О. В. Литовченко
(Санкт-Петербург)
ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ К ШКОЛЬНОМУ УЧЕБНИКУ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема отношения учащихся к школьному учебнику. Представлены результаты исследования, проведенного среди учащихся 5-11 классов, проанализированы трудности, возникающие у учащихся при работе с учебниками
Многие педагоги и родители отмечают, что ученические рюкзаки становятся легче к старшим классам школы. Причина проста: чем старше становятся ученики, тем меньше учебников они носят в школу. Но почему ученики реже используют учебники или вообще от них отказываются?
Для выявления причин, по которым школьники уклоняются от работы с учебником, было проведено исследование среди учащихся основной и старшей школы. Исследование проводилось методом анкетирования, для чего была разработана анкета, позволившая получить информацию о том, какие учебники нравятся учащимся, как регулярно они работают с учебниками, какие трудности испытывают при работе с учебниками, что хотели бы изменить. В анкете были использованы различные варианты ответов на вопросы: с однозначным выбором ответа из списка предложенных, с возможностью дополнить своим ответом уже предложенные варианты и свободный ответ на вопрос.
Анкетирование проводилось в октябре-ноябре 2011 года. В исследовании приняли участие учащиеся из 7 общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга разных типов: общеобразовательные школы, школа с углубленным изучением ряда предметов, гимназии и лицеи. Участие в исследовании учащихся из разных типов учебных заведений и количество опрошенных - 623 человека - позволяет говорить о том, что полученные результаты отражают действительное отношение учащихся 5-11 классов к школьному учебнику. Количество опрошенных учащихся по классам распределилось так: 5 класс - 72 человека; 6 класс - 119 чел.; 7 класс - 114 чел.; 8 класс - 109 чел.; 9 класс - 85 чел.; 1011 класс - 124 чел.
В результате проведённого исследования были получены следующие результаты.
На вопрос о том, какой учебник нравится сейчас или нравился раньше, учащиеся назвали учебники по 23 предметам школьной программы. Чаще всего упоминались учебники по математике (алгебре, геометрии], иностранному языку, истории, физике, русскому языку, географии, биологии, обществозна-нию.
Лидером по результатам анкетирования стали учебники математики. Учебники по данному предмету назвали 22% от общего числа опрошенных. Лидером среди учебников по математике стал учебник алгебры для 7 класса Ш. А. Алимова [1]. Его выбрали 35% учащихся 7 классов, также учебник этого автора был назван многими учащимися 8-11 классов. Учащиеся, чаще всего старшеклассники, характеризовали этот учебник как «маленький и понятный». В целом интерес к учебникам математики стремительно снижается от 35% в 7 классе до 5% в выпускном 11 классе.
11% опрошенных назвали учебники по иностранным языкам - английскому и немецкому. Среди лидеров оказалась линия «Spotlight (Английский в фокусе]» - учебники английского языка иностранного издательства Express Publishing, выпущенные им совместно с издательством «Просвещение» для 2-11 классов [2]. Эти учебники выделяются необычным форматом (А4), большим количеством иллюстраций, нелинейным расположением текста на страницах, разнообразными заданиями, направленными на развитие коммуникативных способностей обучающихся. Интерес к учебникам иностранного языка остаётся стабильным, на уровне 8-11%, всё время обучения с 5 по 11 класс.
Учебники русского языка и физики получили по 7% голосов. Среди учебников русского языка чаще всего отмечали учебники русского языка, созданные при уча-
стии М. Т. Баранова [3]. Самый высокий рейтинг учебников русского языка у учащихся 5 классов - 15%, однако в 6 классе он падает до 2% и в дальнейшем не поднимается выше 9%. В качестве недостатков учащиеся указывали «нудные, однотипные задания»
Среди учебников физики был названы учебники А. В. Пёрышкина для 7-9 классов. В 2011 году издательством «Дрофа» было выпущено 18 издание учебников этого автора [8]. Участники анкетирования характеризуют этот учебник как «понятный» и «содержащий всю необходимую информацию» для выполнения заданий. Значительная часть учащихся 11 классов также указывает учебники А. В. Пёрышкина для 7-9 классов.
Учебники истории были выбраны 6% опрошенных учащихся. Здесь оказался лидером учебник «Истории Древнего мира» А. А. Вига-сина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой для 5 класса [5]. Именно его выбрали более 17% пятиклассников и большинство учащихся старших классов. При этом учащиеся старшей школы среди самых неудачных, скучных учебников также называли учебники истории, но для старших классов [9]. В этих учебниках, по мнению учащихся, очень мало иллюстраций, а текст отличается отсутствием конкретики и размытостью формулировок.
Учебникам географии и биологии отдали предпочтение по 5% учащихся. Особенный интерес у учеников учебники по этим предметам вызывают в 5-7 классах. Самый высокий рейтинг у учебников географии для 7 класса, что можно объяснить интересным для данного возраста учебным материалом - изучают курс «География материков и океанов» [6]. Новые издания учебников содержат красочные иллюстрации, карты и схемы, разнообразные задания для самостоятельных и практических работ, небольшие и интересные тексты параграфов.
Учебники биологии нравятся учащимся только в самом начале изучения этого предмета. 21% шестиклассников нравятся учебники биологии (в курсе 6 класса изучают ботанику]. Учебники биологии для 6 класса содержат большое количество иллюстративного материала (схем, рисунков, фотографий], небольшие по объему тексты параграфов [7]. В дальнейшем интерес к учебникам по этому предмету значительно падает и среди учащихся 11 классов, где изучают общую биологию и генетику. В целом, интерес учащихся к
учебникам по данному предмету можно определить как низкий. Среди учащихся 11 классов ни один не указал учебники по биологии.
Учебники обществознания выбрали 10% учащихся 10-11 классов, среди учащихся основной школы их выбирали всего 2-5% участников анкетирования. Резкое повышение интереса к учебникам обществознания в старших классах можно объяснить тем, что многие учащиеся 10-11 классов уже определились с выбором вуза и собираются сдавать ЕГЭ по этому предмету.
От класса к классу предпочтения учащихся несколько меняются. В таблице представлен рейтинг учебников-лидеров по классам.
Результаты анкетирования показывают, что в 11 классе, к моменту окончания школы, на первое место выходят учебники по самым «сдаваемым» предметам по выбору на ЕГЭ [10]. Именно физика, обществознание и иностранный язык чаще всего требуются для поступления в вузы, не считая обязательных экзаменов по математике и русскому языку.
В данном исследовании нам было важно узнать, какое место занимает школьный учебник в ряду современных источников информации, которыми пользуются школьники. «Каким источникам информации ты больше всего доверяешь?» - так был сформулирован следующий вопрос анкеты. Отвечая на него, учащиеся могли выбрать до 3-х источников из следующего списка: интернет-сайты, поисковые системы, Википедия, учебник, книги, родители, учитель, друзья. В случае необходимости можно было добавить свой вариант ответа.
В числе лидеров оказались поисковые системы, википедия, родители. Больше всего учащиеся 5-11 классов доверяют таким интернет-ресурсам, как поисковые системы и википедия. Поисковые системы (Яндекс, Google и др.] выбрала большая часть учащихся - 56%. Википедию назвали более 40%. Доверие к различным интернет-сайтам несколько меньше, всего 29%.
Родители оказались на третьем месте, набрав 32% и немного опередив книги, набравшие 31%. Учителям доверяет 30% учащихся. Интересным представляется изменение степени доверия к различным источникам информации по классам. Так, несмотря на достаточно высокий общий рейтинг, уровень доверия к родителям как источнику информации уверенно снижается с 5 по 11 класс - с 58% до 24%. Среди девятиклассников доверие к учи-
Таблица
Изменение рейтинга учебников по классам
Рейтинг Класс 1 2 3
5 Математика История Русский язык
6 Биология Математика Иностранный язык
7 Математика История, география Иностранный язык
8 Математика Иностранный язык Русский язык, физика
9 Математика История, физика Иностранный язык
10 Обществознание Иностранный язык Математика
11 Физика Обществознание Иностранный язык
телю выше, чем доверие к родителям на 11%. К 11 классу степень доверия к родителям и учителям одинакова - 24%.
В качестве источника информации меньше, чем учебнику (26%), доверяют только друзьям (11%). Поясняя свой выбор, учащиеся указывали на большое количество опечаток в учебниках, часто встречающиеся устаревшие данные (например статистическая информация, данные о новых научных открытиях и т.п.]. В собственных вариантах ответа на этот вопрос учащиеся писали, что доверяют «собственному здравому смыслу», «логике», «старшим товарищам».
Доверие к книгам растёт от 21% в 5 классе до 60% в 11 классе. Доверие к учебнику также увеличивается, хотя и не так значительно. Всего с 29% в 5 классе до 36% в 11 классе. За всё время обучения в 5-11 классах степень доверия учащихся к книгам как источнику информации выше, чем к учебнику.
Несмотря на высокий рейтинг некоторых учебников, к старшим классам школы всё
большее количество учащихся указывает, что им не нравится ни один учебник. На рис. 1 видно, что доля таких учащихся уверенно растёт - от 4% в 5 классе до 26% в 11 классе. В 10 классе доля учащихся, которым не нравится ни один учебник, в два раза превышает показатели лидера - учебника обществозна-ния.
Что же не устраивает учащихся в существующих учебниках? Какие трудности они испытывают при работе с учебниками? Участникам исследования были предложены следующие варианты ответов: очень сложные задания, непонятные термины, трудно понимать текст, неинтересные задания.
Учащиеся 5 классов среди основных трудностей назвали неинтересные (24%) и очень сложные задания (14%), непонятные термины (21%). Учащиеся 6 классов отметили неинтересные (37%) и очень сложные задания (16%), трудности в понимании текста учебника (21%). 37% учащихся 7 классов также отметили среди трудностей неинтересные
30%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
Рис 1. Изменение доли учащихся от 5 к 11 классу, которым не нравится ни один учебник.
п
задания, не изменилась доля учащихся, которым трудно понимать текст - 21%. Терминология учебника вызывает трудности у 19% семиклассников. Трудности в понимании текста назвали 35% восьмиклассников, неинтересные задания - 27%, сложные задания -14%. Ученики 9 классов на первое место снова поставили неинтересные задания (34%), затем идут трудности понимания текстов (31%) и непонятные термины (14%). Среди десятиклассников на первом месте оказались трудности понимания текста (38%), затем непонятные термины и неинтересные задания (по 24%). В 11 классе доля учащихся, которым трудно понимать текст учебника, увеличивается до 42%. На следующей позиции идут неинтересные задания (34%) и, с большим отставанием, очень сложные задания -их указали всего 7% учащихся.
Доля учащихся, у которых не возникает трудностей при работе с учебником, меняется достаточно значительно. 21% учащихся 5 классов указали, что у них нет трудностей при работе с учебником, а уже в 6 классе таких проблем нет всего у 8% учащихся. В дальнейшем этот показатель продолжает снижаться. Среди учащихся 9 классов только у 2% не возникает трудностей при работе с учебником. Происходит это скорее всего потому, что они «не пользуются учебниками».
Трудности, возникающие у учащихся, можно разделить на три основные группы:
- оформление учебников;
- внешний вид и состояние учебников;
- содержание учебников.
Среди недостатков оформления были указаны такие: малое количество иллюстраций, плохое качество печати, серьёзные отличия в распределении содержания и заданий в разных изданиях одного и того же учебника, что особенно трудно учащимся 5-7 классов.
Проблемы внешнего вида и состояния учебников также создают ряд трудностей. Кроме недостатков художественного оформления, учащиеся указывали, что некоторые учебники, даже при бережном к ним отношении, просто рассыпаются в руках. В результате, получив учебники в библиотеке, учащиеся недосчитываются страниц, а значит, не могут выполнять некоторые задания или самостоятельно восстановить пропущенный материал. Недостатки первых двух групп можно адресовать издательствам и типографиям.
В содержании учебников основные трудности представляют тексты и задания. Уча-
щиеся отмечали перегруженность некоторых учебников текстом и их излишнюю научность, недостаточно чёткую формулировку заданий, их чрезмерное или, напротив, недостаточное количество.
Участникам анкетирования было предложено высказать собственное мнение о том, что они хотели бы изменить в учебниках. Здесь мнения разделились следующим образом:
- 28% опрошенных хотели бы изменить тексты учебников;
- 23% изменили бы иллюстрации - количественно и качественно;
- 22% хотят видеть в учебниках более интересные задания;
- 13% не устраивает внешний вид учебников. Это касается и оформления учебников и того состояния, в котором их получают ученики из школьных библиотек;
- 10% хотят увидеть изменения во всём вышеперечисленном;
- 2% учащихся ничего не хотели бы изменить в учебниках.
В этом ряду тревогу вызывает первая позиция: желание изменить тексты испытывают чуть менее трети учащихся, что свидетельствует, с одной стороны, об их стремлении к познанию, а с другой - испытываемых ими объективных трудностях при работе с учебником.
Кроме уже описанных трудностей содержания, оформления и внешнего вида, учащиеся указывали среди недостатков учебников их суммарный вес. Конечно, все учебники соответствуют предъявляемым к весу стандартам. При этом каждый учебник является частью специально разработанного учебнометодического комплекса, в который входят рабочие тетради, сборники тестов, контрольных и практических работ, комплекты карт и т.д. В итоге весь комплект учебников с приложениями имеет внушительную массу.
Трудности, которые испытывают учащиеся при работе с учебником приводят к тому, что часть учащихся перестаёт регулярно работать с ним. Количество учащихся, редко пользующихся учебниками, увеличивается с 5 по 11 класс более чем в 20 раз (рис. 2).
Количество учащихся, которые пользуются время от времени учебниками только на уроках или при выполнении домашних заданий также увеличивается к старшим классам и в 10-11 классе составляет более 30%.
Таким образом, анализ результатов иссле-
Рис 2. Изменение доли учащихся, регулярно и редко пользующихся учебниками.
дования отношения школьников к современным учебникам позволил выявить, что многим учащимся:
- трудно понимать тексты и задания учебников, используемые в тексте термины;
- сложно ориентироваться в дополнительных материалах учебников (справочных материалах, таблицах, схемах и т.п.);
- кажутся однообразными задания учебников;
- не нравится оформление и внешний вид;
- не интересно выполнять задания в учебниках;
- хочется видеть больше творческих заданий в учебниках.
При этом учащиеся понимают, что в учебниках содержится важная и нужная информация, но из-за трудностей, возникающих при работе с учебником, усложнения материала, интерес к работе с учебником значительно снижается.
Результаты исследования показывают неумение многих учащихся самостоятельно использовать материалы учебника для выбора наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач, что позволяет говорить о недостаточном уровне развития у них учебных и познавательных умений.
Литература
1. Алимов Ш. А. Алгебра : учебник для 7 класса общеобразовательных школ. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 225 с.
2. Афанасьева О. В., Дули Дж., Михеева И. В. и др. Spotlight (Английский в фокусе) : учебник для 11 класса. - М.: Express Publishing ; Просвещение, 2009. - 244 с.
3. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык : учебник для 5 класса общеобразовательных школ. - 38е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 227 с.
4. Боголюбов Л. Н., Горецкая Н. И., Матвеев А. И. и др. Обществоз-нание : учебник для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. - М.: Просвещение, 2006. - 349 с.
5. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История древнего мира : учебник для 5 класса общеобразовательных школ. - 18-е изд. -М.: Просвещение, 2011. - 287 с.
6. Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов : 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. - 17-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2010. - 319, [1] с. : ил., карт.
7. Пасечник В. В. Биология : Бактерии, грибы, растения : 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011.
- 304 с., ил.
8. Перышкин А. В. Физика : 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. - 14-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2011. - 192 с.
9. Сороко-Цюпа О. С. Новейшая история зарубежных стран : ХХ -начало XXI века : учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 304 с, [16] л. цв. ил., карт. : ил., портр.
10. Официальный информационный портал ЕГЭ в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ege.spb.ru/in-dex.php?option=com_content&view=artide&id=86:kratkaya-statis-ticheskya-informatsiya-o-provedenii-ege-v-sankt-peterburge-v-2 011-godu&catid=91&Itemid=503 (дата обращения: 01.12.2011.).