УДК 159.9
Зобков Валерий Александрович
доктор психологических наук, профессор Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
ПАССИВНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА НЕУВЕРЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СЕБЕ
В статье пассивность рассматривается как свойство личности, интегрирующее в себе специфические проявления эмоциональных, волевых, коммуникативных, интеллектуальных компонентов, оказывающих существенное влияние на форму и содержание поведения, на продуктивность деятельности, которая характеризуется как стабильно неэффективная.
Пассивность является итогом неуверенности человека в себе, итогом заниженной самооценки. Пассивность -это опредмеченное переживание, предметом которого является отсутствие веры в свои возможности, в достижение внутренней установки на успех в конкретном действии.
В статье показано, что пассивность начинает активно формироваться в младшем школьном возрасте, когда дети впервые сталкиваются с необходимостью и обязательностью выполнения социально заданных учебных требований. Приводятся особенности личности пассивных детей. Сформированная пассивность обладает устойчивостью и имеет свои проявления на последующих этапах возрастного развития.
Проявления пассивности ребёнка, учащегося, даже если проявления не вызывают у взрослых опасения, способствуют нарушению процесса его развития, становлению неадекватно низкой самооценки, снижению адаптационных способностей, формируют дисгармоничный тип отношений с другими людьми, снижают продуктивность деятельности.
Ключевые слова: пассивность, неуверенность в себе, страх, низкая продуктивность деятельности.
Воспитание устойчивого поведения в неопределённой ситуации направлено на выработку у ребёнка умений владеть собой в незнакомых ситуациях, в сложных условиях социальной среды. Внутренняя направленность психики ребёнка на понижение тревожного состояния, вызывающего страх, следует считать первоосновой становления саморегуляции ребёнком поведения, соотнесённого с уверенным и ровным поведением.
В современных социально-экономических условиях жизнедеятельности нашего общества у родителей сформировано генерализованное тревожное состояние за жизнь своих детей. Эмоциональные переживания родителей в данном случае непосредственно связаны с мотивом, предметом которого является желание их (родителей) создать благоприятные условия для жизни ребёнка (лучше, чем когда-то они жили), оградить дитя (часто единственное) от возможных неудач.
В итоге выраженная форма опеки, чрезмерная защита детей от влияний социума формирует у них заниженную самооценку, итогом которой выступает неуверенность, пассивность, инфальтильность, что снижает социализацию, активность человека в процессе жизнедеятельности.
Причины порождения неуверенности человека в себе, страха
Неуверенность в себе в современных социально-экономических условиях отмечается у значительной части молодёжи (около 30%). Она (неуверенность в себе) является отражением заниженной самооценки, что выступает причиной снижения активности человека в достижении этапных и перспективных целей своей жизнедеятельности.
Ярко выраженная неуверенность в себе (менее 50-ти процентов) - это опредмеченное пережива-
ние, предметом которого является отсутствие веры в свои возможности, в достижение внутренней установки на успех в конкретном действии, в основе которого, как правило, лежит подготовленность, затрата больших волевых усилий. Переживание неуверенности в себе снижает психомоторную активность человека при реализации цели действия и приводит к стабильно неэффективному результату, что усиливает эффект неуверенности в себе. В данном случае можно говорить о том, что социальная среда, особенности её властвуют над человеком, и ему (человеку) следует менять обстоятельства и отношение к ним.
Откуда появляется боязнь обстоятельств, выраженная тревога, страх за неуспех, неуверенность в себе при проявлении усилий, психофизических затрат в достижении успеха. Конечно, причин может быть много, и в каждом отдельном случае следует отдельно и тщательно разбираться и помогать ребёнку, чтобы ему быть выше обстоятельств.
Довольно-таки часто в формировании тревоги, страха, неуверенности в себе участвуют взрослые (родители, учителя). Ниже сошлёмся на высказывания Ш.А. Амонашвили.
«Жестокость взрослых порождает жестокость в детях.
Безалаберность взрослых творит беспризорность детей.
Авторитаризм учителей гасит страсть к познанию в учениках.
Бездуховность взрослых уничтожает чувство долга в молодых».
И далее приводится высказывание - боль Василия Александровича Сухомлинского: «Мне кажется, одной из причин этого жуткого тяготения к жестокости является одеревенение, окаменение юных душ в результате того, что человек в юные
© Зобков В.А., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика № 3
77
годы теряет веру. Становится не верующим ни во что - это же страшно. Не верит в добро. Не верит в святыни. Не верит в человека. Не верит сам себе. На всё ему напревать» [1, с. 15].
Эффект неуверенности в реальной практике может проявляться в депрессивном состоянии или в состоянии страха как качества/черты неуверенного в себе человека, в состоянии пассивности.
Неуверенность в себе, страх часто приводят к проявлениям малодушия.
«Только змеи сбрасывают кожи, Чтоб душа старела и росла. Мы, увы, со змеями не схожи, Мы меняем души, не тела» [2, с. 282].
Страх в выполнении действия имеет двойную природу своего проявления. В одном случае тревога в виде страха, как и неуверенность в себе, представляет собой сложное эмоциональное состояние, в котором имеют место установка человека на неуспех в конкретном действии, в конкретных условиях и эмоциональные переживания неуверенности в успехе. Эти «внутренние условия» человека блокируют его интеллектуальную деятельность, связанную с анализом условий, ситуации, собственных возможностей, наличного психического состояния и приводят к снижению продуктивности деятельности. В другом случае, состояние страха приводит к сильному психомоторному возбуждению, когда действие не подвергается интеллектуальной обработке в силу дефицита времени на его осуществление и можно говорить, что не осознаётся, но выполняется. Осознание действия наступает, как правило, после его осуществления и часто в таких случаях человек после говорит, что выполнил его (действие) из-за страха не за себя, а за другого, других. Страх в данном случае выполняет неосознанную волевую функцию и соотносится с потреб-ностным состоянием «надо». Воля и соответствующие ей эмоции пронизывают «надо», побуждая к действию. Это состояние страха свойственно, как правило, сильной в духовном отношении личности и в данном случае страх следует рассматривать как внутреннее волевое состояние, связанное с отсутствием установки на рассуждение о результатах действия, об успехе или неуспехе, а принимается на мало осознанном уровне решение действовать, проявлять психомоторную активность, решительность. Решительность в данном случае следует рассматривать как проявление силы воли, силы духа в конкретной экстремальной ситуации, связанной с быстротой принятия решения и уверенного его исполнения.
Почему? «..., потому что нас принуждает к этому дух, который так же реален, как наше тело, только бесконечно сильнее его».
«Расцветает дух, как роза мая, Как огонь, он разрывает тьму, Тело, ничего не понимая, Слепо повинуется ему» [2, с. 543].
Сильный дух человека воспитывается с рождения и формируется в совместной деятельности с родителями в семье, с воспитателями и учителями в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Одно из важнейших правил воспитания сильного духа человека является отсутствие в воспитании ребёнка страха за результаты своей деятельности, страха перед теми обстоятельствами, с которыми сталкивается человек.
Переживания страха, неуверенности в себе выступают основой формирования пассивности человека.
Психологическая характеристика пассивности
Пассивность - свойство личности, интегрирующее в себе специфические проявления эмоциональных, волевых, коммуникативных, интеллектуальных компонентов, оказывающих существенное влияние на форму и содержание поведения, на продуктивность деятельности, которая характеризуется как стабильно неэффективная.
На наш взгляд пассивных детей дошкольного возраста не должно быть. Ответственность за воспитание двигательной и интеллектуальной активности ребёнка полностью лежит на родителях в условиях семейной действительности и воспитателях в дошкольных учреждениях. Дети по своей сути - активный и беспокойный народ. Желательно, чтобы и рядом с ними были активные и творческие люди. Когда ребёнок занят интересным для него делом, когда видит успешные результаты своего дела, когда ошибается, исправляется и снова движется к успеху, переживая состояние удовлетворённости собой, радость от дела, взаимоотношений, то можно говорить о том, что ребёнок в данный момент его жизни счастлив.
О пассивности ребёнка в данном случае речь не возникает. Наоборот, часто родители и воспитатели вмешиваются в детскую созидательную активность ребёнка, чтобы соблюсти режим его дня, чем и вызываются эмоциональные всплески ребёнка, проявляемые в плаче, крике, а порой агрессии. Как в данном случае поступить взрослым? На наш взгляд, следует заблаговременно предупреждать ребёнка о прекращении его занятия и, причём не один раз, а несколько, например, за 30 минут до окончания, за пять минут и за минуту. Такое взаимодействие ребёнка и взрослого будет также приучать его (ребёнка) к пониманию временных отрезков и к регуляции своего поведения.
Пассивность у детей начинает формироваться тогда, когда они приступают к выполнению длительных обязательных поручений и когда внутренне не ощущают успеха от затраченных усилий, когда, выполняемая работа не приносит переживаний радости. К такому периоду возрастного и личностного развития следует отнести период младшего школьного возраста.
Наши исследования [4] и практика показывают, что пассивные дети (младшие школьники), как правило, имеют пробелы в чтении, письме, счёте. У них отсутствует любовь к чтению. Отсутствие навыков вдумчивого чтения делает их внимание рассеянным, препятствует развитию эмоционального интеллекта, участвующего в регуляции эмоциональных состояний и продуктивного коммуни-цирования.
Учителя у таких детей отмечают медлительность в действиях, вялость аффекта (раздражительность, плаксивость, беспокойство и т.п.), безынициативность, неумение постоять за себя, робость и неуверенность, низкую самостоятельность, внушаемость и низкую общительность. Особым компонентом выделяют учителя медлительность и неуверенность школьников в себе, низкую общительность, что приводит к ориентации в учебном процессе на более сильных учащихся, к угнетению инициативности и самостоятельности и, как следствие, непониманию требований учителя, смысла его вопросов, что приводит к снижению успеваемости, к формированию пассивности. Именно низкий (замедленный) уровень осуществления умственных операций снижает их обучаемость. Их мышление конкретно и ситуативно. В процессе решения задач они затрудняются рассуждать в соответствии с условием задачи, стремятся манипулировать цифрами, угадывать действия. При быстром письме и чтении допускают много ошибок.
Родители учащихся также указывают на медлительность своих детей, низкую самостоятельность и неуверенность в своих возможностях. Отмечают неумение организовать порядок выполнения дел, игр, поручений. Часто оставляют их незаконченными. Отмечают также неаккуратность в обращении с вещами, книгами, тетрадями.
К критическим замечаниям учителя и сверстников испытуемые относятся как к наказанию, переживая длительное время этот эпизод. В такие моменты у них отмечается несобранность, невнимательность, подавленность настроения. Им свойственна исполнительность, послушность. Внешне они выглядят какими-то суровыми, угрюмыми, лишенными детской непосредственности.
Изучение эмоциональной сферы таких школьников (тест Р. Кеттелла) показало, что для учащихся 1-2-х классов свойственно отсутствие живых, эмоциональных переживаний. В их поведении и деятельности доминирует пассивность, уныние, скука (-«А»), апатичность, медлительность (-<^»), сдержанность в выражении своих чувств (-«Н»), капризность, импульсивность (-«С»). Все это указывает на слабое развитие эмоциональной сферы личности таких учащихся. Вышеназванные особенности таких детей подчеркивают также эксперты (учителя, родители), указывая на склонность школьников к ожиданию возможных неудач, на
излишнее волнение и нервозность на контролируемых работах. В 3-4-х классах у таких испытуемых повышается эмоциональная активность (+«^»), а также способность управлять своим настроением, эмоциональным состоянием (±«С»).
В коммуникативной сфере испытуемых 1-2-х классов доминируют конформность (-«^2»), неумение отстоять свою точку зрения (-«Е»), коммуникативная апатия (-«А», -«Н»), выражающаяся в замкнутости, неразговорчивости, в нежелании вступать в акты общения (-«I»), что указывает на слабое развитие коммуникативных особенностей детей, которые, конечно же, накладывают отрицательный отпечаток на интеллектуальное развитие учащихся, на взаимодействие в системе «ребенок -взрослый (учитель) - ребенок» и, конечно же, на успеваемость школьника. На сниженные коммуникативные особенности детей данной группы указывают также эксперты.
Общение, как известно, обеспечивает человеческие контакты в совместной деятельности. Сниженный уровень развития коммуникативных способностей, не включённость детей в сферу общения, в коллективные взаимоотношения порождают замкнутость, отчуждение, враждебное состояние, что приводит к разрушению группового единства.
В системе межличностных отношений пассивные дети занимают, как правило, 3-4-ю статусную позицию, образуя группу детей с низкой социальной адаптацией
В классном коллективе младших школьников существуют неформальные группы численностью от 2 до 12 человек. Наиболее распространённой микрогруппой в начальной школе является диада. В 1-2-м классе диады состоят преимущественно из разностатусных учащихся (II и III статусная категория), в 3-4-м классе большинство микрогрупп являются гомогенными по статусному составу (III статусная позиция). Последнее указывает на опасную тенденцию в развитии межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста, а именно - на объединение школьников с III социометрическим статусом в микрогруппы малой численности, которые состоят из детей, не принимаемых школьным коллективом, имеющих трудности в общении и отрицательно воспринимаемых сверстниками, что выступает существенной причиной в становлении киберповедения, формирования склонности к делинквентному поведению.
Содержательный анализ факторов, характеризующих интеллектуальную сферу испытуемых 1-2-х классов, показал, что им свойственна ригидность, пассивность на уроках, неумение правильно пересказать задания. Особенности абстрактного мышления у таких учащихся улучшаются к 3-4 классам (+«В»), однако достоверные величины отличаются от уровня развития, свойственного детям с активным типом отношения к деятельности.
В волевой сфере личности пассивных учащихся 1-2-х классов слабо развиты волевые качества настойчивости, решительности, инициативности. У них отмечается плохой самоконтроль, робость и неуверенность в себе. Они не верят в свои возможности и способности, кротко подчиняясь всем обязанностям (-«Е»), легко бросают начатое дело (-<^»). Перечисленные качества волевой сферы личности пассивных детей имеют тенденцию развития от 1 к 4-му классам, однако по своей выраженности не достигают средних величин.
Эксперты отмечают, что у учащихся данной подгруппы не развиты терпение и выдержка, самостоятельность и инициативность, у них постоянно расходится слово с делом. Так, обещая убрать за собой, прийти с прогулки вовремя и т.п., забывают об этом. В дальнейшем эти дети озабочены последствиями своих поступков, что приводит к стремлению избежать порицания, к лживости.
Изучение перспективного целеполагания, связанного с развитием физических качеств, успеваемостью и развитием черт и особенностей личности пассивных детей показало, что ни один ребенок не ставил ранее перед собой перспективных ориентиров развития. В дальнейшем дети неадекватно занижали перспективные цели своего развития.
Экспериментально установлено, что у пассивных детей наблюдается преобладание силы нервных процессов торможения над процессами возбуждения, отмечается инертность нервных процессов.
Специально организуемые лабораторные эксперименты показали, что для них характерна сен-зитивность, ригидность, робость и беспокойство, низкая степень уверенности в себе (ниже 50-ти процентного уровня), низкий уровень притязаний, низкая настойчивость.
К подгруппе учащейся молодёжи с пассивным типом отношения к деятельности нами отнесено 21,4 ± 2,1% младших подростков, 36,0 ± 2,5% старших подростков, 27,3 ± 1,5% старшеклассников и 21,5 ± 2,4% студенческой молодежи. Из приведенных выше цифр следует, что на каждом возрастном этапе в подгруппу учащихся с пассивным типом отношения к деятельности входит более одной пятой части учащейся молодежи. Эти данные относятся к исследованию, проведённому в 1990 году. Исследование, проведённое 20 лет спустя, показало, что эти цифры в каждой возрастной группе находятся в пределах 30 процентов. Сензитивным периодом по формированию данного типа отношения, как показали наши исследования, выступает старший подростковый возраст [4].
Сравнительный анализ психологического облика пассивного младшего школьника и пассивной учащейся молодежи показал, что у них наблюдается определенное сходство в поведении и деятельности. Однако, если пассивное отношение к различным видам деятельности у детей характе-
ризуется положительным фоном и доминирующим механизмом в становлении отношения выступает темперамент, особенности нервной системы (преобладание нервных процессов торможения над возбуждением, инертность нервных процессов), то пассивное отношение учащейся молодежи следует назвать субъективным пассивно-безразличным. В основе такого типа лежат сформировавшиеся устойчивые особенности личности, активно формирующиеся в переходный период от младшего школьного к младшему подростковому возрасту и определяющие форму и содержание взаимоотношений и взаимодействий с социальной действительностью.
Основной поведенческой характеристикой отношения учащихся данной группы была повышенная чувствительность их к отрицательным оценкам результатов деятельности. По этой причине у них обнаруживается чрезмерная неуверенность в себе, а в поведении проявляется недостаточная самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели. Они, как правило, исполнительны, дисциплинированны. Особенно такие учащиеся точны в исполнении тех дел и поручений, которые требуют подчинения, исполнения, а не ответственности, организации и т.п. Они трудолюбивы, однако предпочитают работать уединенно. У них отмечается негативное отношение к соревновательным ситуациям, играм, контрольным работам и т.п., в которых они бывают излишне напряжены, скованны, ригидны, что ведет к снижению результативности.
Проявления пассивности ребёнка, учащегося, даже если проявления не вызывают у взрослых опасения, способствуют нарушению процесса его развития, становлению неадекватно низкой самооценки, снижению адаптационных способностей, формируют дисгармоничный тип отношений с другими людьми, снижают продуктивность деятельности.
Неуверенность в себе в период обучения детей, учащейся молодёжи в учебных заведениях можно рассматривать как опредмеченное переживание, предметом которого является отсутствие знаний, умений по определённому предмету или комплексу предметов, низкая степень проявления настойчивости в пополнении запаса знаний и умений по основным предметам.
Учебная деятельность школьника очень долгое время не становится подлинно самостоятельной, так как ещё много лет занятиями ребёнка будут руководить взрослые, учителя. В младшем школьном возрасте появляются лишь элементы учебной самостоятельности.
Сформированная самостоятельность обнаруживает тесные положительные корреляционные связи с ответственностью, организованностью, инициативностью, трудолюбием, познавательной
активностью и другими волевыми и интеллектуальными качествами личности учащегося. Только самостоятельная и творческая деятельность становится важнейшим условием развития человека; не воспроизводящая самостоятельность, «самостоятельность по образцу», а подлинная, когда у ребенка появляется свобода выбора и «права на ошибку» (Л.М. Фридман), когда он сумеет самостоятельно сделать и нечто такое, чего он до сих пор не делал. Последнее возможно лишь в том случае, когда ребенок чувствует себя в классе комфортно, не боится трудностей. Преодоление трудностей -еще одно из условий формирования уверенности и развития мотивации учения.
Понятие «трудность» принято применять в том случае, когда человек в процессе своей деятельности встречает препятствия или появляется «разрыв в деятельности».
Преодоление трудности дает возможности учащемуся поверить в свои силы, в свои потенциальные возможности, в возможность и необходимость самостоятельно действовать, проявлять инициативу в деятельности.
Психодиагностика пассивности
Для психодиагностики пассивности как устойчивого качества/черты личности ребёнка, учащегося следует применить широкий комплекс стандартизированных личностных методик. Заметим, что психологические исследования последних лет ориентированы в основном на применение психодиагностических методик, имеющих субъективную направленность, и недостаточно исследователей применяют методы наблюдения и экспертных оценок, фиксирующих изучаемые явления с объективной стороны.
Известно, что в основу развития личности кладется представление об определяющей роли общения, деятельности и воспитания. Личность не только формируется в деятельности и общении, но и проявляется также в общении и деятельности. Последнее можно зафиксировать через посредство наблюдения, экспертных оценок, анализа продуктов деятельности на поведенческом (объективно-психологическом) уровне. Внешне проявляемые и внешне наблюдаемые действия (поступки) обусловлены внутренним содержанием личности/отношения, т.е. «совокупностью внутренних условий».
Пассивность человека можно диагностировать посредством наблюдения внешне выраженных объективно-психологических проявлений (черт), характеризующих личность с различных сторон: коммуникативной, интеллектуальной, эмоцио-
нальной, волевой, морально-нравственной. Также это можно сделать с помощью специальных психодиагностических методик [3; 4 и др.].
Адаптированной методикой по диагностике пассивности и неуверенности в себе является авторская мотивационно-самооценочная методика, приводимая в ряде публикаций [4 и др.].
Для личности с пассивной формой жизнедеятельности, как правило, характерно неравновесное психическое состояние, эмоциональная неустойчивость, что вносит определенные коллизии в субъект-объектные взаимодействия и субъект-объект-субъектные взаимоотношения, снижая эффективность действий и деятельности или делая последнюю нестабильно эффективной. Коррекцию качеств и свойств такой личности следует начинать с коррекции ее объективно-психологических проявлений в деятельности.
Заключение
В заключение укажем, что пассивность как свойство целостной личности имеет своё проявление на всех этапах возрастного развития человека, влияя на протекание психических процессов и специфически отражаясь в каждом компоненте структуры личности. Приведённые выше содержательные характеристики пассивных младших школьников, учащейся молодёжи выступают основой снижения их успеваемости (учатся они, как правило, на хорошо и удовлетворительно), низкой эффективности и надёжности деятельности, особенно деятельности, протекающей в экстремальных условиях. Сниженное развитие коммуникативных способностей, проявление ригидности, неуверенности в себе тормозит развитие интеллектуальной и волевой сфер личности, что является предпосылками киберповедения, а порой и деви-антного поведения. Личность и деятельность таких детей, учащейся молодёжи требует коррекции.
Библиографический список
1. Амонашвили Ш. Почему не прожить нам жизнь героями духа. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2003. - 64 с.
2. Гумилёв Н. Память // Малое собрание сочинений. - СПб.: Издательство АЗБУКА, 2015. -С. 282-283.
3. Зобков А.В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности. - Владимир - СПб.: ВлГУ 2013. - 320 с.
4. Зобков В.А. Психология отношения человека к деятельности: теория и практика. - Владимир: Транзит - Икс, 2016. - 251 с.