ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА (ПОНЯТИЕ, СИСТЕМАТИКА И ОСНОВНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ)
SEPARATE MATTERS OF CRIMES COUNTERACTION COMMITTED AT LIQUIDATION OF THE LEGAL PERSON (CONCEPT, SYSTEMATIZATION AND MAIN CRIMINOLOGY
INDICATORS)
УДК 347.72
А.В. ЧИНЕНОВ,
соискатель (Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя) Chinenovevg@yandex.ru
A.V. CHINENOV,
applicant
(Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot)
Е.В. ЧИНЕНОВ,
кандидат экономических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) Chinenovevg@yandex.ru
E.V. CHINENOV,
candidate of economic sciences, associate рrofessor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в работе раскрываются отдельные вопросы криминологического и уголовно-правового характера, посвященные проблематике противодействия преступлениям, совершаемым при ликвидации юридического лица.
Ключевые слова: экономическая преступность, ликвидация юридических лиц, криминологические меры противодействия.
Abstract: the work deals with separate matters of criminology and criminally-legal character devoted to the problematics of counteraction to the crimes committed at liquidation of the legal person.
Keywords: economic criminality, liquidation of legal persons, criminology counteraction measures.
В теории криминологии и в уголовной правовой науке до настоящего времени не выделялась такая группа преступлений, как преступления, связанные с ликвидацией юридического лица. В связи с этим первоначальным этапом нашего криминологического исследования является попытка разработать понятие таких преступлений и определить их типологию. Отмеченное является
необходимым условием для анализа криминологической ситуации, институализируемой ликвидацией юридических лиц.
Первоначальным источником получения необходимых сведений явилось изучение научной литературы, результаты которого позволили выделить группу преступлений, именуемых криминальными банкротствами. Механизм совершения
данных преступлений сопряжен с ликвидацией юридического лица, в связи с чем их система не может не представлять для нас исследовательский интерес. Более того, криминальные банкротства следует рассматривать в качестве одного из существенных элементов, составляющих систему исследуемых нами преступлений. Основанием для такого вывода является признание банкротства действующим гражданским законодательством одной из форм ликвидации юридического лица [1].
Банкротство предприятий является отдельным видом ликвидации юридических лиц с долгами. Под банкротством (несостоятельностью) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Ликвидация компаний через банкротство может быть условно разделена на следующие типы:
- банкротство предприятий по заявлению кредитора - это ликвидация компаний на основании признания их субъектным решением несостоятельными (банкротами) по заявлению кредиторов (контрагентов по договорам, налоговых органов и т.д.);
- банкротство предприятия по заявлению должника - это ликвидация организации на основании признания её судебным решением несостоятельной (банкротом) по заявлению должника в лице руководителя организации до начала официальной (законной) ликвидации;
- банкротство предприятия как ликвидируемого должника - это ликвидация компаний на основании признания её судебным решением несостоятельными (банкротами) по заявлению должника в лице председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в процессе официальной ликвидации (законной ликвидации) [2].
Каждый из перечисленных типов банкротства может быть криминальным, уголовно-правовая сущность которых, по мнению большинства авторов, определяется тремя составами преступлений в сфере экономической деятельности - неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ), преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ) и фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ) [3, 4]. Но наряду с этим в юридической литературе достаточно часто высказывается мнение о том, что правовая оценка криминальных банкротств не может исчерпываться только названными составами преступлений. Преступные деяния, которыми образованы криминальные банкротства, как правило, нуждаются в дополнительной квалификации.
Так, в диссертационной работе А.В. Бобкова криминальные банкротства рассматриваются в качестве специфической разновидности мошенничества, замаскированного под гражданско-правовой деликт. По его мнению, во время совершения мошенничества субъект преступления реализует свой умысел на хищение или приобретение права на имущество не сразу, а в течение длительного времени, что в правоприменительной практике приводит к ошибкам в квалификации. Более того, данный автор считает, что в современных условиях такие банкротства следует рассматривать в качестве самостоятельного вида криминального бизнеса, ориентированного на извлечение преступной прибыли путем совершения сразу нескольких видов преступлений [5].
С такой позицией мы не можем не согласиться, так как любая преступная деятельность способна быть завуалированной и деятельность, находящаяся в основе криминальных банкротств, в этом плане не является исключением. Соответственно система преступлений, сопряженных с ликвидацией юридического лица, также включает в себя различные виды мошенничеств и сопутствующих им преступлений, так как данная группа преступлений значительно шире группы криминальных банкротств. На это указывают способы ликвидации юридических лиц, согласно которым ликвидация может быть официальной и неофициальной (альтернативной).
Официальный порядок ликвидации юридического лица определен ч. 2 ст. 61 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо может быть ликвидировано:
- по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
- по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
При официальной ликвидации происходит исключение юридического лица из ЕГРЮЛ без какого-либо правопреемства.
По субъектам, которые инициировали официальную ликвидацию юридического лица, она может быть принудительной и добровольной.
Принудительная ликвидация осуществляется по инициативе государственных органов (налоговые органы, прокурор и т.д.), а также по заявлению собственника бизнеса - учредителя (участника, акционера) организации. Добровольная ликвидация может проходить по инициативе самой организации на основании судебного решения.
Неофициальная ликвидация представляет собой ликвидацию компании, в результате которой прекращаются формальные отношения с компанией (ее правопреемником) бывших собственников и руководителя предприятия. Ее способами, как правило, являются:
- смена руководителя и главного бухгалтера;
- смена учредителей (участников, акционеров);
- ликвидация - реорганизация в форме присоединения или слияния ликвидируемой компании с региональной организацией.
Смену руководителей и учредителей применяют в отношении фирм с многочисленными нарушениями или с откровенно криминальной историей. Например, в последнее время организационно-правовые формы юридического лица очень часто используются для совершения различных видов мошенничеств. В этом случае фирму могут переоформить на иностранца, пьющего человека или на лицо без определенного места жительства. Также для этих целей возможно использование поддельного или похищенного паспорта либо документов умершего человека.
Во избежание возможной или уже начавшейся налоговой проверки или проверки правоохранительных органов применяются схемы смены юридического адреса в другой регион. Известны случаи изменения наименования фирмы, которое, как правило, представляет собой попытку запутать кредиторов и избежать погашения кредиторской задолженности.
Присоединение (слияние) фирмы к другой, зарегистрированной, как правило, в ином регионе, направлено на то, что по завершении процедуры реорганизованная фирма прекратит свое существование и будет исключена из ЕГРЮЛ, снята с налогового учета, а ее обязательства после реорганизации перейдут к другому юридическому лицу - правопреемнику.
Приведенные формы неофициальной ликвидации юридического лица позволяют выдвинуть предположение о том, что система рассматриваемых нами преступлений включает в себя очень большой круг преступлений, посягающих на разные объекты уголовно-правовой охраны.
Информацию о таких преступлениях, с нашей точки зрения, можно получить только
эмпирическим путем, в связи с чем в качестве основных источников ее получения мы выбрали анализ материалов уголовных дел и экспертный опрос. Предполагается, что названные источники получения интересующей нас информации, обладая разными исследовательскими возможностями, способны дополнять друг друга. Более того, использование таких методов криминологического исследования позволит провести выборочное наблюдение за преступлениями, совершаемыми при ликвидации юридических лиц, проведение которого необходимо в силу латентности, присущей любым видам преступлений.
В теории криминологии давно устоялось мнение о том, что выборочное наблюдение с большей надежностью, чем другие способы несплошного наблюдения позволяет проводить пределы точности и вводить соответствующие поправки в полученные результаты [6]. В связи с этим мы произвели выборку архивных уголовных дел о преступлениях, совершенных при ликвидации юридического лица.
Выборка уголовных дел производилась в судах г. Москвы, Белгородской, Воронежской, Курской и Липецкой областей путем изучения приговоров архивных дел за период с 2007 по 2014 гг. Для анализа отбирались только те уголовные дела, в приговорах которых шла речь об обстановке их совершения в условиях ликвидации юридического лица. Всего таким образом нам удалось отобрать 187 уголовных дел.
В основе экспертного опроса находилось анкетирование, которое позволило сохранить анонимность и, соответственно, независимость опрашиваемых сотрудников органов внутренних дел.
В качестве экспертов было опрошено 127 сотрудников полиции из числа оперативного состава Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по г. Москве (в т.ч. сотрудников одноименных отделов УВД всех административных округов г. Москвы), одноименных отделов УМВД по Белгородской, Воронежской, Курской и Липецкой областям.
Первоначально информацию о системе преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, мы получили из материалов уголовных дел, отобранных для изучения. Затем данная информация была проверена путем организации специального опроса указанных сотрудников полиции. Таким образом, мы смогли построить своеобразную модель системы преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, которая представлена далее.
Рисунок №1 Система преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица
Как следует из представленного рисунка, в системе преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, доминируют преступления, которые в своей совокупности именуются криминальными видами банкротств. Анализ материалов уголовных дел показал, что именно они определяют характер системы преступлений, сопряженных с ликвидацией юридического лица. Но наряду с ними совершается большое число и других преступлений, в основном получающих квалификацию преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности, так как мотив таких преступлений почти всегда корыстный.
Полученные из материалов уголовных дел сведения о системе преступлений, совершаемых при ликвидации юридических лиц, проверялись нами при помощи опроса сотрудников полиции, результаты которого указывают на то, что система данных преступлений не ограничивается только преступлениями в сфере экономики.
По мнению опрошенных экспертов, к числу преступлений, совершаемых при ликвидации юридических лиц, могут быть отнесены различные преступления против личности, которые чаще всего предшествуют преступлениям в сфере экономики или совершаются после их совершения. Например, убийство (ст. 105 УК РФ), причинение вреда здоровью (ст.ст. 111, 112 и 116 УК РФ) или
угроза убийством (ст. 119 УК РФ) совершаются с целью устранения возможных препятствий к криминальному виду ликвидации юридического лица или с целью запугивания свидетелей, участие которых в следственных действиях может привести к выявлению преступлений, совершенных при ликвидации юридического лица.
Помимо преступлений против личности в систему преступлений, сопряженных с ликвидацией юридического лица, следует включить такие должностные преступления, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), получение и дача взятки (ст. ст. 290 и 291 УК РФ). Эти преступления совершаются в тех случаях, когда криминальной ликвидации юридического лица придается легальный вид.
Доказать прямую связь должностных преступлений или преступлений против личности с планируемыми или совершенными криминальными видами ликвидаций юридических лиц очень сложно, в связи с чем они расследуются отдельно. Это объясняет причины, по которым нам не удалось выявить такие преступления при изучении материалов отобранных уголовных дел.
Почти все эксперты были единодушны в том, что основу искомой системы рассматриваемых преступлений составляют четыре группы преступных деяний, которые отображены в табл. №1.
Таблица №1 Результаты опроса сотрудников полиции о системе преступлений, совершаемых при ликвидации юридических лиц
№ Наименование преступной группы Показатель удельного веса экспертов, указавших на преступную группу
1. Криминальные банкротства (ст. 195, 196 и 197 УК РФ) 98%
2. Мошенничества (ст. 159 УК РФ) 93%
3. Налоговые преступления (ст.ст. 194, 199, 199.2 УК РФ) 87%
4. Иные преступления (ст. 105, 111, 112, 115, 116, 119, 177, 201, 285 УК РФ и др.) 38%
Приведенная система рассматриваемых нами преступлений не лишена спорности. Однако бесспорным может являться тот факт, что они, безусловно, связаны со сферой функционирования хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами.
Характеризуя систему преступлений, сопряженных с ликвидацией юридического лица, укажем, что они в своей совокупности являются разновидностью экономической преступности, для которой наиболее близким понятием является определение, данное В.М. Есиповым. Экономическую преступность данный автор отождествляет с совокупностью деяний, направленных на получение экономического результата (через удовлетворение корыстного интереса), осуществляемого противоправным путем субъектами экономической деятельности [7]. Субъекты преступных ликвидаций представляют собой как легальных, так и нелегальных участников бизнеса [8]. В частности, субъектом экономических преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, выступают непосредственные участники экономических отношений, занятых в конкретных секторах экономики, государственные служащие и чиновники, имеющие отношение к исполнению законодательства, контролю и надзору за осуществлением финансово-экономической деятельности, а также лица, проявляющие криминальный интерес к деятельности потенциально либо реально ликвидируемого предприятия.
Особенностями формы проявления преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, является специфичность нарушений правовых норм собственниками капитала, лицами, уполномоченными на управление хозяйствующим субъектом и распоряжением его имуществом и обязательствами, должностными лицами, осуществляющими функции государственной регистрации, учета налогов и налогоплательщиков, лицами, заинтересованными в экономических ресурсах предприятия с целью извлечения материальной выгоды при их продаже, реализации. Главная цель, преследуемая преступниками, заключается в выводе «активов» из ликвидируемой организации. В результате закрытия хозяйствующего субъекта государство теряет часть бюджетных доходов от налогов и сборов от деятельности этого предприятия, владельцы капитала ликвидируемого предприятия лишаются собственности, а граждане - потенциальных рабочих мест.
Изложенное позволяет сформулировать определение понятия преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, как деяния (действия или бездействие) специальных субъектов, направленные на прекращение дальнейшего осуществления организацией финансово-хозяй-
ственной деятельности по причине несостоятельности либо неплатежеспособности, в результате которых причиняется вред или создается угроза причинения такого вреда одному или нескольким объектам уголовно-правовой охраны.
Совершение преступлений, связанных с ликвидацией юридического лица, даже по формальным правовым признакам не является самостоятельным видом преступлений.
Мы считаем, и к этому нас приводят результаты проводимого исследования, указанные преступления опасным социальным феноменом, институализируемым целым рядом преступных посягательств (криминальные формы банкротства, мошенничество, криминальные уклонения от уплаты налогов и сборов и пр.). Все эти и другие преступные посягательства являются компонентами сложносоставного деяния, приобретающего криминальные черты в виде феномена преступлений, связанных с ликвидацией юридического лица.
В силу сложности осуществления механизма преступного деяния, значительного временного отрезка, большого количества событий, преступления, совершаемые при ликвидации юридического лица, как правило, осуществляются в составе организованных групп и преступных сообществ. Достижение преступной цели в таких преступлениях требует привлечения нескольких субъектов, между которыми происходит распределение ролей.
Помимо указанного преступления, сопряженные с ликвидацией юридических лиц, могут претендовать на оценку одного из видов профессиональной преступности. Их совершение, как правило, невозможно без специальной юридической подготовки субъекта и в современных условиях действует немало лиц, которые в своей профессиональной деятельности специализируются на любых ликвидациях юридических лиц, в т.ч. и криминальных. Данный вывод нам позволил сделать экспертный опрос. Более 73% опрошенных сотрудников полиции указали на профессиональную основу совершения преступлений, сопряженных с ликвидацией юридического лица. По их мнению, услуги по криминальным видам ликвидации юридических лиц предлагаются через завуалированную рекламу.
Причины, по которым ликвидируются предприятия, можно разделить на две группы:
- внешние причины - экономическая ситуация в стране, реформационные процессы, сокращение либо исчезновение рынков сбыта на микроэкономическом уровне, административные барьеры и коррупция, осложняющие развитие бизнеса;
- внутренние причины, в числе которых непрофессиональный менеджмент в организации, приведший к убыточности и банкротству,
нежелание учредителей юридического лица и его руководства проходить плановую выездную налоговую проверку, риск прохождения которой увеличивается с каждым последующим годом работы предприятия, мошенничество, расхищение и воровство, злоупотребление полномочиями и др.
Первые противоправные факты в рассматриваемой области экономической преступности в нашей стране стали заметны на фоне перехода от командно-административных условий хозяйствования к рыночным отношениям. Экономическая нестабильность переходного периода, отсутствие правовой и экономической культуры, пробелы в законодательстве способствовали созданию и функционированию сомнительных компаний-однодневок. Однодневки создавались специально для того, чтобы помочь осуществлению криминальных схем и очень быстро ликвидировались.
Эти фирмы осуществляют, как правило, одну - две операции, например, кредитных либо связанных с обналичиванием денежных средств, прокручиванием денежных средств, увеличивая цену при проведении государственных закупок, и осуществляют свою деятельность по поддельным документам, как регистрационным, так и разрешающим различные виды деятельности. Такие лжефирмы «создаются» правонарушителями как легально, так и с помощью поддельных штампов и печатей и существуют лишь виртуально. К однодневкам относятся и фирмы, которые официально зарегистрированы, имеют лицензии и банковский счет, но оформлены они по утраченным либо похищенным паспортам, так как создаются для одной операции и сразу ликвидируются.
И в настоящее время, наряду с объективными экономическими причинами закрытия предприятия, ликвидация может осуществляться в результате комплекса преступных действий собственников и должностных лиц ликвидируемых предприятий, государственных служащих либо заинтересованности в таком исходе иных лиц.
Следует отметить, преступные ликвидации - явление не только криминальное, но и криминогенное. Оно неизбежно сопровождается рядом криминогенных последствий, которые в свою очередь способствуют совершению различных преступлений.
Политические последствия преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, заключаются в дискредитации власти. Это формирует общественное мнение о том, что властные структуры покровительствуют незаконному бизнесу.
Правовые последствия преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, заключаются в безусловной дискредитации судебной системы страны [9, 10].
Социальные последствия преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, нередко состоят в закрытии предприятия, а значит, безработице и утрате многими людьми источника существования. И в действительности, современные ликвидаторы абсолютно не задумываются о судьбах людей, которых они оставляют без средств к существованию.
Экономические последствия преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, характеризуются разрушением экономической инфраструктуры, ухудшением инвестиционного климата, потерей передовых позиций в инновационных технологиях, торможением экономического роста и ущербом в финансовой сфере, что мешает развиваться малому и среднему бизнесу, а также нарушает конституционное право конкурентного ведения хозяйствования.
Социально-психологические последствия преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, выражаются в создании слабой защищенности предпринимателей от преступных посягательств, в результате чего теряется доверие к закону, появляется правовой нигилизм, возникают новые виды экономической преступности.
Жертвами преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, становятся, во-первых, работники закрывающегося предприятия; во-вторых, кредиторы, теряющие часть финансовых и имущественных обязательств; в-третьих, государство, теряющее источники пополнения бюджета; в-четвертых, правительство, теряющее кредит доверия населения. Все это указывает на то, что институт ликвидации в современных условиях все больше обременяется совершением целого ряда преступлений, инсти-туализирующих новый вид преступности. Данное обстоятельство вызывает необходимость в специальных криминологических исследованиях. Только в этом случае субъекты уголовной политики могут быть наделены недостающей информацией об этих преступлениях. От этого напрямую будет зависеть эффективность предупреждения соответствующих видов преступлений.
Криминальным видам банкротств, как и всей группе преступлений, совершаемых при ликвидации юридических лиц, присуща не только искусственная, но естественная латентность. Причем последний вид латентности, по мнению большинства опрошенных нами сотрудников полиции, преобладает над первым. При опросе более 90% экспертов указали на то, что латентность преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, главным образом связана со сложностью доказывания таких преступлений и отсутствием необходимых знаний и профессиональной подготовки у сотрудников подразделений
экономической безопасности и противодействия коррупции. В связи с этим значительная часть преступных деяний, совершаемых при ликвидации юридических лиц, не получает уголовно-правовой оценки. По результатам процессуальных проверок по фактам совершения таких деяний выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Это в свою очередь указывает на то, что разработка мер по предупреждению преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, требует уголовно-правового обеспечения.
Основываясь на вышеизложенном, сформулируем следующие выводы:
1. Преступность при ликвидации юридического лица является разновидностью экономической преступности.
2. Основными видами преступлений являются действия, квалифицируемые по ст. 195, 196, 197, 159, 160, 165, 199, 199.2, 145.1, 177, 285 УК РФ и ряд других.
3. Преступления, совершаемые при ликвидации юридического лица (криминальные ликвидации), - это действия специальных субъектов, направленные на невозможность дальнейшего осуществления организацией, ими представляемой, финансово-хозяйственной деятельности по причине несостоятельности либо неплатежеспособности и влекущие исключение организации из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Причины совершения таких преступлений связаны:
а) с обстоятельствами, когда субъекты преступлений заведомо прибегали к маскировке своих преступных действий с помощью организационно-правовых форм юридического лица;
б) с обстоятельствами, когда в ходе функционирования юридического лица такие намерения возникли случайно, например, по причине кризисной ситуации, рейдерских атак и др.
4. Субъектом преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, выступают
непосредственные участники экономических отношений, занятых в конкретных секторах экономики, государственные служащие и чиновники, имеющие отношение к исполнению законодательства, контролю и надзору за осуществлением финансово-экономической деятельности, а также лица, проявляющие криминальный интерес к деятельности ликвидируемого предприятия.
5. Особенностями формы проявления преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, является специфичность нарушений правовых норм собственниками капитала, лицами, уполномоченными на управление хозяйствующим субъектом и распоряжением его имуществом и обязательствами, должностными лицами, осуществляющими функции государственной регистрации, учета налогов и налогоплательщиков, лицами, заинтересованными в экономических ресурсах предприятия с целью извлечения материальной выгоды при их продаже, реализации (т.е. выводе «активов» из ликвидируемой организации).
6. В основе оценки общественной опасности анализируемых видов преступлений лежит объективизация системы критериев, достигаемая через их многопрофильный анализ.
7. Через оценку характера и степени общественной опасности посягательства устанавливается соответствие определенного посягательства закрепленным в законе уголовно-правовым моделям. Такое соответствие возводит установленное событие на уровень юридического факта, являющегося единственным основанием уголовной ответственности.
Урегулированность сферы рассматриваемых экономических отношений может и должна достигаться всеми возможными способами - от простого стереотипного следования общественным нормам и обычаям до выполнения императивных требований правовых норм.
Литература
1. Федеральный закон от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Статья 6.
2. Чернова М.В. Развитие института банкротства: диалектический анализ // Безопасность бизнеса. 2011. № 4. С. 38-40.
3. Мещаряков А.В. Уголовно-правовое и криминологическое противодействие криминальным банкротствам: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2012. С. 3-4.
4. Краснов Д.Г. Государственная политика противодействия криминальному банкротству: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Н. Новгород, 2006. С. 16-21.
5. Бобков А.В. Криминальное банкротство: криминологическая характеристика и противодействие: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2006. С. 11-12.
6. Щербакова Е.С. Проведение криминологического исследования. - М., 2005. С. 25.
7. Есипов В.М. Теоретико-методологические проблемы нейтрализации экономической преступности / Преступность: стратегия борьбы. - М., 1997. С.108.
8. Есипов В.М. Криминальная экономика: содержание, характеристика и реакция общества / Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. - М., 2002. С.152.
9. Федоров А.Ю. Современные криминальные угрозы в сфере корпоративных отношений: проблемы противодействия и межотраслевого совершенствования законодательства // Право и экономика. 2010. № 5. С. 70-76.
10. Ждакаев И. Вот вам и «священная» собственность // Российская Федерация сегодня. 2005. № 7. С. 14.
11. Морозов В.И., Цыганков С.Л. Генезис и особенности квалификации фиктивного банкротства // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 4. С. 42-49.
References
1. Federal law of 26.10.2002 № 127-FZ «On insolvency (bankruptcy)». Article 6.
2. Chernova M.V. Development of the institution of bankruptcy: a dialectical analysis // Security business. 2011. № 4. P. 38-40.
3. MesheryakovA.V. Criminal law and criminological counteraction to criminal bankruptcies: author. dis. ... cand. law. Sciences.
- M., 2012. Р 3-4.
4. Krasnov D.G. State policy of counteraction to criminal bankruptcies: author. dis. ... cand. law. Sciences. - N. Novgorod, 2006. Р. 16-21.
5. BobkovA.V. Bankruptcy Criminal: criminological characteristics and resistance: author. dis. ... cand. of law. Sciences. - Omsk, 2006. Р. 11-12.
6. Scherbakov E.S. Conducting criminological research. - M., 2005. Р. 25.
7. Esipov V.M. Teoretiko-methodological problems of neutralization of the economic crime / Crime-fighting strategy. - M., 1997. Р. 108.
8. Esipov V.M. Criminal economy: the content, characteristics and social reactions / Responses to crime: concepts, law, practice.
- M., 2002. Р. 152.
9. Fedorov A.Yu. Modern criminal threats in the field of corporate relations: problems of counteraction and improvement of intersectoral legislation // Law and Economics. 2010. № 5. P. 70-76.
10. Zhdakaev I. So much for the «sacred» property // Russian Federation today. 2005. № 7. P. 14.
11. Morozov V.I., Tsygankov S.L. The Genesis and characteristics of fictitious bankruptcy qualification // Legal science and law enforcement practice. 2015. № 4. Р. 42-49._
(статья сдана в редакцию 28.12.2015)
Проблемы правоохранительной деятельности 1'16 -
35