Научная статья на тему 'Профессиональное образование регионоведа: ресурс формирования предпринимательской компетентности'

Профессиональное образование регионоведа: ресурс формирования предпринимательской компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНОВЕД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернявский Андрей Анатольевич

В статье представлены особенности профессионального образования регионоведа. Дан анализ педагогических исследований в этом направлении и Федерального образовательного стандарта, который является основой профессионального образования. На основе анализа исследований и опросов регионоведов поставлена проблема педагогических ресурсов формирования предпринимательской компетентности будущих регионоведов. Представлены основные положения для её решения в рамках педагогической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование регионоведа: ресурс формирования предпринимательской компетентности»

УДК 378.14

Чернявский А.А. Chernjavskij А.А.

Профессиональное образование регионоведа: ресурс формирования предпринимательской компетентности

Professional education of the regional studies specialist: resource of formation of enterprise competence

В статье представлены особенности профессионального образования регионоведа. Дан анализ педагогических исследований в этом направлении и Федерального образовательного стандарта, который является основой профессионального образования. На основе анализа исследований и опросов регионоведов поставлена проблема педагогических ресурсов формирования предпринимательской компетентности будущих регионоведов. Представлены основные положения для её решения в рамках педагогической науки.

Ключевые слова : регионовед, профессиональное образование, личность, компетенции, предпринимательская компетентность

Features of professional education of the regional studies specialist are presented in article. The analysis of pedagogical researches in this direction and the Federal educational standard which is a basis of professional education is given. On the basis of the analysis of researches and polls of regional studies specialists the problem of pedagogical resources of formation of enterprise competence of future regional studies specialists is put. Basic provisions for its decision within pedagogical science are presented.

Key words : regional studies specialist, professional education, personality, competences, enterprise competence

Основные характеристики профессионального образования определяются спецификой периода времени, общества и государства, а также региона и вуза, в котором это образование осуществляется.

Приморский край обладает целым рядом особенностей, которые существенным образом влияют на процесс образования регионоведов. Расположение края вблизи стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) актуализирует изучение исторических, географических, экономических и других характеристик и тенденций развития стран АТР и ресурсов взаимодействия с Россией. Особенно часто приморские студенты изучают регионоведение Китая.

Последние тенденции свидетельствуют о том, что руководство системой образования считает приоритетной практикоориентированность обучения. Поэтому для студентов важно не только понимать свою будущую профессию в контексте развития дальневосточных регионов, но и иметь компетенции продуктивного взаимодействия с представителями

ЧЕРНЯВСКИЙ Андрей Анатольевич, преподаватель отделения подготовки переводчиков Института иностранных языков Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток) E-mail: [email protected]

восточных культур для создания совместных международных проектов. Приоритетами для результатов образования должен стать патриотизм, работа во имя интересов своей страны, утверждения и оптимизации положения России на Дальнем Востоке. Продуктивность взаимодействий с народами АТР позволяет укреплять взаимопонимание и взаимное доверие, лежит в основе будущего процветания общего региона.

Как правило, выпускники направления «Регионоведение» владеют рядом иностранных, в том числе восточных языков, что является необходимым, но далеко не самым главным в будущей профессии регионо-веда.

Среди диссертационных исследований профессионального образования будущего регионоведа можно отметить работы Т.Л. Бедаревой [1], которая обосновала организационно-педагогические условия формирования профессиональной направленности у будущих регионове-дов (востоковедов) и И.В. Глуховой, которая раскрыла применительно к студентам-регионоведам проблему обоснования педагогических условий формирования культуры межнационального общения [3]. А.Ю. Ряхов-ская обосновала педагогические средства оценивания в процессе формирования рефлексивной позиции будущих регионоведов, которая активизирует личностный рост и сознательные волевые усилия студентов по самоизменению и обогащению своих возможностей [11].

По данным опроса представителей регионального научного сообщества, проведённого А.А. Киреевым в 2009 году, большинство респондентов рассматривает регионоведение в качестве междисциплинарной области знания [6]. Тематика научных работ оказалась преобладающим критерием регионоведческой специализации, что интерпретируется как свидетельство достаточно высокой значимости исследовательской активности, а также того, что процесс научной специализации зачастую завершается уже в зрелом возрасте.

Образование в области зарубежного регионоведения в основе своей определяется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВПО) [14]. Согласно этому базовому документу основными видами профессиональной деятельности регионоведа являются организационно-коммуникационная, информационно-аналитическая, редакционно-издательская, культурно-просветительская, научно-исследовательская и преподавательская.

Анализ ФГОС ВПО показывает, что регионовед должен обладать рядом профессиональных компетенций: составлять комплексную характеристику региона специализации; объяснять, интерпретировать и оценивать основные исторические, макроэкономические, социальные и географические тенденции и закономерности развития региона специализации; владеть языковыми и научными компетенциями [14].

Современный этап развития педагогической науки, нормативных документов профессионального образования, а также образовательной практики вузов показывает, что качество профессионального образования напрямую зависит от того, насколько востребованы выпускники рынком труда.

Автор статьи, — выпускник бакалавриата направления «Регионоведение» (2010 г., Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) и специалист этого же направления (2011 г., ВГУЭС), — организовал опрос выпускников-регионоведов, который проходил в 2012 - 2014 гг. во ВГУЭС (г. Владивосток), а также в Забайкальском государственном университете (ЗабГУ, г. Чита). В г. Чите в организации опроса помощь оказали сотрудники кафедры педагогики. Целью опроса было выявление ресурсов профессионального образования в области регионоведения. Выпускники направления «Зарубежное

регионоведение» были опрошены в качестве экспертов. Опрос проходил на этапе итоговой аттестации, в нём приняли участие 35 выпускников: 20 бакалавров и 15 специалистов с профессиональным опытом от 1 до 3 лет. Среди респондентов - 18 выпускников из Владивостока (15 бакалавров, 3 специалиста), 17 - из Читы (5 бакалавров, 12 специалистов). Они отвечали на вопрос, какие профессиональные компетенции (ПК), из числа заданных в ФГОС ВПО восемнадцати ПК, оказались в наибольшей степени востребованными. Кроме того, им было предложено сформулировать те компетенции, которых оказалось недостаточно в рамках профессионального образования будущих бакалавров.

Наиболее значимыми оказались компетенции из следующего перечня: 1) учитывать характер исторически сложившихся социально-экономических, политических и правовых систем при рассмотрении особенностей политической культуры и менталитета народов региона специализации (ПК-5); 2) владеть базовыми навыками ведения официальной и деловой документации на языке региона специализации (ПК-14); 3) владеть основами социологических методов, быть готовым принять участие в планировании и проведении полевого исследования в стране/регионе специализации (ПК-18) [14].

Среди компетенций, которые перечислили выпускники как важные, но недостаточно сформированные в процессе высшего профессионального образования, оказались способности к созданию международных социально-экономических и научных проектов, а также компетенции сходные по смыслу с ними, - их отметили 24 из 35 участников опроса. Способность к самопрезентации в профессиональном и зарубежном социуме отметили 14 из 35 выпускников. Коммуникативные навыки указали 13 выпускников. Вывод, который можно сделать по результатам этого опроса, — около 69% выпускников-регионоведов после получения профессионального опыта нуждаются в подготовке в области проектирования и профессиональной коммуникации.

Проблема профессионального образования будущего регионоведа состоит в том, что стандарт напрямую не предусматривает компетентности в области предпринимательского проектирования в качестве цели образования. Однако целый ряд функций профессиональных компетенций стандарта являются компонентами проектной компетентности: готовность к планированию, способность анализировать, интерпретировать.

Вопросы формирования предпринимательской компетентности в педагогике рассматривались в работах Е.П. Белан (2012), которая справедливо полагает, что предпринимательские компетенции - это интегральные надпредметные характеристики качества подготовки менеджера [2]; Е.А. Лапа (2011), доказавшей, что подготовка выпускников вуза к предпринимательской деятельности - это процесс освоения знаний, умений, навыков и способов действия, формирование качеств личности, нравственного поведения, свойственных субъекту современной проектно-практической деятельности в сфере предпринимательства с целью получения предпринимательского дохода [7]. М.Л. Нюшенкова (2010) обосновала методологию формирования предпринимательской культуры менеджера социально-культурной деятельности. Психологические аспекты предпринимательской компетентности и сходных феноменов рассмотрели ряд учёных [10]. В.С. Морозова (2012) определила её как совокупность личных и деловых качеств, навыков, знаний, модель поведения, владение которыми помогает успешно решать бизнес-задачи и достигать высоких результатов деятельности [8]. Т.Г. Хащенко (2012) обосновала в качестве системообразующего элемента личностной готовности к предпринимательской деятельности способ жизнедеятельности

личности в сфере экономических отношений в качестве активного творца и хозяина обстоятельств, ресурсов и результатов своего труда, профессионального развития и самореализации [15].

Среди исследований зарубежных учёных личностные качества предпринимателя анализировали В. Зомбарт [4] и А.Смит [12]; аспекты предпринимательства как воспроизводства общественного интеллектуального капитала рассмотрели Дж. Акерлоф, М. Спенс, Дж. Ю. Стиглиц (2001) [9; 13]. Д. Канеман, А. Тверски в аспекте информационной экономики обосновали необходимость учёта наличия разных картин мира у участников рыночных отношений, что обуславливает необходимость учёта механизмов формирования информационных моделей субъектов предпринимательства [5].

Анализ литературных источников по изучаемой проблеме показал, что формирование предпринимательской компетентности будущих ре-гионоведов до сих пор не являлось предметом целенаправленного исследования, в том числе — педагогического.

Ресурс профессионального образования как мера возможности формирования знаний и навыков, необходимых для профессиональной востребованности выпускников, состоит в создании педагогической модели и условий, позволяющих получить желаемый результат — сформированную предпринимательскую компетентность будущего регионоведа.

Собственные изыскания автора привели к рассмотрению предпринимательской компетентности студента — будущего регионоведа, как личностно-профессионального качества, которое носит надпредмет-ный характер, базируется на просоциальных ценностях, интегрирует знания, умения, навыки, проектную компетентность и социальную ответственность, что обуславливает успешность в создании и реализации предпринимательских проектов, в том числе международного уровня [16]. Структура предпринимательской компетентности содержит базовые взаимосвязанные компоненты: просоциальные ценности предпринимательства, отражающие не только личный, но и общественный интерес; комплекс знаний отечественного и зарубежного опыта межкультурного проектирования; умения ставить цель, быть готовым к риску, навыки проектирования; способность использовать инновационные идеи и решения; навыки и опыт работы с информационными ресурсами; способность организовывать решение коллективных задач в области социально-экономического проектирования; стремление к самодостаточному распоряжению своей жизнью, социальная ответственность перед коллективом, клиентами, обществом.

Каким должно быть образование для того, чтобы данная компетентность была сформирована?

Представим ряд характеристик такого специального образования. Формирование предпринимательской компетентности будущих регионоведов мы рассматриваем как процесс и результат интериоризации личностью системы её базовых компонентов.

К педагогическим условиям, в которых протекает этот процесс, относятся:

а) организация специальной программы формирования предпринимательской компетентности будущих регионоведов, которая позволяет включаться в процесс учебно-профессионального предпринимательского проектирования как условия «запуска» процессов саморазвития. Структура программы предписывает цели, принципы реализации, содержание, оценочно-регулятивный комплекс;

б) применение инновационных кросс-технологий ситуационного центра в интегрированной группе, состоящей из студентов разных культур, что обеспечивает межкультурный опыт предприни-

мательского проектирования и поэтапное включение личности в проектно-предпринимательскую среду в русле реализации учебно-профессиональных задач;

в) применением рефлексивных методов моделирования ситуаций предпринимательских социокультурных или социально-экономических проектов, которые способствуют глубокому овладению знаниями, умениями, навыками и способностями к предпринимательской деятельности.

Педагогическая модель формирования предпринимательской компетентности будущего регионоведа определяется следующими подходами: системным, личностно-деятельностным и рефлексивным, в её основе лежат ключевые компоненты предпринимательской компетентности. Модель представляет собой упорядоченную совокупность действий, обуславливающую поэтапную позитивную динамику каждого из компонентов компетентности от низкого уровня сформированности до высокого, и включает взаимосвязанные элементы целевого, содержательного, технологического и критериально-результативного характера [16].

Таким образом, проблемой профессионального образования в области регионоведения является отсутствие предпринимательской и проектной компетентности в содержании профессионального стандарта. В то же время выпускники адекватно оценили необходимость её развития для профессиональной деятельности. Особенностью предпринимательской компетентности будущих регионоведов, как результата профессионального образования, на наш взгляд, должна стать способность создавать продуктивные социально-экономические проекты межрегионального и международного уровня. Педагогический ресурс её формирования состоит в создании модели и специальных условий для её развития. Данная способность и качество предпринимательских проектов должны быть оценены в ходе профессионального образования действующими предпринимателями.

Литература

1. Бедарева Т.Л. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной направленности у будущих регионоведов (на примере подготовки востоковедов). Дис. канд.пед.наук. Чита, 2002. 295 с.

2. Белан Е.П. Формирование предпринимательской компетентности будущих менеджеров // Педагогические науки. Секция 2. Проблемы подготовки специалистов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/28_ PRNT_2011/Pedagogica/2_94881.doc.htm (дата обращения 22.09.2013 г.).

3. Глухова И.В. Формирование культуры межнационального общения у будущих регионоведов: автореф. дис. канд. пед. наук: Челябинск, 2008. 26 с.

4. Зомбарт В. Буржуа. М.: Терра-Книжный клуб, 2009. 576 с.

5. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 4. С. 31-42.

6. Киреев А.А. К вопросу о состоянии регионоведческих исследований российского Дальнего Востока: результаты анкетного обследования // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2009. № 1. С. 133-140.

7. Лапа Е.А. Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. Чита, 2011. 24 с.

8. Морозова В.С. Понятие и структура предпринимательской компетентности менеджера // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. Том II (Психолого-педагогические науки). С.199-204.

9. Нобелевская премия по экономике 2001. Д. Акерлоф (1940). За анализ рынков с асимметричной информацией. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.nobeliat.ru/laureat.php?id=461(дата обращения 12.11.2013 г.).

10. Нюшенкова М.Л. Методология формирования предпринимательской культуры менеджера социально-культурной деятельности в условиях высшей школы. Дис. доктора пед. наук. Тамбов, 2010. 452 с.

11. Ряховская А.Ю. Использование современных педагогических средств оценивания в процессе формирования рефлексивной позиции будущего специалиста-регионоведа. Дис. канд.пед.наук. Брянск, 2009. 207 с.

12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. 654 с.

13. Стиглиц Дж.Ю. Глобализация: тревожные тенденции / Пер. с англ. Г.Г. Пирогова. М.: Национальный общественно-научный фонд, 2003. 304 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032000 Зарубежное регионоведение (квалификация (степень) «бакалавр»). Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 794.

15. Хащенко Т.Г. Личностная готовность студентов к предпринимательской деятельности: психологическое содержание и условия формирования: автореф. дис. доктора психол. наук. Тамбов, 2012. 54 с.

16. Чернявский А.А. Формирование предпринимательской компетентности // Мир науки, культуры, образования. 2013.№5 (42). С. 201-203.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Bedareva T.L. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj napravlennosti u budushhikh regionovedov (na primere podgotovki vostokovedov). Dis. kand.ped.nauk. CHita, 2002. 295 s.

2. Belan E.P. Formirovanie predprinimatel'skoj kompetentnosti budushhikh menedzherov // Pedagogicheskie nauki. Sektsiya 2. Problemy podgotovki spetsialistov. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.rusnauka.com/28_ PRNT_2011/Pedagogica/2_94881.doc.htm (data obrashheniya 22.09.2013 g.).

3. Glukhova I.V. Formirovanie kul'tury mezhnatsional'nogo obshheniya u budushhikh regionovedov: avtoref. dis. kand. ped. nauk: CHelyabinsk, 2008. 26 s.

4. Zombart V. Burzhua. M.: Terra-Knizhnyj klub, 2009. 576 s.

5. Kaneman D., Tverski А. Ratsional'nyj vybor, tsennosti i frejmy // Psikhologicheskij zhurnal. 2003. T. 24. № 4. S. 31-42.

6. Kireev А.А. K voprosu o sostoyanii regionovedcheskikh issledovanij rossijskogo Dal'nego Vostoka: rezul'taty anketnogo obsledovaniya // Ojkumena. Regionovedcheskie issledovaniya. 2009. № 1. S. 133-140.

7. Lapa E.A. Pedagogicheskie usloviya podgotovki vypusknika vuza k predprinimatel'skoj deyatel'nosti: avtoref. dis. kand. ped. nauk. CHita, 2011. 24 s.

8. Morozova V.S. Ponyatie i struktura predprinimatel'skoj kompetentnosti menedzhera // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2012. № 2. Tom II (Psikhologo-pedagogicheskie nauki). S.199-204.

9. Nobelevskaya premiya po ehkonomike 2001. D. Akerlof (1940). Za analiz rynkov s asimmetrichnoj informatsiej. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www. nobeliat.ru/laureat.php?id=461(data obrashheniya 12.11.2013 g.).

10. Nyushenkova M.L. Metodologiya formirovaniya predprinimatel'skoj kul'tury menedzhera sotsial'no-kul'turnoj deyatel'nosti v usloviyakh vysshej shkoly. Dis. doktora ped. nauk. Tambov, 2010. 452 s.

11. Ryakhovskaya A.YU. Ispol'zovanie sovremennykh pedagogicheskikh sredstv otsenivaniya v protsesse formirovaniya refleksivnoj pozitsii budushhego spetsialista-regionoveda. Dis. kand.ped.nauk. Bryansk, 2009. 207 s.

12. Smit А. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov. M.: Izdatel'stvo sotsial'no-ehkonomicheskoj literatury, 1962. 654 s.

13. Stiglits Dzh.YU. Globalizatsiya: trevozhnye tendentsii / Per. s angl. G.G. Pirogova. M.: Natsional'nyj obshhestvenno-nauchnyj fond, 2003. 304 s.

14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 032000 Zarubezhnoe regionovedenie (kvalifikatsiya (stepen') «bakalavr») Utverzhdyon prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii ot 22 dekabrya 2009 g. № 794.

15. KHashhenko T.G. Lichnostnaya gotovnost' studentov k predprinimatel'skoj deyatel'nosti: psikhologicheskoe soderzhanie i usloviya formirovaniya: avtoref. dis. doktora psikhol. nauk. Tambov, 2012. 54 s.

16. CHernyavskij А.А. Formirovanie predprinimatel'skoj kompetentnosti // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013.№5 (42). S. 201-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.