ofeducation.
Keywords: education system, education development programs, regional development programs of education, aims and objectives of education in the region.
УДК: 159.923
Зобков В.А.
ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отношение человека к жизнедеятельности рассматривается в статье как индивидуальная форма развития человека, в которой находят проявления содержательно-смысловые характеристики отношения к себе, к деятельности к другим людям. Это триединство отношения человека к жизнедеятельности, накладывающее отпечаток на формирование и развитие гармонии человека и общества, на наш взгляд, имеет на этапах возрастного и личностного развития, профессионального становления свою структуру и логику развития. Названное триединство можно представить в форме равнобедренного треугольника включённого в окружность, вершины которого обозначены названными видами отношения. Мы предполагаем, что отношение к себе, как индивидная форма проявлений ребёнка в жизни, активно формируется на первых семи годах его жизни. В данном случае отношение к себе в треугольной схеме занимает верхнюю доминирующую позицию, а отношение к делу (деятельности), к другим людям — подчинённые. Период возрастного и личностного развития с шести-семи лет до 21—22 лет мы связываем с активным формированием отношения к деятельности (на структурной схеме треугольник вращается на третью часть круга, когда на доминирующую позицию выходит отношение к деятельности). Отношение к людям в триаде отношений человека к жизнедеятельности, на наш взгляд, занимает доминирующую позицию, начиная с вступления человека-деятеля в процесс выполнения профессионально-трудовых обязанностей (начиная с 21—22лет) до выхода человека на пенсию, до окончания трудовой деятельности. Показано, что гармоничное развитие триединства отношений человека обуславливает субъектную позицию его в жизнедеятельности.
Ключевые слова: отношение, личность, деятельность, субъект, жизнедеятельность.
Социальная действительность в XXI веке предъявляет повышенные требования к личности человека и, в частности, к личности молодого человека. Эти требования, в основном, соотносятся с повышением социальной активности, которая должна быть направлена не только на усвоение современных знаний, на формирование и развитие профессионально важных умений и навыков, а в большей мере - на формирование субъектных качеств личности: самостоятельности, инициативности, сознательного и ответственного отношения к выполняемой деятельности, духовности, целесообразности своего существования. Можно говорить о том, что роль личности, способной успешно реализовать свой духовный и профессиональный потенциал в жизнедеятельности, в современных социально-экономических условиях возрастает.
Следует указать еще на одну важную тенденцию современной эпохи, которая актуализирует задачи изучения отношения человека к жизнедеятельности, итогом которого является активно-позитивная реализация себя в познании, в учебной и профессиональной деятельности, в общении. Это - высокий динамизм развития общества, ускорение темпов социальной жизни. Социальные объективные условия повышают требования к себе как субъекту деятельности и общения. Во-первых, это требования к скорости, точности и своевременности принятия решений, к оперативности контроля и исполнения операций, действий, деятельности в целом. Во-вторых, ускорение ритма социальной жизни приводит
к учащению контактов в сфере общения, к ломке традиций, стереотипов. Инерция традиций, стереотипов весьма часто становится ощутимым тормозом развития образования, производственной сферы, науки, искусства.
На необходимость теоретической и эмпирической разработки проблемы отношений личности к жизнедеятельности указывали В.Н. Мясищев [3] и др. Так, В.Н. Мясищев рассматривал отношения человека как одну из важнейших категорий психологии, связывая её с развитием и формированием личности. При этом ученый указывал, что теоретические вопросы психологии отношений неразрывно связаны с практикой, характер и результаты которой требуют знания психологии человека, а это обязательно приводит к изучению типологии личности.
Отношение к жизнедеятельности - это сложное структурное образование, интегрирующее в себя отношение к себе, отношение к деятельности и отношение к другим людям. Отношение человека к жизнедеятельности следует рассматривать как индивидуальную форму развития человека, в которой находят проявления содержательно-смысловые характеристики отношения к себе, к деятельности к другим людям. Это триединство отношения человека к жизнедеятельности, накладывающее отпечаток на формирование и развитие гармонии человека и общества, на наш взгляд, имеет на этапах возрастного и личностного развития, профессионального становления свою структуру и логику развития. Названное триединство можно представить в форме рав-
© Зобков В.А., 2015
Экономика образования ♦ № 2, 2015
91
нобедренного треугольника включённого в окружность, вершины которого обозначены названными видами отношения. Мы предполагаем, что отношение к себе, как индивидная форма проявлений ребёнка в жизни, активно формируется на первых семи годах жизни ребёнка. В данном случае отношение к себе в треугольной схеме занимает верхнюю доминирующую позицию, а отношение к делу (деятельности), к другим людям - подчинённые.
Ребёнок, включаясь во взаимодействия и взаимоотношения с окружающей действительностью, формирует те объективно-психологические черты личности (аккуратность, любознательность, трудолюбие и др.), которые позволяют ему удовлетворять растущие потребности, быть в центре внимания, чувствовать себя «хозяином» конкретной ситуации. Объективно-психологические проявления ребёнка выступают первоосновой в формировании отношения его к жизнедеятельности и характеризуют его с индивидной стороны.
Личность, как известно, начинает формироваться рано, постепенно и постоянно «наполняясь» отношениями, которые задаёт конкретная социальная среда. Внешние воздействия, преломляясь через психодинамические и нейродинамические особенности ребёнка, формируют те «внутренние условия», которые впоследствии начинают управлять взаимодействиями и взаимоотношениями личности в социальной среде. Нарушения в возрастном периоде активного формирования отношения к себе как индивиду, опираясь на нейродинамические особенности ребёнка, могут приводить к неустойчиво-агрессивным или аутичным формам поведения.
Отношение к себе как индивидная форма проявлений человека в жизни способствует зарождению и последующему развитию смысло-содержатель-ных характеристик человека, которые будут в дальнейшем оказывать влияние на форму и содержание отношений развивающегося человека к деятельности, к другим людям.
Период возрастного и личностного развития с шести-семи лет до 21-22 лет мы связываем с активным формированием отношения к деятельности (на структурной схеме треугольник вращается на третью часть круга, когда на доминирующую позицию выходит отношение к деятельности). Именно на этом этапе возрастного развития активно формируются мотивационно-смысловые и самооценочные личностные образования, иначе «внутренние условия» по С.Л. Рубинштейну, определяющие в дальнейшем продуктивность деятельности (надёжность-нестабильность, эффективность-неэффективность), гармонию-дисгармонию личности.
Отношение к деятельности в данном случае мы рассматриваем как сущностную характеристику личности, формируемую и реализуемую в деятельности - особом виде активности человека, где име-
ют место проявления субъекта деятельности: сознательности, ответственности, саморегуляции и др. Феномен отношения к деятельности выступает как форма и содержание проявлений личности в жизнедеятельности, её (личности) многообразных связей и взаимодействий с социальной действительностью. В деятельности закладывается «всё сущее» (Аристотель, 1975) - познавать, ощущать, думать, желать, хотеть, стремиться и др.
Ниже сошлёмся на цитату В.Н. Мясищева, -«Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях и переживаниях. В свою очередь, они образуются и формируются в процессе деятельности» [3, с. 51].
Отношение к деятельности по своему содержанию синонимично понятию личность. Отношение личности к деятельности - это внутреннее содержание личности, проявляемое внешне через посредство поступков, действий, активности. Внешнее, как известно, детерминировано внутренним содержанием личности. Отношение личности к деятельности как целостная содержательная характеристика личности через посредство мотивации, самооценки и совокупности качеств личности выполняет функцию самоорганизации и саморегуляции поступков, действий, активности личности в деятельности.
Личность в зависимости от содержания её «внутренних условий» строит свои отношения с социальной действительностью, определяя их специфику. Личность и отношение к деятельности, как показали наши исследования (Зобков В.А., 1992-2011) -это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, имеющие одинаковое системно-структурное строение.
Категория «отношение к деятельности» позволяет раскрыть как структуру, так и содержательную сторону личности, проявляемую в деятельности, осуществить классификацию типов отношения личности к деятельности, провести индивидуализацию при обучении и воспитании детей и учащейся молодежи. Согласуясь с системно-структурной организацией деятельности, «отношение личности к деятельности» проявляется на всех трех его уровнях. На собственно деятельностном уровне отношение выступает как мотив деятельности, раскрывающий субъект-объектную взаимосвязь. На уровне действия отношение трансформируется в самооценочный механизм регуляции действия и выражается как взаимосвязь субъекта с предметом действия, оказывающая существенное влияние на его результат. На операционально-исполнительном уровне отношение проявляется в форме результатов действия и выступает как взаимосвязь субъекта со способами реализации цели действия, как связь субъекта с ус-
ловиями и способами реализации цели действия.
Мотивация и самооценка открывают нам ту сторону отношения, которая будет участвовать во взаимодействии с действительностью, определяя широту, интенсивность, устойчивость, сознательность воздействия, как будет протекать взаимодействие, с какой интенсивностью, качеством, в каком направлении. Мотивация и самооценка как содержательно-смысловые характеристики отношения человека к деятельности, как субъективная сторона отношения определяют интенсивность проявлений качеств (черт) личности в деятельности, реализующих деятельность на её исполнительном этапе. Нарушения в сфере мотивации, самооценки как содержательных характеристик личности и отношения к деятельности приводят к деструктивным формам поведения, к проявлениям нигилизма и др., что, конечно же, сказывается негативно на продуктивности выполняемой деятельности.
Осознать себя как индивида, как деятеля на этапе профессиональной деятельности можно только через обращение к категории отношения человека к людям, где имеют место такие проявления человека как совесть, честь, справедливость, честность, доброжелательность, переживание, сочувствие и т.п. Отношение к людям в триаде отношений человека к жизнедеятельности, на наш взгляд, занимает доминирующую позицию, начиная с вступления человека-деятеля в процесс выполнения профессионально-трудовых обязанностей (начиная с 21-22лет) до выхода человека на пенсию, до окончания трудовой деятельности.
Отношение человека к другому человеку, к другим людям не существует вне отношения к обществу и к человечеству, к истории, культуре, оно находится в центре культурно-исторической парадигмы. Вероятно, именно поэтому Б.Ф. Ломов [2] считал отношение к людям ведущим отношением. Однако ещё раз отметим, что отношение к людям становится доминирующим отношением в триаде отношений человека к жизнедеятельности только на этапе профессионально-трудовой деятельности. Нарушения во взаимоотношениях с другими людьми, также как и нарушения в отношении к деятельности, к себе, приводят к негативным проявлениям, отрицательно влияя на жизнедеятельность в целом. Можно говорить о том, что нарушение в сфере отношения человека к другим людям (в группе, семье, в трудовом коллективе), в сфере взаимоотношений отрицательно действует на насущное эмоциональное состояние, на психику человека в целом более жёстко, переживается более болезненно и длительнее, влияя непосредственно на отношение к себе, на отношение к деятельности. Различного рода неврозы, психические нарушения являются часто итогом нарушений человека во взаимоотношениях с другими людьми (В.Г. Зазыкин, Т.И. Ми-
ронова, С.В. Шепелева, Н.П. Фетискин и др.), что необходимо учитывать при работе психолога с таким контингентом людей.
Мы полагаем, что после выхода человека на пенсию, на заслуженный отдых, существенно меняются его смысложизненные ориентации, что побуждает человека относиться к себе как к личности, и с этого возрастного этапа на доминирующую позицию в триаде отношений человека к жизнедеятельности вновь выходит отношение к себе как достойной личности.
Содержательная сторона отношения человека к жизнедеятельности обязательно включает процессы, связанные с прошлым, настоящим и будущим, что позволяет говорить не только о процессуальном, но и потенциальном характере развития отношений, о динамике становления человека как субъекта жизнедеятельности, о характере его результатов жизнедеятельности. Мы предполагаем, что субъектом жизнедеятельности человек становится лишь тогда, когда у него наблюдается гармония в отношении к себе, к деятельности, к другим людям. Конечно, под влиянием внешних воздействий и часто не зависимых от конкретного человека, сохранить гармонию отношений в триаде отношения к жизнедеятельности невозможно, однако, несмотря на это, следует находить в себе силы и возможности и стремиться преодолевать негативные воздействия внешней и внутренней среды. Боль, страдание, возникшее в результате нарушений отношения, постепенно утихнет и на место их придёт опыт, мудрость.
Отношение человека к жизнедеятельности как триединство отношения к себе, к деятельности, к другим людям следует рассматривать как универсальное субъектное образование, обеспечивающее самоорганизацию и саморегуляцию активности человека в процессе жизнедеятельности. Особое внимание на формирование способности человека к самоорганизации и саморегуляции поведения и деятельности следует обращать на этапе подростково-юношеского возрастного развития человека. Желательно формировать у учащихся в школьные и студенческие годы те черты, качества, свойства личности, которые оказывают существенное влияние на процесс самоорганизации и саморегуляции поведения и деятельности на конкретном этапе возрастного развития, что наглядно показано на теоретико-экспериментальном уровне А.В. Зобковым [1]. Разработанные автором исследования оригинальные психодиагностические методики по выявления качеств и черт личности, участвующих в самоорганизации и саморегуляции учебной деятельности учащейся молодёжи, помогут в определённой мере практическим психологам, а также преподавателям школ и вузов решить довольно-таки сложную задачу по формированию субъекта жизнедеятельности. Конечно, мы понимаем, что выявить необходи-
Экономика образования ♦ № 2, 2015
93
мые качества и черты личности учащегося, участвующие в саморегуляции учебной деятельности, важно, однако, вероятно, более существенно, какими средствами, технологиями и как обеспечить процесс формирования этих качеств и черт личности учащегося. Хотя в работе А.В. Зобкова и предлагаются коллективные технологии по формированию саморегуляционного механизма у школьников и студентов, однако мы считаем, что не менее важное значение в формировании самоорганизации и саморегуляции учебной деятельности учащейся молодёжи имеют индивидуальные технологии.
Практическое применение средств, адекватных возрасту учащегося, его индивидуальным особенностям, позволит сформировать устойчивое отношение к жизнедеятельности как целостное субъект-
ное проявление человека в жизнедеятельности. Сформированное такого типа отношение к жизнедеятельности будет выступать основой триединства здоровья нации, качества жизни и гармоничного общества, что и будет характеризовать устойчивое развитие России в двадцать первом веке.
Библиографический список
1. Зобков А.В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности.- Владимир, ВлГУ, 2013. - 320 с.
2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984. - 444 с.
3. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: ЛГУ, 1960.- 426 с.
Zobkov V.
PERSONALITY'S ATTITUDE TO THE LIFE ACTIVITY
The article touches upon the man s attitude to the life activity as an individual form of human development, where the conceptual and semantic characteristics of the mans attitude to himself, to activities and to other people appear. In our opinion, this trinity of an attitude to the life activity, ensuring the harmony of human and social development, has its own structure and logic ofprogress on the different stages of the age, personal and professional formation. This trinity can be represented in the form of an isosceles triangle, included in the circle, whose vertices are denoted by above-named types of an attitude. We suppose that the attitude to himself as an individual form of manifestations of the child's life is actively formed during the first seven years of his life. In this case the attitude to himself holds a dominant position and attitudes to activities and to other people hold subordinate positions on the triangular scheme. The period of age and personal developmentfrom six or seven years to 21—22 years is connected with the active formation of an attitude to activities (in the structural scheme the triangle rotates on the third of the circle, when the attitude to activities has the dominant position). In our opinion an attitude to other people in the triad of man's relationship to the life activity has a dominant position starting from the man's entry into the process of performing professional work duties (since 21—22 years) to the retirement age. It is shown that the harmonious development of man's attitudes determines the subject position in his life activity.
Keywords: attitude, personality, activities, subject, life activity.
УДК 377; 159.9:616
Молодиченко Т.А.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Осуществлена авторская факторизация совершенствования специального образования. Подчеркивается значимость адекватного использования процессов глобализации и информатизации в его развитии, а также повышения уровня всех видов здоровья субъектов (физического, психического, психологического, социального). Акцентируется внимание на актуальности инклюзивного образования и первостепенности повышения качества психического развития школьников трех групп: с ограниченными возможностями здоровья, нормально развивающихся и со сверхнормативным развитием.
Ключевые слова: специальное образование, глобализация, компьютеризация, инклюзивное образование, социоак-меологическое конструирование развития.
В век быстро меняющихся условий жизнедеятельности человека, увеличения потоков информации, обострения противоречий между технологическими и мотивационно-смысловыми компонентами деятельности и, в целом, противоречий во всех направлениях развития человека, общества и цивилизации одной из главных проблем, требующих адекватных и быстрых решений, является рост числа
субъектов специального образования.
Термин «субъект специального образования» употребляется нами не случайно и включает не только учащихся, но и членов педагогических коллективов, а также обслуживающий персонал специальных образовательных учреждений. Дефектологи, работающие с детьми, имеющими нарушения в развитии, каждодневно убеждаются в том, что эти дети
94
© Молодиченко Т.А., 2015