Научная статья на тему 'Компетентностный подход в образовании'

Компетентностный подход в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2179
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / EDUCATION / LEGALLY VALIDATED COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / KEY COMPETENCES / ACTIVITY / SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизов Шерзод Юсуфович, Азизов Абдулатиф Абдухалимович

Изменения и преобразования, постоянно происходящие в современном мире, неизбежно затрагивают и систему образования на всех ее ступенях. Научное и педагогическое сообщество Республики Таджикистан, поддерживаемое государственными программами, интенсивно внедряет в практику образования новые образовательные технологии и подходы к обучению. Одним из таких инновационных подходов в последние годы стал компетентностный подход, получивший всеобщее признание во многих ведущих странах мира. Следует признать, что понятия «компетентностный подход» и «компетентность» до сих пор не получили однозначного научного определения ввиду их сложности и многополярности. Исследователи этой проблемы предлагают различные определения, рассматривают ее с различных сторон, пытаясь применить компетентностный подход в образовании к запросам общества по подготовке высокопрофессиональных специалистов. Настоящая статья также представляет собой попытку выразить свой взгляд в эту проблему и поиска более четкого и конкретного разделения понятий «компетенция» и «компетентность». В статье сделана попытка решить эту проблему, ассоциируя эти понятия с понятиями объективность и субъективность условий, определяющих качество профессиональной педагогической деятельности и в развернутом виде показать их логическую связь с компетенцией и компетентностью. Полагаем, что описанный в статье подход позволяет более четко проявить различия между понятиями «компетентностный подход» и «компетентность», упростить понимание этой проблемыи способствовать более интенсивному внедрению в практику образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence Approach in Education

One of the main problems of the global community referring to the XXI-th century is considered as a lack of a sufficient number of human resources who can competently work under the new conditions immediately after graduation from a college or university. The situation when a graduate with a certain amount of knowledge in the absence of developed skills and abilities to use and replenish becomes a deterring factor aimed at a development of productive forces of society. The relevant state forced a number of countries in Europe, and after them the Russian Federation, Tajikistan and a number of other countries of the former USSR to turn to a competence approach. The outstanding scientists' opinions about the essence and differences between the notions of «competence» and «capacity» are so opposite, as they suggest that it is even difficult for them to explain these differences due to blurred boundaries. Being a lay school teacher and even a lecturer of a university, how can one figure out the problem in question and understand what exactly is required of it when implementing competence approach in the process of education? In the course of finding more precise and concrete division of the notions referred as «competence» and «capacity», the authors make an endeavor to solve the relevant problem associating these notions with the concepts of objectivity and subjectivity of conditions determining the quality of professional pedagogical activity and in expandedform to show their logical ties with competence and capacity, in general. The authors of the article believe that such approach affords to show more clearly the differences between the notions called «competence» and «capacity» and to simplify comprehension of the problem.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в образовании»

13.00.00.илм^0и ПЕДАГОГИ 1З.ОО.ОО.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ I3.OO.OO.PEDAGOGICAL SCIENCES

13.00.01 .ПЕДАГОГИКАИ УМУМЙ, ТАЪРИХИ ПЕДАГОГИКА ВА МАОРИФ 13.00.01.ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 13.00.01.GENERAL PEDAGOGICS, THE HISTORY OF PEDAGOGICS AND

УДК 371 А.А. АЗИЗОВ

ББК 74.00 Ш.Ю. АЗИЗОВ

процесс образования) является необходимость соответствовать "Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 июня 2012 года, №334. Согласно этому документу: "Обновленная система образования, основанная, в соответствии с современными мировыми тенденциями, не на знаниевом, а на компетентностном подходе, должна обеспечить учащимся возможность освоения ключевых компетенций и социальных навыков, таких как, ответственное принятие решений и планирование профессиональной карьеры, ориентация на обучение на протяжении всей жизни, коммуникативные компетенции, профессиональную подготовку, востребованную на рынке труда, знания и навыки, необходимые для самозанятости, навыки здорового образа жизни, привитие ценностей гражданского общества" (8).

Одной из главных проблем мирового сообщества в XXI веке стало отсутствие достаточного числа кадров, способных сразу после окончания колледжа или вуза компетентно работать в новых условиях. Ситуация, когда дипломированный специалист, обладающий определенным объемом знаний при отсутствии выработанных умений и навыков его использовать и пополнять, становится сдерживающим фактором развития производительных сил общества. Данное положение дел вынудило страны Европы, а вслед за ними Российскую Федерацию, Таджикистан и ряд других стран бывшего СССР обратиться к компетентностному подходу.

Компетентностный подход сегодня понимается как инновационный процесс в образовании, соответствующий принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на систему компетентностей. И.А. Зимняя называет пять причин ориентации на компетентностный подход в образовании:

1) тенденция интеграции и глобализации мировой экономики;

2) необходимость гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования, заданная Болонским процессом;

3) происходящая в последнее время смена образовательной парадигмы;

4) богатство понятийного содержания термина «компетентностный подход»;

5) предписания органов управления образованием (2).

Здесь уместно отметить, что локальные исследования по проблемам компетентности специалиста, в том числе и педагога, ведутся уже давно. Достаточно глубоко проблему компетентности изучала А.К. Маркова. (5). Н.В. Кузьмина, со своей стороны, доказала, что компетентность педагога является интегративным свойством его личности (3; 4).

В работах Л.М. Митиной, посвященной этой проблеме выявлена сложная структура понятия «педагогическая компетентность» (6; 7).

В Словаре русского языка С.И. Ожегова понятие"компетентный" означает:

1.Знающий, осведомленный, авторитетный в какой небудь области (книж), компетентный специалист, компетентное суждение. 2. Обладающий компетенцией (во 2 знач.; специалист.). Понятие "компетенция" означает: 1) Круг вопросов, в которых кто-нибудь. хорошо осведомлен. 2) Круг чьих -нибудь полномочий, прав (9, С. 265). А в Словаре иностранных слов понятие "компетентность" означает:

1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем - либо. "Компетентный (лат. competens (competentis) соответствующий; способный]"- 1) обладающий компетенцией; 2) знающий, сведущий в определенной области. "Компетенция" (лат. competentia -

принадлежность по праву)- 1) круг полномочий какого -либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом (11, С.247).

В Энциклопедическом Словаре слово "компетентный" (от лат. competens - надлежащий), знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, "компетенция, круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает знаниями опытом.

Советом Европы определены пять ключевых компетенций, которыми должны обладать все молодые европейцы:

1) политические и социальные компетенции - способность принимать на себя ответственность, участвовать в принятии групповых решений, ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

2) компетенции, связанные с жизнью во многокультурном обществе, межкультурные компетенции, -принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

3) компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, - владение, более чем одним языком;

4) компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества, — владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов критического суждения в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой;

5) способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни (1, С. 113).

Считается, что ключевые компетенции выполняют три функции: 1) помогают обучающимся учиться; 2) позволяют работникам фирм, предприятий быть более гибкими и соответствовать запросам работодателей; 3) помогают быть более успешными в дальнейшей жизни. Компетенции являются важными результатами образования, поэтому должны быть сформированы у всех обучающихся, пронизывать все предметы, проходить через все уровни образования и разрабатываться на высоком уровне. При этом ключевые компетенции — не отдельная часть учебного плана, они интегрированы в его содержание. Так, в процессе преподавания математики или любой другой дисциплины можно развивать информационную, коммуникативную и языковую компетенции. (13).

Опираясь на материалы симпозиума «Ключевые компетенции для Европы», состоявшегося в 1996 г. в Берне, С.Е. Шишов предлагает понимать компетенцию специалиста как его общую способность мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий. (14).

По мнению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского - авторов учебника по профессиональной педагогике, компетентность — это общий оценочный термин; обозначающий способность к деятельности «со знанием дела». Он обычно используется при характеристике соответствия понимания, знаний и умений того или иного специалиста реальному уровню сложности, выполняемых им задач и разрешаемых проблем (10).

На наш взгляд, достаточно адекватное определение компетентности специалиста с высшим образованием сформулировал Ю.Г. Татур: «это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сферах, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» (12, С. 9).

Это далеко не полный перечень мнений ученых о сущности и различиях между понятиями «компетенция» и «компетентность», но даже поверхностное знакомство с ними убеждают нас в том, что даже ведущим специалистам сложно понимать эти различия из-за размытости границ между ними. Теперь представьте насколько трудно разобраться в этой проблеме рядовому учителю школы и даже преподавателю вуза, и понять, что же от него конкретно требуется при реализации компетентностного подхода в процессе обучения?

Здесь нам важно уяснить, что компетенции/компетентности не сводятся к конкретным знаниям, умениям и навыкам, они находятся, как бы, выше предметно сформированных в рамках отдельных дисциплин учебных планов школы или вуза, находятся над ними. Для уяснения этого, необходимо прочувствовать компетенции/компетентности с позиций культуросообразности, социальности, системности, ситуативности, меж предметности, а также, исходя из интегративности, надпредметности, ориентированности на практику, мотивированности использования.

С целью более четкого разделения понятий «компетенция» и «компетентность», мы для лучшего понимания проблемы предлагаем выбрать такие понятия, как объективность и субъективность

условий, определяющих качество профессиональной деятельности и показать их ассоциативную связь с понятиями «компетенция» и «компетентность».

Объективные условия мы в дальнейшем будем называть компетенциями и понимать их как сферу деятельности специалиста, его права, обязанности и сферы ответственности, определенные в различного рода официальных документах: законах, постановлениях, указах, приказах, положениях, инструкциях и т.д., а компетентности будем понимать как субъективные условия, выступающие как сложившаяся на данный момент система ответственных отношений и установок к миру, другим людям и к самому себе, профессиональные мотивы, профессионально важные качества личности специалиста, его психофизиологические особенности, способности, знания, умения, навыки и др. Итак, в первом случае, мы указываем на сферу деятельности и сферу ответственности специалиста, другим словом, компетенции, а, во втором случае, мы указываем на самого специалиста, его личностные качества, а это и есть компетентность. Поэтому ассоциирование объективных и субъективных условий с компетенцией и компетентностью вполне уместно, допустимо и позволит каждому учителю школы или преподавателю вуза лучше разбираться в этом непростом вопросе

Формирование компетентностей строго индивидуально для каждой группы профессий и требует в каждом отдельном случае своего набора компетентностей, выявление которых, в свою очередь, предполагает анализ деятельности представителей этих профессий с целью определения ключевых и конкретных профессиональных компетентностей. Переход к компетентностному образованию в целом не может осуществляться посредством каких-либо административно-эмпирических проб, без казуистики, это очень серьезная работа и должна опираться на развитую и признанную образовательным сообществом психолого-педагогическую теорию, накопленный инновационный опыт. Учитывая, что формирование компетентностного подхода даже в странах с развитой системой образования встречает определенные трудности, для преодоления имеющихся трудностей в этом вопросе в нашей республике необходимы серьезные инвестиции в образование, достаточно длительный процесс развернутых исследований и экспериментальных разработок, осмысление их результатов, принятие и реализация научно обоснованных и административно взвешенных решений, разумеется, при активном участии научного и педагогического сообщества.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2013. - 336 с.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: ИЦ ПКПС, 2004.-42с.

3. Кузьмина, Н.В. (Головко - Гаршина). Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н.В. Кузьмина (Головко-Гаршина). - М., 2001.-144с.

4. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М., 1990.-119с.

5. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.:Междунар. гуманитарный. фонд «Знание», 1996.-312с.

6. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М..: Академия, 2004.-320с.

7. Митина, Л.М., Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Л.М.Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова. - М.: Академия, 2000.-368с.

8. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года" (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30 июня 2012 года, №334), Душанбе, 2012.

9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. / С. И. Ожегов. "Советская энциклопедия".-М.: 1975.- 842 с.

10. Профессиональная педагогика: Учебник. - М.: Проф. образование, 1997.-512с.

11. Словарь иностранных слов. М.: "Русский язык", 1988. - 624 с.

12. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. / Ю.Г. Татур. - М.: ИЦ ПКПЦ, 2004.-18с.

13. Холстед, М.Ю. Ключевые компетенции в системе оценки Великобритании / М.Ю. Холстед, Т. Орджи // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара/ под ред. А.В. Великановой. - Самара. 2001.

14. Шишов, С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С.Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - №2.

15. Энциклопедический словарь, гл. ред. Б.А.Веденский, Т.1, М.: Советская энциклопедия,1963.- 656 с.

REFERENCES:

1. Verbitsky, A.A. Personal and Competence Approaches in Education: Problems of Integration / А. А.

Verbitsky, O.G. Larionov. - M.: Logos, 2013. - 336 p.

2. Zimnaya, I.A. Key Competences as Resulted-Target Grounds of the Competence Approach in Education /

I.A. Zimnaya. - M.: Press Corp (PC), 2004.

3. Kuzmina, N.V. Acmological Theory Related to Improvement of the Quality of Preparation of Specialists in

Education / N.V. Kuzmina. - M., 2001.

4. Kuzmina, N.V. Professionalism of a Personality of a Teacher and Master of Industrial Tuition / N.V. Kuzmina. - M., 1990.

5. Markova, A.K. Psychology of Professionalism / А.К. Markova. - M.: International Humanitarian Fund "Knowledge", 1996.

6. Mitina, L.M. Psychology of Labour and Professional Development of Teachers / L.M. Mitin. - M.: Academy, 2004.

7. Mitina, L.M., Mitin G.V., Anisimova O.A. Professional Activity and Health of a Teacher / L.M.Mitina, G.V. Mitin, O.A. Anisimova. - M.: Academy, 2000.

8. National Strategy for the Development of Education of the Republic of Tajikistan up to 2020 "(Enactment of Tajikistan Republic Government from 30 June 2012, No. 334), Dushanbe, 2012.

9. Ozhegov, S.I. Dictionary of the Russian Language. - M.: Soviet Encyclopedia, 1975, - 842 p.

10. Professional Pedagogy: manual. - M .: Professional Education, 1997.

11. Dictionary of Foreign Words. - M. : "Russian Language", 1988. - 624 p.

12. Tatur, Yu.G. Competence Approach to Depiction of the Results and Designing Standards for Higher Professional Education. / Yu.G. Tatur. - M.: Press Corp (PC), 2004.

13. Kholsted, M.Yu. Key legally Validated Competencies in the System of the UK Assessment / M.Yu. Halstead, T. Ordzhy // Contemporary Approaches to Competence-Oriented Education: Workshop Materials / under the editorship of A.V. Velikanova. - Samara. 2001.

14. Shishov, S.E. The Notion of Competence in the Context of the Quality of Education / S.E. Shishov // Standards and Monitoring in Education. - 1999. - N°2.

15. Encyclopedic Dictionary. Under the general editorship of B.A. Vedensky. -V.1, - M.: Soviet Encyclopedia, 1963. - 656 p.

Муносибати салохцятнош дар сохаи маориф

Вожахри калидй: омузиш, салоуият, салоуиятноки, муносибати салоуиятноки, салоуиятуои асоси,

фаъолият, мутахассис

Тайрот ва дигаргунии доимии цауони муосир ногузир ба уамаи сатууои низоми маориф низ таъсир мерасонад. Цомеаи илми ва педагогии Цумуурии Тоцикистон, бо уимоят аз барномауои давлати, ба шиддат дар амалияи таълим муносибат ва усулуои нави таълимиро ба кор мегиранд. Яке аз чунин усулуои инноватсионии солуои охир, ки дар бисер кишваруои пешрафтаи цауон шинохта шудааст, муносибати салоуиятнок мебошад. Бояд эътироф кард, ки барои мафуумуои «салоуият» ва «салоуиятноки» ба далели печидагиву чандцутбии маъноияшон уануз ба таври комил як истилоуи умуми муайян нагардидааст. Мууащщони ин масъала таърифоти гуногунро ба ин мафоуим пешнщод намуда, онро аз нуцтауои назаруои гуногун бараси мекунанд ва кушиш мекунанд, ки муносибати салоуиятнокро дар маориф уамчун омода намудани мутахассисони баландихтисос барои ниёзуои цомеа истифода намоянд.

Мацола кушишест дар баени дидгоууои тоза дар масъалаи шинохти мафууми "салоуият" ва "салоуиятноки" ва цустуцуи цузъиёти дацыц ва хоси он.Барои дарёфти уудуди нисбатан дацщ ва хоси мафоуими «салоуият» ва «салоуиятноки» бар он талош кардем ин масъаларо шарти дар робита бо мафоуими айни ва зеуни, ки муайянкунандаи сифати фаъолияти касбии педагогианд, барраси шуда, дар шакли густурда робитаи мантиции онуо бо салоуият ва салоуиятноки нишон дода мешавад.Ба назари муаллифон чунин равиш имкон медиуад, ки фарцияти байни мафуумуои «салоуият» ва «салоуиятноки" равшантартуда, барои даркисодатаримушкилотмусоидатменамояд.

Компетентностный подход в образовании

Ключевые слова: образование, компетенция, компетентность, компетентностный подход,

ключевые компетенции, деятельность, специалист Изменения и преобразования, постоянно происходящие в современном мире, неизбежно затрагивают и систему образования на всех ее ступенях. Научное и педагогическое сообщество Республики Таджикистан, поддерживаемое государственными программами, интенсивно внедряет в практику образования новые образовательные технологии и подходы к обучению. Одним из таких

инновационных подходов в последние годы стал компетентностный подход, получивший всеобщее признание во многих ведущих странах мира. Следует признать, что понятия «компетентностный подход» и ««компетентность» до сих пор не получили однозначного научного определения ввиду их сложности и многополярности. Исследователи этой проблемы предлагают различные определения, рассматривают ее с различных сторон, пытаясь применить компетентностный подход в образовании к запросам общества по подготовке высокопрофессиональных специалистов.

Настоящая статья также представляет собой попытку выразить свой взгляд в эту проблему и поиска более четкого и конкретного разделения понятий «компетенция» и «компетентность». В статье сделана попытка решить эту проблему, ассоциируя эти понятия с понятиями объективность и субъективность условий, определяющих качество профессиональной педагогической деятельности и в развернутом виде показать их логическую связь с компетенцией и компетентностью. Полагаем, что описанный в статье подход позволяет более четко проявить различия между понятиями «компетентностный подход» и «компетентность», упростить понимание этой проблемам способствовать более интенсивному внедрению в практику образования.

Competence Approach in Education

Key words: education, legally validated competence, competence approach, key competences, activity, specialist

One of the main problems of the global community referring to the XXI-th century is considered as a lack of a sufficient number of human resources who can competently work under the new conditions immediately after graduation from a college or university. The situation when a graduate with a certain amount of knowledge in the absence of developed skills and abilities to use and replenish becomes a deterring factor aimed at a development of productive forces of society. The relevant state forced a number of countries in Europe, and after them the Russian Federation, Tajikistan and a number of other countries of the former USSR to turn to a competence approach.

The outstanding scientistsл opinions about the essence and differences between the notions of ««competence» and ««capacity» are so opposite, as they suggest that it is even difficult for them to explain these differences due to blurred boundaries. Being a lay school teacher and even a lecturer of a university, how can one figure out the problem in question and understand what exactly is required of it when implementing competence approach in the process of education?

In the course of finding more precise and concrete division of the notions referred as ««competence» and «capacity», the authors make an endeavor to solve the relevant problem associating these notions with the concepts of objectivity and subjectivity of conditions determining the quality of professional pedagogical activity and in expandedform to show their logical ties with competence and capacity, in general. The authors of the article believe that such approach affords to show more clearly the differences between the notions called ««competence» and ««capacity» and to simplify comprehension of the problem. Маълумот дар борам муаллифон:

Азизов Абдулатмф Абду^алимович, доктори илщои педагоги, декани факултети санъати тасвирй ва технологияи Донишго^и давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail: [email protected]

Азизов Шерзод Юсуфович, муаллими кафедраи нацшакашй, геометрияи тасвирй ва методикаи таълими Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail: [email protected] Сведения об авторах:

Азизов Абдулатиф Абдухалимович, доктор педагогических наук, декан факультета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: abdulatif.azizov2017@mail. ru

Азизов Шерзод Юсуфович, преподаватель кафедры черчения, начертательной геометрии и методики преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: [email protected] Information about the author:

Azizov Abdulatif Abuhalimovich, Doctor of Pedagogy, dean of the Facultyof Graphics and Technology under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), Email: [email protected]

Azizov Sherzod Usufovich, lecturer of the department of drawing, descriptive geometry and teaching methods under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.