Научная статья на тему 'Основные направления проведения комплекса первоначальных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению мошенничеств, связанных с использованием средств сотовой связи'

Основные направления проведения комплекса первоначальных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению мошенничеств, связанных с использованием средств сотовой связи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2028
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / МОШЕННИЧЕСТВО / СРЕДСТВА СОТОВОЙ СВЯЗИ / КРИМИНАЛИСТИКА / OPERATIVE AND INVESTIGATIVE ACTIVITY / DETECTION OF CRIME / FRAUD / MEANS OF CELLULAR COMMUNICATION / FORENSIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбанев Владимир Михайлович

В статье рассматриваются положения теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, касающиеся проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению мошенничеств, связанных с использованием средств сотовой связи, с учетом последних изменений профильного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горбанев Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of carrying out a complex of initial operative and investigative activities to identify fraud associated with the use of the cellular

The article discusses the theory and practice of operational-investigative activity of internal Affairs bodies concerning the conduct of initial operational-search activities to identify fraud associated with the use of means of cellular communication, with the latest changes relevant legislation.

Текст научной работы на тему «Основные направления проведения комплекса первоначальных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению мошенничеств, связанных с использованием средств сотовой связи»

Горбанев Владимир Михайлович

Краснодарский университет МВД России (e-mail: gorbanevv@mail.ru)

Основные направления проведения комплекса первоначальных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению мошенничеств, связанных с использованием средств сотовой связи

В статье рассматриваются положения теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, касающиеся проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению мошенничеств, связанных с использованием средств сотовой связи, с учетом последних изменений профильного законодательства.

Ключевые слова: оперативно-розыскное мероприятие, раскрытие преступлений, мошенничество, средства сотовой связи, криминалистика.

V.M. Gorbanev, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: e-mail: gorbanevv@mail.ru

The main directions of carrying out a complex of initial operative and investigative activities to identify fraud associated with the use of the cellular

The article discusses the theory and practice of operational-investigative activity of internal Affairs bodies concerning the conduct of initial operational-search activities to identify fraud associated with the use of means of cellular communication, with the latest changes relevant legislation.

Key words: operative and investigative activity, detection of crime, fraud, means of cellular communication, forensic.

Деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию мошенничеств, связанных с использованием средств сотовой связи, представляет собой выполнение в соответствии с действующим уголовным, уголовно-процессуальным, оперативно-розыскным и иным законодательством РФ функций:

по получению (выявлению) и закреплению информации о мошенничествах, связанных с использованием средств сотовой связи;

по выработке алгоритма действий оперуполномоченного уголовного розыска при получении сообщения (заявления) о фактах мошенничеств, связанных с использованием средств сотовой связи;

по обеспечению процесса доказывания по уголовным делам, возбужденным в отношении лиц, совершивших мошенничества, связанные с использованием средств сотовой связи (использованию результатов оперативно-розыскной деятельности при

производстве предварительного расследования).

Современная российская преступность может быть охарактеризована такими показателями, как организованность, информированность, вооруженность, наличие технической оснащенности, собственной разведки, тщательная подготовка и направленная ликвидация доказательственной информации. Все это говорит о сложности не только раскрытия, но и выявления преступления [1, с. 113].

Довольно часто лицо, совершившее мошенничество, связанное с использованием средств сотовой связи, длительное время остается вне поля зрения правоохранительных органов, в связи с чем, как правило, выявить его причастность к этому преступлению с помощью проведения комплекса первоначальных оперативно-розыскных мероприятий довольно сложно. В связи с этим на первый план выходит необходимость выявления и закрепления информации о фактах таких преступлений, выработка алгоритмов действий оперуполномоченного

81

при получении сообщения (заявления) о мошеннических действиях, связанных с использованием средств сотовой связи, и обеспечение процесса предварительного расследования по этим уголовным делам.

Следует отметить, что в настоящее время в большинстве случаев сотрудники оперативных подразделений правоохранительных органов, раскрывая преступления мошеннического характера, связанные с использованием средств сотовой связи, осуществляют оперативно-розыскную деятельность по факту уже совершенного преступного деяния, т.е. когда в установленном порядке получено сообщение или заявление о совершенном мошенничестве. Именно в данном случае можно говорить о возможности проведения комплекса первоначальных, а затем и последующих оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию совершенного преступления.

Определение основных направлений проведения комплекса первоначальных оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений представляется достаточно актуальной темой, т.к. именно полнота и качество проводимых оперативно-розыскных мероприятий на первоначальном этапе раскрытия преступного деяния влияют на достижение конечной цели, т.е. на установление, изобличение и задержание лица (лиц), совершившего преступление.

Необходимо отметить, что в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ФЗ об ОРД) оперативно-розыскные мероприятия не классифицированы, а представлены общим перечнем. В теории же оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскные мероприятия классифицируются по следующим основаниям:

необходимость получения определенного разрешения (санкционирования) на их проведение (оперативно-розыскные мероприятия судебного санкционирования, ведомственного санкционирования и не требующие санкционирования);

структура оперативно-розыскных мероприятий либо их сложность (простые и сложные оперативно-розыскные мероприятия);

содержание или направленность оперативно-розыскных мероприятий (например, оперативно-технические, оперативно-поисковые и розыскные мероприятия).

Тем не менее, ни в оперативно-розыскном законодательстве, ни в теоретических источни-

ках нет достаточного обоснования выделения такого основания для классификации оперативно-розыскных мероприятий, как этапы раскрытия преступлений (первоначальный и последующий). Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкретного указания, выраженного в законодательном акте, о том, какие именно оперативно-розыскные мероприятия проводятся на первоначальном этапе, а какие на последующем, не существует. В данной ситуации можно говорить лишь об отдельных рекомендациях теоретиков либо практиков относительно целесообразности проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий на различных этапах раскрытия преступления. Представляется, что основными критериями, определяющими те или иные оперативно-розыскные мероприятия как первоначальные, являются:

наличие соответствующих оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий на первоначальном этапе и соблюдение условий их проведения; временной критерий; тактический критерий.

Говоря об основаниях проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий, необходимо отметить, что наиболее часто данные оперативно-розыскные мероприятия проводятся по следующим из них:

наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а также о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов; поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящемся в их производстве [2].

Временнойкритерийопределяетсрок (период) проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий. По общему правилу мероприятия, проводимые до заведения соответствующего дела оперативного учета, например по использованию результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по возбужденным уголовным делам в рамках соответствующего дела оперативного учета (в соответствии с ведомственны-

82

ми нормативными актами), могут считаться первоначальными.

Не затрагивая тактических особенностей проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, реализуемых на первоначальном этапе раскрытия преступления, следует отметить, что тактический критерий относит к категории первоначальных оперативно-розыскных мероприятий лишь те из них, способ проведения которых позволяет реализовать их в наиболее короткие сроки по факту уже совершенного (совершаемого) преступления (или по факту обнаружения неопознанного трупа, безвестной пропажи человека, кражи имущества и т.д.). К таким оперативно-розыскным мероприятиям можно отнести следующие: опрос;

наведение справок; наблюдение;

отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Раскрывая вопрос об определении основных направлений проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий, необходимо учитывать, что отработка данных направлений осуществляется сотрудниками оперативных подразделений по прибытии на место происшествия (место преступления). В учебной литературе, как правило, выделяются следующие направления проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий:

проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на обнаружение дополнительных источников доказательственной и розыскной информации о преступлении;

осуществление оперативно-розыскных мероприятий в направлении вероятного движения преступников с места происшествия, а также в местах их возможного появления (преследование по видимым и запаховым следам, организация заградительных мероприятий и т.д.);

проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях проверки лиц, состоящих на учетах в органах внутренних дел, а также лиц, в отношении которых получены сведения о возможной причастности к совершению конкретного преступления;

проведение оперативно-розыскных мероприятий в местах концентрации преступного элемента и сбыта похищенного имущества;

осуществление общерозыскных мероприятий, включающих сведения о совершенном преступлении всех сил органов внутренних дел, постановку на учет нераскрытого преступления и похищенного имущества [3, с. 52].

Тем не менее, по нашему мнению, работая на месте происшествия, сотрудники оперативного подразделения должны осуществлять комплекс первоначальных оперативно-розыскных мероприятий по следующим основным направлениям:

1. В зависимости от обстоятельств совершенного преступления (например, времени, прошедшего с момента совершения преступления, наличия информации о преступнике и др.) -проведение оперативно-розыскных мероприятий по «горячим следам».

2. Определение возможности использования помощи иных служб и подразделений органов внутренних дел (например, сотрудников патрульно-постовой службы полиции, дорожно-патрульной службы полиции и др.), а также других правоохранительных органов, общественности в раскрытии преступления на первоначальном этапе.

3. Определение возможности использования помощи потерпевшего (потерпевших) в установлении личности преступника (преступников) на первоначальном этапе раскрытия преступления, проведение оперативно-розыскных мероприятий с участием потерпевшего, используя, например, метод личного сыска.

4. Инициативное проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий по установлению, обнаружению и задержанию лиц, причастных к совершению преступления, в зависимости от сложившейся оперативно-тактической ситуации. Реализуя данное направление, оперативный сотрудник самостоятельно принимает решение о необходимости проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий и использования определенных тактических форм оперативно-розыскной деятельности в зависимости от вида совершенного преступления и обстоятельств его совершения. Например, когда в ходе раскрытия грабежей и разбоев оперативный сотрудник принимает решение о расширении зоны проведения поисковых мероприятий, а также о проведении личного сыска с участием потерпевшего.

5. Проведение оперативно-розыскных мероприятий по поручению следователя (например, работа в составе следственно-оперативной

83

группы) в соответствии со ст. 38, 144, 152, 164 УПК РФ [4].

6. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление любых фактических данных, изобличающих преступника (преступников), которые впоследствии могут стать доказательствами по уголовному делу. При этом, осуществляя оперативно-розыскные мероприятия в указанном направлении, необходимо стремиться к получению информации, позволяющей ответить на следующие вопросы:

а) что произошло? (характер события: преступление, несчастный случай, суицид, инсценировка и т.д.);

б) где произошло? (совпадает ли место происшествия с местом преступления);

в) когда произошло? (время совершения события);

г) кто совершил деяние? (количество преступников);

д) для чего совершено деяние? (мотив, цель и т.д.).

7. Проверка обнаруженных (изъятых) вещей, предметов и объектов по криминалистическим учетам.

8. Проведение первоначальных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление очевидцев совершенного преступления и лиц, располагающих оперативно-значимой информацией.

9. В зависимости от характера совершенного преступного деяния определение поисковых признаков, по которым можно установить и задержать преступника (признаки внешности и поведенческие (функциональные) признаки, особенности способа совершения преступления, использование орудий и средств совершения преступления, повреждения, нанесенные преступнику жертвой, имущество, похищенное преступником).

10. Проведение первоначальных оперативно-розыскных мероприятий по обнаружению похищенного имущества, установлению возможных мест хранения либо сбыта похищенного имущества.

11. Организация работы с конфиденциальным аппаратом на первоначальном этапе раскрытия преступления.

12. Осуществление мероприятий в рамках оперативного информирования на первоначальном этапе раскрытия преступления (например, составление и направление ориентировок сотрудниками оперативных подраз-

делений органов внутренних дел в соседние территориальные и транспортные подразделения полиции).

Особый интерес представляет вопрос об определении прав сотрудников оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия на месте происшествия. Представляется, что комплекс прав сотрудников оперативных подразделений в ходе осуществления работы по раскрытию преступлений на первоначальном этапе большей частью закреплен в ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [2], а также иных законодательных актах, регламентирующих деятельность конкретных правоохранительных органов, например, в ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [5]. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при решении задач оперативно-розыскной деятельности, к числу которых относится и раскрытие преступлений, сотрудники органов, уполномоченных на ее осуществление, в ряду иных правомочий имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечень которых закреплен в ст. 6 указанного закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений [2]. Кроме того, согласно п. 10 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции, помимо права проводить оперативно-розыскные мероприятия имеют право объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию указанным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества [5].

Следует отметить, что приведенный выше перечень основных направлений осуществления первоначальных оперативно-розыскных мероприятий может варьироваться в зависимости от сложившейся на первоначальном этапе раскрытия преступления оперативно-тактической ситуации, а именно наличия или отсутствия информации о лице, совершившем преступление [6]. В том случае, если сотрудник оперативного подразделения не располагает какой-либо информацией о преступнике,

84

оперативно-розыскные мероприятия проводятся практически по всем направлениям в целях сбора информации, необходимой для выдвижения и отработки частных и общих версий произошедшего. В случае же, если сотрудник оперативного подразделения располагает информацией о лице, совершившем преступление, первоначальные оперативно-розыскные мероприятия осуществляются преимущественно в целях установления местонахождения и

задержания преступника, а также получения фактических данных, изобличающих преступника, эти сведения могут быть признаны доказательствами по уголовному делу.

Таким образом, именно сотрудник оперативного подразделения определяет, какие конкретно оперативно-розыскные мероприятия необходимо проводить на первоначальном этапе, исходя из сложившейся оперативно-тактической ситуации.

1. Горбунов А.Н., Жуланов А. В. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений // Общество и право. 2017. № 1(59).

2. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 г.)//Собр. законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

3. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел: Особенная часть: учеб.: в 2 ч. 3-е изд., перераб. и доп. /под ред. В.Ф. Луговика и С.Н. Поправко. Омск, 2008. Ч. 1.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 19 дек. 2016 г.) // Собр. законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

6. Горбанев В.М. Оперативно-розыскная характеристика мошенничеств, связанных с использованием средств сотовой связи // Общество и право. 2016. № 4(58).

1. Gorbunov A.N., Zhulanov A.V. Using the results of operative-search activity in investigation of crimes // Society and law. 2017. № 1(59).

2. On operative and investigative activiy: fed. law d.d. Aug. 12, 1995 № 144-FL (as amended on July 6, 2016) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1995. № 33. Art. 3349.

3. Operational and investigative activity of internal affairs bodies: Special part: textbook: in 2 pt. 3rd ed., rev. and augm. / ed. by V.F. Lygovik and S.N. Popravko. Omsk, 2008. Pt. 1.

4. Criminal Procedure Code of the Russian Federation d.d. Dec. 18, 2001 № 174-FL (as amended on July 29, 2017). Access from legal reference sysrem «ConsultantPlus».

5. On police: fed. law d.d. Febr. 7, 2011 № 3-FL (as amended on Dec. 19, 2016) //Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. № 7. Art. 900.

6. Gorbanev V.M. Operative and detective characteristic of fraud connected with the use of means of cellular communication // Society and law. 2016. № 4(58).

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.