Права на РНТД и правопреемство по ним при приватизации имущественного комплекса ГУП
Е.А. Ливадный
начальник отдела интеллектуальной собственности Государственной корпорации «Ростехнологии», кандидат юридических наук, кандидат технических наук (г. Москва)
Евгений Александрович Ливадный, [email protected]
Нормативные правовые акты, регулирующие отношения по приватизации имущественного комплекса государственных унитарных предприятий (далее - ГУП), учитывают в его составе наряду с исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД) права на результаты научно-технической деятельности (далее - РНТД), что вызывает необходимость изучения соотношения этих понятий и учета особенностей их правового регулирования в ходе приватизации.
Законодательство Российской Федерации не содержит явного определения понятия «результат научно-технической деятельности», несмотря на то, что оно используется в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) и в нескольких десятках подзаконных нормативных актов. В абзацах 7 и 8 статьи 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее - Закон о науке) сходный термин «научно-технический результат» определен как продукт научно-технической деятельности, в том числе результат интеллектуальной деятельности, содержащий новые знания или решения, зафиксированный на любом информационном носителе и предназначенный для реализации. Закон о науке не раскрывает объем понятия «продукт научно-технической деятельности», отмечается только, что РИД входят в него. Термин «научно-техническая продукция» был раскрыт ранее в Положении о договорах на создание (передачу) научнотехнической продукции, утвержденном постановлением Государственного комитета
Совета Министров СССР по науке и технике от 19 ноября 1987 года № 435, а именно: «К научно-технической продукции относятся законченные научно-исследовательские, проектные, конструкторские, технологические работы и услуги, изготовленные опытные образцы или опытные партии изделий (продукции), выполненные в соответствии с требованиями, предусмотренными в договоре, и принятые заказчиками».
Таким образом, в состав результатов научно-технической деятельности были включены не только РИД, но и материальные носители научно-технической информации - опытные образцы или опытные партии изделий. Подобным образом пункт 1 Положения об осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2006 года № 696, определил РНТД как результаты научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ, к которым с учетом пункта 1 статьи 769 ГК РФ следует отнести в том числе образец нового изделия и конструкторскую документацию. В пункте 2 Положения об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 года № 7 [7] в составе РНТД рассматривалась отчетная научно-техническая, проектная, конструкторская, технологическая и другая документация.
Впервые соотношение РНТД и РИД на законодательном уровне было раскрыто в статье 1542 ГК РФ, где указывается, что РНТД может включать «в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие РИД, подлежащие правовой охране в соответствии с правилами настоящего раздела», а также РИД, «не подлежащие правовой охране на основании правил настоящего раздела, в том числе технические данные, другая информация».
Таким образом, РИД, полученные в ходе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее -НИОКР), как правило, входят в состав РНТД. Кроме того, РНТД в отличие от РИД в зависимости от содержания общественных отношений, регулируемых конкретным нормативным правовым актом, также могут включать в себя материальные, вещественные объекты (документация, опытный образец), не являющиеся объектом исключительных прав, но являющиеся материальными носителями информации о РИД, либо саму эту информацию. В связи с этим в общем случае термин РНТД следует рассматривать как родовой по отношению к термину РИД.
Другая проблема связана с возможностью включения в состав РНТД РИД военного, специального и двойного назначения. В ряде нормативных правовых актов понятие РНТД относится только к результатам гражданского назначения. Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 года № 284 и от 18 ноября 2006 года № 696 определяют термин «результат научно-технической деятельности» как «результат научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета».
Напротив, Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 года № 863 не содержит каких-либо указаний на то, что под РНТД понимаются результаты сугубо гражданской направленности. Пункт 8 постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 года № 982 «Об использовании результатов научно-
технической деятельности» содержит оговорку следующего содержания: «настоящее Постановление не распространяется на результаты научно-технической деятельности военного и специального назначения, а также на результаты научно-технической деятельности, относящиеся в целом к объектам двойного назначения или к принципиально важным частям таких объектов, экспорт которых контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Понимание РНТД как результатов НИОКР не только гражданской направленности содержится в Основных направлениях реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 года № 1607-р (они распространяются на «результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности страны» и «результаты работ военного, специального и двойного назначения»), а также в постановлении Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научнотехнической деятельности», утвердившем Положение о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, и в постановлении Правительства Российской Федерации от 14 января
2002 года № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности». В ходе проведения инвентаризации прав на РНТД в соответствии с абзацем 7 пункта 3 Приложения 1 к Методическим рекомендациям по организации государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, утвержденным совместным приказом Министерства юстиции
Российской Федерации № 174 и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации № 179 от 17 июля
2003 года, выявляются данные о результатах НИОКР военного, специального и двойного назначения.
Таким образом, термин «результат научно-технической деятельности» используется в двух значениях. В широком значении он включает в себя и результаты НИОКР военного назначения, специального и двойного назначения, которые в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 года № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» и в целом ряде других нормативных правовых актов именуются результатами интеллектуальной деятельности. Законодательство о РНТД, если в нем не оговорено иное, имеет общий характер по отношению к законодательству о РИД военного назначения. В некоторых случаях, когда это специально оговорено в законодательстве, в том числе когда РНТД противопоставляются РИД военного назначения, под РНТД понимаются только результаты гражданского назначения.
Указанные замечания о соотношении РИД и РНТД существенны при рассмотрении вопросов перехода исключительных прав на РИД и иных прав на РНТД (в том числе вещных) при приватизации имущественных комплексов государственных унитарных предприятий.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) открытое акционерное общество (далее - ОАО), созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится его правопреемником в соответствии с передаточным актом. В соответствии с изменениями, внесенными в статью128 ГК РФ, с 1 января 2008 года исключительные права являются
имущественными правами, следовательно, они должны входить в состав приватизируемого имущества. В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 11 Закона о приватизации при приватизации имущественного комплекса ГУП имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается собственником. В соответствии с абзацем 2 этого же пункта статьи 11 Закона о приватизации Правительством Российской Федерации могут быть установлены виды исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ГУП и передаваемых покупателю в пользование по лицензионному или иному договору.
В отсутствие соответствующего решения Правительства Российской Федерации перечень прав на РНТД, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ГУП, определяется политикой Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), которая находит отражение в соответствующих письмах ведомства.
В соответствии с пунктами 15 и 16 письма Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 6 июня 2002 года № АБ-2/10099 в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП включаются права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, в том числе права на РНТД. В перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ГУП, включаются исключительные права на РИД («объекты интеллектуальной собственности»), которые «непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности страны». При определении объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ГУП, и порядка их дальнейшего использования структурные подразделения центрального аппарата или территориальные органы Министерства
имущественных отношений Российской Федерации взаимодействуют с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Как следует из методических документов Росимущества, в них под РНТД могут пониматься объекты вещных прав, в первую очередь техническая документация и отчеты о научно-исследовательской работе. В этом случае РИД (исключительные права на РИД) рассматриваются как отдельный от РНТД объект приватизации. Так, в соответствии с письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 31 мая 2005 года № ЛП-06/11843 в процессе приватизации РНТД (сведения о которых не составляют государственную тайну) территориальным управлениям Росимущества было рекомендовано включать в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса права владения, пользования и распоряжения РНТД. При этом «РНТД как архив, а также материальные носители, на которых содержится информация», не подлежали приватизации. Подлежали приватизации исключительные права на РИД и право на получение исключительных прав на РИД по патентным заявкам (если сведения не содержали государственной тайны). В случае приватизации прав на РИД и (или) РНТД государство получало право на безвозмездную лицензию для их использования для государственных нужд.
На практике применение указанного подхода приводило к возникновению разногласий с федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками, иными органами государственной власти, осуществляющими распоряжение правами Российской Федерации на РНТД и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в указанной сфере. По этой причине рекомендации по механизму приватизации РНТД, указанные в письме Росимущества [17], были впоследствии скорректированы.
Согласно приказу Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 31 июля 2008 года № 222 пред-
усмотрено провести инвентаризацию прав на результаты научно-технической деятельности на 183 ГУП, приватизируемых во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 июля 2008 года № 1052 «Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии».
Практика подготовки приватизационных документов, в рамках которой в основном проходит приватизация организаций Государственной корпорации «Ростехнологии» (далее - Корпорация), состоит в следующем.
РНТД, выявленные в ходе инвентаризации прав на РНТД (в том числе не подлежащие отражению в бухгалтерском учете в составе нематериальных активов), в виде отчетов о выполненных предприятием научно-исследовательских и опытноконструкторских работах и соответствующих документов включаются в перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса предприятия, а в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия включатся право предприятия использовать сведения, содержащиеся в выявленных РНТД, при производстве продукции, работ, услуг.
В отношении исключительных прав предприятия в перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия, включаются обременения в виде права безвозмездного использования Российской Федерацией для государственных нужд соответствующих результатов интеллектуальной деятельности, а также права на получение Российской Федерацией неисключительной безвозмездной лицензии, если соответствующие обременения рекомендованы в актах инвентаризации прав на РНТД, согласованных с представителями федеральных органов исполнительной власти, включенных в состав рабочих инвентаризационных комиссий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации [7].
Анализ результатов проведенной в 2008 году инвентаризации прав на РНТД в ГУП, преобразуемых в ОАО, 100 процентов акций которых принадлежат Корпорации, показал, что среднее число РНТД (объекты исключительных прав, техническая документация, отчеты по НИР, заявки на получение патентов), выявленных на предприятиях, составляет около 110 единиц, из них около 15 РНТД защищены или были защищены патентами Российской Федерации. Эти цифры свидетельствуют о достаточно высоком уровне наукоемкости производства и об осознании необходимости правовой охраны РИД во многих организациях Корпорации.
Однако уровень правовой охраны РИД на предприятиях отличается существенной неоднородностью. На таких предприятиях, как федеральное государственное унитарное предприятие (далее - ФГУП) «Рязанский приборный завод», ФГУП «Омский НИИ приборостроения», количество принадлежащих предприятию патентов и поставленных на баланс нематериальных активов измеряется сотнями, а на федеральном государственном унитарном предприятии «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод им. Э.С. Яламова», а также на ФГУП «Конструкторское Бюро Машиностроения», ГУП «Конструкторское Бюро приборостроения» и ФГУП «ФНПЦ «Прибор» их балансовая стоимость достигает нескольких десятков миллионов рублей. Свыше 100 патентов Российской Федерации принадлежат каждой из таких организаций, как Обнинское научно-производственное предприятие «Технология», государственное научнопроизводственное предприятие «Сплав», «Ижевский механический завод», «Конструкторское бюро приборостроения».
В то же время на большинстве предприятий отсутствуют права на РНТД, предоставляющие им правовую возможность, в том числе исключительное право производства и реализации на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной инновационной промышленной продукции. В частности:
• на более чем 10 процентов предприятий не выявлено ни одного РНТД;
• свыше 30 процентов предприятий не имеют прав на РНТД;
• свыше 40 процентов предприятий не имеют ни одного патента;
• свыше 90 процентов предприятий не охраняют используемые и разрабатываемые технологии в режиме коммерческой тайны и, следовательно, не имеют секретов производства (ноу-хау).
В результате около 60 процентов предприятий не имеют прав на РНТД, содержащиеся в используемой ими технической документации, а оставшимся 40 процентов предприятий принадлежит лишь 10-50 процентов комплектов технической документации. В большинстве случаев права на используемую предприятиями техническую документацию и (или) содержащиеся в них РИД принадлежат государству. При этом в большинстве случаев содержащиеся в технической документации РИД правовой охраной не обеспечены, что создает предпосылки для их несанкционированного воспроизводства.
Практически полностью отсутствует зарубежное патентование разработок российского оборонно-промышленного комплекса. Одно из немногих исключений - ОАО «Концерн «Ижмаш», 4 разработки которого защищены 4 евразийскими, 1 европейским и 19 национальными патентами.
Отмеченные обстоятельства существенно снижают инвестиционную привлекательность организаций Корпорации, возможности Корпорации управлять ими и получать доходы от этой деятельности.
В связи с этим Корпорацией разработана и в марте 2010 года утверждена генеральным директором Корпорации Концепция управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в Государственной корпорации «Ростехнологии». Концепция разработана в целях создания в Корпорации и ее организациях эффективной системы управления правами на РИД, обеспечивающей выявление, правовую охрану, вовлечение РИД (прав на них) в оборот и защиту прав на них и на этой основе повышение капитализации и целевых показателей деятельности Корпора-
ции и ее организаций. В рамках Концепции предусмотрена, в частности, разработка типового положения (стандарта) проведения инвентаризации и организации учета прав на РНТД в управляющей и головной организации холдинговой компании (интегрированной структуре) и организациях Корпорации.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ.
4. О науке и государственной научнотехнической политике : Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ.
5. Положение о договорах на создание (передачу) научно-технической продукции : утверждено постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике от 19 ноября 1987 года № 435.
6. Положение об осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета : утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2006 года № 696.
7. О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научнотехнической деятельности : постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 года № 7 : в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 года № 366.
8. О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ гражданского назначения : постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 года № 284 // Собрание законо-
дательства Российской Федерации, 2005, № 19, ст. 1838.
9. О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий : Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 года № 863 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3756.
10. Об использовании результатов научно-технической деятельности : постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1 999 года № 982 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 36, ст. 4412.
11. Об основных направлениях реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности : распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 № 1607-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 50, ст. 4803.
12. О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности : постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года № 685.
13. Об утверждении Методических рекомендаций по организации государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации : приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 174 и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации № 179 от 17 июля 2003 года.
14. О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения : постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 года
№ 1132 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 40, ст. 4964.
15. О приватизации государственного и муниципального имущества : Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ.
16. О приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий Минимущества России : письмо Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 6 июня 2002 года № АБ-2/10099.
17. О порядке приватизации прав на результаты интеллектуальной и научно-
технической деятельности : письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 31 мая 2005 года № ЛП-06/11843.
18. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 10.07.2008 № 1052 «Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции «Ростехнологии» : приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 31 июля 2008 года № 222.
* *
1_ А W V I И М
пекЬотщ зауеііеу
£ ратіпегБ
+7 (495) 646 81 76
www.nsplaw.ru
ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИИ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 10. 07. 2011
Александр Киселев - юрист юридической фирмы «Некторов, Савельев и Партнеры»
Ольга Журавлева - юрист юридической фирмы «Некторов, Савельев и Партнеры»
I. Восстановление регистрационной записи в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) о праве (обременении) на недвижимое имущество возможно только в порядке искового производства по иску заинтересованного лица к текущему правообладателю, а не по результатам оспаривания действий регистрирующего органа (Общество «Банк Москвы» УЭ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области. Дело № А47-157/2010. ВАС № 2150/11*)
Банк Москвы (далее - банк) и гр-н Коломинский заключили кредитный договор для приобретения квартиры на условиях передачи ее в ипотеку. До погашения кредита гражданин, обратившись в регистрирующий орган, произвел погашение ипотеки, предоставив поддельное письмо, якобы составленное банком. Впоследствии гражданин продал квартиру другому лицу (приобретателю). Банк, обнаружив погашение записи об ипотеке, обратился в суд с заявлением о признании незаконными действия регистрирующего органа по погашению регистрационных записей и об обязании восстановить регистрационные записи об ипотеке.
Обосновывая отмену актов нижестоящих судов, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ) указал следующее. Требование залогодержателя о восстановлении регистрационной записи об ипотеке направлено на оспаривание зарегистрированного без обременения права собственности другого лица на эту недвижимость. В силу пункта 56 постановления № 10/22 зарегистрированное право не подлежит оспариванию в порядке производства по делам из административных отношений, поскольку в этом случае не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Восстановление регистрационной записи об ипотеке возможно только по результатам рассмотрения судом в порядке искового производства спора о правах на недвижимое имущество по иску заинтересованного лица о признании (восстановлении) права залога. При этом в качестве ответчиков привлекаются залогодатель, а также лицо, за которым в ЕГРП в момент рассмотрения дела зарегистрировано недвижимое имущество, ранее обремененное ипотекой. Для восстановления регистрационной записи суду необходимо исследовать добросовестность приобретателя, действительность сделки купли-продажи, наличие согласия приобретателя на обременение его имущества по чужим долгам. Кроме того, указал ВАС РФ, восстановление регистрационной записи, залогодателем по которой будет значиться гр-н Коломинский, не являющийся собственником заложенного имущества, незаконно, так как противоречит статье 335 Гражданского кодекса Российской Федерации.
II. Сделка по обмену земельными участками, один из которых предназначен для строительства и находится в государственной (муниципальной) собственности, совершенная в обход порядка предоставления земельных участков для строительства, предусмотренного статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, ничтожна, и переход прав по такой сделке государственной регистрации не подлежит
(ООО «Кузкэй» УЭ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан. Дело № А65-15941/2009. ВАС № 18545/10)
______________ Окончание на с. 95
* Подробнее с материалами дел вы можете ознакомиться на официальном сайте Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru/