VI. На уроке истории по теме «Феодальная раздробленность на Руси» использовался метод фишбоун («рыбий скелет»). Голова рыбы — это вопрос темы, верхние косточки — основные понятия, нижние косточки — суть понятий, хвост — ответ на поставленный вопрос. При этом записи должны быть краткими и представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. На верхних косточках студенты записывают причины возникновения изучаемой проблемы. На нижних косточках, расположенных напротив них, по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.
VII. Эссе — один из приемов, который используют в технологии развития критического мышления. Очень часто студенты сначала не понимают, что значит написать эссе, но в ходе объяснения, что это мини-сочинение или небольшое сочинение-рассуждение, им все ста-
Библиографический список
новится понятно. При работе над эссе нужно учитывать уровень подготовленности группы, поэтому время на выполнение работы может варьироваться от 5 до 15 минут. Студентов сразу предупреждаю, что за орфографические и пунктуационные ошибки оценка не снижается. Например, на уроке обществознания при изучении темы «Социальная значимость здорового образа жизни» предлагаю выполнить следующее задание: докажите, что для личности и для общества важно вести здоровый образ жизни.
Таким образом, приемы и методы РКМЧП гармонично ложатся на материал учебных дисциплин «История» и «Обществознание». Тем, интересных вопросов эти предметы дают великое множество. А критическое мышление — один из видов интеллектуальной деятельности человека — характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю [2].
1. Артемов, В. В. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций [Текст] / В. В. Артемов. — М. : Изд. центр «Академия», 2015. — 47 с.
2. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] / А. К. Колеченко. — СПб. : Изд-во «Каро», 2006. — 368 с.
УДК 378 Е. Н. Перевозчикова, ст. преподаватель Русско-
британского института управления (РБИУ), г. Челябинск, е-mail: [email protected]
ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ КОМПЕТЕНЦИЯМ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
В данной статье рассматривается проблема несоответствия структуры профессионального образования и рынка труда, в первую очередь «навеса» высшего образования невысокого качества. Отмечается, что современные стандарты высшего образования уделяют внимание формированию предпринимательской компетентности не только в профилирующих специальностях, но и в специальностях, которые напрямую не связаны с предпринимательской деятельностью. Приводится пример инновационно-предпринимательских компетенций ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» (бакалавриат). Представлено понятие инновационного потенциала как элемента структуры предпринимательской компетентности будущего бакалавра.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, предпринимательские компетенции, инновационно-предпринимательские компетенции, предпринимательский потенциал студентов, инновационно-предпринимательская деятельность студентов, мотивация развития инновационно-предпринимательской деятельности студентов.
В системе среднего профессионального серьезные перемены, обусловленные потреби высшего образования России происходят ностями рынка труда. Стабильное развитие
экономики России в 2000-2007 гг. сделало возможным переход на долгосрочное планирование ее развития. Кризис 2008 г. стал толчком к выбору новых направлений в деятельности страны, которые были отображены в соответствующих положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития и Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Так, в Концепции говорилось, что возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан. Действительно, качественное образование способно подготовить специалиста ответственного, готового к саморазвитию в своем профессиональном труде.
В 2013 г. Национальный исследовательский университет Высшей школы экономики опубликовал итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г., где дал точную формулировку проблемам по всем направлениям инновационного развития общества. В главе «Профессиональное образование» к основным проблемам на сегодняшний день была отнесена «проблема несоответствия структуры профессионального образования и рынка труда, в первую очередь "навеса" высшего образования невысокого качества» [1, с. 278], т. е. невостребованность на рынке труда 85 % выпускников высшего профессионального образования.
Данная проблема была спровоцирована тем, что в последние 15-20 лет молодежь в первую очередь была ориентирована на получение высшего образования. К концу 2000-х гг. о предпочтении высшего образования говорили почти в 88 % семей с детьми школьного возраста. В 2009 г. более двух третей обучающихся по программам профессионального образования были студентами вузов; по программам среднего профессионального образования обучались чуть менее четверти студентов; оставшиеся 10 % обучающихся посещали программы начального профессионального образования [1].
Поэтому в последующие три-четыре года возникла непростая ситуация на рынке труда, которая выразилась в дефиците квалифицированных рабочих, с одной стороны, и избытком людей с дипломом о высшем образовании, с другой стороны. Рынок труда заполонили специалисты с явно низким профессиональным уровнем, но ярко выраженными высокими требованиями к уровню ожидаемого вознаграждения собственного труда и качеству рабочего места.
На сегодняшний день, чтобы получить работу, нужно стать лучшим соискателем на должность, для этого необходимо обладать теми качествами личности, которые приведут соискателя к желаемому результату. Развивая профессиональные компетенции студентов, необходимо помнить и учитывать тот факт, что в постоянно изменяющемся современном мире будет востребован лишь тот специалист (бакалавр или техник), который не только сам готов изменяться, повышать уровень своих знаний, инициировать свою идею или развивать идеи соратников, самоорганизовываться, но и организовывать деятельность команды профессионалов, нацеленных на достижение поставленных задач. Следовательно, выпускник вуза должен владеть не только основными профессиональными компетенциями, но и предпринимательскими компетенциями, позволяющими смело войти в профессиональную жизнь и обеспечить реализацию профессиональных амбиций, в том числе и самозанятость.
В связи с данными фактами закономерными являются «корректировка образовательных стандартов и внедрение новых технологий обучения в целях формирования навыков, необходимых для инновационной экономики» [2, п. 3].
В современных стандартах высшего образования уделяется внимание формированию предпринимательской компетентности не только в профилирующих специальностях, но и в специальностях, которые напрямую не связаны с предпринимательской деятельностью. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения по направлению подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» (бакалавриат) сказано, что одним их основных видов профессиональной деятельности выпускника может быть инновационно-предпринимательская деятельность, готовность к которой определяется следующими профессиональными компетенциями:
- описывать целевые сегменты ИКТ-рынка (ПК-26);
- разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-27);
- использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг (ПК-28);
- создавать новые бизнесы на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-29) [3].
Поэтому «предпринимательская компонента сегодня становится неотъемлемой частью
профессиональной деятельности и обеспечивает престиж той или иной профессии, так как позволяет адаптировать ее к условиям современного рынка. Стремление молодого специалиста к созданию и реализации собственных бизнес-проектов является показателем его социально-экономической компетентности, проявлением активной жизненной позиции, готовности решать актуальные задачи, стоящие перед обществом, или просто создавать продукт, необходимый потребителю» [4, с. 231].
Изучая проблематику формирования инновационно-предпринимательских компетенций выпускников профессионального образования, а в частности бакалавров по направлению подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика», возникает необходимость исследовать труды экономистов и управленцев, так как в педагогических трудах и исследованиях данная тема стала подниматься только последнее десятилетие.
Формированию профессиональных компетенций будущего специалиста в рамках компе-тентностного, личностно-деятельностного, лич-ностно ориентированного подходов посвящены работы многих педагогов и психологов (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Проблема формирования конкурентоспособности будущих специалистов по информационным технологиям в процессе профессиональной подготовки в вузе разрабатывалась Л. В. Курзаевой. Формирование предпринимательской компетентности у старшеклассников рассматривалось в работах Т. М. Матвеевой (2001 г.), у студентов ссузов — в работах Е. П. Сулаевой (2011 г.); Е. П. Белан изучала способность студентов сочетать предпринимательскую, проектную и исследовательскую деятельность в рамках стратегического управления развитием исследовательского вуза (2007 г.). Условия и факторы успешной реализации предпринимательской деятельности рассмотрены в педагогических (Е. В. Анкудинова, 2009 г., Е. А. Лапа, 2011 г.; В. С. Морозова, 2012 г.; М. Л. Нюшенко-ва, 2010 г.) и в психологических исследованиях (З. Г. Ханова, 2011 г.; Т. Г. Хащенко, 2012 г.).
Что касается исследований зарубежных ученых, то личностные качества предпринимателя обосновали В. Зомбарт, Д. Макклелланд, А. Смит, Й. А. Шумпетер; аспекты предпринимательства как воспроизводства общественного интеллектуального капитала рассмотрели Дж. Акерлоф, М. Спенс, Дж. Ю. Стиглиц (2001 г.), М. Эбнер (2010 г.), Чу Яньхун (2012 г.).
В работах Н. Р. Тойвонена, Н. О. Яныкина выявлены следующие цели и внутренняя мотивация развития предпринимательской деятельности для студентов:
- возможность обеспечить себе дополнительный источник дохода;
- приобретение опыта управления и/или участия в производственной и инновационно-предпринимательской деятельности;
- диверсификация потенциальных сфер применения полученных навыков в формате профессиональной деятельности [5].
Предпринимательскую деятельность, как и предпринимательское образование, широко пропагандирует доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО, ректор Московского финансово-промышленного университета «Синергия» и президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству Ю. Б. Рубин. «Формирование в нашей стране системы предпринимательского образования, нацеленной на подготовку и воспитание конкурентоспособных предпринимателей, могло бы стать важным элементом государственной политики, ведь постоянное воспроизводство предпринимательского сословия является цементирующей основой любой эффективной национальной системы предпринимательства» [6, с. 5].
В ходе работы над формированием системы предпринимательского образования в России коллективом Московского финансово-промышленного университета «Синергия» под руководством Ю. Б. Рубина были проведены исследования по предпринимательству и предпринимательскому образованию в России и за рубежом, рассмотрены наилучшие практики, разработаны проекты стандартов среднего профессионального и высшего образования по предпринимательству [7].
Примером групповой проектной деятельности с элементами предпринимательского образования и самообразования на кафедре математики и информатики частного образовательного учреждения высшего образования «Русско-британский институт управления» (в 2010 г. — НОУВПО «Челябинский гуманитарный институт», зав. кафедрой — кандидат педагогических наук Н. Л. Ивинская) была работа группы студентов третьего курса СПО, которая под руководством преподавателей (внешние кураторы проектов — И. М. Белоусова, Е. Н. Пере-возчикова) вела деятельность по продвижению углубленного обучения и проведению тематических практик во внеурочное время. В группе
ПО-36 (специальность «программирование в компьютерных системах», 2010 г., VI семестр) выделились два интересующих студентов направления деятельности:
1) разработка структуры и организация деятельности предприятия на платформе 1С: Предприятие;
2) разработка и создание сайтов на различных доступных (бесплатных) платформах сети Интернет.
Инициативу преподавателей по данной проектной работе первоначально поддержали М. Земсков, А. Скутин, Г. Юрин и А. Чиглинцев, которые и стали в дальнейшем внутренними кураторами проектов. Были разработаны организационная структура, ответственность сторон, принимающих участие, регламент проведения студентами лекционных занятий, практик, групповой и самостоятельной работы, способы коммуникации для демонстрации промежуточных и итоговых результатов. К деятельности инициативной группы могли присоединиться все студенты СПО (любой специальности института), желающие как в роли слушателей, так и в роли помощников на практике иметь возможность получить результат по выбранной теме. Форма проведения лекционно-практиче-ских занятий и презентации итоговых результатов деятельности была очная (внеурочная), форма оперативного контроля могла варьироваться от очной до дистанционной, так как основная работа выполнялась на домашних компьютерах студентов. В итоге был создан сайт, на котором были представлены все возможности студентов и предложения по разработке и сопровождению аналогичных сайтов, что стало подспорьем в выборе преддипломной практики и объекта дипломной работы для многих студентов почти за год до защиты. Данная групповая проектная деятельность повлияла на повышение самостоятельности студентов, на выявление их организаторских и предпринимательских способностей, что в дальнейшем помогло им легко ориентироваться в выборе объектов профессиональной деятельности. К примеру, М. Земсков во время учебы (2010-2015 гг.) работал ведущим разработчиком веб-студии 8ееП:а, в то же время яв-
Библиографический список
лялся основателем и ведущим разработчиком проектов LiStick.ru и TaskMail.org, а с 2015 г работает в г. Екатеринбурге разработчиком интерфейсов на платформе Yandex. Г. Юрин во время учебы (2008-2014 гг.) стал учредителем ООО «Формат-Плюс» (ИТ), в 2010-2013 гг. работал арт-директором в студии дизайна «Браво Картолина» в Челябинске, на сегодняшний день также занимается разработкой интерфейсов сайтов.
Примером индивидуальной проектной деятельности была работа студента Д. Родионова, который на протяжении всех лет обучения на среднем и высшем уровне профессионального образования в Русско-британском институте управления находил объекты реальной деятельности как для участия в конкурсных работах, так и для подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ. Во время учебы с 2011 г. Д. Родионов стал работать старшим инженером ОАО «Челиндбанк» (г. Челябинск), а с 2014 г. является учредителем и ведущим специалистом по информационным технологиям ООО «Высокие технологии развития» (г. Челябинск).
Данные примеры подтверждают наличие предпринимательского потенциала студентов профессионального образования Русско-британского института управления на всех уровнях. Следовательно, предпринимательский потенциал — это своего рода характеристика способности студента к изменению, улучшению, прогрессу.
Инновационный потенциал в структуре предпринимательской компетентности будущего бакалавра предстает как:
- практичность и креативность мышления;
- способность к творчеству;
- потребность в самоактуализации и успехе;
- организаторские способности;
- интернальность при принятии решений;
- уверенность в себе [8].
Задача профессорско-преподавательского коллектива вуза — развить предпринимательский потенциал студентов, потому что его эффективное использование реализует переход от скрытой возможности к явной конкурентоспособности студентов на рынке труда.
1. Стратегия-2020 : Новая модель роста — новая социальная политика [Текст] : итоговый доклад о результатах эксперт. работы по актуальным проблемам соц.-эконом. стратегии России на период до 2020 г. Кн. 1 / под науч. ред. В. А. Мау, Я. И. Кузьминова. — М. : Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 430 с.
2. Перечень основных направлений реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] // О Стратегии инновацион-
ного развития РФ на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 8 дек. 2011 г. № 2227-р. — Прил. № 1. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124.
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика» [квалификация (степень) «бакалавр»] [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 14 янв. 2010 г. № 27]. — Режим доступа: http://base. garant.rU/197666/#ixzz4Ha6MmECs.
4. Шеина, А. В. Значение мотивации в развитии предпринимательских компетенций студентов технического вуза [Текст] / А. В. Шеина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 10. — Ч. II. — С. 230-232.
5. Яныкина, Н. О. Инновационно-предпринимательская деятельность в высшем учебном заведении : орг.-метод. аспекты [Текст] / Н. О. Яныкина, Н. Р. Тойвонен // Труды XV Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (|Мв-2012). — СПб., 2012. — С. 173-182.
6. Рубин, Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России : Диагностика проблемы [Текст] / Ю. Б. Рубин // Высш. образование в России. — 2015. — № 11. — С. 5-17.
7. Предпринимательское образование в России и за рубежом : история, содержание, стандарты, качество [Текст] : моногр. / под общ. ред. Ю. Б. Рубина. — М. : Москов. финансово-пром. ун-т «Синергия», 2015. — 416 с.
8. Матвеева, Т. М. Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. М. Матвеева. — М., 2001. — 19 с.
УДК 377 В. В. Хмелева, преподаватель Южно-Уральского
многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
По результатам проведенного исследования педагогического взаимодействия преподавателей и студентов ГПБОу «ЮУМК» большинство студентов заинтересованы в равнопартнерских отношениях, в педагогическом взаимодействии. Показаны методы педагогического воздействия.
Ключевые слова: личность, социально-психологические особенности личности, педагогический процесс, методы педагогического воздействия.
Для полноценного развития личности студента перед профессиональным образованием стоят задачи, направленные на всестороннюю подготовку специалиста.
В ходе профессиональной подготовки будущих специалистов преподаватель выполняет стратегическую роль в развитии личности студента. Необходимо определить, что такое личность. Данное понятие достаточно широко, но если обобщить, то можно сказать, что личность — это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями.
Основные особенности личности, как социальные, так и психологические, определяются по следующим критериям.
1. Содержание психологической сущности мировоззрения.
Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей, интересов, отношений, позиций. Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально-и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки [1].