ПРАВО
ОТДЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ УДК 624.01
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН
на тайну телефонных переговоров о.В. Фирсов, к. юрид. нзав.
каф. ГиМП, ЧитГУ
Научные интересы: конституционное право России, оперативно-розыскная деятельность и административная деятельность, уголовное и административное право, уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза.
В статье рассмотрены отдельные законодательные основания ограничения конституционного права человека и гражданина в Российской Федерации на тайну телефонных переговоров, в связи с проведением следователем следственного действия «Контроль и запись переговоров» и органами, осуществ-ляющими оперативно-розыскную деятельность, - оперативно-розыскного мероприятия «Прослушивание телефонных переговоров» ■
CERTAIN ASPECTS OF CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZEN S ON THE SECRET OF TELEPHONE TAPPING
The article addresses certain aspects of constitutional rights of citizen s Russian Federation on the secret of telephone tapping when the latter is necessitated by operative-inquest measures, namely «The control and record of telephone talks» and «Tapping telephone talks» by organs realized operative-inquest activity, operative-inquest meanness ■
* * *
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Конституции РФ «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение конституционного права на тайну телефонных переговоров предусмотрено, в частности, Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии со ст. 6 указанного Закона органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения стоящих перед ними задач вправе осуществлять оперативно-розыскное мероприятие «Прослушивание телефонных переговоров».
Прослушивание телефонных переговоров - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в негласном контроле содержания разговоров, ведущихся по телефонной сети и иным ка-
налам связи, с целью получения и фиксирования оперативно-значимой информации.
Оператор связи обязан обеспечить соблюдение тайны телефонных переговоров, передаваемых по сетям связи. Ограничение права на тайну телефонных переговоров, передаваемых по сетям связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Сведения о передаваемых по сетям связи телефонных переговорах могут предоставляться только абонентам или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами. Сведения об абоненте, ставшие известными оператору связи в силу исполнения договора об оказании услуг телефонной связи, могут использоваться оператором связи для оказания справочных или иных информационных услуг или передаваться третьим лицам только с письменного согласия этого абонента, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами [П. 4 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и междугородной телефонной связи. -Утверждены постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 г. № 310. // СЗ РФ. - 2005. - № 21. - Ст. 2030].
Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается на основании решения судьи только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких пресс туплений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях (ч. 4 ст. 8 Закона об ОРД).
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, во-
енной, экономической или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляюще-го оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение данного оперативно-розыскного мероприятия с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативнорозыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (ч. 3 ст. 8 Закона об ОРД).
Ходатайство перед судом о проведении прослушивания телефонных и иных переговоров оформляется мотивированным постановлением одного из руководителей органа, осуществляюще -го оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами. Данный оперативно-служебный документ рассматривается судьей в порядке, установленном ст. 9 Закона об ОРД.
Срок проведения прослушивания телефонных и иных переговоров ограничен шестью месяцами со дня принятия судебного решения (если в постановлении не указан меньший срок). При необходимости срок проведения данного оперативно-розыскного мероприятия
может быть продлен судебным решением на основании вновь представленных материалов (ч. 5 ст. 9 Закона об ОРД).
Судебное решение требуется при проведении этого оперативно-розыскного мероприятия на всех видах каналов телефонной связи (проводных линиях, каналов сотовой, космической связи и др.). Однако, действие ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД не может распростра-
няться на переговоры, ведущиеся с использованием радиостанций, поскольку физическая особенность радиоволн заключается в их полной незащищенности от улавливания посторонними радиоприемниками, в связи с чем государство не может гарантировать тайну обмена информацией через эфир. Конституционное право на тайну телефонных переговоров также не распространяется на использование внутрипроизводственных сетей связи юридических лиц, не имеющих выхода на сеть связи общего пользования [См., подробней: Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: Научно-практическое пособие. / Под ред. Е. М. Рябкова, В.В. Петрова. - М.: Изд- ль Шумилова И.И., 2004. - С. 23].
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов (ч. 6 ст. 8 Закона об ОРД).
Прослушивание телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, проводится с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осущест-
вляющими оперативно-розыскную деятельность (ч. 4 ст. 6 Закона об ОРД).
Операторы связи обязаны предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач; обеспечивать реализацию установленных требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий [ст. 64 Федерального закона от 7.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи»].
Физические и юридические лица в Российской Федерации, предоставляющие услуги электросвязи всех видов, в том числе систем телекодовой, конфиденциальной, спутниковой связи, обязаны по требованию органов федеральной службы безопасности включать в состав аппаратных средств дополнительное оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативнотехнических мероприятий органами федеральной службы безопасности [Ст. 15 Федерального закона от 3.04.1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»].
Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами. В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются, фонограмма и бумажный носитель за-
писи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовнопроцессуальным законодательством (ч. 4 и 5 ст. 8 Закона об ОРД).
Следует также отметить, что органы ФСБ и (или) их подразделения, а также должностные лица и подразделения указанных органов в ходе контрразведывательной деятельности и деятельности по борьбе с терроризмом вправе проводить гласно и негласно контрразведывательные мероприятия и мероприятия по борьбе с терроризмом, ограничивающие право граждан на тайну телефонных переговоров. Основания и порядок проведения таких мероприятий устанавливается Федеральным законом о ФСБ и ведомственными нормативными актами ФСБ. Результаты таких мероприятий могут быть использованы в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном уголовно- процессуаль-ным законодательством для использования результатов оперативно-розыскной деятельности [ст. 9, 9 со знач. 1 Федерального закона от 3.04.1995 г. № 40- ФЗ «О федеральной службе безопасности»].
Кроме указанного оперативнорозыскного мероприятия, прослушивание телефонных и иных переговоров допускает уголовно-процессуальный закон в качестве следственного действия «Контроль и запись переговоров» [Ст. 186 УПК РФ]. Данное следственное действие может проводиться при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение
для уголовного дела. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения.
В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются: уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры; основания, по которым производится данное следственное действие; фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи; срок осуществления контроля и записи; наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.
Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в орган, осуществляющий оперативно- розыскную деятельность.
Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.
Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и
окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.
О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу.
Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.
Таким образом, по содержанию уголовно-процессуальный контроль и оперативно-розыскное прослушивание имеют много общего. У них одинаковые основания для проведения - постановление судьи, общий источник получения информации - каналы и линии электрической связи, один и тот же круг объектов проведения - лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, единый порядок хранения фонограмм, их непосредственное осуществление возложено на одного и того же субъекта - специальные оперативно-технические подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Роль следователя в осуществлении этого следственного действия заключается лишь в возбуждении ходатайства перед судьей о необходимости его производст-
ва, направлении судебного постановления в соответствующий орган для исполнения, а затем в осмотре и прослушивании полученной информации [См., подробней: Чечетин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий: Монография. - М.: Изд. дом Шумиловой И.И., 2006. - С. 98 - 99].
Отличие данного следственного действия от оперативно-розыскного мероприятия состоит в том, кто вынес постановление на его проведение: оперативно-розыскной аппарат или следователь. Другим отличием является то, что следственное действие может проводиться по возбужденному уголовному делу, а оперативно-розыскное прослушивание - и при отсутствии уголовного дела, когда имеются достаточные оперативно-розыскные данные о признаках подготавливаемого или совершаемого тяжкого или особо тяжкого преступления. Третье отличие заключается в том, что протокол осмотра и прослушивания фонограммы, составленный следователем в соответствии со ст. 186 УПК РФ является доказательством, а фонограмма, полученная в результате оперативнорозыскного прослушивания, требует дополнительного процессуального ввода в уголовный процесс.
Таким образом, законодательными актами установлены основания ограничения конституционного права граждан на тайну телефонных переговоров. Причем в отдельных случаях закон допускает возможность начать оперативно- розыскное прослушивание телефонных переговоров без судебного решения (с получением такого решения в течение48 часов), что, по мнению автора, не согласуется с положением ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, предусматривающим ограничение рассматриваемого конституционного права только на основании судебного решения.