Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 15. Вып. 1 • 2017
STUDIA STUDIOSORUM: УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Тематический выпуск в рамках года подготовки и проведения XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в России
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers
Thematic Issue in the run-up to the year of preparation and holding the 19th World Festival of Youth and Students in Russia Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Band 15., Ausgb. 1.
STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher
Thematische Ausgabe im Rahmen des Jahres der Vorbereitung und Durchführung des XIX. Weltfestivals der Jugend und Studenten in Russland.
Achievements in Science of World Cognition:
Успехи в науке о познании мира: HiS^ry °f phiiosophicai Thought the Eyes °f
j j w Young Researchers /
история философской мысли ^ Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt:
глазами молодых исследователей die Geschichte des philosophischen Denkens
im Sinne der Nachwuchsforscher
УДК 655.535.4[1(091)]
Нижников С.А.
Лавры и тернии познания мира: история философской мысли в работах молодых исследователей
Нижников Сергей Анатольевич, доктор философских наук, профессор кафедры истории философии Российского университета дружбы народов, заместитель главного редактора журналов «Пространство и Время» и «Электронное научное издание Альманах Пространство и Время», Москва
ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-5597-1785
E-mail: sergey-a-nizhnikov@j-spacetime.com; nizhnikovs@mail.ru
Во введении в рубрику «Успехи в науке о познании мира...» данного тематического выпуска электронного Альманаха дан полемический обзор представленных здесь статей молодых историков философии. Критически анализируя характерные методологические особенности их штудий, я рассматриваю в качестве успеха не только стройность логических построений и глубину проникновения в исследуемый предмет, но также и то, насколько опубликованный философский текст способен вызвать у читателя (в том числе профессионального) желание вступить с автором в полемику.
Ключевые слова: молодые историки философии; восприятие культуры; дискуссионность философского исследования; патриотизм; критический философский подход; апологетический философский подход.
В данном разделе тематического выпуска «Studia зШйюзошт...» публикуются три статьи молодых авторов, которые прошли весьма жесткий отбор и написаны не просто в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным статьям, но и обладают вполне определенной исследовательской новизной и авторской самобытностью. Статьи выпуска охватывают широкий круг вопросов, который, однако, можно было бы объединить «общим знаменателем» проблемы
V/ V/ / и \ Г"* V/ V/
восприятия своей и иной («чужой») культуры. Разнообразен и круг персоналий — известный отечественный мыслитель Иван Ильин, не менее известный немецкий философ XX в. Мартин Хайдеггер и представители куда менее известного в России «Бостонского конфуцианства» Ду Вэймин и Р.К. Невилл. Статьи в рубрике представлены в хронологическом порядке — в соответствии с годами жизни и творчества философов, чьи концепции рассматривают молодые авторы, однако так получилось, что представление этих работ читателю мы делаем в порядке обратной хронологии.
Так, раскрытие темы, представленной аспиранткой кафедры истории философии Российского университета дружбы народов Варварой Черных в статье «О конфуцианстве и христианстве в понимании Бостонской школы» — в третьей статье выпуска, — мы хотели бы отметить в первую очередь — как несомненный исследовательский успех.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of Young Researchers
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
Нижников С.А. Лавры и тернии познания мира: история философской мысли в работах молодых исследователей
Так называемые «Бостонские конфуцианцы» представлены в работе именами Ду Вэймина и Р.К. Невилла — именами создателей своего рода «конфуцианский проект», основной которого является поиск культурной этики мирового масштаба. В центре работы — стремление бостонцев возродить «дух» конфуцианской мысли через «диалог культур», найти точки соприкосновения с христианством через понятие трансцендентного, к которому устремлены эти два учения, хотя и совершенно различные по набору метафизических символов. Этому, как убедительно показывает автор работы, способствует обращение напрямую к морально-этическим вопросам в большей степени, чем к концептуально-мировоззренческим и догматическим. Материал статьи представляется в этой связи чрезвычайно актуальным в нашу эпоху глобализации, сопровождающейся столкновениями цивилизаций и разнородных культур. Бостонская школа конфуцианства, как показывает В. Черных, разрабатывает критерии общего понимания таких разных учений как конфуцианство и христианство, указывая пути для диалога и взаимопонимания. Хотя, как нам кажется, это вовсе не ведет к переосмыслению сущности данных учений.
Однако признание успеха философского исследования — это отнюдь не всегда его прямая констатация, нередко таким признанием оказывается само желание вступить с автором в полемику — полемику как с равным, вполне состоявшимся философом. В этом смысле справедливо полагать успешными первые две статьи данной рубрики — обе по-своему дискуссионные, обе отражающие несомненную авторскую заинтересованность в поднимаемых проблемах.
Статья аспиранта Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Марии Митлянской («Политический подтекст концепции «бытийной истории» Мартина Хайдеггера») — опыт анализа нашумевших и уже давно широко обсуждаемых на Западе «Черных тетрадей» — дневниковых записей М. Хайдеггера 1931—1948 гг. Тема данной работы особенно актуальна в свете информационной войны, развязанной против России ее западными «партнерами» в целях ревизии историю, в данном случае — изменения оценки Второй мировой в целом и Великой Отечественной войны в частности, перекладывания ответственности за них на СССР. Заслуживает внимания и само обращение автора статьи к первоисточникам на немецком языке, что позволяет избежать неадекватных оценок позиции Хайдеггера, дающего советы «истинному фюреру» по использованию не «вульгарного» и «упрощенного национал-социализма», а национал-социализма «духовного», — что делает немецкого философа буквально провозвестником того «духовного национал-социализма», который активно формируется на современном Западе и ненавязчиво внедряется им в сознание россиян.
И здесь мы видим поле для широкой дискуссии по проблемам, как собственно творчества Хайдеггера, так и методологических установок автора статьи. Несомненно, радует, что М. Митлянской удалось найти в «Чёрных Тетрадях» Хайдеггера данную им в 1948 г. характеристику деяний, свершенных Германией под властью NSDAP в 1941—1945 гг. как «явного, подлежащего заклеймлению преступления, которое, конечно же, в будущем, никто не будет вправе прощать» [Heidegger 2015, S. 99]. Несомненно и то, что Хайдеггера нельзя вычеркнуть из плеяды великих философов (правда, справедливости ради, заметим, что «великими» называют не только гуманистов, но и завоевателей, и лидеров самых кровавых социальных потрясений, приводящих к колоссальным человеческим жертвам, и сами эти потрясения). Однако войти в мир философа, прочитав в подлиннике его дневники, особенно столь неоднозначной личности и столь неоднозначного философа, как М. Хайдеггер, вовсе не предполагает оправдание его идеологии и личности.
В философии не может быть кумиров, и среди философов нет святых, учение которых требует апологетики. Они — всего лишь мыслители, каждый из которых мог и заблуждаться, и совершать ошибки. Иногда — печальные и непоправимые. Нет также и совершенных философских концепций — они, на наш взгляд, просто невозможны. И потому история философии есть не оправдание (тем более, не апологетика) таковых концепций, а их анализ по возможности sine ire et studio — но непременно с пониманием того, что подлинный философ (каковым, заметим, не всегда становится доктор и кандидат философских наук), тем более философ преподающий, есть всегда создатель вполне определенной реальности, рано или поздно становящейся релевантной его взглядам. Пожелаем же молодому и, на наш взгляд, перспективному исследователю истории философии М. Митлянской в дальнейшем сохранять дистанцию, необходимую для комплексного анализа философской мысли прошлого — и помнить о собственной ответственности за свое слово перед будущим.
Наконец, статья, которой открывается данная рубрика — «О некоторых особенностях русской нации в понимании И.А. Ильина» еще одного аспиранта Философского факультета МГУ Александры Вакулинской, — посвящена, как явствует из названия, ныне уже широко известному русскому православному философу-монархисту. Используя в качестве отправной точки творчество Ивана Ильина, автор развивает его мысли об особенностях формирования русской нации, о ее характерных чертах, размышляет о патриотизме. Данная тема тем более интересна для редакци-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of Young Researchers
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Нижников, С. А. Лавры и тернии познания мира: история философской мысли в работах молодых исследователей [Электронный ресурс] / С.А. Нижников // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2017. — Т. 15. — Вып. 1: Studia studiosorum: успехи молодых исследователей. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast15-1.2017.06.
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
Нижников С.А. Лавры и тернии познания мира: история философской мысли в работах молодых исследователей
онной коллегии издательского проекта «Пространство и Время», что уже в первых двух номерах одноименного печатного журнала проекта был опубликован впервые переведенный на русский язык фрагмент труда И.А. Ильина «Сущность и особенность русской культуры» (1944) [Ильин 2010.а, б].
Статью А. Вакулинской отличает явный интерес не только к творчеству Ильина, но и к самой патриотической проблематике — и это не может не радовать, не может не вселять надежду в то, что традиционный для классического российского образования патриотический дух не будет утрачен и в следующих поколениях представителей гуманитарной мысли России. Необходимость поддержки такой позиции представляется нам самоочевидной — но столь же очевидным представляется и необходимость уточняюще-дискуссионного комментария, который одновременно можно рассматривать и в качестве нашего редакционного — и философского — напутствия начинающему исследователю. Подбор выбранных автором цитат из работ Ильина строится на противопоставлении России и Запада, русского и западноевропейских народов. И здесь также необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, противопоставленная Западу Россия Ильина — это не столько реальная безвозвратно утраченная дореволюционная Россия, сколько «Россия мыслимая», идеальный образ, в который, если так можно выразиться, эмигрировали из Советской России — кто добровольно, кто принудительно, как пассажиры «философского парохода», — многие деятели русской культуры рубежа XIX—ХХ вв. И патриотизм-противопоставление — это противопоставление критически воспринимаемого реального Запада идеальной, и потому некритически воспринимаемой, России. Вторым обстоятельством является то, что политика действительно подталкивает нас к противостоянию, однако необходимо, на наш взгляд, различать политику и политиков, с одной стороны, и народы, с другой: политики приходят и уходят — народы живут, в том числе бок о бок, в тесной взаимосвязи, не только экономической, но и культурно-исторической. И нам, и им предстоит строить, как бы утопично сейчас это ни звучало, единое пространство, в том числе и Европы (хотя бы потому что русская культура, и не только элитарная, но и народная, общепризнанно остается европейской). Философу же наряду с поисками особенного не стоит забывать и о всеобщем, тем более, что патриотизм основывается не на нелюбви к другим народам, а на уважении и сострадании к своему.
Авторы рассмотренных нами статей, таких очень разных и по тематике, и по специфике подхода к раскрытию избранных тем, только готовятся к самостоятельной научной работе. И эта проба пера, равно как и наши полемические комментарии — полемика равного с равным на исследовательском историко-философском поле, — должны, как мы полагаем и надеемся, только стимулировать молодых авторов к дальнейшим творческим изысканиям и к публикации их — в том числе на страницах научных СМИ, входящих в издательский проект «Пространство и Время».
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин И.А. Из книги «Сущность и особенность русской культуры» (1944) / / Пространство и Время.
2010.а. № 1 (1). С. 198-205.
2. Ильин И.А. Из книги «Сущность и особенность русской культуры» (1944). Предисловие и перевод
фрагмента И.В. Кулешовой / / Пространство и Время. 2010.6. № 2 (2). С. 222 — 226.
3. Heidegger M. Gesamtausgabe. IV. Abteilung: Hinweise und Aufzeichnungen, Band 97: Anmerkungen I—V.
(Schwarze Hefte 1942 —1948). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann GmbH, 2015.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of Young Researchers
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
Нижников С.А. Лавры и тернии познания мира: история философской мысли в работах молодых исследователей
LAURELS AND HARDSHIPS OF WORLD COGNITION: HISTORY OF PHILOSOPHY IN YOUNG RESEARCHERS' WORKS
Sergey A. Nizhnikov, D.Phil., Professor, Professor at the Chair of History of Philosophy, Peoples' Friendship University of Russia, Deputy Chief Editor in journals Space and Time and Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time, Moscow
ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-5597-1785
E-mail: sergey-a-nizhnikov@j-spacetime.com; nizhnikovs@mail.ru
Despite a significant number of publications of historical and philosophical studies, penetration into the work of thinkers of the past remains an attractive direction of philosophical reflection, since it allows us to identify and rethink the conceptual, spiritual and metaphysical foundations of the modern world order.
My introduction in heading 'Achievements in Science to Understand the World: History of Philosophical Thought from the View of Young Researchers' of Studia studiosorum project thematic issue is short polemic review of young philosophy historians' studies published here. All these articles, although at first glance, are devoted to well-developed historical-philosophical problems, have obvious research novelty and author's originality. Young philosophers' studies cover a wide range of issues, which, however, have the 'common denominator' of native and alien culture perception problem. The range of studied philosophers is also wide: authors focused on ideas of famous Russian thinker Ivan Ilyin, equally well known 20th-century German philosopher Martin Heidegger and much less well-known in Russia 'Boston Confucianists' Du Weiming and R.K. Neville. Publications are presented in heading in chronological order, in accordance with the years of life and work of philosophers, whose concepts are considered by young authors. This allows us to trace changing philosophical perception of native and other culture during one century, taking into account the differences in thinkers' national (state) belonging (Russia, Germany, the United States).
As a discussion, I emphasize the danger of apologetic perception of specific philosophical concepts and philosophers (considering that risk of turning from analyst into enthusiastic admirer of personality of studying philosopher is great for a novice philosophy historian). In turn, the young researcher of philosophical ideas should also remember that they are formed in specific historical conditions and are filled with specific content, which must also be taken analytically (critically). This applies in particular to Ilyin's idea of patriotism, which cannot be mechanically transferred to the present day, since pride for the native nation does not imply animus toward other ones, but is based on respect for all of them.
At the same time, I conclude that the philosophical texts that cause a desire to polemize with their authors can be considered with good reason to be successful.
Keywords: young researchers of social relations; social processes; globalization; patriotism; nation and nation building; civilizational approach; social and political discourse.
References:
1. Heidegger M. Gesamtausgabe. IV. Abteilung: Hinweise und Aufzeichnungen, Band 97: Anmerkungen I—V. (Schwarze
Hefte 1942 —1948). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann GmbH, 2015.
2. Ilyin I., Kuleshova I.V., trans. "Ivan Ilyin's "The Essence and Special Feature of Russian Culture" (1944). Trans-
lator's Preface and Translation of the Fragment. I." Space and Time 1 (2010): 198 — 205. (In Russian).
3. Ilyin I., Kuleshova I.V., trans. "Ivan Ilyin's "The Essence and Special Feature of Russian Culture" (1944). Trans-
lator's Preface and Translation of the Fragment. II." Space and Time 2 (2010): 222 — 226. (In Russian).
Cite MLA 7:
Nizhnikov, S. A. "Laurels and Hardships of World Cognition: History of Philosophy in Young Researchers' Works." Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 15.1 (Studia Studiosorum: Achievements of Young Researchers) (2017). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast15-1.2017.06>. (In Russian).