ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.943 ; 159.923 ; 159.9:316.6
Зобков Валерий Александрович
доктор психологических наук, профессор Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена рассмотрению психологической структуры отношения человека к жизнедеятельности как триединства отношений: отношения к себе, отношения к деятельности и отношения к другим людям, формируемое в процессе жизни конкретного человека и обеспечивающее связь его (человека) с социальной действительностью. Показано, что триединство отношений имеет на этапах возрастного и личностного развития, профессионального становления свою структуру и логику развития и познания. Приводится определение субъекта жизнедеятельности.
Ключевые слова: отношение к жизнедеятельности, структура, триединство отношений, деятельность, Я-отношение, субъект.
Жизнедеятельность конкретного человека - это его индивидуально-социальная активность в процессе жизни, обеспечивающая ему связь и взаимодействие с окружающей действительностью, и реализующая триединство отношений: отношение к себе, к деятельности, к другим людям.
Триединство отношения к себе, к деятельности (делу) и к другим людям составляет структурное единство отношения человека к жизнедеятельности, которое можно представить схематично в форме равнобедренного треугольника, включённого в окружность, вершины которого обозначены названными видами отношения. Это схематичное изображение отношения человека к жизнедеятельности указывает на то, что эти три вида отношений находятся во взаимосвязи, в единстве, в целостности.
Однако на разных этапах возрастного развития доминирующую позицию, как показывают наши исследования, занимают или отношение к себе, или отношение к деятельности, или отношение к другим людям, указывая тем самым на становление человека как индивида, как личности и как субъекта жизнедеятельности, отражая тем самым логику развития человека, динамичность и взаимосвязь отношений. На схеме это можно отразить в виде вращения треугольника по часовой стрелке. Конечно, можно предположить, что движение в развитии человека может замедлиться или вовсе остановиться на какой-либо форме триединства отношений, тогда можно будет наблюдать доминирование определенного вида отношений на определённый промежуток времени, что будет выступать основой зарождения и проявления деструкций личности.
Рассмотрение отношения человека к жизнедеятельности как триединства отношений к себе, к деятельности, к другим людям позволяет осуществить целостное познание человека как субъекта своей жизни.
Целостное познание человека сегодня становится основной темой психологических исследований [5 и др.]. В русле общенаучного знания об отношении человека к жизнедеятельности речь может идти о двух взаимосвязанных характеристиках - самом человеке и мире, в котором он живёт, трудится, взаимодействуя с другими людьми, проявляя свою сущность в существовании.
Особенностью целостного познания человека является, как известно, специфика самого человека, обладающего сознанием. Сознание определяет субъективность и специфичность психического отражения человеком окружающей действительности, обусловленной тем содержанием психики, которое определяет отношение к себе, к деятельности, к другим людям, определяет жизнедеятельную позицию человека в мире. Человек как саморегулирующая система со своей формирующейся и изменяющейся в процессе жизнедеятельности мотивацией, самооценкой, специфическими качествами и чертами личности, жизненным опытом реагирует, как правило, на жизненные ситуации по-разному. В реальной жизни наблюдается многомерность и многовариативность показателей взаимосвязи психических свойств человека [4].
Вторая важная особенность природы целостного познания человека связана с проблемой его развития. Естественным для человека является состояние постоянного становления, развития и саморазвития. При его изучении важен не только диагноз, но и прогноз развития, так называемая «дистанция» личностного, субъектного, профессионального развития. В настоящее время в психологии не существует жёстко детерминированной универсальной схемы индивидуального развития человека. Исследователи Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Л.И Божович, А.В. Брушлинский, А.В. Зобков, А.Л. Журавлёв, Б.Ф. Ломов, В.А. Мазилов, В.С. Мерлин, В.С. Мухина, В.П. Позняков, С.Л. Рубинштейн, А.И Субетто, Н.П. Фетискин и другие сходятся, во-первых, на том, что оно должно быть
© Зобков В.А., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
31
конкретизировано применительно к социально-историческим и индивидуальным условиям и, во-вторых, что проблема временных характеристик развития человека на каждом этапе возрастного развития предстаёт как целостный феномен, которому свойственна разновременность в одновременном.
Отношение человека к жизнедеятельности -это триединство отношений: отношения к себе, отношения к деятельности и отношения к другим людям, формируемое в процессе жизни конкретного человека и обеспечивающее связь его (человека) с социальной действительностью.
Отношение человека к жизнедеятельности имеет индивидуально-социальную форму развития. Личность развивающего человека впитывает в себя те отношения, которые преломляясь сквозь призму опыта сотрудничества и взаимодействия с окружающими в процессе совместных действий, совместной деятельности, постепенно определяют содержание мотивационной сферы, самооценки развивающегося человека, формирование и проявление его индивидуально-социальных черт.
Оно (триединство отношений) имеет на этапах возрастного и личностного развития, профессионального становления свою структуру и логику развития и познания. Оно (триединство) указывает на то, что эти три вида отношений (отношение к себе, к деятельности, к другим людям) находятся во взаимосвязи, в единстве, начало которого относится к раннему и дошкольному детству.
На разных этапах возрастного развития доминирующую позицию в системе триединства отношений, как правило, занимают или отношение к себе, или отношение к деятельности, или отношение к другим людям, сохраняя при этом целостность триединства отношений. Отношение к себе связывается нами со становлением и проявлением индивидной формы человека, отношение к деятельности - со становлением сущностных характеристик личности, как Я-отношение и отношение к другим людям - с проявлением субъектной формы существования. Мы считаем, что становление человека как индивида, как личности и как субъекта, отражают не только динамику доминирующих форм отношений, но и логику развития человека как субъекта жизнедеятельности. Конечно, можно предположить, что движение в развитии человека может замедлиться или вовсе остановиться на этапе отношения к себе или к деятельности, или к другим людям, что и будет являться основой зарождения и проявления деструкций в развитии [6].
Отношение к себе, как индивидная форма проявлений человека в жизни, по нашему мнению, активно формируется на первых семи годах жизни ребёнка. Ребёнок, включаясь во взаимодействия и взаимоотношения с окружающей действительностью, формирует те объективно-психологические
черты личности (аккуратность, любознательность, трудолюбие и др.), которые позволяют ему удовлетворять растущие потребности, быть в центре внимания, чувствовать себя «хозяином» конкретной ситуации. Объективно-психологические проявления ребёнка по отношению к себе выступают первоосновой в формировании отношения к жизнедеятельности и характеризуют его с индивидной стороны.
Индивидные характеристики ребёнка, связанные с отношением к себе, начинают формироваться рано, постепенно и постоянно «наполняясь» личностно-деятельностными отношениями, которые задаёт конкретная социальная среда. Внешние воздействия, преломляясь через психодинамические и нейродинамические особенности ребёнка, формируют те «внутренние условия», которые впоследствии начинают управлять взаимодействиями и взаимоотношениями развивающегося человека в социальной среде. Нарушения в детском возрастном периоде активного формирования отношения к себе как индивиду, опираясь на нейродинамические особенности ребёнка, могут приводить к неустойчиво-агрессивным или аутич-ным формам поведения в семье, а в последующем в детском образовательном учреждении (ДОУ), в школе. Первые воспитательные воздействия на ребёнка и первые индивидные формы проявления отношений к себе ребёнок получает в семье. Формально на семье лежит основная доля ответственности за развитие личности ребёнка, за становление и последующее развитие отношения к себе как индивидной формы жизнедеятельности человека.
Отношение к деятельности мы рассматриваем как сущностную характеристику личности, формируемую и реализуемую в деятельности - особом виде активности человека. Именно в деятельности и особенно в учебно-познавательной деятельности, которая наполняет и совершенствует гностически-интеллектуальный, поведенческо-волевой и эмоциональный потенциалы человека, формируются и получают развитие мотивация, самооценка, а также качества/черты учащегося, определяющие эффективность деятельности: дисциплинированность, организованность, сознательность, ответственность, творчество, саморегуляция и другие.
Деятельность порождает личность как Я-отношение. Личность, как Я-отношение, определяет форму и содержание отношения к объекту, природе, субъекту, социальной группе, обществу, реализуя тем самым отношение к различным сторонам действительности как Я-отношение к отношению. Таким образом, реализуя триаду деятельность/личность/отношение, мы формируем Я-отношение к отношению. Содержательные характеристики Я-отношения можно диагностировать, корригировать. От них (содержательных характеристик) зависит характер взаимоотношений
Психологическая структура отношения человека к жизнедеятельности
человека с социальной действительностью, в которой имеет место отношение к деятельности, к другим людям, к самому себе.
Говоря о личности, мы утверждаем, что личность/отношение - это мотивационно-самооцео-ночное прижизненное образование, определяющее структуру и содержание качеств/черт личности, а также стиль действий, взаимодействий, деятельности, общения [3].
При таком понимании личности/отношения, вероятно, можно рассматривать её не только на вну-триличностном уровне, но и на межличностном, межгрупповом.
Психологическая сущность личности - это её потенциал. Мы считаем, что сензитивным периодом по формированию психологической сущности человека выступает период школьно-студенческого обучения (от 6-7 лет до 21-22 лет).
Человек становится субъектом деятельности тогда, когда активно реализует свой личностный потенциал в деятельности, что и определяет меру включённости его в деятельность. Устойчивые психологические особенности человека проявляются и реализуются в предметных, практических контактах с внешним миром, они проявляются при этом как субъект-объектное взаимодействие, как субъект-субъектная, субъект-объект-субъектная взаимосвязь и взаимообусловленность.
Осознать себя как субъекта на этапе профессиональной деятельности можно только через обращение к категории отношения человека к другим людям, где имеют место такие проявления человека как совесть, честь, справедливость, честность, доброжелательность, переживание, сочувствие и т.п. Отношение к людям в триаде отношений человека к жизнедеятельности, на наш взгляд, занимает доминирующую позицию, начиная с вступления человека-деятеля в процесс выполнения профессионально-трудовых обязанностей (начиная с 21-22 лет) до выхода человека на пенсию, до окончания трудовой деятельности.
Отношение человека к другому человеку, к другим людям не существует вне отношения к обществу и к человечеству, к истории, культуре, оно находится в центре культурно-исторической парадигмы. Вероятно, именно поэтому Б.Ф. Ломов (1984) считал отношение к людям ведущим отношением. Однако отметим, что отношение к людям становится доминирующим отношением в триаде отношений человека к жизнедеятельности только на этапе профессионально-трудовой деятельности. Нарушения во взаимоотношениях с другими людьми, также как и нарушения в отношении к деятельности, к себе, приводят к негативным проявлениям, отрицательно влияя на жизнедеятельность в целом. Можно говорить о том, что нарушение в сфере отношения человека к другим людям (в группе, семье, в трудовом коллективе),
в сфере взаимоотношений отрицательно действует на насущное эмоциональное состояние, на психику человека, в целом, более жёстко, переживается болезненно и длительнее, влияя непосредственно на отношение к себе, на отношение к деятельности. Различного рода неврозы, психические нарушения являются часто итогом нарушений человека во взаимоотношениях с другими людьми [6], что необходимо учитывать при работе психолога с таким контингентом людей.
Период возрастного и личностного развития от 21-22 лет и далее мы связываем с доминированием в системе триединства отношений человека к жизнедеятельности отношения к другим людям, к коллективу, когда ярко проявляется система субъект-объект-субъектных взаимоотношений. Субъект-объект-субъектные взаимоотношения - это взаимодействия субъектов общения по поводу чего-то, что выступает в качестве объекта. В данном случае субъект-объект-субъектные взаимоотношения характеризуют человека как субъекта профессиональной деятельности.
Система субъект-объект-субъектных взаимоотношений, по нашему мнению, является базовой характеристикой педагогического, производственного и, по всей вероятности, основа любого взаимодействия, взаимообщения. Поскольку субъект-объект-субъектные отношения основываются, прежде всего, на принятии друг друга как ценностей самих по себе [1] и предполагают ориентацию на уникальность каждого из субъектов общения и деятельности.
Человек как субъект общественных отношений, субъект жизнедеятельности обладает не только приспособительной, но, главным образом, функцией развития, творческого преобразования внешних общественных условий своей жизни, а также внутренних психологических и психофизических качеств и особенностей
Субъект жизнедеятельности - это человек, активно созидающий себя как нравственную личность, находящуюся в бесконечном познании, творчески реализующую свой личностный потенциал в деятельности, активно участвующий в коллективном обсуждении дел. Постоянно изменяя себя, творя себя, создавая значимое для себя, субъект жизнедеятельности побуждает себя создавать в деятельности нечто значимое для себя и других, находясь в позитивном общении и обмене достигнутым опытом с другими.
Таким образом, человек становится субъектом жизнедеятельности благодаря самосознанию, позволяющему ему находиться в бесконечном познании, в накоплении и реализации личностных и социально-значимых смыслов.
«Жизнь - бесконечное познанье.
Возьми свой посох и иди...
И я иду. (М. Волошин).
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
33
Содержательная сторона отношения человека к жизнедеятельности обязательно включает процессы, связанные с прошлым, настоящим и будущим, что позволяет говорить не только о процессуальном, но и потенциальном характере развития отношений, о динамике становления человека как субъекта жизнедеятельности, о характере его результатов в жизнедеятельности. Мы предполагаем, что субъектом жизнедеятельности человек становится лишь тогда, когда у него наблюдается гармония в отношении к себе, к деятельности, к другим людям. Конечно, под влиянием внешних воздействий и часто не зависимых от конкретного человека, сохранить гармонию отношений в триаде отношения к жизнедеятельности трудно, а порой и невозможно, однако, несмотря на это, следует находить в себе силы и возможности и стремиться преодолевать негативные воздействия внешней и внутренней среды. Боль, страдание, возникшие в результате нарушений отношения, постепенно утихнут и на место их придёт опыт, мудрость.
Таким образом, отношение человека к жизнедеятельности, как триединство отношения к себе, к деятельности, к другим людям, мы рассматриваем как универсальное психологическое образование, обеспечивающее самоорганизацию и саморегуляцию активности человека в процессе жизнедеятельности. Особое внимание на формирование способности человека к самоорганизации и саморегуляции поведения и деятельности следует обращать на этапе подростково-юношеского возрастного развития человека. Желательно формировать у учащихся в школьные и студенческие годы те черты, качества, свойства личности, которые оказывают существенное влияние на процесс самоорганизации и саморегуляции поведения и деятельности на конкретном этапе возрастного развития, что наглядно показано на теоретико-экспериментальном уровне А.В. Зобковым [2]. Разработанные автором исследования оригинальные
психодиагностические методики по выявлению качеств и черт личности, участвующих в самоорганизации и саморегуляции учебной деятельности учащейся молодёжи, позволяющие определить «дистанцию» личностного и профессионального развития, помогут в определённой мере практическим психологам, а также преподавателям школ и вузов решить довольно-таки сложную задачу по формированию субъекта жизнедеятельности. Конечно, мы понимаем, что выявить необходимые качества и черты личности учащегося, участвующие в саморегуляции учебной деятельности, важно, однако, вероятно, более существенно, какими средствами, технологиями и как обеспечить процесс формирования этих качеств и черт личности учащегося. Хотя в работе А.В. Зобкова и предлагаются коллективные технологии по формированию саморегуляционного механизма у школьников и студентов, однако мы считаем, что не менее важное место в формировании самоорганизации и саморегуляции учебной деятельности учащейся молодёжи занимают индивидуальные технологии.
Библиографический список
1. Журавлёва Н.А. Динамика ценностных ори-ентаций личности в российском обществе. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 335 с.
2. Зобков А.В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности. - Владимир: ВлГУ 2013. - 320 с.
3. Зобков В.А. Психология отношения человека к деятельности: теория и практика. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. - 264 с.
4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. -444 с.
5. Мазилов В.А. Методология психологической науки. - Ярославль: МАПН, 2003. - 198 с.
6. Фетискин Н.П., Миронова Т.И., Шепелева С.В. Детско-молодёжная девиантология. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. - 379 с.