Горбанев Владимир Михайлович
Краснодарский университет МВД России (e-mail: gorbanevv@mail.ru)
Основные направления проведения комплекса первоначальных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению мошенничеств, связанных с использованием средств сотовой связи
В статье рассматриваются положения теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, касающиеся проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению мошенничеств, связанных с использованием средств сотовой связи, с учетом последних изменений профильного законодательства.
Ключевые слова: оперативно-розыскное мероприятие, раскрытие преступлений, мошенничество, средства сотовой связи, криминалистика.
V.M. Gorbanev, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: e-mail: gorbanevv@mail.ru
The main directions of carrying out a complex of initial operative and investigative activities to identify fraud associated with the use of the cellular
The article discusses the theory and practice of operational-investigative activity of internal Affairs bodies concerning the conduct of initial operational-search activities to identify fraud associated with the use of means of cellular communication, with the latest changes relevant legislation.
Key words: operative and investigative activity, detection of crime, fraud, means of cellular communication, forensic.
Деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию мошенничеств, связанных с использованием средств сотовой связи, представляет собой выполнение в соответствии с действующим уголовным, уголовно-процессуальным, оперативно-розыскным и иным законодательством РФ функций:
по получению (выявлению) и закреплению информации о мошенничествах, связанных с использованием средств сотовой связи;
по выработке алгоритма действий оперуполномоченного уголовного розыска при получении сообщения (заявления) о фактах мошенничеств, связанных с использованием средств сотовой связи;
по обеспечению процесса доказывания по уголовным делам, возбужденным в отношении лиц, совершивших мошенничества, связанные с использованием средств сотовой связи (использованию результатов оперативно-розыскной деятельности при
производстве предварительного расследования).
Современная российская преступность может быть охарактеризована такими показателями, как организованность, информированность, вооруженность, наличие технической оснащенности, собственной разведки, тщательная подготовка и направленная ликвидация доказательственной информации. Все это говорит о сложности не только раскрытия, но и выявления преступления [1, с. 113].
Довольно часто лицо, совершившее мошенничество, связанное с использованием средств сотовой связи, длительное время остается вне поля зрения правоохранительных органов, в связи с чем, как правило, выявить его причастность к этому преступлению с помощью проведения комплекса первоначальных оперативно-розыскных мероприятий довольно сложно. В связи с этим на первый план выходит необходимость выявления и закрепления информации о фактах таких преступлений, выработка алгоритмов действий оперуполномоченного
81
при получении сообщения (заявления) о мошеннических действиях, связанных с использованием средств сотовой связи, и обеспечение процесса предварительного расследования по этим уголовным делам.
Следует отметить, что в настоящее время в большинстве случаев сотрудники оперативных подразделений правоохранительных органов, раскрывая преступления мошеннического характера, связанные с использованием средств сотовой связи, осуществляют оперативно-розыскную деятельность по факту уже совершенного преступного деяния, т.е. когда в установленном порядке получено сообщение или заявление о совершенном мошенничестве. Именно в данном случае можно говорить о возможности проведения комплекса первоначальных, а затем и последующих оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию совершенного преступления.
Определение основных направлений проведения комплекса первоначальных оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений представляется достаточно актуальной темой, т.к. именно полнота и качество проводимых оперативно-розыскных мероприятий на первоначальном этапе раскрытия преступного деяния влияют на достижение конечной цели, т.е. на установление, изобличение и задержание лица (лиц), совершившего преступление.
Необходимо отметить, что в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ФЗ об ОРД) оперативно-розыскные мероприятия не классифицированы, а представлены общим перечнем. В теории же оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскные мероприятия классифицируются по следующим основаниям:
необходимость получения определенного разрешения (санкционирования) на их проведение (оперативно-розыскные мероприятия судебного санкционирования, ведомственного санкционирования и не требующие санкционирования);
структура оперативно-розыскных мероприятий либо их сложность (простые и сложные оперативно-розыскные мероприятия);
содержание или направленность оперативно-розыскных мероприятий (например, оперативно-технические, оперативно-поисковые и розыскные мероприятия).
Тем не менее, ни в оперативно-розыскном законодательстве, ни в теоретических источни-
ках нет достаточного обоснования выделения такого основания для классификации оперативно-розыскных мероприятий, как этапы раскрытия преступлений (первоначальный и последующий). Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкретного указания, выраженного в законодательном акте, о том, какие именно оперативно-розыскные мероприятия проводятся на первоначальном этапе, а какие на последующем, не существует. В данной ситуации можно говорить лишь об отдельных рекомендациях теоретиков либо практиков относительно целесообразности проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий на различных этапах раскрытия преступления. Представляется, что основными критериями, определяющими те или иные оперативно-розыскные мероприятия как первоначальные, являются:
наличие соответствующих оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий на первоначальном этапе и соблюдение условий их проведения; временной критерий; тактический критерий.
Говоря об основаниях проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий, необходимо отметить, что наиболее часто данные оперативно-розыскные мероприятия проводятся по следующим из них:
наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а также о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов; поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящемся в их производстве [2].
Временнойкритерийопределяетсрок (период) проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий. По общему правилу мероприятия, проводимые до заведения соответствующего дела оперативного учета, например по использованию результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по возбужденным уголовным делам в рамках соответствующего дела оперативного учета (в соответствии с ведомственны-
82
ми нормативными актами), могут считаться первоначальными.
Не затрагивая тактических особенностей проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, реализуемых на первоначальном этапе раскрытия преступления, следует отметить, что тактический критерий относит к категории первоначальных оперативно-розыскных мероприятий лишь те из них, способ проведения которых позволяет реализовать их в наиболее короткие сроки по факту уже совершенного (совершаемого) преступления (или по факту обнаружения неопознанного трупа, безвестной пропажи человека, кражи имущества и т.д.). К таким оперативно-розыскным мероприятиям можно отнести следующие: опрос;
наведение справок; наблюдение;
отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Раскрывая вопрос об определении основных направлений проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий, необходимо учитывать, что отработка данных направлений осуществляется сотрудниками оперативных подразделений по прибытии на место происшествия (место преступления). В учебной литературе, как правило, выделяются следующие направления проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий:
проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на обнаружение дополнительных источников доказательственной и розыскной информации о преступлении;
осуществление оперативно-розыскных мероприятий в направлении вероятного движения преступников с места происшествия, а также в местах их возможного появления (преследование по видимым и запаховым следам, организация заградительных мероприятий и т.д.);
проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях проверки лиц, состоящих на учетах в органах внутренних дел, а также лиц, в отношении которых получены сведения о возможной причастности к совершению конкретного преступления;
проведение оперативно-розыскных мероприятий в местах концентрации преступного элемента и сбыта похищенного имущества;
осуществление общерозыскных мероприятий, включающих сведения о совершенном преступлении всех сил органов внутренних дел, постановку на учет нераскрытого преступления и похищенного имущества [3, с. 52].
Тем не менее, по нашему мнению, работая на месте происшествия, сотрудники оперативного подразделения должны осуществлять комплекс первоначальных оперативно-розыскных мероприятий по следующим основным направлениям:
1. В зависимости от обстоятельств совершенного преступления (например, времени, прошедшего с момента совершения преступления, наличия информации о преступнике и др.) -проведение оперативно-розыскных мероприятий по «горячим следам».
2. Определение возможности использования помощи иных служб и подразделений органов внутренних дел (например, сотрудников патрульно-постовой службы полиции, дорожно-патрульной службы полиции и др.), а также других правоохранительных органов, общественности в раскрытии преступления на первоначальном этапе.
3. Определение возможности использования помощи потерпевшего (потерпевших) в установлении личности преступника (преступников) на первоначальном этапе раскрытия преступления, проведение оперативно-розыскных мероприятий с участием потерпевшего, используя, например, метод личного сыска.
4. Инициативное проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий по установлению, обнаружению и задержанию лиц, причастных к совершению преступления, в зависимости от сложившейся оперативно-тактической ситуации. Реализуя данное направление, оперативный сотрудник самостоятельно принимает решение о необходимости проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий и использования определенных тактических форм оперативно-розыскной деятельности в зависимости от вида совершенного преступления и обстоятельств его совершения. Например, когда в ходе раскрытия грабежей и разбоев оперативный сотрудник принимает решение о расширении зоны проведения поисковых мероприятий, а также о проведении личного сыска с участием потерпевшего.
5. Проведение оперативно-розыскных мероприятий по поручению следователя (например, работа в составе следственно-оперативной
83
группы) в соответствии со ст. 38, 144, 152, 164 УПК РФ [4].
6. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление любых фактических данных, изобличающих преступника (преступников), которые впоследствии могут стать доказательствами по уголовному делу. При этом, осуществляя оперативно-розыскные мероприятия в указанном направлении, необходимо стремиться к получению информации, позволяющей ответить на следующие вопросы:
а) что произошло? (характер события: преступление, несчастный случай, суицид, инсценировка и т.д.);
б) где произошло? (совпадает ли место происшествия с местом преступления);
в) когда произошло? (время совершения события);
г) кто совершил деяние? (количество преступников);
д) для чего совершено деяние? (мотив, цель и т.д.).
7. Проверка обнаруженных (изъятых) вещей, предметов и объектов по криминалистическим учетам.
8. Проведение первоначальных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление очевидцев совершенного преступления и лиц, располагающих оперативно-значимой информацией.
9. В зависимости от характера совершенного преступного деяния определение поисковых признаков, по которым можно установить и задержать преступника (признаки внешности и поведенческие (функциональные) признаки, особенности способа совершения преступления, использование орудий и средств совершения преступления, повреждения, нанесенные преступнику жертвой, имущество, похищенное преступником).
10. Проведение первоначальных оперативно-розыскных мероприятий по обнаружению похищенного имущества, установлению возможных мест хранения либо сбыта похищенного имущества.
11. Организация работы с конфиденциальным аппаратом на первоначальном этапе раскрытия преступления.
12. Осуществление мероприятий в рамках оперативного информирования на первоначальном этапе раскрытия преступления (например, составление и направление ориентировок сотрудниками оперативных подраз-
делений органов внутренних дел в соседние территориальные и транспортные подразделения полиции).
Особый интерес представляет вопрос об определении прав сотрудников оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия на месте происшествия. Представляется, что комплекс прав сотрудников оперативных подразделений в ходе осуществления работы по раскрытию преступлений на первоначальном этапе большей частью закреплен в ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [2], а также иных законодательных актах, регламентирующих деятельность конкретных правоохранительных органов, например, в ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [5]. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при решении задач оперативно-розыскной деятельности, к числу которых относится и раскрытие преступлений, сотрудники органов, уполномоченных на ее осуществление, в ряду иных правомочий имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечень которых закреплен в ст. 6 указанного закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений [2]. Кроме того, согласно п. 10 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции, помимо права проводить оперативно-розыскные мероприятия имеют право объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию указанным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества [5].
Следует отметить, что приведенный выше перечень основных направлений осуществления первоначальных оперативно-розыскных мероприятий может варьироваться в зависимости от сложившейся на первоначальном этапе раскрытия преступления оперативно-тактической ситуации, а именно наличия или отсутствия информации о лице, совершившем преступление [6]. В том случае, если сотрудник оперативного подразделения не располагает какой-либо информацией о преступнике,
84
оперативно-розыскные мероприятия проводятся практически по всем направлениям в целях сбора информации, необходимой для выдвижения и отработки частных и общих версий произошедшего. В случае же, если сотрудник оперативного подразделения располагает информацией о лице, совершившем преступление, первоначальные оперативно-розыскные мероприятия осуществляются преимущественно в целях установления местонахождения и
задержания преступника, а также получения фактических данных, изобличающих преступника, эти сведения могут быть признаны доказательствами по уголовному делу.
Таким образом, именно сотрудник оперативного подразделения определяет, какие конкретно оперативно-розыскные мероприятия необходимо проводить на первоначальном этапе, исходя из сложившейся оперативно-тактической ситуации.
1. Горбунов А.Н., Жуланов А. В. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений // Общество и право. 2017. № 1(59).
2. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 г.)//Собр. законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
3. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел: Особенная часть: учеб.: в 2 ч. 3-е изд., перераб. и доп. /под ред. В.Ф. Луговика и С.Н. Поправко. Омск, 2008. Ч. 1.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 19 дек. 2016 г.) // Собр. законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
6. Горбанев В.М. Оперативно-розыскная характеристика мошенничеств, связанных с использованием средств сотовой связи // Общество и право. 2016. № 4(58).
1. Gorbunov A.N., Zhulanov A.V. Using the results of operative-search activity in investigation of crimes // Society and law. 2017. № 1(59).
2. On operative and investigative activiy: fed. law d.d. Aug. 12, 1995 № 144-FL (as amended on July 6, 2016) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1995. № 33. Art. 3349.
3. Operational and investigative activity of internal affairs bodies: Special part: textbook: in 2 pt. 3rd ed., rev. and augm. / ed. by V.F. Lygovik and S.N. Popravko. Omsk, 2008. Pt. 1.
4. Criminal Procedure Code of the Russian Federation d.d. Dec. 18, 2001 № 174-FL (as amended on July 29, 2017). Access from legal reference sysrem «ConsultantPlus».
5. On police: fed. law d.d. Febr. 7, 2011 № 3-FL (as amended on Dec. 19, 2016) //Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. № 7. Art. 900.
6. Gorbanev V.M. Operative and detective characteristic of fraud connected with the use of means of cellular communication // Society and law. 2016. № 4(58).
85