E.P. Bogdanova
Domestic Practices
of Creation and Implementation
of Regulatory Legal Acts
in Mining of the Russian Empire
(by the Example
of A.F. Deryabin's Activity)
The legal acts developed and managerial decisions taken in the implementation of regulatory legal acts in mining in Russia in the beginning of the XIX century are analyzed. The statelegal activity of A.F. Deryabin in the field is presented.
Key words and word-combinations: mining, Enactment for permanent employees, Enactment for the attached peasants management, A.F. Deryabin.
Анализируются разработанные правовые акты и принятые управленческие решения по реализации нормативных правовых актов в области горного дела России начала XIX века. Представлена государственно-правовая деятельность А.Ф. Дерябина в указанной области.
Ключевые слова и словосочетания: горное дело, Положение для непременных работников при горных заводах, Положение для управления приписных крестьян А.Ф. Дерябина.
УДК 347.249(470+571 )"1 7/18" ББК 67.407.3(2Рос)5
Е.П. Богданова
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИ ГОРНОГО ДЕЛА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.Ф. ДЕРЯБИНА)
^Одним из приоритетных направлений внутренней политики Российского государства конца XVIII - начала XIX в. являлось развитие горного дела. К этому времени существующее горное законодательство устарело и тормозило развитие намечавшихся в экономике буржуазных отношений. Разработанный В.Н. Татищевым в 1734-1735 гг. Горнозаводской устав долго оставался основным руководящим документом в области организации горнозаводской промышленности, к тому же официально не был утвержден. В связи с этим в начале XIX в. в Российской империи был принят ряд нормативных актов в области горного дела. центральное место среди которых по праву занимает Горное положение. Оно на должном правовом уровне обеспечивало создание механизма преобразования горной промышленности России.
Принятое в 1806 г., Горное положение первоначально было утверждено лишь на пять лет. Однако действие его продолжалось, а в дальнейшем оно легло в основу Горного устава 1857 г. Намечавшиеся в сфере горного дела преобразования требовали ввести в действие не только Горное положение, но и ряд других тесно связанных с ним правовых актов.
Новое горнозаводское законодательство разрабатывалось и внедрялось при непосред-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 53
ственном участии А.Ф. Дерябина. К моменту принятия Горного положения А.Ф. Дерябин имел чин оберберггауптмана 4-го класса и являлся Горным начальником Гороблагодатских, Камских, Пермских и Банковских Богословских заводов и Управляющим Дедюхинскими соляными промыслами. Высокопоставленный чиновник, несомненно, стал центральной фигурой, призванной реализовать на практике основные задачи развития горнозаводского дела в Российской империи начала XIX в.
Для успешного развития отрасли следовало прежде всего решить проблему обеспечения горных предприятий Уральского хребта основными и вспомогательными работниками.
Еще в 1802 г. А.Ф. Дерябин выступил одним из инициаторов постепенной замены института приписных крестьян непременными работниками. В представленном им 29 октября 1802 г. докладе он отмечал, что «приписные крестьяне составляют главное затруднение для Горного начальства» [1, с. 342]. Его идеи нашли поддержку в правительстве. Так, в соответствии с докладом министра финансов графа А. И. Васильева, Высочайше утвержденным 23 июня 1803 г., предписывалось «вместо приписных крестьян к заводам хребта Уральского набрать непременных работников из них самих, не касаясь заводов Олонецких, Луганских, Колывановских и Нерчинских...». При этом должны были соблюдаться следующие правила:
1) количество непременных работников на казенных заводах определять потребностями каждого из предприятий, а на частных заводах - из расчета 58 человек от 1000 приписанных к заводу крестьян;
2) устанавливались возрастные ограничения, по которым непременный работник не должен быть старше сорока лет;
3) набор следовало производить из всех селений, находящихся в заводской округе, даже если они не были приписаны к заводу; при этом селения освобождались от всех государственных податей и рекрутского набора;
4) непременному работнику со стороны крестьян оказывалось содействие в строительстве, обеспечении лошадьми, повозками [2, с. 1052].
Институт непременных работников предназначался для выполнения работ, которые согласно Манифесту от 21 мая 1779 г. ранее возлагались на приписных крестьян.
Несмотря на то что определенная работа по внедрению института непременных работников велась в течение нескольких лет, законодательного закрепления он первоначально не имел. Только 13 марта 1807 г. Положение для непременных работников при горных заводах, участие в разработке которого принимал и А.Ф. Дерябин, было «Высочайше утверждено».
Указанный правовой акт был крайне необходим для реализации нового Горного положения. Отношения, связанные с деятельностью полиции, суда, соблюдением дисциплины, порядка выполнения служебных обязанностей непременными работниками регулировались теми же постановлениями и распоряжениями местных должностных лиц, которые действовали на всех остальных мастеровых и рабочих завода (ст. 11) [3].
Положение для непременных работников при горных заводах устанавлива-
54 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
ло требования, по которым в работники набирались только взрослые люди, обладающие крепким здоровьем. Вместе с тем для перевозки руды разрешалось привлекать малолетних лиц, но с обязательного согласия одного из родителей или иных родственников (ст. 2) [3]. Возможно, это объясняется тем обстоятельством, что положение детей непременных работников приравнивалось к положению детей прочих мастеровых и рабочих людей - они принадлежали заводам и могли привлекаться к выполнению определенных заводских работ (ст. 3) [3].
Непременные работники подразделялись на пеших и конных. Пешие занимались заготовкой дров и другими заводскими работами, как вспомогательными, так и «по мастерствам». К обязанностям конных работников относились перевозка руды, угля, флюса, песка, другого необходимого для завода сырья и грузов (ст. 5) [3]. Каждому конному непременному работнику следовало иметь две лошади (ст. 6) [3], при этом заводская контора должна была обеспечивать покосом, «дающим необходимое количество сена на три лошади» (ст. 7) [3].
Интересным, не наш взгляд, является установленный в главе II (ст. 15) Положения для непременных работников при горных заводах порядок управления, который предполагал разделение непременных работников каждого завода на десятки, руководимые десятниками, и сотни, возглавляемые сотниками [3]. Кроме того, устанавливались должности старшин для пеших и для конных непременных работников (ст. 16). Старшины, сотники и десятники избирались из числа непременных работников ежегодно в январе и феврале -для пеших, в апреле и мае - для конных работников [3]. На казенных заводах предусматривалось утверждение старшин Горным начальником, а десятников и сотников - управляющим завода; на частных же заводах право утверждения в должности принадлежало заводчику или его представителю (ст. 17) [3].
В случае отсутствия потребности в непременных работниках на частных заводах по распоряжению Горного правления допускался их перевод на казенные предприятия, если была такая необходимость (ст. 10) [3].
Установление внутренней системы контроля и коллективная ответственность за результаты работы обеспечивали качественное выполнение заводских работ. Согласно ст. 23 Положения для непременных работников при горных заводах действовала коллективная ответственность за результаты работы: «Целый десяток отвечает за работы десятка; целая сотня отвечает за работы своей сотни, и целое общество за работы своего общества». Поэтому каждый работник имел право контролировать работу другого и сообщать об этом не только десятнику, но также сотнику и старшине. Недисциплинированный работник исключался из соответствующего общества и привлекался к выполнению других заводских работ (ст. 24) [3].
В главе III рассматриваемого Положения регламентировались вопросы о характере, количестве и видах работ, выполняемых непременными работниками.
Хотя непременные работники должны быть заняты на неквалифицированных работах, местному горному руководству казенных и частных заводов пре-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 55
доставлялось право по своему усмотрению привлекать их, как временно, так и постоянно, к выполнению других горных и заводских работ (ст. 25) [3]. Отдельного внимания заслуживают диспозитивные правила, по которым местному руководству предоставлялось право перемещать мастерового или рабочего человека «в число непременных работников», а вместо него определять на заводскую или горную работу непременного работника (ст. 26) [3]. Это, на наш взгляд, свидетельствует о нестабильности правовых статусов рабочих, занятых в горнозаводской промышленности.
Объем работ для непременных работников казенных заводов устанавливался ежегодно Горным начальником в Горном совете (ст. 28) [3], а для частных заводов эта обязанность исполнялась самим заводчиком или его представителем (ст. 32) [3]. Эти сведения в обязательном порядке представлялись в Горное правление. При установлении соответствующих норм учитывались местные особенности, время года и вид выполняемых работ.
Для конных работников объем работ устанавливался в количестве отработанных дней, и в течение года не должен был превышать 8 месяцев, или 240 рабочих дней, за исключением работ по доставке сена для заводской конюшни, перевозке дров осенью и прочего (ст. 36) [3]. При этом предусматривалось, что время работы за пределами установленных норм должно быть не более двух месяцев в течение года (ст. 37) [3].
В случае производственной необходимости в течение года допускалось изменение характера и вида работ, выполняемых непременными работниками, но не их количество на одного человека (ст. 30) [3]. Однако согласно ст. 33 для частных заводчиков предусматривалась возможность изменения объема работ для каждого работника при условии согласования этого вопроса с Горным правлением либо с письменного согласия самих непременных работников, оформленного в порядке, установленном в указанной статье. Данные правила являлись определенными гарантиями защиты трудовых прав работников.
Глава IV Положения для непременных работников при горных заводах регулировала вопросы их содержания. В соответствии со ст. 38 все непременные работники получали «безденежно провиант на себя и на все свое семейство» на основании Высочайшего Именного Указа» от 14 мая 1799 г. Годовое жалованье непременного работника составляло 20 рублей, а конным работникам полагалось на содержание двух лошадей дополнительно «25 рублей ремонтных денег и овса 120 пудов в год» [3].
Правовое положение непременных работников практически не отличалось от положения мастеровых и заводских рабочих. Введение института непременных работников ставило своей целью «сделать из них хороших ремесленников». Они выполняли трудовые обязанности и пользовались правами, как и остальные рабочие и служащие предприятии (ст. 1) [3].
В отличие от них для приписных крестьян выполнение заводских работ не являлось основной сферой деятельности и представляло собой выполнение «заводской повинности». Вид и объем работ для приписных крестьян каждой волости устанавливался заранее и закреплялся в специальных ведомостях. Ста-
56 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
тус приписных крестьян планировалось сохранить до полной замены их непременными работниками. В связи с этим наряду с рассмотренным ранее Положением для непременных работников при горных заводах был принят еще один правовой акт, позволяющий создать необходимые условия для реализации Горного положения.
15 марта 1807 г. вышло Положение для управления приписных крестьян, разработанное при непосредственном участии А.Ф. Дерябина. Небольшой по объему, всего 34 статьи, данный акт обеспечивал правовое регулирование порядка управления приписных крестьян в период замены их непременными работниками [4].
На основании принятых положений по обеспечению горных заводов непременными работниками, мастеровыми и рабочими людьми под руководством А.Ф. Дерябина были произведены необходимые расчеты и выработаны окончательные правила, позволяющие решать кадровую проблему для горных предприятий. Например, согласно произведенным расчетам, для Гороблаго-датских заводов по ведомости № 9 следовало набрать 514 мастеровых и рабочих людей, непременных работников по ведомости № 4 - 4044 человека. Для Камских заводов требовалось 167 мастеровых и рабочих людей (ведомость № 9) и 1976 непременных работников (ведомость № 4). Кадровые потребности Пермских заводов составляли 933 мастеровых и рабочих людей (ведомость № 9) и 1635 непременных работников (ведомость № 4). Для Екатеринбургских заводов было необходимо 1500 человек мастеровых и рабочих людей (ведомость № 9) и 1237 непременных работников (ведомость № 4), а для Банковских Богословских заводов - 1252 человека (ведомость № 9) и 531 человек (ведомость № 4) соответственно. Производились расчеты и для частных заводов (ведомость № 1).
Была проделана большая работа по составлению списков селений, близлежащих к заводам, сбору данных о расстоянии от них до заводов, о количестве проживающих в них лиц и «числе годных работников». Так, к Ижевскому железоделательному заводу, относящемуся к числу Камских заводов, следовало приписать 13 ближайших селений, в которых, по данным переписи, проживала 951 «ревизская душа», из них «годными к выполнению заводских работ» было признано 411 человек (Приложение Д к Докладу о непременных работниках). К Воткинскому железоделательному заводу планировалось приписать 78 селений, где проживали 3596 лиц мужского пола, в том числе 1486 человек, способных к заводским работам (Приложение Д к Докладу о непременных работниках). Аналогично Камским заводам были собраны сведения и произведены необходимые расчеты для Гороблагодатских, Пермских, Банковских Богословских и Екатеринбургских заводов [1, с. 347-352].
Следует иметь в виду, что «ревизская душа», или «душа», в царской России являлась единицей учета мужского населения, подлежащего обложению подушной податью. В связи с этим переписи подлежали все мужчины без учета возраста и трудоспособности.
По данным переписи, в селениях, назначенных к приписке к Камским заводам, трудоспособное население составляло 1897 человек. Согласно про-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 57
изведенным расчетам, данного количества было недостаточно для обеспечения заводов непременными работниками. Такая ситуация была связана с тем, что не были приписаны к заводам удмуртские селения, находящиеся в Завьяловской, Юксинской, Бурановской, Якшурской и Ныльгинской волостях [1, с. 350].
Как показало исследование, в пяти селениях, близлежащих к Камским заводам, проживали удмурты, небольшое количество черемисов и в одном -татары. Все они были приписаны к Адмиралтейству. Существовало мнение, что они занимаются только хлебопашеством, «ни с кем не имеют обращения, и потому не знают русского языка». А.Ф. Дерябин, по его словам, «не заметил ни малейшей трудности в их разговорах на русском языке, что доказывается рыночными съездами, еженедельно бываемыми при обоих Камских заводах, где вотяки (удмурты) продают свои избытки от земледелия и скотоводства».
Проезжая через удмуртские селения, чиновник наблюдал достаточно хороший уровень развития скотоводства. По мнению горного начальника, большая часть конных заводских работ выполнялась по найму именно удмуртами. И еще одним, не менее важным аргументом для приписки удмуртских селений к заводам выступало их близкое расположение, что позволяло решить большинство важных бытовых проблем. В своем докладе А.Ф. Дерябин сообщал, что приписка близлежащих к Ижевскому заводу удмуртских селений не может оказать негативного влияния на развитие хлебопашества в Вятской губернии, так как на Ижевский завод необходимо направить только 750 непременных работников, а в целой губернии проживает несколько сот тысяч земледельцев.
Таким образом, под руководством А.Ф. Дерябина были созданы необходимые правовые акты, произведены расчеты для казенных заводов и заводов частных лиц, выработаны окончательные правила, регулирующие вопросы обеспечения рабочей силой горных предприятий. Грамотно выполненные экономические расчеты способствовали реализации намеченной реформы.
Библиографический список
1. Выписка из производства дела о наполнении заводов как непременными работниками вместо приписных крестьян, так и мастеровыми и рабочими людьми по мастерствам заводским // Высочайше утвержденные доклады и другие сведения о новом образовании Горного начальства и управления Горных заводов. СПб., 1807. Ч. 2.
2. О наполнении горных заводов хребта Уральского мастеровыми и рабочими людьми, также непременными работниками взамен приписных крестьян: Высочайше утвержденный доклад Министра финансов графа А.И. Васильева // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 29.
3. Положение для непременных работников при горных заводах // Высочайше утвержденные доклады и другие сведения о новом образовании Горного начальства и управления Горных заводов. СПб., 1807. Ч. 2.
4. Положение для управления приписных крестьян // Высочайше утвержденные доклады и другие сведения о новом образовании Горного начальства и управления Горных заводов. СПб., 1807. Ч. 2.
58 2011 • ВЕСТНИК ПАГС