УДК 343.98
12.00.00 Юридические науки
ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ УБИЙСТВ, СОВЕРШЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ГРУППОЙ
Меретуков Гайса Мосович
Доктор юридических наук, профессор
Заведующий кафедрой криминалистики
Лунина Евгения Станиславовна Кандидат юридических наук
Старший преподаватель кафедры криминалистики Кубанский государственный аграрный университет
В статье авторы рассматривают правовые организационные и тактические вопросы, касающиеся поисковой деятельности оперативно-розыскных подразделений по выявлению и раскрытию убийств, совершённых организованной группой. Авторы подвергли сравнению отдельные положения и нормы Конституции Российской Федерации, уголовного права, уголовно-процессуального права, Федеральных Законов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, в частности поисковую деятельность, некоторые вопросы получения информации из конфиденциальных источников. В частности авторы рассматривают подготовку, совершение и сокрытие убийств, совершенных организованной группой, и приходят к выводу, что их отличает тщательное планирование, продуманность исполнения и распределения ролей между соучастниками. Раскрытие и расследование таких дел объективно затруднено из-за совершения их часто в условиях неочевидности и сокрытия преступниками следов преступления и противодействия расследованию. Поэтому своевременное установление лиц, причастных к убийству, во многом зависит от правильного использования следователем возможностей подразделений осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Ключевые слова: ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; НОРМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА; НОРМЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ; НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Ро1: 10.21515/1990-4665-131-094
UDC 343.98 Legal sciences
SEARCHING ACTIVITIES OF UNITS ENGAGED IN OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES ON DETERMINATION AND DETECTION OF MURDERS COMMITTED BY AN ORGANIZED GROUP
Meretukov Gaisa Mosovich
Dr.Sci.Leg., professor
Head of Criminalistics department
Lunina Eugenia Stanislavovna Cand.Leg.Sci.
Senior lecturer of the Criminalistics department Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The authors of the article consider legal organizational and tactical issues related to the search activities of operative-search units for the determination and detection of murders committed by an organized group. The authors compared certain provisions and norms of the Constitution of the Russian Federation, criminal law, criminal procedural law, Federal Laws regulating operative-search activities, searching activity in particular, some issues of obtaining information from confidential sources. Particularly, the authors consider the preparation, commission and concealment of murders committed by an organized group, and come to the conclusion that they are distinguished by careful planning, thoughtful execution and distribution of roles between accomplices. Detection and investigation of such cases are often really difficult due to their non-obvious conditions and concealment of traces of crime by criminals and counteraction to investigation. Therefore, the timely identification of persons involved in commitment of a murder mainly depends on capabilities of units carrying out operational search activities wisely used by an investigator
Keywords: SEARCH ACTIVITIES; UNITS ENGAGED IN OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES; CRIMINAL LAW NORMS; CRIMINAL PROCEDURAL LAW NORMS; OPERATIONAL INVESTIGATIVE UNITS; OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIONS; REGULATIONS
Поисковая деятельность оперативно-розыскных подразделений по выявлению и раскрытию убийств, совершенных организованной
группой
Подготовка, совершение и сокрытие убийств, совершенных организованной группой, отличает тщательная планировка, продуманность исполнения и распределения ролей между соучастниками. Раскрытие и расследование таких дел объективно затруднено из-за совершения их часто в условиях неочевидности и сокрытия преступниками следов преступления и противодействию расследовании. Поэтому своевременное установление лиц, причастных к убийству, во многом зависит от правильного использования следователем возможностей подразделений осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Правовой основой ее проведения являются: Конституция РФ, Федеральный Закон РФ « Об оперативно-розыскной деятельности в РФ » от 12 августа 1995 года, в редакции от 10.07.2012 года (№ 114- ФЗ), Закон « О полиции от 7 февраля 2011 года (№ 3- ФЗ) и др.
Названные Законы предоставляют право уполномоченным на то органам использовать широкий спектр мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. При раскрытии и расследовании дел данной категории преступлений основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии со ст. 7 Закона РФ « Об оперативно-розыскной деятельности» являются: наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность сведения о: признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а так же о лицах его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; поручения следователя, руководителя след-
ственного органа, органа дознания или определения суда что по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящихся в производстве; запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по основанию, указанным в ст. 7 Закона «Об ОРД».
Для оперативно-розыскной практики важной нормой, предусмотренной рассматриваемым законом, является то, что в случаях, нетерпящих отлагательства сотрудниками оперативно-розыскных подразделений могут производить оперативно-розыскные мероприятия на основании мотивированного постановления одного из руководителей, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов.
По делам о совершенных организованными преступными группами убийствах, могут быть использованы результаты определенных оперативно-розыскных мероприятий: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, прослушивание телефонов и иных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, контролируемая поставка.
Последнее оперативно-розыскное мероприятие используется в случаях, когда организованная преступная группа нелегально перемещает либо по территории Российской Федерации, либо через границу в зарубежные страны или получает оттуда предметы, запрещенные к легальному обороту (боеприпасы, оружие и др.), а так же контрабандные товары, которые намеривается реализовать в России.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», право проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории РФ предоставляется оперативным подразделениям: органов внут-
ренних дел; органов федеральной службы безопасности; федеральных органов государственной охраны; органов пограничной службы; таможенных органов; службы внешней разведки; Министерства юстиции и ГРУ генштаба Минобороны России
Задачами ОРД являются: проведение разведывательно-поисковых мероприятий, направленных на добывание, сбор и анализ сведений организации подготовки, совершенных или совершаемых преступлений, особенно об организованных преступных сообществах, негласное проникновение в их структуры; выработка мер противодействия; борьба с устойчивыми преступными сообществами и их коррумпированными связями и т.д.
Правильно проведенная оперативно-розыскная деятельность позволяет получить криминалистически значимую или оперативную информацию о количестве участников преступных групп, о роли каждого из них в деятельности преступного формирования, о преступлениях, которые были совершены ранее и которые оно готовиться совершить, где слабые звенья в данной преступной организации, а также другую информацию. Оперативные работники, собирая данные о преступной деятельности организованной преступной группы, должны по возможности фиксировать каждый ее шаг на видео- и фотопленку, установить контроль за переговорами между членами преступной организации. Проведя подробную работу, оперативные работники должны передать весь накопленный материал оперативного документооборота следователю, при этом очень важно не затягивать с передачей информации, увлекшись наблюдением за преступным сообществом, поскольку это может привести к утрате части доказательств (устранение свидетелей, уничтожение документов, вещественных доказательств и т. п.).
Методы проведения оперативно-розыскных мероприятий обозначены в российском законодательстве как гласные и негласные. Законодательством некоторых стран ближнего зарубежья (например, Литвы) в этом
плане предусматривает опрос, личную и тайную слежку, оперативную проверку, оперативный осмотр, агентурный метод.
В сфере борьбы с организованной преступностью необходимо сочетать традиционные криминалистические методы с методами разведки, глубокого проникновения в среду преступников. В связи с этим уместно использовать аналитические и оперативно-розыскные возможности в едином комплексе. Так, часть информации может быть получена в результате проведения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, специализированных операций по пресечению деятельности каких-то видов преступной деятельности, после чего сопоставлена с аналитическими данными по региону, на основании чего в дальнейшем могут планироваться иные оперативно-розыскные поисковые мероприятия.
Некоторые ученные в борьбе с организованной преступностью выделяют два типа оперативно-розыскных операций: «растянутые» не длительный период времени с последовательным накоплением оперативной информации и «краткосрочные удары» по окружающим механизмам преступных структур. [1] Оба вида операций могут быть разработаны и осуществлены на базе аналитического и оперативного поиска.
Далее, уместно упомянуть о роли оперативной разработки устойчивых организованных преступных групп как направление оперативно-розыскной деятельности. Например, в 1997г. по РФ было выявлено 12500 преступных формирований и деятельность 9000 из них пресечена [2], при этом общее количество совершенных ими преступлений достигло 24622 [3]. По данным за 2000г., 19,2% расследованных преступлений были совершены группами различной степени организации [4], при этом в составе организованной группы или преступного сообщества преступления совершили 15975 человек (по удельному весу этот показатель равен 3,4 в системе групповой преступности). По объективным, а в большей степени субъективным оценкам количество преступлений, совершенных ОПГ с 2001 г.
снизился на 50 % [5]. Оперативно-розыскная деятельность достаточно длительное время рассматривалась как средство борьбы с преступностью, обладающая подсобным статусом по отношению к уголовно-процессуальной деятельности. Тем не менее, между оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью можно провести следующую устойчивую аналогию. Как известно, процесс доказывания по уголовному делу состоит из собирания, закрепления, проверки и оценки доказательств. В сфере оперативно-розыскной деятельности мы с уверенностью можем выделить выявление первичной информации, предварительную оперативную проверку, оперативную разработку и предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности органам расследования.
Деятельность оперативных сотрудников органов внутренних дел распадается на два типа: на первом - основные усилия направляются на раскрытие данного убийства и установление всех его участников, на втором - приоритетным направлением является работа по установлению обстоятельств, связанных с созданием и функционированием группы, ее полного состава, совершении иных преступлений, каналов сбыта похищенного, поступления оружия, наличия конкретных коррумпированных связей.
Анализ практики расследования преступлений этой категории показал, что на первом этапе оперативные работники органа дознания не должны отказываться от попытки розыска и задержания убийц по горячим следам. Даже, несмотря на то, что добиться этого удается крайне редко. Поэтому на данном этапе (первоначальном) они обязаны осуществить ряд оперативно-розыскных (поисковых) мероприятий, носящих, как представляется, неотложный характер. К ним обычно относят: применение возможностей кинологической службой служебно-розыскной собаки, опросы свидетелей-очевидцев на месте происшествия, обследование (прочесывание) местности, преследование преступника по горячим следам, проведение разведовательно-поисковой работы на месте происшествия, заградитель-
ные и другие мероприятия. Все они проводятся параллельно, сразу же после установления пути отхода преступников, примет, одежды, внешности, данных об их автомашине и получения иной информации, имеющей розыскное значение.
Возможности применения служебно-розыскной собаки для задержания исполнителей убийства в условиях большого города, где в основном они и совершаются, весьма ограничены. Чаще всего ее используют на месте происшествия в расчете на то, что собака распознает запаховые следы преступника, а также для обследования местности и помещений. Обнаруживают, например, брошенные или спрятанные преступником принадлежащие ему вещи (куртку, головной убор - чаще шерстяную шапочку, служащую для прикрытия лица и глаз, перчатки, маску), другие предметы, которые отыскиваются где-то недалеко от трупа. Однако поиск носителей запаховой информации по данной категории дел не должен ограничиваться только местом, где был обнаружен труп. Границы его должны быть обязательно расширены. Особенно в тех случаях, когда убийство произведено из места укрытия (засады) с использованием огнестрельного оружия. При таких обстоятельствах сотрудникам уголовного розыска следует принять все необходимые меры для отыскания «гнезда», откуда велась стрельба, либо места, избранного преступником в качестве наблюдательного пункта.
Обычно снайперы ведут огонь из окон подъездов и чердачных (подвальных) помещений жилых домов или зданий производственного предназначения, а также из заброшенных строений. В этих местах ими нередко оставляется оружие. Здесь же следует искать гильзы, пыжи, а также вещи или предметы преступника (сумки, целлофановые пакеты, пустые емкости от соков, пива), в том числе окурки и другие следы его пребывания. Специалист-кинолог совместно со следователем оценивают найденные объекты для определения возможности преследования преступников с применением розыскной собаки, а также их годности для консервации и использо-
вания в качестве носителей запаховой информации при производстве одорологической экспертизы. В положительном случае, необходимо получить пробы запахов с оставленных предметов и следов (включая и те, которые выявлены с помощью розыскной собаки) и сохранить для последующего исследования. Затем кинологом фиксируются в соответствующем акте результаты применения служебно-розыскной собаки.
В дальнейшем изъятые запаховые пробы необходимо проверить по картотеке (по банку запахов подучетных лиц) одорологических центров, или экспертных учреждений подразделений ГУ МВД, УВД, где таковые имеются, а также организовать их сравнительное исследование с образцами индивидуальных запахов заподозренных лиц и принадлежащих им предметов. Для этого запаховые пробы, полученные с места происшествия, и образцы запахов заподозренных лиц направляются в Экспертно-криминалистический центр МВД России. В большинстве же случаев розыскная собака позволяет определить пути вероятного отхода убийц с места преступления, что само по себе очень важно для их розыска. Нередко бывает так, что собака, пробежав какое-то расстояние, останавливается и начинает кружиться на одном месте. Подобное поведение свидетельствует о том, что именно здесь обрываются следы убийц, скрывающихся обычно с места преступления на автомашинах. Наиболее вероятно, что именно в этом месте стоял автомобиль, водитель которого дожидался сообщников. Поэтому, как представляется, при объявлении в розыск машины следует отдавать предпочтение тем показаниям, которые совпадают с показаниями свидетелей в отношении места ее стоянки и местом, где розыскной собакой был утерян след преступников. Особенно это важно для ситуации, когда имеются противоречивые показания и встает вопрос, - на каком же автомобиле скрылись преступники ?
Как показывает анализ уголовных дел этой категории, с учетом места расположения подъезда дома, в котором проживает жертва подлежа-
щая уничтожению. Если вход в дом расположен со стороны двора, то автомобиль становится с противоположной стороны дома. И, наоборот - во дворе дома, если вход с фасадной стороны. Нередко автомобиль припарковывается с торцовых сторон, имеющих глухие стены без окон. Делается это, как представляется, для перестраховки, с целью избежать лишних свидетелей, которые в силу различных обстоятельств могли бы обратить внимание на внешний вид автомашины, ее номерные знаки.
Характерными в этом отношении является дело по обвинению М. и других членов организованной группы, которые совершили в городе Ижевске более десятка вооруженных нападений и убийств руководителей коммерческих структур, а также отдельных граждан. Для обеспечения мобильности, участники организованной группы имели в распоряжении личные автомобили (в количестве 14 единиц), на которых выслеживали и преследователи потерпевших, а также выезжали на «разборки» и для совершения убийств.
К месту преступления их всегда доставлял на машине некий В. являвшийся активным членом ОПГ. Оставаясь у дома в автомашине, он наблюдал за обстановкой и был готов к быстрому отъезду с места преступления: автомобиль стоял в торце домов, двигатель не выключался, дверцы были приоткрыты.
К опросу свидетелей, в том числе и очевидцев преступления, обычно приступают после установления личности потерпевшего. Первичный опрос очевидцев на месте совершения убийства и в микрорайоне в целом производится оперативными работниками территориального отдела полиции еще до прибытия следственно-оперативной группы (СОГ). Основной целью является сбор сведений о лицах, которые первыми обнаружили труп потерпевшего или сообщили и происшествии, а также о тех, кто находился на месте убийства к моменту приезда работников полиции. Среди них устанавливаются свидетели, которым известны обстоятельства
совершения убийства, приметы убийц или их автомобиля, а также другие сведения, позволяющие восстановить примерную картину происшедшего, и осуществить преследование по горячим следам. При этом необходимо составить список выявленных лиц, чьи показания представляют оперативный интерес для розыска скрывшихся преступников. В список заносят также адреса и телефоны свидетелей.
Анализ уголовных дел этой категории, показал, что при опросе очевидцев на месте преступления, следует у них в обязательном порядке выяснить: не подходил ли кто-нибудь к потерпевшему незадолго до того, как прогремели выстрелы; не здоровался ли кто-нибудь с ним за руку или может поприветствовал, а потом, поговорив недолго, резко отошел в сторону; во что был одет этот человек, приметы его внешности. Как показывает практика, все это необходимо установить по той причине, что, он может оказаться лицом, находящимся в сговоре с преступниками, выполняющим роль опознавателя.
В задачу опознавателя обычно входят - подойти к намеченному объекту убийства, заговорить с ним. И показать таким способом жертву убийце.
С прибытием СОГ опросы продолжаются, но уже под руководством следователя, которому немедленно передается вся полученная информация. Следователь совместно с сотрудниками уголовного розыска принимает на месте преступления дополнительные меры к установлению и опросу очевидцев в убийстве, с целью получить наиболее полную информацию о времени, месте и обстоятельствам происшедшего, способе и орудии убийства, о составе участников нападения, их внешности и одежде, приметах автомобиля и направлении значение для розыска, включая сведения о потерпевшем.
Прежде всего, опрашиваются все жильцы дома по месту жительства. В первую очередь - соседи по подъезду (гаражу или стоянке автомашин у
дома): не видели ли они рядом с домом, на лестничной площадке, у лифта или около квартиры потерпевшего, в иных местах, посторонних подозрительных лиц; каковы приметы их внешности, во что были одеты и т.п. Не заметили ли они около автомобиля потерпевшего каких-либо посторонних лиц, якобы «ремонтирующих» машину потерпевшего, а на самом деле они, может, устанавливали в этот момент взрывное устройство.
Обследование (прочесывание) местности осуществляется для поиска брошенного оружия или автомобиля, на котором убийцы скрываются с места преступления. Для организации и проведения работы по прочесыванию даже малой территории требуются значительные силы и время. Но это не должно проводиться в срочном порядке. Изучение и анализ практики расследования дел этой категории показал, что иногда бывает достаточно произвести обход и проверку района, где совершено убийство, и прилегающей к нему территории, чтобы получить полезную информацию для розыска преступников по горячим следам. Такая работа проводится силами нарядов ППС, ДПС ГИБДД участкового инспектора полиции, общественности. При ее выполнении необходимо иметь в виду, что многие преступники осведомлены о возможностях специальных операции «Перехват», «Сирена», «Набат» и др., поэтому далеко от места преступления не уезжают: бросают машину и убегают, или пересаживаются в другие.
В месте обнаружения машины преступников проводятся (помимо ее осмотра) поиск и опрос очевидцев относительно лиц, бросивших автомобиль, приметах той машины, в которую они пересели и уехали. Полученные сведения должны быть немедленно переданы дежурному отдела полиции для организации преследования преступников по горячим следам с учетом новых сведений.
Анализ уголовных дел и практика расследования дел рассматриваемой категории показал, что в случае совершения убийств, при которых преступники использовали транспортное средство, задержать их по горя-
чим следам нередко удается за счет немедленного введения в действие операции «Перехват» и «Сирена», которые предназначены для розыска преступников, скрывшихся с места происшествия на автомашине. Этого добиться возможно только в том случае, когда сигнал о совершении убийства и соответствующая информация о них в дежурную часть органов внутренних дел поступает сразу же после преступного деяния. В этой связи хотелось бы отметить, что поскольку городская сеть постов достаточно плотная, то вероятность оперативной поимки убийц, как представляется, достаточно реальная. Однако, к сожалению, на практике, успех достигается лишь в 6% изученных случаев. В основном, когда с момента преступления проходит не более 10-15 минут. Чаще всего, если преступление совершается не тайно, в условиях очевидности - открытых вооруженных нападениях на граждан, что характерно для этой категории убийств, очевидцев происшедшего необходимо сразу же опросить о приметах внешности убийцы и рисунков изображения лица, используемых обычно криминалистами при составлении и описании словесного портрета разыскиваемого преступника. Для получения более точных данных об автотранспорте преступников следует пользоваться альбомом автомашин. Особенно при уточнении модели машины, когда очевидцам происшествия являются женщины, а также пожилые люди, которые не очень разбираются в подобных тонкостях. Чаще всего с помощью такого альбома удается достаточно быстро и правильно определить марку, а также модель автомобиля убийцы, на котором скрылся с места преступления.
В обязательном порядке следователю необходимо выявить очевидцев преступления, запомнившиеся им характерные дополнительные приметы (признаки) автомашины, имеющие, ориентирующие значение для ее розыска. Например, наличие необычных или дополнительных фар, тонированных стекол, антенны, ковров в салоне, пепельницы, магнитофона и
т.д. А кроме того - возможных, хорошо видимых дефектов машины - повреждений, вмятин на обшивке, разбитого лобового стекла и т.п.
Данные об автомобиле преступников можно получить и у водителей других автомашин, оказавшихся случайно рядом с местом совершения преступления, либо у владельцев автомашин, не имеющих гаража, которые оставляют автомобили на ночь около дома. Все внимание свидетелей при их допросе необходимо сконцентрировать на той автомашине, которая у дома стояла с приоткрытыми дверцами и включенным двигателем; в нее мгновенно сели (впрыгнули) выбежавшие из подъезда люди после того, как раздались выстрелы, которая с места пыталась набрать бешеную скорость и т.п.
Практике известны случаи, когда местные автолюбители вступали в непосредственный контакт с незнакомыми, если машина последних занимала чужое место, отведенное под стоянку для машины, принадлежащих жильцам дома. Впоследствии оказывалось, что незнакомцы эти были при-частны к убийству. Поэтому, необходимо поручить оперативным работникам уголовного розыска зафиксировать весь автотранспорт, находившийся в районе места происшествия с тем, чтобы в дальнейшем иметь возможность получить данные об автотранспорте и его владельце. Так как среди них могут оказаться лица, располагающие полезной информацией для раскрытия преступления.
Руководитель СОГ должен как можно быстрее передать дежурному органа внутренних дел уточненную информацию о маршруте движения автомобиля, его номере (полные или частичные реквизиты), марки, цвете, равно и другие сведения для передислокации и выявления дополнительных постов, осуществляемых в соответствии с Планом «Перехват». Информация о разыскиваемом транспорте доводятся до нарядов ГИБДД, ППС, водителей радиофицированных автомобилей гражданских служб, работников АЗС, железнодорожных переездов и т.д. Организуется преследование по
установленному направлению движения транспорта. Полученная информация передается в соседние органы внутренних дел с тем, чтобы они также могли подключиться к розыску преступников. Их руководители, помимо выставления заградительных постов на основных магистралях, должны немедленно организовать работу патрульно-постовой службы и участковых инспекторов полиции по розыску убийц, а также, их брошенной автомашины на обслуживаемой ими территории. Анализ практики расследования дел данной категории показал, что известно немало случаев умелого задержания убийц по горячим следам.
В целях сбора сведений о возможных лицах, участвовавших в совершении убийств, выявления дополнительных свидетелей, а также фактов, имеющих значение для его раскрытия, сотрудникам оперативно-розыскных подразделений должна быть организована на месте происшествия поисково-разведывательная работа, именуемая работой «на слух». Она заключается в улавливании разговоров в местах массового скопления людей, т.е. - в получении информации из бесед, ведущихся между местными жителями и высказывающими свои суждения по поводу происшедшего, о предполагаемых виновниках, а иногда и мотивах убийства. Для этого обычно задействуют оперативные силы и средства, имеющиеся у сотрудников оперативно-розыскных подразделений, на территории, обслуживания которых совершено преступление. Их необходимо нацеливать также на выявление лиц, проявляющих повешенный интерес к работе СОГ, пытающихся узнать у врачей скорой помощи или у находящихся в толпе людей, все ли потерпевшие живы, выяснить иные обстоятельства происшедшего. Такое поведение упомянутых лиц, их заинтересованность результатами (последствиями) преступных действия может свидетельствовать о возможной их причастности к убийству. Так, по одному из изученных дел убийца взял для подстраховки еще одного соучастника - он должен был ждать убийцу на ближайшей стройке, чтобы помочь переодеться,
а затем вернуться на «объект» (место преступления) и наблюдать за дальнейшем развитием событий. К этой работе, проведению иных разведывательных мероприятий желательно привлекать сотрудников оперативно-поисковых подразделений. С их помощью можно выявить очевидцев или иных свидетелей, в силу различных причин не желающих давать показания; узнать мнение многих граждан, характеризующих событие преступления, а также провести иные разведывательные мероприятия в районе обнаружения трупа. В том числе вести скрытое наблюдение за находящимися на месте преступления и прибывающими туда гражданами после начала осмотра.
В Москве, возле элитного ночного клуба «Феллини» были расстреляны четыре активных участника казанской преступной группировки. Стрельба велась с крыши соседнего здания, где удалось обнаружить стреляные гильзы калибра 7.62 мм, 5.45 мм и 9 мм, три черные шапочки - маски, а также сумку, в которой находился автомат АКС-74У и пистолет Макарова со спиленным номером. Ни одного отпечатка пальцев убийцы после себя не оставили. Примерно через час после стрельбы к клубу подъехала черная «БМВ». Из автомашины вышли два молодых человека, подойдя к «скорой помощи», спросили у врачей: «Сдохли?». Получив утвердительный ответ, уехали. Судя по манере поведения, циничному по форме вопросы, можно было предположить, что они каким-то образом причастны к содеянному. Но задержать их не удалось, так же как и выявить каких-либо свидетелей, запомнивших номер автомашины.
Как представляется, это произошло из-за того, что поисковая работа на месте происшествия не была организована должным образом. Бывает и, наоборот, - к месту преступления приезжают на иностранных автомобилях соратники погибших, являющиеся одной и той же преступной группировки, выполняющие, как правило, функции боевиков. Они легко узнаваемые в толпе по внешним признакам и атрибутам - коротко стри-
женные, плотного телосложения, одетые в дорогие спортивные костюмы с золотыми украшениями на шее и запястье рук и т.п. работники оперативно-поисковых подразделений должны зафиксировать номера их автомашин, что в дальнейшем позволит установить личность владельцев, привести соответствующую проверку по учетам, имеющимся в органах внутренних дел.
Большую помощь в расследовании дел рассматриваемой категории могут оказать различные оперативно-справочные, оперативно-розыскные и криминалистические учеты органов внутренних дел.
Первый учет позволяет установить сведения о судимостях, месте и времени отбывания наказания, дате освобождения, о нахождении в местном и всероссийском розыске, о месте жительства и работе до осуждения, группе крови и дактилоскопической формуле проверяемого лица.
Второй - идентифицировать личность арестованных и задержанных, установить личность подозреваемого в совершении преступления по следам пальцев рук, изъятых с места происшествия. А также личность погибших граждан.
Важное значение имеют данные, содержащиеся в Федеральном и региональных банках криминальной информации (ГИАЦ МВД РФ). Эти банки данных реализованы в рамках различных автоматизированных систем. Наиболее значимы из них являются подсистемы «Досье», «ФР - Оповещение», «Оружие», «Автопоиск», «Розыск», «Опознание», «Вещь», «Сейф», «антиквариат» и другие.
В подсистема «Досье» можно получить установочные данные (Ф.И.О., приметы, место работы, жительства и т.п.) на лиц, совершавших тяжкие преступления и особо тяжкие преступления (рецидивистов, преступников-гастролеров, авторитетов уголовной среды, а также в отношении организаторов или участников преступных групп или сообществ, бандитских формирований), и о таких преступлениях, к которым могут быть
причастны задержанные по данному делу лица. В автоматизированном режиме этот учет ведется в региональном ГИАЦ МВД субъекта Федерации. Как представляется, существенную помощь в установлении серии групповых убийств, совершенных одной и той же группой, может оказать учет нераскрытых преступлений, а также преступлений (раскрытых) и лиц, их совершивших. Такой учет содержит описание характерных способов совершения нераскрытых преступления, примет подозреваемых, обнаруженных вещественных доказательств, а по раскрытым преступлениям помимо способа их совершения - еще и установочные данные не известных преступников. Ведется он в региональных автоматизированных системах «АБД - республика, область», ИАЦ МВД, ГУ МВД РФ и содержит указанные сведения только на территории субъекта Федерации. Централизованный учет этих же сведений в масштабах России осуществляется ГИАЦ МВД РФ, где они хранятся в подсистеме «Досье».
По подсистеме «ФР - Оповещение» проводиться проверка на возможную причастность к расследуемому преступлению лиц, скрывшихся от следствия и суда за ранее совершенные особо тяжкие преступления, как бандитизм, квалифицированное убийство, вымогательство, похищение людей, захват заложников, умышленное уничтожение или повреждение имущества. Эти лица, находясь на нелегальном положении и не имея средств к существованию, могут создать организованную преступную группу или присоединиться к какой-либо уже действующей. Нельзя также исключить, что такие объявленные ранее в федеральный розыск лица могут проходить по расследуемому делу в качестве соучастников преступления.
Как представляется, по делам этой категории, немаловажное значение иметь использование учета утраченного и выявленного огнестрельного оружия и вооружения (подсистема «Оружие»). Настоящий учет осуществляется в целях обеспечения розыска утраченного (похищенного, утерянно-
го, добровольно сданного) вооружения, а также для установления принадлежности выявленного вооружения и содействия в раскрытии преступлений, совершенных с его применением.
Учет разыскиваемого и бесхозного автотранспорта ведется в ГИАЦ МВД России, в региональных ИАЦ в рамках АПИС «Автопоиск», АПИС «Розыск». В базе данных АПИС «Автопоиск» содержится информация о разыскиваемых автосредствах на основании заявлений (сообщений) об угоне, хищении и возбужденных по этому поводу уголовных дел. В АПИС «Розыск» дублируются все сведения о разыскиваемых транспортных средствах базы данных АПИС «Автопоиск», а также содержится дополнительная информация, поставленная на оперативный учет ГИБДД подразделениями межрайонной специальной заградительной системы. С их помощью можно установить, не совершены ли убийства с использованием угнанного для этих целей автомобиля.
В подсистеме «Опознание» сосредоточены сведения о лицах, пропавших без вести, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными, а также о неопознанных трупах граждан. Эти данные могут быть использованы, прежде всего, при расследовании убийств водителей автотрейлеров и легковых автомашин с целью завладения транспортным средством или перевозимым грузом. Проверке по учетам подлежат исчезнувшие вместе с автотранспортом лица, внезапно пропавшие граждане, имевшие при себе значительные ценности, которые могли привлечь внимание преступников, а также не опознанные местными жителями трупы потерпевших, обнаруженных около автомобильных магистралей и на прилегающих к ним дорогах.
Для розыска и установления, скрывшихся с места происшествия участников убийств можно использовать криминалистические учеты, которые ведутся в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД.
К ним можно отнести учеты следов рук, обуви, орудий преступлений, протекторов шин автотранспортных средств, изъятых с мест нераскрытых преступлений, коллекции субъективных портретов подозреваемых и пулегильзотеки. Композиционные портреты изготовляются с помощью специальных технических средств, в том числе с использованием компьютерной техники, а также могут быть нарисованы художником, специализирующимся в этой области. По установленному порядку каждый новый субъективный портрет, вне зависимости от того, кем был изготовлен, должен обязательно проверятся по указанной картотеке - как по всем преступлениям, совершенным в текущем году, так и по конкретному виду преступлений, в совершении которых подозревается разыскиваемые лица (лицо) за последние два года. По данной картотеке могут проверятся фотографии лиц, подозреваемых в совершении других преступлений, либо состоящих на оперативно-розыскных учетах, а также числящихся в розыске. Эти портреты предназначены, в первую очередь, для предъявления потерпевшим и свидетелям, для организации розыска преступников по горячим следам.
Важное значение для раскрытия и расследования дел об убийствах, имеют коллекции пуль, гильз и патронов со следами оружия (пулегильзо-теки). Данный учет предназначен для установления следующих фактов: применения преступниками одного и того же экземпляра оружия при совершении нескольких преступлений; использование изъятого, найденного и добровольно сданного огнестрельного оружия при совершении конкретных преступлений на территории различных регионов России; использования при совершении преступлений оружия, находящегося в служебном использовании.
В заключении, необходимо, как представляется, отметить, что потребность обмена информацией между странами СНГ (с учетом облегченного визового режима и прозрачности границ) привела к подписанию 24
апреля 1992 года в Алма-Ате Соглашения о взаимодействии МВД независимых государств в сфере борьбы с преступностью.
3 августа 1992 года на встрече в Чолпон-Ате было подписано Соглашение о взаимоотношении министров внутренних дел в сфере обмена информацией и одновременно решен вопрос о создании Межгосударственного информационного банка (МИБ), сопоставимого с деятельностью учетов в системе Интерпола. В нем предусмотрен учет особо опасных рецидивистов, уголовных авторитетов, организаторов преступных групп, а также преступников-гастролеров и других лиц, которые могут оказаться причастными к организации убийств совершенных организованными группами.
Правовую базу для борьбы с транснациональной преступностью на территории СНГ составляет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписана главами государств 22.01.1993г. в г. Минске) и Соглашение о сотрудничестве МВД в сфере борьбы с организованной преступностью (подписано 07.02.1994г. в г. Ашхабаде), другие многосторонние соглашения по отдельным вопросам.
Решением Совета Глав правительств СНГ от 24.09.1993г. создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными преступлениями на территории СНГ, основными задачами которого является формирование специализированного банка данных на базе компьютерного центра Бюро предоставление информации в соответствующие министерства внутренних дел. При этом данное Бюро может оказать помощь в проведении согласованных поисковых и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании убийств, совершенных организованной группой, а также содействие в экстрадиции и проведении специальных мероприятий.
Литература
1. Овчинский В.С., Овчинский С.С. Борьба с мафией в России. М., 1993. С. 385.
2. Основы оперативно-розыскной деятельности. СПб., 2000. С. 214.
3. Организованная преступность-4/ Под ред. А.И. Долговой. М.,1998. С. 258.
4. Мордовец А.П. Организованная преступность: состояние и актуальные проблемы борьбы с ней // Преступность как угроза национальной безопасности. Ульяновск, 1998. С. 172.
5. Российская юстиция. 2001. №3. С.78
6. Состояние преступности (см.: ГИАЦ МВД РФ за 2016 г.) // 15.02.17 г.
References
1. Ovchinskij V.S., Ovchinskij S.S. Borba s mafiej v Rossii. M., 1993. S. 385.
2. Osnovy operativno-rozysknoj dejatelnosti. SPb., 2000. S. 214.
3. Organizovannaja prestupnost-4/ Pod red. A.I. Dolgovoj. M.,1998. S. 258.
4. Mordovec A.P. Organizovannaja prestupnost: sostojanie i aktualnye problemy borby s nei // Prestupnost kak ugroza nacionalnoy bezopasnosti. Uljanovsk, 1998. S. 172.
5. Rossijskaja justicija. 2001. №3. S.78
6. Sostojanie prestupnosti (sm.: GIAC MVD RF za 2016 g.) // 15.02.17 g.