Литература
Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10-ти томах. Под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, Н.А. Константинова. Академия пед. наук РСФСР, М.: Изд-во Академии пед. наук, 1957.
Остапец А. А. От кружка школы до экспериментального центра Москвы и России (20 лет клуба и центра «Родина»), изд. 3-е, переработ. и дополнен. (по тексту 1992 г.) М.: Изд-во ЭЦДЮТЭ «Родина», 1997.
Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. Методические рекомендации. М.: Изд-во Российской международной академии туризма, 2001.
УДК908;929
Л. Б. Рамонова
ЛИТЕРАТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО А. А. ОСТАПЦА-СВЕШНИКОВА
В статье представлен еще одна грань всесторонней Личности А.А. Ос-тапца - его литературно-педагогическое творчество в многообразии жанров, в котором в ярких художественных образах, зарисовках отражен богатый личный опыт образовательной социально значимой туристско-краеведческой деятельности с детьми и взрослыми педагога-профессионала, владеющего секретами художественного искусства.
The article presents another face full of personality A. A. Ostapetsa-literary-pedagogical creativity in a variety of genres, in which bright artistic images, sketches reflects the wealth of personal experience educational social important tourist and ethnographic activities with children and adult educator professional who owns secrets art.
Ключевые слова: детский туризм, туристско-краеведческая деятельность, туристский поход, экспедиция, экскурсия, художественно -педагогическое творчество, жанры литературных произведений А. А. Остапца.
Keywords: children's tourism, tourist and local activities, tourist campaign, expedition, excursion, artistic-pedagogical creativity, literary genres, A. A. Ostapetsa.
Все, кто был знаком Александром Александровичем, бывал с ним в походах и экспедициях, знали эту его особенность: он все время записывал, записывал мысли и идеи, - буквально конспектировал происходящее, сохраняя историю в деталях,. Из множества
записных книжек образовались книги, которые мы теперь можем перечитать, еще раз встретиться с автором, услышать его, может быть найти ответы на вопросы.
За свою жизнь А. А. Остапец-Свешников написал более 200 научных и художественных педагогических трудов. Большая из них (около 140) - статьи в сборниках, программы, целые книги. Журнальных статей - 35, в газетах 31.
Основное содержание публикаций многогранно:
• туризм и краеведение как вид деятельности, как средство воспитания, как наука, как образ жизни большой части общества
• экология - насущная проблема современности
• воспитание патриотизма и других высоких нравственных качеств человека
• расширение и углубление познавательного потенциала (знания, умения, навыки).
Юному читателю, начинающему туристу легче всего приобщиться к чтению, начиная с произведений, привлекающим внимание уже своим названием:
«Дружок - туристская собака», М.,1983 г.
«Экологический роман», М.,1985 г.
«Встреча в транссибирском экспрессе» М.,1995 г.
«Легчайшая кавалерия», М.,1995 г.
«Все хорошо, прекрасная маркиза!» М.,1995 г.
«Школа-интернат № 15 Б. Е. Ширвиндта» Книга 1.2.3 М.,1999 г.
Непосредственно адресованы детям, их родителям, педагогам такие издания:
«Туризм семейный (семейное воспитание). Краткий словарь». М.,1990 г.
«Энциклопедия туриста», М.,1993 г.
«Справочник туристско-экскурсионных объектов» М.,1993 г.
«Кодекс юного туриста-краеведа» М.,1994 г.
«Краткий словарь терминов в детско-юношеском туризме», М.,1998 г.
«На маршруте туристы-следопыты», М. «Просвещение», 1987 г.
В работах Александра Александровича можно найти интересные сведения о различных территориях нашей страны, увиденных глазами детей-туристов и опытного педагога:
- Карпаты и Закарпатье («Машины уходят в ночь», «Советский спорт», 30.10.1970 г.)
- «Моя Родина - СССР» («Джезказганская правда», 30.01.1976)
- Подмосковье «Если вы провели день в роще, «Комсомольская правда».
Остановимся лишь на некоторых из них. Очень интересной является книга, изданная в 1987 издательством «Просвещение» -«На маршруте туристы-следопыты» о подготовке и проведении походов, путешествий, о поисковой деятельности юных следопытов. Как и во всех книгах Александра Александровича, сюжет основан на реальных событиях. Прослеживается возникновение и развитие одной из групп туристского клуба «Родина». Вместе с ребятами читатель проходит путь от первого собрания пятиклассников, только собирающихся стать туристами, до их путешествия по Байкало-Амурской магистрали - уникальной сложнейшей многолетней велоэкспедиции.
Автором найдена очень удачная форма общения с читателем: рассказ идет от лица одного членов клуба (фамилия слегка изменена, но узнаваема). Это придает повествованию достоверность и особую доверительность. Читатели вместе с героями книги слушают рассказы очевидцев боев под Москвой, сопереживают им - детям войны, участвуют в поиске молодого лейтенанта, защищавшего подступы к столице осенью 1941 года, радуются, когда через несколько лет поисковой работы все-таки удается найти одного из участников обороны на Волоколамском шоссе. Все записанные диалоги и воспоминания переданы очень живо и эмоционально, чувствуется трепетное отношение автора к теме войны, да и рассказы тех, кто видел события тех лет своими глазами обладают особой силой.
Диалоги, выдержки из дневников участников туристской группы органично дополнены элементами теории туристско-краеведческой системы, должностной инструментовкой похода, историей и техникой туризма, особенностями организации походного быта, питания в походе, правилами техники безопасности и т. д. Встроенные в художественное повествование, они не кажутся надуманными и казенными, а наоборот - особенно убедительны и понятны.
Перечитывая книгу, не перестаешь удивляться темпу и насыщенности жизни участников клуба, разнообразию форм и методов, применяемых в туристско-краеведческой деятельности, возможностям, которые дает грамотная работа по данной системе.
Книга очень полезна и юным туристам, и педагогам - опытным и начинающим, родителям, и всем интересующимся туризмом.
В1994 году вышел научно-популярный сборник с очень емким, на мой взгляд, названием «Могучее средство развития личности». В книге собраны педагогические наблюдения и ситуации, имевшие место во время многодневной и очень многочисленной по составу экспедиции по Крыму. Каждый рассказ - небольшая история, с завязкой, кульминацией, развязкой, педагогическим выводом, каждое название со смыслом «Походная должность - будущая профессия», «Три похода - два эффекта», «Битва при туалетах», и даже несколько вызывающее «Козел?», Лучше «Архар». В этом же сборнике делятся своим опытом работы по концепции А. А. Ос-тапца-Свешникова «Школа жизни - окружающий мир» педагоги ДДЮТЭ «Родина» - «Что такое проталинка?», «Помогите мне увидеть лес», «Искусство никогда не много», «Гармония предполагает баланс», «Об образовании сердца».
В очерке (рассказе) «Педагогический эффект одного путешествия» автор приводит следующие данные: за время 12-дневной экспедиции по Восточному Крыму дети пребывали на воздухе от 10 до 14 часов в сутки, причем на чистом горном и морском воздухе 6 дней, посетили от 22 до 28 музейно-выставочных объектов, активно воспринимая краеведческий материал. Экскурсии по литературным местам в общей сложности продолжались семь астрономических часов (девять уроков), по историческим - менее восьми (десять с половиной часов учебного времени), биологические экскурсии заняли не менее 10 часов (тринадцать школьных уроков). Всего за 12 дней каждый участник не менее трех часов затратил на приготовление пищи для своей группы, не менее четырех часов на общественно-полезный труд по приведению в порядок мест стоянок и ночёвок. Может язык цифр и сух, но все равно впечатляет. Очень убедительно расписаны все преимущества образовательного процесса при грамотном сочетании туризма и краеведения, важность непрерывности такого воздействия, строгого соблюдения цикловой системы. Особое внимание уделено личностному разви-
тию ребенка, которое всегда возможно только в деятельности, а в походе, в условиях, где подросток практически постоянно вовлечен в деятельность, происходит очень интенсивно. В заключении мысль автора, о том, что классно-урочная система и туристско-краеведческая деятельность должны равноправно дополнить друг друга, кажется совершенно неоспоримой.
В одной из крымских экспедиций произошла история, описанная в книге, адресованной прежде всего юным читателям -«Дружок - туристская собака». Очень трогательный рассказ о собачьей преданности, безграничном доверии к людям, о том, - как важно быть человечным по отношению к братьям нашим меньшим. Продолжением этой истории и в жизни, и в творчестве, стала другая, более счастливая, описанная в рассказе «Мальчик и собака». Кодой произведений звучит мысль: «Общение человека с природой, хотя бы с ее частичкой, нужно прежде всего человеку и большому и маленькому».
Уникальнейший опыт дальних мотопоходов представлен в книге, которую Александр Александрович писал практически всю свою жизнь - «Легчайшая кавалерия». Эта яркая, местами детективная, талантливо изложенная история, возможно ждет своего режиссера, который сможет воплотить это на экране для широкой публики.
Практически во всех художественных произведениях А. А. Остапца красной нитью проходит идея о том, как важно воспитывать человека с детства ответственным за себя, за то, что происходит вокруг, воспитывать с уважением к личности ребенка, создавая ему условия, вовлекая в посильную общественно-полезную, значимую деятельность.