Научная статья на тему 'От совнархозов до кластеров. Часть 3. Становление новой системы хозяйствования в России'

От совнархозов до кластеров. Часть 3. Становление новой системы хозяйствования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисюк Н. К., Ермакова Ж. А.

В данной статье рассматриваются вопросы реформирования хозяйственных отношений от периода деятельности первых совнархозов (1917-1932 гг.) до создания кластеров на современном этапе развития экономики России.При этом образование различных интегрированных структур на основе объединения основных структурообразующих элементов экономики предприятий положено авторами в основу тезиса, базирующегося на тесной связи прошлого, настоящего и будущего деятельности предприятий, как своеобразного эволюционного «ядра» вновь создаваемых интегрированных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the economic councils to clusters. Part 3:Formation of a new economic system in Russia

This article discusses the issues of reforming economic relations of the first period of operation of economic councils (1917-1932) up to creating clusters at the present stage of development of the Russian economy.In this case, the formation of various integrated structures on the basis of combining basic building blocks of economy enterprises is put by the authors in the framework of the thesis, based on the close connection between the past, present and future activities of enterprises, as a kind of evolutionary «core» of the newly created integrated structures.

Текст научной работы на тему «От совнархозов до кластеров. Часть 3. Становление новой системы хозяйствования в России»

Борисюк Н.К., Ермакова Ж.А.

От совнархозов до кластеров. Часть 3. Становление новой системы хозяйствования в России// 42 Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 88 (130). С. 42—48

УДК 339

Н.К. Борисюк, Ж.А. Ермакова*

ОТ СОВНАРХОЗОВ ДО КЛАСТЕРОВ. ЧАСТЬ 3. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РОССИИ

В данной статье рассматриваются вопросы реформирования хозяйственных отношений от периода деятельности первых совнархозов (1917—1932 гг.) до создания кластеров на современном этапе развития экономики России.

При этом образование различных интегрированных структур на основе объединения основных структурообразующих элементов экономики — предприятий — положено авторами в основу тезиса, базирующегося на тесной связи прошлого, настоящего и будущего деятельности предприятий, как своеобразного эволюционного «ядра» вновь создаваемых интегрированных структур.

Ключевые слова', совнархозы, предприятия, производственно-хозяйственные структуры, тресты, наркоматы, производственные объединения, интегрированные корпоративные объединения, кластеры.

Процесс эволюционного развития экономики независимо от ее организационно-правовой формы — от командно-административной до рыночной — тесно связан с эволюцией создания и функционирования ее основного «ядра» — предприятий. Следовательно, предприятия служат основным структурообразующим элементом экономики. В них для производства продукции используются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, они являются источником удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах. Предприятия являются основным местом приложения сил большинства трудоспособного населения страны. Взаимодействие предприятий, его нормы и традиции, объединение предприятий в производственно-хозяйственные структуры во многом определяют экономико-правовую среду государства, служат моделью построения хозяйственных отношений на различных исторических этапах развития экономики.

Рассмотрим наиболее значимые этапы эволюционного развития экономики России (до начала 90-х годов XX века), используя для анализа именно различные структурные агломерации предприятий.

Поиск эффективных организационных форм управления экономикой на основе образования корпоративных структур фактически продолжается на протяжении последнего столетия. В практике хозяйствования сложились разнообразные типы интеграционных процессов, различающихся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в корпоративную структуру интегрированных бизнес-

* © Борисюк Н.К., Ермакова Ж. А., 2015

Борисюк Николай Константинович ([email protected]), кафедра государственного и муниципального управления и менеджмента; Ермакова Жанна Анатольевна ([email protected]), кафедра управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет, 460018, Российская Федерация, г. Оренбург, пр. Победы, 13.

структур. При этом интегрированные структуры определяют направления развития экономики и ее эффективность [3].

В общем плане под «интегрированной корпоративной структурой» (ИКС) понимаются группы предприятий (организаций), ведущих совместную деятельность, связанных с производством и реализацией промышленной продукции на основе консолидации активов (корпоративной основе) или договорных (контрактных) отношений для достижения общих экономических целей.

Первые попытки создания прообраза организационно-хозяйственных форм ИКС относятся к этапу функционирования образованных в послереволюционный период советов народного хозяйства — совнархозов (1917—1932 гг.). Практически на протяжении всего советского периода хозяйствования наряду с созданием новых крупнейших предприятий и новых отраслей промышленности, коренной реконструкцией действующих предприятий большое внимание уделялось поиску организационных форм управления промышленностью на каждом новом этапе развития.

Так, главной задачей образованных в начале 30-х годов прошлого века на базе главков объединений, куда были подчинены сохранившиеся тресты, являлось техническое руководство предприятиями и в целом отраслями. Однако созданные отраслевые объединения оказались слишком громоздкими. Всего в составе ВСНХ СССР в 1930г. было образовано 26 отраслевых объединений. Например, объединение «Сталь» и «Уголь», объединения электротехнической, текстильной и легкой промышленности и другие [2]. В последующем результатом реорганизации управления промышленностью явилась коренная перегруппировка промышленных предприятий между восстановленными главками и трестами в строгом соответствии с производственным профилем каждого из них. Данная реорганизация была обусловлена не только бурным ростом реконструируемой промышленности, увеличением числа предприятий и усилением их мощности, но и потребностью в более специализированном техническом руководстве отдельными отраслями промышленности. Теми же причинами было обусловлено разукрупнение промышленных наркоматов (с 1946 г. — министерств).

Так, если в 1936 г. в составе 18 наркоматов СССР было 5 промышленных наркоматов, то через 10 лет их было уже 37 из 58. Число промышленных предприятий превысило 200 тысяч, строек — 100 тысяч [2].

В то же время чрезмерная централизация управления промышленностью приводила к значительному разрастанию непроизводственного аппарата (различными сбытовыми и снабженческими конторами, базами и др.). Кроме того, в управлении промышленностью сложилась система «двойного подчинения», когда предприятия одновременно подчинялись местным органам государственного управления — исполнительным и центральным органам.

Во второй половине 50-х годов прошлого века в целях улучшения планирования, устранения чрезмерной централизации в управлении хозяйством и повышения роли союзных республик в хозяйственном строительстве было принято решение об управлении промышленностью по территориальному принципу на базе определенных экономических районов. Основной задачей их организации являлось приближение руководства к промышленным предприятиям и стройкам.

Первоначально в 1957 г. было выделено 92 экономических района, в том числе 68 — в РСФСР, 11 — в УССР и по одному — в остальных республиках. Как правило, границы административных районов в РСФСР совпадали с границами административных областей. В последующем в связи с ликвидацией Балашовской и Каменской областей количество экономических административных районов было сокращено до 90 [5].

К моменту образования совнархоза Оренбургского экономического административного района его промышленный потенциал характеризовался следующими

показателями. Продукция промышленных предприятий области по сравнению с 1913 г. увеличилась более чем в 65 раз, а по сравнению с 1940 г. — почти в 7,5 раза. Объем выпуска промышленной продукции в 1956 г. возрос на 6,5 % по сравнению с 1955 г., а в 1957 г. — уже на 12 % по сравнению с 1956 г. [5].

Показательным моментом положительной роли совнархозов в развитии экономики регионов может служить реализация намеченных на семилетку (1959—1965 гг.) темпов развития отраслей промышленности Оренбургской области (табл. 1) [7].

Таблица 1

Динамика развития отраслей промышленности Оренбургской области за период 1959—1965 гг.

№ Показатели/го ды 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965

1 Объем валовой продукции промышленности (млн руб-) 942,9 1027,3 1143,5 1251,7 1351,5 1367,3 1496,0

в т.ч.

машиностроение 184,6 210,2 254,8 314,4 329,8 337,0 335,5

черная металлургия 60,7 64,5 73,0 86,4 107,1 138,6 150,8

цветная металлургия 97,0 104,0 122,5 134,6 151,5 158,0 196,1

химическая и 22,4 27,2 29,4 32,3 44,4 51,4 57,1

нефтехимическая

промышленность

2 Добыча нефти (млн т) 1,1 1,3 1,6 1,9 2,0 2,3 2,6

3 Добыча газа (млрд м3) 0,6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,6

4 Переработка газа (млн т) - 3,3 - - - 4,0 3,9

5 Цемент (тыс. т) 625,7 730,1 782,4 838,1 858,6 886,5 954,3

6 Кирпич строительный (млн шт.) 198,4 214,38 231,2 265,0 282,7 270,1 281,2

Однако с течением времени в деятельности совнархозов стали проявляться недостатки: дефицит в снабжении материально-техническими ресурсами, обеспечении высококвалифицированными рабочими, в технологической дисциплине и другое. Усилилось вмешательство в деятельность СНХ центральных органов власти.

В целях расширения экономических связей предприятий в 1962 г. было произведено укрупнение экономических районов. Их количество в РСФСР сократилась с 68 до 24. Оренбургский экономический административный район совместно с Челябинским и Курганским районами вошел в Южно-Уральский экономический район [4].

Таким образом, началось движение в сторону централизации. Окончательное свертывание деятельности совнархозов относится к 1965 г. Были воссозданы союзные и союзно-республиканские министерства, которым были подчинены предприятия промышленности и строительства.

Как уже отмечалось выше, интегрированные структуры не являются для отечественной экономики новинкой. В 20—30-х годах прошлого века функционировали синдикаты и входившие в них тресты. Ко второй половине 60-х годов относится формирование промышленных объединений. К середине 80-х годов почти половина советской индустрии была охвачена производственными, научно-производственными объединениями и комплексами, научно-техническими центрами.

После существенного расширения в 1987 г. самостоятельности предприятий и объединений «среднее звено» в госуправлении промышленностью (главки, тресты, государственные объединения) начало заменяться добровольными органами самокоординации предприятий — межотраслевыми государственными объединениями (МГО),

межотраслевыми концернами и общесоюзными хозяйственными ассоциациями, выводившимися из непосредственного подчинения министерств.

В ходе коммерциализации и приватизации в 1992—1993 годах многие МГО преобразовались в акционерные общества.

В соответствии с Указом президента № 1403 от 1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» находящиеся в государственной собственности пакеты дочерних предприятий и иные активы были внесены в уставные капиталы учреждаемых холдинговых компаний. В результате собственностью государства стали соответствующие пакеты акций основных обществ. По данной схеме были созданы холдинги «Роснефть», «Транснефть», «Транснефтепродукт», «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз» и другие.

Немного ранее (в ноябре 1992 г.) аналогичным образом на базе государственного газового концерна «Газпром» был учрежден холдинг РАО «Газпром», в июне 1993 г. госконцерн «Норильский никель» преобразован в холдинг РАО «Норильский никель», созданы РАО «ЕЭС России», РАО «Связьинвест», РАО «Высокоскоростные магистрали» и другие.

Каждый тип делового стратегического альянса имеет разную модель координации и контроля взаимосвязей и информационного обмена между участниками, обусловленную спецификой сферы деятельности, целей сотрудничества, срока действия, обеспеченности ресурсами и стоимости.

Корпоративная система современной экономики России формируется и развивается в рамках трехуровневой системы (табл. 2) [3].

Таблица 2

Система корпоративных образований современной российской экономики

Уровни системы Параметры группировки Основные организационные формы

1. Корпоративные образования: - макро- и мегауровня 10-100 тыс. работающих, 50-100 млн долл. (стоимость активов) ТНК, компании -естественные монополии, крупные концерны, холдинги, ФПГ и др.

2. Корпоративные образования мезоуровня 5-10 тыс. работающих, 0,5-50 млн долл. (стоимость активов) Компании, холдинги, тресты, бизнес-структуры

3. Корпоративные образования микроуровня 2-5 тыс. работающих, 51-100 тыс. долл. (стоимость активов) Группы малых предприятий, бизнес-структуры

Следует отметить, что организационно-экономическая эволюция субъектов хозяйствования происходила в зависимости от этапов экономического развития страны — от кооперации до этапа глобализации. В качестве примера можно привести создание (20.03.1968 г.) и функционирование производственного объединения «Оренбурггазпром» (с 15.08.1973 г. — Всесоюзное промышленное объединение), которое в короткие сроки освоило и обеспечило добычу газа с крупнейшего в Европе Оренбургского газоконденсатного месторождения. Особенностью, усложняющей освоение данного месторождения, было наличие в составе газа сероводорода (Н2Б) — от 1,5 до 4,5 % в различных его частях.

В состав объединения входили: газодобывающие, перерабатывающие и транспортирующие мощности. Кроме того, в ВПО «Оренбурггазпром» входили: трест буровых работ; управление по повышению нефтегазоотдачи пластов и капитально-

му ремонту скважин; строительные тресты; автотранспортные предприятия; управление связи, электрических и тепловых сетей «Оренбурггазпромэнерго» и другие предприятия. Научное обеспечение выполнял институт Волго-УралНИПИгаз. Показатели добычи природного газа в период 1970—1990 гг. приведены в табл. 3 [1].

Таблица 3

Динамика добычи газа ВПО «Оренбурггазпром» (млрд куб. м)

Показатель Годы

1970 1975 1980 1985 1990

Газ природный 1,31 20,13 49,14 47,53 41,94

На основе использования полученного опыта освоения месторождения газа с содержанием сероводорода в 1977 г. ВПО «Оренбурггазпром» было поручено освоение Астраханского серогазоконденсатного месторождения (содержание И2Б до 25 %), а затем в 1980 г. Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения (содержание И2Б до 15 %).

Такое решение дало положительный результат. Наличие подготовленных кадров как строительных, так и технологических специальностей, налаженные схемы взаимодействия смежных строительных и снабженческих организаций, опыт взаимодействия руководителей газовой отрасли с местными органами власти позволили в относительно сжатые сроки получить первые кубометры товарного природного газа.

Как уже отмечалось выше, каждому этапу развития экономики страны соответствовали организационно-экономические интегрированные структуры. С переходом России к рыночной экономике стали утверждаться новые подходы к организации и управлению как отдельными предприятиями, так и их интегрированными корпоративными объединениями. В условиях трансформации экономики были решены следующие первоочередные задачи:

— проведена реструктуризация государственного сектора экономики;

— созданы условия для долгосрочного устойчивого роста;

— созданы условия для развития частного бизнеса.

Следовательно, новая экономика России требовала смены промышленной политики и ее перехода к новой инновационной экономике, базирующейся на кластерах [8-10].

Существует несколько определений кластеров, каждое из которых подчеркивает тот или иной аспект его функционирования. В связи с этим представляет интерес предложенная И.Н. Корабейниковым и С.М. Спешиловым типология на основе приоритетности аспектов их создания и развития (видового, территориального и научно-инновационного с выделением трех типов региональных кластеров [6]. Кластеры первого типа формируются на основе предприятий, имеющих высокую социально-экономическую значимость для регионов. Характерной чертой данного типа выступает «подчиненность» всех участников кластера «якорному» предприятию. Сбыт продукции кластера осуществляется в основном вне территории базирования кластера.

Формирование кластеров второго типа обусловлено наличием в регионе законченной производственно-экономической цепочки «поставщик — производитель — сбытовик - потребитель». Справедливое распределение добавленной стоимости между участниками способствует сбалансированности развития кластерообразубщих производств.

Кластеры третьего типа обусловлены приоритетом научно-инновационного аспекта формирования и развития. Для них характерны использование инновационных технологий и тесное сотрудничество производственных предприятий с научно-исследовательскими организациями.

Одним из приоритетных направлений планом развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 г. признано формирование нефтегазохимических кластеров [6].

Прогнозирование формирования газохимического кластера Оренбургской области обусловлено наличием крупного газохимического комплекса с 45-летней историей его развития.

При этом структура газохимического комплекса, сложившаяся в советское время, характеризуется высоким уровнем концентрации производства и незначительным его взаимодействием с внешними предприятиями. Следует отметить, что в настоящее время Оренбургское нефтегазоконденсатное месторождение находится в стадии падающей добычи газа.

Перспективы и возможная экономическая выгода создания кластера, на наш взгляд, состо2т в следующем:

1. Расширение сырьевой базы кластера за счет новых технологий интенсификации добычи газа, внедрения горизонтального бурения скважин и утилизация попутного нефтяного газа.

2. Производство новых продуктов на основе серы, этана и других ценных компонентов газа, в частности производства сжиженного гелия.

3. Организация производства газомоторного топлива с созданием сети заправочных станций.

4. Активное привлечение к сотрудничеству машиностроительных предприятий для изготовления комплектующих на оборудование нефтегазохимии, в том числе и в части импортозамещения.

Таким образом, формирование и развитие газохимического кластера в области будет содействовать экономическому росту региона, созданию новых рабочих мест, стимулировать развитие бизнеса.

Как показывает выполненный анализ, деятельность хозяйственных структур, включая и интегрированные, на различных этапах экономического развития страны оказывала положительное влияние на развитие промышленного потенциала, способствовала развитию региональных производительных сил, что должно учитываться при управлении экономикой современной России.

Библиографический список

1. Борисюк Н.К., Давыдов Б.А. Реформирование хозяйственных отношений при переходе к рынку: монография. М.: ОАО «Экономика», 1997. 286 с.

2. Венедиктов А. В. Правовое положение совнархоза и подведомственных ему предприятий. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1959. 130 с.

3. Вукович Г.Г., Миллер А.И. Роль крупных корпораций в развитии региональной экономики: исследование механизма формирования эффекта синергии // Вестник экономической интеграции. 2013. № 4. С. 65—70.

4. Государственный архив Оренбургской области. Ф. 2600. Оп. 1. Д. 12, 19.

5. Центр документации новейшей истории Оренбургской области. Ф. 374. Оп. 19. Д. 13. 1183; Ф. 371, Оп. 33. Д. 190; Ф. 7518. Оп. 1. Д. 126.

6. Корабейников И.Н., Спешилов С.М. Инвестиционные основы развития кластеров на региональном уровне // Вестник УРФУ. Сер.: Экономика и управление. 2014. № 3. С. 86-94.

7. Официальные данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики Оренбургской области. URL: http://orenstatgks.ru.

8. Иваненко Л.В. Концепция мегакластерной организации экономики региона // Вестник Самарской государственной академии путей сообщения. 2007. № 8(12). С. 29-33.

9. Иваненко Л.В., Иваненко А.А. Влияние функционирования и взаимодействия кластеров на регион: монография / под ред. Л.И. Ерохиной. М.: Форум, 2010.

10. Иваненко Л. В. Закономерные предпосылки создания регионального кластера // Экономические науки. 2008. № 6 (43).

References

1. Borisyuk N.K., Davydov B.A. Reforming of economic relations in the transition to the market economy: monograph. M., OAO «Izd-vo «Ekonomika», 1997, 286 p. [in Russian].

2. Venediktov A.V. Legal status of Council of National Economy and subordinate enterprises. Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta, 1959, 130 p. [in Russian].

3. Vukovich G.G., Miller A.I. The role of large corporations in the development of regional economy: study of the mechanism of formation of synergies. Vestnik ekonomicheskoi integratsii [Vestnik of economic integration], 2013, no. 4, pp. 65—70 [in Russian].

4. State Budgetary Institution "State archive of the Orenburg Region". F. 2600, Op. 1, D. 12, 19 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. State—financed institution «Center of Documentation of Contemporary history of the Orenburg Region». F. 371, Op. 19, D. 13, 1183; F. 371, Op. 33, D. 190; F. 7518, Op. 1, D. 126 [in Russian].

6. Korabeynikov I.N., Speshilov S.M. Investment basics of cluster development at the regional level. Vestnik URFU. Seriia: Ekonomika i upravlenie [Vestnik of URFU. Series: Economics and Management], 2014, no. 3, pp. 86—94 [in Russian].

7. Official data of the territorial body of the Federal State Statistics Service of the Orenburg region. Retrieved from: http://orenstatgks.ru [in Russian].

8. Ivanenko L.V. Concept of megacluster organization of regional economy. Vestnik Samarskoi gosudarstvennoi akademii putei soobshcheniia [Vestnik of Samara State University of Railway Transport]. Samara, SamGAPS, no. 8(12), 2007, pp. 29—33 [in Russian].

9. Ivanenko L.V., Ivanenko A.A. Impact of operation and interaction of clusters in the region: monograph. L.I. Erokhina (Ed.). M., Izd-vo «Forum», 2010 [in Russian].

10. Ivanenko L.V. Legitimate prerequisites for establishing regional cluster. Ekonomicheskie nauki [Economic sciences], 2008, no. 6(43) [in Russian].

N.K. Borisyuk, Zh.A. Ermakova*

FROM THE ECONOMIC COUNCILS TO CLUSTERS. PART 3: FORMATION OF A NEW ECONOMIC SYSTEM IN RUSSIA

This article discusses the issues of reforming economic relations of the first period of operation of economic councils (1917—1932) up to creating clusters at the present stage of development of the Russian economy.

In this case, the formation of various integrated structures on the basis of combining basic building blocks of economy — enterprises — is put by the authors in the framework of the thesis, based on the close connection between the past, present and future activities of enterprises, as a kind of evolutionary «core» of the newly created integrated structures.

Key words: economic councils, enterprises, production and economic structures, trusts, people's commissariats, industrial associations, integrated corporate associations, clusters.

Статья поступила в редакцию 18/V/2015.

The article received 18/V/2015.

* Borisyuk Nikolay Konstantinovich ([email protected]), Department of State and Municipal Management and Management; Ermakova Zhanna Anatolievna ([email protected]), Department of Human Resources Management, Service and Tourism, Orenburg State University, Orenburg, 460018, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.