ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 372.4
Н. Н. Плотникова
ОТНОШЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассматривается вопрос об отношении младших школьников к изучению английского языка в общеобразовательной школе. Анализируются результаты исследования в форме анкетирования обучающихся начальной школы, которое выявило ряд противоречий. Обучающиеся понимают, что английский язык им нужен в жизни, и они хотят его изучать. Но в то же время они говорят о том, что материал учебников очень сложный и неинтересный, что на уроках неинтересно работать, объяснения учителя не всегда понятны.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, необходимость и важность знания английского языка в современных условиях, разнообразные формы организации деятельности на уроке, затруднения при изучении английского языка в школе.
Введение ФГОС НОО предполагает изменение и содержания образования, и всего образовательного процесса в целом. Согласно ФГОС НОО со второго класса вводится иностранный язык, в результате изучения которого на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Школьники приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто знания, умения и навыки, определена в нем как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации постоянно увеличивается, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. Более того, ФГОС предъявляет требования к результатам обучения [1].
Важно понять, понимает ли современный школьник необходимость владения иностранным языком, готов ли он «добывать» и «открывать» новое самостоятельно и с помощью каких форм организации образовательной деятельности школьнику интересно это делать. Также необходимо понять, какие трудности «мешают» младшим школьникам изучать иностранный язык и поддерживать мотивацию к данному предмету. Для этого нами было проведено анкетирование учащихся 3-4-х классов общеобразовательных школ г. Томска и Томской области. Цель анкетирования: выявить, как понимают младшие школьники необходимость владения иностранным языком в настоящее время, готовы ли они самостоятельно получать знания, необходимые им для «взрослой» жизни и какие формы работы считают наиболее интересными и эффективными, какие трудности испытывают при обучении английскому языку в общеобразовательной школе.
Содержание исследования в форме анкетирования было направлено на выявление, во-первых, мнения младших школьников о важности и необходимости иностранного языка для
их будущего, во-вторых, умения обучающихся самостоятельно организовывать свою учебную работу на уроке и дома. В-третьих, данное исследование проводилось с целью выявления трудностей, возникающих у обучающихся начальной школы при изучении английского языка, и определения форм работы на уроках иностранного языка, которые предпочитают ученики начальной школы и считают их наиболее интересными и эффективными.
В анкетировании участвовало 250 обучающихся 3-4-х классов общеобразовательных школ г. Томска, Томского и Чаинского районов Томской области.
Состав группы: г. Томск - 50 человек, Томский район - 100 человек, Чаинский район -100 человек.
По характеру УМК: «Enjoy English» (М. З. Биболетова и др.) - 118 человек, «Millie» (С. И. Азарова, Э. Н. Дружинина и др.) - 90 человек, «Английский язык» (В. П. Кузовлев и др.) - 42 человека.
Время проведения анкетирования - октябрь 2013 г. Анкета содержала семь вопросов:
1. Как ты считаешь, для чего тебе нужно знать иностранный язык?
2. Что тебе нравится на уроках английского языка в школе?
3. Этот предмет труден для тебя или нет? Почему?
4. Как тебе нравится работать на уроке?
5. Если бы тебе предложили самому составить расписание уроков на неделю, сколько уроков английского языка ты бы включил?
6. Умеешь ли ты самостоятельно организовать свою работу над материалом в классе, дома?
7. Активен ли ты на уроке?
Отвечая на первый вопрос анкеты, обучающиеся выделяют три области применения иностранного языка в жизни: 195 обучающимся (78 %) английский язык необходим для «того, чтобы ездить за границу и увидеть другие страны» и «чтобы знать, что говорить при встрече с иностранцем»; 137 учащимся (55 %) английский язык нужен для того, чтобы «быть переводчиком» и «устроиться на хорошую работу»; для 107 учеников (43 %) английский язык - возможность «поступить в университет в России и в Великобритании».
Таким образом, все опрошенные отмечают необходимость и важность знания английского языка в современных условиях, ставя на первое место коммуникативный мотив изучения иностранного языка.
Второй и третий вопросы направлены на определение предпочтений в процессе изучения языка, а также на выяснение затруднений, которые возникают у учащихся 3-4-х классов при изучении английского языка в школе. На вопрос «Что тебе нравится на уроках английского языка?» 127 обучающихся (51 %) ответили, что им интересно «узнавать новые слова» и «составлять с иностранными словами предложения»; 97 учащимся (39 %) нравится «разговаривать по-английски», «отвечать на вопросы», «говорить в диалоге с соседом», «рассказывать про себя и семью»; 50 учеников начальной школы (20 %) предпочитают читать, играть и слушать песни и диалоги на английском языке; 30 человек (12 %) любят изучать иностранный язык, работая «в большой тетради» и выполняя «всякие интересные задания»; 15 обучающихся (6 %) отметили, что им нравится все, чем они занимаются на уроках английского языка; 13 учащимся (5 %) нравится «писать диктанты и контрольные работы»; 12 ученикам (5 %) ничего не нравится. Хочется отметить, что 10 обучающимся (4 %) очень нравится «делать проекты и презентации». Нет ответа - 8 человек (3 %).
Анализируя результаты ответов на второй вопрос, можно сделать вывод о том, что большинству обучающихся начальной школы интересно изучать английские слова и составлять из них предложения, т. е. они хотят говорить и общаться на уроках на английском
языке, что коррелирует с коммуникативным мотивом изучения иностранного языка. Более того, они отмечают, что лучше всего английские слова усваиваются через игру, чтение рассказов, рисование, песни и стихи, а также через работу над творческими проектами.
Ответы на третий вопрос позволяют вычленить трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники при изучении английского языка в школе: 120 обучающихся (48 %) утверждают, что предмет трудный из-за того, что неинтересно работать на уроках; 90 учащихся (36 %) ссылаются на сложность предлагаемого материала: «не могу выучить слова», «сложный материал», «не могу запомнить правила», «не понимаю, как читать», «мне сложно говорить английским языком»; 16 человек (6 %) говорят о том, что они не понимают объяснения учителя, а также о том, что «учебник сложный и неинтересный». Интересен тот факт, что подобного рода высказывания касались всех трех УМК: «Enjoy English» (М. З. Биболетова и др.), «Millie» (С. И. Азарова, Э. Н. Дружинина и др.), «Английский язык» (В. П. Кузовлев и др.); 14 учеников (6 %) отмечают, что материал, предлагаемый для изучения, «неинтересный и скучный» и это вызывает определенные трудности при изучении английского языка; 13 обучающимся (5 %) нравится учительница. Пятеро учеников (2 %) не ответили на данный вопрос. По одному ребенку испытывают трудности при выполнении домашних заданий и при выполнении контрольных работ по предмету. Однако хочется отметить, что 40 респондентов (16 %) отвечают, что у них «нет сложностей», «все и всегда готовлю дома» при изучении английского языка.
Таким образом, фиксируется взаимосвязь между характером учебных заданий и степенью их трудности для детей: неинтересно работать на уроках - сложный и неинтересный материал, сложный и неинтересный учебник, не понятны объяснения учителя.
Анализ ответов на четвертый вопрос показал: 135 обучающихся (54 %) отдают предпочтение работе в парах на уроках английского языка; 131 ученику (52 %) нравится слушать объяснение учителя для лучшего овладения английским языком; 123 ребенка (49 %) лучше усваивают язык, работая в группах; 113 учащихся (45 %) предпочитают отвечать у доски; 109 учеников (44 %) быстрее усваивают учебный материал, работая коллективно, всем классом; 100 ученикам (40 %) нравится работать по учебнику; 88 человек (35 %) отметили, что выбирать задания из предложенных учителем намного интереснее и эффективнее; 74 обучающихся (30 %) прочнее усваивают материал при индивидуальной работе. Нет ответа - 6 человек (2 %).
Таким образом, видно, что младшие школьники предпочитают работать в совместной деятельности как в группах и парах, так и коллективно всем классом. При этом учащимся интересно выбирать задания из предложенных педагогом.
На пятый вопрос «Если бы тебе предложили самому составить расписание уроков на неделю, сколько уроков английского языка ты бы поставил?» были получены следующие ответы: 60 обучающихся (24 %) ответили, что «два раза хватает»; 55 учеников начальной школы (22 %) считают, что уроков английского языка должно быть три, «для лучшего усвоения материала», «чтобы быть умным»; 47 учащихся (19 %) выразили свое желание заниматься английским языком 5 раз в неделю и столько же - 1 раз в неделю, «больше не хочу»; 30 человек (12 %) желают заниматься английским языком 4 раза в неделю, «потому что надо много знать», «хочу получать только пятерки». Но 6 учеников (2 %) не ответили на данный вопрос, а 5 обучающихся (2 %) не хотят изучать английский язык вообще: «мне его не надо». Данный ответ дали ученики, проживающие в Томском районе (в сельской местности).
Таким образом, исходя из проведенного анализа ответов на данный вопрос, можно сделать вывод о том, что обучающимся начальной школы двух уроков английского языка вполне достаточно. Хотя довольно большая группа учащихся готова заниматься английским языком от 3 до 5 раз в неделю, что говорит о достаточно высокой мотивации. Единицы учащихся хо-
тят один урок английского языка в неделю, а также несколько детей вообще не хотят изучать иностранный язык. Можно предположить, что учащиеся данной группы испытывают затруднения при изучении английского языка, а соответственно и мотивация к изучению слабая.
Анализ ответов на шестой вопрос показал, что 180 учащихся (72 %) умеют самостоятельно организовывать свою работу над изучаемым материалом дома и 158 человек (63 %) - в классе. Организовать самостоятельную работу над материалом в классе не могут 87 опрошенных учеников (35 %): «не знаю, как это сделать», «не получается»; дома - 51 ребенок (20 %), «только когда мама сидит рядом, могу выполнять домашние задания».
Как видно из результата анализа ответов на данный вопрос, большинство респондентов могут организовать самостоятельную работу как в классе, так и дома. Однако значительная группа детей не может работать самостоятельно. Можно предположить, что дети не знают, как это делать, потому что не работают самостоятельно на уроках английского языка либо им сложно работать самостоятельно (например, с учебником) по каким-либо причинам.
Результаты анализа ответов на седьмой вопрос позволяют нам сделать следующие выводы: 134 ученика (54 %) не всегда активны на уроках английского языка; 74 обучающихся (30 %) всегда активны, так как они всегда готовят домашние задания, им интересно и все удается, за активную работу на уроке они получают отметку «отлично»; 33 ребенка (13 %) активны очень редко. Нет ответов - 9 человек (3 %). Основными причинами пассивности на уроках школьники называют: сложный и непонятный материал: «я немного подзабыла английский», «трудновато», «я часто не понимаю новый материал», «забываю», «не знаю слова»; неинтересно на уроке: «мне скучно», «мало играем на уроках», «надоедает»; сложный и скучный учебник, усталость от работы на уроке: «мне не нравится учебник», «у меня часто болит голова, я устаю», «не высыпаюсь». Таким образом, мы видим, что большая часть школьников либо малоактивны, либо вообще не активны на уроках английского языка, указывая основными причинами трудности в заучивании лексического и грамматического материала. Если сравнить результаты анализа анкетирования педагогов и младших школьников, то мы увидим, что и педагоги, и школьники испытывают трудности при обучении и изучении лексического и грамматического материала [2]. Я думаю, что педагоги, преподающие английский язык в начальной школе, либо не знают, не учитывают возрастные и психологические особенности детей начальной школы, либо не владеют методами и приемами, помогающими детям запомнить новую лексику и включить ее в собственную речь, усваивать новый грамматический материал и использовать его в устной речи.
Выводы по результатам анкетирования
Анкетирование младших школьников массовых общеобразовательных школ показало, что обучающиеся начальных классов понимают важность и необходимость знания английского языка, выделяя при этом три основные сферы его применения в жизни: путешествия и общение с носителями языка, возможность обучения в престижных вузах нашей страны и других стран, перспективная работа в будущем, ставя на первое место коммуникативный мотив изучения иностранного языка. Поэтому учащиеся готовы заниматься английским языком от 3 до 5 раз в неделю. Однако следует заметить, что двух часов английского языка в неделю достаточно для большинства опрошенных. Самыми интересными и эффективными формами работы на уроках, по мнению обучающихся, является работа в парах и группах. Также учащиеся отмечают, что для них важно понятное и четкое объяснение учителя и возможность выбора заданий, предложенных учителем. Хочется отметить, что если сравнивать данные по группам респондентов, то о сложности и неинтересности учебника говорили обучающиеся Томского и Чаинского районов. Большинство обучающихся г. Томска и МБОУ «Зональненская СОШ» Томского района отмечали, что им нравится работать в группах и парах, а младшие школьники Томского и Чаинского районов отдали предпочтение
коллективной работе, выбору заданий из предложенных учителем и ответам у доски. Результаты анкетирования показали, что большинство респондентов умеют работать самостоятельно как в классе, так и дома. Согласно проведенному анкетированию, на уроках английского языка детям больше всего интересно говорить на иностранном языке, узнавать новые слова через игровые упражнения и творческие приемы (рисование, песни и стихи), читать сказки страны изучаемого языка, а также работать над творческими проектами.
Однако при анкетировании младших школьников выявилось следующее противоречие: с одной стороны, обучающиеся понимают, что английский язык им нужен в жизни, и они хотят его изучать, им интересно, в том числе работать в парах, группах, открывать новые знания, а с другой стороны, они говорят о том, что материал учебников очень сложный и неинтересный, что на уроках неинтересно работать, объяснения учителя не всегда понятны учащимся. Данное противоречие актуализирует необходимость поиска путей и формы совместной образовательной деятельности обучающихся и учителя на уроках для достижения образовательных результатов, требования к которым предъявляет ФГОС НОО.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 32 с.
2. Плотникова Н. Н. К вопросу о преподавании иностранного языка в современной начальной школе: мнение педагогов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 103-109.
Плотникова Н. Н., учитель английского языка.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зональненская средняя общеобразовательная школа» Томского района.
Ул. Зеленая, 40, п. Зональная станция, Томская область, Россия, 634507. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 14.01.2014. N. N. Plotnikova
YOUNG LEARNER'S POINT OF VIEW ABOUT LEARNING OF FOREIGN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL
The article deals with the young learner's point of view about learning of foreign language in primary school. The results of the research in the form of questionnaire of young learners show some contradictions. Young learners understand the importance of foreign language in their future; they want to learn foreign language. But young learners don't like their lessons of foreign language. To their mind the lessons are not interesting and boring. Sometimes it is difficult for young learners to understand teachers.
Key words: Federal state educational standard, organizing forms of educational activity of pupils, the importance of foreign language, difficulties in learning of foreign language.
References
1. Federal state educational standard of primary school. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2010. 32 p. (in Russian).
2. Plotnikova N. N. Teaching of foreign language in modern primary school: teachers' opinion. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 4 (132), pp. 103-109 (in Russian).
Municipal budget educational institution «Zonalnenskaya secondary school» Tomsk region.
Ul. Zelenaya, 40, pos. Zonalnaya stansiya, Tomsk region, Russia, 634507. E-mail: [email protected]