От правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности -к мерам, направленным на повышение качества управления правами государства на результаты интеллектуальной деятельности*
А.Д. Алханов
заместитель Министра юстиции Российской Федерации
Алу Дадашевич Алханов, [email protected]
В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Д.А. Медведев определил приоритеты экономического развития страны - производство знаний, новых технологий и передовой культуры. При этом Президентом поставлена задача ускоренного перевода страны на инновационный путь развития, основанный на концепции пяти «И»: институты, инвестиции, инфраструктура, инновации и интеллект.
Формирование и развитие национальной инновационной системы невозможны без активного совершенствования законодательства в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.
При этом одним из важнейших аспектов развития отечественного законодательства в этой области является защита интеллектуальной собственности и вовлечение прав на результаты научно-технической деятельности в хозяйственный оборот, что, по сути, является основой формирования цивилизованного рынка интеллектуальной собственности.
В соответствии с решениями Президента и Правительства Российской Федерации на Министерство юстиции Российской
Федерации (Минюст России) возложены функции по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения.
Необходимо отметить, что работа по созданию механизма правовой защиты была начата в 1998 году практически с нулевой отметки. За истекший период Минюстом России во взаимодействии с федеральными органами в сфере защиты интересов государства при распоряжении правами на результаты интеллектуальной деятельности военного, двойного и специального назначения созданы:
• нормативная правовая база, обеспечивающая функционирование механизма правовой защиты;
• организационная структура (образовано специализированное учреждение ФГУ «ФАПРИД»1, реализующее функции защиты прав государства; выработан порядок взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти при распоряжении правами на результаты интеллектуальной деятельности военного, двойного и специального назначения);
* Статья подготовлена по материалам доклада на Всероссийском форуме - 2009 «Интеллектуальная собственность - XXI век», проходившем 22-24 апреля 2009 года в Москве. Информация о Форуме опубликована в № 5 (92) журнала.
1 ФГУ «ФАПРИД» - федеральное государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции Российской Федерации».
• информационные системы (организован государственный учет результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения).
Созданный механизм правовой защиты позволяет:
• обеспечивать правовую охрану, государственный учет и инвентаризацию результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации;
• осуществлять распоряжение правами на эти результаты при их вовлечении в гражданско-правовой оборот и обеспечивать при этом поступление в доход федерального бюджета значительных объемов дополнительных средств;
• защищать правовыми методами интересы государства, в том числе в судебном порядке, при нарушении прав интеллектуальной собственности, принадлежащих государству.
Государственный учет результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения организован Минюстом России в 15 федеральных органах исполнительной власти, являющихся основными государственными заказчиками по государственному оборонному заказу и федеральным целевым программам в сфере обороны и безопасности государства. Подразделения государственных заказчиков оснащены современными вычислительными и телекоммуникационными средствами, обеспечивающими автоматизированное ведение распределенной базы данных единого реестра этих результатов.
Сегодня в едином реестре учтено более 8 000 результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), в которые вложены миллиарды государственных средств. К сожалению, пока единый реестр содержит данные в основном о вновь создаваемых по государственным контрактам результатах.
Вопросы распределения прав на эти результаты между государством в лице госу-
дарственных заказчиков и предприятиями промышленности решаются в соответствии с законодательством и условиями государственных контрактов. При этом огромный экономический интерес для предприятий промышленности представляют вопросы распределения прав на ранее созданные результаты. Для решения проблем учета ранее созданных результатов, распределения прав на эти результаты и обеспечения их легитимного введения в гражданско-правовой оборот задействован механизм инвентаризации на предприятиях промышленности. При помощи этого механизма стало возможным решать задачи не только при приватизации государственных унитарных предприятий, но и в уже созданных хозяйственных обществах при формировании интегрированных структур и корпораций. Только в 2008 году была организована и проведена инвентаризация на 273-х предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Результаты инвентаризации, по сути, впервые учтены Росиму-ществом2 при подготовке распоряжений об условиях приватизации государственных унитарных предприятий. Благодаря этому были сформированы пакеты результатов НИОКР, принадлежащих государству, при создании таких интегрированных структур, как Объединенная судостроительная корпорация, Государственная корпорация «Ростехнологии» и других структур.
Проведение мероприятий по инвентаризации и учету позволило запустить механизм распоряжения правами государства на результаты интеллектуальной деятельности военного двойного и специального назначения. Пока этот механизм реализуется только Минюстом России при коммерциализации созданных за счет средств федерального бюджета результатов, используемых в рамках внешнеэкономической деятельности, в первую очередь в рамках военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.
Отработан механизм зарубежного патентования передовых российских разработок в странах предполагаемого экспорта
2 Росимущество - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
продукции военного, специального и двойного назначения. За истекший период ФГУ «ФАПРИД» при Минюсте России совместно с ведущими предприятиями промышленности получено 46 зарубежных патентов, по 140 заявкам на получение зарубежных патентов работа еще продолжается.
Проделанная работа в итоге позволила обеспечить защиту интересов государства на результаты интеллектуальной деятельности именно правовыми методами. Так, в 2008 году удалось наладить претензионную и исковую работу, направленную на обеспечение соблюдения предприятиями промышленности условий лицензионных договоров. Защита прав и законных интересов Российской Федерации обеспечивалась в 15 судебных разбирательствах по делам разной подведомственности и в судебных инстанциях различного уровня. По 13 искам судом приняты положительные решения в пользу государства, остальные иски находятся на различных стадиях рассмотрения.
Однако не все задачи удалось решить. Остались нерешенными проблемы оформления передачи прав государства на результаты интеллектуальной деятельности для использования предприятиями промышленности или управляющими компаниями в интегрированных структурах. Не удалось пока на должном уровне решить задачу капитализации и формирования нематериальных активов.
Вместе с тем при имеющихся недостатках нельзя не видеть главного - и государство, и руководители приватизируемых предприятий, и потенциальные собственники (инвесторы) наконец-то осознали важность и значимость правообладания результатами интеллектуальной деятельности.
Системный анализ ситуации, сложившейся в сфере распоряжения правами государства на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, показывает, что на базе достигнутого можно и нужно уже сегодня решать принципиально новые задачи. Среди таких задач выделим две основные.
1. Формирование в Российской Федерации системы управления правами на ре-
зультаты интеллектуальной деятельности, составной частью которой должна стать система правовой защиты интересов государства на эти результаты.
2. Совершенствование системы правовой защиты интересов государства, российских производителей продукции военного, специального и двойного назначения на международном рынке, в первую очередь в рамках военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.
Первая задача
Под управлением результатами интеллектуальной деятельности следует понимать процессы планирования и контроля создания результатов интеллектуальной деятельности, учета и обеспечения правовой охраны созданных результатов, распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, а также контроля за эффективностью данного распоряжения.
Система государственного управления результатами интеллектуальной деятельности должна стимулировать процессы более эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, при условии недопущения причинения ущерба интересам обороны и безопасности государства. Полагаем, что указанная задача является ключевой при формировании инновационной модели экономики государства. Переход на инновационный путь развития - это структурная перестройка всей промышленности, формирование законодательных и административных основ, имеющих своей главной целью создание необходимых условий, при которых промышленность стала бы «восприимчивой» к новым технологиями и на этой основе обеспечила бы насыщение рынка новой, конкурентоспособной продукцией.
Вступившая в силу часть IV Г ражданского кодекса Российской Федерации усилила защиту прав на интеллектуальные продукты, повысила эффективность мер ответственности за их нарушение, гармонизировала российское законодательство с международным. В целях реализации положений
части IV ГК РФ приняты федеральные законы от 25 декабря 2008 года № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» и от 30 декабря 2008 года № 316-ФЗ «О патентных поверенных».
Однако, не умаляя значимости принятой и вступившей в законную силу части IV Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О передаче прав на единые технологии», нельзя не отметить, что еще не решены все проблемы и противоречия, связанные с эффективным управлением результатами интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации. Именно поэтому Минюстом России организована разработка проекта федерального закона «О результатах интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения». Концепцией закона и техническим заданием на его разработку предусматривается, что закон призван обеспечить правовое регулирование следующих вопросов:
• определить цели, формы реализации и приоритеты государственной политики в сфере использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;
• установить особенности правового режима результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;
• определить полномочия федеральных органов исполнительной власти, реализующих права государства на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения и исполняющих функции учета, регистрации и контроля за оборотом результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения.
Вторая задача
Вторая задача связана с совершенствованием механизмов защиты интересов государства, российских производителей продукции военного, специального и двойного назначения на международном рынке, в первую очередь в рамках военно-техни-
ческого сотрудничества с иностранными государствами.
Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные или переданные в ходе военно-технического сотрудничества, - действенный инструмент решения важнейших общегосударственных задач, одной из которых является повышение конкурентоспособности российской промышленности на международном рынке продукции военного назначения.
С точки зрения повышения конкурентоспособности российской промышленности защита прав на результаты интеллектуальной деятельности направлена на закрепление за российскими производителями определенных сегментов мирового рынка продукции военного назначения и предотвращение нарушений в части копирования российских вооружения и военной техники.
С учетом необходимости поставок иностранным заказчикам все более совершенного вооружения и удовлетворения их требований на предоставление доступа к новейшим результатам НИОКР актуальность защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности будет только возрастать. В связи с этим в настоящее время Минюстом России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти принимаются меры по формированию международной нормативной правовой базы в области защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности путем заключения межправительственных соглашений о защите прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе военно-технического сотрудничества. Соответствующие соглашения заключены с 20 государствами, в том числе с Болгарией, Францией, Чехией, Турцией, Италией, Китаем, Индией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном. Переговорные процессы разной степени интенсивности проходят более чем в 50 государствах всего мира.
Вместе с тем предпринимаемые Минюстом России шаги в сфере защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности не всегда находят поддержку в практической деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной
власти, в первую очередь государственных заказчиков НИОКР, и организациях, участвующих в военно-техническом сотрудничестве.
Так, анализ правоприменительной практики в сфере защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и итогов их инвентаризации на предприятиях оборонно-промышленного комплекса показывает, что большинство результатов НИОКР, в том числе создаваемых за счет средств федерального бюджета, не имеют правовой охраны (не охраняются посредством патентования или введения режима коммерческой тайны (ноу-хау) на территории Российской Федерации и, соответственно, не могут охраняться должным образом при их передаче на территории иностранных государств.
В связи с этим основным направлением совершенствования существующей системы защиты результатов интеллектуальной деятельности в ходе военно-технического сотрудничества является предотвращение передачи иностранным заказчикам не обеспеченных должной правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности военного назначения. Это позволит создать действенные рыночные рычаги воздействия на партнеров по военно-техническому сотрудничеству, предотвратить несанкционированное копирование российских вооружения и военной техники и будет способствовать закреплению за российскими производителями определенных сегментов мирового рынка вооружения.
Учитывая изложенное, Минюстом России разработан комплекс мер, направленных на повышение качества управления резуль-
татами интеллектуальной деятельности. Вкратце это прежде всего:
• совершенствование нормативной базы в сфере распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащими Российской Федерации единолично либо совместно с разработчиками;
• неукоснительное соблюдение требований осуществления государственного учета результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет или с использованием средств федерального бюджета;
• выработка механизмов государственного контроля и надзора в сфере распоряжения правами государства на результаты интеллектуальной деятельности.
Также с целью повышения качества управления результатами интеллектуальной деятельности представляется необходимым обеспечить осуществление постоянного мониторинга и анализа правоприменительной практики норм части IV Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона «О передаче прав на единые технологии».
В завершение хочу сказать, что в новых сложившихся экономических реалиях перед Минюстом России и федеральными органами исполнительной власти ставятся более сложные задачи - проводить взвешенную и эффективную государственную политику, направленную на защиту прав государства на результаты интеллектуальной деятельности и совершенствование управления этими правами. Я уверен, что с поставленными задачами мы справимся!