в частности, в поддержке подрастающего поколения, его интеллектуального и физического развития.

В завершение авторы обосновывают свою точку зрения относительно необходимых качеств и уровня профессиональной компетентности будущих специалистов экономической отрасли в условиях вузов.

Reflection of Methods of Professional Competence Formation of Future Specialists in Scientific Researches

Key words: competence, specialist, academic program, professional activity, pedagogical competence, quality of education

The article dwells on certain ways and methods targeted at professional competence formation offuture specialists in the sphere of economics and their reflection in scientific researches of both pedagogy and psychology

The analysis dealing with the considered problem is realized being proceeded from scientific works of Tajik public pedagogy representatives and foreign pedagogues and scholars in psychology.

Designing on the premises of the study of scientific resources, the authors ascertain that professional competence being the result of obtained experience and skills, professional and life experience, specific knowledge, corresponds to comprehensive development of individual.

Another section of the article is devoted to the analysis beset with professional qualities ofspecialists and here there are examined such qualities as ability for observana, good memory tolerance, self-control, discipline, resolution and others.

The authors stress in particular, the role and contribution of the president of the Republic of Tajikistan, Leader of the nation, Emomali Rahmon the cause of comprehensive development of various branches of the republic, especially in supporting of young generation, their intellectual andphysical development as well.

In a nutshell, the authors substantiate their own view related to important qualities and the level of professional competence of future specialists in economic sphere under the high school conditions.

Маълумот дар борам муаллифон:

Сабуров Хайрулло Мирзоевич, доктори илмуои педагоги, профессори кафедраи педагогикаи ицтимой ва касбии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Бобоцон Гафуров.(Цумцурии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail: [email protected]

Крдирова Гав/ар Абдушукуровна, унвонцуи кафедраи педагогикаи умумии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Бобоцон Гафуров ба номи академик Бобоцон Гафуров. (Цумуурии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail: [email protected] Сведения об авторах:

Сабуров Хайрулло Мирзоевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной и профессиональной педагогики Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова(Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected] Кадирова Гавхар Абдушукуровна, соискатель кафедры общей педагогики Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected] Information about the authors:

Saburov Khairullo Mirzoevich, Doctor of pedagogical Sciences, Professor of chair of social and professional pedagogy, Khujand State University named after academician B. Gafurov(Tajikistan, Khujand,. E-mail: [email protected]

Qodirova Gavhar Abdushukurovna, competitor of the Department of General Pedagogy Khujand State University named after academician B. Gafurov, (Tajikistan, Khujand) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.