Научная статья на тему 'Пассивность как характеристика неуверенности человека в себе'

Пассивность как характеристика неуверенности человека в себе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10558
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССИВНОСТЬ / НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / СТРАХ / НИЗКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PASSIVITY / SELF-DOUBT / FEAR / ACTIVITIES'' LOW PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зобков Валерий Александрович

В статье пассивность рассматривается как свойство личности, интегрирующее в себе специфические проявления эмоциональных, волевых, коммуникативных, интеллектуальных компонентов, оказывающих существенное влияние на форму и содержание поведения, на продуктивность деятельности, которая характеризуется как стабильно неэффективная. Пассивность является итогом неуверенности человека в себе, итогом заниженной самооценки. Пассивность это опредмеченное переживание, предметом которого является отсутствие веры в свои возможности, в достижение внутренней установки на успех в конкретном действии. В статье показано, что пассивность начинает активно формироваться в младшем школьном возрасте, когда дети впервые сталкиваются с необходимостью и обязательностью выполнения социально заданных учебных требований. Приводятся особенности личности пассивных детей. Сформированная пассивность обладает устойчивостью и имеет свои проявления на последующих этапах возрастного развития. Проявления пассивности ребёнка, учащегося, даже если проявления не вызывают у взрослых опасения, способствуют нарушению процесса его развития, становлению неадекватно низкой самооценки, снижению адаптационных способностей, формируют дисгармоничный тип отношений с другими людьми, снижают продуктивность деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Passivity as a characteristic of person''s self-doubt

The article discusses passivity as property of the individual, integrating the specific manifestations of emotional, volitional, communicative, intelligent components which have a significant effect on the form and content of behaviour, the efficiency of the work, which is characterised as consistently ineffective. Passivity is the result of lack of self-confidence of a person, the result of low self-esteem. Passivity is an objectified experience, the subject of which is the lack of faith in one's abilities, in the achievement of the internal setup for success in a particular action. What is shown in the article, is that the passivity begins to take shape in the early school years when children first encounter the need and obligation to fulfill socially defined educational requirements. What is given, are the characteristics of the passive children. Formed passivity is resistant and has its manifestations in later stages of development of age. Manifestations of passivity of a child, even if the symptoms do not bring in the adults concerns and contribute to the violation of the process of its development, the formation of inappropriately low self-esteem, decrease of adaptive abilities, form a disharmonious relationship with other people and reduce productivity.

Текст научной работы на тему «Пассивность как характеристика неуверенности человека в себе»

УДК 159.9

Зобков Валерий Александрович

доктор психологических наук, профессор Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

[email protected]

ПАССИВНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА НЕУВЕРЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СЕБЕ

В статье пассивность рассматривается как свойство личности, интегрирующее в себе специфические проявления эмоциональных, волевых, коммуникативных, интеллектуальных компонентов, оказывающих существенное влияние на форму и содержание поведения, на продуктивность деятельности, которая характеризуется как стабильно неэффективная.

Пассивность является итогом неуверенности человека в себе, итогом заниженной самооценки. Пассивность -это опредмеченное переживание, предметом которого является отсутствие веры в свои возможности, в достижение внутренней установки на успех в конкретном действии.

В статье показано, что пассивность начинает активно формироваться в младшем школьном возрасте, когда дети впервые сталкиваются с необходимостью и обязательностью выполнения социально заданных учебных требований. Приводятся особенности личности пассивных детей. Сформированная пассивность обладает устойчивостью и имеет свои проявления на последующих этапах возрастного развития.

Проявления пассивности ребёнка, учащегося, даже если проявления не вызывают у взрослых опасения, способствуют нарушению процесса его развития, становлению неадекватно низкой самооценки, снижению адаптационных способностей, формируют дисгармоничный тип отношений с другими людьми, снижают продуктивность деятельности.

Ключевые слова: пассивность, неуверенность в себе, страх, низкая продуктивность деятельности.

Воспитание устойчивого поведения в неопределённой ситуации направлено на выработку у ребёнка умений владеть собой в незнакомых ситуациях, в сложных условиях социальной среды. Внутренняя направленность психики ребёнка на понижение тревожного состояния, вызывающего страх, следует считать первоосновой становления саморегуляции ребёнком поведения, соотнесённого с уверенным и ровным поведением.

В современных социально-экономических условиях жизнедеятельности нашего общества у родителей сформировано генерализованное тревожное состояние за жизнь своих детей. Эмоциональные переживания родителей в данном случае непосредственно связаны с мотивом, предметом которого является желание их (родителей) создать благоприятные условия для жизни ребёнка (лучше, чем когда-то они жили), оградить дитя (часто единственное) от возможных неудач.

В итоге выраженная форма опеки, чрезмерная защита детей от влияний социума формирует у них заниженную самооценку, итогом которой выступает неуверенность, пассивность, инфальтильность, что снижает социализацию, активность человека в процессе жизнедеятельности.

Причины порождения неуверенности человека в себе, страха

Неуверенность в себе в современных социально-экономических условиях отмечается у значительной части молодёжи (около 30%). Она (неуверенность в себе) является отражением заниженной самооценки, что выступает причиной снижения активности человека в достижении этапных и перспективных целей своей жизнедеятельности.

Ярко выраженная неуверенность в себе (менее 50-ти процентов) - это опредмеченное пережива-

ние, предметом которого является отсутствие веры в свои возможности, в достижение внутренней установки на успех в конкретном действии, в основе которого, как правило, лежит подготовленность, затрата больших волевых усилий. Переживание неуверенности в себе снижает психомоторную активность человека при реализации цели действия и приводит к стабильно неэффективному результату, что усиливает эффект неуверенности в себе. В данном случае можно говорить о том, что социальная среда, особенности её властвуют над человеком, и ему (человеку) следует менять обстоятельства и отношение к ним.

Откуда появляется боязнь обстоятельств, выраженная тревога, страх за неуспех, неуверенность в себе при проявлении усилий, психофизических затрат в достижении успеха. Конечно, причин может быть много, и в каждом отдельном случае следует отдельно и тщательно разбираться и помогать ребёнку, чтобы ему быть выше обстоятельств.

Довольно-таки часто в формировании тревоги, страха, неуверенности в себе участвуют взрослые (родители, учителя). Ниже сошлёмся на высказывания Ш.А. Амонашвили.

«Жестокость взрослых порождает жестокость в детях.

Безалаберность взрослых творит беспризорность детей.

Авторитаризм учителей гасит страсть к познанию в учениках.

Бездуховность взрослых уничтожает чувство долга в молодых».

И далее приводится высказывание - боль Василия Александровича Сухомлинского: «Мне кажется, одной из причин этого жуткого тяготения к жестокости является одеревенение, окаменение юных душ в результате того, что человек в юные

© Зобков В.А., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика № 3

77

годы теряет веру. Становится не верующим ни во что - это же страшно. Не верит в добро. Не верит в святыни. Не верит в человека. Не верит сам себе. На всё ему напревать» [1, с. 15].

Эффект неуверенности в реальной практике может проявляться в депрессивном состоянии или в состоянии страха как качества/черты неуверенного в себе человека, в состоянии пассивности.

Неуверенность в себе, страх часто приводят к проявлениям малодушия.

«Только змеи сбрасывают кожи, Чтоб душа старела и росла. Мы, увы, со змеями не схожи, Мы меняем души, не тела» [2, с. 282].

Страх в выполнении действия имеет двойную природу своего проявления. В одном случае тревога в виде страха, как и неуверенность в себе, представляет собой сложное эмоциональное состояние, в котором имеют место установка человека на неуспех в конкретном действии, в конкретных условиях и эмоциональные переживания неуверенности в успехе. Эти «внутренние условия» человека блокируют его интеллектуальную деятельность, связанную с анализом условий, ситуации, собственных возможностей, наличного психического состояния и приводят к снижению продуктивности деятельности. В другом случае, состояние страха приводит к сильному психомоторному возбуждению, когда действие не подвергается интеллектуальной обработке в силу дефицита времени на его осуществление и можно говорить, что не осознаётся, но выполняется. Осознание действия наступает, как правило, после его осуществления и часто в таких случаях человек после говорит, что выполнил его (действие) из-за страха не за себя, а за другого, других. Страх в данном случае выполняет неосознанную волевую функцию и соотносится с потреб-ностным состоянием «надо». Воля и соответствующие ей эмоции пронизывают «надо», побуждая к действию. Это состояние страха свойственно, как правило, сильной в духовном отношении личности и в данном случае страх следует рассматривать как внутреннее волевое состояние, связанное с отсутствием установки на рассуждение о результатах действия, об успехе или неуспехе, а принимается на мало осознанном уровне решение действовать, проявлять психомоторную активность, решительность. Решительность в данном случае следует рассматривать как проявление силы воли, силы духа в конкретной экстремальной ситуации, связанной с быстротой принятия решения и уверенного его исполнения.

Почему? «..., потому что нас принуждает к этому дух, который так же реален, как наше тело, только бесконечно сильнее его».

«Расцветает дух, как роза мая, Как огонь, он разрывает тьму, Тело, ничего не понимая, Слепо повинуется ему» [2, с. 543].

Сильный дух человека воспитывается с рождения и формируется в совместной деятельности с родителями в семье, с воспитателями и учителями в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Одно из важнейших правил воспитания сильного духа человека является отсутствие в воспитании ребёнка страха за результаты своей деятельности, страха перед теми обстоятельствами, с которыми сталкивается человек.

Переживания страха, неуверенности в себе выступают основой формирования пассивности человека.

Психологическая характеристика пассивности

Пассивность - свойство личности, интегрирующее в себе специфические проявления эмоциональных, волевых, коммуникативных, интеллектуальных компонентов, оказывающих существенное влияние на форму и содержание поведения, на продуктивность деятельности, которая характеризуется как стабильно неэффективная.

На наш взгляд пассивных детей дошкольного возраста не должно быть. Ответственность за воспитание двигательной и интеллектуальной активности ребёнка полностью лежит на родителях в условиях семейной действительности и воспитателях в дошкольных учреждениях. Дети по своей сути - активный и беспокойный народ. Желательно, чтобы и рядом с ними были активные и творческие люди. Когда ребёнок занят интересным для него делом, когда видит успешные результаты своего дела, когда ошибается, исправляется и снова движется к успеху, переживая состояние удовлетворённости собой, радость от дела, взаимоотношений, то можно говорить о том, что ребёнок в данный момент его жизни счастлив.

О пассивности ребёнка в данном случае речь не возникает. Наоборот, часто родители и воспитатели вмешиваются в детскую созидательную активность ребёнка, чтобы соблюсти режим его дня, чем и вызываются эмоциональные всплески ребёнка, проявляемые в плаче, крике, а порой агрессии. Как в данном случае поступить взрослым? На наш взгляд, следует заблаговременно предупреждать ребёнка о прекращении его занятия и, причём не один раз, а несколько, например, за 30 минут до окончания, за пять минут и за минуту. Такое взаимодействие ребёнка и взрослого будет также приучать его (ребёнка) к пониманию временных отрезков и к регуляции своего поведения.

Пассивность у детей начинает формироваться тогда, когда они приступают к выполнению длительных обязательных поручений и когда внутренне не ощущают успеха от затраченных усилий, когда, выполняемая работа не приносит переживаний радости. К такому периоду возрастного и личностного развития следует отнести период младшего школьного возраста.

Наши исследования [4] и практика показывают, что пассивные дети (младшие школьники), как правило, имеют пробелы в чтении, письме, счёте. У них отсутствует любовь к чтению. Отсутствие навыков вдумчивого чтения делает их внимание рассеянным, препятствует развитию эмоционального интеллекта, участвующего в регуляции эмоциональных состояний и продуктивного коммуни-цирования.

Учителя у таких детей отмечают медлительность в действиях, вялость аффекта (раздражительность, плаксивость, беспокойство и т.п.), безынициативность, неумение постоять за себя, робость и неуверенность, низкую самостоятельность, внушаемость и низкую общительность. Особым компонентом выделяют учителя медлительность и неуверенность школьников в себе, низкую общительность, что приводит к ориентации в учебном процессе на более сильных учащихся, к угнетению инициативности и самостоятельности и, как следствие, непониманию требований учителя, смысла его вопросов, что приводит к снижению успеваемости, к формированию пассивности. Именно низкий (замедленный) уровень осуществления умственных операций снижает их обучаемость. Их мышление конкретно и ситуативно. В процессе решения задач они затрудняются рассуждать в соответствии с условием задачи, стремятся манипулировать цифрами, угадывать действия. При быстром письме и чтении допускают много ошибок.

Родители учащихся также указывают на медлительность своих детей, низкую самостоятельность и неуверенность в своих возможностях. Отмечают неумение организовать порядок выполнения дел, игр, поручений. Часто оставляют их незаконченными. Отмечают также неаккуратность в обращении с вещами, книгами, тетрадями.

К критическим замечаниям учителя и сверстников испытуемые относятся как к наказанию, переживая длительное время этот эпизод. В такие моменты у них отмечается несобранность, невнимательность, подавленность настроения. Им свойственна исполнительность, послушность. Внешне они выглядят какими-то суровыми, угрюмыми, лишенными детской непосредственности.

Изучение эмоциональной сферы таких школьников (тест Р. Кеттелла) показало, что для учащихся 1-2-х классов свойственно отсутствие живых, эмоциональных переживаний. В их поведении и деятельности доминирует пассивность, уныние, скука (-«А»), апатичность, медлительность (-<^»), сдержанность в выражении своих чувств (-«Н»), капризность, импульсивность (-«С»). Все это указывает на слабое развитие эмоциональной сферы личности таких учащихся. Вышеназванные особенности таких детей подчеркивают также эксперты (учителя, родители), указывая на склонность школьников к ожиданию возможных неудач, на

излишнее волнение и нервозность на контролируемых работах. В 3-4-х классах у таких испытуемых повышается эмоциональная активность (+«^»), а также способность управлять своим настроением, эмоциональным состоянием (±«С»).

В коммуникативной сфере испытуемых 1-2-х классов доминируют конформность (-«^2»), неумение отстоять свою точку зрения (-«Е»), коммуникативная апатия (-«А», -«Н»), выражающаяся в замкнутости, неразговорчивости, в нежелании вступать в акты общения (-«I»), что указывает на слабое развитие коммуникативных особенностей детей, которые, конечно же, накладывают отрицательный отпечаток на интеллектуальное развитие учащихся, на взаимодействие в системе «ребенок -взрослый (учитель) - ребенок» и, конечно же, на успеваемость школьника. На сниженные коммуникативные особенности детей данной группы указывают также эксперты.

Общение, как известно, обеспечивает человеческие контакты в совместной деятельности. Сниженный уровень развития коммуникативных способностей, не включённость детей в сферу общения, в коллективные взаимоотношения порождают замкнутость, отчуждение, враждебное состояние, что приводит к разрушению группового единства.

В системе межличностных отношений пассивные дети занимают, как правило, 3-4-ю статусную позицию, образуя группу детей с низкой социальной адаптацией

В классном коллективе младших школьников существуют неформальные группы численностью от 2 до 12 человек. Наиболее распространённой микрогруппой в начальной школе является диада. В 1-2-м классе диады состоят преимущественно из разностатусных учащихся (II и III статусная категория), в 3-4-м классе большинство микрогрупп являются гомогенными по статусному составу (III статусная позиция). Последнее указывает на опасную тенденцию в развитии межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста, а именно - на объединение школьников с III социометрическим статусом в микрогруппы малой численности, которые состоят из детей, не принимаемых школьным коллективом, имеющих трудности в общении и отрицательно воспринимаемых сверстниками, что выступает существенной причиной в становлении киберповедения, формирования склонности к делинквентному поведению.

Содержательный анализ факторов, характеризующих интеллектуальную сферу испытуемых 1-2-х классов, показал, что им свойственна ригидность, пассивность на уроках, неумение правильно пересказать задания. Особенности абстрактного мышления у таких учащихся улучшаются к 3-4 классам (+«В»), однако достоверные величины отличаются от уровня развития, свойственного детям с активным типом отношения к деятельности.

В волевой сфере личности пассивных учащихся 1-2-х классов слабо развиты волевые качества настойчивости, решительности, инициативности. У них отмечается плохой самоконтроль, робость и неуверенность в себе. Они не верят в свои возможности и способности, кротко подчиняясь всем обязанностям (-«Е»), легко бросают начатое дело (-<^»). Перечисленные качества волевой сферы личности пассивных детей имеют тенденцию развития от 1 к 4-му классам, однако по своей выраженности не достигают средних величин.

Эксперты отмечают, что у учащихся данной подгруппы не развиты терпение и выдержка, самостоятельность и инициативность, у них постоянно расходится слово с делом. Так, обещая убрать за собой, прийти с прогулки вовремя и т.п., забывают об этом. В дальнейшем эти дети озабочены последствиями своих поступков, что приводит к стремлению избежать порицания, к лживости.

Изучение перспективного целеполагания, связанного с развитием физических качеств, успеваемостью и развитием черт и особенностей личности пассивных детей показало, что ни один ребенок не ставил ранее перед собой перспективных ориентиров развития. В дальнейшем дети неадекватно занижали перспективные цели своего развития.

Экспериментально установлено, что у пассивных детей наблюдается преобладание силы нервных процессов торможения над процессами возбуждения, отмечается инертность нервных процессов.

Специально организуемые лабораторные эксперименты показали, что для них характерна сен-зитивность, ригидность, робость и беспокойство, низкая степень уверенности в себе (ниже 50-ти процентного уровня), низкий уровень притязаний, низкая настойчивость.

К подгруппе учащейся молодёжи с пассивным типом отношения к деятельности нами отнесено 21,4 ± 2,1% младших подростков, 36,0 ± 2,5% старших подростков, 27,3 ± 1,5% старшеклассников и 21,5 ± 2,4% студенческой молодежи. Из приведенных выше цифр следует, что на каждом возрастном этапе в подгруппу учащихся с пассивным типом отношения к деятельности входит более одной пятой части учащейся молодежи. Эти данные относятся к исследованию, проведённому в 1990 году. Исследование, проведённое 20 лет спустя, показало, что эти цифры в каждой возрастной группе находятся в пределах 30 процентов. Сензитивным периодом по формированию данного типа отношения, как показали наши исследования, выступает старший подростковый возраст [4].

Сравнительный анализ психологического облика пассивного младшего школьника и пассивной учащейся молодежи показал, что у них наблюдается определенное сходство в поведении и деятельности. Однако, если пассивное отношение к различным видам деятельности у детей характе-

ризуется положительным фоном и доминирующим механизмом в становлении отношения выступает темперамент, особенности нервной системы (преобладание нервных процессов торможения над возбуждением, инертность нервных процессов), то пассивное отношение учащейся молодежи следует назвать субъективным пассивно-безразличным. В основе такого типа лежат сформировавшиеся устойчивые особенности личности, активно формирующиеся в переходный период от младшего школьного к младшему подростковому возрасту и определяющие форму и содержание взаимоотношений и взаимодействий с социальной действительностью.

Основной поведенческой характеристикой отношения учащихся данной группы была повышенная чувствительность их к отрицательным оценкам результатов деятельности. По этой причине у них обнаруживается чрезмерная неуверенность в себе, а в поведении проявляется недостаточная самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели. Они, как правило, исполнительны, дисциплинированны. Особенно такие учащиеся точны в исполнении тех дел и поручений, которые требуют подчинения, исполнения, а не ответственности, организации и т.п. Они трудолюбивы, однако предпочитают работать уединенно. У них отмечается негативное отношение к соревновательным ситуациям, играм, контрольным работам и т.п., в которых они бывают излишне напряжены, скованны, ригидны, что ведет к снижению результативности.

Проявления пассивности ребёнка, учащегося, даже если проявления не вызывают у взрослых опасения, способствуют нарушению процесса его развития, становлению неадекватно низкой самооценки, снижению адаптационных способностей, формируют дисгармоничный тип отношений с другими людьми, снижают продуктивность деятельности.

Неуверенность в себе в период обучения детей, учащейся молодёжи в учебных заведениях можно рассматривать как опредмеченное переживание, предметом которого является отсутствие знаний, умений по определённому предмету или комплексу предметов, низкая степень проявления настойчивости в пополнении запаса знаний и умений по основным предметам.

Учебная деятельность школьника очень долгое время не становится подлинно самостоятельной, так как ещё много лет занятиями ребёнка будут руководить взрослые, учителя. В младшем школьном возрасте появляются лишь элементы учебной самостоятельности.

Сформированная самостоятельность обнаруживает тесные положительные корреляционные связи с ответственностью, организованностью, инициативностью, трудолюбием, познавательной

активностью и другими волевыми и интеллектуальными качествами личности учащегося. Только самостоятельная и творческая деятельность становится важнейшим условием развития человека; не воспроизводящая самостоятельность, «самостоятельность по образцу», а подлинная, когда у ребенка появляется свобода выбора и «права на ошибку» (Л.М. Фридман), когда он сумеет самостоятельно сделать и нечто такое, чего он до сих пор не делал. Последнее возможно лишь в том случае, когда ребенок чувствует себя в классе комфортно, не боится трудностей. Преодоление трудностей -еще одно из условий формирования уверенности и развития мотивации учения.

Понятие «трудность» принято применять в том случае, когда человек в процессе своей деятельности встречает препятствия или появляется «разрыв в деятельности».

Преодоление трудности дает возможности учащемуся поверить в свои силы, в свои потенциальные возможности, в возможность и необходимость самостоятельно действовать, проявлять инициативу в деятельности.

Психодиагностика пассивности

Для психодиагностики пассивности как устойчивого качества/черты личности ребёнка, учащегося следует применить широкий комплекс стандартизированных личностных методик. Заметим, что психологические исследования последних лет ориентированы в основном на применение психодиагностических методик, имеющих субъективную направленность, и недостаточно исследователей применяют методы наблюдения и экспертных оценок, фиксирующих изучаемые явления с объективной стороны.

Известно, что в основу развития личности кладется представление об определяющей роли общения, деятельности и воспитания. Личность не только формируется в деятельности и общении, но и проявляется также в общении и деятельности. Последнее можно зафиксировать через посредство наблюдения, экспертных оценок, анализа продуктов деятельности на поведенческом (объективно-психологическом) уровне. Внешне проявляемые и внешне наблюдаемые действия (поступки) обусловлены внутренним содержанием личности/отношения, т.е. «совокупностью внутренних условий».

Пассивность человека можно диагностировать посредством наблюдения внешне выраженных объективно-психологических проявлений (черт), характеризующих личность с различных сторон: коммуникативной, интеллектуальной, эмоцио-

нальной, волевой, морально-нравственной. Также это можно сделать с помощью специальных психодиагностических методик [3; 4 и др.].

Адаптированной методикой по диагностике пассивности и неуверенности в себе является авторская мотивационно-самооценочная методика, приводимая в ряде публикаций [4 и др.].

Для личности с пассивной формой жизнедеятельности, как правило, характерно неравновесное психическое состояние, эмоциональная неустойчивость, что вносит определенные коллизии в субъект-объектные взаимодействия и субъект-объект-субъектные взаимоотношения, снижая эффективность действий и деятельности или делая последнюю нестабильно эффективной. Коррекцию качеств и свойств такой личности следует начинать с коррекции ее объективно-психологических проявлений в деятельности.

Заключение

В заключение укажем, что пассивность как свойство целостной личности имеет своё проявление на всех этапах возрастного развития человека, влияя на протекание психических процессов и специфически отражаясь в каждом компоненте структуры личности. Приведённые выше содержательные характеристики пассивных младших школьников, учащейся молодёжи выступают основой снижения их успеваемости (учатся они, как правило, на хорошо и удовлетворительно), низкой эффективности и надёжности деятельности, особенно деятельности, протекающей в экстремальных условиях. Сниженное развитие коммуникативных способностей, проявление ригидности, неуверенности в себе тормозит развитие интеллектуальной и волевой сфер личности, что является предпосылками киберповедения, а порой и деви-антного поведения. Личность и деятельность таких детей, учащейся молодёжи требует коррекции.

Библиографический список

1. Амонашвили Ш. Почему не прожить нам жизнь героями духа. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2003. - 64 с.

2. Гумилёв Н. Память // Малое собрание сочинений. - СПб.: Издательство АЗБУКА, 2015. -С. 282-283.

3. Зобков А.В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности. - Владимир - СПб.: ВлГУ 2013. - 320 с.

4. Зобков В.А. Психология отношения человека к деятельности: теория и практика. - Владимир: Транзит - Икс, 2016. - 251 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.