УДК 371.01 ББК 74.200
Т.АХЛИЛЛОЕВ М. Х.НЕМАТОВА
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Главной задачей современной системы профессионального образования в Республике Таджикистан является обеспечение высокого качества подготовки на основе её фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности профессионала, общества и государства. Современная концепция профессионального образования предусматривает переосмысление целей, задач, методов и форм всей системы профессиональной подготовки. Модернизация системы профессионального образования предъявляет новые требования к современному учителю, особенно учителю начальных классов, к его профессиональной компетенции, деятельность которого направлена на создание основательного фундамента готовности молодого поколения к жизни. Требования касаются, прежде всего, изменения парадигмы преподавания (передачи информации) на парадигму научения (передача компетенции - потенциала к действиям). Постулаты данной парадигмы можно выразить следующим образом:
- от концепции достойного образования процесса к осознанию необходимости непрерывного образования на протяжении всей жизни. В условиях интенсивности потока информации и технологических изменений однажды полученное хорошее образование не может обеспечить эффективность деятельности без непрерывного личностного роста и развития;
- от послушности к инициативности. Традиционная модель системы образования поощряла послушного, исполнительного обучающегося, выполняющего все задания преподавателя. В условиях современной жизни на первый план выдвигается инициативность обучающегося, так как именно это качество гарантирует успех в жизни, мобильность и готовность решения проблем, возникающих в различных жизненных ситуациях;
- от знаний к компетенциям. Модель образования, в центре которого находятся знания, уже не удовлетворяет современные потребности развития личности и общества. Это относится ко всем предметам системы профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов. Механические упражнения, заучивание учебных тем и правил наизусть, репродуктивные виды учебной деятельности не способствуют развитию инициативности студента. Между тем невозможно запомнить весь учебный материал, который изучают. Сегодня главное - знать, где и как можно найти необходимую информацию и каким образом наиболее эффективно использовать ее для достижения поставленных целей.
На учителя начальных классов возложена особо важная задача - подготовка молодого поколения к жизни, взращивание достойной смены, так как в начальном классе закладываются основы компетенций, которые в дальнейшем способствуют развитию инициативности в личностном развитии индивида. С учетом тенденции сложившейся в современном мире, в этом учебном году все начальные школы республики перешли на систему компетентностного обучения. Этому предшествовали многолетние опытные работы, проведенные в различных школах городов Душанбе, Худжанд, Куляб, Курган-тюбе, Хорог, районов Горно-Бадахшанской автономной Согдийской и Хатлонской областей. В конце 2015-16 учебного года было организовано массовое обучение и подготовка учителей начальных классов к системе компетентностного обучения. Для учителей были подготовлены теоретические и практические материалы по углубленному изучению основ компетентностного подхода к организации обучения учащихся начальных классов. Намечается постепенный переход всей системы школьного образования республики к компетентностному подходу.
Естественно, возникает проблема подготовки будущих учителей начальных классов к осуществлению компетентностного подхода к обучению. Сегодня многие высшие школы республики перешли к осуществлению компетентностного подхода и внедряют кредитную систему обучения.
Необходимость перехода к компетентностному подходу в профессиональной подготовке будущих специалистов особо подчеркнута в трудах Российских ученых таких как И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Т.В. Подавалова и др. Они отметили, что «данный подход становится особенно популярным и претендует на роль концептуальной основы образовательной политики, проводимой как государством, так и влиятельными международными организациями и наднациональными объединениями, включая Европейский Союз» (4,7,11).
Достоинством применения компетентностного подхода, на наш взгляд, является сохранение гибкости и своеобразие структурных компонентов образовательного процесса. При компетентностном подходе происходит переориентация оценки результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся с одних понятий «знания, умения и навыки» на другие- «компетенция» и «компетентность».
В настоящее время в научных кругах четко определена проблема формирования профессиональной компетентности будущего педагога. В условиях реформирования системы высшего образования в республике актуальной становится проблема подготовки учителя, глубоко мыслящего и чувствующего, умеющего смоделировать предстоящий учебно-воспитательный процесс, самостоятельно разрабатывающего и воплощающего в практику школы новые идеи и технологии образовательного процесса.
Нам хотелось бы выяснить ориентировочное определение понятий «компетенция» и «компетентность» на основе анализа литературных источников, результатов анкетирования преподавателей факультета.
Включение в оборот педагогической науки понятий «компетентность» и «компетенция» имеет свою историю. Появление термина «компетентность» связано с работами немецкого психолога Ю.Хабермаса, который в середине ХХ века при разработке теории речевой коммуникации задействовал данный термин (16). В дальнейшем это понятие раскрывается в трудах ученых по социальной психологии, в них оно трактуется как фундаментальное знание своего дела, сущности и содержания выполняемой работы, умение выбирать способы и средства достижения намеченных целей. Д. Брунер рассматривал «компетентность как совокупность качеств (компетенций), которыми должен овладеть каждый профессионал»(2, 91).
Видные ученые, исследователи проблем высшей школы- В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н.Шиянов- рассматривают профессиональную компетентность как теоретическую и практическую готовность к профессиональной деятельности (13).
В.Р.Веснин определяет понятие «профессиональная компетентность» как «способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных условиях, так и в экстремальных успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям»(2, 59).
Основы профессиональной компетенции формируются в процессе обучения в высшем учебном заведении. Обучение в вузе для будущего учителя является стержневым, именно в этот период жизни происходит овладение базовыми знаниями, умениями, навыками, компетенциями, формируются основы мировоззрения и убеждений. Все это и есть компоненты готовности специалиста к будущей профессионально- педагогической деятельности. Возникает естественный вопрос: какие компетенции будущего учителя начальных классов способствуют эффективности его дальнейшей профессиональной деятельности. С целью определения системы компетенций, которыми должен овладеть будущий учитель начальных классов, мы обратились к различным источникам, отражающим проблему профессиональной компетенции.
Необходимо было определить наиболее значительные компетенции, обозначая их как ключевые, базовые и специальные, что способствовало бы выявлению группы необходимых для учителя начальных классов.
Ключевые компетенции - это способности общего и операционального характера, которые способствуют решению профессиональных задач, используя коммуникационные и общественно-правовые информации.
Базовые компетенции - это совокупность универсальных и предметно-специализированных способностей, отражающих специфику профессионально-педагогической деятельности. Базовые компетенции формируются в процессе обучения в вузе. Исследуя педагогическую деятельность Н.В. Кузьмина (8), А.К.Маркова(9), В.Р. Веснин(2) к базовым компетенциям относят следующие:
1). теоретическая готовность;
2). мобильность полученных знаний и опыт;
3). сформированность критического мышления;
4). умение и способность решения проблем, возникающих в конкретных ситуациях профессиональной деятельности.
Специальные конкретные компетенции отдельного педагога, проявляющиеся в его способностях как результат интеграции ключевых и базовых компетенций, которые способствуют реализации профессиональной деятельности в конкретной области.
Следовательно, взаимодействуя друг с другом, ключевые, базовые и специальные компетенции, способствуют решению жизненно важных профессиональных задач, возникающих в процессе практической деятельности будущего учителя начальных классов. Все виды компетенций формируются одновременно, и это обеспечивает становление профессиональной компетентности как интегративной личностной характеристики.
Структура профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов включает в себя следующие компоненты:
Когнитивный компонент: формирование базы знаний у студентов по дисциплинам профессиональной и общекультурной подготовки. Также включает в себя информированность о будущей профессии учителя начальных классов и накопление субъективного опыта;
Операционально-деятельностный компонент: умения, навыки и компетенции, так или иначе относящиеся к профессионально-педагогической сфере, а также знание алгоритмов и техник, которые применяются в профессионально-педагогической деятельности.
Эмоционально ценностный компонент: наличие у студентов познавательной и социальной мотивации к аспектам своей будущей профессии, положительное восприятие выпускниками своей будущей специальности.
Личностный компонент: Адресное формирование и развитие у будущих специалистов таких качеств: креативности, ответственности, толерантности, субъективности, рефлективности.
В ходе исследования нас интересовал вопрос, насколько студенты осознают и понимают сущность и содержание понятий компетенция и «компетентность». С этой целью мы предложили студентам факультета ответить на вопросы анкеты.
Анализ состава студентов факультета заочного обучения подсказал о необходимости группирования их по уровню профессиональной готовности до поступления в университет.
1 группа - студенты (А), поступившие после школы в университет с пятилетним сроком обучения;
2 группа - студенты (Б), выпускники соответствующих специальностей колледжей с трехлетним сроком обучения в вузе;
3 группа - студенты (В), выпускники педагогических училищ с четырехлетним сроком обучения в университете;
4 группа - студенты (Г), представители всех групп, но не работающие в настоящее время в школах.
Анкетированием были охвачены студенты третьего курса (125 человек) факультета заочного обучения при Дж.Расуловском районе.
Анализ результатов анкетирования позволил выявить 8 групп определений понятия «компетенция»:
1) система знаний по специальным дисциплинам;
2) система психолого-педагогических знаний;
3) совокупность профессиональных умений;
4) система профессиональных знаний и умений;
5) применение знаний на практике;
6) совокупность личностно значимых качеств;
7) готовность к выполнению действий на основе знаний, умений и навыков;
8) прочие, не подлежащие группировке, определения.
Таблица №1.Распределение групп студентов по определению понятия «компетенция»
Определения Студенты групп в % Среднее
А Б В Г групп
1. Система знаний по специальным дисциплинам, 22,2 13,3 16,6 23,6 18,93
2. Система психолого-педагогических знаний, 11,1 9,9 6,7 8,4 9,03
3. Совокупность профессиональных умений, 7,43 6,7 13,4 8,4 8,9825
4. Система профессиональных знаний и умений, 14,8 10 16,6 16,8 14,55
5. Применение знаний на практике, 14,8 13,3 10 5,7 10,95
б. Совокупность личностно значимых качеств, 7,43 6,7 3,3 11,2 7,1575
7. Готовность к выполнению действий на основе знаний, умений и навыков, 11,1 33,' 26,7 8,4 19,90
8. Прочие, не подлежащие группировке, определения 11,1 6,7 6,7 17,5 10,5
Как видно из данных таблицы 1, все группы студентов склонны интерпретировать понятие «компетенция» как система знаний по специальным дисциплинам 18,5% (соответственно А - 22,2%, Б - 13,3%, В - 16,6% и Г - 23,6%), следует заметить, высокие проценты наблюдаются у студентов группы А и Г, которые имеют малый опыт работы, большинство из них не проходили курсы подготовки по компетентностному подходу к обучению.
Более точное определение компетенции как готовность к выполнению действий на основе знаний, умений и навыков наблюдается у студентов группы Б и В (соответственно 33,4% и 26,7%), что связано вероятнее всего тем, что они имеют большой опыт работы и все они проходили курсы повышения квалификации по подготовке к компетентностному подходу обучению.
Относительно большая группа студентов понятие компетенции определяет как систему профессиональных знаний и умений (13,875% студентов) и как применение знаний на практике (10,95%).
Следует особо отметить высокое количество студентов (20,2%) группы Г, которые дали определение понятию «компетенция» не подлежащее группировке, так как они по содержанию были далеко от истинной сущности.
Далее мы попытались определить уровень сформированности отдельных компетентностей студентов пятого курса (122 человека), на примере компетентности планирования предстоящей совместной деятельности с учащимися. При этом мы опирались на систему компетентностей планирования, предложенную учеными нашей республики. В соответствии с ними на практических занятиях курса «Педагогическое мастерство и основы управления образования» студентам были предложены для выполнения следующие практические задания по ежедневному планированию учебной работы по отдельным предметам начальных классов:
> про анализировать стандарты образования и выявить место данного предмета в системе учебных предметов;
> описать структуру уроков по предмету и обосновать выбранную структуру урока;
> описать компетентности, необходимые учителю и учащимся при организации и проведении выбранного вида урока;
> найти и описать возможности осуществления интегрирования содержательного материала урока со стандартами и учебными материалами;
> разработать и предложить структуру и отдельные элементы анализа проводимого урока, выявить возможности дальнейшего применения сделанных выводов.
Следовательно, в соответствии с этим в структуру компетентностей планирования были включены:
> способность охарактеризовать структуру стандартов и их отдельных элементов;
> способность охарактеризовать структуру примерных уроков и осознание сущности отдельных частей примерного плана урока;
> способность описать предметные компетентности и их показатели;
> способности определять взаимосвязь примерных уроков учителя со стандартами и учебными книгами;
> анализ предложенных типов уроков и обсуждение результатов их применения.
На основе анализа материалов, подготовленных студентами, и наблюдения за их практической деятельностью в ходе проведенных занятий мы получили следующие результаты.
Таблица 2.Распределение группы студентов по уровню сформированности компетентностей
планирования предстоящей деятельности.
Перечень компетентностей Количество студентов в %
Высокий Достаточный Средний Низкий
1. Способность охарактеризовать структуру стандартов и их отдельные элементы 37,70 22,13 27,05 13,10
2. Способность охарактеризовать структуру примерных уроков и осознание сущности отдельных частей примерного плана урока 31,97 25,41 18,85 23,80
3. Способность описать предметные компетентности и их показатели 33,61 22,13 24,59 19,70
4. Способность определять взаимосвязь примерных уроков учителя со стандартами и учебными книгами 28,69 31,97 22,13 17,20
5. Анализ предложенных типов уроков и обсуждение результатов их применения 32,79 18,85 28,69 19,70
Средние показатели 32,95 24,10 24,26 18,70
Анализ результатов, приведенных в таблице, показывает, что высокий уровень сформированности компетентностей планирования наблюдается от 28,69 % (способность определять взаимосвязь примерных уроков учителя со стандартами и учебными книгами) до 37,70% (способность охарактеризовать структуру стандартов и их отдельные элементы) студентов. Общее количество студентов с высоким и достаточным уровнем сформированности исследуемых показателей в среднем составляет 57, 05% (соответственно высокий - 32,95%, достаточный - 24,10%), что считается на сегодня недостаточным для успешного решения задач, поставленных перед школой. Между тем наблюдается достаточное количество студентов с низким уровнем сформированности от 13,10% (способность охарактеризовать структуру стандартов и их отдельные элементы) до 23,80% (способность охарактеризовать структуру примерных уроков и осознание сущности отдельных частей примерного плана урока) исследуемых показателей. Уровень сформированности искомых умений у 44,96% студентов находится ниже достаточного соответственно (средний уровень - 24,26% низкий - 18,70%), что говорит о необходимости коренным образом совершенствовать систему профессиональной подготовки будущих учителей на основе компетентностного подхода.
В заключении можно констатировать, что эффективность учебной работы по формированию профессиональных компетенций напрямую зависит от целесообразно организованной совместной деятельности преподавателя и студента, основанной на парадигме научения (передача компетенции - потенциала к действиям). Компетентный преподаватель может формировать компетентного будущего специалиста. Анализ данных диагностического изучения представлений студентов о понятиях компетенции и их отношении к компетентностному подходу к обучению показывает, что многие студенты, особенно неработающие, имеют не полные, порою искаженные представления о понятии «компетенция», и наблюдается их безразличное отношение к комптентностному подходу.
Исследованием выявлено, что уровень сформированности некоторых компетентностей подверженных изучению, также их недостаточен. Следовательно, возникает необходимость совершенствования учебной работы со студентами по формированию их профессиональной компетенции.
Для успешного решения проблемы совершенствования учебного процесса в вузе при реализации компетентностного подхода, необходимо:
1) всесторонне изучать личность каждого студента, чтобы выяснить его потенциальные возможности по формированию у него необходимых компетентностей;
2) определить цели образования, направленные на развитие личности студента индивидуализируя процесс обучения;
3) использовать методы изучения и обучения, способствующие выявлению и развитию компетентностей студентов с учетом их личностных качеств;
4) широко использовать новые технологии и методы оценивания учебного успеха студента.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Безукладников, К.Э. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего учителя в педагогическом / К.Э. Безукладников //Педагогическоеобразование и наука. - 2009. - № 6. - С. 69-73.
2. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие. по кадровой работе/ В.Р. Веснин.- М.: Юрист, 1998. - 495 с.
3. Зеер, Э.Ф. Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер// Высшее образование в России. - 2005. -№4. - С.23-30.
4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования/ И.А. Зимняя, // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
5. Иващенко, Е.В., Стручаева Т.М. Профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов к оценке учебных достижений школьников: монография. -Белгород: Изд-ао БелРИПКППС, 2009. - 176 с.
6. Колесников, А.К., Санникова А.И., Безукладников К.Э. Профессиональная компетенция и компетентность/ А.К. Колесников // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 57-61.
7. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав./ В. В. Краевский.— М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256с.
8. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/ Н.В.Кузьмина. - М., 1990.
9. Маркова, А. К. Психология профессионализма/ А. К. Маркова - М.:Знание, 1996. - 312 с.
10. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособ. для студентов лед. вузов / под ред. В.Д Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 368 с.
11. Подавалова, Т.В., Подавалова И.В. Возможности реализации компетентностного подхода в преподавании истории государства и права в юридическом вузе / Т.В.Подавалова// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 1. 189 с.
12. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация; пер. с англ/ Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.
13. Сластёнин, В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И, Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пос. для студ. пед. учеб. заведений. 3-е изд./ В.А. Сластёнин.- М.: Школа-пресс, 2000. 512 с.
14. Сорокина, Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: монография/ Т.М. Сорокина. - Н.Новгород: НГПУ, 2002. - 168 с.
15. Тимофеева, Н.Б. Особенности формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов. / Н.Б. Тимофеева, //Вестник ТГПУ, ВЫПУСК №10, Красноярск 2009. - 94 с.
16. Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия. Сводный реферат // Современная западная теоретическая социология/ Ю.Хабермас. — М., 1992. — Вып. 1. С. 57-101.
REFERENCES:
1. Bezukladnikov, K. E. Competence Approach in Professional Preparation of Future Teachers in Pedagogical Higher School //Pedagogical Education and Science. - 2009. - No. 6. - P. 69 - 73.
2. Vesnin V. R. Practical Management with Staff: manual for the work with human resources. - M.: Yurist, 1998. - 495 p.
3. Zeer, E. F., Symanyuk E. E. Competence Approach to Modernization of Professional Education // Higher Education in Russia. - 2005. - No. 4. - P. 23 - 30.
4. Zimnyaya, I. A. Key Legalized Skills as aNew Paradigm of the Result of Education// Higher Education of today. 2003. No. 5.
5. Ivashchenko, E. V., Struchaeva T. M. Professional Preparation of Future Teachers for Primary forms for Evaluation of Educational Achievements among Schoolchildren: monograph. -Belgorod: Publishing-house on pedagogical literature, 2009. - 176 p.
6. Kolesnikov A. K., Sannikov I. A., Bezukladnikov K. E. Professional Legalized Capacity and Competence // Pedagogical Education and Science. - 2009. - No. 6. - P. 57 - 61.
7. Krayevsky, V.V. General Principles of Pedagogy: manual for students of pedagogical higher schools/ V.V. Krayevsky.- M.: "Academy" Publishing center, 2008. - 256 p.
8. Kuzmina, N. Professionalism of Individual Teacher and Master of Industrial Training/ N.Kuzmina. - M., 1990.
9. Markova, A. K. Psychology of Professionalism/ A. K.Markova. - M.: "Knowledge" International Humanitarian Fund, 1996. - 312 p.
10.General and Vocational Pedagogy: manual for students of pedagogical higher schools/ under the editorship of V. D. Simonenko. - M.: Ventana-Graf, 2005. - 368 p
11.Podavalova, T. V., Podavalova I. V. Potentialities of Realization of Competence Approach in Teaching the History of State and Law at the University of Law/ T. V. Podavalova// Bulletin of Vyatka State Humanities University. 2009. No. 1. - 189 p.
12.Raven, Dj. Competence in Modern Society: Identification, Development and Implementation; translated from English/ Dj.Raven. - M.: Cogito-Centre, 2002. - 396 p.
13.Slastenin, V. A., Isaev I. F., Mishchenko, A.I., E. N. Shiyanov, Ye.N. Pedagogy: manual for
students. / V. A. Slastenin//The 3-rd edition. - M.: School-Press, 2000. - 512 p. 14.Sorokina, T. M. Development of Professional Competence of Future Primary School Teachers: monograph/ T. M.Sorokina. - Nizhniy Novgorod: NSPU, 2002. - 168 p.
15.Timofeeva, N. B. Features of Formation of Professional Competence of Primary School Teachers./ N. B. Timofeeva// Tomsk State Pedagogical University Bulletin, ISSUE №10, Krasnoyarsk, 2009. - 94 p.
16.Habermas, J. The Theory of Communicative Action. Collated abstract / J. Habermas// Modern Western theoretical sociology. — M., 1992. — Vol. 1. - P. 57-101.
Ташхиси сатх;и ташаккули салохцятнокии касбии донишцуёни ихтисощои педагоги
Вожщои калиди: салоуият, салоуият, салоуияти касбй, ташхис, муносибати салоуиятнок, сатуи ташаккул, цобилият, компонент
Мацола ба баррасии мушкилоти мууими кунунии коркарди усулуои ташхиси сатуи ташаккули салоуиятнокии касбии омузгорони ояндаи синфуои ибтидой дар цараёни таълими онуо дар макотиби олй бахшида шудааст. Зарурати тагйири парадигмауои таълимй ба парадигмаи омузиш асоснок гардидааст.
Мууимтарин салоуиятуои касбй- асосй, базавй ва хос, ки муаллимони ояндаи синфуои ибтидой бояд ба кор гиранд, муайян карда шудааст. Сохтори салоуияти касбии муаллимони ояндаи синфуои ибтидой ба таври мухтасар тавсиф шудааст.
Мацола маводи тауцицотй дар мавриди ошкор сохтани сатуи дарки донишцуён аз моуияти мафоуими «салоуият» ва «салоуият» ироа медиуад. Сатуи ташаккули салоуиятуои фардии донишцуёни хатмкунанда дар мисоли салоуияти банацшагирии фаъолиятуои муштараки оянда бо хонандагон таъин шудааст. Системаи супоришуои амалй, ки ба ошкор намудани сатуи нишондиуандауои шохиси мавриди назар пешниуод шудааст. Бархе аз вижагиуои технологии ташаккули салоуияти касбии омузгорони синфуои ибтидой бар асоси равиши ташхис асоснок гардидааст. Тавсияуои амалй барои беубуди раванди ташхис ва ташкили салоуияти касбии муаллимони оянда ироа шудааст.
Диагностика уровня сформированности профессиональной компетенции студентов педагогических специальностей
Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность,
диагностика, компетентностный подход, уровень сформированности, способность, компонент Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме разработки методов диагностики уровня сформированности основ профессиональной компетенции у будущих учителей начальных классов в процессе обучения в высшем учебном заведении. Обосновывается необходимость изменения парадигмы преподавания на парадигму научения.
Определены наиболее значительные профессиональные компетенции: ключевые, базовые и специальные, которыми должен овладеть будущий учитель начальных классов. Кратко описана структура профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов.
В статье представлены материалы исследования по выявлению уровня понимания студентами сущности понятий «компетенция» и «компетентность». Определены уровни сформированности отдельных компетентностей студентов выпускного курса, на примере компетентности планирования предстоящей совместной деятельности с учащимися.
Представлена система практических заданий способствующих выявлению уровня проявления искомого показателя.
Обоснованы некоторые технологические особенности формирования профессиональной компетенции учителя начальных классов на основе диагностических процедур.
Представлены практические рекомендации по совершенствованию процесса диагностики и формированию профессиональной компетентности будущих учителей.
Diagnostics of the Level of Formed of Professional Competence of Students
Specializing in Pedagogy
Key words: legalized capacity, professional competence, diagnostics, competent approach, level of formation, ability, component
The article dwells on the problem being actual for today - it is elaboration of methods beset with diagnostics of the level offormed professional competence offuture primary school teachers in the process of studies in higher educational establishment. The authors of the article substantiate the necessity of changing paradigm of teaching into a paradigm of learning.
They determine the most significant legalized professional competence - key, basic and special ones that ought to be mastered by future primary school teachers. The authors briefly describe the structure ofprofessional competence of a future teacher ofprimary forms.
The materials related to the exploration on identifying the level of students' understanding of the essence of the notions "competence " and "legalized capacity " are presented in the article. The authors determine the levels of separately formed competencies offinal-year students, for example, competence for planning joint activities with pupils. The system of practical tasks promoting a detection of the level of manifestation of the index sought for is presented.
Designing on the premise of diagnostic procedures, the authors substantiate certain technological peculiarities offormed professional competence ofprimary school teachers.
Practical recommendations on a perfection of the process of diagnosis and formation in regard to professional competence of future teachers are presented by the authors.
Маълумот дар бораи муаллифон:
А^лиллоев Турдимурод, номзади илмуои педагоги, дотсенти кафедраи педагогика ва фаеуои риёзй-табии факултети таусилоти гоибонаи Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров(Цущурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), Е-тай: [email protected]
Нематова Муцаддас Хабибовна, дотсенти кафедраи фащои гуманитари ва цомеашиносии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров(Цумуурии Тоцикистон, ш.Хуцанд), Е-таИ: [email protected] Сведения об авторах:
Ахлиллоев Турдимурод, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и естественно математических наук факультета заочного обучения Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова, ( Республика Таджикистан, г. Худжанд), Е-таИ: tmurod53@mail. ru
Нематова Мукаддас Хабибовна, доцент кафедры гуманитарных и общественных наук факультета заочного обучения Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), Е-таИ: [email protected]
Information about the authors:
Akhlilloev Turdimurod, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department ofpedagogy and exact sciences attached to the faculty of distance learning under Khujand State University named after academician Babajan Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), Е-таИ: [email protected]
Negmatova Mukaddas Khabibovna, Associate Professor of the department of humanities and social sciences attached to the faculty of distance learning under Khujand State University named after academician Babajan Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), Е-таИ: [email protected]