Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 15. Вып. 1 • 2017
STUDIA STUDIOSORUM: УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Тематический выпуск в рамках года подготовки и проведения XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в России
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers
Thematic Issue in the run-up to the year of preparation and holding the 19th World Festival of Youth and Students in Russia Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Band 15, Ausgb. 1.
STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher
Thematische Ausgabe im Rahmen des Jahres der Vorbereitung und Durchführung des XIX. Weltfestivals der Jugend und Studenten in Russland
Успехи в науках о культуре
Achievements in Cultural Sciences / Fortschritte in der Kulturwissenschaften
УДК 655.535.4(7.03:8)
Ревзина Ю.Е. , Оганесян С.С.
**
Ю.Е. Ревзина
С.С. Оганесян
Открытая дверь к культуре: молодое поколение исследователей культурного пространства
*Ревзина Юлия Евгеньевна, кандидат искусствоведения, доцент, Московский архитектурный институт (Государственная академия), член редколлегии журналов «Пространство и Время» и «Электронное научное издание Альманах Пространство и Время», Москва
ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-1204-5129
E-mail: yuliya-e-revzina@j-spacetime.com; revzina_home@mail.ru
**Оганесян Сергей Саядович, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ НИИ ФСИН России), государственный советник Российской Федерации 1-го класса, член редакционного совета журналов «Пространство и Время», «Электронное научное издание Альманах Пространство и Время» и «Русский язык в школе», Москва ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-0132-4344 E-mail: sergey-s-oganesyan@j-spacetime.com; ossduma@mail.ru
Во вступительной статье к рубрике «Успехи в науках о культуре» тематического выпуска электронного Альманаха дан краткий обзор опубликованных работ молодых исследователей истории искусств и филологов. Представленные в рубрике работы рассмотрены с точки зрения способностей их авторов к овладению языком (языками) культуры.
Ключевые слова: история искусств; культура; язык культуры; скульптура; архитектура; языкознание; молодые исследователи.
В последние годы в СМИ (особенно на телевидении) не только нашей страны, но и многих других стран мира все чаще появляются рубрики и передачи, специально посвященные возможностям и способностям талантливой молодежи. Однако в силу специфики масс-медиа (в том числе и электронных) объектом их пристального внимания оказываются необычная одаренность детей и подростков в области сценического мастерства, языков, изобразительного и исполнительского музыкального искусства, а также демонстрация юными знатоками (как правило, еще не достигшими возраста обучения в высшей школе) их географических, исторических и прочих познаний, конструкторских и ^-способностей. В дальнейшем, с одной стороны, учебный и научный процесс в стенах высшей школы нередко мало способствует развитию творческого и интеллектуального потенциала студентов и магистрантов; с другой стороны,
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Ревзина Ю.Е., Оганесян С.С. Открытая дверь к культуре: молодое поколение исследователей культурного пространства
тем же студентам и магистрантам настоятельно предписывается публикационная активность, которая, приобретая сугубо «отчетный» характер, становится самоцелью и утрачивает свою главную творческую и когнитивную ценность.
В этом отношении значимость «Электронного научного издания Альманаха Пространство и Время» тем более велика, что он давно и успешно предоставляет свои интернет-страницы для реализации интеллектуального потенциала молодых — в том числе и очень молодых — авторов, обладающих способностями к научному осмыслению различных форм и сфер человеческого бытия. Это нам представляется особенно важным и ценным, поскольку сегодня мыслящий человек есть не только тот, кто способен к накоплению суммы познаний в тех или иных областях — и даже не только тот, чьи интеллектуальные способности развиты в достаточной степени, чтобы добиваться удовлетворительных результатов в отдельных областях научного знания (и на их пересечении). Это, как представляется, человек, демонстрирующий способность самостоятельного осмысления мира культуры как самодовлеющего феномена, а с ним и многообразия культурных взаимосвязей во времени и пространстве.
За пять лет издания электронных выпусков Альманаха стал очевиден его не только научно-, но и культурно-просветительский, культурно-формирующий характер — как в самом широком, так и в собственном смысле, благодаря регулярно появляющимся на его электронных страницах работам культурологического характера. Показательным в этом отношении нам представляется то, что рубрика «Успехи в науках о культуре» данного молодежного выпуска — одна из самых представительных (6 статей, в том числе 3 статьи — зарубежных авторов, причем все три — на русском языке), причем проект «Studia studiosorum: успехи молодых исследователей» с этой рубрикой, стартовав 2 апреля 2016 г., оказался — судя по статьям рубрики, — «синергичен» только завершившемуся к тому времени проекту «Открытая дверь к культуре» (Польша, октябрь 2015 — январь 2016). Очевидно, что опубликованные в рубрике «Успехи в науках о культуре» работы тематического выпуска «Studia studiosorum» Альманаха, издающегося при поддержке Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, — результат научного интереса молодых исследователей к таковому культурному наследию, что так же, как и в упомянутом проекте, позволяет «уменьшить пространственную и символическую дистанцию к культуре» [Открытая дверь к культуре 2016].
Показательно и то, что название, которое получил упомянутый проект и которое мы позволили себе повторить в заголовке вводной статьи, является прямой аллюзией на «Открытую дверь к языкам» Яна Амоса Коменского. Что применительно к данной рубрике глубоко символично — во-первых, потому, что термин «язык культуры» чрезвычайно удачен и не вызывает сомнения, а сам тематический выпуск Альманаха и эта его рубрика, призванная поддержать тех, кто учится владению языками культуры, имеют большое педагогическое значение. Во-вторых, потому что в рубрике представлены работы, объект-предметной сферой которых по самому большому счету является язык — язык таких «текстов культуры», как скульптура и архитектура, язык художественной литературы, которым в них описана музыка, являющаяся, в свою очередь, языком семейного общения, и, наконец, язык в собственном смысле слова и языковые феномены как феномены культуры.
Открывает рубрику работа студенток Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Анастасии Ходаков-ской и Екатерины Деревянченко «Тема страдающего героя в греческой монументальной скульптуре: от поздней архаики до эллинизма» — для обеих это не первая публикация на страницах журналов издательского проекта «Пространство и Время». Подготовка данной статьи, ставшей результатом интереса к психологической и иконографической трактовке трагических образов в изобразительном искусстве Древней Греции. удивительным (или закономерным) образом совпала с развернувшейся в стенах музея Акрополя в Афинах с 18 июля по 19 ноября этого года выставкой «Эмоции» (дословно — «Мир эмоций», «Emotions: ¿vaq KÖqpoq auvaia0nM0Twv») [Kolasa-Sikiaridi 2017]. Последняя целиком посвящена изобразительному античному искусству, точнее, тем его произведениям, в которых явственно прослеживается тема страсти, буйной радости и, конечно же, страдания. Благодаря вниманию к эмоциональной стороне искусства Древней Греции перед нами предстает максимально широкий спектр его выразительных возможностей, не сводимый к образам, исполненным «благородной простоты и спокойного величия» (И.И. Винкельман).
Тема, затронутая в статье А. Ходаковской и Е. Деревянченко, весьма актуальна, поскольку касается иконологических проблем античного искусства, которые не часто, к сожалению, являются предметом исследования современных ученых. Материал разобран обстоятельно, в нем выделены поворотные моменты в мотивах и способах изображения страдания в монументальной пластике Древней Греции. К достоинствам данной работы следует отнести фундаментальность, с которой авторы подходят к рассматриваемому предмету, демонстрируя хорошее знание письменных источников.
Желая, чтобы работа молодых историков искусств была продолжена и превратилась в серьезный фундаментальный труд, хочется порекомендовать авторам в дальнейшем глубже развить идею эволюции темы страдания — от страдания как неизбежного возмездия и в этом смысле объективного состояния (своего рода атрибута того или иного
Ревзина Ю.Е., Оганесян С.С. Отрытая дверь к культуре:
молодое поколение исследователей культурного пространства
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Ревзина Ю.Е., Оганесян С.С. Открытая дверь к культуре: молодое поколение исследователей культурного пространства
героя) к страданию как индивидуальному состоянию. Было бы интересно увидеть и отсылки к эпохе эллинизма, когда греческая драматургия очередной раз претерпевает изменения. К этой эпохе относится самое главное (из сохранившихся, конечно) произведение на тему страдания — «Лаокоон» из музея Пия Климента в Ватикане. Трагические маски, выбор сюжет — всё это было подготовлено поздней классикой. Кроме того, представляется продуктивным сопоставление трактовки страдающих персонажей в монументальной скульптуре с композициями станковой (условно) скульптуры и изображениями в вазописи, в мелкой пластике и т.д. Без материала других видов искусств здесь не обойтись, потому что, когда речь идет об изобразительных канонах, все виды изобразительного искусства «поддерживают» друг друга. Иными словами, тема данного исследования представляется очень интересной и перспективной. Тем более, что искусство Древней Греции мыслится как поиск гармонии и идеала, идеала равновесного, отмеченного скорее стремлением к радости, чем к страданию. Тем не менее, эта культура говорит о страдании, только язык этот необходимо расшифровать — и мы не сомневаемся, что в дальнейшем, с расширением горизонтов своих исследований, авторам, бесспорно, эта расшифровка удастся.
Жизнь античного наследия в эпоху Возрождения и, позже в Просвещении является предметом пристального внимания исследователей практически на всем протяжении существования истории искусства как науки. И каждый период привносит нечто новое в осмыслении этой темы. Достижением наших дней является представление о том, что любое обращение к античности мастеров Ренессанса и классицизма никогда не было вопросом копирования и буквального воспроизведения. Это была интерпретация, основание для которой служило осмысление запросов современности. История возникновения и образный строй театров Олимпико в Виченце Андреа Палладио и Эрмитажного театра в Петербурге Джакомо Кваренги — тому подтверждение.
Исследовательская цель второй статьи рубрики — работы студентки Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Татьяны Красноруцкой и студента РАНХиГС при президенте Российской Федерации Александра Демидова (также ранее публиковавшихся на электронных страницах Альманаха) — сопоставление театра Олимпико Палладио и Эрмитажного театра Кваренги сформулирована в терминах пространства и времени («Театр Олимпико и Эрмитажный театр. Пространство театра и отражение идеалов времени. Композиция и декорация») и успешно решается авторами в соответствии с этой формулировкой в рамках удачного сочетания феноменологического и герменевтического анализа.
Надеемся, что присущие Т. Красноруцкой и А. Демидову аналитические способности, очевидные задатки основательных и добросовестных исследователей, самостоятельность мышления и творческий потенциал будут в полной мере реализованы, а публикация данной работы подвигнет авторов к дальнейшим все более углубленным исследованиям в области истории искусств.
В необходимости поддержки способностей к постижению языков культуры, в сколь бы раннем возрасте эти способности ни проявлялись, убеждаемся, работая с такими материалами, как исследование — именно исследование, причем, не побоимся этого утверждения, исследование научное — ученицы 7 класса детской музыкальной школы № 2 г. Соликамска (Пермский край) Екатерины Кушниной «К вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ вв.», посвященное, как следует из названия, роли и месту «любительского, в частности, домашнего, музицирования» в культурной жизни нашей страны.
Автор исследования пишет, что «нашла немало материалов, изучающих эту область нашей культурной жизни. И это объяснимо: будучи востребованным видом музыкального творчества в России XIX века, и, к сожалению, утерявшим популярность в ХХ веке, оно вновь переживает своё возрождение в нашем столетии» — и в подтверждение приводит конкретные (заметим, весьма многочисленные примеры) организации и проведения различных мероприятий по всей России. Причем инициаторами возрождения такой формы любительского музыкального творчества, как домашнее и семейное музицирование, по словам Е. Кушниной, «наряду с музеями, филармониями, культурно-досуговыми центрами, являются и музыкальные школы. Организуемые ими фестивали и конкурсы семейных ансамблей становятся всё более востребованными, привлекают всё большее количество участников». С этим мнением автора, даже без специальных социологических исследований, а исходя из нашего личного опыта, мы полностью согласны.
Е. Кушнина, как и положено автору настоящего научного исследования, в своих выводах опирается на многочисленные исторические факты, найденные ею в отечественной художественной литературе (Л.Н. Толстой, А.М. Горький, А.П. Чехов, И.С. Тургенев, А.И. Куприн, В.Г. Короленко). Более того, Екатерина Кушнина показывает не только хорошее знание «истории вопроса о домашнем музицировании», приводя в своей работе труды М.И. Найдорфа, Л.Л. Мельниковой, В.А. Кириллова и, конечно же, Ю.М. Лотмана, но, что не менее важно, как настоящий «научно образованный» исследователь, оговаривает используемую в тексте своей статьи терминологическую и понятийную систему
Ревзина Ю.Е., Оганесян С.С. Отрытая дверь к культуре: молодое поколение исследователей культурного пространства
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Research ers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Ревзина Ю.Е., Оганесян С.С. Открытая дверь к культуре: молодое поколение исследователей культурного пространства
с опорой не только на толковые словари общеупотребительной лексики, но и на специальные словари и научные работы в этой сфере (И.Ю. Дьяченко и др.).
Особо хочется отметить язык, стиль и логическую последовательность изложения автором своих мыслей. Статья читается легко и с неослабевающим интересом.
Если статья Екатерины Кушниной показывает возможности, говоря языком управления образованием, «интеллектуально развитого подростка», только-только вступающего на научную стезю, то статьи зарубежных авторов выпуска — магистров филологии (на момент получения статей редакцией — магистранток Института русского языка им. А.С. Пушкина) Дианы и Ейрини Иоакеимиди (Греция), а также аспиранта того же института Рауфа Айзатуллина (Азербайджан) показывают молодых, но вполне зрелых исследователей, которые встали на очень непростой путь исследования проблем изучения русского языка и обучения ему как иностранному.
Так, в статье «Некоторые особенности русского и греческого речевых этикетов: опыт сопоставительного анализа» Дианы Иоакеимиди проводится сопоставление речевого этикета в русском и греческом языках. Весьма убедительно рассматриваются и приводятся соответствия «формул обращения» в русском и греческом языках, что имеет важное значение не только для обучения русскому языку греческой аудитории, но и в целом для «лингводидакти-ки» (термин Н.М. Шанского). На конкретных примерах демонстрируются особенности коммуникативного акта и поведения его участников «в условиях обращения», а также предлагается классификация «этикетных единиц данной группы» и описываются условия и речевые ситуации, где востребовано их «нормативное» употребление.
Рекомендуя автору продолжить начатые исследования, полагаем целесообразным рекомендовать рассмотреть проявление цивилизационных особенностей в речевом этикете и эволюцию этих особенностей во времени и пространстве.
Наконец, нельзя не отметить статью «Греческие (понтийские) фамилии с турецкими корнями», написанной в соавторстве Ейрини Иоакеимид и и Рауфом Айзатуллиным, выделено и проанализировано 46 греко-понтийских фамилий с турецким компонентом. Выявлены характерные особенности грамматического строения данных фамилий. Авторами предпринята попытка исследовать причины заимствования греческим населением фамилий с турецкими корнями, а также представлены основные типы греко-понтийских фамилий с турецкими корнями. Несомненно, данная статья представляет интерес не только для специалистов в области ономастики, но и для широкой общественности как в Греции, Азербайджане и Турции, так и в России, где также немало фамилий с тюркским «корневым компонентом». В определенном смысле данная статья, наглядно демонстрируя один из аспектов влияния социальных процессов на язык и, шире, культуро-формирующую функцию социально-политических процессов, является своего рода связкой между данной рубрикой и рубрикой предыдущей («Успехи в науке об обществе»).
В заключение нашего краткого введения в рубрику «Успехи в науках о культуре», подчеркнем, что, предоставляя молодым (неостепененным) ученым в наше очень тяжелое для российской науки время возможность публиковать свои размышления и исследования, «Альманах Пространство и Время», вне всякого сомнения, способствует не только сохранению научного потенциала страны, но и его росту и развитию. Способствует он и укреплению межкультурных связей и, тем самым, собственно формированию культурного пространства будущих поколений — открывает дверь к культуре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Открытая дверь к культуре [Электронный ресурс] // Legalna kultura: сайт Фонда Легальной Культуры.
2016. Режим доступа: http: / /www.legalnakultura.pl/ru/ cocialnaia-kampania/otkrytaj-dver-k-kulture.
2. Kolasa-Sikiaridi K. "Exhibition 'Emotions' Opens at the Acropolis Museum on Tuesday." Greece. Greek Reporter.
N.p., 18 Jul. 2017. Web. <http://greece.greekreporter.com/2017/07/18/exhibition-emotions-opens-at-the-acropolis-museum-on-tuesday / >.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Ревзина, Ю. Е., Оганесян, С. С. Открытая дверь к культуре: молодое поколение исследователей культурного пространства [Электронный ресурс] / Ю.Е. Ревзина, С.С. Оганесян // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2017. — Т. 15. — Вып. 1: Studia studiosorum: успехи молодых исследователей. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast15-1.2017.04.
Ревзина Ю.Е., Оганесян С.С. Отрытая дверь к культуре:
молодое поколение исследователей культурного пространства
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Ревзина Ю.Е., Оганесян С.С. Открытая дверь к культуре: молодое поколение исследователей культурного пространства
THE DOOR OPEN TO CULTURE:
YOUNG GENERATION OF CULTURAL SPACE RESEARCHERS
Yuliya E. Revzina, Ph.D. (Art History), Associate Professor, Moscow Architectural Institute (State Academy), member of Editorial Border of journals Space and Time, Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time, and Russian Language in School, Moscow
ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-3573-5341
E-mail: yuliya-e-revzina@j-spacetime.com; revzina_home@mail.ru
Sergey S. Oganesyan, D.Ed., M.Litt., Professor, Principal Researcher at Research Institute of Federal Service for the Execution of Sentences, 1st Class State Counselor of Russian Federation, member of Editorial Council of journals Space and Time, Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time, and Russian Language in School, Moscow
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-0132-4344
E-mail: sergey-s-oganesyan@j-spacetime.com; ossduma@mail.ru
In recent years, in the media (especially on television), not only in our country, but in many other countries of the world, there are often columns and programs devoted specifically to the talents of young talents. However, due to the specifics of the mass media (including electronic ones), the object of their close attention is the unusual talent of children and adolescents in various creative and applied fields. In the ensuing years, on the one hand, educational and scientific process in higher education institutions often does not help matters of creative and intellectual potential development in students and undergraduates; on the other hand, these students and undergraduates are strongly prescribed publication activity, which becomes an end in itself and loses its main creative and cognitive value.
This article is an introduction to the heading "Successes in Cultural Sciences" of the e-Almanac thematic issue. Here we give a brief overview of published young researchers' works in art history and philology. We consider these papers from the point of view of their authors' abilities to acquire language (languages) of culture. Believing that some studies can and should be continued, we offer young authors possible research programs (in general terms) both in art history and philology/linguistics.
We conclude that it is promising to support the young authors' research of in the field of culture, as this str engthens intercultural ties, fosters tolerance, dialogue of cultures and civilizations and, in whole, cultural space formation for future generations.
Keywords: arts history; culture; language of culture; sculpture; architecture; linguistics; young researchers.
References:
1. Kolasa-Sikiaridi K. "Exhibition 'Emotions' Opens at the Acropolis Museum on Tuesday." Greece. Greek Reporter.
N.p., 18 Jul. 2017. Web. <http://greece.greekreporter.com/2017/07/18/exhibition-emotions-opens-at-the-acropolis-museum-on-tuesday / >.
2. "The Door Open To Culture." Legalna kultura. Foundations of Legit Culture, 2016. Web.
<http://www.legalnakultura.pl/ru/cocialnaia-kampania/otkrytaj-dver-k-kulture>. (In Russian).
Cite MLA 7:
Revzina, Yu. E., and S. S. Oganesyan. "The Door Open To Culture: Young Generation of Cultural Space Researchers." Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 15.1 (Studia Studiosorum: Achievements of Young Researchers) (2017). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast15-1.2017.04>. (In Russian).
Ревзина Ю.Е., Оганесян С.С. Отрытая дверь к культуре:
молодое поколение исследователей культурного пространства