Г. К. Вельмога
РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК ОБЩЕСТБОЗНАНИЯ ДЛЯ
Статья поступила в редакцию в июле 2009 г.
СТАРШИХ КЛАССОВ
Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. Человек и общество. Обществознание: учебник для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений: в 2 частях. М.: Просвещение, 2006
Ключевые слова: общеобразовательная школа, обществознание, ЕГЭ, информационные технологии.
Предмет «обществознание» назывался в системе советского образования «обществоведением» и был также обязательным к изучению. Определяющей его особенностью была идеологическая доминанта, а главной задачей — соответствующее воздействие на растущее поколение. По мере перехода России от одного социально-экономического уклада к другому менялись цели и задачи образовательного процесса. «Обществоведение» трансформировалось в «обществознание», которое должно давать начала таких глобальных гуманитарных дисциплин, как философия, социология, культурология, экономика, политология. Все они обязательны к изучению в системе высшего образования, и чем ученик успешнее освоил предмет «обществознание», тем более подготовленным он придет в вуз. С этого учебного года предмет «обществознание» сдается в формате ЕГЭ.
Учебник «Обществознание» Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазеб-никовой и др. на протяжении многих лет используется в средней школе. Он фигурирует в Федеральном перечне и рассчитан на два академических часа в неделю. По строению он является синтетическим.
Часть первая (10-й класс) содержит вводную главу и раздел «Деятельность в жизни человека и общества», включающий пять глав: «Что такое деятельность?», «Познание как деятельность», «Духовный мир человека и деятельность», «Материальнопроизводственная деятельность человека», «Социально-политическая деятельность и развитие общества».
Во второй части (11-й класс) два раздела: «На пути к современной цивилизации» и «Современное общество». В первом разделе одна глава — «Страницы истории общества и общественной мысли». Второй раздел содержит главы «Современный этап
293
■
Работы конкурсантов 2009 г.
мирового цивилизационного развития», «Современная экономика», «Социальное развитие», «Политическая жизнь современного общества», «Духовные ценности современного общества».
В каждом параграфе приведены определения основных понятий, вопросы для самопроверки, задания и рубрика «Говорят мудрые». К каждой главе есть краткие выводы и вопросы.
Вводная глава первой части (10-й класс) раскрывает базовые понятия: «общество», «общественные отношения», «человек», «индивид», «личность». Общество рассматривается как часть природы, анализируется его взаимосвязь с культурой. Глава первая повествует о сущности человеческой деятельности и ее многообразии. Здесь обсуждаются основные понятия социологии — «социальные нормы», «социальный контроль», «отклоняющееся поведение». В системе социальных норм отдельно выделяется право. Во второй главе продолжается знакомство с философскими представлениями о деятельности человека, в частности о познании. В ней описывается процесс познания, его суть, понятие истины и ее критерии, научное и ненаучное познание, самопознание. В третьей главе раскрываются понятия духовной сферы и культуры, нравственности и мировоззрения. Четвертая глава посвящена материальнопроизводственной деятельности человека, в ходе рассмотрения которой вводятся базовые понятия экономики. Пятая глава отведена политологии: здесь разбираются понятия свободы, исторического процесса, политической деятельности, идеологии и общественного прогресса.
Во второй части учебника (11-й класс) первая глава посвящена вопросам историологии, в ней рассматриваются базовые понятия культурологии по древним цивилизациям, эпохе Средневековья, мировой индустриальной цивилизации и российской цивилизации в ее генезисе. Обсуждаются типологии цивилизаций, а также взгляды на человека и общество в соответствующие эпохи. Вторая глава посвящена современному миру, его многообразию, целостности и противоречивости, научно-техническому прогрессу. В третьей главе раскрываются базовые понятия экономики, ее роль в жизни современного общества, а также характеристика экономического развития Российской Федерации. В четвертой главе речь идет о социальной дифференциации, социальной мобильности, социальных лифтах, которые обсуждаются на основе теории П. Сорокина. Особое внимание уделено молодежи как социальной группе, а также вопросам межнациональных отношений и социального статуса личности. В пятой главе вводятся понятия политической системы, правового государства, гражданского общества, демократии, политического статуса личности, а также основные понятия и нормы отраслей российского права. В шестой главе рассказывается о том, что представляют собой духовная культура в целом, наука, образование, искусство, средства массовой информации, религия и каково их место в современном мире. Последний параграф называется «Путь к духовной личности», таким образом,
294
Г. К. Вельмога
Рецензия на учебник обществознания для старших классов
■
начиная с понятий «человек», «индивид», «личность», авторы завершают изучение данного курса понятием духовной личности.
Структура учебника является на первый взгляд методологически продуманной и логичной. Авторы, безусловно, поставили перед собой невероятно трудную задачу — ознакомить учащихся с такими сложными и многомерными областями знаний, как философия, социология, политология, культурология и экономика. Они начинают с философских понятий и ими же заканчивают. Но в основном обществознание в средних школах ведут учителя-историки. нельзя сказать, что они не знают философию, но жалобы их на перегруженность курса обществознания «тяжелой философской теорией» понятны [13]. Исторического образования и преподавания по методичке явно недостаточно для организации качественного курса обществознания. с другой стороны, преподаватели высшей школы не спешат в среднюю: они не заинтересованы в этом, да и не владеют методикой работы с учениками. Школьное преподавание — это не лекции, а прежде всего ответственность за знания, за итоговую аттестацию, воспитательная работа, т. е. то, о чем преподаватель высшей школы имеет весьма смутное представление.
основная сложность в школьном курсе обществознания — это философия, ее понятия. Многие учителя ограничиваются краткой лекцией с опорой на текст учебника, написанием конспектов и таблиц. но философия — это увлекательная наука, дающая базовые знания, формирующие личность. Можно так рассказать о личностном развитии с точки зрения европейского экзистенциализма, что у подростков загорятся глаза от восторга — настолько близка и интересна будет им такая философия. Философское знание выступает организующим началом для знания истории, культурологии, политологии, социологии в их современном оформлении. Говоря словами С. С. Аверинцева, «философия — наука наук. Но она также и своего рода искусство <...> элементы которого — понятия — вступают не в бесчисленное количество сочетаний, как звуки, формы и представления, а только в определенные сочетания, число которых ограничено и которые надо найти» [1. С. 68]. Академическое знание предотвращает увлечения сомнительными теориями. Многие выпускники технических вузов увлекаются книгами В. Суворова, Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко по одной простой причине: у них отсутствуют академическое гуманитарное знание и, как следствие, критическое отношение к текстам.
Вводная глава первой части учебника изобилует цитатами: тут и Ключевский, и Хайдеггер, и Сартр, и Кант, и Бердяев. Замысел авторов понятен: абстрактные рассуждения надо наполнить содержанием, сделать понятными и доступными. Но стоит ли представлять мыслителей мирового класса, отводя на каждого по паре предложений? Например: «В учении немецкого философа XX в. М. Хайдеггера бытие — “просека”, которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, согласно Хайдеггеру, смысл бытия» [3. С. 20]. Что
295
■
Работы конкурсантов 2009 г.
сказано о бытии и о Хайдеггере, его понимании бытия? Ничего. Пытаясь представить культурологическую составляющую истории, авторы даже не перегружают текст, они его делают просто непонятным для 15-16-летнего человека. Значит, учитель должен иметь представление о соответствующих текстах, чтобы ответить на вопросы учеников, связанные с приведенными цитатами.
Не соответствующим возрастным возможностям и уровню подготовки учащихся представляется и описание сущности человеческой деятельности в третьем параграфе первой главы первой части учебника. Абстрактные формулировки определений компонентов структуры деятельности, понятие действия по М. Веберу, фрагменты учений З. Фрейда, К. Юнга и А. Маслоу [3. С. 35-37] — вряд ли ученик 10-го класса подготовлен к восприятию такого материала.
Во второй главе первой части учебника, посвященной познанию как одному из видов деятельности, собственно процессу познания выделено полторы странички, а ведь это наиболее сложный момент в объяснении данного материала. Конечно же, он связан с формальной логикой, но логике как таковой посвящена едва ли одна страница! Как же объяснить детям суть познания и базовый понятийный аппарат логики за один урок, да еще и привести примеры из философских течений рационализма и эмпиризма XVII в.? Невозможно, а ведь тема «Познание» фигурирует в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ. В этой же главе есть параграф «Самопознание» и начинается он со строк Е. Евтушенко и Ф. Вийона и... с детского рассказа Л. Пантелеева «Буква ты» [3. С. 140-141]. Тема интереснейшая, но написана, увы, не для наших подростков. Даже притянутый Фрейд оказывается бесполезным, потому что изложен неинтересно. Одним из подзаголовков параграфа «Познавательная деятельность человека» является «Я мыслю — значит, я существую» — знаменитые слова Р. Декарта, но о нем ни словечка. О Декарте ученики средней школы знают исключительно из курса геометрии (декартова система координат) и не осведомлены о том, что он является основоположником мощного философского течения рационализма. Его «Рассуждения о методе» — революция в истории развития человеческого мышления, а геометрия — иллюстрация декартовской аналитики. Объясняя, как развивается научное знание, авторы вовлекают в рассмотрение концепцию развития науки Т. Куна. Это непростой автор, оперирующий массой материала, легитимизирующий понятие научной революции. В качестве примеров революционных, взрывающих рутинный ход научного исследования, упоминаются идеи А. Эйнштейна, М. Планка, Н. Коперника. Задумывались ли авторы учебника о том, знакомы ли ученики 10-го класса с теорией относительности?
Много вопросов возникает по поводу соотнесения курса обществознания с другими предметами, которые изучают школьники, и по поводу логики представления материала в пределах самого
296
Г. К. Вельмога
Рецензия на учебник обществознания для старших классов
■
курса. Вторая часть учебника начинается со своеобразной панорамы истории человеческой мысли. Почему бы не привязать и первую часть к курсу истории? Параграф «Право в системе социальных норм», включенный в первую главу первой части, разрывает последовательность изложения материала, который сосредоточен здесь на философских категориях. Логичнее было бы выделить право в отдельную главу, тем более что оно изучается в 9-м классе и учащиеся подготовлены к осмыслению данной темы на новом, более высоком уровне. В главе третьей речь идет о духовной деятельности, но материальная еще не была представлена. Конечно, рассуждение о духовной деятельности человека невозможно без обсуждения вопросов этики и религии. Значит, ученику надо объяснить суть основных мировых монорелигий, атеизма и уже потом — вопросы нравственности и морали. В целом складывается впечатление, что учебник для 10-го класса излишне «водянист», а в учебник для 11-го класса втиснут исключительно сложный материал, изложенный зачастую в тезисной форме.
Отдельные темы не раскрыты в учебнике достаточно глубоко, чтобы материала хватило для подготовки к ЕГЭ. В частности, желательно было бы более внятно изложить различия между индустриальной и постиндустриальной экономиками. Определенный изъян учебника — невозможность представить исторический процесс в его полноте. Так, К. Маркс постоянно цитируется в 10-м классе, но не дана сама теория, а вопросов, связанных с марксизмом, очень много на ЕГЭ. Почему бы не посвятить половину учебника 10-го, а не 11-го класса содержательной стороне исторических эпох, начиная с Древней Греции и заканчивая нашим веком? Логично выделить стержень каждой эпохи: Античность — космоцентризм, Средневековье — теоцентризм, Возрождение — антропоцентризм, Новое время — рационализм и т. д. История философии — мощный базовый предмет, дающий академическое знание. так, древнюю Грецию невозможно представить без Платона и Аристотеля, а здесь высвечиваются все вопросы по познанию, логике, устройству политических систем. Грамотный учитель всегда обратит на это внимание. А логика очень нужна выпускнику, она дает ему саму технику выбора правильного ответа. техника развития догадки, предположения очень развита в преподавании английского языка [9; 12], но в курсе обществознания она отсутствует. Вполне возможно развивать догадку по самой семантике слова, понятия на русском языке.
В некоторых случаях возникают вопросы к содержательному раскрытию темы. В главе пятой первой части (10-й класс) речь идет о свободе человека. Тема для подрастающего поколения несомненно актуальная. Авторы рассуждают и о «познанной необходимости», и об «ответственности», и о «выборе» — и... переходят в термины политологии [3. С. 217-223]. Вряд ли это оптимальное представление темы свободы человека для 15-16-летнего подростка с его концентрацией на собственном «я».
297
■
Работы конкурсантов 2009 г.
В первой главе второй части охвачен материал от древних цивилизаций до современной российской цивилизации. но почему-то даосизм и конфуцианство рассматриваются не в параграфе «Восток и Запад», а в параграфе «Древние мыслители о мире и человеке». Почему так плохо представлен Восток, и это в наше время, когда интерес к нему, к его познавательным техникам только возрастает? В главе четвертой второй части учебника фигурируют люмпены и маргиналы [4. С. 203]. Сегодня много говорится о толерантности, этнокультурном обществе — как понятие «маргинал» помогает понять современную ситуацию в Европе и России?
Учебник написан строгим научным языком, но иногда авторы переходят на повествовательный стиль изложения. Здесь вспоминаются слова Р. Барта: «Если я, писатель, испытываю удовольствие от письма, то значит ли это, что удовольствие будет испытывать мой читатель? Отнюдь. Я вынужден разыскивать этого читателя (“вылавливать” его), не имея ни малейшего представления о том, где он находится» [2. С. 463].
Переход выпускника средней школы в вуз всегда сложен. Как известно, в любом вузе до 3-го курса выполняется Стандарт высшего образования, а это следующие дисциплины: философия, социология, культурология, политология. А выпускник школы не готов к восприятию такого массива теоретического материала, потому что в средней школе не дали таких знаний, а они возможны лишь на основе развитого интереса. В то же время автору встречались студенты, понимающие парадигматическую отличность Античности от Средневековья и Возрождения. Большинство из них изучали в школе обществознание в текстах, т. е. по хрестоматиям. Эти студенты легко воспринимали развитие тем по Античности или другой эпохе, так как база у них была заложена.
«Обществознание» в 11-м классе сдают в виде ЕГЭ по выбору — расставим крестики... Предмет лишился самого главного — говорения, впрочем, как и литература и иностранный язык. Тренажерные тесты показывают либо отличный результат, либо, наоборот, наихудший. Сама постановка вопросов является подчас сомнительной. Из четырех предлагаемых ответов два являются правильными с разной долей вероятности. Значит, надо учить элементарной логике, которая помогает справиться с задачей выбора. В чем здесь полезен анализируемый учебник? Он дает знания, но не дает ни единой методики по использованию этого знания на итоговой аттестации.
Данный учебник страдает отсутствием еще одной важной опции. Он нуждается в применении ИКТ — да и может ли современный учитель не задействовать имеющуюся технику? Диски по праву и обществознанию «Кирилл и Мефодий» несовершенны, они плохо устанавливаются, требуют дополнительных, уже устаревших драйверов, не подходящих к современной компьютерной системе. Таким образом, один из принципов обучения — наглядность —
298
Г. К. Вельмога
Рецензия на учебник обществознания для старших классов
весьма обеднен. Конечно, творческий учитель всегда сделает презентацию сам, так оно и происходит.
Обществознание — нужный и важный предмет, формирующий основы мировоззрения юного поколения, поэтому необходимо внимательное отношение к качеству его преподавания в средней школе, ведь «если люди не могут сослаться на общую ценность, признаваемую всеми и каждым, тогда человек человеку непонятен» [8. С. 135].
1. Аверинцев С. С. От концепта «интеллекта» к концепту «ума»/ Аничков И. Е. Труды по языкознанию. СПб., 1997.
2. Барт Р. Удовольствие от текста / Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
3. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. Человек и общество.
Обществознание: учебник для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. 10-й класс. М.: Просвещение, 2006.
4. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. Человек и общество.
Обществознание: учебник для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 2. 11-й класс. М.: Просвещение, 2006.
5. Гетманова А.Д. Логика. Учебник для студентов вузов. М., 2005.
6. Горский Д. П. Краткий словарь по логике. М., 1991.
7. Иванов В. И. Наш язык / Иванов В. И. Родное и вселенское. М., 1994.
8. Камю А. Бунтующий человек // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990.
9. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранному языку. М., 2007.
10. Фромм Э. Искусство любить. СПб., 2006.
11. Чжуан-цзы. Даосские каноны. М., 2004.
12. Teaching Knowledge Test (TKT). Cambridge, University press, 2006.
13. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com
■
Литература
299