СЫПАЧЕВ А.Ю., кандидат юридических наук, brig094@mail.ru Кафедра оперативно-разыскной деятельности
и оперативно-технических мероприятий органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75
SYPACHEV A.Yu.,
Candidate of Legal Sciences,
brig094@mail.ru
Chair of detective activities
and crime detection technical actions
of the internal affairs bodies;
Tyumen Advanced Training Institute
of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Amurskaya St. 75, Tyumen,
625049, Russian Federation
ЯРОШЕНКО С.А., кандидат юридических наук, yaroshenkosergey@rambler.ru Кафедра оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел; Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 680020, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15
YAROSHENKO S.A.,
Candidate of Legal Sciences,
yaroshenkosergey@rambler.ru
Chair of detective activities
of the internal affairs bodies;
Far Eastern Law Institute
of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Kazarmenny Lane 15, Khabarovsk, 680020,
Russian Federation
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАСКРЫТИЯ УМЫШЛЕННЫХ УБИЙСТВ
Аннотация. Одной из актуальных задач, стоящих перед подразделениями уголовного розыска, является совершенствование работы по раскрытию умышленных убийств. Для ее решения необходимы обобщение сложившейся практики раскрытия умышленных убийств и выработка предложений по оптимизации правоприменительной практики по делам данной категории. В статье с учетом практики деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации рассматриваются следующие алгоритмы действий сотрудников подразделений уголовного розыска в ходе раскрытия умышленных убийств: проведение сотрудниками подразделений уголовного розыска первоначальных оперативно-розыскных мероприятий в районе места происшествия; различных оперативно-розыскных мероприятий по установлению личности потерпевшего; конкретных оперативно-розыскных мероприятий по установлению лица (лиц), совершившего (совершивших) умышленное убийство; проведение сотрудниками иных подразделений полиции комплекса общепоисковых мероприятий, направленных на установление лица (лиц), совершившего (совершивших) умышленное убийство; проведение сотрудниками подразделений уголовного розыска оперативно-розыскных мероприятий в отношении конкретных лиц, подозреваемых в совершении умышленного убийства. Нередко важной для раскрытия умышленных убийств информацией обладают граждане. В связи с этим авторами статьи исследуется влияние их мотивации на оказание помощи сотрудникам полиции.
Ключевые слова: умышленное убийство; раскрытие преступлений; оперативно-розыскная деятельность; уголовный розыск; подозреваемый; оперативно-розыскное мероприятие; мотивация граждан; содействие полиции.
SOME ASPECTS OF DETECTING MURDERS
Annotation. One of the urgent tasks facing the criminal investigation units is to improve the activities aimed at detecting murders. To solve this task, it is necessary to generalize the existing practice of detecting murders and to develop proposals for optimizing the law enforcement practice concerning the cases of this category. Taking into account the activities of the operational units of the internal affairs bodies of the Russian Federation, the authors of the article consider the following algorithms of actions of the officers of criminal investigation departments in the course of detecting murders: carrying
out initial crime detection actions during the crime scene search by the officers of criminal investigation units; carrying out various crime detection actions to establish the identity of the victim; carrying out specific crime detection actions to identify the person (persons) who has (have) committed the murder; carrying out a set of general search activities aimed at identifying the person (persons) who has (have) committed the murder by the officers of other police units; carrying out crime detection activities against specific persons suspected of committing the murder by the officers of criminal investigation units. Often, citizens have information that is important for the disclosure of murders. In this regard, the authors of the article analyze the influence of citizens' motivation on assisting police officers.
Keywords: murder; crime detection; crime detection activity; criminal investigation; suspect; crime detection action; motivation of citizens; assisting the police.
Умышленное убийство является одним из наиболее тяжких видов преступлений против личности. В Российской Федерации совершается значительное количество убийств (хотя и на фоне повышения уровня их раскрываемости). Так, согласно
С ростом криминализации общества заметно меняется характер совершаемых умышленных убийств. Все изощреннее становятся способы их совершения, все чаще убийства заранее хорошо планируются и подготавливаются, носят характер заказных преступлений, растет количество организованных преступных групп, все больше убийств совершается с особой дерзостью, жестокостью, сопровождается глумлением над потерпевшими. Это значительно усложняет работу правоохранительных органов по раскрытию преступлений и актуализирует задачу не только активизации мер, направленных на борьбу с преступностью, но и улучшения работы подразделений уголовного розыска по раскрытию таких тяжких преступлений, как умышленные убийства.
В связи с этим особую значимость приобретают вопросы, связанные с организацией раскрытия убийств, освоением алгоритма действий при раскрытии умышленных убийств сотрудниками подразделений уголовного розыска и применением его в практической работе. Проблема
статистическим данным, на территории Российской Федерации за период с 2015 по 2017 год совершено 31 678 умышленных убийств (в том числе покушений на убийство), раскрыто 27 497 преступлений.
Таблица
усугубляется еще и тем, что практически все работы по указанной тематике подготовлены не позднее 2005-2007 годов, а динамика указанного вида преступлений весьма неустойчивая.
Таким образом, в настоящее время необходимы обобщение сложившейся в подразделениях органов внутренних дел практики по некоторым вопросам раскрытия умышленных убийств и выработка предложений по ее оптимизации.
Согласно общей методике раскрытия преступлений подразделениями уголовного розыска по прибытии на место происшествия оперативные сотрудники осуществляют следующие функции:
- принимают меры к преследованию и задержанию преступника;
- участвуют в осмотре места происшествия;
- организуют и осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по сбору сведений о лицах, совершивших преступление, и фактах, имеющих значение для его раскрытия [1, с. 131].
Динамика раскрываемости умышленных убийств в 2015-2017 гг.*
Год Количество зарегистрированных преступлений Количество раскрытых преступлений Процент раскрываемости
2015 11 496 9763 89,4
2016 10 444 9441 91,0
2017 9738 8293 91,7
* Краткая характеристика состояния преступности в России за 2015-2017 гг. // МВД России: официальный сайт. 11К1_: https://mvd.ru
Таким образом, решения, принимаемые в рассматриваемой ситуации, в зависимости от их целевой направленности можно подразделить на решения о проведении мероприятий по сбору информации об убийстве (обстоятельства совершения, участвовавшие лица, причины и условия, способствовавшие его совершению, и т.д.) и решения, непосредственно направленные на задержание преступника.
Принятие решений о проведении мероприятий по сбору информации о совершенном убийстве в районе места происшествия необходимо во всех таких случаях. Обоснованность подобного рода решений вытекает из признака стратегической неопределенности ситуации, то есть отсутствия достаточной информации как о самом характере происшедшего события (убийство или самоубийство, естественная смерть, несчастный случай и т.д.), так и о лицах и фактах, подлежащих установлению. Такая неопределенность в значительной степени объясняется неочевидностью совершенного преступления, в силу чего и возникает необходимость в проведении оперативно-розыскных мероприятий. Особо следует отметить, что цель реализации рассматриваемого типа решений состоит в получении информации, необходимой для установления лица, совершившего преступление, и обстоятельств совершения преступления. Обстоятельства, подлежащие установлению в ходе проведения мероприятий на месте происшествия, можно представить в виде перечня:
- характер происшедшего;
- личность потерпевшего;
- время, способ (орудия) совершения преступления, механизм образования телесных повреждений;
- соответствие места обнаружения трупа месту причинения телесных повреждений;
- количество преступников, их установочные данные, приметы;
- обстоятельства, предшествовавшие совершению убийства, мотивы его совершения.
Получить эти и другие сведения можно, лишь предварительно проделав определенную работу по обнаружению их источников. Источники информации по делу об убийстве условно подразделяются на два вида:
- следы, предметы, иные вещественные объекты;
- лица, непосредственно воспринимавшие совершение убийства или осведомленные об иных обстоятельствах, имеющих значение для его раскрытия.
Обнаружение этих источников является задачей, в связи с необходимостью выполнения которой принимаются решения рассматриваемого типа.
Решения об установлении личности убитого в зависимости от их универсальности (имеется в виду их приемлемость в любой ситуации) можно подразделить на обязательные и факультативные. Принятие обязательных решений обусловливается требованиями и положениями нормативных правовых актов МВД России, методическими рекомендациями, содержащими перечень мероприятий по установлению личности потерпевшего. В первую очередь это предъявление трупа (фотографии трупа) для опознания непосредственно на месте его обнаружения в ходе осмотра места происшествия. Проведение данного мероприятия не представляет значительных трудностей. В связи с этим следует остановиться лишь на особенностях предъявления для опознания с учетом данных о местах обнаружения трупов.
В случае обнаружения трупа в квартире он предъявляется для опознания соседям, работникам жилищно-эксплуата-ционных служб. Одновременно через них же устанавливается количество лиц, зарегистрированных и фактически проживающих на данной жилплощади. Аналогичные действия приемлемы и при обнаружении трупа в подъезде, во дворе дома, на территории предприятий и учреждений, а также в иных местах проживания и работы граждан. Круг лиц, опознающих убитого, как правило, ограничивается гражданами, проживающими в этих домах или работающими на данной территории, объектах.
Сложнее происходит опознание трупа в случаях обнаружения его в местах, где круг лиц, посещающих данную местность, не столь жестко обусловлен бытовыми, производственными и иными устоявшимися отношениями. Это могут быть как часто посещаемые места, так и малолюдные участки местности. С учетом этих особенностей действиям по установлению
личности убитого должно предшествовать выдвижение предположений относительно цели нахождения потерпевшего в данной местности до убийства, маршрута его движения, а также вероятного контингента лиц, посещающих эту местность.
Предположение о лицах, посещавших место убийства, следует выдвигать и в случаях обнаружения трупов в парках, скверах. Здесь следует определить неформальные группы, времяпровождение которых связано с этими местами. Это могут быть группы несовершеннолетних, наркоманов, лиц без определенного места жительства и т.д. В этих случаях сведения о личности потерпевшего можно получить от лиц, содействующих органам внутренних дел, путем анализа информации, в какой-либо степени относящейся к району обнаружения трупа (сведения о ранее совершенных преступлениях, рапорты сотрудников патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных). Особо следует подчеркнуть, что выявление контингентов лиц, связанных с местом обнаружения трупа, и последующая поисковая работа в их среде имеют значение не только для установления личности убитого, но и для непосредственного обнаружения лица, совершившего преступление.
Решения в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению преступника в определенной среде можно подразделить в зависимости от объекта поиска, то есть от среды, в которой проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Все контингенты лиц, среди которых проводится работа по установлению преступника, можно разделить на связанные с личностью потерпевшего и выделенные по иному признаку.
Решения на проведение мероприятий по установлению преступника в среде потерпевшего принимаются в подавляющем большинстве случаев раскрытия умышленных убийств. Их обоснованность в значительной мере обусловливается такой особенностью характеристики умышленных убийств, как наличие устойчивых или кратковременных связей между потерпевшим и убийцей. Соответственно, одним из основных путей (направлений) раскрытия убийств является поиск от потерпевшего к преступнику. Сбор и изучение сведений, характеризующих образ жизни убитого,
его поведение незадолго до наступления насильственной смерти, полное выявление его связей и знакомств определяют построение версий и направления следственной и оперативно-розыскной деятельности.
Наряду с традиционными направлениями поиска преступника по способу совершения преступления, следам, оставшимся на теле и одежде преступника, приметам и похищенным вещам и т.д., обнаружить подозреваемого возможно и иными оперативными способами. Другими словами, речь идет о широком комплексном использовании всей системы возможностей органов внутренних дел в целом, то есть о проведении мероприятий общепоискового характера, не зависящих от каких-либо конкретных направлений (версий) поиска лица, совершившего преступление. Причем этим мероприятиям принадлежит решающая роль в случаях, когда по делу отсутствуют сведения о конкретных подозреваемых, а все выдвинутые версии отработаны [2, с. 121].
Следует отметить, что набор возможных решений в рассматриваемой ситуации проведения общепоисковых мероприятий достаточно широк. Однако ограничиваться только ими неверно. В силу специфики службы в полиции сотрудники ряда неоперативных подразделений ежедневно контактируют с гражданами и, следовательно, располагают широкими возможностями по сбору важных сведений, например, путем проведения бесед с лицами, по тем или иным вопросам обратившимся в органы внутренних дел. Проведение таких опросов способствует не только сбору информации о совершенном убийстве, но и повышению бдительности населения. Однако следует иметь в виду, что информирование широких кругов населения может вызвать нежелательный общественный резонанс, негативно сказаться на производственной, бытовой и иных сторонах жизни людей, породить разного рода слухи, что создает информационные помехи, а иногда ведет к дезориентации оперативных сотрудников. В связи с этим, привлекая сотрудников иных служб к проведению опросов граждан, целесообразно разрабатывать для них специальные вопросники [1, с. 41].
Кроме того, при общении с гражданами сотруднику полиции необходимо
верно определить их мотивацию на оказание помощи в раскрытии совершенного умышленного убийства. Анализ правоприменительной практики позволил выделить следующие ситуации, возникающие при опросе граждан:
1. Гражданин мотивирован на контакт с сотрудником полиции и предполагает получить от данного контакта определенную выгоду, удовлетворить потребность. Причем, как правило, в данном случае личные и корыстные мотивы обусловлены гипертрофированными материальными потребностями, стремлением к власти, доминированию в обществе и другими подобными причинами, а не высокими идеалами и чувством справедливости либо осознанием своего патриотического и гражданского долга.
2. Гражданин не желает устанавливать отношения, хотя осознает такую необходимость, в связи с потребностью в безопасности.
3. У гражданина отсутствует мотив на установление отношений, он не в полной мере осознает характер действий сотрудника полиции.
Знание указанных выше ситуаций позволит сотрудникам полиции тактически правильно определять акценты при взаимодействии с гражданами и выявлять ценностные категории, истинные потребности и мотивы, движущие конкретным гражданином, так как последующий их совокупный анализ позволяет верно определить направления и эффективные методы воздействия на него в целях побуждения к оказанию помощи в раскрытии умышленного убийства.
На наш взгляд, в конечном счете успех определяется соотношением мотивов «за» и «против», имеющихся у человека, от которого ожидается помощь. В связи с этим сотруднику полиции следует выяснить:
- во-первых, какие из мотивов, препятствующих общению, можно нейтрализовать;
- во-вторых, какие из побуждающих к общению мотивы следует усилить;
- в-третьих, какие новые побудительные мотивы можно сформировать у данного индивида.
Однако в ходе работы может сложиться ситуация, когда негативные мотивы
лица, помощь которого крайне необходима, являются приоритетными, и потому установление с ним позитивных отношений в ходе предварительного общения не представляется возможным.
Мотивы, препятствующие оказанию гражданами помощи, могут быть различными в зависимости от субъективных установок и влияния социальной группы.
Представляется возможным классифицировать данные мотивы в зависимости от категории субъектов, представляющих интерес для сотрудника полиции:
1) граждане, обладающие значимой информацией, в принципе не отрицающие возможность ее предоставления сотруднику полиции при отсутствии определенных внешних факторов. Данной категории граждан присущи такие препятствующие мотивы, как боязнь мести со стороны разрабатываемых, боязнь негативного отношения окружающей социальной среды, опасение потерять престижную и высокооплачиваемую работу;
2) граждане, категорически отказывающиеся оказывать такую помощь. Движущими мотивами для них нередко являются наличие корпоративных интересов с преступниками, заинтересованность в дальнейшем их функционировании, личное участие в противоправной деятельности.
Если в отношении отдельных представителей первой категории граждан приемлем способ постепенного вовлечения в дальнейшее содействие путем нейтрализации некоторых отрицательных мотивов и усилении побудительных, то в отношении второй группы данный способ однозначно не принесет положительных результатов. Исходя из этого возникает необходимость в быстром формировании у лица побудительных мотивов к общению с сотрудником полиции [3, с. 21].
Основной акцент, на наш взгляд, необходимо сделать на уравновешенных людях. Это должен быть рассудительный, выдержанный и строго организованный человек, владеющий логикой убеждения, обладающий высоким уровнем оптимизма, устойчивостью настроения и умением ждать.
Определяющими характеристиками непригодности к оказанию помощи сотрудникам полиции при раскрытии умышленных убийств являются следующие: богатое
воображение, склонность излагать события, не соответствующие действительности, или давать собственное толкование сложившейся оперативной обстановки.
Однако представленные описания носят идеализированный характер, прежде всего потому, что:
- во-первых, в настоящее время в органах внутренних дел существует проблема диагностики пригодности либо непригодности такого лица к оказанию помощи полиции;
- во-вторых, граждане, с которыми приходится общаться сотруднику полиции при раскрытии умышленных убийств, -люди, имеющие как достоинства, так и недостатки. Соглашаясь на оказание помощи органам внутренних дел, они в большинстве случаев руководствуются далеко не самыми благородными побуждениями.
Достаточно часто приходится работать с людьми закомплексованными и, как им кажется, недополучившими причитающихся им благ и почестей за свои реальные или мнимые заслуги, корыстолюбивыми и беспринципными, прежде всего ставящими личную выгоду и собственное благополучие, злобными и мстительными, не умеющими прощать нанесенные им обиды [3, с. 28].
Главной отличительной чертой в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении конкретных подозреваемых является наличие в распоряжении оперативных сотрудников сведений, указывающих на причастность определенного лица (группы лиц) к совершению убийства. Основной задачей, решаемой в данной ситуации, является изобличение конкретного подозреваемого
или снятие с него подозрения, то есть получение информации, которая после надлежащего процессуального закрепления станет доказательством виновности или невиновности проверяемого лица.
Особенности проведения мероприятий в ситуации, когда известен конкретный подозреваемый, обусловлены содержанием и полнотой сведений, указывающих на совершение убийства именно данным лицом, а также видом информации; возможностями, которыми располагают сотрудники уголовного розыска в отношении данного подозреваемого.
Нередко при установлении лиц, причастных к совершенному убийству, оперативные сотрудники стремятся немедленно принять меры к их задержанию. Такие решения не всегда учитывают условия реально складывающихся ситуаций. Принятие решения о задержании подозреваемого может быть отнесено к категории обязательных только в случаях, если:
- имеется информация о намерениях такого лица скрыться;
- подозреваемым является преступник-гастролер;
- с учетом личности подозреваемого (душевно больной), наличия у него оружия существует вероятность совершения им новых опасных преступлений.
Таким образом, эффективность раскрытия умышленных убийств зависит, с одной стороны, от знания оперативными сотрудниками общих закономерностей совершения преступлений данного вида, с другой, - от умения в каждом конкретном случае правильно оценить сложившуюся ситуацию и определить оптимальный порядок своих действий.
Список литературы
1. Правовые основы оперативно-разыскной деятельности: курс лекций. Тюмень: ТИПК МВД России, 2016. 151 с.
2. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2015. 339 с.
3. Федоров А.В., Шахматов А.В. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: курс лекций. СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 2008. 145 с.
References
1. Pravovye osnovy operativno-razysknoy deyatel'nosti [Legal framework for operational investigations]. Tyumen, TIPK MVD Rossii, 2016. 151 p.
2. Markushin A.G. Operativno-rozysknaya deyatel'nost'[Operational search activity: a textbook for universities]. Moscow, Yurayt Publ., 2015. 339 p.
3. Fedorov A.V., Shakhmatov A.V. Sodeystvie grazhdan organam, osushchestvlyayushchim operativno-rozysknuyu deyatelnost' [Assistance of citizens to the bodies carrying out operational investigative activities]. St. Petersburg, St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008. 145 p.